Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие школьного дела в странах Западной Европы в эпоху развитого Средневековья



 

Организация и содержание образования сохраняются в основных чертах и в период развитого Средневековья (XI–XIV вв.). Вместе с тем, монархические режимы ряда стран Европы стремятся сосредоточить власть в своих руках, на известную самостоятельность претендуют города, усиливается роль городской культуры. И, как следствие, подвергаются сомнению незыблемые ранее религиозные догматы.

В этих условиях служители церкви изыскивают новые способы утверждения веры не только путем расправы с инакомыслящими силами инквизиции, но и путем доказательств истинности самих божественных догм. Возникает новый вид средневековой учености – схоластика, цель которой и заключалась в том, чтобы представить вероучение в форме научного знания.

Главным представителем и создателем этого направления в утверждении религиозных догм былФома Аквинский (1225-1274). Уроженец Италии, он объездил всю Европу, выступал и преподавал в Париже, Кельне, Риме. В качестве основы для своих логических построений доказательства бытия Божия, бессмертности души он использует логику Аристотеля, строя на ее основе утверждение о незыблемости религиозных догм, о Боге как конечной цели всякого знания. Учение Фомы Аквинского, его постулаты были приняты церковью. Оно представляло собой как бы философию религии, способствовало связям религии и науки, хотя и довольно искусственным.

Укрепление в период развитого Средневековья городов приводит к усилению роли в обществе такого социального слоя, как ремесленники и купцы. Для их детей и были созданы цеховые и гильдейские школы. Обучение в них проходило на родном языке; наряду с чтением и письмом преподавалась арифметика, а религия входила как обязательный предмет. Однако развитию этих школ мешало отсутствие квалифицированных учителей. Чаще всего в этой роли выступали недоучившиеся студенты, беглые монахи и т.д.

Поэтому особое значение для детей ремесленников, купцов, а также крестьянства имела семья. Она передавала опыт, знания особенностей профессии, а также воспитывала нравственные качества, используя традиции, обычаи, обряды.

Общие черты воспитания в семье заключались в том, что огромное влияние оказывала религиозная вера, непререкаем был авторитет родителей, старшего, господина в конце концов. Слово старших было основным источником знания, пример старших – образцом поведения. Воспитание строилось на непререкаемости требований, суровости, физических наказаниях.

3. Развитие средневековых университетов

 

Важной вехой в развитии науки и образования стало создание университетов. Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным же образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290).

Университеты учреждались и светской властью.

Рождение и права университета подтверждались привилегиями –особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т.д.

Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Ферраре, Гейдельберге, Кельне, Вене, Праге, Кракове и других городах).

Рост университетского образования отвечал велению времени.

Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов. Известно, например, что власти опустошенной войной Флоренции открыли в 1348 г. университет, полагая тем самым поправить дела.

Открытие университета оговаривалось определенными условиями. Порой городская община назначала конкретный минимум учащихся. Например, город Винченца (Северная Италия), учредив в 1261 г. университетский курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов.

Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из представителей духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов. И тем не менее, университеты раннего Средневековья по программе, организации и методам обучения играли роль светской альтернативы церковному образованию.

Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Рядом могли оказаться кардинал и политический изгнанник, например, итальянский поэт Данте. Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью и были подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования.

Первые университеты были весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или город. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское. В Болонском – и того больше – 17.

Позже землячеств (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений.

Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета – ректора. Ректор обладал временными (обычно на год) полномочиями. В некоторых университетах, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял студент. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.

Факультеты присуждали ученые степени, факт приобретения которых оценивался в духе ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарей, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание, которое получал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастеров и подмастерьев. Когда юноша 13-14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который в дальнейшем считался за него в ответе. Студент занимался у профессора от 3 до 7 лет и, если учился успешно, получал степень бакалавра. Вначале она рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, т. е. становился своеобразным подмастерьем. В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).

Все университеты строили свою работу как бы по единому стандарту: они имели четыре факультета. Первый — артистический — был подготовительным, на нем студент изучал «семь свободных искусств» и продвигался от степени «бакалавра искусств» до степени «магистра искусств». Он получал право поступать на один из трех факультетов — богословский, медицинский, юридический, по окончании которого ему присваивалась степень бакалавра и магистра соответственно по богословию, медицине, праву. Сроки обучения были неопределенными, учение в целом могло продолжаться 11-12 лет, и не каждый студент выдерживал этот срок.

От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Вот как описывает занятия бывший студент Т. Платтер (1492-1582). В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали, переводили и комментировали эти выдержки. Еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник – бакалавр – вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. При необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, нередко прерывали оратора свистом и криками.

Деятельность университетов в период развитого Средневековья и более позднее время – яркая страница развития культуры и образования в Западной Европе.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. B. 1. В США говорят по-английски. 2. Эта сумка сделана из кожи. 3. Окно разбито. 4. Владимир был построен в 10 веке. 5. Масло и сыр делают из молока. 6.Этот дом был построен моим дедом.
  2. F. Дела челобитчиковы. - Условный критерий частноправного отношения. - Безразличие методов процедирования. - Екатерининская эпоха. - Единство в праве. - Судебная волокита
  3. H. Обособление права публичного и частного в эпоху Великих реформ. - Судебные уставы императора Александра II. - Закон и суд
  4. I) ГОРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (КОНЕЦ XVI – XVII ВВ.)
  5. I. Социально-экономическое развитие
  6. I. Экономическое развитие США в 1914-1990 гг.
  7. I.1. Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью.
  8. II. Делай благо (твори добро)
  9. II. Развитие мануфактурного производства.
  10. II. Сельское хозяйство Западной Европы в период развитого феодализма
  11. III. Развитие сельского хозяйства
  12. III. Развитие сложных форм фонематического анализа


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.187 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь