Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 - 295 с.Стр 1 из 37Следующая ⇒
Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 - 295 с. Предисловие «Во многой мудрости много печали» (Екклезиаст). Знание научное (достоверное, обобщенное, прогностичное) не всегда приятно Известный австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856–1939) заметил, что «наивное самолюбие человечества» вынуждено было претерпеть от науки некоторые «великие оскорбления». Во-первых, люди узнали, что наша Земля – не центр Вселенной, а крошечная частичка мировой системы. Во-вторых, наука указала на происхождение людей из животного мира (приятно ли сознавать, что обезьяны – это наши, так сказать, двоюродные братья и сестры? ) В-третьих (и этот «самый чувствительный удар по человеческой мании величия» связан с психологией), стало ясно, что наше «Я» «не является даже хозяином в своем доме», а «вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни». Мы пребываем в иллюзии: уж о чем другом, а своем-то внутреннем мире мы, дескать, все знаем и действуем здесь по принципу «куда хочу, туда поворочу». Увы, в нашем сознании отображен прежде всего внешний по отношению к нему мир (психика и возникла в природе как средство ориентировки в среде и как система регулирования поведения организмов). Что касается фактов, закономерностей и «механизмов», характеризующих само сознание, то они открыты нам не более, чем другие явления природы. Их надо специально изучать, прежде чем сможем о них знать, чтобы рационально на них опираться. Мы ведь не обижаемся на то, что глаз не видит сам себя и нужно множество специалистов, чтобы знать и поддерживать в норме его функции. Композитора-музыканта или создателя ароматических композиций в парфюмерном деле не оскорбляет то, что они сами не знают, как приходят к оригинальным творческим продуктам – к появлению песни или духов «Южная ночь». Они называют при этом свои душевные состояния вдохновением, мастерством и живут дальше. Другой вопрос: как сделать путь к мастерству, умелости не случайным7 Развитие профессионала идет через трудности, нелегкие переживания. И поэтому важно как-то дознаваться о неявных фактах и закономерностях динамики и становления наших психических регуляторов. Точно так же обстоит дело буквально на каждом шагу жизненного пути – в быту, в семье, в повседневном взаимодействии людей, их общностей, групп: явления и закономерности групповой и индивидуальной психики далеко не очевидны, и большая часть их человеку неизвестна, если он специально не обращается к психологическим наукам. Принципиально дело обстоит здесь так же, как и в отношении других наук' было время, когда с холерой боролись заклинаниями, а благодаря науке стали знать, что неплохо, скажем, кипятить питьевую воду. Подобно этому важно иметь и некоторый минимум душеведческой грамотности и культуры. Содержание учебника уместно воспринимать не как еще одну добавочную нагрузку на студента, а как органичную часть информационного обеспечения развивающегося профессионала, человека. Душевный мир сложен, многомерен, изменчив, и сведения о нем нельзя изложить аксиоматически, линейно. То или иное явление психики сначала может быть просто упомянуто в тексте учебника, потом не раз повторно рассмотрено в разных взаимосвязях. Задания и упражнения в тексте часто рассчитаны не на однозначный ответ и не на контроль усвоения, а на то, чтобы читатель просто задумался, поразмышлял. А ответы, возможно, он найдет в ходе дальнейшего своего развития. Вопрос о литературе для чтения оставляем на разумение преподавателя. О субъективной и объективной реальности. Вводные ориентировки и рекомендации Удивительно, как мало у вас, в сущности, уважения к психическому факту! представьте себе, что кто-то произвел химический анализ вещества и обнаружил в его составе другое, весол1 в несколько миллиграммов Тканный вес дает возможность сделать определенные выводы Вели же налицо психологический факт, когда человеку приходит в голову определенная мысль, вы с этим, почему-то не считаетесь и говорите, что ему могла прийти в голову и другая мысль*. У вас есть иллюзия личной психической свободы, и вы не хотите от нее отказаться Мне очень жаль, но я в этом самым серьезным образом расхожусь с вами во мнениях Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекция 3-я. Психологическое знание в науке и практике Несмотря на то, что возникновение психологии как особой науки датируют обычно второй половиной XIX в. (появление экспериментальных лабораторий), знание о внутренних, регуляторах поведения и деятельности людей производилось и применялось с незапамятных времен и продолжает порождаться, использоваться в повседневной жизни Запускается «в оборот» не только мистическое, мифологическое, но и вполне рациональное и полезное знание (скажем, идея о важности для успеха дела побуждений, предварительной мысленной ориентировки в обстановке: «Без охоты не споро у работы», «Не зная броду, не суйся в воду»). Пути движения от незнания к знанию о явлениях психики несколько отличны от методов изучения внешнего мира. Ы важно не переносить огульно стереотипы мышления, усвоенные при изучении наук о природе и технике, на область душеведения Психология на службе развивающегося профессионала Психика – система регуляторов поведения в сложной среде, возникшая в ходе биологической эволюции. 5 отличие от животных люди способны к преднамеренной совместной деятельности, речевому взаимодействию, использованию опыта человечества, сознательной саморегуляции, созидательной трудовой активности, познанию неявного; они имеют долгое детство и психически развиваются в течение жизни. Ориентировка в явлениях психики – органичное звено подготовленности профессионала, условие его деловой культуры, профессионалы различны по частным психологическим особенностям., но сходны по общей стриктуре психического склада. Знание особенностей психики (своей и других) ориентирует человека в деле самосовершенствования и построения профессионального жизненного пути Но освоение фактов и закономерностей психологии идет не стихийно, а путем планомерного образования, саллообразования. II Основные общие и обзорные представления, понятия, положения психологии ...система существует для того, кто это понимает. Гюстав Гийом. Принципы теоретической лингвистики. Сказать, что он врет, нельзя - он так видел. В.Ф. Тендряков. Плоть искусства. Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою? Книга пророка Амоса. ... предостеречь лине должно, дабы кто не подумал... якобы я с некоторыми нерассудными любительми одной своей должности с презрением взирал на прочие искусства. Имеет каждая наука равное участие в блаженстве нашем.. М.В. Ломоносов (Поли. собр. соч., т. 2, с. 368) Человек и его среда Привычная схема объяснения явлений, когда целое пытаются понять, рассматривая его все более дробные части, недостаточна (нельзя понять до конца «игрушку», разломав ее; остаются вопросы- почему это «кукла, а не «гильотина» и пр.). Jlpu объяснении явлений важно движение мысли и от своеобразия объемлющих систем. Объемлющей системой для нашей психики является среда, которая имеет сложное строение: включает далеко не только ери- 4Ь зические, химические, внешнебиологические, но и социально-контактные, инерорллационные, соматические (внутриорга-низменные) составляющие. Особый род объемлющих систем для человека составляют реальности организационные; они не вполне явны, а умопостигаемы и решающим образом определяют очень многое в психике людей; в то же время от нее закономерно зависят, важное значение имеют вопросы психологии групп, межгрупповых, отношений власти. 3.1 Некоторые общие вопросы Будем исходить из того, что мир – это множество внутренне связных, более или менее определенных целостностей (систем), которые возникают, сталкиваются, взаимодействуют, отчасти сохраняют свою определенность или изменяются, разрушаются. Складываются системы систем, когда одни из них включают в себя другие. Система –»множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» (Большой энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1991, С. 355). В свою очередь, элементом называют составную часть некоторого целого (там же, с. 693). Элемент одновременно может быть и сложной системой относительно своих собственных частей. Например, семья, с экономической или социологической точки зрения, может пониматься как элемент общества, в то время как для специалиста-психолога по вопросам семейного консультирования это головоломно сложная система с ее трудно поддающимися исправлению отношениями между старшими и младшими членами, между супругами (включенными еще и в разные производственные группы), между детьми, которые сложно связаны со школой, улицей. Ошибочно пытаться объяснить особенности системы исходя только из знания ее элементов, также как, например, пытаться понять зрительный анализатор человека только на основе знания его составляющих (глазодвигательных мышц, хрусталика, сетчатки, мозговых центров, проводящих путей). Совершенно необходимо идти к пониманию любого объекта также и от знания об объемлющей системе. Вспомним «астрологическую» работу академика СИ. Вавилова (Глаз и солнце. М., 1981), где показано, что строение и работа глаза во многом определены спектром солнечного излучения. Точно также именно особенностями таких объемлющих по отношению к человеку систем, как цивилизация, культура, а не только самим по себе устройством мозга, органов чувств можно объяснить, почему человек в отличие от орла или мыши, скажем, различает жанры художественных произведений или марки цемента. Психика обеспечивается работой телесных систем. Но в закоулках мозга вы психику не найдете и не потрогаете, поскольку это есть особая системная организация реальности. Нечто, становясь частью целого, обретает свойства, возникающие именно в данной системе, а при включении в иную систему возникают другие характеристики этого же элемента. Такие свойства называют системными. Они определяются сложными связями элемента со своей средой в объемлющей системе. Например, системным свойством является то, что называют авторитетом человека, как бы его мы ни понимали. В группе подростков вы, скажем, авторитетное лицо в области математики, а в группе математиков – смиренный слушатель. Важная общая идея состоит в том, что скрупулезные исследования элементов системы не ведут к ее пониманию, если не исследуется также и объемлющая система, суперсистема. А ее надо еще определить, а это не всегда легко: по отношению к человеку и его психике такими суперсистемами оказываются культуры, обычаи, традиции, культивируемые в профессиональной или иной общности стереотипы сознания, мышления, образа мыслей, решения типовых жизненных задач и многое другое, в том числе и неявное и пока неведомое. Примеры разнотипных систем: атом, водоем, месторождение минералов, живая клетка, организм, технологическая линия на заводе, отрасль народного хозяйства, нация, народ, государство, профессия (как общность людей или как область приложения сил, как множество занятых или вакантных трудовых постов в обществе, или как живая деятельность знатока, умельца), система общего и профессионального образования молодежи, предприятие, фирма, организация, группа друзей. Если мы отстроимся от личного виденья окружающего и представим мир (универсум) как множество систем, важное значение приобретает вопрос о своеобразии среды, в которую погружена каждая из них. Нет единого и единственного окружающего для всех. Каждая система существует, движется, изменяется в некоторых пределах и таким образом имеет свое своеобразное окружение. Так, для моего кота не существует многотомной серии «Психологи Отечества». И даже если эти книги положить перед ним, то для него это заурядные несъедобные, безопасные предметы, которые можно разве что пометить своим запахом. Аналогичным образом и взрослые, просвещенные люди живут фактически, сами того часто не замечая, в разных жизненных мирах. На том, что «окружающее» для всех якобы одинаково, люди настаивают, когда либо не способны глянуть на мир глазами других, либо хотят навязать другим свое одностороннее виденье мира. А оно обусловлено наличными или недостающими знаниями, чувствами, складом ума и другим душевным багажом в связи с принадлежностью к общностям – к нации, профессии, малой группе, «слою»1. При изучении предшествующих разделов книги, когда мы старались различить и противопоставить субъект объекту, нам могло показаться, что, с одной стороны, существуют готовые объекты внешнего мира, а с другой, – сложившиеся отдельные субъекты и что, далее, дескать, между этими реальностями разыгрываются взаимодействия, что и должно быть предметом психологии. Нет, это не совсем так. Полезно принять идею существования разных жизненных миров у разных людей, разных вселенных для разных систем. Правда, процесс обучения, образования, воспроизводства культуры у подрастающих поколений предполагает некоторое «пересаживание» опыта, знаний, способов ориентировки в мире, свойственных старшим, в сознание младших. Без этого не было бы развития общества, и мы, возможно, по сей день считали бы Землю центром вращения Вселенной, приносили бы своим богам человеческие жертвы, волховали, заклинали злых духов и пр. Но в идеальном случае обучение и воспитание – это все же не тупое навязывание умонастроения одних людей другим, а создание таких условий, при которых развивающийся человек самостоятельно приходит к ценным знаниям, убеждениям, взглядам на мир. Упражнения. A. Постройте любую классификацию приведенного ниже беспорядочного перечня систем. Молекула воды. Медуза. Ткацкий станок. Экипаж самолета. Робототехнологический комплекс. Дождевой червь. Атом водорода. Паскаль (язык программирования). Администрация факультета. Спектакль. Исполнение симфонии. Горилла. Семья. Хоровой кружок. План местности. Иллюстрации к книге. Чертеж. Слой озона в атмосфере. Математическая формула. Б. Примените вашу классификацию также к перечню систем, перечисленных в данном параграфе несколько ранее. B. Какие из приведенных ниже примеров иллюстрируют скорее а) внутренне простой и внешне трудный жизненный мир человека; б) внутренне сложный и внешне легкий? Если соответствующие понятия для вас не ясны, отложите пока это упражнение (и последующее задание). 1. Выпускник средней школы фанатически стремится поступить в вуз, много лет не проходит по конкурсу; стал уже обозленным, плохо спит, утратил былую работоспособность. 2. Выпускник школы не стал поступать в вуз, поскольку считал неловким для себя «сидеть на шее» у родителей; отслужил в армии, рассматривая это как средство возмужания; обзавелся семьей и работает, заботясь о ней, ориентируясь на скромный образ жизни; оптимистичен, добр и радушен. Задание. Приведите свои примеры жизненных миров, различающихся по внутренней сложности и внешней трудности. Человек «сам с собой». Психика человека и обеспечивается телесными его * системами и в то же время влияет на них. Хулительные и тяжкие переживания, вызванные чисто социальными, моральными обстоятельствами (утрата общественного признания, шок отставки, идейные, научные разногласия), закономерно ведут к телесным деструкциям., заболеваниям. И наоборот, болезни тела и даже беспечное отношение к «соме» – путь к утратам, психического статуса (ялы не говорил*, уж о заболеваниях, нарушениях нервной системы, которые напрямую влияют на психику). Существование и развитие организма в среде обеспечиваются процессами познания (гнозиса) и исполнения (праксиса), системой психических регуляторов поведения. Q-lo социальная среда так изменчива, необозримо сложна и распределена во вреллени за пределы длительности человеческой жизни, что нужен особый блок регуляции – личность. О чувствах и потребностях В предыдущих главах мы редко вспоминали о том, что соответствует словам радость, печаль, гнев, страх, удивление, сомнение, уверенность, симпатия, антипатия, усталость, бодрость, презрение, восхищение, – речь идет о чувствах, эмоциональных переживаниях Мы мало уделяли внимания человеку и со стороны того, в чем он испытывает нужду: потребностей, потребностных состояний, неразрывно связанных с чувствами, эмоциями (скажем, симпатия – это и подъем чувств по отношению к человеку, и выражение потребности быть рядышком). Словесное определение чувств мало что сообщает; чтобы дать человеку о них представление, надо найти способ вызвать у него соответствующие переживания (дать почувствовать...). Припомнить чувство – это значит его заново пережить; в ином случае происходит не припоминание самих чувств, а обозначающих их слов (впрочем, слова-названия влекут из памяти и представления и хотя бы слабые тени чувств). Положимся здесь на жизненный и общеязыковой опыт. Чувства выступают в функции интегральных показателей, сигналов благополучия или неблагополучия чего-то для человека. А именно раньше, чем человек рассудит «что и как», переживание приятного или неприятного, спокойствия или тревоги, уверенности или сомнения как бы подсказывает ему некую вероятность блага или вреда. В этом смысле чувства отображают некоторые особенности отношения субъекта и среды, дают своего рода образы субъектно-средовых отношений. Эта система отображения совершенствуется с опытом. Возможно, вам приходилось замечать, что чувства реже обманывают опытного человека, чем новичка. Как вы догадались, чувства составляют важную часть того таинственного личного качества, которое именуют интуицией. В частности, интуиция профессионала – это не дар, а естественное следствие многотрудных столкновений с разнообразными задачами в определенной области. Чувства сопровождают наш праксис и гнозис, хотя это не всегда сознается. При взгляде на окружность и треугольник нам труднее оценить, какой из этих хорошо различимых объектов приятнее, чем в случае, если нам попадет (шибанет) в нос «дух» тухлого окуня или тухлой щуки; тут на первом месте осознаются не тонкости ароматических различий, а острое переживание: «это противно! ». Эмоциональное сопровождение непосредственного познания (отображения в сознании отдельных прикосновений, запахов, звуков, цветов, болевых воздействий) давно называют аффективным тоном ощущений (от лат. affektus – душевное волнение, страсть). Но аффективный тон сопровождает и более сложные (в конечном счете все) формы познания и практической активности. В этих случаях часто употребляют термин «чувства» (интеллектуальные чувства как, скажем, переживание сомнения, уверенности; моральные чувства, эстетические, праксические, если речь идет соответственно о включенности человека в совершение поступков, восприятие художественных образов, какую-либо практику). Эмоциональные переживания группируют, в частности, и по их длительности, нечетко выделяя относительно краткие эмоциональные реакции (минуты), эмоциональные состояния (часы, дни), эмоциональные отношения (годы, вся жизнь). Примерами отношений (это одновременно и черты характера) могут быть патриотизм, трудолюбие, человеколюбие, скромность. Эмоциональные отношения не демонстративны внешне, но глубоко укоренены в психическом складе человека. Примеры состояний – удовлетворенность жизнью, тоска, бодрость, усталость. Состояния более демонстративны, чем отношения, и возникают на стыке сложившегося отношения и определенной жизненной ситуации (тоска из-за разлуки; бодрость как следствие сносного здоровья и оптимистического отношения к будущему, усталость после отдачи сил). Эмоциональные реакции – наиболее демонстративные, иногда бурные проявления чувств; они также зависят от ситуации и сложившихся эмоциональных отношений. Скажем, факт воровства глубоко возмутит, выведет из себя одного человека, а другого восхитит – «ловко обтяпал и не попался! », третьего оставит равнодушным – «сроду так было, никуда не денешься: диалектика». Потребность включает: а) переживание человеком напряжения, беспокойства; б) более или менее ясное представление его о своем желаемом состоянии; в) некоторые представления о видах активности, предметах, посредством которых может быть улучшено актуальное переживание и достигнуто желаемое состояние. Потребности варьируют в зависимости от множества факторов – общественного положения, профессиональной, национальной, микрогрупповой принадлежности, уровня и стиля полученного воспитания, образования, привычного семейного уклада, от пола, возраста, индивидуально-типологических особенностей нервной системы, состояния здоровья человека. Например, один тяготится без частых контактов с людьми, у него обострена потребность в общении, желание побыть на людях, поговорить. Другого как раз тяготят частые контакты, шумная компания; ему важно побыть одному, иначе он быстро утомляется. С точки зрения профессиональной пригодности, разные варианты могут быть равно благоприятны (скажем, склонность к риску – это внутренняя помеха для взрывника на геофизических работах и в то же время желательное качество для пожарного при боевой работе). Изменение потребностей сильно зависит от доступных способов их удовлетворения. Так, потребность в новых сведениях у одного может развиться за счет чтения, у другого – за счет слушания пересудов окружающих, у третьего – в ходе самочинных попыток разобраться в природе вещей. Нет смысла требовать проявления каких-то потребностей; надо доставлять человеку доажные способы удовлетворения имеющихся у него побуждений. Есть врожденные (природные) и социогенные (прижизненно формирующиеся) потребности. К числу врожденных отнесем такие: влечение к новизне (любопытство), влечение к двигательной активности, влечение к пище, влечение к противоположному полу, влечение самосохранения. Направленность влечений обычно не вполне осознается. При хорошем воспитании они включаются в систему социогенных потребностей, меняя при этом формы своего проявления (съесть не как попало, а чтобы было приготовлено красиво; казалось бы, жиры, белки и углеводы не изменяются от красоты блюда. А вот извольте удовлетворить эстетическую потребность). Включение природных потребностей в системы социогенных называют одухотворением первых. К группе социогенных отнесем следующие разновидности их: потребности в определенных, излюбленных предметах питания, одежды, условиях быта (материальные потребности). Далее следует подгруппа социальных потребностей: потребность занять достойное место среди людей и реализовать свое к ним отношение; потребность принять моральные нормы, идеалы, образ мыслей определенной общественной группы, избранной в качестве образцовой (эталонной, референтной) для себя; потребность в продуктивной общественно-ценной деятельности, в труде (толочь воду в ступе, оказывается, очень тягостно; и это было наказанием у монахов-иезуитов); потребность создать семью, воспитать детей. Потребности следующей группы иногда называют духовными: потребность в более или менее самостоятельном упорядочении картины мира, в выработке системы убеждений – мировоззрения; потребность в познании какой-либо специальной области явлений действительности (один ненасытно и бескорыстно интересуется технологией плазменного нанесения жаростойких материалов на металлические поверхности, другой – закулисной жизнью актеров, третий – категорией дательного самостоятельного в грамматике древнерусского языка и т.п. без видимого конца); потребность h творческой, преобразующей, созидательной деятельности в какой-либо специальной области; потребность в восприятии красивого, прекрасного и в эстетическом оформлении среды обитания; потребность в овладении все более высокими уровнями мастерства, продуктивности в своем деле. Особенность социогенных потребностей – в том, что хотя одной из основ, на которых они возникают, являются врожденные влечения, они в отличие от последних связаны с достаточно полным, ясным осознанием предпочитаемых объектов, действий. Потребности – побудители поведения, источник активности. Поэтому всегда важен вопрос об их воспитании, самовоспитании. Упражнение. Рассмотрите комплект своих потребностей. Задание. Отметьте сходство и различие двух знакомых вам людей по признакам их типичных чувств и потребностей. Предварительный обзор основных психических регуляторов человека Есть выражения такого рода, что предметы «действуют на наши органы чувств» или даже «бросаются в глаза» и пр. В действительности дело обстоит иначе. Усмотрит или не усмотрит человек в своем окружении предмет, и какой именно, это зависит от наполнения его сознания. Окружность для изучавшего математику – это некоторое множество точек; а для человека, не слыхавшего о математике, это может быть изображением луны или монеты; тире, знак минуса для него – «дорога», а две параллельные прямые или знак равенства – «арык»1. Среда представляется нам упорядоченной, а не хаосом, потому что мы с детства вместе с доступным нам опытом человечества усвоили и определенную субъективную категоризацию впечатлений. Разные субсистемы человека (как организма и как субъекта, социального существа) открыты среде в том смысле, что взаимодействуют с ней (человек погружен в хаос химических, физических, биологических, социальных явлений: атмосфера имеет некоторый состав, в ней «носятся» молекулы веществ, которые мы называем ароматическими. В нашем окружении есть множество колебательных процессов – электромагнитных, акустических, механических, стационарных и нестационарных состояний разных взаимодействующих систем). Соответственно этому у нас есть некоторые анализаторы среды – органы чувств с соответствующими им мозговыми центрами, позволяющие отделять одни факторы среды от других (глаз чувствителен к электромагнитным колебаниям некоторого диапазона частот, но слеп к периодическим колебаниям воздушной среды; ухо, наоборот, будучи глухо к этим электромагнитным колебаниям, ориентирует нас в акустических и т.д.). Встречи, столкновения с людьми, с их разнообразной предметной и процессуальной, в частности, информационной продукцией тоже отображаются в нашем сознании. И есть средства ориентировки в общее (венной среде: знание норм поведения, владение речью, твердые взгляды (убеждения), жизненно необходимые умения, привычки. Во всех органах нашего тела тоже есть чувствительные нервные приборы, сигналы от которых в норме сливаются в интегральное самочувствие; они важны, кстати, для сохранения сознания тождества человека самому себе в разное время (Вчера был Я, и сегодня, и завтра это буду Я, а не Наполеон и пр.); в отдельных случаях в сознание поступают некоторые специальные сигналы, переживаемые как боль, жажда, голод и т.д. Все это так, но в целом среда хаотична и противоречива относительно человека даже в данный момент времени (тело просит отдыха, а у меня неотложная работа; радисту-оператору надо слышать морзянку, а в эфире шумы от грозовых разрядов; исследователь хочет погрузиться в фундаментальный поиск, а от него требуют срочной прикладной отдачи и пр.). Дело осложняется еще и тем, что среда сильно распределена по параметру времени (человеку приходится ориентироваться не только в наличной ситуации, но и в том, что произойдет по его представлениям через минуты, часы, месяцы и годы; иногда это жестко задано: скажем пилот намерен через полтора часа приземлить без приключений тяжелый самолет с множеством пассажиров; кстати, стюардесса знает, что она не может оставаться на своей должности до старости – не принято). В связи с явлениями указанного рода у человека развиваются и функционируют некоторые специальное системы субъективного отображения (моделирования) и субъективной интеграции не только наличных, сиюминутных, но и более сложных ситуаций в жизненном мире. Чтобы быть системой, открытой для взаимодействия с подобными целостностями, человек должен быть лишь относительно открыт для взаимодействия с наличными ситуациями. Образно говоря, ему для ориентировки и поведения в мире нужны далеко не только процессы познания и скорость реакций, но и какой-то весьма мудрый «царь в голове» или, если угодно, специальная система психической регуляции. Функцию соответствующих регуляторов выполняют свойства личности, что существенно отличает человека от любых саморегулирующихся технических автоматов. Можно выделить три основные разновидности психически* регуляторов активности человека: • Отображения (как субъективные модели и в этом смысле образы) субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений: ценностные представления, направленность личности, образ мира, мировоззрение; характер как система устойчивых отношений человека к разным сторонам действительности; эмоции, чувства; потребности, потребностные состояния. • Отображения самого субъекта: актуальный «Я-образ» (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях); обобщенный «Я-образ» («Я-концепция»: я в прошлом, я ныне, я в будущем, я среди других, я как представитель профессиональной общности, я как организм, как неповторимая индивидуальность, как член группы, общества). • Отображения объектов (предметов, процессов природы и культуры, социальных процессов и систем, людей как предметов рассмотрения, партнеров, сотрудников, любых «изделий» людей, включая и теоретические, информационные): чувственные образы (результат работы органов чувств); репрезентативные конкретные образы (представления памяти, воображения); репрезентативные отвлеченные образы (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий; эту группу психических регуляторов часто не называют образами, относя это слово только к конкретным представлениям – мысленным картинкам. Здесь мы используем этот термин в широком теоретическом смысле для обозначения любых субъективных моделей действительности). Системообразующее звено психической регуляции взрослого человека – твердые, т.е. сознательно обоснованные определенными доводами, взгляды человека на мир (универсум) – убеждения. Убеждения являются основой характера и вместе с ним обеспечивают прежде всего надситуативную (т.е. иногда даже вопреки наличной ситуации, во имя, скажем, перспектив) регуляцию поведения, обеспечивают устойчивую направленность активности независимо от частных обстоятельств. Черты направленности (системы побуждений) и характера составляют у человека относительно устойчивую конструкцию, в результате чего он становится способным к инициативной, активной деятельности, способным сохранять свое лицо (свою качественную определенность как деятеля) в самых разных частных обстоятельствах, преследовать далекие цели несмотря на внешние и внутренние трудности, сопротивление окружающих. Иначе говоря, человек оказывается личностью. Образы самосознания (наряду с образами окружающего мира) – основа саморегуляции