Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
На межличностную коммуникацию
Предполагаемое время — 45 минут. К этому моменту о специфике гендерных различий в восприятии информации сказано уже достаточно. Естественно, что в контексте темы, заявленной на занятии, поднимается и вопрос о стереотипах. Интересно, что предложение провести игру на осознание влияния гендерных стереотипов на межличностную коммуникацию через собственный опыт достаточно часто вызывает реплики: «Ну, это не про нас», «Мы-то народ " продвинутый"...» (Замечу, что подобного рода реплики не встречаются в группах психологов, которые уже имеют опыт осознания основательного расхождения провозглашаемых установок и реального поведения.) Если раздаются подобного рода реплики, появляется хороший шанс рекрутировать достаточно интересную команду: «Кто еще считает себя свободным от гендерных стереотипов? Есть предложение: объединяйтесь в одну группу. Для игры нам как раз потребуется несколько таких " продвинутых" единомышленников». При отсутствии замечаний подобного рода приглашение звучит иначе: «Кто считает себя человеком, умеющим убеждать других? А кто хотел бы попробовать себя в роли " убеждающего коммуникатора"? Нам нужна группа в 5-6 человек». Инструкция Идея этого упражнения возникла благодаря роману американской писательницы Урсулы К. Ле Гуин «Левая рука тьмы» [2], который по праву считается шедевром мировой фантастики. Я предлагаю достаточно вольную интерпретацию некоторых событий, но сохраняю многие принципиальные моменты: На окраине миров обнаружена планета Зима, предположительно — бывшая колония землян, с которой давно утрачена связь. Первый отряд космических исследователей тайно уже побывал на планете, и межгалактический союз знает об этом окраинном мире достаточно много: об уровне развития цивилизации, о государственном строе, традициях, нравах, в том числе и об иной биологической сущности обитателей. Последнее представляется особо удивительным, так как люди сталкиваются с таким явлением впервые: жители планеты не делятся на мужчин и женщин, более того, они сами не знают, кем станут (мужчиной или женщиной) на пике сексуального цикла — и не имеют возможности выбора. Любой может зачать и родить ребенка, а после периода лактации снова становится потенциально двуполым существом. Эксперты пришли к выводу, что межгалактический союз может быть весьма полезен жителям замерзающей планеты, прежде всего своими знаниями и дополнительными ресурсами. Задача космической экспедиции — убедить жителей присоединиться к Союзу, и с целью присоединения выстроить коммуникационные линии. Далее команды разделяются: «жители планеты» остаются в аудитории, космическая экспедиция отправляется за дверь. И той и другой команде даются дополнительные инструкции. Инструкция членам экспедиции Для того чтобы успешно справиться со своей миссией, вам нужно продумать систему аргументов с учетом специфики жизни этих людей. Постарайтесь понять, что их может заинтересовать, прежде всего, к каким социальным последствиям приводят их биологические особенности. Вам необходимо не только убедить их присоединиться к Союзу, но и помочь построить систему коммуникации. Для строительства вам дается 5 листов бумаги, степлер, скотч, фломастеры, ножницы. Если листы бумаги формата А4 сложить вдоль вчетверо, разрезать, скрепить последовательно (любыми имеющимися материалами), получится линия связи нужной длины. Строительство будет считаться завершенным только в том случае, если весь «бумажный путь» рекрутируемые вами аборигены раскрасят фломастерами. Но помните: вас мало, и поэтому вы не можете строить все сами, вы должны убедить, показать, научить. Это принципиальная позиция Союза — только совместная добровольная деятельность может стать залогом успешного сотрудничества в дальнейшем. Выберите капитана вашей экспедиции, чтобы в случае необходимости он координировал ваши усилия. Инструкция жителям Зимы Подумайте, как должна быть устроена жизнь людей с такой биологической сущностью. Мирный вы народ или агрессивный? Как устроен ваш быт и ваша система управления, если она есть? Обязательное условие — выслушать пришельцев и, если их аргументы действительно покажутся убедительными — присоединиться, если нет, вы можете сохранить существующий мир без изменений. Если вы принимаете решение о присоединении, вы можете оказать посильную помощь в строительстве коммуникаций. Даже в том случае, если убедили только вас, а не группу в целом, вы можете взаимодействовать с пришельцами по своему усмотрению. Но есть несколько обязательных условий, которые предписываются вам традициями общения на Зиме: прежде чем ответить, вы говорите: «Мне надо подумать», прежде чем принять решение: «Мне нужно посоветоваться со старейшиной». Причем вы можете советоваться реально или «мысленно», а можете просто проинформировать о принятом лично вами решении. Кроме того, я попрошу часть аборигенов снять «визитки». Те, у кого нет визиток, в силу традиций не могут брать в руки все, что скрепляет бумагу. Те, у кого остались визитки, не берут в руки ножницы и фломастеры. Если вам предлагают осуществить табуированное действие, вы можете либо использовать те же фразы, либо говорить: «У нас традиции...». В случае, если у вас спросили о том, какие у вас традиции, вы можете отвечать только про себя и про конкретное предложение, например: «Мне нельзя брать степлер». {Примечание для руководителя: использование условных фраз и табу вводится для обострения ситуации.) Выберите старейшину, с которым вы можете посоветоваться в трудную минуту. Дополнительные инструкции могут предъявляться в письменном или устном виде. На подготовку и обсуждение стратегий дается не более 8 минут. После чего экспедиция «прибывает» к аборигенам со своей «святой миссией». На убеждение и «строительство системы коммуникации» отводится 15 минут. Жесткий временной лимит, о котором предупреждаются заранее члены экспедиции, поддерживает динамику. Кроме того, при большем количестве отводимого времени «убеждающие» забывают о своей задаче, пытаясь выяснить у «аборигенов»: «А как вы узнаете, кто есть кто? » Это упражнение дает очень хороший материал для осознания того факта, что в межличностном общении мы, прежде всего, каталогизируем людей по принадлежности к биологическому полу, что, не приписывая роль мужчины или женщины, мы часто не знаем, как вести себя. Многие подгруппы (особенно «экспедиционный корпус») испытывают просто «коматозное состояние», потому что теряют какие-либо надежные ориентиры. Даже традиционно используемые в таких ситуациях «подкуп» и «шантаж» используются «со скрипом»: то ли бусы предлагать, то ли «огненную воду»? Традиционно используемое в «женских» группах — «У нас много мужчин» (в «мужских» соответственно — «У нас много женщин») тоже не проходит. Даже обмен знаниями, на который особо обращалось внимание в инструкции, в системе аргументации тоже фактически не применяется. Несколько студентов при обсуждении на вопрос о том, почему знаниями не «завлекали», отвечали, что от знаний о собственной патологии человеку только хуже будет. Цитирование текста Ле Гуин о том, что, с точки зрения аборигенов, пришельцы как раз и являются извращенцами, только в первые минуты вызывает смех, а затем заставляет серьезно задуматься. Любопытно отметить еще один факт, когда не используется «гендерный» компонент. При проведении подобного рода игр «убеждающие», как правило, норовят насильно «впихнуть» в руки новоиспеченных союзников ножницы или степлер, когда же появляется информация об иной биологической природе, многие избегают любых кинестетических контактов (серьезный повод поговорить о ярлыках и гендерной толерантности). После проведения упражнения обязательна «обратная связь» (игра вызывает очень сильные чувства, особенно у юношей и у студентов старших курсов). Каждый ведущий группы знает, что обратная связь во многом диктуется состоянием и уровнем развития группы. Поэтому предлагаемые вопросы носят весьма условный характер. • Каким увидели этот странный мир аборигены и миссионеры? • Насколько вы смогли представить социальные следствия этого биологического факта? • Чем понятие пола отличается от понятия гендера? • Смогли ли вы отследить, насколько влияли гендерные стереотипы на процесс общения? • Почему вы сбивались в аргументации? Часто отводили взгляд в процессе коммуникации? • Зачем нам нужны гендерные стереотипы? • От кого вы эти установки получили? • Насколько, на ваш взгляд, эти установки влияют на процесс общения и качество коммуникации? В вашей жизни? В жизни ваших родителей? Группа всегда вносит свои коррективы в список вопросов, так как попытка проанализировать свои и чужие действия во время игры дает дополнительный материал для обсуждения (дорогого стоят замечания: «Чего думать, делать надо», «А что с вашим старейшиной советоваться — он и сам не знает, что он такое: он или она», «Как вам, извращенцам, объяснить», «О, да они дефективные на всю голову» и т. д.). Очень важно оказать поддержку прежде всего «аборигенам» и, после того как они получат шанс выговорить свои обиды и претензии, не забыть и про «миссионеров», потому что многие из них «загружаются» чувством вины, так как и на оскорбления сбивались, и коммуникации не проложили (ни в одной из семи групп, где была апробирована такая модификация игры). И для поддержки «экспедиционного корпуса», и для продолжения дискуссии очень полезно задать вопрос: «А если бы роли были распределены иначе, как вы считаете, ситуация развивалась бы по иному сценарию? » Здесь важно запросить обратную связь от всех участников группы, дать выговориться каждому. На мой взгляд, есть смысл сопоставить картину, которую себе представили участники группы, с тем, что описывает в своем романе Урсула К. Ле Гуин (см. приложение). Сконструированные участниками игры картины «странного» мира никогда не являются идентичными; естественно, что и текст романа представляет несколько иной мир планеты Зима, но есть и принципиальное сходство в определении социальных последствий иной биологической сущности: все отмечают социальное равенство, одинаковые возможности, равную ответственность за детей и отсутствие агрессивности. Такое сопоставление даст возможность обсудить еще один очень важный вопрос: «А насколько не стереотипна эта картина? (Обязательно ли мужчины более агрессивны? Смогут ли люди, пусть и с иной биологической сущностью, выстроить социально справедливый мир? Ответственность за ребенка берет всегда тот, кто его рожает? )» Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы