Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ




 

Согласно отечественной научной традиции, антропология как наука изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. В основе антропологической классификации лежит принцип деления наро­дов по расам. В ней акцент делается на биологическом, генетиче­ском родстве между различными этническими группами. Одним из создателей расовой (антропологической) классификации явля­ется французский ученый Франсуа Бернье (1684), которому при­надлежит также авторство самого термина «раса».

Современная этническая картина мира убеждает нас, что суще­ствует бесспорная биологическая реальность фенотипического разнообразия людей, т.е. между людьми имеются физические (телесные) различия. Обычно они определяются визуально (цвет кожи, черты лица, строение скелета, тип волос и т.д.). Особенно заметны в этом отношении телесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географи­ческой обстановке. Это фенотипическое разнообразие отражает прежде всего способность любых форм жизни к эволюции, через механизм которой и возникает разнообразие человеческих типов. В повседневной жизни и в науке подобные различия между физи­ческими типами людей обычно называют расовыми. Они пред­ставляют собой адаптацию этносов к особому типу природных условий и всегда имеют групповой характер, выявляясь полно­стью только при сопоставлении целых человеческих коллективов.

Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности - генетики. Понятно, что сходство мно­гих наследственных физических признаков у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их про­исхождения, или генетического родства.

Формирование основных рас, как предполагают ученые, про­исходило приблизительно в промежутке 40-16 тыс. лет до н.э. Однако на этом процесс расогенеза не закончился, он продолжал­ся и позднее. Одновременно с возникновением рас происходило и их постоянное смешение, вследствие чего «чистых» рас в мире не существует, все они обнаруживают те или иные признаки смешан­ности. Складывалось и много промежуточных антропологических типов, сочетающих в себе разные расовые признаки.

В антропологии и этнологии среди рас современного человече­ства принято выделять наиболее крупные подразделения, назы­ваемые большими расами или расами первого порядка. Внутри этих больших рас выделяются расы переходные, смешанные (второго, третьего порядка), которые складывались, по всей ви­димости в более позднее время. Переходными принято называть расы, сформировавшиеся в столь отдаленные времена, что теперь трудно установить, являются ли они результатом смешения двух рас или же сохраняют древние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные же расовые типы формировались не только в древности, но и в средневековье, но­вое и новейшее время в процессе метисации.

При рассмотрении проблем антропогенеза и расогенеза совре­менная наука исходит из убеждения, что биологически человече­ство едино, все люди нашей планеты относятся к одному биоло­гическому виду. Но некоторые особенности физического строе­ния людей меняются в зависимости от их проживания в той или иной части света. Такие особенности, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей, принято называть расо­выми признаками. Важнейшими из них являются следующие:

1) форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса в 2 раза больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, ши­роковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Изви­листость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изги­ба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более ост­рый. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а волнистые и курчавые волосы в сечении дают овал;

2) третичный волосяной покров, появляющийся в период по­лового созревания. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитывается густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усы и бороду мужчин;

3) цвет кожи. Он может изменяться в диапазоне от бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа - у жи­телей Северной Европы, наиболее темная - у жителей Централь­ной Африки;

4) цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы;

5) цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза - чер­ные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов -желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза - светло-серые, го­лубые, синие;

6) рост. Средняя длина тела у человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на пла­нете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго - 141 см для взрослого мужчины. Самый высокий средний рост - 182 см отме­чен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост вы­ше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы, норвежцы, по­линезийцы;

7) пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конеч­ностей и длины тела, ширины плеч и таза выделяют следующие ти­пы фигур: а) брахиморфный («брахис» - короткий, «морфо» -форма) тип - относительно короткие руки и ноги, длинное туло­вище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный («долихос» -длинный) тип - сравнительно длинные конечности, короткое ту­ловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный («мезос» - средний) тип - занимает промежуточное положение между первыми двумя;

8) параметры головы. Здесь основным показателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% - доликефалия («кефалос» - голова); между 76 и 80,9%- мезокефалия; больше 81%-брахикефалия.

Кроме отмеченных выше расовых признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикры­вающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ.

С учетом всех отмеченных признаков можно определить расы как территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определен­ном физическом сходстве по многим признакам. При этом далеко не все телесные наследственные особенности людей могут счи­таться расовыми, а только те из них, которые имеют известный ареал своего распространения. Наследственный характер и нали­чие географического ареала распространения - вот два необходи­мых условия для того, чтобы какой-нибудь конкретный физиче­ский признак мог считаться расовым.

Совершенно очевидно, что все вышеописанные расовые при­знаки являются второстепенными, не существенными для общего направления биологической эволюции и исторического развития человечества. Несомненно видовое единство всех современных людей, общность происхождения рас. Изучение расовых призна­ков очень важно для доказательства единства происхождения че­ловечества, равноправия народов и рас. Это важно также для раз­решения многих биологических и исторических проблем, связан­ных с происхождением человека и его рас, их расселением на Зем­ле, смешением и взаимодействием. Хотя расовые признаки сами по себе не имеют ничего общего с уровнем общественного разви­тия разных групп человечества, эти признаки во многих случаях служат показателями родства и взаимодействия народов, своего рода метками, по которым можно проследить исторические судь­бы разных этнических общностей.

Особенно удобно это делать, определяя те расовые признаки, которые связаны с тонким внутренним строением разных тканей и органов. К числу подобных признаков, имеющих определенные географические ареалы распространения, относятся многие свой­ства крови - группа крови и резус-фактор. Так, у европейцев группа крови А встречается чаще, чем В, концентрация которой увеличивается до максимума в Азии. Также есть интересные дан­ные по особенностям строения зубов, узоров на пальцах и ладо­нях, цветослепоте, пробе вкуса на фенилтиокарбамид и т.д.

Использование в этнологии антропологической классифика­ции обусловлено тем, что язык и культура могут распространять­ся и без перемещения антропологических типов, но носители оп­ределенных расовых признаков никогда не переселяются, не при­нося с собой определенной культуры и языка. Антропологические данные поэтому играют важную роль в определении тех этниче­ских элементов, из которых сложился данный народ. Если масса населения, почти однородная по антропологическому составу, разделена на этнические группы, говорящие на разных языках, то в прошлом следует искать их историческую общность. Границы антропологических типов зачастую совпадают с историко-этнографическими областями.

В отечественной и зарубежной антропологии до сих пор от­сутствует единая система классификации рас, но наиболее распространенной в настоящее время является классификация, в несоответствии с которой выделяют четыре большие расы: 1) европеоиды (евразийская раса); 2) монголоиды (азиатско-американская раса); 3) негроиды (африканская раса); 4) австралоиды (океанийская раса).

Так, у европеоидов беловатый или смугловатый цвет кожи, во­лосы самых разных оттенков, волнистые или прямые, обычно мягкие, растут на лице и на теле, нос узкий, выступающий, а вот скулы выступают слабо, губы тонкие или средней толщины. Глаза разных оттенков, широко открыты, оси их горизонтальны, склад­ка верхнего века, частично прикрывающая его наружную поверх­ность, отсутствует или развита слабо. Челюстная часть лица поч­ти не выступает вперед.

У австролоидов цвет кожи темный, волосы курчавые или вол­нистые, притом темные и жесткие, скулы выступают вперед уме­ренно, а челюстная часть лица - значительно, нос широк, губы толстые. На лице и на теле обильно растут волосы.

У монголоидов цвет кожи желтоватый или темно-смуглый, во­лосы большей частью тугие (жесткие), по форме прямые. Окраска волос и глаз, как правило, черная или темно-коричневая, борода и усы у мужчин появляются поздно и редко достигают большой гус­тоты. Лицо широкое и высокое, уплощенное, скулы сильно высту­пают, а нос - слабо. Глаза нередко узкие, оси их наклонены, склад­ка верхнего века сильно развита, часто доходит до ресниц. Харак­терен также эпикантус - особая кожная складка, частично или пол­ностью закрывающая слезный бугорок во внутреннем углу глаза. Эти признаки характерны для азиатской ветви этой расы.

А у индейцев Америки, тоже принадлежащих к монголоидам, лицо совсем не плоское, на нем выдается крупный нос, часто даже с горбинкой. Эпикантус у них развит слабо. Цвет кожи - красно­ватый.

Для негроидов характерны курчавые, обычно жесткие, черные волосы, очень темный (до шоколадно-коричневых оттенков) цвет кожи, карие глаза. Борода и усы растут плохо, как и у монголои­дов. Лицо узкое и низкое, скулы выступают слабо или умеренно. Ширина носа очень велика, почти равна его высоте. Глаза, как и у европейцев, широко открыты, горизонтально расположены, складка верхнего века небольшая. Челюстная часть нередко вы­ступает вперед. Слизистая оболочка рта сильно или даже очень сильно выступает наружу.

Европеоиды сегодня населяют не только Европу. Они занимают всю Северную Африку (алжирцы и египтяне), запад Азии (турки и арабы), Сибирь (русские), почти весь Кавказ, часть Средней Азии, Ирак, Афганистан, Индию. За последние четыреста лет европеои­ды стали главной частью населения Северной Америки и многих стран Южной Америки.

Негроиды сегодня живут в Африке, на многих островах Тихого океана, очень много в свое время их было завезено в Америку, где и сегодня живут их потомки.

Австралоиды, во многом близкие к негроидам, живут в Авст­ралии, Меланезии.

Монголоиды (азиатская ветвь) населяют Китай, Вьетнам, Япо­нию, Индонезию, Филиппины. К ним относятся казахи, киргизы, некоторые другие народы Средней Азии, коренные народы Севе­ра и Дальнего Востока.

В составе названных больших рас выделяют несколько малых рас (их называют иногда этногенетическими пучками или локаль­ными расами), численность которых достигает 25. Между боль­шими и малыми расами существует довольно большое количество переходных форм. Например, между негроидами и европеоидами -эфиопы и мулаты; между монголоидами и австралоидами - юж­ноазиатская раса, японцы и т.д.

Так, лица у эфиопов примерно того же типа, что у их соседей-арабов, а кожа темная, не светлее, чем у представителей многих негрских этносов. У японцев сочетаются одновременно признаки австралоидов, монголоидов и европеоидов.

Расы не могут не смешиваться между собой. Поэтому сейчас у многих людей, на первый взгляд представляющих собой «чистый» тип той или иной большой расы, антропологи находят признаки, свидетельствующие о древних или сравнительно недавних смеше­ниях крови. Так, знаменитый Александр Дюма, автор «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров», был внуком негритянки. А Александр Сергеевич Пушкин был потомком не только знат­ных русских родов, но и арапа Петра Великого, привезенного в Россию из северо-восточной Африки.

Это же происходит и с целыми народами. Например, 4-5 тыс лет назад из Азии в Европу пришли племена, бывшие предками индоевропейцев. С собой они принесли признаки монголоидной расы. Смешавшись с представителями европеоидных народов, они оставили общим потомкам и некоторые особенности своей внешности. Поэтому взгляд специалиста отмечает у некоторых жителей Эстонии близость разреза глаз к монгольскому, некото­рую уплощенность лиц.

С юга в Европу в течение тысячелетий проникали африканцы. Примесь их крови антропологи отмечают не только у испанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции, но и дальше на северо-западе, в Ирландии.

Вообще, вся история человечества представляет собой историю переселений и завоеваний одних народов другими. Но если наро­ды-завоеватели, пришельцы часто оказывали довольно большое влияние на культуру завоеванного народа, то антропологические последствия переселений были куда менее заметны. Ведь завоева­телей не может быть слишком много, и, во всяком случае, их зна­чительно меньше, чем коренного населения, даже если часть его истребляется в ходе нашествия. Во внешности общих потомков наследие побежденных чаще всего оказывается гораздо заметнее, чем наследие победителей.

По этим следам антрополог может узнать многое об истории народа, не отраженной ни в фольклоре, ни в письменных источ­никах, которые предпочитают умалчивать о подобных вещах. Всегда приятнее происходить от победителей, чем от побежден­ных. Так и появляются многочисленные мифы об истории и про­исхождении разных народов. И лишь антропологические иссле­дования могут вычленить в них рациональное зерно.

Этническая картина Российской Федерации является доста­точно пестрой в расовом аспекте, так как в ней проживают свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самый большой эт­нос - русские - составляет 120 млн человек, самая маленькая эт­ническая группа - керки - около 100 человек). В составе всего на­селения России этнологи насчитывают 10 малых рас. Объяснение такого разнообразия ученые видят в том, что по территории на­шей страны проходит граница между основными ареалами рас­пространения двух больших рас - европеоидной и монголоидной. Процессы расового смешения имеют здесь многовековую исто­рию. Поэтому населению России никогда не был свойствен ра­сизм как неприятие представителей какой-либо расы.

К сожалению, в общем для истории человечества характерен и этноцентризм, и расизм. Еще древнегреческий историк Фукидид сообщал, что персы его времени самым лучшим на свете народом считают себя, а относительно других народов полагают, что, чем дальше они живут от Персии, тем они хуже. Как мы видим, такой модели отношения к чужеземцам - многие тысячи лет. А если к тому же у вновь встретившихся людей другой цвет кожи и непри­вычная внешность, ситуация только ухудшается.

Европейская наука (этнология, антропология, культурология) пыталась подвести научную базу под эти взгляды. Например, в современной биологии имя Карла Линнея глубоко уважаемо. Это великий систематизатор живого мира, во многом заложивший ос­новы современной биологической науки. Менее известно, что он пытался систематизировать и человеческие расы. В его классифи­кации американец - красноват, холерик, строен; европеец - бел, сангвиник, мясист; азиат - желтолик, меланхолик, крепкого сложе­ния; африканец - черен, флегматик, дрябл. Линней также утвер­ждает, что американец упрям, доволен собой, свободолюбив; европеец подвижен, остроумен, изобретателен; азиат жесток, любит роскошь и скуп; африканец лукав, ленив и равнодушен.

Но откровенно расистские концепции, делавшие выводы о праве на власть предпочитаемых рас (прежде всего европейцев), появи­лись только в конце XVIII века. Особенно популярны они были в Америке, так как обосновывали рабство негров тем, что послед­ние - низшая раса и не способны жить без постоянной опеки.

В 1853 году вышел манифест расизма - книга французского графа Артура Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас». В этой книге он показывал, что причина, источник разного уров­ня развития народов и культур состоит в расовых особенностях людей, населяющих эти страны. При этом он исходил из идеи по­лигенизма - учения, отрицающего единство человеческого рода, считавшего, что каждая раса появилась вполне самостоятельно. Именно поэтому расы отличаются между собой не только по «красоте» и внешним признакам, но и по психологическим каче­ствам и умению создавать и усваивать культуру. Дикари являются таковыми, потому что они - представители низших рас и выше им никогда не подняться.

Низшей расой Гобино считал черную, несколько более разви­той - желтую. Но единственно способной к прогрессу и созданию полноценной культуры называлась белая раса, особенно ее элита -арийцы. Свой тезис Гобино доказывал, рассматривая развитие десяти цивилизаций, известных в истории человечества (индий­ская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская), и считая, что они созданы высшей разновидностью белой расы - арийцами. Чтобы доказать это, он использовал самые фантастические допущения (например, китайская культура объявлялась созданной ветвью белых людей, прибывших из Индии).

Идеалом для Гобино была германская культура, воплощенная в средневековой Римской империи. Но будущее человечества он представлял себе весьма пессимистически. Дело в том, что, созда­вая повсюду новые типы культуры, белая раса (включая арийцев) смешивалась с другими народами, теряла свою чистоту и изна­чальный импульс энергии.

Более наукообразное оформление подобные взгляды получили в теориях Ж. Ляпужа во Франции и О. Аммона в Германии. Эти авторы выдвигали тезис о зависимости психических качеств лю­дей и их культуры от величины головного показателя. Головной показатель в антропологии - это процентное отношение наи­большей ширины головы к ее наибольшей длине. Согласно этим «теориям» чем длинноголовее был человек, тем более он считался одаренным, способным и т.д. Длинноголовые – представители европейской расы, создательницы великих культур в истории че­ловечества. Если же среди европейцев обнаруживаются коротко­головые, то обычно это бедные классы и слои населения, потомки негерманского местного населения, что и объясняет их «непол­ноценность».

Аналогичные концепции можно обнаружить у Л. Вольтмана, убежденного в превосходстве европеоидной (кавказской) расы, и у Х. Чемберлена, который высшей считал «тевтонскую» расу, на­следницу «арийского» духа.

Если начало «научным» концепциям расизма положила евро­пейская наука, во многом отражавшая реальную практику коло­ниализма, то постепенно начало формироваться и движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов, создавших в ответ «белому» расизму собственные теории о своей расовой исключительности. Именно так появились идеи превосходства индийской, японской, африканской или китайской культур и на­родов над нынешними европейцами.

Еще в середине XIX века в Латинской Америке возникло серь­езное общественное течение под названием «индеанизм», ставив­шее своей целью улучшение положения индейцев. От утвержде­ния, что индейцы - «тоже люди», они постепенно пришли к выво­ду о том, что индейская раса - самая лучшая и высшая, потенци­ально имеет возможность и должна стать самой высокой на Зем­ле. В XX веке сторонники индеанизма уже утверждали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле. В Мексике в рамках этого течения возникло общество «Касканес» («Борцы за»), члены которого требовали изгнания из Мексики всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови.

В США девиз: «Черное - прекрасно», под которым выступали многие борцы за равноправие негров, для черных расистов при­обрел новое значение: «Белое - отвратительно». А в Африке в 60-х годах после освобождения многочисленных африканских стран от колониальной зависимости была создана концепция «негритюда» (расизма наоборот). Ее создателем стал Л.С. Сенгору (Сенегал). Он отмечал преимущества и особенности афри­канцев как детей природы, непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ее ритмам, запахам, звукам. Африканская куль­тура поэтому вся пронизана ритмами, связывающими ее с кос­мическими колебаниями. Белый же человек - разрушитель, по­терявший гармонию в отношениях с самим собой, другими людьми и природой. Его ожидают беды, если он не изменит сво­ей культуры.

Говоря о значении антропологической классификации этноло­гии, следует отметить ее ограниченный и вспомогательный характер для исследования вопросов этногенеза, этнической истории, межкультурных коммуникаций и т.д.

 





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.) Главная | Обратная связь