Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос № 1. Общая характеристика российской цивилизации. Феномен России: дискуссии о сущности России и путях её развития.Стр 1 из 5Следующая ⇒
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.
(методическое пособие).
Шахты 2005 г.
УДК 94 (47) (075. 8.). ББК 63.3 (2). Я 73. Ш 514.
Автор: доцент кафедры “Философия и история” Шестаков Ю.А.
Рецензенты: д.и.н. профессор Казарова Н.А. к.и.н. доцент Бондарев В.И.
В методическом пособии, в соответствии с программой изложен теоретический материал, обеспечивающий подготовку студентов-заочников, к экзаменам по курсу “Отечественная История ”.
Введение Ø Настоящее пособие представляет собой план-конспект ответов на экзаменационные вопросы по курсу «Отечественная История» предлагаемые студентам ЮРГУЭС и соответствующие примерной программе курса и государственному стандарту по этому предмету. Для удобства использования он построен по иерархической системе: каждый пункт плана включает в себя подпункты, раскрывающие его содержание, содержание которых, в свою очередь, раскрывают другие подпункты и т.д. (по схеме: 1); 1.; а); а.).
Вопрос № 1. Общая характеристика российской цивилизации. Феномен России: дискуссии о сущности России и путях её развития. 1) Цивилизация – крупная целостная социокультурная система, сориентированная во времени и пространстве, включающая в себя различные элементы (менталитет, экономика, социальная организация, политическая система, духовные ценности). Эти элементы характеризуются своеобразием и устойчивостью. Наиболее важную роль в цивилизационном своеобразии играет «менталитет» – определённый способ восприятия действительности. Историческая наука выделяет 2 основных «типа цивилизаций»: «Восточный» и «Западный».
2) Историографические дискуссии о сущности России в основном можно свести к четырём точкам зрения: 1. Россия относится к Восточному типу цивилизации. 2. Россия относится к Западному типу цивилизации. 3. Россия относится к особому цивилизационному типу, сочетающему элементы Восточного и Западного типа цивилизаций. 4. Россия – механическое смешение цивилизаций относящихся к разным цивилизационным типам. 3) Основные элементы Российской цивилизации: 1. Менталитет. Его основу заложило православие. Отличительными чертами отечественного менталитета являются: «соборность» (коллективизм), «нестяжательство» (отсутствие стремления к прибыли), ориентация на духовные ценности, открытость для влияния других цивилизаций. 2. Экономика. Преобладание государственной и общинно-корпоративной собственности, экстенсивный характер хозяйственного развития. Однако, в тоже время развивались некоторые элементы рыночной экономики и собственность, близкая по своим характеристикам к частной. 3. Социальная организация. Подчинение личности коллективу и государству, но при сохранении некоторых элементов индивидуализма. 4. Политическая система. Безусловное преобладание власти над обществом и неограниченный, сакральный характер власти, но при сохранении некоторых элементов правового государства и гражданского общества. 5. Духовные ценности – ориентация на достижение не прагматических, а «сакрализованных», «духовных» ценностей Они были обусловлены необходимостью: выживания в условиях рискованного земледелия и сурового климата (коллективизм); отстаивания независимости и решения геополитических проблем в условиях протяжённых, открытых границ и враждебного внешнего окружения (преобладание власти над обществом и колоссальная роль государства); налаживания отношений с включёнными в состав государства этносами (терпимость и открытость). Вопрос № 2. Образование Древнерусского государства. Норманская теория. 1) Государство формируется там и тогда, где и когда для этого созреют соответствующие предпосылки. 1. Экономические. Замена мотыжного земледелия пашенным земледелием; широкое использование железа; развитое ремесло и торговля; появление достаточно многочисленных городов и городского населения. У восточных славян к концу IX века подсека заменяется перелогом и двупольем, известно около 20 городов и 64 вида ремесла. 2. Социальные. Появление в обществе достаточно выраженного общественного и имущественного неравенства, более или менее чёткой социальной дифференциации. У восточных славян к концу IX века известно 4 социальные группы: «волхвы», «князья», «люди», «челядь». 3. Политические. Формирование особого политического устройства, непосредственно предшествующего государству – «военной демократии». Его характерные признаки: а) Образование больших племенных союзов, основанных не на родовых, а территориальных связях (у восточных славян к концу IX века таковых известно 14);. б) Формирование особой структуры управления племенем и союзом - во главе их стоит военный вождь и правитель, выбираемый из числа представителей наиболее знатных родов и семей. Он опирается на «дружину» - профессиональных воинов, преданных лично правителю. Существует собрание мужчин-воинов, которое выбирает правителя и решает наиболее важные вопросы жизни племени и союза. Племя облагается более или менее регулярной данью в пользу военного вождя и его дружины. У восточных славян к концу IX века известны и «князья» и «дружина» и «полюдье»; в) Появление конгломератов («конфедераций») племенных союзов. У восточных славян к концу IX века известно 2 «конфедерации» - «северная» во главе с Новгородом и «южная» во главе с Киевом. На базе этих предпосылок должно было возникнуть восточнославянское государство, и оно возникло. 2) Причины образования Древнерусского государства: 1. Основной функцией государства является обеспечение, с помощью аппарата политической власти, целостности общества и его надлежащего функционирования в условиях, когда эта целостность, в силу ряда условий, присущих цивилизованному обществу нарушается. Так, в связи с появлением собственности появляется общественное и имущественное неравенство, вызывающее в обществе конфликты. Конфликты возникали и между племенами, в силу роста населения, неравного накопления богатств, усиления военной активности. Следовательно, необходима была некая организованная политическая сила – власть, которая урегулировала бы эти противоречия. Поэтому вожди и вече северных восточнославянских племен заключили с «варягами» (скандинавскими вождями – предводителями лучших воинов в Европе) договор. Они приглашали «княжить» трёх варяжских «князей». Вскоре единственным правителем стал Рюрик (864-879 гг.). 2. Институты организованного принуждения нужны были и для того, чтобы обеспечить военные и торговые общественные интересы. Торговля играла важнейшую роль в хозяйственной жизни славян (особенно юга), но торговые пути (устье Днепра и Волги) были в руках хазар, которые так же поработили часть восточнославянских племён. Поэтому знать «южной конфедерации» приглашала на княжение варягов с их дружинами ещё с 30-х гг. IХ века. Однако сил Юга не хватало. В силу этого произошло объединение обеих конфедераций в единое государство восточных славян. В 882 году преемник Рюрика – Олег обманом захватил Киев и перенёс туда столицу нового «Древнерусского» государства. 3) Таким образом, приглашение на княжение варяжских «конунгов» стало той организационной формой, в которую органично влились уже существовавшие к тому времени социальные, экономические и политические предпосылки образования государства. Этот вывод снимает остроту спора между сторонниками «норманской» (государство обязано своим возникновением иностранцам) и «антинорманской» теории (иностранцы не имеют никакого отношения к образованию Руси) происхождения Киевской Руси, продолжающимися вот уже два с половиной столетия. Вопрос № 6. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV-начале XVI вв. Образование Российского государства. 1) В конце XV-начале XVI вв. завершилось объединения русских земель вокруг Москвы и образование Российского государства как географического понятия. Это произошло при двух правителях: Иване III (1462-1505 гг.) и его сыне Василии III (1505-1533 гг.). Земли входили в состав этого государства: 1. Мирным путём, как логичное завершение процесса постепенного усиления там влияния Москвы (Ростовское – 1464 г., Ярославское – 1472 г., Рязанское – 1521 г. княжества, Псковская земля – 1510 гг.). 2. Путём военного присоединения (Новгород – 1478 г.). 3. В результате успешных войн с Литвой, которая так же претендовала на статус объединителя Руси (Вязьма, Чернигово-Северские земли, Смоленск – с 1494 по 1514 гг.). 2) В этот же период Россия обрела свой государственный суверенитет. В 1480 г. в результате «стояния на реке Угре» Русь освободилась от ордынского ига. 3) При Иване III и Василии III происходит формирование России не только как страны, но и как государства: 1. Во главе государственного аппарата постепенно вставал великий князь московский. Иван III (1462-1505 гг.) принимает титул «божьей милостью государь всея Руси». Появляется пышный придворный церемониал и особые регалии монарха. Отношения вассалитета бояр и князей по отношению к великому князю сменились отношениями подданства. 2. Однако, в силу неразвитости управленческого аппарата, отсутствия самостоятельной финансовой базы и сохранения огромной политической, военной и экономической мощи крупных феодалов, монарх вынужден был опираться на них при осуществлении политической власти. При князе существовала Боярская дума из 5-12 «введённых» бояр и около 12 «окольничих». Все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государь решал вместе с Думой. 3. По мере увеличения территории государства, усложнения социально-экономических и политических отношений дворцово-вотчинная система управления перестала удовлетворять потребности формирующегося централизованного государства. Понадобились бюрократические органы: с чёткой компетенцией, постоянным штатом чиновников, получавших жалование от государства, с формализованным делопроизводством. Они появились на рубеже XV-ХVI вв. под названием «приказов» (до середины ХVI в. около 10). 4. Местное управление основывалось (как и ранее) на системе кормлений. «Наместники» (в уездах) и «волостели» (в более мелких административных единицах – волостях) назначались князем из числа бояр. Они были слабо связаны с центральной властью и плохо контролировались ей. Поэтому государи пытались ограничить их власть: «уставными грамотами» (в которых указывались их полномочия и размер «корма»); разделением их функций с другими кормленщиками; подчинением их деятельности приказам в Москве. Но всё это – без особого успеха. 5. В Московском государстве была введена единая валюта (рубль); единая единица налогообложения – «соха»; единая армия, состоящая из отрядов, приводимых боярами и помещиками во время войн; единое законодательство (Судебник 1497 года, ограничивающий возможность крестьянского перехода). Вопрос № 7. Российское государство в XVI в. Иван Грозный. Цели, формы и содержание его реформ. Во второй половине XVI в. Российское государство значительно изменяется как в территориальном аспекте (за счёт присоединения «осколков Золотой орды» - Казанского, Астраханского, Сибирского Ханств) так и политическом (окончательно утверждается третья стадия развития средневекового государства – «сословно-представительная монархия»). Эти изменения были связаны с реформами, проводившимися сыном Василия III Иваном IV Грозным (1533-1584 гг.). Они проходили в 2 этапа: 1) «Реформы Избранной рады» (1547-1560 гг.): 1. Цели реформ: укрепление государства, усиление власти правителя и централизация государственного управления. 2. Формы реформ: постепенная структурная перестройка государственного аппарата. 3. Содержание реформ: а) Реформы государственного управления: а. Венчание на царство, укрепившее внутри и внешнеполитическое положение монарха (1547 г.). б. Созыв сословно-представительного органа, на который царь мог опереться в борьбе за централизацию государства – «Земского собора». Он состоял из представителей бояр, духовенства, дворян и верхушки горожан (купцов). Собор всецело зависел от царя и выполнял совещательные и консультативные функции (1549 г.). в. Упрочение бюрократического управления путём роста числа приказов и численности в них чиновников. г. Замена власти «кормленщиков» на местах властью выборной местной администрации из представителей сословий дворянства (избранные в местных административных округах – «губах» «губные старосты» ), а так же горожан и государственных («черносошных») крестьян («земские старосты»). Они лучше заботились о местных нуждах и были в большей степени подконтрольны центральной власти (губные старосты напрямую подчинялись Разбойному приказу в Москве) – 1555 г. б) Военные реформы: а. Ограничение «местничества» (то есть назначения на должность по принципу родовитости, порождающего споры) во время походов (1550 г.). б. Образование стрелецкого войска, которое получало вооружение, жалование от государства и считалось постоянно находящимся на государственной службе (1550 г.). в. Упорядочение службы феодалов. Устанавливалось твёрдое соотношение количества земли и воинов, которых должен был привести феодал на войну. Налаживался учёт и контроль за их готовностью к военному походу. Закреплялся «призывной» возраст зачисления феодалов на службу – 15 лет (1556 г.). в) Церковные реформы: укрепление позиций церкви как идеологической опоры самодержавия (упорядочение церковных правил) и ограничение накопления церковью богатств (как базы для её независимости от государства) – 1551 г. г) Судебная реформа – принятие Судебника 1551 г. ещё более ограничивающего возможность крестьянского перехода и уменьшившего судебный произвол. д) Налоговая реформа: упорядочила налогообложение и ввела его дифференциацию в зависимости от сословной принадлежности (дворянство – церковь - горожане и крестьяне). Реформы значительно укрепили государство. 2) «Опричнина» (1565 – 1572 гг.). 1. Цели: те же. 2. Формы: террор, вызванный стремлением царя максимально ускорить процессы реформирования. 3. Содержание: выделение «опричнины» (где царь решал всё по своему произволу, пользуясь неограниченной властью). Удар Ивана пришёлся на: а) остатки удельной системы, б) церковь, в) боярство, г) земли сохранившие остатки былой независимости. Но затем террор обрушился на все группы населения. д) Опричнина вызвала: а. хозяйственное разорение Руси (массовую гибель людей и их бегство, голод, болезни); б. внешнеполитические неудачи (проигрыш Ливонской войны и успешные набеги Крымского хана на Москву); в. укрепление деспотизма ( была устранена возможность любой оппозиции); г. утверждение крепостного права (вызванное стремлением государства в условиях разрухи обеспечить войско и чиновников рабочими руками, запрещение крестьянских переходов в 1581 г.) Библиографический список. 1. История государства и права России./ [Текст]: учебник для вузов. / под. ред. С.А Чибиряева. М.: Былина, 2001. – 528 с. 2. История России [Текст]. учеб. / под ред. А. С. Орлов, В. А. Геогиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. - 520 с. 3. История России с древнейших времён до 1861 г. [Текст]: учебник для вузов / Под общ. ред. Н. И. Павленко. – М.: Высшая школа., 2000. – 560 с. 4. Кузнецов И. Н. Отечественная история[Текст]. учеб. для вузов / И. Н. Кузнецов – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2004. – 800 с. 5. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России [Текст]: учеб. для вузов. / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов – М.: Норма, 2005. –768 с. 6. Отечественная история (1917-2001) [Текст]: учеб. / отв. ред. д. и. н., проф.И. М. Узнародов. – М.: Гардарики, 2002. – 557 с. 7. Россия в мировой истории: [Текст]: учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Порохни. – М.: Логос, 2003. – 592 с. 8. Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: [Текст]: учеб. для вузов / Л. И. Семеникова – М.: КДУ, 2003 – 752 с. 9. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. [Текст]: Академический курс. В 2-х т. / Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. - М.: Норма, 2003. – 2 т. 10. Фёдоров В. А. История России. 1861-1917. [Текст]: учеб. для вузов. / В. А. Фёдоров. – М.: Высшая школа, 200. – 384 с.
Содержание. Вопрос № 1. Общая характеристика российской цивилизации. Феномен России: дискуссии о сущности России и путях её развития. 4 Вопрос № 2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. 5 Вопрос № 3. Социально-политическое устройство государства Киевская Русь (IX – начало XII вв.) 7 Вопрос № 4. Русь между Востоком и Западом: дискуссия о влиянии Золотой Орды на развитие средневековой Руси (вторая половина XIII – первая половина XV вв.). 8 Вопрос № 5. Причины победы Москвы в борьбе за общерусское политическое лидерство. Подавление новгородской тенденции развития. 9 Вопрос № 6. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV-начале XVI вв. Образование Российского государства. 11 Вопрос № 7. Российское государство в XVI в. Иван Грозный. Цели, формы и содержание его реформ. 12 Вопрос № 8. Государство, политика, нравственность в России в XVI в. Представление о миссии государства в России и странах Западной Европы. 13 Вопрос № 9. Генезис абсолютизма в Западной Европе и России. Основные этапы становления абсолютизма в России. 14 Вопрос № 10. Петровская вестернизация системы государственного управления. 15 Вопрос № 11. Петр I и его политика меркантилизма и протекционизма в процессе индустриализации страны. 16 Вопрос № 12. Дискуссии о наследии Петра I. Результаты его реформ (реформы или революция «сверху»? ). 17 Вопрос № 13. Раскол российского общества на два уклада: « почву» и цивилизацию» как результат петровской вестернизации России. 18 Вопрос № 14. Екатерина II и «просвещённый абсолютизм» в России. 19 Вопрос № 15. Реформы Екатерины II: Губернская реформа 1775 г., «Жалованная грамота дворянству» и « Жалованная грамота городам» 1785 г. 21 Вопрос № 16. Внутренняя политика России в первой четверти XIX в. Государственная деятельность Александра I. 22 Вопрос № 17. Под скипетром Александра I. Проекты М. М. Сперанского. 23 Вопрос № 18. «Апогей самодержавия». Реформы Николая I. 24 Вопрос № 19. Падение крепостного права. Реформа 1861 г. 25 Вопрос № 20. Земская, городская и судебная реформы 1860 - 1870-х гг. 26 Вопрос № 21. Финансовая, образовательная, военная реформы 1861-1874 гг. 28 Вопрос № 22. Зарождение трёх общественно-политических течений в России во второй половине XIX в.: правительственного, либерального и революционно-демократического. 29 Вопрос № 23. Особенности развития капитализма в России (80-90-е гг. XIX в.). 30 Вопрос № 24. Экономический и политический кризис в России начала XX в. Особенности образования российских политических партий. 31 Вопрос № 25. Политические и социально-экономические причины I Российской революции 1905-1907 гг. 33 Вопрос № 26. Характер, особенности и движущие силы I Российской революции 1905-1907 гг. 34 Вопрос № 27. Создание Государственной Думы в период I Российской революции. Процесс формирования многопартийной политической системы. 34 Вопрос № 28. Столыпинская политика модернизации. Её результаты. 36 Вопрос № 29. Россия в первой мировой войне. Кризис политической системы. 37 Вопрос № 30. Февральская буржуазно-демократическая революция. Крах самодержавия. Особенности двоевластия. 38 Вопрос № 31 Развитие февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Октябрьский переворот. 39 Вопрос № 32. Гражданская война в советской России. Политика военного коммунизма (1918-1920 гг.). 40 Вопрос № 33. Советское общество на рельсах НЭПа. Судьба НЭПа. 41 Вопрос № 34. СССР на путях форсированного строительства социализма. Формирование административно-командной системы управления и режима личной власти И. Сталина. 42 Вопрос № 35. Советская внешняя политика накануне и в начале Второй мировой войны. 43 Вопрос № 36. Вторая мировая война. Итоги её начального периода (1939-1941 гг.). 44 Вопрос № 37. СССР в годы Великой Отечественной войны. Начальный этап (июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.). 44 Вопрос № 38. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.). 45 Вопрос № 39. Завершающий период Великой Отечественной войны (1944 г. - сентябрь 1945 г.). 46 Вопрос № 40. Идеологическое противостояние Востока и Запада в послевоенный период. Истоки «холодной войны». 47 Вопрос № 41. Превалирование тоталитарной тенденции в послевоенный период. Экспансионизм – доминанта сталинской внешней политики. 48 Вопрос № 42. Начало десталинизации общества. Политический либерализм Н. С. Хрущёва. «Оттепель» в духовной жизни. 50 Вопрос № 43. Хозяйственное развитие страны в 1953-1965 гг. Причины незавершённости хрущёвских реформ. 51 Вопрос № 44. Социально-экономическое положение страны в 70-е – первой половине 80-х гг. XX столетия. 52 Вопрос № 45. В поисках путей совершенствования социализма. Этапы горбачёвской перестройки. Её результаты. 53 Вопрос № 46. Август 1991 г. Распад СССР. Суверенная Россия на путях формирования новой государственности. 54 Вопрос № 47. Экономические реформы в современной России: сущность, последствия, социальная цена. 55 Вопрос № 48. Межнациональные отношения в современной России. Чеченская проблема. 56 Вопрос № 49. Современная Россия во внешнем мире. 57 Вопрос № 50. В. В. Путин и государственно-конституционное реформирование России. 59 Библиографический список. 60 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.
(методическое пособие).
Шахты 2005 г.
УДК 94 (47) (075. 8.). ББК 63.3 (2). Я 73. Ш 514.
Автор: доцент кафедры “Философия и история” Шестаков Ю.А.
Рецензенты: д.и.н. профессор Казарова Н.А. к.и.н. доцент Бондарев В.И.
В методическом пособии, в соответствии с программой изложен теоретический материал, обеспечивающий подготовку студентов-заочников, к экзаменам по курсу “Отечественная История ”.
Введение Ø Настоящее пособие представляет собой план-конспект ответов на экзаменационные вопросы по курсу «Отечественная История» предлагаемые студентам ЮРГУЭС и соответствующие примерной программе курса и государственному стандарту по этому предмету. Для удобства использования он построен по иерархической системе: каждый пункт плана включает в себя подпункты, раскрывающие его содержание, содержание которых, в свою очередь, раскрывают другие подпункты и т.д. (по схеме: 1); 1.; а); а.).
Вопрос № 1. Общая характеристика российской цивилизации. Феномен России: дискуссии о сущности России и путях её развития. 1) Цивилизация – крупная целостная социокультурная система, сориентированная во времени и пространстве, включающая в себя различные элементы (менталитет, экономика, социальная организация, политическая система, духовные ценности). Эти элементы характеризуются своеобразием и устойчивостью. Наиболее важную роль в цивилизационном своеобразии играет «менталитет» – определённый способ восприятия действительности. Историческая наука выделяет 2 основных «типа цивилизаций»: «Восточный» и «Западный».
2) Историографические дискуссии о сущности России в основном можно свести к четырём точкам зрения: 1. Россия относится к Восточному типу цивилизации. 2. Россия относится к Западному типу цивилизации. 3. Россия относится к особому цивилизационному типу, сочетающему элементы Восточного и Западного типа цивилизаций. 4. Россия – механическое смешение цивилизаций относящихся к разным цивилизационным типам. 3) Основные элементы Российской цивилизации: 1. Менталитет. Его основу заложило православие. Отличительными чертами отечественного менталитета являются: «соборность» (коллективизм), «нестяжательство» (отсутствие стремления к прибыли), ориентация на духовные ценности, открытость для влияния других цивилизаций. 2. Экономика. Преобладание государственной и общинно-корпоративной собственности, экстенсивный характер хозяйственного развития. Однако, в тоже время развивались некоторые элементы рыночной экономики и собственность, близкая по своим характеристикам к частной. 3. Социальная организация. Подчинение личности коллективу и государству, но при сохранении некоторых элементов индивидуализма. 4. Политическая система. Безусловное преобладание власти над обществом и неограниченный, сакральный характер власти, но при сохранении некоторых элементов правового государства и гражданского общества. 5. Духовные ценности – ориентация на достижение не прагматических, а «сакрализованных», «духовных» ценностей Они были обусловлены необходимостью: выживания в условиях рискованного земледелия и сурового климата (коллективизм); отстаивания независимости и решения геополитических проблем в условиях протяжённых, открытых границ и враждебного внешнего окружения (преобладание власти над обществом и колоссальная роль государства); налаживания отношений с включёнными в состав государства этносами (терпимость и открытость). Вопрос № 2. Образование Древнерусского государства. Норманская теория. 1) Государство формируется там и тогда, где и когда для этого созреют соответствующие предпосылки. 1. Экономические. Замена мотыжного земледелия пашенным земледелием; широкое использование железа; развитое ремесло и торговля; появление достаточно многочисленных городов и городского населения. У восточных славян к концу IX века подсека заменяется перелогом и двупольем, известно около 20 городов и 64 вида ремесла. 2. Социальные. Появление в обществе достаточно выраженного общественного и имущественного неравенства, более или менее чёткой социальной дифференциации. У восточных славян к концу IX века известно 4 социальные группы: «волхвы», «князья», «люди», «челядь». 3. Политические. Формирование особого политического устройства, непосредственно предшествующего государству – «военной демократии». Его характерные признаки: а) Образование больших племенных союзов, основанных не на родовых, а территориальных связях (у восточных славян к концу IX века таковых известно 14);. б) Формирование особой структуры управления племенем и союзом - во главе их стоит военный вождь и правитель, выбираемый из числа представителей наиболее знатных родов и семей. Он опирается на «дружину» - профессиональных воинов, преданных лично правителю. Существует собрание мужчин-воинов, которое выбирает правителя и решает наиболее важные вопросы жизни племени и союза. Племя облагается более или менее регулярной данью в пользу военного вождя и его дружины. У восточных славян к концу IX века известны и «князья» и «дружина» и «полюдье»; в) Появление конгломератов («конфедераций») племенных союзов. У восточных славян к концу IX века известно 2 «конфедерации» - «северная» во главе с Новгородом и «южная» во главе с Киевом. На базе этих предпосылок должно было возникнуть восточнославянское государство, и оно возникло. 2) Причины образования Древнерусского государства: 1. Основной функцией государства является обеспечение, с помощью аппарата политической власти, целостности общества и его надлежащего функционирования в условиях, когда эта целостность, в силу ряда условий, присущих цивилизованному обществу нарушается. Так, в связи с появлением собственности появляется общественное и имущественное неравенство, вызывающее в обществе конфликты. Конфликты возникали и между племенами, в силу роста населения, неравного накопления богатств, усиления военной активности. Следовательно, необходима была некая организованная политическая сила – власть, которая урегулировала бы эти противоречия. Поэтому вожди и вече северных восточнославянских племен заключили с «варягами» (скандинавскими вождями – предводителями лучших воинов в Европе) договор. Они приглашали «княжить» трёх варяжских «князей». Вскоре единственным правителем стал Рюрик (864-879 гг.). 2. Институты организованного принуждения нужны были и для того, чтобы обеспечить военные и торговые общественные интересы. Торговля играла важнейшую роль в хозяйственной жизни славян (особенно юга), но торговые пути (устье Днепра и Волги) были в руках хазар, которые так же поработили часть восточнославянских племён. Поэтому знать «южной конфедерации» приглашала на княжение варягов с их дружинами ещё с 30-х гг. IХ века. Однако сил Юга не хватало. В силу этого произошло объединение обеих конфедераций в единое государство восточных славян. В 882 году преемник Рюрика – Олег обманом захватил Киев и перенёс туда столицу нового «Древнерусского» государства. 3) Таким образом, приглашение на княжение варяжских «конунгов» стало той организационной формой, в которую органично влились уже существовавшие к тому времени социальные, экономические и политические предпосылки образования государства. Этот вывод снимает остроту спора между сторонниками «норманской» (государство обязано своим возникновением иностранцам) и «антинорманской» теории (иностранцы не имеют никакого отношения к образованию Руси) происхождения Киевской Руси, продолжающимися вот уже два с половиной столетия. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 4472; Нарушение авторского права страницы