Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Знание о себе и внутренний диалог личности



Чтобы человек владел собой, работал над собой, самоопределялся, совершенно необходимо, чтобы предметом его внимания и интереса был не только окружающий мир, но и он сам – его телесные и душевные качества, особенности. Многие причины, объясняющие то или иное поведение и подрастающего, и взрослого, и стареющего человека, коренятся в своеобразии складывающегося у него «Я-образа» – системы представлений о самом себе и ее динамики.

Вопросы осознавания себя, своих качеств переживаются человеком обычно остро, в связи с чем наиболее неприятные знания о себе выталкиваются, вытесняются со сцены ясного сознания, ясного ума и твердой памяти куда-то «за кулисы» (или в область бессознательного, по терминологии известного австрийского психолога Зигмунда Фрейда). Это не есть преднамеренный самообман, а своеобразный автоматический механизм защиты «сознания Я» от травмирующих (психотравмирующих, ранящих ' психику) переживаний.

Удержать мысль на различении сознательных и бессознательных сторон психики поможет образное сравнение (своего

рода метафорическая модель) 3. Фрейда; он специально оговаривается, что она условна, «пространственна», «груба», но все же небесполезна. Представьте, говорит он, две смежные комнаты – большую переднюю и более тесную гостиную. В передней «копошатся, подобно отдельным существам, душевные движения», а в гостиной пребывает сознание («Я», казалось бы, «хозяин в доме»). Душевные движения недоступны взору сознания, пока они не появятся в гостиной. Но на пороге между комнатами «стоит на посту страж, который рассматривает каждое душевное движение в отдельности, подвергает цензуре и не пускает в гостиную, если оно ему не нравится». Таким образом, заметит ли сознание то или иное «душевное движение» или нет, это зависит от цензуры, ориентирующейся на нормы морали, культуры, на то, что прилично или неприлично. Кстати, этот страж-цензура может, если какое-то переживание уже проникло в гостиную, выставить, вытеснить его обратно в переднюю так, чтобы оно стало опять невидимо сознанию, забылось.

Подобного рода модели иногда применяются и в современной науке и технике: например, когда нам объясняют работу компьютера, толкуют о некоем «шкафе с ячейками», куда якобы засылается информация. На самом деле (физически) дело обстоит не так: никакого шкафа и ячеек в нем нет, но мысленная образная модель позволяет, положим, программисту в некоторых пределах правильно действовать по отношению к сложной физико-технической системе компьютера. Модели позволяют удержать мысль на сложных незримых объектах, каковым является, в частности, и психическая система человека.

Чтобы нам легче было освоить некоторые элементарные представления о самосознании, самооценках человека, обратимся вначале к примерам «нейтральным» – не будем примеривать информацию к себе, чтобы у нас самих не сработали автоматы вытеснения, цензуры и излагаемый материал не показался бы нам с порога чепухой, чем-то мало важным, достойным забвения.

Предположим, мы наблюдаем за подростками в школе. Вот, например, мальчик затевает борьбу с товарищем в неподходящем, с точки зрения взрослых, месте – в учебном кабинете, но, как ни странно, у всех на виду. Окружающие же сверстники и сверстницы с интересом наблюдают за поединком, вместо того чтобы наводить порядок, что было бы разумно, с точки зрения взрослых. В чем тут дело?

Показатели физической силы, ловкости подростки и юноши, как правило, включают в идеал (образец) мужчины. Так же

обычно обстоит дело и с признаками роста. Взрослеть – значит, с точки зрения подростка, становиться прежде всего больше и сильнее. Подросток пристально следит за признаками своего взросления. Большую тревогу, острые, хотя, быть может, тщательно скрываемые переживания у него может вызвать недостаточная, как ему кажется, выраженность этих признаков, например, малый рост, недостаточная развитость мускулатуры. А внешне эта особенность «Я-образа», «Я-концепции» может выражаться в попытках сверхмужского поведения – в грубости, собутыльничестве, бездумном разрушительстве (прошли поздно вечером по парку и поставили «на попа» тяжелые скамейки в аллее – как-никак проявили «мужские» черты, а отнюдь не женские).

У девочек-подростков, девушек «Я-образ», «Я-концепция», как и у мальчиков, строится при постоянном сопоставлении представлений о себе со складывающимся в сознании некоторым образцом, идеалом, эталоном представителя своего пола, в данном случае – образцом женственности.

Если основой идеала у мальчиков является, выражаясь словами народной песни, «удаль молодецкая», то у их сверстниц – «девичья краса», привлекательность. Для молодой девушки сложившееся у нее представление о себе независимо от того, является оно истинным или нет, выступает как некая реальность, порождает те или иные переживания, влияет и на настроение, и на поведение. Она озабочена своим, как ей кажется, недостатком, старается не выставлять напоказ какие-то особенности своего лица, проявляет неуверенность в общении.

Девочки могут остро переживать замечаемые у себя признаки избыточного веса, слишком большого, как им может показаться, роста, малейшие особенности, недостатки кожи и другие элементы внешности. В основе повышенного внимания к нарядам, прическам может лежать элементарная тревога за свою внешность, а отнюдь не легкомыслие и т.п. Хорошие педагоги, психологи-практики и просто вдумчивые, тактичные представители взрослого поколения неназойливо принимают участие в формировании складывающегося у девушек и юношей «Я-образа», должных представлений о ценных качествах представителей того и другого пола.

В структуру «Я-образа», конечно, входит не только знание, о котором речь шла выше, но и знание о своих самых различных, в частности, профессионально ценных качествах, способностях, темпераменте и характере, интересах и потребностях, убеждениях (не обязательно в научно упорядоченном виде – этому часто неоткуда взяться, а в форме житейских представлений, народной мудрости и т.п.; кстати, народная мудрость, фольклор – одно из средств фиксации психологического знания в истории развития культуры. Достаточно вспомнить хотя бы пословицы: «Вялый жевака –к делу зевака», «Всяк мастер на свой лад», «Страшно дело до зачину», «Кто собою не управит, тот другого на разум не наставит» и др.). При этом человек имеет представления о том, каким он был раньше, каким является сейчас; воображает себя в ближайшем и относительно удаленном будущем (дальность перспективы в этом случае – один из показателей уровня развития личности). В-процессе приобретения опыта, в результате пережитых успехов, неудач знания человека о себе пополняются, уточняются. Они служат основой самоконтроля, саморегуляции поведения, планирования деятельности с учетом своих возможностей.

Любой человек не просто имеет, держит в уме какое-то знание о себе, о своих личных качествах, возможностях и ограничениях, но как бы располагает себя, ставит в ряду других людей с учетом большей или меньшей выраженности у себя тех или иных личных качеств.

Уровень самооценки по разным личным качествам будет различным. Он может изменяться в зависимости от успехов и неудач данного человека – несколько повышаться после серии успехов и снижаться после неудач. Уровень самооценки ничего не говорит нам о том, как оценили бы данного человека другие люди, какой оценки он заслуживает на самом деле (это словосочетание «на самом деле» мы употребляли уже не раз, и пора сказать, что это весьма «темная» категория, ибо это замаскированная отсылка к точке зрения бога, а люди – каждый из людей – видят все не иначе как на свой манер, отождествляя свою точку зрения с точкой зрения общества или с объективной точкой зрения, которых тоже быть не может вне чьей-либо головы. Но что делать? Нужна какая-то хотя бы воображаемая основа для рассуждений).

Самооценка может быть не только правильной, более или менее соответствующей некоему истинному положению вещей (в психологии говорят – адекватной), но и заниженной или завышенной.

Например, у подрастающего человека заниженная самооценка может сложиться в результате злоупотребления со- стороны взрослых, старших, в частности педагогов, критическими, одеркивающими замечаниями в его адрес. В связи с этим часто появляется безразличное отношение к деятельности, учебе, профес-> сии, стремление вырваться из неприятного окружения и попы-1 таться «найти себя» где-то в другой области (не следует забывать, что в этом же русле располагаются и возникающие иногда мысли о самоубийстве и попытки ухода из жизни. Так что отношение к себе – реальность не безобидная, с ней надо обращаться аккуратно и осторожно).

Завышенная самооценка может сложиться у человека в условиях, когда систематически искусственно устраняют некоторые трудности на пути к успеху, «захваливают» его и обесценивают других. В результате может сложиться трудно устранимый в ходе воспитания комплекс психических особенностей – аффект неадекватности, сводящийся к тому, что человек как бы автоматически (эмоционально, аффективно) выталкивает из сознания любую мысль об истинных причинах своих неудач, видит эти причины в действиях других людей («помешали», «не дают» и пр.), а не в своей неподготовленности, недостаточной активности, организованности.

Реалистическая самооценка каждого персонально человека с установкой на самовоспитание – важный объект воспитательной работы как в сфере руководства выбором профессии, так и профессиональной подготовки, построения отношений с окружающими его. Большую роль здесь играет и правильное общественное мнение в малой группе, и справедливые оценки руководителей, педагогов, коллег, и корректное использование оценочной, психодиагностической информации. Но следует сказать прямо, что это область сложной и тонкой работы специалиста-человековеда. Завышенная самооценка и связанный с ней аффект неадекватности с трудом поддаются коррекции.

Важная особенность «Я-образа» состоит в том, что это как бы взгляд на себя глазами других людей («так они видят меня», «таким они меня считают»). Это закономерное проявление диалогической (или шире – амбифлекторной) природы психики, сознания (об этом несколько ниже). При этом важно учитывать, что человек имеет в виду не любых окружающих, а представителей так называемой эталонной, образцовой (для него, с его точки зрения) общности, группы людей.

«Я-образ» – это взгляд на себя глазами представителей той группы, объединяемой по полу, возрасту, роду занятий, в которую фактически стремится включиться или входит человек по своему (сложившемуся у него к данному времени) умонастроению. Такая группа и называется эталонной, или референтной, т.е. в своем роде образцовой, с точки зрения данного человека. Эталонная группа может быть либо реальной (малой или необозримо большой: «ребята (девчата) с нашего завода», «ребята из нашей хоккейной команды»), либо воображаемой, даже не реальной.

Принадлежность к эталонной группе так значима, важна для человека, что обычно обозначается или подчеркивается в его внешнем облике, наружности (фасоне одежды, типе прически), в манерах поведения, употребляемых оборотах речи: «Привет, братцы» или «Здравствуйте, товарищи (или господа)» и пр – всем этим человек как бы говорит, сообщает: «вот я кто».

Что касается подрастающего человека, то многие особенности его поведения, поступки имеют в качестве истинной пружинки именно стремление подчеркнуть, продемонстрировать свою принадлежность к миру взрослых, как он его понимает: «Видите, я курю, не слушаюсь; я уже не маленький! » – как бы сообщает он. Здесь правильная воспитательная работа предполагает требование встать на позицию фактического, последовательного, а не декларативного уважения подростка как действительно взрослеющего человека, дать ему возможность утвердить себя во «взрослых» жизненных ролях на общественно ценных путях. В этом случае потребность подростка в признании людьми его нарастающей взрослости удовлетворяется, описанного рода нежелательные проявления исчезают. Аналогичные явления имеют, впрочем, место и в отношениях между группами не только возрастными, но и национальными, профессиональными.

Самосознание отдельного человека является глубоко социальным, общественным. В определенных ситуациях могут резко обостряться именно эти его особенности: «я» как проявление «мы» (события последних лет в нашей стране дают много иллюстраций обостренных проявлений гражданского, национального, политического самосознания).

Высший уровень самооценки – оценка себя, своих качеств, поведения, деятельности с точки зрения глубоко и правильно понятых норм, требований таких широких эталонных общностей, как народ, трудящиеся, политическая партия, молодежная организация. Такая самооценка и есть то, что называют «голосом совести», совестью (от старославянского ведать, весть – знать, знание; совесть – это как бы «совместно-знание», «со-знание»). Одним из следствий этого обстоятельства является то, что мнение некоторых людей из близкого окружения может быть человеку безразлично или активно неприемлемо, если оно расходится с так или иначе понимаемым «голосом», мнением эталонной общности, ее ответственных или типичных представителей. Но это ценное качество человека может «сработать» и в ложном направлении, если эталонной группой для человека окажется узкая асоциальная группировка со стихийно сложившимися эгоистическими интересами и образом мыслей. Это еще раз указывает на то, как важно изучать идеалы, помыслы, круг общения, взаимоотношения людей.

Учет человеком точки зрения представителей его эталонной общности может быть не явным, не бросающимся в глаза. Например, человек может вдохновляться тем, что он служит человечеству, что оценить его могут только потомки, и это делает его жизнь осмысленной. Но и здесь регулирующий психический механизм следует также видеть в самооценке человеком себя с позиций избранной (мыслимой) эталонной группы, общности.

При изложении выше вопросов о роли самосознания мы допускали некоторую условность, представляя его как некую мысленную картинку о себе. На самом деле это скорее фильм, процесс, имеющий диалогическую форму: форму не всегда осознаваемого разговора с самим собой. Субъективно это может быть как раз разговор и с воображаемым собеседником, и с литературным героем или с исторической личностью, а для религиозно ориентированного человека – даже с Богом или его посланцами. Но факт состоит в том, что сознание человека – всегда сцена для более или менее конфликтующих точек зрения (важных для него самого), а иной раз даже арена борьбы или своего рода «внутренней войны» с разнообразными и не всегда желательными исходами (разрыв с близкими людьми, странные для окружающих поступки и, как ни жаль, попытки ухода из жизни).

Искусство воздействия на сознание стороннего человека состоит вовсе не в том, чтобы непосредственно повлиять на его поведение (это часто нехитро сделать, но это не дает ни малейшего результата в смысле сколько-нибудь стойких изменений личности, характера), а в том, чтобы понять именно суть внутреннего диалога «вот этого» человека, встроиться в этот диалог и, принимая в нем участие, оказать действительно полезное влияние на психическую регуляцию поведения и деятельности. Все это достаточно сложно и требует последовательного освоения психологических понятий, схем мышления, навыков корректного обращения с «чужой душой».

Упражнение.

Попытайтесь написать себе письмо в форме вопросов и ответов. Пишите все, не долго думая. Истолкование его – на ваше усмотрение.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь