Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ



 

Этнические конфликты, сформировавшиеся на постсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и совре­менном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и ис­пользовать наиболее эффективные способы их разрешения.

Способы регулирования этнических конфликтов. В целом воз­никновение любого этнического конфликта обусловлено существо­ванием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегу­лирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.

Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать на­личие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разреше­ние конфликтной ситуации.

И в-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.

Последняя предпосылка урегулирования фактически во всех действующих конфликтах этнического характера отсутствует, ибо сторона, стремящаяся к отделению (сецессии), уже заранее оказы­вается в неравном положении со стороной, представляющей уже существующее государство. Исходное равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфлик­тах, ибо конфликтующие стороны в нем в известном смысле могут рассматриваться как равные.

Хотя в развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участ­вуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения при­водит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях за­частую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликт­ной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы кон­фликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает кон­фликт по существу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нет никаких гарантий, что следующие поко­ления конфликтующих этнических общностей будут удовлетворе­ны подобным решением и не возобновят открытый конфликт.

В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтра­лизации конфликта. Это надежный перевод этнического кон­фликта в рамки легальной политической борьбы между соответ­ствующими партиями и движениями при гарантированной невоз­можности насильственных действий никакой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти.

Такой вариант решения проблемы встречается достаточно час­то. При этом развертывается деятельность спецслужб по дискре­дитации и дезорганизации работы наиболее радикальных лидеров и организаций с одновременным фактическим поощрением и со­действием акциям и пропаганде более умеренных деятелей, вы­ступающих от имени той же этнической группы и не склонных к насилию.

Особенно сложным в этом отношении является урегулирова­ние и разрешение этнотерриториальных конфликтов. Современ­ная политическая карта мира сформировалась в результате слож­ных геополитических процессов, в том числе двух мировых войн, и много несправедливых явлений сохраняется и в современном политическом устройстве. Однако трудно себе представить судьбу нашей планеты, если актуализируются все те конфликты, которые сейчас находятся в латентном состоянии. И самое главное, нет никакой гарантии, что в результате «справедливых» разрешений все конфликтные ситуации будут устранены: ведь у каждой из конфликтующих сторон свое представление о справедливости.

Возможны и «естественное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. Это реальный и часто встречающийся исход. В данном случае в ходе постоянной эскалации этнического конфликта и перерастания его в форму насильственного противо­стояния сторон он проходит все стадии своего развития и закан­чивается в результате разрушения прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник. Это уже неурегулирование кон­фликта, так как этнический конфликт внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт меж­ду вновь образовавшимися государствами.

Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по двум возможным сценариям. Может произойти изменение территории государства за счет проведения новых государственных границ, отделяющих конфликтующие стороны друг от друга; но может измениться и этнический состав населения за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего имеет место сочета­ние обоих сценариев (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).

Очень редко встречается саморассасывание конфликта, отми­рание его без каких-либо существенных изменений. Одним из не­многих подобных примеров является отказ лужицких сербов в Германии начала XIX века от активного национального движе­ния в пользу движения культурного.

Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических конфликтов самый трудный, но и самый оптимальный - путь ре­ального решения проблем и достижения компромисса; наименее вероятен вариант саморассасывания конфликта; наиболее катаст­рофично «естественное» развитие событий. Очевидно, что прак­тически приемлемым является способ нейтрализации конфликтов.

Практика нейтрализации этнических конфликтов показывает, что все способы их урегулирования можно объединить в три группы. Первая из них предполагает полную победу одной сторо­ны над другой, разрешение конфликтной ситуации с позиции си­лы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликта. Однако, как показывает история этнических кон­фликтов XX века, большинство из них неразрешимы путем си­ловой победы одной стороны над другой и могут консервироваться на многие десятилетия, переводя конфликт из открытого состояния в латентное. У побежденной стороны, как правило, оста­ется чувство национальной обиды, горечь поражения, которые пе­редаются из поколения в поколение, и через значительный проме­жуток времени такой конфликт может обостриться с новой силой.

Вторым вариантом разрешения актуализированного этниче­ского конфликта является взаимное поражение конфликтующих сторон. Чаще всего такой результат конфликта возникает, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обра­щаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое, как правило, не удовлетворяет ни одну из сторон. Если удается урегулировать конфликт таким способом, то он практиче­ски переходит в латентное состояние, при котором стороны про­должают рассматривать друг друга как противников. Такой спо­соб разрешения также имеет высокую вероятность для последую­щей актуализации конфликта.

Третий способ разрешения конфликта может заканчиваться взаимным выигрышем сторон в виде достижения согласия по ос­новным вопросам и установления конструктивного взаимодейст­вия. Такой исход конфликта чаще всего становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотруд­ничества в разрешении стоящих перед ними общих проблем. Та­кая форма урегулирования конфликта является вполне реали­стичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а со­зидательное содержание. При этом конфликт переходит в латент­ное состояние на продолжительное время.

Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития. Как мы отмечали выше, этнический конфликт имеет свои этапы (фазы) созревания, для каждого из которых характер­ны свои приемы и способы его урегулирования. Согласно данным современной этнической конфликтологии, каждый межэтниче­ский конфликт имеет по крайней мере четыре фазы (периода) в своем развитии: латентный период, проявление конфликта, ак­тивное течение конфликта, последствия конфликта.

В течение латентного периода для предотвращения конфликта прежде всего следует:

- добиться практической реализации принципа гражданского равноправия;

- в новых национально-государственных образованиях следует начинать свою деятельность с нулевого варианта гражданства; это значит, что все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность для получения гражданства;

- проводить политику социально-экономического выравнива­ния условий жизни всех этнических групп, а особенно подверг­шихся ранее дискриминации;

- реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.

Перерастание конфликта во вторую фазу можно определить по целому ряду характерных для нее признаков: усиление взаимных обвинений в злонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычай­ных мер для защиты угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало этнической миграции. Для снятия этнической напряженности в этот период необходимо:

- создавать этнически нейтральные подразделения полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в кон­фликтных действиях;

- организовать подачу и изложение точной и непредвзятой ин­формации о конфликте во всех средствах массовой информации;

- осуществлять особый контроль за сохранностью и движени­ем оружия;

- максимально строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров.

В период активного течения конфликта главной задачей явля­ется максимально быстрое прекращение военных действий, для чего необходимо принять следующие меры:

- удаление из зоны конфликта, арест или временное задержа­ние сторонников экстремистских методов разрешения конфликта;

- предотвращение раскола по этническому признаку в государ­ственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок;

- введение особого контроля за средствами связи и объектив­ностью средств массовой информации;

- создание механизма прекращения боевых действий и начало переговорного процесса;

- проведение комплекса мер по сведению к минимуму количе­ства человеческих жертв и материального ущерба (отвод воору­женных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов);

- предотвращение мародерства и военных преступлений.

Наконец, четвертая фаза развития конфликта предусматривает устранение последствий конфликтных действий и примирение конфликтующих сторон. Для решения этих задач необходимо:

- дать общую оценку последствий конфликта и объявить про­грамму (план) воссоздания единства гражданского общества на условиях национального примирения;

- придать восстановительному процессу этнически нейтраль­ный характер (освобождение заложников, возврат беженцев, от­ветственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания);

- не допускать героизации террористов и экстремистов во из­бежание превращения их в политических лидеров;

- начать общественный диалог всех этнических групп для ре­формирования общества;

- отказаться от драматизации конфликта и не допустить его фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поколения не могли возродить вновь «дух конфликта».

Кроме того, все перечисленные способы и методы регулирова­ния этнических конфликтов в каждом из периодов их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения кон­фликтов. К такому типу методов можно отнести метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, более склонных к компромиссам и переговорам.

Как показывает практика, эффективным методом ослабления и торможения конфликта является использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к кон­фликтующим сторонам. В качестве санкций обычно применяются прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам, торговых и экономи­ческих отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательст­во) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе него имеют место массовые нарушения прав человека.

Весьма эффективным методом ослабления этнических конфлик­тов зарекомендовал себя метод краткого прерывания конфликта путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.

Урегулирование и прекращение межэтнических конфликтов являются жизненно важной необходимостью существования лю­бого полиэтнического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, куль­турного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всю его ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу для будущих конфликтов других поколений.

 

План семинарского занятия

 

1. Понятие этнического конфликта, его признаки и причины.

2. Динамика развития и типология этнических конфликтов.

3. Методы и формы регулирования этнических конфликтов.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Латентные и открытые этнические конфликты (на конкретных приме­рах).

2. Роль международных организаций в урегулировании этнических кон­фликтов.

 

Литература

Доронченков А. И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. -СПб., 1995.

Дробижева Л. М. Этнополитические конфликты: Причины и типология // Россия сегодня: трудные поиски свободы. - М., 1993.

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском про­странстве. - М., 1997.

Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997.

Конфликтная этничность и этнические конфликты. - М., 1994.

Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995.

Мнацаканян М. О. Этносоциология: Нации, национальная психология и межнациональные конфликты. - М., 1998.

Мукомелъ В. И. Вооруженные межнациональные и региональные кон­фликты: людские потери, экономический ущерб и социальные последствия // Идентичность и конфликте постсоветских государствах. - М., 1997.

Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. - СПб., 1999.

Стрелецкий В.Н. Этнотерриториальные конфликты: Сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997.

Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.

Этничность и власть в полиэтнических государствах. - М., 1994.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психо­логические проблемы. - М., 1990.

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. - М., 1989.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодейст­вие. - М., 1989.

Арутюнян И.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоцио­логия.-М., 1998.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб., 1993.

Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология. - М., 1998.

Бороноев А.О. Основы этнической психологии. - СПб., 1991.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.

Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, со­временность. - М., 1987.

Введение в этническую психологию. - СПб., 1995.

Гнатенко П.И. Национальный характер. - Днепропетровск, 1992.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М., 1994.

Доронченков А.И. Межнациональные отношения и националь­ная политика в России: Актуальные проблемы теории, истории и современной практики. - СПб., 1995.

Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. - СПб., 1994.

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсовет­ском пространстве. - М., 1997.

Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997.

Конфликтная этничность и этнические конфликты. - М., 1994.

Коул М., Скрибнер С. Мышление и культура. - М., 1994.

Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. - Сара­тов, 1998.

Культуральная антропология: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Н. Емельянова и Н. Г. Скворцова. - СПб., 1996.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994.

Лурье С.В. Историческая этнология. - М., 1997.

Маликова Н.Г. Парадоксы межнационального мышления. - М., 1992.

Muд M. Культура и мир детства. - М., 1988.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология. - М., 1997.

Народы и религии мира: Энциклопедия. - М., 1998.

Саракуев Э.А., Крысъко В.Г. Введение в этнопсихологию. - М., 1996.

Сикевич З.В. Социология и психология национальных отноше­ний. - СПб., 1999.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1997.

Социальная идентификация личности. - М., 1994.

Тадевосов Г. Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. - М., 1985.

ЧесновЯ.В. Лекции по исторической этнологии. - М., 1998.

Этнические стереотипы поведения. - М., 1985.

Этничность и власть в полиэтнических государствах. - М., 1994.

Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдис­циплины. Школы и направления. Методы. - М., 1988.

Этнология в США и Канаде. - М., 1989.

Bargatzky Thomas. Ethnologic. - Hamburg, 1997.

Fischer Hans. Ethnologie. - Berlin; Hamburg, 1998.

Harris Marvin. Kulturanthropologie. - Frankfurt; New York, 1989.

Wö rterbuch der Vulkerkunde. - Berlin, 1999.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь