Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Практика православия - аскетика.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Практика православия - аскетика.
Занятие 9. Беседа 3-я. Тема: «Празднословие. Где границы разумного общения? » Бойся плохих привычек больше, нежели врагов прп. Исаак Сириянин ________________________________________________________ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ - сайт - http: //ni-ka.com.ua/index.php? Lev=prazdnoslov О празднословии О празднословии при общении Многие люди, в том числе и христиане, страдают пороком празднословия Многие люди не считают празднословие грехом О чем обычно говорят люди «Празднословие есть и празднолюбие» и что относится к грехам языка В празднословии всегда будет осуждение, пересуды, клевета, хвастовство, смехотворство и т.п. По словам человека видно, какого он духа О негативных духовных плодах праздных разговоров 1. Праздный и мающийся любит общаться с другими людьми, а молиться или читать духовные писания ему трудно и скучно 2. От празднословия бывает непокой в душе, опустошенность и нечистота 3. О том, что происходит в уме и сердце грешника после разного рода разговоров 3а. О смущениях помыслов после разговоров о каких-то или чьих-то неправостей и некоторые советы как противостоять осуждающим и учительствующим помыслам 3б. О смущениях после разговоров, в которых человек был задет лично, или о помыслах от задетого самолюбия 3в. Об услаждающих воспоминаниях после приятных разговоров и фраз Советы святых отцов как противостоять празднословию 1. «Нужно избегать общения с людьми празднословными» 2. Если нет возможности избежать празднословящего – сам не поддерживай разговор 3. Христианину следует самому учиться молчанию и воздержанию языка 4. Следует внимательно следить за тем, что говорить, как, когда и ради чего 5. После случаев своего празднословия следует анализировать, в чем ты допустил ошибку, и сокрушаться 6. Следует молиться против празднословия О празднословии при общении
Варсонофий Великий: «Посетить брата хорошо, а празднословить худо. Само дело научит тебя, как поступить: посети ближнего и воздержись от празднословия». Думаю, что при этом совете у некоторых возникло недоумение, как так возможно? И что же тогда там делать? И что, тогда вообще ни о чем нельзя говорить? и др. Особенно сильно недоумение будет у тех, кто любит поговорить и у тех, кто не знает или мало что знает о грехах и страстях. Но, несмотря на недоумения и несогласие некоторых людей, к сожалению, правда состоит в том, что мы, грешники, проводим жизнь в праздности через празднословие и даже не замечаем этого. Схиг. Савва «Какие же это праздные слова? А это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего не значащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления. Так... говорим, лишь бы что-нибудь сказать. Вся наша жизнь проходит в празднословии и пустословии: и в личной семейной жизни, и в общественных местах, — везде и всюду, где бы мы ни находились. В разговорах наших и беседах едва ли встретится разумное, полезное, душеспасительное слово, а, как правило, весь разговор наш состоит из набора праздных слов». Вообще, вопрос об общении людей очень разнообразен, но мы выделим только некоторые особенности, связанные с празднословием. Обращаем внимание, что, несмотря на то, что мы ранее говорили о гостях, все поучения будут относиться к разному роду общений. Так, есть общения внутрисемейные между членами семьи. Или общение современных людей часто происходит по телефону и для этого не обязательно встречаться или идти в гости, как это было до изобретения телефона. А с появлением интернета общение людей стало настолько массовым, что они стали зачастую более общаться с теми, кого не знают воочию, чем с родными. Также мы чуть позже будем говорить о прогулках по городу, и, понятно, что если человек идет не один, то он также общается. Поэтому все последующие поучения будем относить к общению в семье и на работе, в гостях, к телефонным разговорам, к общению на прогулках, а также к общению в соцсетях и на форумах (об интернет – общении мы также позже будем еще говорить отдельно).
Многие люди, в том числе и христиане, страдают пороком празднословия
Иоанн Златоуст (т.11, ч.1, беседа 19): «Не знаешь ли, что… самые пустые и ни к чему негодные (люди) бывают говорливы, болтливы и стараются разузнать тайны, скрываемые (другими людьми)…». Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 9-й запов., грех: Празднословие и болтливость): «Как многие имеют слабость многословить—заговариваться или непрестанно говорить (порок этот и мужчин, а более женщин)! Рукам и ногам своим дают отдых, а языку—нет: сидите вы с этими людьми целый день, и они неутомимо будут говорить к вам, и всё одни говорить. Молчание для них было наказанием, некоторою пыткою». Лука Крымский (Объяснение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, гл.5): «Мы все встречали в жизни немало людей, особенно женщин, которые неудержимо болтают без конца, и не знает при этом их язык усталости. Все, что говорят они, пусто и никому не нужно. Святой Ефрем Сирин молит Бога избавить его от празднословия («Господи и Владыко живота моего! Дух празднословия не даждь ми! »). Боялся он пасть, чтобы язык не погубил его, а эти несчастные болтуны ничего не боятся. Люди их часто терпят – болтают и пусть себе болтают. Им кажется, что их слушают с удовольствием, а в глубине сердца все тяготятся ими. Если язык болтает и празднословит, то мысли бесцельно блуждают, не сосредотачиваясь ни на чем глубоком, истинном, важном. Душа голодает, человек противен другим, самому себе причиняет тяжкий вред. Вот каково значение празднословия. Люди мудрые, живущие жизнью духовной, никогда не празднословят. Они всегда молчаливы, сосредоточены». Как уже отмечалось выше, празднословие всегда происходит в гостях или в разговорах по телефону или в соцсетях и т.д. И этот порок свойственен не только неверующим, но и многим христианам. Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе, 1089): «Настоящая жизнь - не шутка и не игрушка, а между тем люди обратили ее в шутку и в игрушку: легкомысленно играют временем, данным для приготовления к вечности, играют праздными словами. Соберутся в гости, сидят и празднословят, а потом сядут играть так или иначе; соберутся в театр, и там лишь забавляются и действующие лица и смотрящие на их действия; иные забавляются своими умственными дарованиями, … способностью хорошо говорить или писать…». О чем обычно говорят люди
Далее приведем некоторые поучения святых отцов о том, что же представляют собой разговоры многих людей. Обращаем внимание, что здесь речь не будет идти о необходимых разговорах по делу, по работе т.п. или о разговорах на духовную тему. Но вначале приведем некоторые высказывания обычных людей, о чем они разговаривают в гостях или с друзьями и знакомыми, например, при встрече или по телефону. Эти примеры наглядно покажут, что в подобных разговорах одна пустота, суета и осуждения, и обращаем внимание на то, что обычно люди считают, что это все нормально и хорошо. Интернет – источники: 1). «С гостями надо говорить про то, что им будет интересно, про что они в курсе... Надо больше спрашивать про успехи, допустим их детей, но если вы знаете что их сын наркоман, эту тему лучше опустить. Говорите про дачу, прошедший отпуск, планах на Новый год...., правила хорошего тона не допускают разговоров за столом о болезнях и способах их лечения и тем более их демонстрации...» 2). «В гостях можно говорить о знакомых, любимых фильмах, политике, автомобилях, детях, телепередачах. Вообще, лучший способ найти тему - это включить телевизор. Кто-нибудь что-нибудь скажет, а дальше и остальные подтянутся». 3). «Вот сидели мы на кухне вечерком с друзьями мужа, и я себя поймала на мысли: разговоры-то об одном и том же: работа, сотовые, компы...., и как-то грустно стало. Каждая встреча похожа на предыдущую. Неужели у всех так? (Ответы на этот вопрос) –– Говорим обо всем. В основном о ерунде всякой. Философские разговоры как-то в ранней молодости остались. У кого что болит, тот и тон задает. Например, вчера весь вечер разговоры вокруг недвижимости вертелись. –– С приятелями говорим о текущих делах: одежда, работа, машины, магазины, непослушные дети и т.п. –– Я в основном общаюсь с коллегами, так что о работе… С друзьями обсуждаем их и мои проблемы, а так же общих знакомых, фильмы и прочее. –– С теми, которые коллеги, конечно, работа, кроме того, о коллективе, семьях, детях, планах на отпуск. Со старыми друзьями - совсем чуть-чуть о работе, а в основном: что читаем сейчас (недавно прочли), как понравилось, стоит/ не стоит это читать, что смотрели, куда ходили (кино, театр), куда ездили (командировки либо отдых), об общих знакомых, о политике, околокомпьютерные темы, женщины, семьи, дети, увеселительные заведения (где бывали, понравилось/нет, стоит/не стоит ходить), городские новости, глобальные новости, школьные/институтские воспоминания, погода, техника, оружие и еще несколько сотен самых разнообразных тем. –– А мы с подругами за чашкой кофе в кафе сидим и иногда оцениваем проходящих мужчин, прогнозируя, каков он будет в постели. Они так интересно смущаются. Обычно говорим о работе, планах, здоровой пище, упражнениях, отношениях между разнополыми представителями человеческой расы. –– У меня есть одна самая близкая подруга. С ней я могу перемыть кости абсолютно всем. Говорить обо всем. А все остальные друзья, приятели знакомые получают от меня лишь ту информацию, которая не повредит моей репутации, ровно как и я от них. И разговоры с такими собеседниками либо нейтральные, либо основанные на чем-то, что нас связывает (ребенок, учеба, работа)» 4) «О чём вы говорите с друг другом? (Ответы) –– Сегодня я почему-то со всеми разговаривала... о футболе! –– О политической ситуации в Египте. –– О красивом, вкусном, о рыбалке. –– Я разговариваю о наших общих друзьях. –– Вообще обо всем, что видели, что слышали, что снилось. –– Мы можем долго болтать. причем о всякой фигне, а-ля “что вижу, то пою“». –– С подругами интересно, когда можно обсудить всё, начиная от отношений и заканчивая, кто какой шампунь купил недавно». 5) «А я люблю пересказывать фильмы. …Нить теряю, путаюсь в показаниях, но обожаю! ».
Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе, 1072): «Как много теряют люди в домашней беседе, для оживления ее, чрез то, что не говорят о Боге! … Не говоря о Боге в домашних кружках, а говоря о суете мирской, скоро истощаются в разговоре, скучают и потом убивают драгоценное время в глупых играх или танцах. … «Суета суетствий - всяческая суета» (Еккл.1, 2)». Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 9-й запов., грех: Празднословие и болтливость): «Это разговоры о погоде, о ценах на вещи, о вкусах, а у любителей животных —о породе их, и даже до последних тонкостей вида или характера иного животного! не празднословие ли это? Скажут: «о чем же больше говорить? для чего же и дан человеку язык, если столько будем стеснять себя в разговоре»? Могут быть разговоры по нуждам семейным, о том, как лучше выполнять ремесло или должность; …и т.п. Но конечно, всего полезнее и важнее были бы разговоры о духовных предметах, и это уже была бы беседа духовная (о ней мы на этот раз не говорим). Однако ж (исключая предметов ученых и духовно-нравственных) и те все невинные разговоры, на которые мы сейчас указали, не должны быть продолжительными: иначе не избегнем мы многословия, а в многословии не избегаем греха». Иоанн Златоуст (т.8, ч.1, б.18): «Что лучше, скажи мне: о делах ли народных, судебных, военных беседовать, или о предметах небесных и о том, что имеет быть по отшествии нашем отсюда? Что лучше: говорить ли о соседе и его делах и вообще заниматься чужими делами, или беседовать об ангелах и предметах, касающихся нашей собственной пользы? Дела соседа тебя вовсе не касаются; а предметы небесные относятся и к тебе. Да об этом, говорят, можно за один раз все высказать. Но почему же вы не думаете так о том, о чем ведете пустые и напрасные беседы между собою, но, употребляя на это всю жизнь, никогда не истощаете предметов для таких бесед? Я еще не говорю о том, что гораздо хуже этого. О тех предметах говорят между собою люди еще скромные; а более праздные и беспечные в своих разговорах кружатся около шутов, плясунов, бегунов, оскверняя свой слух, растлевая душу в таких разговорах, упояя сладострастием свое естество и внося в свое воображение такою беседою всякие порочные образы». Хотелось бы остановиться и на празднословии при повседневном общении с родными. Конечно, родные люди должны общаться, но, к сожалению, в этом общении очень много празднословия, осуждений и т.п. Обычно нам кажется, что если мы не будем говорить с родными на разные темы, пусть даже и пустые и прегрешительные, то это отдалит нас друг от друга, или мы вообще не будем знать, чем живет твой ближний. Как будто бы это так и есть, но давайте посмотрим на подобные разговоры с другой стороны. Например, приходит взрослая дочь с работы и за ужином разговаривает с родителями, рассказывая о том, какой вредный начальник, или что-то о какой-то сотруднице. При этом родители проникаются злостью и возмущением на начальника или с интересом слушают пересуды о ком-то. Что это за разговоры? Не вооруженным глазом видно, что это сплошное осуждение и обсуждения. И получается, что грех языка сейчас связывает родных, и это не есть та информация, которая позволяет знать более о родном человеке, потому что, по сути, это разговоры о других. Нет здесь никакой полезной и нужной информации.
«Празднословие есть и празднолюбие» и что относится к грехам языка
Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения, ч.2, Б.3.б): «Цель взаимнообращения не одно удовольствие, а, главным образом, взаимное созидание во благо. Надобно потому не допускать, чтобы слово гнило исходило из уст наших, надобно уметь говорить и уметь молчать. Противно сему праздное пустословие, одни только шутки да остроты». Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди, 9-я запов.): «Девятою заповедью вообще запрещается празднословие, всегда рождающее осуждение, болтливость, сплетничание, обидные и оскорбительные насмешки над ближними, остроты или пустословие на их счет. Господи, прости нас, грешных, мы все живем в этих грехах! ». Все эти грехи языка неразрывны с так называемым «гнилым словом». Феофан Затворник (Толков. на посл. Ефесянам, 4, 29): ««Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших…». Слово гнило — надо объяснять из понятия о гнилом. Гнило говорится о дереве, — и в таком случае оно негоже ни на какое дело. Прилагая это к слову, гнилым надо счесть всякое пустое, праздное, шутливое и смехотворное лишь слово, остроты, каламбуры, — пересыпание из пустого в порожнее. Но иное тело, когда гниет, не только ни к чему негоже бывает, но распространяет зловоние и заразу. Зловонные слова суть злоречия, пересуды, клеветы, срамословие, лесть, коварные козни и всякие кривотолки. Слова, как зараза, суть те, которыми подрывается вера и колеблется добрый нрав, посевается раздор, подозрения, смятения народные. Всех этих родов слова запрещает Апостол, когда говорит: «слово гнило да не исходит из уст ваших». Так разумеют все наши толковники. Святой Златоуст говорит: «Какое это слово гнило? — То, какое в другом месте он называет словом праздным, злословием, срамословием, буесловием». Феодорит пишет: «Слово гнило — сквернословие, злоречие, клевета, ложь и тому подобное». Блаженный Иероним: «Слово гнилое то, которое располагает к греху и приводит к падению». Экумений: «Гнилым называет или Праздное и безрассудное слово, или растленное и зловонное, как то: злоречие, клевету, срамословие, смехотворство, ибо что растленнее и зловоннее этого? » — То же и Феофилакт — прибавляя: «Ибо за всякое праздное слово должны мы будем дать отчет». Также заметим, что страсти языка зачастую происходят от гордости в разных видах, потому что: Дмитрий Ростовский (Поучение в неделю 10-ю по Святом Духе): «… гордость и высокоумие не умеют молчать». Иер. Петр Серегин
№799. Об ответственности за празднословие.(Бездна растления). Господь Иисус Христос предупредил нас, что мы дадим ответ, то есть понесем ответственность (будем наказаны) за всякое слово праздное, лишнее, сказанное без нужды и необходимости. Но если мы отвечаем за грех не только тот, который сами совершаем, но и за тот, который совершен по данному нами соблазну; это значит - согрешает и отвечает не только тот, кто празднословит, но и тот, кто дает к этому повод (соблазн), т.е. слушает это празднословие и сочувствует ему. Тем более осужден будет тот, кто дает повод своим вниманием к осуждению и клевете. Если же мы сочувственно слушаем празднословие, осуждение и клевету по человекоугодию - тем хуже, потому что согрешаем уже празднословием, осуждением и человекоугодием, а это все вытесняет из души тишину, страх Божий и благоговение перед Богом. В этом состоянии и молитва замирает. Горе нам, окаяннейшим пустословам и сквернословам. Почему забываем слово Свящ. Писания, - по словам своим оправдаешься и по словам своим осудишься. И если к тому же вспомнить другие наши грехи, то какая бездна растления греховнаго раскрывается нам в нашем сердце...
№739. Дешевые источники жизни. Часто мы жалуемся на то, что трудно отстать от греховных навыков и приобрести добродетели. Нет мы еще не хотим оставить грех и порочныя услаждения. Не мы ли постоянно ищем глазами вокруг себя новых предметов привязанности, а затем загораемся страстью любоимения овладеть ими? Не мы ли вслушиваемся в празднословие, чтобы осудить ближняго и на этом утвердить свое самомнение и гордость? Не мы ли утучняем свою плоть покоем и объядением до забвения о духовном? Не мы ли одновременно отвращаемся и удаляемся от единаго истиннаго источника жизни - Бога и избираем себе кладенцы (колодцы) сокрушенные и отравленные? И все это только потому, что мы хотим этого и стремимся к гнили греховной. Не делая серьезной попытки освободиться от власти греховных имеющихся навыков, мы ищем новых цепей и вяжем себя ими. Опомнись, неосновательный человек, и не оправдывайся. Встань, спящий, и воскресни из мертвых! Практика православия - аскетика.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы