Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологическое знание в несловесной продукции людей



Тексты в житейском смысле слова – не единственная форма закрепления психологических знаний. Предположим, через тысячи лет некие умные инопланетяне откопали останки современного нам автомобиля. Они смогут сделать правдоподобные заключения не только о примерных размерах тела человека, но и об органах и способностях дистантного (на расстоянии) восприятия (для чего же окна в кабине, звуковой сигнал? ) и о других особенностях психики: очевидно, что люди были способны додуматься до добычи, выплавки и довольно точной обработки металлов... очевидно, они не были эгоистичны (в машине предусмотрено не одно место); думали о звуковом, вибрационном и температурном комфорте пользователей (звуко- и теплоизоляция кузова, отопитель, рессоры и пр.).

Также и мы можем отнестись к явлениям культуры (прошлого и настоящего) как средствам фиксации опыта и как к реальностям, на основе которых можно реконструировать информацию о психике людей. Когда, например, палеоархеологи, анализируя первобытное грубо оббитое каменное рубило, говорят о «преднамеренных сколах» на нем, то этим признается и то, что первобытный человек был способен к преднамеренным действиям.

Вероятно, человек, начиная с первых фаз антропогенеза, неизбежно сталкивался с проявлениями психики как с обстоятельствами, содействующими или противодействующими его деятельности по жизнеобеспечению. А поскольку сталкивался, то начинал замечать, выделять их по каким-то опознавательным признакам и фиксировать опыт этих столкновений в доступной исторически конкретной форме (не только в слове, но в поведении, утвари, изображениях, обрядах, мифах, идолах). Такими проявлениями психики могли быть, в частности, сон, прерывающий бодрствование, сон освежающий, сновидения; состояния усталости и работоспособности; ошибочные и удачные варианты действий; горе, радость, удивление, страх, гнев, боль, стойкие черты нрава окружающих людей.

Неизбежно человек находил хоть сколько-нибудь эффективные средства овладения особенностями психической реальности. Скажем, настроиться на ответственную деятельность помогает некий условный ритуал (хотя бы некоторые танцы, звуки, позы готовности), избежать опасности помогает то, что не забыл задобрить злых и добрых духов (вспомнив о них, вспомнил и об опасностях, а это уже неплохо, – также как и знание современной инструкции по технике безопасности).

Нечто во внешнем и внутреннем мире человека осознается в ситуации определенного столкновения, конфликта (в этом смысле конфликт – условие знания), а конфликты, обнаруживающие психику, не могли отсутствовать уже на самых ранних фазах развития сознания; при этом (и поэтому) человек не мог не узнавать о психике. В связи с этим должен был и развиваться соответствующий язык, который, кстати, вовсе не был обязан походить на язык современной науки. Это уж наша забота – прорваться сквозь языковые барьеры исторически конкретных форм фиксации психологического знания и опыта овладения закономерностями психики.

Еще одно предположение – люди неизбежно различались по способности подмечать, фиксировать, накапливать и применять возникающий душеведческий опыт. То, что это делалось в форме своеобразной психологической проекции (в форме приписывания осознанных свойств души не мозгу, а каким-то существам, населяющим природу, окружающую среду), сути вопроса не меняет. Пусть считалось (по крайней мере в России до XVII в.), что «бесица-трясавица» глядея «спать не дает, ума лишает», может «очи человеческие омрачити»; что мученики Гурий, Симон и Авив помогают жене, «если ее неповинно возненавидит муж», что Косьма и Дамиан «просвещали разум к изучению грамоты» и т.д.1 Все эти представления были средством остановить мысль

На явлениях бессонницы, ума, разума, психического состояния Человека, семейного конфликта.

Те члены сообщества, которые накапливали душеведческий опыт лучше других, становились источником психологических «услуг», своего рода неформальными психологами – ведунами, знахарями. По-видимому, профессиональные психологические функции, их носители и реальная история психологии столь же древни, как и само человечество.

Современный человек живет, работает в мире предметов, многие из которых изготовлены промышленными способами. Уже на стадии их придумывания, проектирования приходится заботиться об оптимальных соотношениях изделия с человеком как субъектом. В противном случае может родиться интерьер помещения «цвета грязи», вызывающий угнетенное настроение, или пульт управления с плохо читающимися шкалами приборов, с кнопками, до которых трудно дотянуться без палки, может родиться бытовая электроплитка с переключателем, деления шкалы которого не увидишь, не изогнувшись «винтом» или не присев. Если учесть, что промышленные изделия выпускаются часто большими сериями, ошибки проектирования, связанные с идеей соответствия техники психике человека, оказываются многократно умноженными.

Существенно вторгаются в нашу жизнь компьютеризованные диалоговые системы. При этом разработчики компьютерных программ могут исходить из разных идей относительно роли человека в диалоге с компьютером; сообразно этому пользователь или применяет компьютер как удобное средство деятельности (для выполнения громоздких расчетов) или, наоборот, этот человек оказывается «придатком» компьютерного средства (а фактически используется другим человеком, затеявшим создание указанной программы, в каких-то целях) Так, придумываются программы, как бы берущие на себя процесс принятия решения о выборе подрастающим человеком будущей профессии. Диалог с компьютером строится по принципу допроса пользователя, а после машина, «пошуршав», выдает готовый ответ: «Вам лучше стать садовником» или «... оператором по выращиванию дрожжей» и пр.

Жизненно важное решение вычисляет программа, а человек отстранен от этого важного процесса. Такое «холодное» решение не может быть оптимальным с психологической точки зрения. Дело усугубляется тем, что уважение к компьютерным средствам, культивируемое в обществе и окутываемое иной раз и мистикой, может усиливать внушающее воздействие компьютерного решения которое применительно к сложной жизненной задаче может быть отнюдь не наилучшим, необоснованным. Технически, физически, математически указанные события возможны, а вот с позиций морали и задач воспитания самостоятельно мыслящего \ ответственного за свои решения и действия человека они крайне нежелательны. С точки зрения психологии, важно, чтобы компьютер доставлял человеку важную ему промежуточную информацию, выполнял рутинные операции, а право на «самочинность» i принятии ответственных решений оставлял бы за самим субъектом деятельности.

Итак, психологические, человековедческие, душеведчески* идеи могут быть опредмечены, материализованы и i первобытном каменном рубиле, и в самом современном интеллектуальном продукте. Важно их реконструировать, разобратьа в том, на каких психологических предпосылках построено неко< включение в нашу искусственную среду обитания.

Одной из областей «овеществленного» душеведения являете! в наши дни поток информационных воздействий, изливающий ся на население через произведения искусства, через каналь массовой информации, разнообразной рекламы.

Любое произведение подлинного искусства содержит иде\ «судьбы», течения и построения событий жизненного пути, по ступков людей, т.е. самых важных и высших проявлений их пси хического склада, личностных качеств. Краткие комментари! здесь бесполезны, а для обстоятельных нет места.

Создатели рекламы (наиболее назойливых информационны: воздействий) часто сознательно стремятся использовать факты \ закономерности психологии при создании своей продукции.

Упражнение.

Попытайтесь обсудить построение вашего обычного рабочего места с точки зрения того, насколько оно соответствует вашим психологическим качествам (примите во внимание особенности освещенности, наличия или отсутствия потребных предметов, расположения предметов сообразно частоте их использования и практической досягаемости; средства хранения информации, полезные «шпаргалки» разного рода Примите во внимание и то, что удобно лчи-но для вас, но мало приемлемо для других, и то, что может быть рекомендовано другим как полезный опыт).

Задание.

Пофантазировав, обрисуйте идеальное для себя рабочее место, дайте небольшое обоснование его целесообразности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь