Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Будущее гуманистической психологии
Смит (Smith, 1990) склонен видеть близкий конец гуманистической психологии как научной дисципли ны, однако полагает, что существуют два современ
ных течения, которые, возможно, подхватят ее прин ципы: (а) возрождающиеся холистические подходы к личности, которые могут занять место ситуацион ных подходов (situationism), и (б) подходы к инди видуальному развитию в перспективе времени жиз ни (life span human development), учитывающие диалектические отношения между людьми и меняю щимися в ходе истории социальными условиями их жизни. Анализируя критику психологии, исходящую из различных источников, и предсказания ее распа да на ряд отдельных дисциплин, Смит (Smith, 1994) полагает, что психология может пойти своим соб ственным путем, выбрав в качестве предмета изуче ния «человеческую рефлексивность», но что психо логия развития, психология личности и социальная психология останутся центральными областями «наук о человеке» («human science»), занимаясь раз витием сообществ, индивидуальным развитием, пси хотерапией и образованием. Исследования и теория будут продолжать развиваться в соответствии с «тра диционной концепцией науки, имеющей целью пос ледовательное приближение к истине в том, что ка сается причинного анализа условий и следствий, од нако с обязательным обращением к человеческим смыслам и ценностям» (р. 114). Таким образом, Смит видит будущую роль гуманистической психологии не в проведении радикальных реформ, а в добавле нии нового измерения, которое данное направление считает ключевым. Джорджи (Goirgi, 1992b) утверждает, что посколь ку смысл того, что значит быть человеком, является центральным для данного подхода, он должен сосре доточить свои усилия на строгом научном анализе этих смыслов. Сэсс (Sass, 1989) полагает, что данная система может постепенно отойти от гуманистичес ких понятий и вобрать в себя более широкое содер жание трансперсональной психологии. Теория хаоса подвергает сомнению взгляд на уни версальный характер линейных и предсказуемых со бытий, а с другой стороны, показывает, что сложные и, казалось бы, случайные события содержат в себе внутренний порядок. Исходя из этого, Криппнер (Kriррner, 1994) считает, что она может явиться ба зисом для психологии, подчеркивающей роль креа тивности и здоровья и использующей качественные методы исследования, которые были бы совместимы с гуманистической психологией.
ПОЛУЭКСПЛИЦИТНЫЕ ПОСТУЛАТЫ
Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу, по видимому, является наиболее подходящей фигурой для выделения в его работах системы посту латов данной психологической системы. Он выдвинул ряд «предпосылок» («assumрtions»), а также ряд «предположений» («рroрositions»), из которых может быть достаточно прямым образом выведен ряд посту латов (Maslow, 1968); другие же фрагменты его работ могут послужить источником дополнительной инфор мации для выведения постулатов. · Метапостулаты (поддерживающие допущения для конкретной науки). 1. Психологические события «биологически обу словлены». Следствие 1: Психология зависит от биологии. Следствие 2: Психологические события имеют причину в биологии индивида или в активности души (mind) биологического организма. 2. Психологические события являются отчасти единичными и отчасти всеобщими — их универсаль ный компонент представляет собой биологические влияния. 3. Психологические события — это не механизмы (mechanisms), а смыслы (meanings). 4. Психологические события относятся одновре менно и к области естественного, и к области мисти ческого. · Постулаты (допущения, относящиеся к предме3 ту изучения). 1. Человек представляет собой отчасти — тело, и отчасти — душу (mind), или «я» (self); при этом «я» отлично как от поведения, так и от тела. Следствие: Психология придает первостепенное значение конструктам. 2. «Я» обладает биологически детерминированны ми ценностями, котоpые следует рассматривать ско рее как социально нейтральные или позитивные, чем как деструктивные и негативные. 3. Биологические детерминанты являются слабы ми и легко изменяются под воздействием окружаю щей среды. 4. Биология наделяет человека иерархией потреб ностей: от потребностей отдельных тканей (органи ческих потребностей) до социальных и личных по требностей. 5. Человек есть причина самого себя (self causative).
ИССЛЕДОВАНИЯ Невозможно четко разграничить, что входит в сферу гуманистических исследований, а что не вхо дит в нее. Используемым здесь критерием является точка зрения самих исследователей, определяющих свои исследования как гуманистические, а также других представителей гуманистической психоло гии, относящих данные исследования к своему на правлению. Некоторые из рассматриваемых нами исследований также причисляются к экзистенциаль ной или феноменологической системам. Поскольку гуманистическая психология считает, что контролируемые лабораторные исследования или
квантификация (количественные измерения) полно стью упускают из вида то, что является исключитель но человеческим в человеческих существах, они, как правило, выступают против подобных методов иссле дования. Те, кто все же прибегает к количественным методам, в большинстве случаев используют оценоч ные шкалы (Ebersole & Quiring, 1991; Prasinos & Tittler, 1984); однако эти инструменты также предпо лагают механистический и технологический подход, а потому, по мнению Джорджи (Giorgi, 1992b), непри емлемы. Экзистенциально феноменологический под ход, который предпочитает Джорджи, предлагает иг норировать вопросы надежности и валидности, а так же количественные показатели, и начинать с предмета изучения, адаптируя к нему методологию исследова ний. Считая, что смысл раскрывает себя в языке, Ри зон и Рауэн (Reason & Rowan, 1981) рекомендуют ис пользовать лингвистические методы. Аанстуз (Aanstoos, 1987, цит. по: Рolkinghorne, 1992) находит, что в настоящее время используется пять основных качественных методов и двенадцать или более допол нительных методов. Есть также и те, кто принимает любую методологию (в частности, Lindauer, 1974; Rychlak, 1988; Tageson, 1982), которая была бы сбалан сированной и сосредоточенной на вопросах, централь ных для гуманистической психологии. В отличие от других Ричлак (Rychlak, 1988) утверждает, что по скольку количественные методы, характерные для по веденческих наук, не зависят от теории, они также приемлемы, и использует их в собственных исследо ваниях. По мнению Дэвидсона (Davidson, 1992), «самая слабая сторона [гуманистической психологии] состо ит в том, что она рассматривается как дисциплина, которой еще только предстоит оказать долгосрочное влияние» (р. 148). Она не может полагаться лишь на философские утверждения и должна преодолеть свое сопротивление систематическим исследованиям и выступить с эмпирическими исследованиями, имею щими дело с жизнями конкретных людей, используя методы, характерные для феноменологии, этнологии и текстологических (narrative) исследований.
Контролируемые исследования С целью проверки своей «теории логического на учения» Ричлак (Rychlak, 1976, 1988) осуществил широкомасштабную программу исследований, по священных аффективному реагированию или под крепляющей ценности (reinforcement value), то есть концептуальной ценности в отличие от подкрепле ния паттерна поведения. Концептуальные ценности, которые мы чему то придаем, делают возможным выбор образа действия для получения определенно го результата (выигрыша, вознаграждения) или его альтернативы (заводить коккер спаниеля или не за водить), обеспечивая, таким образом, диалектичес кий процесс. Он провел серию экспериментов с ис пользованием бессмысленных слогов, оцениваемых по их подкрепляющей ценности как приятных или неприятных, а затем дополнил их экспериментами на узнавание слов, лиц и изображений. Полученные ре зультаты подтвердили его теорию. Например, оппо зициональность в научении (диалектическое реаги рование) подтверждается тем фактом, что люди за учивают оппозиционные (противоположные) значения неприятных им слов лучше, чем противо положные значения приятных слов. Учащиеся дости гают более высоких результатов при выполнении приятных для них, в отличие от неприятных, задач и запоминают приятные лица лучше, чем неприятные. Ричлак распространил свои исследования на лично стные характеристики и обнаружил, что они корре лируют со степенью, в которой задача является при ятной для индивида. Иными словами, Ричлак пытал ся продемонстрировать, что научение — это не механическое связывание стимула и реакции, как следовало бы из теорий классического и оперантно го обусловливания; скорее, утверждает он, люди на учаются лучше всего, когда они могут направить свой выбор на то, что они ценят. Празинос и Титтлер (Рrasinos & Tittler, 1984) вы числяли корреляции между показателями студентов колледжа, отвечавших на опросник типов любви (questionnaire on lovestyles), и их показателями по пяти другим шкалам. Поскольку «агапический»* («agapic») тип любви (бескорыстная, нежная и забот ливая любовь) показал значительную корреляцию с (а) отношением к жизни (life regard) (постановка целей и стремление к их достижению), (б) духовно стью, (в) самоуважением (self esteem), (г) силой эго (перевод намерений в действия и поддержание кон троля за напряжением) и (д) любвеобильностью (lovingness), он оказался самым «успешным». Высо кая самооценка и самоуважение говорили о следую щем: чтобы любить других, сначала необходимо на учиться любить себя. За «агапическим» типом люб ви в нисходящем порядке следовали «людический» («ludic»)**, «эротический»*** (ищущий идеальный тип тела), «сторгический» («storgic»)**** (с посте
* Агапэ (Agape) — в Древней Греции жертвенная, бескорыстная, всепрощающая и заботливая любовь. — Примеч. науч. ред. ** Людис (Ludis) — в Древней Греции сосредоточенная на себе, гедонистическая любовь игра, любовь состязание. — Примеч. науч. ред. *** Эрос (Eros) — в Древней Греции стихийная, страстная любовь, требующая телесного, физического слияния и обладания. — Примеч. науч. ред. **** Сторгэ (Storge) — в Древней Греции дружеская, прочная, безмятежная любовь между двумя близкими людьми (например, друзьями). Примеч. науч. ред.
пенным развитием привязанности и предвкушением длительных отношений), «прагматический»* (с соот ветствием друг другу по возрасту, уровню образова ния и другим демографическим показателям) и «ма ниакальный»**. Маниакальный тип любви коррели ровал со страхом смерти и имел минимальные — и даже отрицательные — связи с самооценкой. Была обнаружена некоторая корреляция всех типов люб ви со шкалой маниакальности (manic scale). Каждый из типов любви, по мнению исследователей, облада ет особой «психологической структурой». Он пред ставляет собой «один из важнейших компонентов «я» и указывает на «более глобальную экзистенци альную матрицу индивида»: «То, как человек любит, является частью картины, показывающей, как он от носится к жизни и факту собственного существова ния» (р. 108). Эберсоул и Квайринг (Ebersole & Quiring, 1991) разработали шкалу Смысла полноты жизни (Meaning of Life Deрth, MILD) в дополнение к дру гой шкале, называемой тестом «Цель жизни» (Purpose in Life Test, РIL). РIL измеряет силу смыс лов (strength of meanings) в том виде, как она прояв ляется в чувствах и энтузиазме. MILD — в большей степени интеллектуальная, чем аффективная шкала, измеряющая компоненты смыслов. Оцениваемое лицо пишет маленькие заметки (paragraphs), кото рые оцениваются по уровню смысла (degree of meaning) в соответствии с пятью критериями. Было установлено, что лица с высокими показателями смысла — это «как правило, работящие, успешные, зрелые, социально адаптированные, придерживаю щиеся относительно традиционных взглядов люди старшего поколения» (р. 122). Пытаясь определить, в какой степени волевое по ведение является самодетерминированным (self determined), Ховард (Howard, 1992) просил испыту емых чередовать периоды, когда они должны зани маться какой либо деятельностью и воздерживаться от нее (поочередно есть и не есть вкусную, но имею щую низкую питательную ценность пищу, отклады вать дела на потом и избегать этого, регулярно делать зарядку и не делать ее и т. д.). Поскольку испытуе мые соглашались выполнять инструкции, когда за дания были этически нейтральными (никому не причиняли вреда), но их выполнение вызывало все большие трудности по мере того, как этические по следствия заданий становились все более ощутимы ми, Ховард интерпретировал результаты как свиде тельство самопричиняющей силы воли (self causing will power). Джерард (Jourard, 1978) использовал опросник самораскрытия (сорок вопросов, касающихся инфор мации личного характера) с целью определить, свя заны ли астрологические типы (знаки) студентов колледжа с присущими им паттернами самораскры тия. Он не обнаружил статистически значимых связей. Большинство гуманистических психотерапевтов сопротивлялось любым попыткам оценить их рабо ту. Они считали, что субъективные свидетельства — это все, что необходимо, и все, что уместно в данном случае. Тем не менее Роджерс (Rogers & Diamond, 1954) чувствовал необходимость получения такой оценки и провел первое контролируемое исследова ние психотерапии. Для сравнения терапевтической группы с контрольными группами использовались Q сортировка, TAT (Тематический апперцептивный тест, разработанный Мюрреем, основным докладчи ком на конференции в Сейбруке), оценочные шкалы, а также записи интервью. Результаты, полученные с помощью разных методик, были неоднозначными, однако, как показала Q сортировка, в которой «я» сравнивалось с «идеальным я», психотерапевтичес кая группа значимо отличалась от контрольных групп, показывая последовательное приближение «я» участников к их «идеальному я». По мнению ав торов, это также указывало на рост самоуважения и более совершенное приспособление. В целом резуль таты показали, что клиент центрированная терапия обеспечивала заметное улучшение приспособления клиентов к социальной жизни. Несмотря на то, что Роджерс признал необходимость в оценке психоте рапии и провел такую оценку на примере собствен ной работы, позднее он ввел практику групп встреч без какого либо объективного подтверждения их по ложительного эффекта. В другом исследовании использовались ТАТ, чер нильные пятна Роршаха, а также Q сортировка утверждений, касающихся своего «я» и идеального «я», выбранных для детального анализа конкретно го человека, который характеризовался как в высшей степени счастливый (Ricks & Wessman, 1966). Авто ры отмечают, что психология не проявляет особого интереса к такой характеристике, как счастье. В раз деле «Журнала гуманистической психологии», посвя щенном постоянным авторам (contributors), его ре дакторы выразили сомнение в совместимости гума нистической психологии с Q методологией факторного анализа.
Качественные исследования Используя опросы, «активные интервью» и мето ды наблюдения за участниками исследований, Бел ла и его коллеги (Bellah et al., 1985) в течение пяти летнего периода изучали личности более двухсот бе лых американцев, представителей среднего класса. Они пытались выяснить, «какими ресурсами распо лагают американцы, чтобы придать смысл своей жиз
*Прагма (Pragma) — в Древней Греции практичная, рассудочная любовь. — Примеч. науч. ред. ** Мания (Mania) — в Древней Греции навязчивая, всепоглощающая и требующая постоянного подтверждения лю бовь, часто сопровождаемая ревностью, тревогой и страданиями. — Примеч. науч. ред.
ни, что они думают о себе и обществе, в котором жи вут, и как их мнения соотносятся с их действиями» (р. х). Они включили в исследование вопросы, каса ющиеся (а) любви и брака и их роли в формирова нии жизни людей; (б) понимания себя терапевтами и клиентами и их взглядов на взаимоотношения и взаимные обязательства; (в) мнений членов добро вольных организаций о причинах своего участия в их деятельности и о том, в какой степени это участие придает смысл их жизни; (г) мнений членов полити ческих организаций о перспективах развития обще ства в целом и о том, как политика соотносится с их личной жизнью. Они выяснили, что многие люди преследовали цели самосовершенствования, занима ясь особыми практиками или участвуя в тренингах, в ходе которых они нередко обнаруживали «нечто выходящее за пределы их собственного “я”» (р. 290). По мере того как традиционный уклад, придающий смысл человеческой жизни, начал утрачивать свою роль, его место стали занимать новые инициативы, касающиеся образа жизни и связанные с занятиями спортом, искусством и поддержанием физической формы. Некоторые разрывались между требующей постоянного соперничества общественной жизнью и личными попытками сделать такую жизнь терпимой. Некоторые пытались совместить и то и другое. Все эти люди стремились адаптировать традиции к скла дывающимся ситуациям. Хотя неудовлетворенность людей социальными условиями современной жизни велика, большинство из них не стремится к серьез ным переменам в жизни страны и продолжает наде яться на возможность достижения хорошей жизни. Многие находят для себя временное утешение в по пытках разрешения проблем «нашей нарушенной со циальной экологии» (р. 294), хотя отдельные люди чувствуют, что мы впадем в деспотизм, если не ре формируем общество. Используя широкую выборку, Фишир и Верц (Fishir & Wertz, 1979) записали и перевели в тексты пятьдесят интервью с жертвами преступлений. Они пытались выяснить, каково чувствовать себя жерт вой преступления, — информация, которую не может сообщить статистика. Процедура заключалась в предварительном составлении краткого описания каждого случая, с акцентом на переживаниях каждо го индивида, с передачей близко к тексту их соб ственных слов. Затем выяснялись последствия про изошедших событий и соответствующие личностные смыслы на всей совокупности изучаемых случаев, и результаты представлялись в описательной форме. Затем эти описания сжимались в экзистенциальные смыслы виктимизации, то есть в личностные смыс лы, которые помогали людям воспринимать как ос мысленный этот страшный жизненный опыт. Далее исследователи возвращались к краткому описанию отдельных случаев в поисках фрагментов опыта, ха рактерных для любых жертв преступления и для су щественных составляющих психологической органи зации такого опыта. Этот завершающий этап давал развернутое описание изучаемого предмета. Другое исследование, в котором участвовали жен щины, также включало запись и перевод в текст ин тервью (Belenky et al., 1986). Авторы описывают свое исследование как изучающее «пять различных перс пектив, в которых женщины рассматривают реаль ность и формируют свое понимание истины, знания и авторитетов (власти)» (р. 3), а также без ясно про слеживаемой связи с первой целью говорят о своем намерении «проанализировать вместе с женщинами их опыт и проблемы с их точки зрения как учащихся (learners) и знатоков (knowers), а также рассмотреть истории их прошлого с целью изменения их пред ставлений о себе и отношений с другими» (р. 11). Респонденты представляли собой широкую выборку, включающую 135 женщин, 90 из которых были ото браны из образовательных учреждений различного типа и 45 — из агентств по оказанию консультатив ной помощи в вопросах ухода за ребенком. В интер вью продолжительностью от двух до пяти часов жен щин просили рассказать о жизни «со своей точки зрения» [выделено авторами] (р. 11). Авторы предус мотрели в интервью ряд разделов для получения конкретных оценок, которые выставлялись независи мыми экспертами, не разговаривавшими с самими женщинами. Они сгруппировали взгляды респонден тов на знание в пять категорий и разработали допол нительные категории кодирования для опыта, свя занного со своим личностным развитием и средой обучения. На основании полученных данных авторы пришли к выводу, что образование могло бы больше помочь женщинам, если бы «в нем было больше того, что связывает, а не разделяет», больше одобрения, чем оценки, сотрудничества, чем полемики, больше уважения к личному опыту и поощрения обучаю щихся искать свои собственные подходы к работе. С целью выявления «личных конструктов», инди видуальных перспектив или способов «конструиро вания» (истолкования) опыта Боттерилл (Botterill, 1989) использовал пять бесед с одним и тем же ли цом, проведенных до и после его поездки в Японию. Используя компьютерный анализ репертуарной ре шетки, он извлекал личные конструкты по мере их изменения в различные моменты времени. Результа ты предыдущих бесед использовались в последую щих беседах. Также применялись фотографии, кото рые респондент сделал в Японии. В последней бесе де «Сэм был поражен тем, насколько изменилось его мышление за период проведения исследования» (р. 291). Весьма необычные тема и методология были ис пользованы в исследовании Рида, посвященного ин кубации сновидений (Reed, 1976)5. Участники про ходили специальные подготовительные процедуры,
5Рид оставил должность профессора в Принстонском университете, чтобы заниматься экспериментальными иссле дованиями сновидений. Публикация статьи с описываемым здесь исследованием совпадает с моментом его ухода.
включающие формирование целей сновидения, вы бор персональных символов и сакрального авторите та (бенефактора) (revered benefactor), а также прове дение в течение суток символического очищения. За тем следовала церемония инкубации, дискуссия и разыгрывание роли, после чего участники отправля лись спать в сакральное место. Рид отмечает, что сно видцы сообщали о «трудно уловимых, но определен но позитивных изменениях в отношении к своим сновидениям» (р. 66). Намерение исследователей со стояло в том, чтобы «помочь прошедшим процедуру инкубации стать более самодостаточными в своем росте» (р. 67).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы