Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Введение в ландшафтное проектирование.Стр 1 из 7Следующая ⇒
З курс, 6 семестр Введение в ландшафтное проектирование. Задания и методические указания ТЕМА №1 Проектная графика. Методы изображения глубинно-пространствен-ных композиций. Цели: 1. Изучение методов и приемов архитектурно-проектной графики для отображения глубинно-пространственных композиций. 2. Развитие пространственного мышления. Пояснения и ключевые понятия: Для большей наглядности проекта кроме ортогональных чертежей проектируемого объекта представляют перспективные или аксонометрические чертежи, которые обогащаются антуражем и стаффажем. Антураж- (франц. entourage, от entourer - oкpyжать), окружение, окружающая среда. Стаффаж (нем.Staffieren) - украшать картины фигурами людей и животных, для оживления вида. Перспектива (Perspective от лат.Perspicio - ясно вижу) - система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. В изобразительном искусстве перспектива используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов. Линейная перспектива — способ изображения окружающей действительности на плоскости с передачей объема и глубины, при котором все линии направленные к горизонту сходятся в определенную точку схода, и производится пропорциональное уменьшение предметов, по мере удаления их от переднего плана. Воздушная перспектива - тональная перспектива, это передача глубины пространства путем изменения четкости изображения, уменьшения насыщенности и яркости цвета, смягчения контрастов светотени, а так же размещения на дальнем плане изображений объектов более светлых, чем на переднем плане. Линия горизонта - воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя. Центральная точка схода - точка, расположенная на линии горизонта прямо против глаз наблюдателя. Точка зрения - место, на котором находится глаз зрителя. Наблюдательная перспектива - изображение " на глаз" всевозможных изменений форм предметов. Прежде чем приступать к самостоятельной работе следует выполнить копии с любых пейзажных иллюстраций, для приобретения технических навыков в проектной графике. Задание №1 Изображение элементов ландшафта и среды. Стаффаж и антураж Цель: Изучение приемов изображения элементов ландшафтных композиций.
Задача: Выполнить средствами архитектурно-проектной графики: -6 рисунков деревьев (лиственных и хвойных пород); -6 рисунков состояний неба и воды; -6 рисунков вариантов мощения. Основные понятия: структура, обобщение, стилизация, линейная графика, антураж, стаффаж. Материалы и инструменты : формат бумаги А-4, ватман, перо, тушь, рапидограф, гелевая ручка, калька.
Оценками дифференцируют: структурность, качество графического исполнения, разнообразность применяемых приемов. Ограничения и пояснения: При выполнении первого задания, необходимо используя графические приемы и средства, передать различные по эмоциональному восприятию элементы антуража: небо (тучи, звезды, дождь, снег и т.д.); землю (различные виды мощения, различное растительное заполнение и т.д.); воду, деревья различных пород (фронтальное изображение и вид сверху), и стаффажа: людей, животных (в группе и по отдельности). Все объекты должны быть переданы с определенной степенью условности, но при этом они должны быть узнаваемы. Антураж и стаффаж придают аксонометрическим (перспективным) чертежам объекта иллюзию реальности, создают глубину, придают воздушность окружающему объект пространству. Предлагаемые студентом рисунки антуража и стаффажа (по 6 штук каждого вида) должны быть скомпонованы на листе формата А4. При выполнении данного задания студент может использовать следующие технические приемы: -различные по начертанию линии; -изменение толщины и насыщенности линий; -применение штриховки; -фактурное заполнение форм; -применение монохромной заливки и т.д.
Задание №2 Задание №3 ТЕМА 2 Задание 4 Задачи. В технике коллажа выполнить плоскостную композицию, включающую виды экстерьера, интерьера дома, ландшафта, мебели и оборудования. Основные понятия: стиль, структура, плоскостная композиция, коллаж, аппликация, плоскость, рельеф, интерьер, экстерьер, ландшафт. Оценками дифференцируют: композиционный замысел, структурность, целостность, пространственность, стилистическое единство. Материалы и инструменты : лист формата А/3, лист цветной бумаги, картон, журнальные иллюстрации, фотографии, макетный нож, клей Ограничение и поеснения: Собрать из журнальных фотографий ( интерьер, экстерьер, мебель, садовое оборудование, ландшафт) коллажную композицию, представляющую среду частной усадьбы. Причем должно прослеживаться стилистическое единство внутреннего пространства дома, экстерьера и сада. Подобранные изображения могут быть, как крупномасштабные, так и маломасштабные. В наборе иллюстраций должны присутствовать как яркие, насыщенные, детализированные изображения, так и фоновые, локальные и простые по структуре изображения. Из собранного материала необходимо организовать коллажную композицию. Сюжетная линия которой, должна держаться на экстерьерных (ландшафтных) иллюстрациях. Структурная схема может быть простой (наклеивание иллюстраций встык) или сложной (членение картинной плоскости на смысловые сюжетные зоны; наложение иллюстраций друг на друга, добавление рельефных или контрельефных плоскостей). Интерьер (от франц. inté rieur - внутренний)- в архитектуре - внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, комната, зал и т. п.). Экстерьер - внешний облик здания.
Задание 5 Задание№6 Малый террасный сад Цели: 1. Изучение приемов организации садовых пространств. 2. Приобретение технических навыков в создании демонстрационных макетов садовых пространств. Задачи: 1. Разработать объемно-пространственное решение террасного сада, продумав степень визуальной, композиционной и функциональной связанности террас. 2. Выстроить расположение и иерархию композиционных центров, а также силуэтную выразительность сада в целом и его отдельных композиций. 3. Вычертить задуманную планировку террасного сада в трех чертежах: вид сверху, поперечный разрез, продольный разрез. 4. Создать демонстрационный макет.
Основные понятия: открытая композиция, перетекание пространства, визуальная граница, визуальная связь, непрерывность, композиционная ось, цельность, композиционный центр, геометричность, величина, масса, , положение в пространстве, регулярная планировка, пейзажная планировка, рельеф, план, поперечные и продольные разрезы, элементы благоустройства, масштаб, линейная и воздушная перспектива, фактура, текстура, ритм пропорции.
Оценками дифференцируют: композиционный замысел, качество графического решения и технику исполнения макета.
Материалы и инструменты : формат бумаги А-3, ватман, перо, тушь, рапидограф, гелевая ручка, калька, макетный нож, клей.
Ограничения и пояснения: Для проектирования студенту предлагаются следующие начальные условия: · под частный сад отводится участок прямоугольной формы с размерами 30м на 40м; · высота перепада между двумя террасами может быть не менее 45 см. и не более 2 метров; · высота перепадов между террасами может быть равной или различной; · на верхней террасе размещается беседка( чайный домик), которая не является объектом проектирования. Следует выбрать ее конфигурацию (круглая, прямоугольная, квадратная), ее габаритные размеры (ширину и длину). Высота беседки 3м. и определить ее положение в пространстве террасы. (В некоторых случаях беседка может бать размещена и на других террасах, если это необходимо для выявления уникальности и оригинальности предлагаемого планировочного решения.) · архитектурным аналогом композиции является так называемый «секретный сад». Предполагается, что усадебный дом, въезд на участок, гараж, хозяйственные постройки, плодородный сад, огород и т.д. находятся за пределами проектируемого участка «собственного сада». Основная функция «собственного сада» - декоративная. Проектируемый сад - это рекреационное пространство, предназначенное для прогулок, отдыха и т.д · проектная задача заключается в организации визуально- ограниченных, открытых или закрытых пространств, перетекающих одно в другое или сообщающихся друг с другом. · планировочное решение террасного сада может быть решено в регулярном или пейзажном стиле.
При выполнении макета можно использовать различные по виду, фактуре, текстуре, плотности бумагу и картон. В макете важно показать мощение, газоны, цветники, водоемы, кустарники и деревья. Степень условности всех элементов должна быть единой. Макет не красить, можно использовать тонированную бумагу. В регулярном саду центр композиции - дом (беседка), от которого идет основная композиционная ось, от этой оси отходят в разные стороны прямые дорожки, обрамленные газонами и цветниками, на которых растения высажены в строгом порядке. Этот стиль характеризуется симметричным построением, прямыми линиями, преобладанием правильных геометрических форм, строгим распределением архитектурных и растительных элементов. К регулярным садово-парковым ландшафтам относятся сады (парки) возрождения, барокко, классицизма. Пейзажный стиль отличается: слитностью с внешним пространством, изменчивостью пейзажных видов; живописностью групп деревьев; размещаемых на лужайках и полянах; плавной извилистостью дорожек; ручейков, прудов. Пейзажные парки отличаются свободной планировкой, более естественным расположением элементов ландшафта близким к природным Архитектурно планировочное решение садово-парковых пространств. В истории садово-паркового искусства Европы сложилось несколько типов глубинно-пространственных композиций. Эти типы пространств появились в разные исторические периоды и были отражением мировосприятия человека. В соответствии с представлениями о комфортном пространстве выбирались определённые приёмы его построения, складывавшиеся в набор и формировавшие тип пространства, характерный для того или иного исторического периода. На основе анализа особенностей мировосприятия и концепций отношения к пространственным характеристикам выявляются следующие исторические типы пространств: Сад-клуатр Средневековья рис.20 Тип пространства: Замкнутое, защищаемое и подавляемое высокими мощными стенами миниатюрное пространство, полностью изолированное от внешнего окружения. Центричная композиция. Все виды внутренние. Композиционный центр – символический элемент – фонтан, розовый куст. (Рис.20) Террасный сад Барокко Тип пространства: В террасном саду барокко в разных формах и проявлениях изобилует «дикая» природа. Она наступает, нависает, давит крупными массивами растительности, обрушивается водными каскадами, разверзается ущельем или пропастью. Дворец расположен на гребне холма, композиции террас содержат значительные вертикальные членения, - они утяжелены массивами боско (рощиц), между которыми зажаты узкие сомкнутые аллеи, формирующие перспективы поперёк рельефа. Всепоглощающему буйству природы противопоставляется открытый, дробный, изящный кружевной партер, символизирующий «цивилизованность». Утрачена соразмерность форм, звуков, цвета, характерная для эпохи Возрождения. Изменился пропорциональный строй и характер партера. Партер барокко состоит как бы из «разобранных» элементов партера Возрождения и трансформированных до мелких завитков арабесок. Спокойный ритмичный цельный партер Возрождения в садах барокко «растрескался» и превратился в измельчённый, нервный, как бы раскрепованный партер, по аналогии с архитектурными постройками. Быстротечность наглядно демонстрирует вода в экспрессивных и звучных композициях фонтанов и каскадных «водных театров». Часто главным элементом является Водяной театр. Архитектурно оформленный водяной поток спускается с горы множеством водопадов и каскадов навстречу главной визуальной оси. Используются специфические приёмы: «шутихи», «звукоподражающие устройства». Наиболее выражающие мировосприятие барокко – приёмы, иллюзорно раздвигающие границы сада, т.е. превращающие реальную конечность в кажущуюся бесконечность, - приёмы «ах-ах» и живописные «обманки». (Рис.23.) Сад Классицизма Тип пространства: Подчёркнуто горизонтальная композиция грандиозного «героического» масштаба стремительно разливается в бесконечность. Главная композиционная ось «удерживает» композиции монументального масштаба: водные зеркала, бассейны, террасы, зелёные ковры и кружевные партеры. Скульптуры лежат на фоне воды и газонов, не нарушая грандиозной горизонтальности композиции. Сильная горизонтальная композиция с обширными дальними перспективами создаёт иллюзию того, что и за пределами видимости, вся земля устроена в таком же строгом порядке. Здесь частное подчинено общему. Нельзя отвлечься красотой отдельного растения – цветы собраны в ковровые композиции, а деревья в стриженые массивы. Пропорциональный строй, в котором вертикали незначительны и обеспечивают только один, всё подчиняющий себе центр – дворец. (Рис.24.)
Рис.23. Рис.24 Пейзажный сад Тип пространства: Сад создаётся либо на основе существующего естественного пейзажа, либо в подражание ему. Пространство разрабатывается как сценарий сменяющихся пейзажных картин, образованных растениями, водоёмами, полянами, холмами. В саду отсутствуют прямые аллеи, поскольку их нет в природе. Выявляются достоинства естественного пейзажа. Созданные композиции гармонично сливаются с окружающей местностью. (Рис.25.) Рис.25 Сад модерна. Тип пространства: Композиция центричная, в центре – дом, вокруг него развиваются пространства полян. В доме центром является холл с камином, перекрытый шатром, объединяющий в целое различные функциональные зоны. В основании шатра – ряд окошек, подчёркивающих связь дома с парком, природой. Т.е. и внутреннее и внешнее пространства развиваются на основе принципа подобия. Садовые пространства также представляют собой вариации на тему какого-либо одного композиционного приёма. Садовые композиции небольшие, пластические, асимметричные, динамически уравновешенные. Сад разбит на ряд разносюжетных пространств. В качестве композиционных фокусов многочисленных видов использовалась растительность. (Рис.26.) рис.26 При работе над планировочным решением следует обратить внимание на: · Размеры террас и их пропорции; · Частоту и высоту вертикальных членений; · Степень открытости или закрытости к окружающему пространству; · Характер планировочной структуры; · Пластичность и взаимосвязанность архитектурных форм; Работа выставляется на просмотр в графических чертежах и демонстрационном макете. В макете важно показать мощение, газоны, цветники, водоемы, кустарники и деревья! Степень условности всех элементов должна быть единой. Макет не красить, можно использовать тонированную бумагу и картон (рис.27). Рис. 27. Проект «Собственного сада» на террасах
Курс 9 семестр Курсового проекта № 5 «Сад при индивидуальном жилом доме/ Сад микрорайона» Методические указания к курсовому проекту по разработаны в соответствии с учебным планом и программой по этой дисциплине и опираются на апробированные методики МЛТИ и МСХА им. К.А. Тимирязева. Разработка курсового проекта ведется параллельно с изучением его теоретических основ. Последние включают систематизированные принципы планировочного и объемно-пространственного решения объектов ландшафтного дизайна; композиционные приемы построения пейзажей и формирования их эстетического и художественного облика на основе природных условий и экологических требований. При работе над курсовым проектом студент овладевает навыками применения этих принципов и приемов на примере конкретного, заданного объекта. Эта работа требует предварительного эскизирования и самостоятельного изучения специальной литературы, где дается описание классических образцов садово-паркового искусства, их композиционный анализ, а также современные нормативные требования. При проектировании необходимо исходить из положения, что всякий объект озеленения будь то улица, сквер, парк или лесопарк одновременно является объектом садово-паркового и ландшафтного искусства – он должен иметь свой художественный облик, формирование которого требует знаний по построению объемно-пространственных композиций, использованию природных особенностей объекта – его микроклимата, рельефа, почвенных и гидрологических условий, применению растительного материала с учетом его декоративных и биологических свойств. Одновременно необходимо учитывать условия внешней среды, в которой находится проектируемый объект, включающие природные и антропогенные факторы, влияющие на его формирование. Первые (природные факторы) включают климатическую характеристику, позволяющую использовать определенный ассортимент древесно-кустарниковых и травянистых растений и требующую формирования определенной микроклиматической среды для человека. Вторые (антропогенные факторы) включают условия городской среды – местоположение объекта в плане города, интенсивность движения по городским улицам, ограничивающим территорию объекта от шума, пыли, вредных выбросов, характер окружающий застройки, функциональное назначение и использование объекта. Комплекс этих природных и социальных условий в значительной степени определяют решение объекта: его объемно-пространственную структуру, систему дорог и площадок, композицию пейзажей и, в конечном итоге, - художественную образ. Овладение правилами и приемами создания эстетически полноценных объектов озеленения на социально-экологической основе является главной задачей настоящих методических указаний. Методические указания включают следующие разделы: Задание Содержит перечень исходных данных для проектирования. Состав проекта Содержит перечень материалов, представляемых к защите на кафедре. Проектирование Излагает требования к проекту, дает рекомендации по последовательности и процессу проектирования, содержит ключевые положения теории ландшафтного искусства, способствующие успешному поиску и применению композиционных приемов. Оформление Содержит унифицированную форму подачи материалов курсового проекта к защите на кафедре.
1. ЗАДАНИЕ Разработать проект планировки и озеленения территории одного из объектов жилой зоны: сада микрорайона, сада жилого района. Варианты заданий приведены в приложении или согласовываются с преподавателем. В дальнейшем объект озеленения в тексте условно именуется садом. Исходными данными являются ситуационный план и задание на проектирование. Ситуационный план представляет собой геодезическую подоснову территории в масштабе 1: 500. на плане указаны: контуры участка, ограничивающие его улицы, примыкающие к участку объекты (сооружения, водоем, зеленый массив и т.д.); ориентация по странам света, существующие насаждения, инженерные коммуникации, рельеф с сечением горизонталей через 1.0 м или 0.5 м.
Задание на проектирование включает следующие данные:
1. Местоположение проектируемого участка. 2. Размеры территории (определяются студентом). 3. Климатический район (согласовывается с преподавателем). 4. Характеристика окружающей территории. 5. Характеристика существующих насаждений. 6. Ориентацию по странам света (принимается, как указано на геодезическом плане, направление господствующих ветров определяется студентом по климатическим справочникам). 7. Перечень функциональных зон, которые необходимо предусмотреть на объекте. Обязательными являются зоны: детского отдыха, спортивная, тихого отдыха, хозяйственная. 8. В составе планировочных и композиционных элементов предусмотреть: открытые пространства полян, водоемов, древесно-кустарниковые массивы и группы, цветочное оформление, рациональную систему дорог, включающую прогулочный маршрут с необходимым пейзажным разнообразием, а также серию пейзажных картин. 9. Необходимо также разработать малые садовые формы: перголу, трельяж, скамью, беседку 10. дополнительные условия (если таковые есть). III. ПРОЕКТИРОВАНИЕ Работа над проектом включает несколько этапов: 1. Подготовительный – изучение территории и проработка литературы. (Работа с литературой сопутствует процессу проектирования на всех этапах). 2. Решение функционального зонирования и планировочной структуры. 3. Композиционное и пространственное решение пейзажей. 4. Подбор ассортимента древесно-кустарниковых и травянистых растений. Итоговый материал – дендроплан. 5. Составление фрагментов и схемы построения пейзажей. 6. Расчеты. 7. Составление пояснительной записки.
III.6. Расчеты В состав расчетной части проекта входят: а.) Расчет емкости. Под емкостью понимается количество посетителей, которое может принять сад без ущерба для насаждений и при условии сохранения комфортной обстановки для посетителей. Для объектов озеленения емкость рассчитывается на разные периоды (единовременная, день, месяц, сезон, год). В нашем проекте необходимо рассчитать дневную емкость сада. Она складывается из суммарной емкости его функциональных зон: детской, спортивной и тихого отдыха. Для каждой из этих зон рекомендуется свой метод расчета. Емкость детской зоны определяется путем суммирования ориентировочной расчетной емкости игровых площадок, составляющей 7, 6 м2 на 1 чел., полян – 10 м2 на 1 чел., велосипедной дорожки 7 пог.м на 1 чел. при ширине полосы, равной 1 м. Полученный результат умножается на коэффициент сменности (К=2). Емкость спортивной зоны определяется суммированием количества играющих на каждой площадке, умноженным на коэффициент сменности (К=2). Емкость зоны тихого отдыха определяется суммированием расчетной емкости всей ее территории, составляющей 50 чел. на 1 га и расчетной емкости площадок отдыха. Их расчетные параметры составляются на 1 посетителя: для входных площадок 1, 5 м2, площадок отдыха малых и средних (имеющих площадь от 5 до 50 м2), площадок отдыха больших (площадью от 50 м2 до 200м2) - 10 м2. Коэффициент сменности на всю зону принимается равным двум (К=2). Примечание. Учитывая регламентированный режим использования сада, исключающий возможность пребывания посетителей в насаждениях и на газоне, считаем, что норматив в 50 чел/га носит условный характер и определяется из расчета пропускной способности дорожной сети сада. б) Баланс соотношения территории по зонам должен быть представлен по следующей форме (табл.1)
Таблица 1. Баланс территории сада жилого района по функциональным зонам
Итого 100%
В таблице должно быть представлено соотношение зон, полученных в проекте. Далее необходимо представить анализ полученных данных: сопоставить их с рекомендуемым выше соотношением функциональных зон, отметить соответствие полученного баланса с рекомендуемым, а в случае расхождения дать объяснение причин, обусловивших отклонение размеров площади той или иной зоны проекта от предлагаемой заданием. При подсчете баланса в состав площадей включаются не только их площадки, (спортивные, игровые, хозяйственные), но и площадь дорог примыкающего к ним газона и окружающих насаждений, как бы «работающих» на эту зону. в) баланс территории по планировочным элементам определяется и оформляется по следующей форме:
Таблица 2. Баланс территории сада жилого дома по планировочным элементам.
Итого:
В таблице представлено примерное соотношение планировочных элементов. Площади рассчитываются по генплану. Назначение этой таблицы определить не объем работ, а соотношение планировочных элементов и пространственной структуры, отсюда площадь под деревьями и кустарниками рассчитывается с учетом их развития в ближайшие двадцать лет. Для расчета условно принимается диаметр развития крон отдельно стоящих деревьев равным 5-6 м, площадь в группах, куртинах и массивах рассчитывается по их изображению на плане. Площадь газона определяется путем вычитания суммы площадей всех планировочных элементов из общей площади сада. Участки газона под кронами деревьев в состав площади не входят, так как здесь должна быть показана площадь открытого пространства. Площадь окружающего сад тротуара в баланс не включается. Требования к составлению генплана, дендроплана, фрагментов, схем и пояснительной записки приведены в следующем разделе.
IV. ОФОРМЛЕНИЕ
IV.1. Генплан Генплан представляет планировочное, объемно-пространственное решение сада. Генплан выполняется в масштабе 1: 500 на ватмане с отмывкой акварелью, тушью или гуашью или в графике – черной тушью, а также комбинированными приемами – сочетанием отмывки и графики. Генплан сопровождается необходимыми надписями, подписями, которые выполняются архитектурными шрифтами. Набивка по трафарету не допускается. В поле листа размещаются: собственно план, условные обозначения, экспликация, роза ветров, разрезы, отдельные узлы и их элементы, табличные данные. Они компануются таким образом, чтобы равномерно и рационально использовать поле листа. Композиция листа также оценивается. Генплан желательно ориентировать по меридиану. На генплане должны быть показаны: 1. Существующие горизонтали с отметками. Выполняются разведенной черной тушью (до серого цвета, более бледного, чем графика плана), жженой сиеной или простым карандашом. В случае проектирования изменения рельефа – создания горок, выравнивания склонов, формирования откосов – новые горизонтали, кроме существующих, но другим цветом (например, существующие – серым, проектируемые – коричневым). 2. Границы проектируемого объекта. 3. Красные линии прилегающих улиц и проездов и их наименования. 4. Фасадная линия окружающей застройки. 5. Имеющиеся на участке сооружения со входами. 6. Проектируемая сеть дорог и площадок с указанием их покрытия (в условных обозначениях). 7. Спортивные площадки (с разметкой игровых полей). 8. Водоемы. 9. Существующие сохраняемые насаждения. 10. Проектируемые насаждения с выделением древесно-кустарниковых, хвойных и лиственных растений – древесные группы, куртины, массивы, рядовые, аллейные, и одиночные посадки, живые изгороди, цветники, газоны (луговой, партерный, спортивный – в разных условных обозначениях). При изображении на плане не обязательно показывать, каждую породу своим условным знаком. Однако желательно выделить виды и формы, являющиеся акцентами композиций (см. п. 13). 11. Все сооружения, предусмотренные проектом – хозяйственный домик, туалет, а также кафе, танцверанда, беседки, трельяжи, перголы, мостики, подпорные стены, лестницы, пандусы, скульптура, композиции из камней и другого мертвого материала, бассейны, фонтаны, ограждения, светильники, вазы, урны, скамьи и другие элементы (отразить в экспликации, см. п. 14). 12. Игровое оборудование детских площадок (отразить в экспликации, см. п. 14). 13. Условные обозначения, расшифровывающие генплан и включающие: существующие и проектируемые хвойные и лиственные деревья и кустарники, в виде отдельных деревьев, групп, куртин, массивов, аллей; деревья и кустарники, выделяющиеся как акценты благодаря своим декоративным особенностям – формой кроны (плакучие, пирамидальные, шаровидные, штамбовные формы - показываются графикой), ее цветом (показываются предпочтительно цветом); цветники, живые изгороди, стриженные и нестриженные, водоемы, покрытие дорог, сооружения, предусмотренные проектом и указанные в п.11. 14. Экспликацию, включающую перечень элементов, не показанных в условных обозначениях. Указанные элементы следует пронумеровать и дать их расшифровку в экспликации. 15. Обозначение направления стран света с розой ветров. 16. Баланс территории, показывающий соотношение планировочных и объемно пространственных элементов объекта. Выполняется в форме таблицы (см.табл.2). Дополнительно на листе генплана желательно разместить фрагменты – отдельные наиболее интересные узлы или их части: решение площадок, цветников, участков у подпорных стенок, лестниц, пандусов, отдельных пейзажных картин, а также разрезы наиболее интересных участков (поперечники полян, водоемов и др.). Они выполняются в масштабе 1: 250, 1: 200, 1: 100. В случае невозможности показать их на листе генплана, они могут быть представлены на отдельном листе. IV.2. Дендроплан На дендроплане показывается ассортимент растений и характер его размещения в саду. Предварительно его выполняют на кальке в карандаше (черновик дендроплана). На дендроплан наносят всю сетку плана и посадочные места насаждений. При условии сложного или видоизмененного рельефа наносятся и горизонтали. Если на генплане насаждения были показаны в виде проекций их крон в облиственном состоянии, то на дендроплане показаны точками места их посадок. Дробью вынесена расшифровка посадок, в числителе – номер вида растения по списку ассортимента, в знаменателе – количество экземпляров. При расшифровке размещения растений в группе следует показывать все посадочные места. В куртине или массиве, т.е. там, где количество видов превышает 15-18 шт. (включая и большие группы кустарников), можно показать только внешний контур посадочных мест, а внутри дать дробью его расшифровку. Живые изгороди показываются сплошным контуром с расшифровкой и дробью, а в тексте записки и на чертеже с указанием количества штук из расчета на погонный метр. Аллеи и рядовые посадки также имеют свой условный знак. В случае, если группа или массив перекрывает дорогу, то на дендроплане следует обозначить контуры по обе стороны дороги с указанием посадочных мест на каждом из них. Если массив состоит из двух и более видов, равномерно смешанных, то его расшифровка имеет вид суммы дробей, если смещение неравномерное, то следует указать, в какой части массива, что сосредоточенно. Если структура массива неравномерная, то плотные посадки показать в одном контуре, а рыхлые – рядом, в виде отдельных деревьев и групп. Густота посадок определяется нормативными данными и задачами формирования насаждений с различной структурой, а также биологией растений, их габитусом и его изменчивостью в процессе роста, требованиям к свету, площади питания и т. д. В плотных одноярусных массивах оптимальная площадь питания составляет 10-20 м2 на одно дерево; если создается изреженный массив, то площадь питания принимается из расчета 20-150 м2 на одно дерево. При введении под полог кустарника необходимо резервировать для него место. Площадь питания кустарникам определяется на 1шт.: для низких – 1 м2, для средних 2, 25 м2, для крупных – 4 м2. В зависимости от структуры группы кустарники можно размещать несколько плотнее (если необходимо создать непроницаемую стену или опушку) или более изреженно, если создается рыхлая группа, в которой демонстрируются декоративные достоинства каждого составляющего его экземпляра. Густота рядовых посадок, аллей и живых изгородей определяется биологией роста растений и композиционным замыслом. Она измеряется шагом посадки, который составляет для деревьев: редкий – от 6 до 10 м, средний – 4-5 м, густой – 2-3 м., для кустарников – 3-5 шт. на один погонный метр живой изгороди. Цветники наносятся контурами и обозначаются цифрами или буквами. Количество растений определяется из расчета 1м2 по нормативам. На цветниках со сменным оформлением даётся соответствующая расшифровка в условных знаках или на отдельном плане. Дендроплан выполняется на кальке тушью, сопровождается необходимыми надписями, подписями, которые выполняются архитектурным шрифтом. На кальке должны быть показаны: собственно дендроплан, ориентация по странам света (можно с розой ветров), условные обозначения, (включающие хвойные и лиственные деревья, кустарники, живые изгороди и т.д., а также расшифровку дроби), ассортимент растений в виде таблицы, (выполненные по форме – табл.3). Примечание. Рекомендуемое здесь оформление дендроплана носит учебный, тренировочный характер, предшествующий рабочему проектированию по дисциплине «Проектирование в дизайне среды». Такой дендроплан является основой посадочного чертежа, выполнение которого входит в состав курсового проекта по этой дисциплине. Для данного же курсового проекта (по ландшафтному проектированию) этот дендроплан отражает: · исчерпывающую расшифровку проектируемого ассортимента; · сочетание растений и насаждений; · пространственную структуру размещения растений, характеризующую: тип пространственной структуры, густоту посадок, переход от плотных посадок к рыхлым; · существующие насаждения (если они имеются). В практике проектирования оформление дендроплана, кроме отмеченных выше положений, направленно на еще более подробную расшифровку характеристики растительных группировок (выделяемые акценты, габитус растений, тектоника их сочетаний, цветовые эффекты и т.д.). Таблица 3. Ведомость проектируемого ассортимента растений Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2644; Нарушение авторского права страницы