Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Защитные механизмы личности.
Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряжённости этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот некоторые из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания); проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.
Представления о структуре личности в аналитической психологии.
Понятие коллективного бессознательного. Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. В аналитической модели выделяют три основных сферы, личности: 1. Коллективное бессознательное — основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов. 2. Индивидуальное бессознательное — совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого. 3. Индивидуальное сознательное — структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность. Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера (Юнг К., 1994). Например, свойства архетипа « персона » (маска) — это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа « тень » — это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа « анимус » (дух) — быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т. д.; свойства архетипа « анима » (душа) — нежность, мягкость, заботливость. Целостность личности достигается за счет действия архетипа « самость ». Главная цель этого архетипа — «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции: - экстраверсия — установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект); - интроверсия — ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект). В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено различной. Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертивной или интровертивной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности.
Деятельность и строение личности.
Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975). Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных мотивационных линий. Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы. Узлы, их иерархии образуют «центр личности», который называют Я, он находится не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии. А. Н. Леонтьев выделяет три направления развития личности и измерения ее структуры. 1. Широта связей человека с общественным миром (число потенциальных мотивов деятельности), набор мотивов. 2. Степень иерархизации мотивов (соподчинение мотивов), упорядоченный набор. 3. Индивидуальный профиль мотивационной сферы. Эти параметры и определяют развитие личности. Увеличение числа мотивов не является развитием личности по Леонтьеву. Развитие происходит только в плане предметных связей, социальных отношений. По Леонтьеву личность рождается дважды. Первое рождение: подчинение социальным нормам. Личность в ребенке появляется тогда, когда ребенок уже не равен своим природным влечениями, уже может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет, уже могут подчинять свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо. В отличие от младенца они уже могут подождать. Ребенок становится внутри социальным. Не только внешне послушным, но и внутренне социальным: он сам понимает, что хорошо, а что плохо. Если он совершит плохой поступок, ему уже внутренне плохо, ему самому плохо (см. эффект горькой конфеты). Первое рождение личности невозможно в одиночку, оно происходит только при наличии социума, хотя бы минимального. Тут обязательно есть хотя бы двое людей: взрослый и ребенок. Это означает, что первое рождение личности происходит внутри социального индивида. О самостоятельности и взрослости тут речь не идет. Ребенок социален, но не вполне: он может подчинять свою биологическую природу, но только когда за ним следят взрослые. Он становится послушен, он все понимает, но и только. Сам за собой он еще не следит. Дети ходят в школу, иногда даже с удовольствием, если там интересно, но до подросткового возраста дети не говорят: " Мне нужно учиться". Если в кино интереснее, чем в школе, они (при отсутствии контроля взрослых) выбирают кино. Второе рождение личности: осознанная самостоятельность Второе рождение происходит тогда, когда человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. Второе рождение обычно совпадает с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание, опосредствование. Подросток сам начинает следить за собой. Сам себя организует на уроки. Сам следит за своей речью или осанкой. Позже - сам выбирает себе правильных друзей, сам осуществляет выбор профессии, сам решает создавать или не создавать семью, и с кем. Критерии сформировавшейся личности: Существует иерархия мотивов, человек способен преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого (первое рождение личности). Существует способность к сознательному руководству своим поведением, наличие самосознания (второе рождение личности).
Лекция 17. Социальная принадлежность личности.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы