Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


IV.3. Составление пояснительной записки



 

1. Характеристика объекта и задание на проектирование. Включает описание объекта, представленное в структуре здания (см. выше). Далее характеристика объекта дополняется сведениями, почерпнутыми на основе анализа плана. Сюда входят предполагаемые потоки посетителей, сведения о настоящем использовании, характеристика рельефа с указанием величины и направления уклонов, ценности существующих насаждений (если они имеются и т.д.), влияние вредных выбросов. Другими словами – необходимо дать словесную характеристику участка, которая явилась бы основанием к проектным разработкам.

2. Естественно-исторические условия города. Приводятся на основании литературных и натурных данных. Содержат краткую характеристику города, его численность и хозяйственную направленность, а, главное, анализ его природных условий. Последний включает сведения по температурному и ветровому режиму, продолжительность вегетационного периода и др. вычерченная ранее роза ветров является основанием к формированию ветрозащитных насаждений.

3. Архитектурно-планировочное решение и композиция пейзажей. В этом разделе дается описание планировочной структуры объекта. Оно включает расчетную емкость сада и обоснование размещения функциональных зон, входов и их взаимосвязи. Здесь приводится таблица распределения территории по функциональным зонам (см.табл.1) и ее анализ. Далее дается обоснование размещения композиционных узлов – полян, водоема, площадей и описание их формирующей роли в структуре парка, их взаимосвязи. Затем можно перейти к более подробному описанию планировки и композиционного решения функциональных зон. При этом в описании зоны тихого отдыха обязательно представить:

· характеристику прогулочных маршрутов, включающую их направление (степень охвата композиционных узлов), протяжность, связь с другими дорогами;

· описание взаимосвязи и соотношение открытых и закрытых пространств;

· описание решений пейзажей у водоемов; то же у полян;

· описание композиций пейзажных картин (2-3 картины по выбору) с характеристикой приёмов их построения. При описании пейзажных картин не допускается ограничиваться только характеристикой составляющих групп, необходимо отметить и остальные элементы – водоемы, цветники, газоны и т.д.;

· описание 2-3 групп по классификации;

· характеристика пейзажного разнообразия на одном из маршрутов с указанием частоты смены впечатлений, длительности восприятия пейзажей, характеристики пауз;

· описание цветочного оформления, включающее обоснование размещения цветников, их формы, точек восприятия, выбор ассортимента;

· описание отдельных входных площадок (одной - двух);

· описание площадок отдыха (одной – двух).

В конце главы дается баланс территории по планировочным элементам и его анализ (см. табл.2).

 

IV.4. Обоснование ассортимента

В предыдущей главе при описании композиции неизбежно приводится ассортимент, с помощью которого формируются описываемые пейзажи. Однако в этой главе дается целостное обоснование ассортимента. Сюда входят перечень видов, входящих в состав защитных насаждений всего сада и его зон, далее видов проектируемых для спортивной и детской площадок, затем видов, предназначенных для зоны тихого отдыха. В последнем случае в качестве обоснования излагается тематическая и художественная трактовка сада, требующая применения предусмотренного материала. Здесь же следует указать, какие породы образуют фон, какие даются в качестве акцентов, что предусмотрено в группах, одиночных посадках и т.д., т.е. показать распределение ассортимента с учетом функционального и художественного решения сада. Аналогичным образом описывается ассортимент цветочных растений.

В итоге дается ведомость ассортимента по следующей форме:

Таблица 3. Ведомость проектируемого ассортимента растений

№ п\п Наименование растений (русское и латинское) Использование на объекте Количество, шт.
              Деревья хвойные   Деревья лиственные   Кустарники хвойные   Кустарники лиственные   Лианы   Цветочные растения   Массивы, группы, аллеи, рядовые посадки, живые изгороди, защитные насаждения, солитеры (или одиночные экземпляры), фон, акценты в опушке и т.д.   Определяется по дендроплану

Итого: деревьев

кустарников

цветочных растений

Нумерация предусмотренных проектом растений должна быть сквозной.

Цветочные растения, если позволяет ассортимент, показываются буквами, если ассортимент более широкий – цифрами в составе той же сквозной нумерации.

Таким образом, таблица ассортимента приводится дважды – в тексте пояснительной записки и на дендроплане.

 

Общие рекомендации по выполнению чертежей, макетов, оформлению проектов

Графическое выполнение чертежей

 

Представление об объектах проектированиядаёт комплекс взаимосвязанных чертежей, который включает различные виды проекций – ортогональных, перспективных, аксонометрических, выполненных различными графическими приёмами. Графика является основным языком архитектурно-дизайнерского проектирования на всех его этапах от эскизирования до представления законченного проекта.

Чертежи построек составляли ещё в глубокой древности. Вместе с развитием строительного производства менялись и совершенствовались и методы выполнения чертежей. Современная архитектурно-дизайнерская графика обладает большим многообразием материалов, художественных и технических средств, при помощи которых пространственные формы изображаются на плоскости. В этой связи архитектурно-дизайнерская графика опирается на начертательную геометрию – науку о методах изображения трёхмерной формы на плоскости. В то же время в архитектурно-дизайнерской графике наряду с наукой, строгой масштабностью, структурностью изображения всегда присутствуют элементы рисунка, как средства художественной выразительности.

При выполнении чертежей выбор графики зависит от назначения чертежа и общего художественного замысла. Назначение иллюстративных чертежей – возможно нагляднее показать образную идею, планировочное и объёмно-пространственное решение, применяемые конструкции и материалы, их цвет, фактуру, взаимосвязь с окружающей средой.

Планы и разрезы, как правило, выполняют в линейной графике, а фасады, перспективу, аксонометрию – более разнообразными приёмами – линейным, линейно-тоновым, светотеневым, полихромным. В то же время все чертежи одного проекта должны быть объединены одним графическим стилем, наиболее соответствующим проектируемому объекту. Причём следует помнить, что проектная графика отличается условностью, сдержанностью и строгостью. Таким образом, иллюстративные чертежи сами по себе должны представлять эстетическую ценность.

Оформление чертежей

В целях унификации проектной документации и облегчения чтения чертежей установлены определённые стандарты масштабов. Масштабы изображений на чертежах следует выбирать из следующего ряда: для уменьшения – 1:2; 1:5; 1:10; 1:20; 1:25; 1:50; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000; 1:2000; 1:5000; 1:10000; для увеличения – 2:1; 10:1; 20:1; 50:1; 100:1. Выбор масштаба зависит от содержания чертежа (планы, фасады, разрезы, детали) и размеров проектируемого объекта. Планы, фасады, разрезы небольших зданий выполняют, как правило, в масштабе 1:50, чертежи больших зданий выполняют в более мелких масштабах 1:100, 1:200. Узлы и детали выполняют в масштабах 1:2, 1:25. Для генеральных планов небольших территорий, например, участка здания или комплекса зданий, применяется масштаб 1:500 или 1:1000, для планировки жилого района или микрорайона пользуются масштабами 1:2000, 1:1000.

Генплан

Генплан представляет расположение проектируемого объекта на местности. Генплан выполняется в масштабе 1:500 на ватмане с отмывкой акварелью, тушью или гуашью или в графике – черной тушью пером, рапидографом, изографом, а также комбинированными приемами – сочетанием отмывки и графики.

На генплане изображают проектируемый объект, подходы, подъезды к нему, благоустройство (зелёные насаждения, замощение, малые формы и т.д.). здания при этом показывают как вид кровли сверху или в виде схематического плана первого этажа. В последнем случае более наглядна связь входов и внутренних помещений с окружающим пространством. Для того, чтобы показать объёмное решение и высоту здания, на генплане строят падающие от здания на землю тени.

Генплан сопровождается необходимыми надписями, подписями, которые выполняются архитектурными шрифтами. В поле листа размещаются: собственно план, условные обозначения, экспликация, роза ветров, разрезы (если участок характеризуется выразительным рельефом), отдельные узлы и их элементы (по необходимости), табличные данные. Они компануются таким образом, чтобы равномерно и рационально использовать поле листа. Композиция листа также оценивается.

Генплан желательно ориентировать по меридиану.

Условные обозначения, расшифровывающие генплан включают:

- существующие и проектируемые хвойные и лиственные деревья и кустарники, в виде отдельных деревьев, групп, куртин, массивов, аллей

- деревья и кустарники, выделяющиеся как акценты благодаря своим отличительным декоративным качествам (показываются графически или цветом)

- цветники

- живые изгороди, стриженные и нестриженные

- водоемы

- покрытия дорог

- все сооружения, предусмотренные проектом

Экспликация включает перечень элементов, не показанных в условных обозначениях. Указываемые элементы следует пронумеровать и дать их расшифровку в экспликации.

Баланс территории, показывающий соотношение планировочных и объемно-пространственных элементов объекта выполняется в форме таблицы.

В проекте ландшафтной организации территории дополнительно на листе генплана можно поместить фрагменты – отдельные наиболее интересные узлы или их части: решение площадок, цветников, участков у подпорных стенок, лестниц, пандусов, отдельных пейзажных картин, а также разрезы наиболее интересных участков (поперечники полян, водоемов и др.). Они выполняются в масштабе 1:250, 1:200, 1:100. В случае невозможности показать их на листе генплана, они могут быть представлены на отдельном листе.

Планы этажейв демонстрационных чертежах несут полную информацию и композиционном решении объекта, о структуре внутреннего пространства и связи помещений. Поэтому на планах изображают всё, что относится к планировочному решению: наружные и внутренние двери с направлением их открывания, санитарно-технические приборы и оборудование, показывают расстановку мебели. Расположение встроенного оборудования и размещение мебели показывают насколько рационально предлагаемое решение. Поэтому студент должен знать габариты мебели и оборудования, нормативные расстояния между элементами оборудования, ширину главных и второстепенных проходов между ними и т.д. Габаритные размеры оборудования и мебели разрабатываются в соответствии с ростом и пропорциями человека и в зависимости от различных положений тела при пользовании той или иной мебелью, или оборудованием. Все данные о размерах оборудования и мебели, а также примеры их размещения в помещениях различного назначения приводятся в специальных изданиях, которые называются «Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий».

Чертежи планов не следует перегружать размерами и обозначениями. На планах на небольшом расстоянии от чертежа наносят тонкой сплошной линией координационные оси и проставляют основные габаритные размеры, прочерчивая одну-две размерные линии. Внутренние размеры наносят одной горизонтальной и вертикальной цепочками, или же проставляются площади помещений. Для пояснения назначения помещений каждое из них подписывают или проставляют порядковый номер, а названия выносят в таблицу – экспликацию помещений.

Разрезы

Задача разрезов – показать композиционно-пространственное решение объекта проектирования. Элементы, попавшие в сечение, показывают толстой линией, всё, что находится за плоскостью сечения – окна, двери, элементы внутренней отделки, оборудование и мебель – обводят тонкой линией, землю под зданием, попавшую в сечение, изображают толстой линией. Под разрезом выносят основные координационные оси, а высотные уровни обозначают отметками, но так, чтобы они не мешали восприятию объёмно-пространственного решения.

На чертежах разрезов можно показать природное или архитектурное окружение, но так, чтобы разрез оставался главным.

Фасадыдолжны наглядно дать представление о структуре здания, вертикальных и горизонтальных членениях, пластике, фактуре и цвете ограждающих поверхностей, а также о связи с окружающим пространством. На фасадах обязательно построение падающих теней.

Выбор способа графического исполнения зависит от назначения объекта, характера архитектуры и масштаба чертежа.

Перспективадаёт возможность изобразить на плоскости объёмные предметы, показать их глубину, пластичность, расположение в пространстве. Поэтому перспектива имеет большое значение в демонстрационных чертежах, поскольку наиболее наглядно представляет разработанную композицию. В перспективе изображают отдельные здания, интерьеры, городские и садовые пространства. Для каждого из названных объектов важно правильно выбрать точку зрения.

Приёмы графического выполнения перспективы аналогичны приёмам выполнения фасадов. Также строятся падающие тени, учитывается воздушная перспектива – всё, что ближе должно быть изображено контрастно, всё, что дальше, - нюансно.

Аксонометрия

Аксонометрическую проекцию применяют тогда, когда требуется наглядность изображения, а перспектива не может раскрыть каких-то особенностей объекта, или слишком сложна для выполнения.

Аксонометрия проста в выполнении и достаточно наглядна, поэтому этим способом широко пользуются как в процессе проектирования на стадии разработки, так и в демонстрационных чертежах. Аксонометрическая проекция даёт возможность изобразить в одном чертеже планировочную и объёмно-пространственную структуру комнаты, ряда помещений и квартиры, даже, если она расположена в нескольких уровнях. Особенно удобна аксонометрия для изображения отдельных конструктивных узлов и деталей.

Однако в сравнении с перспективой аксонометрические изображения более условны, поскольку в них отсутствуют перспективные сокращения. Эта условность требует большей лаконичности и условности графической подачи аксонометрии.

Антураж – это совокупность окружающих условий, природная или архитектурная среда, в которой размещается проектируемый объект. Антураж изображается на фасадах, разрезах, планах, перспективах с тем, чтобы приблизить проект к восприятию в натуре, дать представление о том, как проектируемый объект вписывается в окружение.

Вместе с тем, элементы антуража – рельеф местности, зелёные насаждения, малые формы, фигуры людей не должны быть натуралистичны. Условность чертежа и архитектурно-дизайнерской графики требует условности, структурности всех его элементов.

Макет

В отличие от перспективы, которая представляет проектируемый объект с одной точки зрения, макет даёт возможность увидеть объект с разных точек и даже в движении.

Различают макеты рабочие и демонстрационные. Рабочие макеты выполняют на стадии разработки проекта без деталировки из простых пластичных материалов, легко поддающихся моделировке – пластилина, пенопласт, бумаги. Демонстрационный макет, иллюстрация готового проекта, выполняется более детально и качественно.

Макет, так же как и чертёж, – условен. Его основное назначение выявить структурные и пропорциональные отношения объекта, показать его композиционную связь с окружающим пространством, что особенно важно при выраженном рельефе участка, наличии водной поверхности. Поэтому в макетах не используют натуральных материалов и не показывают воду, растения и т.д. цветом. Материалы для макета должны быть условными. Для выполнения как объёмных, так и планировочных макетов рекомендуется белая плотная бумага.

Выполнение демонстрационных или иллюстративных чертежей и макета требует от учащегося художественного вкуса, который развивается постепенно в ходе обучения. Поэтому каждый курсовой проект предлагается сопровождать выполнением макета. В некоторых проектах по согласованию с преподавателем демонстрационный макет может быть заменён рабочим.

Пояснительная запискаявляется обязательной составной частью курсового проекта. Она содержит сжатое изложение проделанной работы и характеристику разработанного проекта. Пояснительная записка – основа для защиты проекта. Предлагается следующая структура и содержание пояснительной записки:

1. Описание задания на проектирование: тип, функциональное и социальное назначение объекта; район строительства, климатические, геологические особенности, рельеф, почвы; другие данные.

2. Анализ исторической и современной практики проектирования.

3. Обоснование и подробное описание композиционного решения – функционального, планировочного, объёмного, глубинно-пространственного, цветового. Взаимодействие с окружением.

4. Объёмно-планировочные показатели – приведённая общая площадь, общая (полезная) площадь, жилая площадь, площадь летних помещений, К2 - отношение строительного объёма к общей площади и отношение строительного объёма к приведённой общей площади; К1 – отношение жилой площади к общей площади и отношение жилой площади к приведённой общей площади.

Строительный объём надземной части здания определяется как произведение площади горизонтального сечения на уровне 1-го этажа (по внешним граням стен) на высоту, измеряемую от уровня пола первого этажа до верхней плоскости теплоизоляционного слоя чердачного перекрытия.

Строительный объём мансардного этажа определяется как произведение площади вертикального сечения мансарды на её глубину.

Строительный объём тамбуров, эркеров, лоджий, размещаемых в габаритах здания, включается в общий объём. Объём летних помещений, размещаемых вне габаритов здания, и пространство, не ограниченное стенами (например, часть дома на столбах), в общий объём не включается.

Строительный объём подземной части здания определяется как произведение площади горизонтального сечения по внешнему обводу здания на уровне первого этажа на высоту от пола подвала до пола первого этажа. Если подвал находится не под всем зданием, то его площадь в плане определяется по внешнему обводу стен на уровне перекрытия.

Общий объём здания с подвалом определяется как сумма объёмов его подземной и надземной частей.

Площадь застройки определяется как площадь горизонтального сечения здания на уровне цоколя по его внешним граням, включая все выступающие части, имеющие покрытие (крыльца, веранды, террасы и др.). Площадь под частью здания, расположенного на столбах, также включается в площадь застройки.

Жилая площадь – сумма площадей жилых комнат (без учёта площади встроенных шкафов)

Общая (полезная) площадь – сумма жилой и подсобной площади (передней, коридоров, санузлов, кладовой и др.), включая площадь встроенных шкафов.

Площадь летних помещений указывается отдельно.

Приведённую общую площадь определяют как сумму общей площади и площади летних помещений, которая включается со следующими понижающими коэффициентами: лоджии, полностью размещаемые в габаритах здания, – 0,5; лоджии, полностью или частично выходящие за габариты здания, балконы с боковыми экранами, веранды и террасы – 0,35; обычные балконы – 0,25.

Коэффициенты К1 и К2 показывают, какой объём и сколько жилой площади приходится на 1кв.м общей и приведённой общей площади. Эти показатели говорят о степени рациональности планировочного решения объёма здания.

В конце приводится обоснование выбранных материалов и дается баланс территории по планировочным элементам и его анализ.





Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1563; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.) Главная | Обратная связь