Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Этнология как наука: история и современное состояниеСтр 1 из 4Следующая ⇒
ЭТНОЛОГИЯ Методические материалы для студентов специальности 030602.65 «Связи с общественностью»
Иваново 2009 Составитель: О.В.Кунгурцева
Редактор: д.и.н., профессор О.Ю.Олейник
Методические материалы содержат рабочую программу курса Этнология, планы семинарских занятий, темы докладов и рефератов, список специальной литературы, творческие задания, примерную тематику студенческих научных исследований, положение о конкурсе–презентации студенческих PR–проектов, примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену и приложения. Утверждены цикловой методической комиссией ФЭУ.
Рецензент: кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина» ВВЕДЕНИЕ
Этнокультурное разнообразие – характерная черта большинства современных государств. Притом с развитием унифицирующего процесса глобализации притязания на культурную отличительность в самых разных цивилизационных ареалах мира только усиливаются. Это делает весьма востребованным поиск путей гармонизации межэтнических отношений и межкультурной коммуникации. Связи с общественностью, в инструментальном отношении представляющие собой интегративный комплекс средств управления социальными коммуникациями, а по сути своей – наука и искусство создания атмосферы дружелюбия и доверия между различными субъектами социальной активности, обладают внушительным потенциалом в управлении этническими процессами. Этим оправдано включение спецкурса по Этнологии в учебный план подготовки специалиста по связям с общественностью. Спецкурс призван сформировать у будущих PR-специалистов навыки управления этническими процессами и основы межкультурной коммуникативной компетенции. Методические материалы разработаны на основе требований государственного образовательного стандарта и в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Этнология».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1.Цель преподавания дисциплины Сформировать у студентов навыки профессиональной ориентации в межэтнической и межкультурной социально-коммуникативной среде и управления соответствующими процессами.
1.2.Задачи дисциплины: 1. на основе ознакомления с основными теоретико-методологическими подходами к исследованию этничности сформировать у студентов навыки научного анализа межэтнических и межкультурных процессов; 2. сформировать у студентов умения использования арсенала связей с общественностью в управлении межэтническими и межкультурными процессами; 3. сформировать у студентов практические представления о межэтнической и межкультурной компетенции.
1.3.Связь с другими учебными дисциплинами Для усвоения спецкурса необходимо предварительное изучение следующих дисциплин: общая и социальная психология, политология, история, социология, теория коммуникации, конфликтология.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Этнология как наука: история и современное состояние Проблема определения дисциплинарного статуса этнологии. Этнология и этнография. Этнопсихология, этносоциология, этнополитология и этнология – соотношение предметных областей. Междисциплинарная диверсификация в этнических исследованиях. Основные этапы развития этнологии в России и за рубежом. Проблемно-тематическое поле отечественных и зарубежных исследований в области этнологии.
Тема 2. Основные методологические подходы к исследованию этничности. Теоретико-методологический плюрализм в этнических исследованиях. Примордиализм и социальный конструктивизм как конкурирующие парадигмы исследования этнических процессов. Социобиологическое направление примордиализма (П. Ван ден Берге, Л.Гумилев), эволюционно-историческое направление примордиализма (Ю.Бромлей). Попытки типологизации этнических культур и идея стадиальности их развития. Основы социально-конструктивистского подхода к исследованию этничности (Б.Андерсон, Р.Брубейкер, Э.Геллер, Э.Хобсбаум, В.Тишков, А.Здравомыслов). Процессуальный характер этнических процессов. Связи с общественностью как инструментарий социальной инженерии в контексте социально-конструктивистского подхода к исследованию этничности.
Тема 3. Понятийный аппарат этнологии Концептуальная неопределенность предметного пространства этнологии. Дискуссионность определения понятия «этнос» - социально-конструктивистский и примордиалистский подходы. Соотношение понятий «этнос», «культура» и «общество». Традиция в этнических культурах. Менталитет и ментальность – подходы к определению. «Национальный характер» как семантико-метафорическая категория. Концепт «нация» - подходы к определению в контексте гетероглоссии. Понятие «национальная этническая политика».
Тема 4. Межэтнические отношения: общая характеристика Идентификация/дифференциация как основа межэтнических отношений. Дихотомия «мы»-«другие». Понятие «культурной дистанции». Определение межэтнических отношений. Особенности межэтнических отношений как вида социальной коммуникации. Факторы межэтнических отношений. Уровни межэтнических отношений: институциональный, межгрупповой, межличностный. Межэтническая толерантность. Связи с общественностью в управлении межэтническими отношениями.
Тема 5. Этнические стереотипы Особенности межгруппового восприятия. Социальная атрибуция, социальная каузальная атрибуция. Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая враждебность. Стереотипизация как проявление универсального процесса категоризации. Функции стереотипизации. Этнические стереотипы как продукт межгруппового восприятия – определение и характеристики. Ауто- и гетеростереотипы. Механизмы формирования этнических стереотипов. Факторы склонности к стереотипному восприятию. Проблема истинности этнических стереотипов.
Тема 6. Этническая идентичность Этническая идентичность как социально-психологическая категория. Место этнической идентичности в структуре социальной идентификации личности. Теория социальной идентичности Г.Тэджфела - Дж. Тернера. Функции этнической идентичности. Этническая идентичность и этническое самосознание. Структура этнической идентичности. Типы этнической идентичности. Этноцентризм. Стратегии изменения этнической идентичности. Проблема учета этнической идентичности в современной России.
Тема 7. Этнические конфликты Этнический конфликт – подходы к определению. Особенности этнических конфликтов как вида социальной конкуренции. Межэтническая напряженность, факторы обострения. Причины этнических конфликтов: причина-цель и причина-фактор. Типологии этнических конфликтов. Стадии протекания этнического конфликта. Социально-психологическая динамика этнического конфликта. Способы регулирования этнических конфликтов: политико-правовой, информационный, переговорный, военно-силовой. Связи с общественностью в регулировании и профилактике обострения межэтнической конфликтности.
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Основные методологические подходы к исследованию этничности (2 часа) 1. Междисциплинарная диверсификация этнологического знания. 2. Теоретико-методологический плюрализм в этнических исследованиях. 3. Социально-конструктивистская парадигма как методологическая основа управления этническими процессами.
Темы докладов: 1. Проблема формирования междисциплинарного подхода к исследованию этничности. 2. Примордиалистские концепции исследования этнических процессов. 3. Социальный конструктивизм: основные положения.
Занятие завершает контрольный тест на знание студентами основных методологических подходов к исследованию этничности.
Основная литература: Кунгурцева, О.В.Этнология: Курс лекций /ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина». – Иваново, 2006. – 132 с. Стефаненко Т.Г. 2000.Этнопсихология. – М.: ИП РАН, Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. Тишков В.А. 1997. О феномене этничности. Этнографическое обозрение, N 3. Тишков В.А. 1998. Забыть о нации: (Постнационалистическое понимание национализма) // Вопр.философии, № 10. Дополнительная литература: Андерсон Б. 2001.Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты. 2000. Социол. исслед. № 4. Вевьерка М. 2005. Формирование различий. Социол. исслед., № 8. Геллнер Э. 1991. Нации и национализм. М. Гусельцева М.С. Культурная психология и методология гуманитарных наук. 2005. Вопр. психологии, № 5. Здравомыслов А.Г. 1997. Релятивистская теория нации и рефлексивная политика // Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад. М. Лурье С.В. 1997. Историческая этнология. М. Миллер А.И. (ред.) 1994. Национализм и формирование наций. Теории, модели, концепции. М. Мнацаканян М.О. 1999. Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире. Социол. исслед., № 5. Садохин А.П. 2002. Этнология. М. Скворцов Н.Г. 1997. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб. Татунц С.А. 2005. Этносоциология в России и в МГУ. Вестн.Моск. ун-та., Сер.18., №3. Хобсбаум Э. 1998. Нации и национализм после 1780 года. СПб. Этциони А. 2004. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М. Ян Э. 2000. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходство. – Полит. исслед., № 1.
Тема 2. Этническая идентичность (2 часа)
1. Этническая идентификация в контексте универсальной социальной дихотомии «мы»-«они». 2. Этническая идентичность в структуре социальной идентификации личности. 3. Функции этнической идентичности. 4. Структура этнической идентичности. 5. Типы этнической идентичности. 6. Проблема этноцентризма.
Темы докладов: 1. Методики этносоциологического исследования адаптации этнических групп в иноэтничной среде. 2. Проблема учета этнической идентичности населения РФ.
Практическое задание:
1. Определение уровня этнической идентичности студентов группы на основе «теста Куна-Макпартленда» (Приложение № 6). 2. Измерение социальной дистанции студенческой группы с представителями иных этнических общностей на основе методики «шкала Богардуса» (Приложение № 7).
ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1. На последнем семинарском занятии проводится выходное тестирование студентов по всем темам курса. 2. Зачет проводится либо в форме конкурса-презентации студенческих PR-проектов по теме «Связи с общественностью в управлении этническими процессами», либо в традиционной форме устных ответов студентов на вопросы (выбор формы сдачи зачета определяется студентами).
ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе-презентации студенческих PR-проектов по теме «Связи с общественностью в управлении этническими процессами»
Цель конкурса-презентации: публичное предъявление студентами знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения спецкурса «Этнология». К конкурсу допускаются работы одного или нескольких (не более 4-х) авторов.
Требования к проектам: · самостоятельность выполнения; · опора на эмпирические исследования или наличие эмпирической апробации; · тематическая новизна; · зрелищность предъявления проекта.
Проведение конкурса: Конкурс проводится в форме публичного выступления авторов. Формат конкурса допускает возможность использования любых способов предъявления работ: видеопоказов, театрализаций, костюмированных представлений, презентации слайдов, интерактивных форм и т.д. Зрителями могут быть все желающие.
Награждение победителей: Победителей конкурса определяет комиссия в составе преподавателей кафедры «Связи с общественностью», представителей Департамента общественных связей, молодежной и информационной политики Правительства Ивановской области и студентов 4-5 курсов, занимающихся этническими исследованиями по теме конкурса. Авторы лучших проектов получают дипломы «Tolerantia Premium» I, II и III степени. Кроме этого вручаются дипломы «Tolerantia Premium» в номинациях: · самый зрелищный проект; · самый новаторский проект; · приз зрительских симпатий. Лучшие проекты получают рекомендацию к публикации.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. История становления и развития этнологии в России. 2. Междисциплинарная диверсификация этнологического знания. 3. Примордиалистские подходы к исследованию этничности. 4. Социально-конструктивистская парадигма исследования этнических процессов. 5. Понятийный аппарат этнологии. 6. Межэтнические отношения: определение, особенности и факторы формирования. 7. Особенности межгруппового восприятия. 8. Этнические стереотипы как продукт межгруппового восприятия – определение и характеристики. 9. Механизмы формирования этнических стереотипов. 10. Стереотипизация как атрибутивный процесс. Социальная каузальная атрибуция. 11. Проблема истинности этнических стереотипов. 12. Методики изучения этнических стереотипов. 13. Этническая идентичность в структуре идентификационной матрицы личности. 14. Этническая идентичность: структура, функции, типы. 15. Этническая идентичность и этническое самосознание: проблема соотношения. 16. Методики определения уровня этнической идентичности и измерения культурной дистанции. 17. Этнический конфликт – подходы к определению. 18. Особенности этнических конфликтов как вида социальной конкуренции. Причины этнических конфликтов: причина-цель и причина-фактор. 19. Типологии этнических конфликтов. 20. Этнический конфликт: стадии протекания и социально-психологическая динамика. 21. Способы регулирования этнических конфликтов. 22. Межкультурная коммуникация: определение и особенности. 23. Коммуникативная компетенция. Знаковый характер межкультурной коммуникации. 24. Культурная обусловленность различий в символьных системах кодирования информации. 25. Адаптация в инокультурной среде: «культурный шок», «кривая адаптации», факторы успешной адаптации. 26. Последствия межкультурных контактов для индивидов и групп. 27. Подготовка к межкультурному взаимодействию. 28. Культурное разнообразие как фактор ведения деловых операций. 29. Типологии культур на основе критерия коммуникативных различий: авторы и используемые критерии. 30. Коллективистические – индивидуалистические культуры. 31. Высококонтекстные – низкоконтектстные культуры. 32. Культурные различия в степени принятия неопределенности. Дистанция власти. 33. Универсализм – партикуляризм. Маскулинные – фемининные культуры. Аналитические – синтетические культуры. 34. Типология Р.Д.Льюиса: моноактивные, полиактивные, реактивные культуры. 35. Трансформация деловых культур. 36. Влияние деловой культуры на динамику конкурентных преимуществ компании. 37. Стратегии ведения деловых операций в условиях культурного разнообразия. 38. Особенности интеграции полиэтничных сообществ. 39. Модель политической ассимиляции. 40. Модель функциональной интеграции. 41. Модель мультикультурной (коммунитарной) интеграции. 42. Политико-правовые предпосылки интеграции. 43. Социально-экономическая интеграция. 44. Диалог культур и религий как фактор интеграции поликультурного сообщества. 45. Российская национальная этническая политика. Процессы гражданской интеграции российского общества.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Разработка методики оценки этнической ситуации в регионах Российской Федерации на основе выведения количественного индикатора состояния межэтнических отношений. 2. Изучение и оценка влияния институционально-правовых факторов этнической ситуации в субъекте Российской Федерации: - национальная и региональная этническая политика как фактор стабилизации этнической ситуации; - влияние фактора этнического федерализма на интеграционные этнические процессы; - институции массовой социализации и индоктринации в формировании культуры этнической толерантности (Приложение № 1). 3. Изучение и оценка влияния «средовых» факторов этнической ситуации в субъекте Российской Федерации: - исследование типа политической культуры населения региона как фактора стабильности этнической ситуации (с применением опросной методики); - изучение типа этнической идентичности населения региона (на основе методики иерархического кластерного анализа), степени ее интенсивности и позитивности/негативности (на основе методики факторного анализа); - измерение уровня общей и этнической толерантности населения региона (на основе опросной методики. Приложение № 5). 4. Изучение и оценка влияния субъектных факторов этнической ситуации в регионе: - диалог региональной власти с этническими общинами и диаспорами: степень публичности (на основе вычисления индекса информационной открытости власти); - изучение деятельности Ивановского областного Дома национальностей на основе межрегионального сравнения; - измерение степени организованности и консолидированности этнических общин и диаспор в регионе; - оценка степени сформированности трансобщинных межрегиональных или трансдиаспоральных межстрановых коммуникаций как ресурса коллективного мобилизованного действия; - измерение уровня политической активности этнических общин и диаспор региона; - изучение и оценка экономической активности этнических групп региона; - изучение и оценка степени сформированности анклавных рынков труда - АРТ (на основе выведения количественных показателей степени этнической гомогенности АРТ, уровня их жизненной значимости для региона и степени экономической эффективности АРТ).
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1. Контент-анализ текстовой информации Методика предполагает максимально унифицированный и объективный количественный анализ текстовой информации, включая как манифестное (явное) содержание текста, так и латентное. Контент-анализ – это строго формализованный вид анализа документальной информации, суть которого состоит в переводе ее в количественные показатели с последующей статистической обработкой. Понятие «текст» при этом трактуется широко – как любое явление действительности, имеющее семиотическую, знаковую природу, например, фильмы, радиопередачи, спектакли, фотоматериалы, митинги, дебаты, анекдоты, слухи и т.п. Процедура контент-анализа состоит из следующих этапов. 1. Выделение смысловых единиц анализа – категорий анализа, теоретических конструктов, задаваемых исследовательскими целями и гипотезами. Например, если целью исследователя является выяснение роли СМК в формировании восприятия населением России какой-либо этнической группы, то смысловыми единицами анализа должны выступать критерии оценки этой роли. 2. Определение единиц счета, соответствующих выделенным смысловым единицам. Единицы счета – это элементы текста, выступающие индикаторами («опознавателями») той или иной смысловой единицы. Разновидности единиц счета весьма разнообразны. Это могут быть отдельные слова, словосочетания, суждения, целые абзацы, темы. Для определения единиц счета разрабатывается классификатор, в котором смысловые единицы анализа приводятся в соответствие с их эмпирическими индикаторами. Главная задача классификатора – обеспечение максимальной полноты представленности смысловых единиц через элементы конкретного текста. Для этого, работая с массивом анализируемых текстов, исследователь «набирает» элементы-индикаторы из первого текста, затем дополняет их элементами из второго текста, и так до тех пор, пока не будет попадаться ни одна новая единица счета. 3. Определение способа количественной фиксации единиц счета. В целом, количественная фиксация единиц счета призвана определить объем внимания, уделяемый смысловой единице в содержании текста. Выбор способа количественной фиксации единиц счета зависит от того, какие именно фрагменты текста исследователь взял за единицы счета. Это может быть их количество в тексте, если единица счета – понятие, имя собственное или словосочетание. В этом случае объем внимания измеряется через расчет удельного веса (частотности) выделенных единиц счета в общем объеме знаков текстовой информации. Другой способ количественной фиксации единиц счета – через оценку физической протяженности текста: объем площади или количество строк, абзацев и т.п. – применяется, если единицей счета является, например, тема материала. Здесь объем внимания измеряется путем оценки удельного веса фрагмента текста, выступающего в качестве единицы счета. Так может быть рассчитан удельный вес площади определенного абзаца или всего текста в общем объеме площади материалов газеты, а также удельный вес печатных знаков, строк, колонок, минут вещания, выступающих единицами счета той или иной смысловой единицы. Таким способом можно сравнивать объемы внимания к разным смысловым единицам анализа в рамках одного и того же средства массовой информации или к одной и той же смысловой единице – в различных каналах информации. Например, можно сравнить объем внимания к вопросам межэтнических отношений в разных областных газетах или оценить масштабы этнического просвещения населения одним ведущим изданием. Во-вторых, способ позволяет определить целевую аудиторию того или иного СМК через оценку объема внимания к определенным темам.
№ 2. Схема анализа этнических стереотипов [1] Методика применяется для анализа этнических стереотипов, бытующих в различных жанровых формах: поговорок и пословиц, анекдотов, типичных фразеологических оборотов и т.д. 1. Определить содержание ауто- или гетеростереотипа, выделив его когнитивный, эмоциональный, оценочный и поведенческий компоненты. 2. Оценить следующие параметры этнического стереотипа по шкале от -5 до +5: А. степень позитивности; Б. степень воспринимаемости, запоминаемости (на основе анализа жанровой, лексической, синтаксической, ритмической и т.п. организации текста); В. степень близости жизненному кредо (на обыденном уровне, на уровне национальной идеи); Г. уровень обобщения; Д. степень истинности; Е. возможный охват аудитории (с точки зрения ее массовости). 5. Установить статистические связи между параметрами этнического стереотипа, разместив их значения на шкале:
4. Сформулировать выводы: 1. о возможной степени распространенности стереотипа в «массовом сознании»; 2. о проявлении феноменов ингруппового/аутгруппового фаворитизма; 3. о влиянии стереотипа на качество межэтничесих отношений (отрицательное, положительное, нейтральное).
№ 3. Тест эмпатии Вам предлагается оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим Вас быть откровенными. Над ответами не следует долго раздумывать. Достоверный ответ – тот, что первым пришел Вам в голову. Прочитав в опроснике утверждение, отметьте в опросном листе его номер в соответствии с Вашим мнением, используя одну из шести градаций: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда». Ни одно из утверждений пропускать нельзя. 1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей». 2. Взрослых детей раздражает забота старших. 3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей. 4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю «Современные ритмы». 5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. 6. Больному человеку можно помочь даже словом. 7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами. 8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы. 9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами собой наворачивались слезы. 10.Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение. 11.Я равнодушен к критике в мой адрес. 12.Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами. 13.Я всегда прощал своим родителям все, даже если они были не правы. 14.Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать. 15.Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной. 16.Родители относятся к своим детям справедливо. 17.Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь. 18.Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей. 19.Я могу подолгу наблюдать за поведением животных и птиц, откладывая другие дела. 20.Фильмы и книги могут вызвать слеза только у несерьезных людей. 21.Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей. 22.В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек. 23.Все люди необоснованно озлоблены. 24.Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь. 25.Когда я вижу покалеченное животное, то стараюсь ему чем-то помочь. 26.В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам. 27.Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы. 28.Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попасть в число его свидетелей. 29.Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение. 30.Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение их хозяев. 31.Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно. 32.Если ребенок плачет, значит на то есть причина. 33.Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков. 34.Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда задумчивы. 35.Беспризорных домашних животных следует уничтожать. 36.Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.
Если у испытуемого какие-либо вопросы, экспериментатор должен дать разъяснение, но так, чтобы не сориентировать испытуемого на тот или иной вариант ответа. Опросник содержит шесть диагностических шкал эмпатии: с родителями, животными, стариками, детьми, героями художественных произведений, с незнакомыми или малознакомыми людьми.
Математическая обработка Вначале следует определить достоверность полученных данных. Для этого нужно подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные в скобках номера утверждений: «не знаю» (2, 4, 16, 18, 33); «да, всегда» (2, 7, 11, 13, 16, 18, 23). Кроме того, следует выяснить, сколько раз ответ типа «да, всегда» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36: сколько раз ответ типа «да, всегда» получен для одного из утверждений, а типа «нет, никогда» - для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. затем нужно просуммировать результаты этих подсчетов. Если общая сумма равна 5 и более, то результат исследования недостоверен; при сумме, равной 4, результат сомнителен; если же сумма не превышает 3, результат может быть признан достоверным, то есть испытуемый отвечал на вопросы искренне. При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных направлена на получение количественных показателей эмпатии и определение ее уровня (см. табл. III.1). Пользуясь таблицей, можно получить общую характеристику эмпатии. Вариантами ответа «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда» соответствуют числовые значения: 0, 1, 2, 3, 4, 5. затем определяется уровень эмпатии в отношении каждой из составляющих ее шкал и в целом по всем пяти шкалам: Таблица III.1 Уровень эмпатии
№ 4. Тест культурно-ценностных ориентаций Тест используется в целях психологического измерения этнокультурных различий. Автором предлагаемого теста является американский психолог Дж.Таусенд (в адаптации Л.Г.Почебут). Под многозначным термином «культура» в данном случае понимается образ жизни народа, его ценности, вера, нормы поведения, стили общения и т.п. Следует иметь в виду, что при исследовании этнокультурных различий довольно трудно выявить чистый тип той или иной культуры, во-первых, потому, что культура при всем ее консерватизме – это подвижная система, постоянно развивающаяся и меняющая свои параметры, раз и навсегда заданные, тем более наследуемые культурные черты пока не удалось обнаружить. Еще одна причина отсутствия абсолютной точности получаемых в результате теста результатов в том, что в настоящее время идет процесс интенсивного взаимопроникновения культур вследствие миграции населения, обмена материальными и духовными ценностями. Тест культурно-ценностных ориентаций – это не личностный тест, он предназначен для определения основных тенденций становления и формирования изучаемой культуры.
Инструкция: Отметьте, пожалуйста, то утверждение каждом разделе, которое наилучшим образом описывает культурную ориентацию Вашего народа. При этом постарайтесь вспомнить, чему Вас учили Ваша семья, школа, религия. Просьба при ответе не руководствоваться Вашими современными взглядами в том случае, если они отличаются от того, чему Вас учили. 1. В моей культуре важнейшим фактором принятия решений считают: а) прошлое; б) настоящее; в) будущее.
2. В моей культуре люди обычно считают, что они: а) жертвы природных сил; б) живут в гармонии с природой; в) управляют многими природными силами.
3. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать: а) плохие поступки; б) как плохие, так и хорошие поступки; в) хорошие поступки.
4. В моей культуре люди считают самым основным в своих взаимоотношениях: а) наследство и происхождение; б) большую семью; в) индивидуальность, самобытность личности.
5. В моей культуре люди полагают, что: а) существование само по себе достаточно для жизни; б) рост и развитие личности является самой важной целью в жизни; в) практическая деятельность и достижение совершенства – лучшая цель.
В основе теста лежит представление о трех типах культуры. Первый тип – так называемая «традиционная культура» (ТК) - характеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью традициям, интересом к истории. Люди этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразрешимую загадку, отгадать которую они не стремятся. Человек рассматривается как существо, зависимое от ближайшего социального окружения. Большое значение придается семейным связям, соблюдению традиционных ролевых отношений, религиозных ориентаций. В такой культуре не поощряется внутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществляется контроль со стороны сообщества. Процедура принятия решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старших по возрасту. Деятельность людей строго регламентирована. За успехи в работе и творческое отношение к делу человека, как правило, вознаграждают не сразу, а через некоторое время. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы