Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЗАКОНЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ
Язык как историческая категория. Возникновение языка и происхождение конкретных языков. Теории происхождения языка. Основные законы исторического развития языка. Национальный язык и литературный язык как исторические категории. Взаимодействие языков. Языковые союзы. 5. На самостоятельное изучение: Искусственные международные языки. Всеобщий язык.
Язык как историческая категория Языковеды давно установили, что языки мира проходят в своем развитии какие-то этапы: языки первобытных людей в значительной мере отличаются от языков современных людей. Способность человека мыслить и отражать окружающий мир относится к числу исторически изменяющихся и развивающихся явлений. Мышление, как известно, тесно связано с языком, поэтому существует гипотеза о том, что особенности языка соответствуют уровню развития мышления.
Многие исследователи указывали, что языкам примитивных народов несвойственны отвлеченные понятия: в языке тасманийцев, например, имеются названия для любого особенного вида растений или животных, но нет слова, которое бы означало ‘животное’ или ‘дерево’ вообще. В то же время в языках примитивных народов необычайно развита лексика, связанная с выражением различных деталей, объектов действительности: австралийцы имеют отдельные названия почти для каждой мельчайшей детали человеческого тела: вместо слова рука у них существует много отдельных слов, обозначающих верхнюю часть руки, ее переднюю часть, правую руку, левую и т.п.; ср.: в древнерусском языке были слова рука, десница ‘правая рука’, шуйца ‘левая рука’. У чукчей 80 названий снега и погодных явлений с ним связанных; ср. в русском языке: снег, наст, метель, вьюга, буран, пурга. Еще одна особенность древних языков – синкретизм в обозначении действий. Например: в и.-е. *do- обозначал действия ‘да-вать’ – ‘брать’ – ‘нести’ (смежные действия), в праслав. я. *ber- имел значение ‘нести, приносить потомство’ и ‘брать, хватать’.
Но несмотря на тесную связь мышления и языка, та и другая сферы обладают своеобразной спецификой развития, не все то, что имеется в человеческом сознании, может непосредственно выражаться в языке. Поэтому необходимо последовательное историческое исследование языка в его соотношении с мышлением.
Теории происхождения языка Проблема происхождения языка не является узко лингвистической и не сводится к проблеме возникновения отдельных слов, выражений и других элементов языка. Она сводится к исследованию становления самого языка как важнейшего средства человеческого общения из доязыковых форм коммуникации. Первая известная науке теория происхождения языка – это изложенная в Библии история о том, как Бог наделил Адама речью:
«И образовал Господь Бог из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его» (Книга Бытия 2: 19). Этот перевод с иврита (иврит – древнееврейский язык и современный язык, относящиеся к семитским языкам; официальный язык государства Израиль наряду с арабским) не в полной мере передает значение и подтекст оригинала. Текст на иврите подразумевает, что когда Адам называл живые существа и давал им имена, он тем самым вкладывал в них душу, Божественное содержание. При этом имелось в виду, что имя становилось неотъемлемой принадлежностью и важнейшей составной частью называемого. Это еще больше подчеркивалось дополнительной смысловой нагрузкой слова имя, одно из значений которого на иврите – Бог. Дать имя в этом смысле означало придать Божественное начало.
Второй отрывок из Библии описывает появление на земле множества различных языков: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинулись с востока, они нашли в земле Сенаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и у всех один язык; и вот что начали они делать, и не отступят они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем тая язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Книга Бытия 11: 1 – 9).
Такова была первая теория происхождения языка, включенная позднее в научный обиход, имевшая и до сих пор имеющая практическое значение, до XVII – XVIII вв. она была единственной, объяснявшей природу человеческих языков. Даже и в наши дни она не потеряла своих многочисленных сторонников. Назовем ее теорией Божественного происхождения языка т. Разумеется, это была не тория в современном значении этого слова, а религиозный постулат, опиравшийся на веру. И к нему уже в древности нашлись альтернативные теории, построенные на наблюдении и логическом анализе. В античной философской традиции существовали 2 основные теории происхождения языка: теория «фюсей»т, согласно которой язык возник естественным путем, «от природы» (Лукреций Кар), и теория «тесей»т, утверждавшая, что язык возник искусственным путем, по установлению (Демокрит). До середины XIX в. все теории происхождения языка представляли собой варианты этих двух теорий. Так, «звукоподражательная» теорият сводила генезис речевого общения к врожденной склонности человека имитировать природные шумы; сторонники эмоциональной теориит считали основой происхождения языка стремление человека выразить свои эмоции и другие представления при помощи нечленораздельных звуков-выкриков, или междометий. Теория «социального договора» т рассматривала язык как искусственное порождение. Немецкий ученый Луи Нуаре выдвинул «трудовую теорию» происхождения языкат, согласно которой язык возник в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей как одно из средств оптимизации и согласования трудовых действий. Трудовая теория развивалась в работах другого немецкого ученого Карла Бюхера, который видел истоки языка в «трудовых выкриках» т, сопровождавших акты коллективного труда. Диалектико-материалистическое осмысление проблемы происхождения языка т дал Ф. Энгельс в своем известном фрагменте «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876), включенном в «Диалектику природы». Основной мыслью Ф. Энгельса является неразрывная внутренняя связь развития трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развития сознания и психики формирующегося человека и развития форм и способов общения. Рассмотрим эту последнюю теорию с трех сторон: психологической, социологической и физиологической. 1) С психологической точки зрения, развитие психики первобытно человека под влиянием труда и общения не сводится только к развитию мышления: язык участвует в различных сторонах психической жизни человека, опосредуя восприятие, память, воображение, внимание, эмоциональные и волевые процессы. Без языка невозможны присущие человеку формы познания мира и способы взаимоотношения с действительностью. 2) С социологической точки зрения, происхождение языка связано с архаичными формами взаимоотношения людей и относится ко времени возникновения общества. Кроме того, язык как средство общения вообще мог возникнуть лишь как следствие появления определенных социальных функций общения. Социологическая сторона проблемы как раз и сводится к вопросу об этих социальных функциях общения в первобытном коллективе. Можно предположить, что функции общения развивались от стадной сигнализации к функции общественной регуляции поведения и затем, когда сформировался собственно язык, он продолжает развиваться как знаковая система отражения мира в сознании человека. 3) Физиологически основа речи человека – это сложная система связей, объединяющих различные зоны коры головного мозга в особую, так называемую функциональную, систему. Эта система формируется на базе врожденных анатомо-физиологических предпосылок, но не сводима к ним: она формируется у каждого человека в отдельности в процессе его развития. Происхождение языка и есть – с физиологической точки зрения – возникновение таких, обслуживающих процесс общения, «функциональных систем» под влиянием развития труда и все большего усложнения общественных отношений. 3. Основные законы исторического развития языка. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2910; Нарушение авторского права страницы