Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Цикличность эволюции. Человек как космическое существо



Прежняя механистическая наука рисовала мрачную картину Вселенной, где властвует всемогущая тенденция к возрастанию случайности и энтропии, где все движется к неизбежной тепловой смерти и распаду (диктат второго закона термодинамики). Ее опровержению послужили исследования нобелевского лауреата Ильи Пригожина (1984 г.) по так называемым диссипативным структурам в определенных химических процессах и открытый им но­вый принцип, лежащий в их основе, — порядок через флуктуацию. Дальнейшие исследования показали, что это­му принципу подчинены не только химические процессы: он представляет собой базисный механизм развертывания эволюционных процессов во всех областях — от атомов до галактик, от отдельных клеток до человеческих существ и вплоть до обществ и культур.

На основании этих наблюдений появилась возможность сформулировать единую точку зрения на эволюцию, объе­диняющим принципом которой является не стабильное состояние, а динамические состояния неуравновешенных систем. Открытые системы на всех уровнях являются носителями всеобщей эволюции, которая гарантирует, что жизнь будет продолжать свое движение во все более но­вые динамические режимы сложности. Всякий раз, когда какие-либо системы в любой области начинают задыхаться от энтропийных отходов, они мутируют в направлении но­вых режимов. Одна и та же энергия и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях, будь то материя, информация или ментальные психические процессы. Мик­рокосм и макрокосм являются аспектами единой эволю­ции. Эволюция человека является значимой составной частью вселенской эволюции.

По теории британского биолога Р. Шелдрейка, изло­женной в его книге «Новая наука жизни» (1981 г.), фор­ма, развитие и поведение организмов определяются «мор­фогенетическими полями», которые в настоящее время еще не могут быть измерены физикой, но эти поля создаются формой связи через пространство и время и обладают ку­мулятивными свойствами. Если у достаточного числа пред­ставителей вида развились какие-то организменные свой-


ства или особые формы поведения, это автоматически пе­редается другим особям, даже если между ними нет обыч­ных форм контакта. Какой бы неправдоподобной и абсур­дной ни казалась эта теория механически ориентирован­ному уму, она проверяема, и уже сейчас, на своем раннем этапе, она подтверждается экспериментами на крысах и обезьянах. Шелдрейк вполне осознает, что его теория имеет далеко идущие приложения в психологии, и сам говорит о ее связи с юнговской концепцией коллективного бессоз­нательного. К. Юнг еще в 30-40-е годы XX века пришел к выводу, что в психике человека помимо сознания и ин­дивидуального бессознательного компонента, между кото­рыми происходит непрерывный обмен энергией, существу­ет еще коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созида­тельной космической силы.

Коллективное бессознательное, в отличие от индивиду­ального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень пси­хики. «Коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Между от­дельным человеком и другими людьми все время протека­ют процессы «психического проникновения». Юнг счи­тал коллективное бессознательное творческим принци­пом, связывающим человека со всем человечеством, с природой, с космосом и Вселенной.

Коллективное бессознательное как духовное наследие всего, что было пережито человечеством, как общая душа, не имеющая временных пределов, представляет собой сово­купность архетипов. Архетипы — «психические первооб­разы, скрытые в глубине фундаменты, корни сознательной души, опущенные в мир в целом», — это системы устано­вок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями; они передаются по наследству вместе со структурой мозга, «это та хтоническая часть души, через которую душа свя­зана с природой, миром, космосом».

Архетипы, с одной стороны обусловливают предраспо­ложенность к поведению определенного типа, основные коллективные идеи, образы человечества в ту или иную


эпоху, а с другой стороны, влияют на физический мир, космос, являются неким связующим звеном между мате­рией и психикой.

Таким образом, Юнг положил начало трансперсональ­ной психологии, которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возмож­ностью доступа к общемировому информационному полю.

Идеи трансперсональной психологии получили дальней­шее развитие в исследованиях Ассаджиоли, С. Гроффа, Ч. Тойча, К. Уилбера.

Концепция и практический опыт психотерапевтической работы доктора Ч. Тойча подтверждают, что жизнь и про­блемы людей во многом предопределяются обстоятельства­ми судьбы их предков (родителей, бабушек, дедушек, пра­бабушек, прадедушек и т. п.), «генетическим кодом». Мо­лекулы ДНК несут не только генетический код насле­дуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенный к определенным болезням, но также и генетический код, определяющий паттерны по­ведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Выявив и осознав не­благоприятный «семейный генетический код», человек мо­жет избежать участи «жертвы кода», силой своей мысли и целенаправленной системой продуманных практических действий «перестроить свой генетический код» (хотя это сложно), эволюционировать, совершенствовать себя, свою жизнь, судьбу.

Рассматривая мысль человека как мощную силу, как энергетическую волну, а разум — как электромагнетичес­кий бесконечный континуум, окружающий весь наш мир, включая всех людей, животных и все объекты неживой природы, следует признать, что в этом поле движущихся волн каждое существо имеет свою частоту, и волны, излу­чаемые мозгом, направляются каждым человеком подхо­дящему принимающему сознанию, с тем, чтобы возбудить соответствующий отклик. Причем излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Таким образом, происходит психическое взаимодействие (взаимо­влияние, обмен информацией и проблемами) между людь­ми на неосознаваемом уровне. Каждый человек отража-


ет подсознание другого человека, возможна передача ин­формации и состояний из бессознательной сферы одного че­ловека в бессознательную сферу психики другого (особенно если они находятся в близких отношениях: супруги, ро­дители и дети, друг, близкий коллега) и даже животных (животные отражают психическое состояние своих вла­дельцев).

Ч. Тойч показал, что человек свои проблемы, свой стресс может проявлять тремя способами:

- внутричеловеческий, когда человек проявляет, выражает
свой собственный стресс через недомогание, болезни, пе­
реедание, злость, алкоголизм, смерть или другие формы,
являющиеся генетически предсказуемыми;

- межчеловеческий, когда проблема, стресс вытесняется
у человека-репрессора на бессознательный уровень и
неосознанно проецируется, передается другому чело­
веку (экспрессору)
на бессознательном уровне. Таким
образом, экспрессор (это может быть супруг, ребенок,
друг) будет ощущать подсознательно этот стресс и вы­
ражать его внешне в разных формах (злость, болезни,
пьянство, наркомания), т. е. быть невольной «жертвой»
«заразного чужого стресса». При этом репрессор —
первоисточник стресса — кажется спокойным, здоро­
вым, благополучным;

- генетический, когда потомкам посредством генетичес­
кого кода передаются те проблемы, которые не преодо­
лены человеком; и дети, внуки, правнуки являются не­
вольными «жертвами» проблем и «грехов» своих пред­
ков. Чем серьезнее недостаток или проблема, тем быст­
рее он переходит к потомкам, причем неустраненный
стресс предка будет развиваться по своей интенсивно­
сти, т. е. он передается из поколения в поколение и
усиливается современными ситуациями. Этот бессозна­
тельный процесс передачи будет продолжаться до тех
пор, пока не произойдет случайная модификация, или до
тех пор, когда один или несколько потомков решат эту
проблему и сделают внутреннюю сознательную попытку
все понять и преодолеть навязчивый паттерн проблем
и поведения. Таким образом, смысл жизни многих
людей — преодолеть проблему предков, очистить
ДНК и не создавать новых тягостных проблем, за
ко-


торые будут расплачиваться потомки. Соединение ге­нетических, бессознательных и сознательных факторов образует основное внутреннее направление (ОВН), в

соответствии с которым человек движется по жизни, зачастую независимо от своих сознательных реакций. Излучение ОВН притягивает взаимодополняющих людей. Так, «жертва» не может быть без «преследова­теля», образ которого могут принимать люди, болезни, несчастный случай или смерть. Только когда мы изме­ним наше сознание, мы можем преобразовать нежела­тельный паттерн поведения, нежелательный семейный код проблем «для блага нас и наших потомков». Опи­санная выше концепция Ч. Тойча психогенетики и виктимологии раскрывает один из аспектов тесной вза­имосвязи человека с предками и потоками, «психиче­ской неосознаваемой связи» людей друг с другом. Трансперсональная психология подчеркивает, что чело­век взаимосвязан не только с предками, потомками, дру­гими людьми и всем человечеством, но и со всем миром, биосферой, космосом, Вселенной. Эти положения созвуч­ны идеям Вернадского о биосфере и ноосфере.

Как уже говорилось, В.И. Вернадский считал, что Зем­ля и остальной космос являются единой системой, в кото­рой живое вещество связывает в единое целое те процес­сы, которые протекают на Земле, с процессами в Космосе. Вернадский поднимается на гениальную высоту в осозна­нии геологической роли человеческого разума, приведшего к преобразованию биосферы в сферу вселенского разума — ноосферу.

Конкретным проявлением ноосферы в нашем повсе­дневном мире являются многочисленные парапсихологи- ческие явления, связанные с так называемым информаци­онным полем. Термин этот появился недавно и заменил старое понятие Всемирного разума. Во все времена услуга­ми этого разума пользовались люди с самым развитым интеллектуальным мышлением.

Информационное поле содержит информацию обо всем во Вселенной и способно зарождать жизнь и направлять ее развитие. Это поле пронизывает всю Вселенную от края до края и содержит в себе информацию о прошлом, настоя­щем и будущем. Ведь не располагая такой информацией,


нельзя оказывать направленное воздействие на развитие в будущем. Более того, можно предположить, что это не только информационное поле и огромный банк информации обо всем во все времена, но и абсолютный Разум. Ведь непре­рывно должна идти переработка огромного количества ин­формации и выработка оптимальных решений.

Ученые предполагают, что информация о каждом пред­мете, об объектах живых и неживых имеется во всех точ­ках Вселенной одновременно. Она не передается с одного пункта в другой каким-либо способом, с какой-либо огра­ниченной скоростью, она просто существует везде и всегда. И задача только в получении, считывании этой информа­ции. Это и есть информационное поле Вселенной. Акаде­мик М.А. Марков так охарактеризовал информационное поле: «...Информационное поле Земли слоисто и структур­но напоминает «матрешку», причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолю­та, и является, кроме банка информации, еще и регулято­ром начала в судьбах людей и человечества». В.Н. Пуш­кин пишет: «Необходимо еще раз вспомнить о единстве информационных процессов в жизни и психике». Голо­графическая природа Вселенной, в том числе и биополя человека и его мозга, означает, что информация обо всем содержится одновременно везде и в полном объеме. Вывод из этого звучит достаточно необычно: в каждом из нас содержится информация абсолютно обо всем, что происхо­дит и происходило во Вселенной — в полном объеме. Это звучит необычно, потому что эту информацию мы хотя и содержим, но ею не располагаем, не осознаем ее, но можем ее использовать. Значит, голографическое строение Вселен­ной (в том числе и нас самих) неизбежно приводит к тому, что информационное поле Вселенной находится в каждом из нас. Если говорить на языке ранее применяемых терми­нов, то Бог находится в каждом из нас.

Современные психологи, представители трансперсональ­ной психологии в ходе многолетних практических экспе­риментов создали модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измере­ний и возможностей для эволюции человека. Огромную известность из многих представителей трансперсональной психологии получил Станислав Грофф своими исследова-


ниями по изучению измененных состояний сознания. Сна­чала с помощью психоделических препаратов (главным образом ЛСД), потом с помощью психотерапии, с исполь­зованием специального дыхания и музыки (ребефинг, го-лотропное погружение) он вводит своих пациентов в осо­бое состояние. Начинаются удивительные переживания, которые невозможно объяснить в рамках старой материа­листической системы взглядов. Человек переживает заново не только свое собственное рождение, но и все стадии внут­риутробного развития. По мнению С. Гроффа, трансперсо­нальные явления обнаруживают связь человека с космо­сом — взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселен­ной, в ходе которого сознание человека выступает за обыч­ные пределы и преодолевает ограничения временя и про­странства. Трансперсональные переживания интерпретиру­ются испытавшими их как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовно­го прошлого, когда человек проживает воспоминания жизни предков, свои воплощения. Трансперсональные явления включают не только преодоление временных барьеров. К ним относится опыт слияния с другим человеком в со­стоянии двуединства (то есть чувство слияния с другим организмом в одно состояние без потери собственной са­моидентичности) или опыт полного отождествления с ним; подстройка к сознанию целой группы лиц или расширение сознания до такой степени, что кажется, будто им охвачено все человечеств. Сходным образом индивид может выйти за границы чисто человеческого опыта и подключиться к тому, что выглядит как сознание животных, растений или даже неодушевленных объектов и процессов. Важной ка­тегорией трансперсонального опыта с трансценденцией вре­мени и пространства будут разнообразные явления экстра­сенсорного восприятия — например, опыт существования вне тела, телепатия, предсказание будущего, ясновидение, перемещение во времени и пространстве, опыт встреч с ду­шами умерших или со сверхчеловеческими духовными сущ­ностями (архетипические формы, божества, демоны и т. п.). В трансперсональных переживаниях люди часто получают доступ к детальной эзотерической информации о соответ-


ствующих аспектах материального мира, которая далеко превосходит их общую образовательную подготовку и спе­цифические знания в данной области. Так, сообщения лю­дей, испытавших трансперсональные переживания и пере­живших эпизоды эмбрионального существования, момент оплодотворения и фрагменты создания клетки, ткани и органа, содержали медицински точные сведения об анато­мических и физиологических аспектах происходивших про­цессов. Подобным образом наследственный опыт, элементы коллективного и расового бессознательного (в юнговском смысле) и воспоминания прошлых воплощений часто со­держат примечательные детали исторических событий, ко­стюмов, архитектуры, оружия, искусства или религиозной практики древних культур (о чем человек знать никак не мог). Трансперсональный опыт иногда включает события из микрокосма и макрокосма, из областей, недостижимых непосредственно человеческими органами чувств, или из пе­риодов, исторически предшествовавших появлению Солнеч­ной системы, Земли, живых организмов. Эти переживания ясно указывают, что каким-то, необъяснимым пока, обра­зом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселен­ной, обо всем существующем, каждый имеет потенциаль­ный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некото­ром смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначи­тельной биологической сущностью.

При трансперсональных переживаниях люди часто «ви­дят» яркие и сложные эпизоды других культур и истори­ческих периодов, проживают отдельные моменты своих предыдущих жизней. Люди, переживающие трансперсо­нальные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной си­стемы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика, по существу, соразмер­на всей Вселенной и всему существующему.

Хотя это и кажется абсурдным и невозможным с точ­ки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. приравнять


человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безгранич­ное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того чтобы описать человека всесторонним способом, мы долж­ны признать парадоксальный факт, что человек одновремен­но и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различ­ных модусов опыта. Первый из этих модусов можно на­звать хилотропическим сознанием: он подразумевает зна­ние о себе как о вещественном физическом существе с чет­кими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, которое живет в трехмерном пространстве и линейном вре­мени в мире материальных объектов. Переживания этого модуса систематически поддерживают следующие базовые предположения: материя вещественна; два объекта не могут одновременно занимать одно и то же пространство; про­шлые события безвозвратно утеряны; будущие события эмпирически недоступны; невозможно одновременно нахо­диться в двух и более местах. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразуме­вает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Переживания в холотропическом модусе систематически поддерживаются противоположными (чем у хилотропического модуса) пред­положениями: вещественность и непрерывность материи является иллюзией; время и пространство в высшей степе­ни произвольно: одно и то же пространство одновременно может быть занято многими объектами; прошлое и буду­щее можно эмпирически перенести в настоящий момент; можно иметь опыт пребывания в нескольких местах сра­зу. Жизненный опыт, ограниченный хилотропическим мо­дусом, в конечном счете, лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может обходиться без больших эмо­циональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функциони­рованием в материальном мире. До сих пор традиционная психиатрия рассматривает всякое чистое переживание хо-лотропического модуса как проявление патологии. Но этот


подход устарел и неверен, ибо в природе человека отраже­ны фундаментальная двойственность и динамическое на­пряжение между опытом отдельного существования в ка­честве материального объекта и опытом безграничного су­ществования как недифференцированного поля сознания, т. е. и хилотропический, и холотропический модусы есте­ственны для человека, а психопатологические проблемы возникают в столкновении и негармоничном смешении двух модусов, когда ни один из них не переживается в чи­стом виде, не интегрируется с другим в переживании выс­шего порядка.

Результаты новейшей релятивистской космологии дают человеческому духу пока только теоретическую возмож­ность выхода за пределы земного существования, а стало быть, придают его конечной земной жизни качественно но­вый смысл. И хотя тело человека смертно, его дух (инфор­мационный сгусток) вечен. И даже в случае гибели нашей Вселенной информационный сгусток человека будет и даль­ше существовать в некой форме, когда же Вселенная появит­ся вновь, этот информационный сгусток сможет воплотить­ся в новой форме и продолжить свое дальнейшее существо­вание, т. е. его бессмертие связано с бессмертием Вселенной.

Наиболее подходящей моделью для объяснения психо­физических феноменов (получение информации из недо­ступного прошлого и пророчество будущего) считается го-лографическая модель, одним из вариантов которой явля­ется модель «преобразования», сформулированная и раз­работанная западным нейропсихологом К. Прибрамом и американским физиком Д. Бомом. В этом варианте под­черкивается, что информация во Вселенной организована не посредством параметров пространства и времени, а как частотно-амплитудная структура. С этой структурой чело­веческое сознание производит «преобразования Фурье», чтобы упорядочить информацию и представить ее в при­вычной форме. Особенность такого рода модели состоит в том, что сознание способно при помощи «преобразования Фурье» проникать в любую часть пространства и време­ни и извлекать соответствующую информацию с последу­ющей ее интерпретацией.

В соответствии с моделью «преобразований» биологи­ческие системы, живое вещество планеты и окружающее


пространство могут быть представлены как единая физи­чески организованная система, подобная единой гигантской околоземной «голограмме». В этой голографической систе­ме биологические организации, включая человека, его пси­хические функции, не являются изолированными, так или иначе они включаются в предполагаемую единую про­странственно-временную физическую организацию «памя­ти». В этом информационном пространстве возможны новые пути коммуникаций в живом веществе, между его «частями». Особое место здесь принадлежит человеку с его нервно-психической и социальной деятельностью, с его памятью, связанной с памятью биосферы как целого.

Большой интерес представляет концепция коммуника­ции человека с другими индивидами и явлениями окру­жающего его мира при помощи биосферы. Человек как биосистема имеет память, которая связана электромагнит­ным каналом с биосферой, обладающей тоже памятью. Ведь биосфера имеет дифференцированное строение — ее различные элементы выполняют различные функции чув­ствительных биосферных рецепторов, которые обладают опережающим отражением будущих возмущений экологи­ческого порядка. При помощи своих «сенсоров» биосфера постоянно «прослушивает», «просматривает» земные глу­бины и космос, чтобы уловить малейшие сигналы возмож­ных нарушений ее стабильности. Биосфера как единый природный организм обладает своего рода «сенсорно-моз­говой» деятельностью и соответствующей «памятью» или «биосферно-экологическим языком». Биосфера имеет па­мять, ее многообразные компоненты (отдельности, говоря языком В.И. Вернадского) — различные виды растений, животных, вид человека — накапливают информацию и в совокупности фиксируют мозаичную картину окружающего мира. Живые системы обладают биосенсорами, необычно чувствительными электромагнетическими аппаратами, ко­торые позволяют поддерживать контакт с биосферой. Био­сенсоры представляют собой естественные процессоры пе­реработки информации: они воспринимают еле уловимые стимулы и преобразуют их в электромагнитные импульсы или оптические сигналы. Наиболее важной чертой всех биосенсоров является их необыкновенно высокая чувстви­тельность, они обнаруживают одну частицу из миллиона


или даже миллиарда других частиц, что позволяет им по­лучать информацию из окружающей среды. Электромаг­нитные волны и химические вещества переносят эту инфор­мацию о мире в закодированном виде в рамках самой био­сферы. Закодированные образы окружающего мира цир­кулируют в пространстве между землей и ионосферой и мо­гут воспроизводиться в измененных состояниях сознания человека — трансперсональные переживания, гипнотичес­кий транс, экстаз, сновидения, галлюцинации. Они также дают возможность человеку в определенных условиях «считывать» эту информацию, что и объясняет психофи­зиологические феномены ясновидения, реинкарнационные воспоминания и т. д.

Трансперсональные переживания часто имеют глубо­кую смысловую связь с паттернами событий во внешнем мире, которую не объяснить в терминах линейной причин­ности. К. Юнг в связи с этим предположил существование акаузального связующего принципа синхронности, которое обозначает осмысленные совпадения событий, разделен­ных во времени и пространстве, когда «определенное пси­хическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состо­янию». Современные исследования сознания показывают, что человеческая психика по своему существу соразмер­на всей Вселенной и всему существующему. Вселенная выступает единой и неделимой сетью событий и взаимосвя­зей, ее части представляют разные аспекты и паттерны од­ного интегрального процесса невообразимой сложности. Выдающийся физик Д. Бом описывает природу реально­сти вообще и сознания в частности как неразрывное и ко­герентное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изме­нения — холодвижение. И жизнь, и неодушевленная ма­терия имеют общее основание в холодвижении, которое является их первичным и универсальным источником. Материю и сознание нельзя объяснить друг через друга или свести друг к другу, они представляют неразрывное един­ство. Не исключено, что при определенных обстоятельствах индивид может восстановить свою тождественность с кос­мической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования.


Для телепатии, психодиагностики, видения на расстоя­нии или астральной проекции вопрос уже не в том, возмож­ны ли такие явления, а в том, как описать барьер, не по­зволяющий им происходить в любое время. Возможность существования сознания вне мозга человека уже серьезно рассматривается в контексте современной физики. Некото­рые физики считают, что следует включить сознание в бу­дущую теорию материи и размышление о физической Все­ленной как наиважнейший фактор и связующий принцип космической сети. Подчеркнем еще раз: чтобы описать человека всесторонним образом, мы должны признать, что человек есть единство материального тела (биомашины) и бесконечного поля сознания, т. е. речь идет о корпускуляр-но-волновой природе человека.

О необходимости создания планетарной этики говорят К.О. Апель, С. Стоянов, Б. Матилал и другие мыслители Востока и Запада. Суть ее состоит в следующем. Прежде всего в некотором смысле мы уже живем в планетарной цивилизации, так как наиболее важные аспекты культуры (наука, техника и экономика) достаточно унифицированы, и все локальные культуры стали членами одной команды одного корабля. Чтобы этот корабль не погиб в результате клубка глобальных проблем, нужно всем осознать «коллек­тивную ответственность», значимость создания «универ­сальной», «планетарной» этики. Последняя должна, с од­ной стороны, признавать и защищать многоликость обра­зов жизни (культурный плюрализм), с другой — отстаи­вать интересы человечества в целом.

Закончить изложение концепций современного есте­ствознания нам бы хотелось словами известного филосо­фа-гуманиста Ю.Г. Волкова: «В современных условиях физические, химические, биологические, социальные науки изучают отдельные стороны, процессы Вселенной, создавая частичное знание о мире. Синтетические, стыковые науки: физическая химия, геохимия, биофизика, биогеохимия (В.И. Вернадский) — изучают целостно лишь отдельные процессы Вселенной. Космология рассматривает только фи­зический и физико-химический аспект мироздания. В действительности Вселенная не расчленена на отдельные природные и социальные процессы, во Вселенной они вы­ступают в органическом единстве, как единое целое. Эво-


люция Вселенной в прошлом и настоящем имеет направ­ленность на самопознание, потому что человек и его обще­ство являются неотъемлемой рефлективной частью ми­роздания. Чтобы рассмотреть Вселенную как единое орга­ническое целое, необходима особая целостная форма идео­логии, которая будет представлять собой синтез философ­ского, научного, художественного, морального, правового, политического, экономического, экологического знания, да­ющая целостное знание о мире, о месте и роли человека в нем. Целостное знание о мире будет являться основой фор­мирования действительно целостной личности как главной цели гуманистического общества, основанного на подлин­но человеческих ценностях»12.

Вопросы для самоконтроля

1. Покажите различные подходы к пониманию терми­
на «биоэтика».

2. Что такое ранговая иерархия у животных? В чем
суть конкуренции между стратами Альфа и Бета в сообще­
стве животных?

3. Какие особенности присущи самоактуализирующейся
личности?

4. Назовите способы активации творческих мыслитель­
ных способностей?

5. В чем состоит основное противоречие и единство фе­
номенов здоровья и болезни?

6. Перечислите психологические состояния человека,
способствующие возникновению различных переживаний.

7. Можно ли говорить о количестве здоровья и чем оно
измеряется?

8. Назовите различные фазы работоспособности.

9. В чем суть проблемы возникновения жизни с космо­
логической точки зрения?

10. Что такое «биосфера» согласно концепции
В.И. Вернадского?

11. Что включает в себя ноосфера?

12. Поясните, что подразумевается под хиральностью
живой материи?

13. В чем состоит противоречие между хилотропичес­
ким и холотропическим модусами сознания?


Примечания

1 Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

2 Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.

3 Эфроимсон Р. Родословная альтруизма // Новый
мир. 1972. № 11.

4 Это одна из гипотез происхождения Вселенной, не
имеющая научного доказательства.

5 Сам термин в переводе с латинского означает «об­
ман, тщетное ожидание». Фрустрация переживается как на­
пряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают че­
ловека, когда на пути к достижению цели он встречается
с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворе­
нию потребности.

6 Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск, 1986.
С. 186.

7 Абиогенез (возникновение живого из неживого) —
теория происхождения жизни путем постепенного услож­
нения веществ неорганической природы и возникновения
биополимеров, которым присущи основные свойства живо­
го, прежде всего способность к обмену веществ как непре­
менному условию их существования.

8 Пассионарность как характеристика поведения (по
Л.Н. Гумилеву) — эффект избытка биохимической энер­
гии живого вещества, порождающий жертвенность ради
иллюзорной цели.

9 Селье Г. Стресс и жизнь / Цит. по: Холей Д. Тай­
на здоровья. М., 1992. С. 21.

10 Шарден П.Т де. Феномен человека. М., 1987. С. 135.

11 Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967. С. 227.

12 Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России. М.,
1995. С. 102.


I ОГЛАВЛЕНИЕ____________________

Введение..................................................................................................... 3

Раздел I. Научный метод....................................................................... 7

Понятия метода и методологии. Классификация методов
научного познания....................................................................... 7

1. Общенаучные методы эмпирического познания.............. 10

1.1. Научное наблюдение_____________........................... 10

1.2. Эксперимент................................. -..................................... 13

1.3. Измерение............................................ _.............................. 18

2. Общенаучные методы теоретического познания............. 22

2.1. Абстрагирование и идеализация.

Мысленный эксперимент...................................................... 2 2

2.2. Формализация. Язык науки__________ .____._____ 28

2.3. Индикиия и дедукиия.............................................................. 31

3. Общенаучные методы, применяемые
на эмпирическом и теоретическом

уровнях познания........................................................................ 34

3.1. Анализ и синтез....... ,, . -................................... 34

3.2. Аналогия и моделирование.................................................... 36

Раздел II. История естествознания.................................................. 42

1. Естествознание эпохи античности....................................... 42

1.1. Натурфилософия и ее место в истории
естествознания. Возникновение

античной науки........................................................................... 42

1.2. Миропонимание и научные достижения
натурфилософии античности. Атомистика.
Геоцентрическая космология. Развитие
математики и механики___________________
44

2. Естествознание эпохи средневековья................................... 50

3. Естествознание эпохи Возрождения

и Нового времени........................................................................ 52

3.1. Научные революции в истории естествознания.... 52

3.2. Первая научная революция.
Гелиоцентрическая система мира.

Учение о множественности миров______________ 53

3.3. Вторая научная револючия.
Создание классической механики

и экспериментального естествознания.
Механическая картина мира............................................
55

3.4. Химия в механистическом мире_________.................. 61


3.5. Естествознание Нового времени и проблема
философского метода................................................... __
62

3.6. Третья научная революция.

Диалектизация естествознания....................................... 65

3.7. Очищение естествознания

от натурфилософских представлений.......................... 72

3.8. Исследования в области
электромагнитного поля и начало крушения
механистической картины мира......................................
77

4. Естествознание XX века............................................................. 80

4.1. Четвертая научная революция.
Проникновение в глубь материи.

Теория относительности и квантовая механика.
Окончательное крушение механистической
картины мира.......................................................................
80

4.2. Научно-техническая революция,

ее естественнонаучная составляющая

и исторические этапы....................................................... 86

4.3. Панорама современного естествознания...................... 91

Раздел III. Элементы современной физики................................... 120


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.113 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь