Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Словарь образных средств языка ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Лексические средства Троп — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, антонимы, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, многозначность, олицетворение, омонимы, перифраза, синекдоха, синонимы, сравнение, эмоциональная лексика, эпитет. Аллегория (иносказание) — троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность — волка, коварство — змеи и т.д. Антонимы — слова, имеющие противоположное значение. Например, правда — ложь, бедный — богатый, любить — ненавидеть, ленивица — рукодельница. Гипербола — образное выражение, содержащее непомерное увеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. Например, «А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного». (Русская народная сказка «Царевна-лягушка») «Отчего, Мальчиш, бились с Красной Армией Сорок Царей да Сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились? » (А.Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»). Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки. Например, «Отколе, умная, бредешь ты, голова? — в обращении к ослу. (И.А. Крылов) Литота — 1. Образное выражение с намеренным преуменьшением размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Например, Тише воды, ниже травы. (Рус. нар. сказка «Волк и семеро козлят») 2. Стилистическая фигура, заключающая в определении какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. Например, он неглупый; не без помощи. Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений в каком- либо отношении. Например, Шелкова трава ноги опутала...(Рус. нар. сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») Шубка шелковая, хвост золотой, глаз огневой — ах, хороша лисичка-сестричка/ (Рус. нар. сказка «Кот-воркот, Котофей Котофеевич»). Ветерок спросил, пролетая: . — Отчего ты рожь золотая? — А в ответ колоски шелестят: — — Золотые руки растят! (Е. Серова). Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Например, Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком. (Рус. нар. сказка «Царевна-лягушка») Многозначность — (полисемия) — наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова. Например, земля, коса, идут. Олицетворение — троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. Например, ...Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром! » (С.Есенин «С добрым утром»)
...Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. (С.Есенин «Нивы сжаты...») Омонимы — слова, совпадающие по звучанию, но имеющие разное значение. Например, косить, течь. Перифраза — троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Например, Царь зверей вместо лев. Синекдоха - разновидность метонимии, которая состоит в переносе значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. Например, Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов) Синонимы — слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенком значений, или стилистической окраской, или и тем и другим. # синонимы абсолютные (бегемот-гиппопотам); # синонимы идеографические (скорый, быстрый); # синонимы контекстуальные (хриплый, придушенный голос); # синонимы однокоренные (сидеть - восседать); # синонимы стилистические (лицо - рожа).
Сравнение — троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение может быть выражено: а) творительным падежом. Например, Из ушей дым столбом валит. (Рус. нар. сказка «Сивка-бурка»). Да и вышел Кот Котофеич: спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой. (Рус. нар. сказка «Кот-воркот, Котофей Котофеевич») б) сравнительной степенью прилагательных или наречий. Например, Утро мудреней вечера. (Рус. нар. сказка «Василиса Прекрасная») в) оборотами со сравнительными союзами. Например, А от танцовщицы осталась только блестка. Но она уже не сверкала — почернела, как уголь. (Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь- то говорит, Словно реченька журчит. (А. С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») г) лексически (словами точно, подобный, похожий). Например, Беленькая, точно снег. (Рус. нар. сказка «Снегурочка»)
Эмоционально-оценочная лексика — включающая: 1) слова, обозначающие эмоции и чувства (смех, страх, злость, радость, стыд, гнев, добро, интерес, горе, любопытство); 2) слова, эмоциональная значимость которым придается суффиксами эмоциональной оценки (ведерушки, кувшинушко, яблочко, песенка, сметанка, маслице, сестрица, лисичка, волчок, усищи, лапищи, зубищи); 3) слова-оценки, характеризующие предмет или явление с положительной или отрицательной точки зрения, всем своим составом, лексически (умница, молодец, молодчина, бедняжка, болтун, красавица, белоручка, хвастун, дармоед, бесстыдник, бедняга); 4) слова, характеризующие нравственные качества человека (добрый, честный, любопытный и т.д.).
Эпитет — художественное, образное определение, вид тропа, выраженный: 1) прилагательным, определяющим существительное. Например, мертвая тишина (туркменская сказка «Голубая птица»). 2) существительным-приложением. Например, утром-светом (рус. нар. сказка «Семь Симеонов - семь работников»), Мороз-воевода (Я.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором...»); 3) наречием, определяющим глагол. Например, Ветер весело шумит, Судно весело бежит... А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Постоянный эпитет — в народном поэтическом творчестве. Например, море синее (А. С. Пушкин Сказка «Золотая рыбка»), красная девица (рус. нар. сказка «Царевна-лягушка» ).
Синтаксические средства Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
Анафора — повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Например, Взяли сумки, Взяли книжки, Взяли завтраки Под мышки... (С.Маршак «Первое сентября») Принесла овсяной кашки — Отвернулся он от чашки. Принесла ему редиски — Отвернулся он от миски. (С. Маршак «Усатый-полосатый») А горы все выше, а горы все круче А горы уходят под самые тучи! (К. Чуковский «Айболит»)
Антитеза - резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Часто строится на антонимах. Например, Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. (Рус. нар. сказка «Морозко») Не прыгает, не скачет он, А горько-горько плачет он... (К. Чуковский «Айболит») Бессоюзие — бессоюзная связь однородных членов предложения. Например, А мышка в норку забилась ~ трясется, ей кот чудится... (Рус. нар. сказка «У страха глаза велики») У страха глаза велики ~ чего нет, и то видят...(Рус. нар. сказка «У страха глаза велики») Сядут за стол — не нахвалятся. (Рус. нар. сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»)
Градация — стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Градация может быть восходящей или нисходящей. Например, Рассердился воробей ~ ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать...( Рус. нар. сказка «Крылатый, мохнатый и масленый») Взяла мышка да кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила/ Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет. (Рус. нар. сказка «Крылатый, мохнатый и масленый») Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? (Рус. нар. сказка «Морозко»)
Инверсия — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой порядок). Например, Катится Колобок по дороге...(Рус. нар. сказка «Колобок») Долго сидел волк у проруби, всю ночь не сходил с места. (Рус. нар. сказка «Лисичка-сестричка и Серый волк») Обрадовались кот да петух. (Рус. нар. сказка «Жихарка»)
Многосоюзие — намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Например, Да все с ружьями, да все с трещотками! (Рус. нар. сказка «У страха глаза велики») Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масляный бок...(Рус. нар. сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»)
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Например, А внучка-то идет, ведерки у нее — трех-трех-трех! А водичка-то из ведерок — плех- плех-плех! А курочка спешит за ними, и ведерочки у нее — трех-трех-трех! трех-трех! Водичка-то в ведерочках так и плещется — плех-плех-плех! плех-плех! (Рус. нар. сказка «У страха глаза велики») Ну Жихарку целовать, ну Жихарку обнимать. (Рус. нар. сказка «Жихарка»)
Кладут костры высокие, Горят котлы кипучие, Точат ножи булатные... (рус. нар. Сказка «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»)
И пришла к Айболиту лиса: « Ой меня укусила оса! » И пришёл к Айболиту барбос: «Меня курица клюнула в нос! » (К. Чуковский «Айболит») Риторический вопрос - содержит утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. Например, Разве так спят? Перевернула котенка, уложила как надо. (С. Маршак «Усатый-полосатый») Сели и нахохлились У дверей. Кто накормит крошками Сизарей? (И. Токмакова «Голуби») Риторическое обращение — высказывание адресуется неодушевленным предметам. Например, Здравствуй, пальчик! Как живешь? (Н. Саконская) Не шуми осенний ветер, Что ты дуешь зря? (О. Высотская «Праздник Октября»)
Умолчание - автор не до конца выражает сбою мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось недосказанным. Например, Эх, вы! Гриб-то.... Не досказала и убежала. (В. Сутеев «Под грибом»)
Эллипсис - пропуск элементов высказывания, легко восстанавливаемый в данном контексте или ситуации. Например, Прибежал блин в избу ~ сидит мышь на лавке, шубка у нее повылезла, хвостик дрожмя дрожит. (Рус. нар. сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»)
Эпифора - противоположность анафоре. Заключается в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения). Например, Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да с сахаром. (Рус. нар. сказка «Крылатый, мохнатый и масленый») И встал Айболит, побежал Айболит... (К. Чуковский «Айболит»)
Литература Понятие образности речи 1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов.— М., 1966. 2. Гавриш Н.В. Развитие образности речи //Вопросы речевого развития дошкольников. - М., 1998, с. 18-20. 3. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.— М, 1985. 4. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М., 2001.
Развитие образности при работе над смысловой стороной слова 1. Горбачевич К.С., Хабло ЕМ. Словарь эпитетов русского литературного языка.—Л., 1979. 2. Иванова Н.П. Упражнения по лексике //Дошкольное воспитание, 1978, №7, с.22-28. 3. Колунова Л.А., Ушакова О. С. «Умноватый мальчик». Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников //Дошкольное воспитание, ! 994, №9, с. 11-14. 4. Придумай слово/Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2001. 5. Струнина ЕМ. Развитие словаря детей //Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохи-па. - М., 1984, с.153-159. 6. Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников //Дошкольное воспитание, 1991, №7, с/49. 7. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык.— Ярославль, 1997. 8. Ушакова О. С. Развитие речи детей на занятиях //Дошкольное воспитание, 1980, № 10, с.38-42. 9. Ушакова. О. С, Струнина Е.М. «Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки» //Дошкольное воспитание, 1995, №12, с.31-34.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1494; Нарушение авторского права страницы