Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историческая наука в США во второй половине XX века.



От теории " консенсуса" к " новой исторической науке"

Вторая половина XX в. стала временем существенного подъема и обновления исторической науки в CШA. Развитие американской историографии было неоднозначным и даже противоречивым, попытки презентистского использования исторических знаний в целях текущей политики были далеко небезуспешными. Однако в целом значительно продвинулось вперед не только изучение истории США, но и формирование новых отраслей исторической науки: латиноамериканистики, славистики, истории международных отношений. В США появилась целая плеяда крупных историков, социологов и политологов, труды которых приобрели весьма широкое международное звучание. Особое значение имело формирование " новой исторической науки". В немалой мере учитывая разработки европейской историографии (особенно французской и анг­лийской), она развивалась с поистине американским размахом, опираясь, прежде всего, на деловую постановку университетского исторического образования и широкое научно-техническое обеспечение науч­ной работы, оказывая, в свою очередь, влияние на историографию дру­гих стран.

В развитии американской исторической науки второй половины XX в. выделяются два этапа - конец 40-х - 50-е годы и 60-е начало 90-х годов.

Перипетии мирового исторического процесса, противостояние двух социальных систем, вылившееся в " холодную войну", распад СССР оказали глубокое воздействие на различные стороны жизни США, в том числе и на историческую науку. В итоге второй мировой войны США упро­чили свое положение в мире: только они вышли из войны окрепшими в промышленном и финансовом отноше­ниях. На этой почве выросла глобальная политика и идеи " мировой ответственности" за судьбы " свободного мира". Важной чертой внутреннего развития было укрепление позиций бизнеса, рост консервативных настроений в стране в конце 40-х - 50-е годы.

Историков, как и представителей других социальных наук, при­зывали включиться в " холодную войну", дав ей социологическое, эко­номическое и историческое обоснования. В необычном обращении президента Трумена к Американской исторической ас­социации в декабре 1950 г. провозглашалось, что главной задачей политики США является борьба с коммунизмом, и в этом деле " труд американских историков имеет колоссальное значение" [1]. Рост кон­сервативных тенденций сказался и на исторической науке США пер­вых полутора послевоенных десятилетий. Доминирующим в историографии стало направление, основанное на теории " кон­сенсуса" (согласия). Ее приверженцы, отправляясь от положений об " американской исключительности", отрицали важное значение социальных конфликтов в истории США.

С 60-х годов начался новый период в послевоенной истории США. В сфере международных отношений, прежде всего американо-советских, обозначились тенденции к разрядке напряженности. В самих США под­спудно вызревавшие противоречия вылились в острый социальный конфликт. В стране развернулось широкое негритянское движение против расового гнета и социального неравенства. В бурные 60-е годы активное участие в движении протеста приняла молодежь, пришедшая на смену " молча­ливому поколению" 50-х годов; она составила основу движения, по­лучившего название " новые левые". Его протест, несмотря на анар­хистские черты, содержал немалый заряд антимонополистический и даже антикапиталистической критики. В новых условиях оживился неолиберализм, и усилилась социально-реформистская мысль и деятельность.

Не менее важным фактором развития США в наступившие десяти­летия становится научно-техническая революция. Она проникла во все поры американского общества, во многом преобразовала эконо­мическую структуру (уходит в прошлое " капитализм дымных труб" ), изменился удельный вес различных социальных слоев.

В условиях происходивших в стране социально-политических про­цессов, накопления нового социального опыта и существенных изме­нений в интеллектуальной жизни общества происходили важные сдвиги в самой исторической науке. На ход ее развития оказали влияние и глубокие перемены, идущие в естественных науках, и интеграционные процессы в гуманитарных дисциплинах. Вырабатываются новые методы и техника исторических исследований, в большей мере отвечающие общественным и научным запросам времени. Они нашли воплощение в сформировавшемся в этот период направлении " новой исторической науки".

Организационные основы исторической науки. Возрастание практической роли социальных знаний, в том числе истори­ческой науки, потребности ее внутреннего развития послужили важ­ной причиной увеличения масштабов исторических исследований. Рас­ширение подготовки профессиональных историков, создание большого числа новых научных центров, солидная материальная поддержка со стороны частных фондов и правительственных учреждений - все это придало историческим исследованиям в США больший размах, чем в стра­нах Западной Европы.

Базой исторической науки в США являются университеты. Здесь выполняется большая часть исторических исследований, и это положи­тельно влияет на уровень преподавания и подготовку специалистов. Ведущую роль по-прежнему играют старые университеты: Гарвардский, Колумбийский, Висконсинский, Чикагский, Корнельский, Принстонский, Калифорнийский.

Главными источниками финансирования научных исследований по­мимо университетских являются правительственные и частные фонды. Учрежденный конгрессом в 1965 г. Национальный гуманитарный фонд предоставляет историкам значительную часть субсидий. Особенно воз­растают правительственные ассигнования на проведение крупных юбилейных мероприятий, имеющих нередко политическую окраску. Так, в связи со 100-летием Гражданской войны 1861-1865 гг. конгресс образовал специальную комиссию во главе с У. Грантом, внуком знаменитого генерала. На празднества, прошедшие под знаком сожаления о " братоубийственной войне", были истрачены огромные средства (включая все затраты, стоимость юбилея обошлась в сумму, близкую к затраченной 100 лет назад на саму войну). Такие же большие средства были ассигно­ваны на празднование 200-летия Войны за независимость, проходившего под эгидой юбилейной комиссии конгресса с девизом " Наследие духа 76". Поистине с американским размахом была предпринята публикация документов " отцов американской революции", а на написание 50-том­ной истории американских штатов было выделено 1, 4 млн. долл.

Значительные средства на финансирование исторических исследо­ваний предоставляют фонды Форда, Рокфеллеров, семейства Меллонов.

Существует несколько фондов и правительственных программ, че­рез которые историки получают материальную поддержку для выполне­ния исследовательских работ за рубежом, а также чтения лекций в иностранных университетах. Наиболее известна из них фулбрайтовская программа, по которой ежегодно предоставлялось до 500 субсидий для зарубежных поездок.

В Америке существует весьма сложная система профессиональных организаций историков[2]. Крупнейшим национальным объединением является по-прежнему Американская историческая ассоциация (АИА). Только ей конг­рессом предоставлено право представлять профессиональные интересы американских историков в правительственных агентствах и на между­народной арене. Одно из основных направлений деятельности АИА - налаживание сотрудничества историков-специалистов в различных об­ластях исследований. Ассоциация ведет также работу по улучшению преподавания истории в школах и колледжах. Численность организации колеблется между 15-20 тыс. членов, печатный орган АИА - " Американское историческое обозрение" (" American Historical Review" ). Под эги­дой АИА развернута деятельность специализированных исто­рических обществ. Одни из них организационно связаны с АИА, другие сохраняют широкие автономные права.

Специализированные общества различны по своим научным интере­сам и масштабам деятельности. Научная направленность одних - изу­чение важных аспектов истории США: Ассоциация экономической исто­рии (1940), Общество аграрной истории (1919), Общество по изучению жизни и истории негров (1915), Американская ассоциация социальной истории (1976) и т. д. Другие общества имеют узкоспециальный ха­рактер, например, ставят целью изучение истории медицины, архи­тектуры, военно-воздушного флота. Большая группа обществ, так или иначе, связана с изучением истории религии и ее институтов. Еще одна категория ис­торических обществ - объединения страноведческого характера: Се­вероамериканская конференция британских исследований, Общество итальянской истории и т. д. Большим влиянием пользуется Американс­кая ассоциация местной истории.

На протяжении послевоенных десятилетий политическое лицо Американской исторической ассоциации не оставалось неизменным. " Холодная война" и маккартизм не прошли бесследно. В 50-е годы она заняла позицию сходную с Американской ассоциацией университетских профессоров-историков, призывавшую лишить историков левых взглядов права преподавания в университетах. В 1949 г. президент АИА известный медиевист К. Рид в обращении " Со­циальная ответственность историка" писал: " Тотальная война, горя­чая или холодная, мобилизует всех и требует, чтобы каждый занял свой пост. Историк также не свободен от этой обязанности, как и физик" [3]. На следующий год аналогичные идеи прозвучали в послании нового президента С. Морисона " Вера историка". " Мы нуждаемся в истории США, написанной со здравых консервативных позиций" [4], - писал он.

Эти идеи встречали далеко не единодушную поддержку историков. Однако руководство АИА вплоть до 70-х годов продолжало отстаивать взгляды, которые в целом не выходили за пределы господствующей идеологии.

Наиболее значительный всплеск недовольства со стороны историков радикально-демократического направления положением в АИА и ее политическим лицом произошел в конце 60-х - начале 70-х годов. В центре острой дискуссии оказалась война США во Вьетнаме, потянувшая за собой и другие вопросы: демократизации структуры ассоциации, академических свобод и т.д.

Американская историческая ассоциация на протяжении 100 лет является главной организацией историков США, но в последние деся­тилетия ее лидерство оспаривается Организацией американских историков (ОАИ). ОАИ выросла из регионального объединения исто­риков - Историческая ассоциация долины Миссисипи, которая по мере роста все больше становилась общенациональной организацией спе­циалистов по истории США (к 1966 г. ее численность достигла 11 тыс. членов). Орган ОАИ - " Журнал американской истории" (" Journal of American History", 1964). Общественный климат конца 60-х - начала 70-х годов способствовал определенной демократизации ОАИ. В последнее десятилетие на пост президента ассоциации выбирались историки Ю. Дженовезе, У. Э. Уильямс, Л. Литвак, Э. Фонер, известные своей приверженностью к новым методам исследовательской работы и левой политической ориентацией.

К середине 80-х годов в США значительно возросло число изда­ваемых исторических журналов (их число приближается к 150). Сре­ди них центральные: " Американское историческое обозрение" и " Жур­нал американской истории". К числу важнейших периодических изда­ний относятся также: " Тихоокеанское историческое обозрение" (" Pacific Historical Review", 1932), по истории Западного региона США, " Журнал южной истории" (" Journal of Southern History", 1935), " Журнал негритянской истории" (" Journal of Negro History", 1916), " Журнал новой истории" (" Journal of Modern History", 1929), публикующий материалы по новой истории европейских стран, " Ежеквартальник Уильям и Мэри" (" William and Mary Quarterly", 1892), посвященный колониальной истории США.

С 60-х годов в связи с дифференциацией научных знаний, а в особенности - формированием " новой исторической науки" с ее вниманием к междисциплинарному подходу и применению количественных методов появляется новая обширная периодика.

В последние десятилетия увидел свет ряд многотомных изданий по истории США. Наиболее значительные из этих серий: " Экономиче­ская история США", " История Юга", " Чикагская история американской цивилизации", Гарвардская серия по истории городов[5].

Американская историография расширила тематику исследо­ваний не только в проблемном отношении, вовлекая в круг своего изучения новые сферы общественной жизни, но и в географическом. Не в малой мере это определялось новым местом США в послевоенном ми­ре. Если до 1945 г. на каждую монографию или докторскую диссерта­цию по зарубежной истории приходилось, по крайней мере, дюжина книг по отечественной истории, то в 50-х - 70-х годах американской тематике посвящалось немногим больше половины работ.

Отдельные отрасли исследования зарубежной истории росли осо­бенно стремительно. Так, если до середины 50-х годов изучение ис­тории стран Латинской Америки было поставлено весьма неудовлетво­рительно, то ныне в Калифорнийском, Беркли, Флоридском универси­тетах образовались влиятельные научные центры латиноамериканистики, а Конференция по истории Латинской Америки издает авторитет­ный журнал " Испано-американское историческое обозрение" (Hispanic -American Historical Review", 1927).

После второй мировой войны произошел взлет советологии. Американская ассоциация славян­ских исследований объединяла в 1990 г. 3500 членов, большинство которых занимается русской и советской историей. Такие журналы как " Славянское обозрение" (" Slavic Review" ), " Журнал украинских исследований" (" Journal of Ukrainian Studies" ), " Проблемы коммунизма (" Problems of Communism" ) отдавали предпочтение материалам о Советском Союзе. Созданная в США компьютерная сеть " Совсет" снабжала славистов обширной обновляющейся информацией. Около 250 университетов предлагали программу изучения Советского Союза. Cpeди ведущих советологических центров были университеты Беркли, Мичиган­ский, Гарвардский, Колумбийский. В советологии получили развитие различные школы и направления, во многом совпадающие с разделения­ми, характерными для исторической науки США в целом.

Американские историки располагают весьма широкой источниковой базой[6]. Центральное место в системе архивной службы занимает находя­щийся в Вашингтоне Национальный архив США, где хранится значитель­ная часть документации федерального правительства общенационально­го значения. Архив располагает документами со времени Войны за не­зависимость до настоящего времени. Здесь находятся подлинники меж­дународных договоров, материалы палат и комитетов конгресса, до­кументы органов исполнительной власти.

В систему государственных архивов входят президентские биб­лиотеки, в которых хранятся бумаги послевоенных президентов. Родона­чальницей всех последующих послужила библиотека Франклина Рузвель­та в Гайд-парке.

В 60-е годы государственная архивная служба испытала непо­средственное влияние происходящих в исторической науке перемен. Стремление многих историков изучать, по их словам, не только историю политической элиты", но и " молчаливого большинства", обращение исследователей к проблематике " новой социальной истории" столкнулись с определенной узостью материалов, находящихся в американских архивах (они отражали, прежде всего, деятельность государственных учреждений). Новое ви­дение истории требовало обращения к таким источникам как переписи, налоговые документы, судопроизводство, церковные записи и т. д. Все это побуждало к расширению круга хранимых документов.

Значительная часть материалов находится в рукописных отделах библиотек и исторических обществ. Самая крупная научная библиоте­ка Соединенных Штатов Библиотека Конгресса содержит бумаги видных общественных и государственных деятелей США на протяжении всей американской истории. Богатством коллекций источников по американ­ской истории выделяется Публичная библиотека Нью-Йорка.

В библиотеках многих университетов также имеются обширные кол­лекции материалов. Собрания материалов многих университетов носят тематический характер, определяя порой научный профиль историче­ских факультетов. Так, библиотека Принстонского университета имеет собрание документов по ранней истории США, Мичиганского - по Войне за независимость, Чикагского - по Гражданской войне, Висконсинского, Корнельского и Дьюкского университетов - по рабочему движению, в Стэнфордском университете находится гуверовская библиотека по проблемам войны, мира и революций.

В послевоенные десятилетия Национальной комиссией по публи­кации исторических документов, Библиотекой Конгресса США, Нацио­нальным архивом, историческими обществами штатов и т. д. была про­ведена огромная работа по публикации исторических документов по­литических, общественных и культурных деятелей США[7]. Только к 200-летию Войны за независимость были развернуты 50-томное изда­ние документов Т. Джефферсона, 62-томное - Б. Франклина, 130-томное - семьи Адамсов, 70-томное - Дж. Вашингтона, многотомные издания бумаг Дж. Мэдисона, А. Гамильтона, Д. Джея и других выдающихся деятелей Американской революции.

Выступления в 60-х годах радикальных историков с критикой элитарных тенденций в издании документов привели к известной кор­ректировке публикаций. В них были включены документы, отражающие вклад в социальный прогресс Америки этнических меньшинств и движений протеста (материалы о людях, которые не были " великими белыми мужами" ): издания бумаг лидеров негритянского дви­жения в XIX в. Ф. Дугласа и Б. Вашингтона, материалы индейского со­противления, суфражистского движения.

К числу новых явлений в организации научных исследований относится устная история (получение материалов путем магнитофонной записи интервью конкретных лиц)[8]. Быстрый рост устной истории с 60-х годов объясняется научно-техническим прогрессом, позволившим организовать крупномасштабные опросы и интервью. С другой стороны, устная история позволяла услышать голос тех социальных групп, которые обычно не оставляют после себя документальных свидетельств: участников походов в Вашингтон 30-х годов, ветеранов второй мировой войны, иммигрантов и т. д. (Надежность устных свидетельств показал еще писатель Алексис Хейли, который в романе " Корни" на основе устных свидетельств, передаваемых от по­коления к поколению, проследил историю негритянской семьи, продан­ной в рабство в Африке в конце ХVIII в. и привезенной в Америку). В середине 70-х годов в США насчитывались уже сотни центров устной истории, находящихся при университетах.

Другим новым явлением в исторической науке США стало создание специальных хранилищ массовых источников в виде банков данных, ко­торые содержат источниковую информацию по общественным наукам в машиночитаемой форме.

Немалым подспорьем работе историков служит развитая справочно-библиографическая служба - издание энциклопедий, биографичес­ких словарей, путеводителей по архивам и исторической литературе. Высокая " продуктивность" обеспечивается также широким использова­нием средств копирования, микрофильмирования и т. д.

Историография конца 40-50-х годов. Методологические изменения. В первое послевоенное десятилетие произошли суще­ственные перемены в теоретико-методологических основах американ­ской исторической науки. Критика классического позитивизма, кото­рая нарастала в историографии с 30-х годов, достигла своего апо­гея в конце 40-х - начале 50-х годов. В своей запоздалой (по срав­нению с западноевропейской) методологической переориентации историография США опиралась на наследие европейского неокантианства и неогегельянства, традиции американского прагма­тизма. Из новейших философских течений она испытала влияние экзи­стенциализма. В центре внимания оказались гносеологические проблемы: о различии методологии гуманитарных и естественных наук, критерии истинности исторического познания, соотношении истории и совре­менности. О направлении методологических поисков свидетельствуют материалы, выходившие под эгидой Совета по исследованиям в облас­ти общественных наук, получившие широкий резонанс в сборнике " Теория и практика в историческом исследовании" (1946), в нем приня­ли участие видные американские историки (Ч. Бирд, Дж. Хайнс и др.) и известные философы. Справедливо констатировав зависимость исторического мышления от влияния факторов сегодняшнего дня, авторы выдвинули концепцию " объективного релятивизма". Все, что может сделать историк для нейтрализации влияния современности на изучение прошлого, это попытаться контролировать отбор фактов и направленность исследования[9].

Стремление с релятивистских позиций оправдать политический консерватизм вызвало критическое отношение ряда видных историков США. Резко высказывались против субъективистских подходов Ф. Шен­нон, Г. Коммаджер, М. Кёрти и другие. Ч. Дестлер, отмечая связь " объ­ективного релятивизма" с презентизмом писал, что историографию пы­таются превратить " в орудие контрпропаганды в нашей борьбе против Москвы"; Г. Бил заявлял: " Мы должны сообща бороться против тех, кто пытается диктовать нам, чему мы должны учить и что нам писать" [10].

В философском плане против релятивизма в защиту принципа объективности в научных исследованиях выступали Д. Спиц, Р. Кратч, Л. Мамфорд и др. Но эти выступления не определяли общего климата в пос­левоенной американской историографии.

Упадок прогрессистского направления. Одним из важных следствий идейной и методологической переориентации американской историографии после второй мировой войны был упадок прогрессистского (экономического) направления. В условиях роста консерватизма внутри страны и " холодной войны" была отвергнута прежняя либерально-реформистская концепция как слишком левая и " недостаточно патриотическая". Изменение отношения к экономическому детерминизму раскрывает заявление Л. Хэкера, бывшего до вой­ны приверженцем этого течения: " Материалистическая интерпретация политики несостоятельна. Это марксистский анализ". Сам Бирд, признанный глава экономического направления как отмечалось, не удержался на прежних позициях. В последних работах " Республика" (1943), " Основы исто­рии Соединенных Штатов" (1945) он отказался от попытки осмыслить единство исторического процесса на основе экономических изменений и стал близок теории " равноправных факторов". Бирд уже не анали­зировал противоречий экономических групп, выявившихся в ходе соз­дания конституции США, а обращал внимание главным образом на по­литические коллизии. Он подчеркивал достоинства мирного конститу­ционного процесса и представлял конституцию 1787 г. выражением всеобщих народных устремлений. Отход Бирда от экономической интерпретации сказался и в его трактовке Гражданской войны 1861-1865 гг., он больше не называл ее ни " второй американской революцией", ни " со­циальной революцией".

В эти же годы порывают с прогрессистской историографией и переходят на позиции неолиберального направления такие талантливые исследователи как К. Беккер, Р. Хофстедтер, отец и сын Шлезингеры. Эконо­мическое направление не исчезло, но утеряло цельность и обществен­ную значимость. Лишь отдельные его представители продолжали раз­рабатывать проблемы социальных конфликтов в американской истории, другая же часть сужала экономизм до простого описания экономических явлений.

Теория " согласованных интересов". В первые полтора послевоенных десятилетия доминирующее по­ложение в американской историографии занимала теория " согласован­ных интересов". Она провозглашала, что американское общество на всем своем историческом пути отличалось единством по фундаменталь­ным вопросам общественно-политического устройства и отсутствием каких-либо значительных конфликтов социально-политического харак­тера. Частью этой теории является положение об " органической пре­емственности" общественных институтов США. Кредо сторонников теории " согласованных интересов" в числе первых сформулировал один из ведущих американских историков Р. Хофстедтер. Отвергнув концепции прогрессистских историков, которые, по его мнению, преувеличивают роль " конфликтов" в американской истории, он писал: " Острота политиче­ской борьбы часто вводила в заблуждение, если учесть, что разли­чие во взглядах основных противников из ведущих партий никогда не выходило за горизонты собственности и предпринимательства. Како­вы бы ни были разногласия по специфическим вопросам, главные по­литические традиции основывались на вере в право собственности, философии экономического индивидуализма, ценности конкуренции" [11].

Разработка истории США с позиций " согласованных интересов" требовала иных методов и ракурсов исследования, нежели те, которые были приняты в прогрессистской историографии. Большое место отво­дилось роли идей, политических доктрин, нередко анализируемых в отрыве от социальной почвы, и психологической мотивации. Подчерки­вание стабильности американского общества привели к тому, что ото­двигались в тень социальные конфликты: Война за независимость, Гражданская война 1861-1865 гг., антимонополистическое движение конца XIX - начала XX в. и т. д. Обычными стали утверждения, что в Америке никогда не было " классовой борьбы в европейском смысле этого слова". Неудивительно, что на щит было поднято, казалось бы забытое сочинение - книга французского историка Алексиса Токвиля " Демократия в Америке" (1835). В ней Америка изображалась страной " среднего класса", где отсутствуют серьезные социальные антагонизмы.

Теория " согласованных интересов" по-разному преломилась в исторических работах представителей консервативного и неолиберального направлений.

Консервативное направление и трактовка американских революций. На правом фланге в истолковании " согласованных интересов" стоят историки консервативного направления. Краеугольным камнем консервативной схемы истории США являлось положение о том, что социальная однородность и идео­логическое единство - определяющие элементы американского общест­ва были заложены еще при основании колоний. Они традиционны, в ходе исторического развития происходили их рост и раскрытие. Реформы рассматриваются как их практическая реализация.

Историки консервативного направления выступили с переос­мыслением всей истории США, но особое внимание они уделили ранне­му периоду, когда согласно их концепции были заложены основы един­ства американской нации, т. е. истории колониального периода и Вой­ны за независимость. Особенно характерны в этом плане работы Луиса Харца, Дэниэля Бурстина и Роберта Е. Брауна.

Харц, известный историк и политолог, одним из первых обратился к сравнительному анализу европейских общественно-политических систем с аналогичными структурами бывших европейских колоний в странах Америки, Юж­ной Африки, Австралии; он рассматривал последние как продолжение истории европейских социокультурных и политических традиций.

В ракурсе данного подхода лежит и обоснование Харцем американской исключительности, которую он выводит из особенностей анг­лийской колонизации Северной Америки в ХVII в. Согласно концепции Харца, изложенной в работе " Либеральная традиция в Америке" [12] острая социальная борьба в Европе возникла в тесной связи с существо­ванием разных жизненных укладов и различных идеологических систем, которые, вступая во взаимодействие, " заражали" друг друга и давали начало новым, часто радикальным идеологиям (" вигизм" породил " якобинизм", который подготовил почву для социалистических идей). Иное дело - Новый Свет. При основании американских колоний от европейс­кого общества отделился один идеологический фрагмент, отражавший пуританскую фазу английской революции. В условиях отсутствия фео­дального наследства, утверждавшаяся в Америке система ценностей (Харц называет ее также либерально-локковской) обеспечила развитие страны в рамках либерального согласия. Социальные и идеологические системы в США несколько одномерны, но зато им чужды как застойно-консервативная традиция в духе Жозефа де Мёстра, так и неистовства робеспьеровского радикализма.

В отличие от Харца Бурстин утверждал, что согласие по фун­даментальным вопросам сложилось в Америке не вследствие утвержде­ния принципов либерально-локковского " фрагмента", а в результате приспособления колонистов - поселенцев к новой специфической сре­де[13]. Попытка новоанглийских пуритан опереться на европейские дог­мы в формировании общества в Новом Свете потерпели неудачу, новое окружение трансформировало первоначальные ценности, выглядевшие в Америке утопическими. С этого времени американцы отбросили всякую идеологию и прагматически на основе опыта, отличного от европейско­го, вырабатывали новый образ жизни. В целом американцы стали одина­ково смотреть на свои общественные институты, расходясь лишь в сре­дствах их сохранности и стабильности. Америка не нуждается в политической философии, поскольку американская история и созданные общественно-политические институты страны сами содержат в себе ее философию.

Еще один вариант консенсусного развития выдвинул Браун в кни­ге " Демократия среднего класса и революция в Массачусетсе" [14] Бра­ун стремился на примере колонии Массачусетс доказать, что в англий­ских колониях преобладал " средний класс" самостоятельных фермеров. На почве экономической демократии складывалась и политическая де­мократия. Развернувшаяся в американской историографии научная дис­куссия показала, что источниковая база исследования Брауна узка – тезис о господстве демократии среднего класса был выдвинут на основании анализа всего 50 завещаний, выводы поспешны - распре­деление земельной собственности в Массачусетсе нехарактерно для других колоний.

Фактически все эти историки обращают внимание лишь на особен­ности развития американского общества в колониальный период (отсутствие " старого порядка", наличие лишь элементов феодализма; меньшее, чем в европейских странах, имущественное неравенство; бÙ льшая степень политических свобод и т.д.) и, абсолютизировав их, развивают теорию " исключительности" исторического развития США.

Картина колониального общества, нарисованная историками-кон­серваторами, вела к сглаживанию революционного характера Войны за независимость, вымыванию из нее социального содержания. Первая американская революция изображалась как преимущественно политическое движение весьма умеренного характера.

Становление в колониальный период либеральных общественно-по­литических институтов, согласно логике Харца, Бурстина и Брауна, освобождало Америку от революций подобных европейским. Восставшие американцы стремились лишь защитить уже сложившиеся демократичес­кие устои от посягательства Англии. Бурстин писал: " Наиболее оче­видная особенность Американской революции это то, что в современ­ном европейском смысле слова она едва ли вообще являлась революцией" [15]. Сторонники теории консенсуса склоны подчеркивать ее антиколониальную направленность. Тот же Бурстин провозглашал: " Нашим национальным свидетельством о рождении являлась Декларация независимости, а не Декларация прав человека и гражданина" [16]. Конечно, Война за независимость не достигла такого размаха и глубины как французская революция. Однако противопоставление этих двух основополагающих документов со­вершенно неправомерно, ибо и тот, и другой провозглашали сходные либерально-демократические принципы.

Консервативная трактовка Войны за независимость оказала си­льное воздействие на послевоенную историографию, но и в период ее подъема в 50-е годы в американской исторической науке продолжали сохраняться различные концепции, школы и направления.

В изучении колониальной Америки выделяются работы Дж. Уэртенбейкера, Р. Б. Морриса, А. Е. Смита[17]. Они скрупулезно (Моррис в работе " Власть и труд в ранней Америке" [18] привлек тысячи документов судебных разбирательств) изучали положение трудящихся в американском обществе ХVII-ХVIII вв. Ими были исследованы источники пополнения категории кабальных слуг, колониальное законодательство в отноше­нии бедных, регулирования заработной платы. В целом этот материал давал весьма широкую картину процесса первоначального накопления и формирования структуры буржуазного общества. Социально-экономи­ческое развитие американских колоний увязывалось ими с процессом ломки феодальных отношений в Англии, породившим массовую эмигра­цию в Северную Америку.

Работы М. Дженсена, Э. Дугласа[19] и др. внесли существенный вклад в разработку темы социальных размежеваний внутри патриотиче­ского лагеря в период Войны за независимость. (Эти авторы стоят на позициях необходимости и неизбежности Войны за независимость, рассматривают ее как антиколониальную войну и социальную революцию). Анализируя развитие демократической идейно-политической традиции, Дженсен связывал ее оформление с именем Томаса Пейна, а высшим ее выражением считал " Статьи конфедерации" (1781), закрепившие суще­ствование в Северной Америке суверенных независимых республик. Те­ма эта получила развитие в исследованиях Дугласа.

Другим ключевым событием новой истории США, вокруг которого разгоралась полемика в историографии, была Гражданская война 1861-1865 гг. Историки консервативного направления стремились уло­жить этот крупнейший в истории США XIX в. социальный конфликт в рамки концепции " согласованных интересов". Они не отри­цали, что это событие было огромным потрясением в жизни страны, но уже один подход к нему вне социально-экономического контекста резко снижал остроту и значение происходившей борьбы.

Харц был склонен рассматривать эту проблему с морально-этической и философской точек зрения, а Бурстин видел суть конфликта в столкновении приверженцев двух " конституционных ортодоксий", ис­ходивших, однако, из разного истолкования одной и той же конститу­ции. В работе Р. Николса " Распад американской демократии" [20], Гражданская война рассматри­валась как следствие ошибок национального руководства, прежде всего правительства Линкольна; да и сама политическая система США, по его мнению, еще не вполне сформировалась. Привлекались также пацифист­ские аргументы, находившие немалую аудиторию у поколения, только что пережившего мировую войну. Все эти идеи подводили близко к трактовке " ревизионистской школы", еще в 30-е годы характеризовав­шей Гражданскую войну как ненужную и необязательную.

К консервативному направлению примыкали историки-" бурбоны", изображавшие вслед за У. Б. Филлипсом рабство как единственно воз­можную систему сожительства белой и черной рас, " школу цивилиза­ции" для негров. Сходные идеи в 50-х годах проводили Ф. Оусли, Ф. Симкинс и др. Неожиданную поддержку они получили от С. Элкинса, который в работе " Рабство - проблема американской общественной и интеллектуальной жизни" (1959), показав страшную картину рабского труда (в работе проводится аналогия жизни на плантациях с нацистскими концентрационными лагерями – сам Элкинс был узником последних), сделал вывод о психологической обусловленности неполноценности негров-рабов - нечеловеческие условия якобы превратили их в инфантильные существа.


Поделиться:



Популярное:

  1. B. 1. В США говорят по-английски. 2. Эта сумка сделана из кожи. 3. Окно разбито. 4. Владимир был построен в 10 веке. 5. Масло и сыр делают из молока. 6.Этот дом был построен моим дедом.
  2. I. Экономическое развитие США в 1914-1990 гг.
  3. I.3. Связь педагогики с другими науками
  4. II этап (середина XVII в. - середина XIX в.) – психология как наука о сознании.
  5. III. Второй этап: образ питания археоантропов
  6. IХ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ПРОТЕКЦИОНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.
  7. VI. Развитие капитализма в США. Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве
  8. VII. Второй этап компоновки редуктора
  9. А – первый способ вязки: б – второй способ вязки
  10. А. Пол. - Влияние на правоспособность. - Латинский мир. - Народные правовоззрения нового времени. - Средние века. - Современные кодексы. - Русское право
  11. Автор концепции «анаконды» в отношениях США с СССР, Китаем?Мэхэн
  12. Американская журналистика 19 века.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2177; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь