Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
От идеалистического историзма к социально-критической истории
Тенденции развития и основные направления исторической науки. Крах нацизма в 1945 г. вызвал у немецких историков чувства растерянности и дезориентации. Вторично на протяжении всего четверти века их историко-политические концепции оказались полностью дискредитированными. Прежний оптимизм и вера в превосходство немецкого духа сменились столь же безудержными причитаниями по поводу " ужасной беспросветности" будущего Германии. Имевший огромный авторитет, патриарх немецкой историографии Фридрих Мейнеке (1862-1954) выпустил в 1946 г. свою последнюю крупную работу " Германская катастрофа" [1]. Она ярко отразила крушение прежних либеральных идеалов автора и его попытку мучительного переосмысления прошлого Германии. Мейнеке открыто поставил вопрос о необходимости пересмотра и ревизии традиционных политических постулатов немецкой исторической науки. Корни трагедии он видел в объединении Германии " железом и кровью", в антилиберальном и антидемократическом духе созданной в 1871 г. империи. Пропитанная прусско-милита-ристским ядом, политика Бисмарка разрушила фундамент общеевропейской культуры и открыла дорогу эпохе революций и войн. Тем не менее, фашизм Мейнеке интерпретировал не как немецкое, а как европейское явление. Его происхождение он усматривал не столько в прусской традиции, сколько в современной европейской цивилизации с ее материализмом и утилитаризмом. Выступив за создание " совершенно нового синтеза историзма и естественного права" или " европеизма и американизма", Мейнеке призвал к примирению Германии с Западом и указал своим коллегам политические ориентиры. Раскол Германии, создание двух немецких государств в 1949 г. и быстрое возрождение на западе страны мощного экономического потенциала сигнализировали историкам о возможности реставрации старого прусско-немецкого идейного наследия. Они вновь заговорили о " своеобразии немецкого духа" и опасности " слишком смелого прыжка из германизма в европеизм". Политика " холодной войны" и жесткой конфронтации с Востоком привели к широкой пропаганде идей милитаризма и реваншизма. Наступление реакции шло по всем линиям, и по мере того как все глуше звучали голоса либеральных историков, все настойчивее и увереннее заявляли о себе консерваторы. Слабая линия преемственности либеральной германской историографии в 50-е гг., оказалась практически прерванной, почти никто из прежних эмигрантов в страну не вернулся. В начале 60-х гг. закончился период " экономического чуда", резко снизились темпы прироста промышленной продукции. Начавшиеся форсированная научно-техническая революция и структурная перестройка хозяйства и общества приобрели качественный характер и означали, по официальной терминологии, начало перехода ФРГ из " индустриальной в постиндустриальную" эпоху. В немецкой исторической науке доминирующее положение перешло от консервативно-националистического к более современному неолиберальному направлению, выступившему за модернизацию идеалистического историзма, за изучение социальных структур, экономических и социальных процессов, массовых движений. К середине 60-х гг. сформировалось новое поколение ученых, в основном свободное от устаревших консервативно-националистических традиций немецкой историографии. На Фрейбургском конгрессе Союза историков в 1967 г. большинство участников констатировало, что " историзм в его старой форме канул в прошлое". Он был отвергнут, но одновременно выяснилось отсутствие приемлемой для всех новой теоретической платформы. Споры и дискуссии проходили на протяжении всех 70-х гг. В ходе полемики неолибералы фактически разделились на два крыла - умеренно-реформаторское и более радикальное социально-критическое, четко ориентированное на использование методов других социальных наук - социологии, политологии, демографии, социальной психологии. Классификация западногерманской исторической науки представляет некоторую сложность в том отношении, что она приобретает различный вид в зависимости от применения либо политических, либо методологических критериев, которые зачастую не совпадают. Если использовать теоретико-методологические критерии, то в историографии ФРГ можно выделить три основных течения - приверженцы классических постулатов немецкого историзма, модернизированного в той или иной степени, по-прежнему понимающие историю как науку о духе; сторонники социального подхода к истории, выдвигающие на первый план исследование не отдельных событий и явлений, а общественных структур и массовых процессов; ученые, изучающие историю с позиций диалектико-материалистического метода. Во всех трех течениях представлены историки, придерживающиеся различных идейно-политических взглядов. Поэтому, классификация по политическим критериям показывает иную, более дробную картину. На крайне правом фланге находится праворадикальная историография, близкая к неонацизму. Центром ее является созданный в 1960 г. в Тюбингене Институт послевоенной немецкой истории. В его многочисленных публикациях настойчиво проводится реабилитация Гитлера и национал-социализма. Скандальную известность получило издание институтом в 1962 г. книги американского историка Д. Хоггана " Вынужденная война" [2], которую до этого отвергли все издательства США. Лейтмотивом книги была идея о том, что в развязывании второй мировой войны виновны Польша и провокаторская политика британского министра иностранных дел, лорда Галифакса. Праворадикальные историки по-прежнему исповедуют лозунги расизма и антисемитизма. Мысль о национальном и расовом превосходстве немцев над другими народами определила содержание двухтомного труда профессора А. Хельбока " История немецкого народа" (1964-1967). Единодушны праворадикальные авторы и в том, что главной целью должно быть восстановление Германии в довоенных границах, включая сюда также Австрию и немецкую часть Швейцарии. Мировоззрение другого, консервативного направления замкнуто в комплексе принципов, главными из которых выступают традиция, авторитет, свобода и ответственность, естественное неравенство людей. Консерваторы противопоставляют хаос и порядок, в обеспечении которого основная роль отведена государству, стоящему над обществом и отделенному от него. Они критикуют плюрализм как источник конфликтов в обществе и взамен предлагают " немецкую идею государственности". Демократия допустима лишь в жестких контролируемых рамках, поскольку человек по сути своей одержим эгоизмом, алчностью, завистью. Лишь твердый политический авторитет в облике сильного государства способен укротить эти страсти. Важнейшим средством интеграции общества в единое целое признается национальное самоутверждение. Этой проблеме посвящена книга видного представителя консерватизма профессора Рурского университета Б. Вильмса " Германская нация" [3]. Он считает, что только в возрождении национализма разрешается главная политическая проблема - отношения между индивидом и государством. Всякие личные и групповые интересы должны быть подчинены интересам нации: " Государство должно иметь возможность выступать по отношению к индивиду как власть, принуждение, а, в крайнем случае - и как насилие" [4]. Судьба нации заключена в ее истории, все связаны общим прошлым. Поэтому все немцы должны идентифицироваться с нацистским прошлым Германии, это их история, неподвластная морали, одобрению или осуждению. В таких рассуждениях Вильмса отражен один из главных принципов консервативной историографии - объективизм, отказ от вынесения оценок прошлому, требование писать историю в духе Ранке. Граница между консервативной и неолиберальной исторической наукой во многих случаях расплывчата и текуча. Главный водораздел проходит, пожалуй, в вопросе - как должно функционировать общество и государство? В отличие от классического либерализма неолибералы, сохраняя идеалы свободы личности, демократии, парламентаризма, выступают за социальное государство и его превращение в инструмент общественной политики, за широкий политический и социальный плюрализм. В первой половине 70-х гг. внутри неолиберального направления произошли заметные изменения. На левом его фланге оформилась социально-критическая школа, поставившая целью радикальное методологическое обновление исторической науки, усиление теоретического начала, широкое использование социально-научных методов, превращение истории в критическую эмансипаторскую науку. В социально-критической школе представлены историки как либеральной, так и социал-демократической ориентации. В конце 60-х гг. на волне бурного студенческого движения, либерализации и демократизации системы высшего образования, широкой популярности " критической теории", разработанной лидерами неомарксистской Франкфуртской школы Теодором Адорно (1903-1969) и особенно Юргеном Хабермасом (1929 г.р.), в западногерманской исторической науке зародилось и окрепло радикально-демократическое направление. Его характерными чертами являются ярко выраженные антиимпериалистические и антимилитаристские концепции, широкое использование методологических элементов и принципов марксизма. В политическом аспекте большинство радикально-демократических историков ориентировано на поиски и обоснование " третьего пути" общественного развития - между капитализмом, который они отвергают, и реальным социализмом, обнаружившим свою несостоятельность. Широк и неоднозначен в ФРГ спектр социал-демократической историографии, координирующим центром которой выступает созданная в 1982 г. Историческая комиссия при Правлении СДПГ. Комиссия организовала две крупные научные конференции в Ольденбурге (апрель 1986 г.) на тему " Следы повседневности - История в политической практике" и в Бонне (март 1987 г.) на тему " Наследники немецкой истории: Федеративная республика и ГДР". В теоретическом плане социал-демократическая историография придерживается методологического плюрализма и по ряду вопросов практически смыкается с либерально-реформистской исторической наукой. Но есть некоторые особенности, придающие социал-демократическому направлению специфические черты и собственное лицо. Социал-демократические ученые подчеркивают, что изучение истории способствует формированию общественного сознания, нацеленного на укрепление мира и недопущение войны, на сохранение демократических свобод и правового государства. Эта историография ориентирована на демократические, гуманистические и прогрессивные традиции рабочего движения в Германии. Она четко отмежевывается от антикоммунистических стереотипов консервативной и праволиберальной историографии, подчеркивает, в частности, большую роль коммунистов в антифашистском Сопротивлении. Левосоциалистическая историография находится на стыке социал-демократической и ортодоксально-марксистской исторической науки. От последней она отличается, прежде всего, свободным и творческим использованием марксизма, отказом от слепого следования всем его постулатам и принципам, стремлением использовать научно-плодотворные достижения немарксистской общественной мысли. Это направление сформировалось к началу 70-х гг. в Марбургском университете вокруг профессора политических наук Вольфганга Абендрота (1906-1985) и обычно именуется марбургская школа. Центром ортодоксально-марксистской историографии стал организованный в 1968 г. во Франкфурте-на-Майне Институт марксистских исследований под руководством члена Правления ГКП Йозефа Шляйфштейна. Проблематика института была ограничена историей немецкого рабочего и социалистического движения. Под эгидой института осуществлена также публикация серий " Документы по теории социализма и практике профсоюзного движения", " Социалистическая классика", " Марксизм сегодня", " Классовая борьба в капиталистической Европе", " Библиотека Сопротивления". Институт внес заметный вклад в пропаганду и распространение марксизма в ФРГ, хотя значительных в чисто профессиональном отношении исторических работ там не появилось. Такие работы были представлены большей частью лицензионными изданиями произведений историков ГДР. Значимость марксистских исследований зачастую резко снижалась из-за догматической позиции их авторов, претензии на монопольно верное истолкование марксизма, узкоклассового подхода к историческому процессу, жесткой конфронтации и идеологической нетерпимости, чересчур апологетического изображения стран реального социализма, прежде всего СССР и ГДР. Кризис в ГДР, а затем исчезновение этого государства повлекли за собой тяжелые последствия для западногерманского ортодоксального марксизма. Произошел практический распад ГКП, оказавшись без восточногерманской финансовой поддержки, Институт марксистских исследований потерпел крах и прекратил свою деятельность. Организация исторических исследований. Палитра исторической науки ФРГ богата и многокрасочна. Исторические факультеты, семинары, отделы и секции существуют в 25 университетах, а также в ряде технических университетов, высших технических и педагогических школ. В 60-е - первой половине 70-х гг. почти в три раза увеличилось число ординарных профессоров и других преподавателей истории, что было связано в первую очередь с учреждением новых университетов в Бохуме (1961), Дортмунде (1962), Регенсбурге (1962), Бремене (1964), Констанце (1964), Билефельде (1967), Ульме (1967), Аугсбурге (1969). Кроме университетских центров, в ФРГ существует множество специализированных научно-исследовательских институтов, обществ и комиссий по различным проблемам и периодам истории, а общее количество публикуемых исторических работ составляет в среднем 8-10 тысяч названий ежегодно. Исследования в области истории опираются на солидные финансовые субсидии из бюджета федерального и земельных правительств, на средства различных благотворительных фондов - Союза фондов для развития немецкой науки, фонда Фридриха Тиссена, фонда Фольксвагенверк, Международного Рокфеллеровского Фонда, Фонда Генри Форда и других. Существуют и фонды политических партий, также выделяющие дотации на исторические исследования: фонд Конрада Аденауэра (ХДС), Ганса Зайделя (ХСС), Фридриха Наумана (СвДП), Фридриха Эберта (СДПГ). Наиболее крупным специализированным центром является Мюнхенский институт современной истории, созданный в 1947 г. под первоначальным названием - Институт по изучению национал-социализма. Он ведет исследования немецкой истории периода от окончания первой мировой войны до образования в 1949 г. двух германских государств. С 1953 г. институт выпускает журнал " Ежеквартальник современной истории" (" Vierteljahrshefte fü r Zeitgeschichte" ) с приложениями, число которых превышает 50 томов. Институт подготовил капитальное исследование " Бавария во времена национал-социализма" (6 тт., 1977-1983) и пятитомный сборник " Документы предыстории Федеративной Республики Германии 1945-1949" (1976-1983). Аналогичные проблемы изучает созданное в 1957 г. во Фрейбурге Военно-историческое исследовательское ведомство, приступившее с 1979 г. к изданию фундаментального исследования " Германский рейх и вторая мировая война" в десяти томах. Активную публикацию документов и научных исследований осуществляет организованная в 1951 г. в Бонне Комиссия по изучению парламентаризма и политических партий. Ведущими центрами правоконсервативной историографии выступают появившееся в 1950 г. в Гамбурге Общество им. Л. Ранке и функционирующая с 1977 г. в Западном Берлине Прусская историческая комиссия. Общество Ранке настойчиво и последовательно проводит идеи о ведущей роли личности в истории, о " вечных и непреходящих ценностях прусского государственного сознания", пропагандирует элитарную теорию исторического процесса. Все эти мысли широко представлены в печатном органе общества " Историко-политическая книга" (" Das historisch-politische Buch" ) и его серийных публикациях " Личность и история" (вышло более 100 томов), " Исследования по истории" (более 30 томов), " Книги Януса. Очерки всемирной истории" (более 20 томов), " Ведущие слои Германии нового времени" (более 10 томов). Общество Ранке придерживается традиционных постулатов идеалистического немецкого историзма, защищает индивидуализирующий метод, примат политики над экономикой и примат внешней политики над внутренней. В связи с тем, что университеты утратили свое прежде монопольное положение в сфере исторических исследований и возросла роль специализированных институтов, в 1972 г. было создано Объединение внеуниверситетских исторических исследовательских заведений в Федеративной Республике Германии с резиденцией в Мюнхене. В него вошло более 50 научно-исследовательских организаций и центров. Объединение создало шесть комиссий по изданию документов XX века, по истории университетов, по истории науки, по вопросам печати и издательств, по организации системы информации для исторической науки, по структурным проблемам научно-исследовательских учреждений. Оно координирует исторические исследования, информирует в своих бюллетенях обо всех проводимых и намечаемых в ФРГ съездах, конференциях и коллоквиумах в области истории. С 1974 г. Объединение издает внушительнейший по объему ежегодник (" Jahrbuch der historischen Forschung in der Bundesrepublik Deutschland" ), дающий исчерпывающую информацию о состоянии и проблемах развития исторической науки в стране. Общеисторической национальной организацией в ФРГ является Союз историков Германии, воссозданный в сентябре 1949 г. В него входят преподаватели истории и вспомогательных дисциплин высшей школы, работники научно-исследовательских учреждений, музеев, архивов и библиотек, а также частные лица, имеющие ученую степень по истории либо печатные работы в этой области науки. Союз историков Германии насчитывал в конце 80-х гг. более 900 членов, уплачивающих ежегодные взносы, идущие на организацию регулярных съездов историков. С 1949 по 1990 гг. состоялось 20 съездов Союза, на которых обсуждались наиболее актуальные теоретико-методологические и конкретно-исторические проблемы. Съезды пользуются вниманием руководящих кругов ФРГ. Так, на Мангеймском съезде 1976 года перед участниками выступил федеральный президент В. Шеель, в 1978 г. на съезде в Гамбурге канцлер Г. Шмидт, на Мюнстерском съезде 1982 года - президент К. Карстенс. В структуре Союза историков представлено восемь отдельных секций - две по древней истории, секция средних веков, нового времени, современной истории, социальной истории, восточноевропейской истории, церковной истории. Он тесно сотрудничает с Союзом учителей истории Германии, объединяющим 11 земельных организаций с количеством более трех тысяч членов. До 1958 г. в съездах Союза историков принимали участие ученые из ГДР, но после создания в Лейпциге самостоятельного Общества историков ГДР между ними произошел окончательный разрыв. С объединением Германии в 1990 г. Общество прекратило свою деятельность, а вопрос о приеме его бывших членов в Союз историков решается в строго индивидуальном порядке. Немецкие исторические институты существуют и за рубежом, в Лондоне, Париже, Риме и Вашингтоне. Возрастание роли современной истории нашло отражение в ускоренном развитии политических наук. В большинстве университетов организованы специальные семинары или институты политических наук, наиболее крупными из которых являются институты при Гейдельбергском, Марбургском и западноберлинском Свободном университете, а также Высшая школа политических наук в Мюнхене. Их деятельность координирует Немецкое объединение политических наук, с 1960 г. издающее " Политический ежеквартальник" (" Politische Vierteljahresschrift" ). Основное внимание западногерманских политологов привлекают теория и сравнительная история политических систем, теория и история внешней политики, теоретические основы политики, история политической мысли, история и теория политических партий, моделирование историко-социальных процессов, проблемы социальной структуры и конфликтов в обществе, исследование " мирового коммунизма". Архивы и историческая периодика. Богаты и разнообразны фонды западногерманских архивов. Ведущее положение среди них занимают учрежденный в 1960 г. Федеральный архив в Кобленце с отделением Военного архива во Фрейбурге и Политический архив в Бонне. На базе его фондов с 1956 г. возобновилось издание многотомной серии " Документы немецкой внешней политики 1918-1945", насчитывающее уже свыше 50 томов. В Федеральном архиве находится много документов центральных учреждений национал-социалистической партии, архив канцелярии Розенберга, часть главного архива НСДАП. Два крупных архива расположены в Западном Берлине. Это архив фонда Прусское культурное наследие с материалами по прусской истории и богатейшее собрание документов периода гибели Веймарской республики и национал-социализма - Берлинский документальный центр, находившийся до 1990 г. в ведении американского государственного департамента. В его фондах содержатся центральная картотека национал-социалистической партии, насчитывающая почти 11 миллионов учетных карточек членов партии, картотека СС (более 60 тысяч дел), картотека ведомства по расовым вопросам (более 200 тысяч дел) и архив штурмовых отрядов (260 тысяч дел). Несколько десятков тысяч томов документации периода 1933-1945 гг. собрано в архиве Института современной истории. В Мюнхене же находятся Баварский Главный государственный архив и Тайный государственный архив. Подобные государственные архивы расположены и в других городах-центрах земель ФРГ - Гамбурге, Висбадене, Ганновере, Киле, Штутгарте. Имеются также многочисленные университетские и городские архивы, среди которых по обилию материалов выделяются архивы Кёльна, Карлсруэ, Мюнстера. Необычайно разнообразна историческая периодика ФРГ, где в середине 80-х гг. выходило около двухсот пятидесяти различных исторических и историко-политических журналов и ежегодников. Прекрасные ориентиры для исследователей дают выпущенные в конце 70-х - начале 80-х гг. подробные библиографии по теории исторической науки, революции 1918-1919 гг., истории политических партий и экономических союзов, национализму, национал-социализму, истории ФРГ, немецкому либерализму. Продолжается издание архивных материалов в серии " Германские исторические источники ХIХ-ХХ вв.", где в числе новейших появились документы из архивов Герберта Бисмарка, Карла Клаузевица, консервативного идеолога Эрнста Людвига фон Герлаха, статс-секретаря Курта Рицлера. Роль интегрирующего центра играет старейший мюнхенский " Исторический журнал" (" Historische Zeitschrift" ), выходящий с 1859 г. практически без перерыва. Он публикует крупные статьи, тематические обзоры, рецензии и подробную библиографию исторической и политической литературы. Теоретико-методологическим и историографическим вопросам посвящен издающийся с 1950 г. во Фрейбурге журнал " Столетие" (" Saeculum" ), а тематическим обзорам новейших исследований по различным проблемам - существующий с 1956 г. ежемесячник " Новая политическая литература" (" Neue Politische Literatur" ). Проблемам немецкого и международного рабочего движения уделяет основное внимание выходящий с 1961 г. под эгидой фонда Ф. Эберта " Архив социальной истории" (" Archiv fü r Sozialgeschichte" ), преемник издаваемого К. Грюнбергом в межвоенный период " Архива по истории социализма и рабочего движения". Радикально-демократические и марксистские историки публикуются, как правило, в журналах " Аргумент" (" Das Argument" ) и " Листы германской и международной политики" (" Blä tter fü r deutsche und internationale Politik" ), а приверженцы количественных методов - в журнале " Historische Sozialforschung. Quantum Information", большинство материалов которого напечатано на английском языке. С 1975 г. начал выходить один из наиболее интересных и значительных в научном отношении западногерманских журналов - орган социально-критической школы, ежеквартальник " История и общество. Журнал исторической социальной науки" (" Geschichte und Gesellschaft. Zeitschrift fü r Historische Sozialwissenschaft" ), само название которого показывает его направленность. В отличие от прочих изданий каждый номер журнала посвящается какой-либо отдельной проблеме. Среди них были такие интересные и важные темы как исследования семьи и демография, революция и реформа в Латинской Америке, история и эволюция, система национал-социалистиеского господства, религия и общество в XIX веке, наполеоновское господство и модернизация, женщины в истории XIX - XX веков, национальные проблемы в Восточной Европе, университет и общество, социальная история и культурная антропология, фашизм в авторитарных системах, сопротивление и инакомыслие в Восточной Европе, проблемы урбанизации и многие другие. Кроме того, регулярно выходят отдельные приложения, в которых освещаются социальные аспекты различных исторических событий и процессов. Эта группа историков выпускает также серию " Критические исследования", в которой появилось уже более 120 работ. Консервативное господство 50-х гг. В конце 40-х - 50-е гг. доминирующее положение занимало в западногерманской историографии консервативное направление. Оно выступало за жесткую конфронтацию со странами социализма, требовало репрессивного курса внутри страны и создания " ядерного зонтика безопасности" над ФРГ и Европой. Понимая историю, как только сферу действия человеческого духа, консерваторы настойчиво рекомендовали идеалистический историзм как наилучшее средство в борьбе против марксизма. Признанным лидером консервативного направления выступал фрейбургский профессор Герхард Риттер (1888-1967), имевший большой авторитет и репутацию убежденного антифашиста, поскольку был связан с участниками заговора против Гитлера летом 1944 г., которые прочили ему министерский пост в их будущем правительстве. Центральной проблемой истории для немецких ученых стал по понятным причинам вопрос о месте и значении нацизма в истории Германии. Консерваторы во главе с Риттером трактовали это явление как разрыв в немецкой истории, не имевший собственно отечественных корней. В книге " Карл Гёрделер и немецкое движение Сопротивления" Риттер убежденно заявил, что " по своей глубинной сути национал-социализм - это вовсе не оригинально-немецкая опухоль, а германская форма общеевропейского явления: однопартийного государства во главе с вождем. Ее следует объяснить не из прежних традиций, а только из специфически современного кризиса, кризиса либеральной формы государства и общества" [5]. Этот кризис, имевший свои истоки еще в якобинской диктатуре, привел к упадку культуры, утрате веры и моральному нигилизму, на волне которого к власти пришла демоническая и загадочная личность Гитлера. Нацизму Риттер не без оснований противопоставил прусские консервативные традиции как одну из главных ценностей немецкого национального сознания. Он провел резкое разграничение между теми группами Сопротивления, которые сотрудничали в годы войны с союзниками, чтобы добиться свержения национал-социалистического господства, и кружком Гёрделера, стремившегося к перевороту в опоре на часть офицерского корпуса вермахта. Риттер полагал, что те группы Сопротивления, которые передавали противникам Германии разведывательную информацию, выступили как изменники и вражеские агенты. Поэтому судебные процессы над ними и их казнь он считал юридически безукоризненными и морально оправданными. Проблема фашизма тесно связана с проблемой милитаризма, исследованию которого Риттер посвятил свой последний крупный труд, оставшийся незаконченным[6]. Попытавшись ответить на вопрос - с какого времени и почему милитаризм стал определять внешнюю политику Германии? - автор принял во внимание лишь политические факторы, практически оставляя в стороне аспекты социальные. Считая милитаризмом прежде всего открытую военную агрессивность, Риттер полагал, что прусский король Фридрих Вильгельм I, подчинивший всю экономику страны нуждам армии, не был, тем не менее, милитаристом в противоположность Карлу XII в Швеции, Петру I в России, Людовику ХIV во Франции, ведшим постоянные войны за территориальные приобретения. Не отвергая категорически тезис о милитаристском характере старопрусской монархии, Риттер подчеркивал, что это был милитаризм совершенно иного рода, нежели в кайзеровской или национал-социалистической Германии: первый был стабилизирующим элементом порядка, второй превратился в разрушительное массовое движение на волне национализма. Риттер настаивал на том, что германская внешняя политика имела оборонительный характер и не преследовала до 1914 г. никаких экспансионистских целей. Пангерманские идеи завоевали широкую популярность только в ходе войны и представляли решительный разрыв с прусской традицией. Корни милитаризма Риттер обнаруживал в Великой французской революции. Если прежде войны велись с ограниченной целью обеспечения в их итоге длительного спокойствия и мира, то якобинцы и Наполеон стремились к тотальному уничтожению противника. Они подчинили политику военным целям и явились поэтому истинными родоначальниками современного милитаризма. Подробно и красочно описывая противоречия между политиками и военными, в частности, между Бисмарком и Мольтке, Риттер считал, что хотя Бисмарку и не удалось полностью подчинить себе милитаристскую систему и заставить ее служить только политическим целям, он все же держал ее под своим контролем. Только после отставки железного канцлера милитаризм вырвался на волю и перестал выполнять роль средства в руках великого государственного деятеля. Риттер вновь рисует впечатляющую картину борьбы между политиком Бетман-Гольвегом и " махровым милитаристом чистейшей пробы" Людендорфом, в которой последний одержал верх. После отставки канцлера единственным противником милитаристов в правительстве остался, по мнению автора, только статс-секретарь Кюльман. Фундаментальное произведение Риттера вобрало в себя богатейший фактический материал по истории Германии с 1740 по 1918 г., показало огромную эрудицию и знания автора и явилось в этом смысле классическим произведением политической историографии, пренебрегающей социально-экономическими сторонами истории. Он стремился дать многокрасочную картину прошлого, не ограничиваясь черно-белым изображением. Можно с основанием назвать его концепции апологетическими, но следует учесть, что Риттер необычайно высоко ставил воспитательную роль истории. Поэтому историография, которая преследует цель уничтожить исторические легенды и мифы, но не дать взамен их ничего позитивного, была для Риттера совершенно неприемлемой. Он же стремился подчеркнуть, прежде всего, то, что казалось ему ценным и достойным примером, и достигал этого не в последнюю очередь ясным и отточенным стилем своих произведений, ставших заметным явлением немецкой исторической науки. Другой видный представитель консервативного направления Ганс Иоахим Шёпс (1909-1980) был убежденным сторонником духовного приоритета в истории и апологетом пруссачества. В своих многочисленных работах он ратовал не только за восстановление Пруссии, но и даже за реставрацию монархии. Христианско-социальный консерватизм и патернализм Шёпс изображал как животворный источник, из которого постоянно черпается обновление духа. В самом крупном своем произведении, пятитомной " Духовной истории Германии нового времени" Шёпс категорически отверг какую бы то ни было связь между нацизмом и пруссачеством. Приход Гитлера к власти он объяснял исключительно Версальским диктатом, создавшим в стране самую благодатную почву для поднятия национальной волны, на гребне которой национал-социалисты достигли имперской канцелярии. " Устоем Европы" объявил Пруссию еще один известный консервативный историк Вальтер Хубач (1915 г.р.). Она изображалась бастионом европеизма на Востоке, оплотом и центром цивилизации[7]. В работах о Фридрихе II, Гогенцоллернах, Гинденбурге автор стремился возродить старые легенды немецкой историографии. Объявляя Гинденбурга " одной из бессмертных личностей" немецкой истории, Хубач подчеркивал, что назначение им Гитлера на пост рейхсканцлера было правомерным актом президента, призвавшего к власти лидера сильнейшей политической партии в соответствии с конституцией Веймарской республики. Апологетическая в основе картина немецкой истории, нарисованная консерваторами, позволяла выбросить из нее национал-социалистическое прошлое как чужеродное, наносное и случайное явление и сохранить в неприкосновенности национальные прусско-немецкие традиции. Возмутитель спокойствия Фриц Фишер. В обстановке консервативно-националистического господства впечатление разорвавшейся бомбы произвело появление в 1961 г. книги гамбургского профессора Фрица Фишера (1908 г.р.) " Рывок к мировому господству" [8]. Вспыхнувшая в связи с этим ожесточенная дискуссия означала поворотный пункт в развитии западногерманской исторической науки. Исследование Фишера опиралось на солидную источниковую базу. Он изучил многочисленные документы, хранящиеся в архивах Потсдама и Мерзебурга на территории ГДР. На их основе Фишер пришел к аргументированному выводу о том, что от сентябрьского (1914) меморандума канцлера Бетман-Гольвега о целях Германии и до осени 1918 г. эти намерения носили экспансионистский характер. Споры вызвали два основных тезиса Фишера. Во-первых, он подчеркнул, что германское правительство не только сознательно пошло на риск развязывания мировой войны, но и активно содействовало этому своей прежней политикой. Вторая мысль заключалась в том, что далеко идущие аннексионистские планы были присущи не только пангерманцам и немецкому генералитету, но встретили поддержку и содействие большинства политических течений от консерваторов до партии Центра, либералов и правых социал-демократов. Различия между аннексионистами и умеренными касались не принципиальных целей, а тактики их осуществления и имели лишь относительный характер. Безбрежный экспансионизм настолько роднил устремления Германии в первой и второй мировых войнах, что между ними, по заключению Фишера, имелась несомненная преемственность. Это означало, что нацизм не является изолированным и случайным эпизодом немецкой истории, не связанным непосредственно с национальными традициями и особенностями. Наоборот, книга Фишера доказывала существование определенной линии преемственности от образования Германской империи до краха 1945 г., да и наличие элементов опасного прошлого в самой Федеративной республике. Именно это и вызвало негодование консервативных историков, обрушившихся с нападками на концепцию Фишера. Наивысшего накала полемика достигла на съезде историков в 1964 г. в Западном Берлине и на Венском Международном конгрессе исторических наук в следующем году. Выражая общую позицию консерваторов, Риттер обвинил Фишера в научной и политической безответственности и заявил, что " откладывает книгу с глубокой печалью, грустью и озабоченностью при взгляде на будущее поколение" [9]. Возражая своим оппонентам, Фишер вновь подчеркнул, что речь идет не об очернении и нигилистическом отрицании национального прошлого, а о восстановлении исторической истины. Его концепция получила дальнейшее развитие в последующих книгах " Война иллюзий. Германская политика в 1911-1914 гг." (1969) и " Союз элит. К проблеме преемственности структур власти в Германии, 1871-1945" (1979). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1754; Нарушение авторского права страницы