Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Представления о трехкомпонентной структуре «Я» в классической психологии сознания (У. Джемс).⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Образ «Я» — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, образ «Я» включает в себя три компонента. 1. Когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. 2. Эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д. 3. Поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д. Образ «Я» — и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентаций, идеалов личности. Уровень притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе - соответственно снижается. уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач. Исследования зарубежных психологов показали, что среди испытуемых существуют лица, которые в случаях возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. И если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, то они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые — потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи. При этом самолюбие не окажется уязвленным и деформации образа «Я» не будет.
Структура Я-концепции.
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет Р.Бернсу рассматривать " Я концепцию" как свойственную каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркивается три главных элемента: 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). 3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом: 1. " Образ Я" - представление индивида о самом себе. 2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты " Образа Я" могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны " образом Я" и самооценкой. Кроме того, Р. Бернс описывает строение " Я концепции" в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная " Я концепция", включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Глобальную " Я концепцию" он рассматривает как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. По его мнению существует по крайней мере три основные модальности самоустановок: 1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле. 2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. В каждой из модальностей Р.Бернс выделяет следующие их аспекты: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Когнитивная составляющая Я-концепции. Описывая какого-либо человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: надежный, общительный, сильный, совестливый и т.п. То же происходит, когда мы пытаемся описать самих себя. Эти характеристики нашего привычного самовосприятия могут включать в себя любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики, а также описание его имущества, жизненных целей и т.д. Все эти характеристики входят в Образ-Я с разным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и их иерархия может меняться в зависимости от значимости ситуауции, жизненного опыта и просто под влиянием момента. Оценочная составляющая Я-концепции. Я-концепция - это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ним переживаний. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Например, такая характеритсика, как местожительство, может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, с " престижностью" данного района в глазах определенной социальной группы. Или, например, достижение 40-летнего возраста одни считают порой расцвета а другие - началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, другим он кажется недостаточным и т.д. Поведенческая составляющая Я-концепции. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности личности. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Л. Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.
Личностный рост.
Понятие " Самоактуализация" - одно из ключевых понятий в гуманистической психологии. Самоактуализация - процесс полного разворачивание личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой, а не задается культурой извне. Самоактуализация не имеет внешней цели и не может задаваться социумом: это то, что идет изнутри человека, выражая его внутреннюю (позитивную) природу. Самоактуализация встречается активная и пассивная, глубокая и поверхностная, гармоничная и проблемная. Пассивная и активная. Пассивная самоактуализация происходит в пассивном личностном росте, когда интеллект и психологическая культура растут сами и естественно, так же как растет тело человека. В активном (продуктивном) личностном росте у человека появляется замысел, формируется намерение, многие ставят цели - после чего человек самостоятельно занимается самосовершенствованием либо проходит занятия и тренинги, развивающие нужные ему умения и навыки. Осторожная и энергичная. А. Маслоу был сторонником энергичной самоактуализации, Карл Роджерс - осторожной. Сравните: " Если мы способны освободить индивида от защитных реакций, открыть его восприятие как для широкого круга своих собственных нужд, так и для требований окружающих людей и общества в целом, мы можем быть уверены, что его последующие действия будут положительными, созидательными, продвигающими его вперед» Абрахам Маслоу почти кричит: " Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности". Глубокая и поверхностная. Глубокая, сущностная самоактуализация - это личностный рост, развитие личности, устремленность человека " ввысь". В быту, пройдя через фильтры массовой личности, самоактуализация становится чем-то более простым и дешевым, теряет глубину и устремленность ввысь. Такая, поверхностная самоактуализация - это актуализация себя (не лучшее в себе, а все то, что сейчас во мне есть - без разбора), свободное самовыражение, делание всего того, что кажется идущим изнутри, реализация уже имеющихся склонностей и способностей. Самовыражение - выражение наружу, людям того, что находится в человека внутри него как его актуальное содержание. Самовыражение отличается от стремления к самоактуализации тем, что в самоактуализации происходит рост и развитие личности, а не просто выражение наружу того, что уже сформировалось и есть. Гармоничная и проблемная. Есть данные, что несвоевременная или слишком напряженная потребность в самоактуализации плохо отражается на личностном и душевном здоровье личности. Видимо, в целях большей экологически свою самоактуализацию нужно разумно планировать, как и любую другую деятельность. Нужно учитывать, что путь самоактуализации может породить не гармоничную, а проблемную личность. Также впечатляющих результатов развития можно и другим путем. Самоактуализация происходит изнутри, от внутренней природы человека. Однако на процесс самоактуализации могут серьезно влиять и внешние обстоятельства, способствуя либо препятствуя ей. Внутренними условиями самоактуализации являются личностное здоровье и потребность в самоактуализации. По поводу внешних условий - ведутся споры. Если К. Роджерс был убежден, что главным условием самоактуализации является теплая поддержка, другие авторы считают, что трудные условия и вызов, встающий перед человеком, для самоактуализации не менее важны.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1687; Нарушение авторского права страницы