человека в мире природы и культуры. Оглядка на себя важна для построения взаимодействия с людьми, для самоорганизации учения и труда, выработки индивидуального стиля деятельности как условия ее успешности. Профессиональное самосознание, связанное с положительным эмоциональным отношением к делу, – важный критерий подготовленности специалиста. Профессионал – это не просто «процессор», но тот, кто с гордостью причисляет себя к определенной общности делателей: «Мы, швейники, всех одеваем! », «Без нас – математиков – не полетят космические корабли! ». Роль знаний (чувственных и репрезентативных образов реальности) как регуляторов действий, поведения очевидна и отображена даже в народной мудрости: «Не зная броду, не суйся в воду». «Не поглядев в святцы, не звони в колокола» и др. Упражнение. Подумайте: 1) Какие познавательные регуляторы срабатывают, на- * пример, при пришивании человеком пуговицы, дегустации чая, прыжке с вышки в воду. 2) Какие личностные регуляторы необходимы, чтобы человек много лет собирал факты для проверки гипотезы о зависимости особенностей воображения человека от возраста. Задания. 1. «Примерьте» к себе приведенную выше группировку, психических регуляторов и опишите их отдельные проявления. 2. О какой категории психических регуляторов (или их несовершенстве) свидетельствуют следующие проявления: а) болельщик футбола отказывается идти на матч, если его другу не достался билет на стадион; б) один студент приглашает в комнату общежития шумных друзей, хотя его соседи по комнате готовятся к завтрашнему зачету. Вопросы и темы для размышления 1. Физкультура – это господство над телом? 2. Культура тела не есть ли уважение к нему? 3. В чем проявляется моя личность? Тема 1. Не все важные сведения нужно помнить., Тема 2. Чтобы мастерски уметь, надо знать. Тема 3. Чтобы иметь знания, надо уметь их добывать и даже порождать. Тема 4. Меньше личностей – меньше хлопот руководителю группы профессионалов. Литература 1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. 2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990. 3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., 1981. 4. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. – Москва-Воронеж, 1996. 5. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. – J1., 1983. 6. Палей ИМ., Гербачевский В.К. Проблемы личности в курсе психологии. – J1., 1972. 7. Петухов В.В. Природа и культура. – М., 1996. 8. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. - М., 1957. 9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебн пособ. для вузов. – М., 1995. 10. Соколова ЕЛ., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995. 11. Телесность человека: Междисциплинарные исследования/ Под ред. В.В Николаевой и П.Д. Тищенко. – М., 1991. 12. Тхостов А.Ш. Интрацепция в структуре внутренней картины болезни: Автореф. дис. докт. психол. наук. – М., 1991. Действия Житейские слова используются и в науке, но с определенным значением Это относится и к терминам психологии, включал «действие» Qiaiua активность может быть непреднамеренной и преднамеренной, а в последнем случае человек может либо принуждать себя к делу, либо так «втянуться» в него, что активность протекает и без его волевых, усилий над собой (как бы вдохновенно) Действие как одна из единиц анализа психики имеет сложную неявную структуру, включающую и познавательные, и исполнительные составляющие Разнообразны и виды действий вопреки распространенному житейскому мнению не только предметно-практическая активность людей, но и познавательная (включая мышление, фантазирование), и социально-контактная строятся из специальных действий.Мастерство в любом практическом или теоретическом деле зависит от того, как мы осознали и освоили действия Понятие о действии Как мы уже отмечали выше, даже в активности человека по решению собственно двигательных задач (переместиться или переместить что-то, поднять, ударить, нажать и т.п.) есть и ориентировочная, или гностическая (от греч. gnosis – знание, познание), или информационная, когнитивная (англ. cognition – знание) составляющая, т. е. познавательная составляющая двигательной, моторной (от лат. motor – приводящий в движение) активности, явно относящаяся к категории внутренних – психических – явлений. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2120; Нарушение авторского права страницы