Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДУХОВНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ



САМАРСКОГО КРАЯ

 

" Россия, распространяясь широко по вселен­ной, прославясь победами, доказавшими преиму­щество в храбрости и самым высокомысленным супостатам, поставив свои пределы в безопас­ности и привлекши к себе прилежное внимание окрестных народов, яко важнейший член во всей европейской системе, требует величеству и могуществу своему пристойного и равномерного великолепия в науках и художествах".

М.В.Ломоносов

План

1. " Россия сильна провинцией".

2. Литература и Самарский край.

3. Край в творчестве живописцев.

4. Страницы музыкальной жизни.

5. Летопись в камне и деревянные кружева.

6. Храмы и монастыри.

7. Возрождение традиционной культуры народов края.

 

Литература

– Материалы научно-практических конференций (Репинские и Головкинские чтения...). – Самара, 1997.

– Есть на Волге... Самарская область. – Самара, 1996.

– Наследие. Самарский художественный музей. 100 лет коллекции. -Самара, 1997.

– Наследие – современность. К 150-летию Самарской губернии. -Самара, 2000.

– Памятники истории и культуры Самарской области. – Куйбышев, 1979.

– Самарское Поволжье в XX веке. Сборник материалов и документов. Самара. 2000.

– Самара. Альбом. -Самара, 1995.

– Самара. Культура провинции. Под ред. проф. В.П.Скобелева. -Самара. 1995.

– Самарский художественный музей. Русская живопись ХVIII -начала XX века. -Самара, 1999.

– Соловьева Л.А. Литературное краеведение. Пособие для учителя. -Самара. 1994.

– Самарская область (география и история, экономика и культура).-Учебное пособие. – Самара, 1998.

– Самарский край в контексте мировой истории. Сборник статей. Самара. 2000.

– Самарский край в истории России. Материалы юбилейной научной конференции 6-7 февраля 2001 г. Самара 2001.

 

1. " Россия сильна провинцией".

 

Прав был великий историк, писатель и гражданин Николай Ми­хайлович Карамзин: " Россия сильна провинцией", ибо и в самом деле обильна она природными богатствами и многообразна укладом жизни, неиссякаема талантами и терпением, трудолюбием и совест­ливостью.

Российская провинция – это невиданное в мире многоцветье укорененных этносов с общей исторической судьбой и общим буду­щим.

Огромен вклад в развитие государственности, экономики и культуры всех народов и всех российских земель. Особая роль в отечественной истории и истории культуры принадлежит Поволжью и его важнейшей составной части – Самарскому краю.

В Поволжье запечатлелась и отразилась вся сложность истори­ческой судьбы России, весь ее бурный ход, прошлое и настоящее многих народов, живущих по берегам великой реки.

С незапамятных времен Волга влекла к себе человека. Финно-угорские, иранские, тюркские, славянские народы оставили здесь следы своего обитания. Первые русские поселки, болгарские городища и селища, древнемордовские могильники, сарматские и половецкие курганы, другие памятники народов, имя которых не сохранило время, заполняют археологическую карту Самарско­го Поволжья.

В музеях городов и сел области можно видеть изделия из уральской яшмы, кавказской и балканской меди, жуков-скарабеев из египетской стеклянной пасты, иранский фаянс, прибалтийский янтарь, германские монеты, славянские стеклянные браслеты и шиферные пряслица, глиняная посуда – все это и многое другое в разное время поступало сюда в результате торговых контактов и военных походов.

Интерес к историко-культурному, духовному и художественно­му наследию является естественным проявлением живого чувства патриотизма, гордого сознанием красоты и вечности тех глубо­ких корней, на которых росла наша современная культура, соз­данная на земле, возделанной многовековым трудом народа.

В 1920-1930-м годах археологическая экспедиция Общества археологии, истории, этнографии и естествознания под руковод­ством профессора Самарского университета (1918-1927 гг.) Веры Владимировны Гольмстен обследовали почти всю Самарскую губер­нию и выявила 1200 археологических памятников. Перед Великой Отечественной войной и после нее экспедиции столичных археологов обнаружили свыше 100 новых памятников в зоне затопления будущего водохранилища. С 1970 года в течение 30 лет непрерыв­но работает Средневолжская археологическая экспедиция под ру­ководством профессора Галины Ивановны Матвеевой. Экспедиция совместно с археологами педагогического университета и об­ластного краеведческого музея обследовала около 1000 новых памятников. Многие годы велись раскопки замечательного средне­векового памятника волжских болгар – Муромского городка. Десятки книг, сотни статей археологов посвящены самарским древностям. Тысячи уникальных находок – свидетельств минувших эпох можно сегодня видеть в краеведческих и исторических музеях Самары, Сызрани, Тольятти, Похвистнева, Сергиевска, Борского, Большой Глушицы, Августовки, многих других музеях области.

Самара, Сызрань долгие годы были форпостами на восточных рубежах Руси, играли важную роль в освоении гигантского заволж­ского региона. О том времени напоминают остатки крепостных ук­реплений, рвы и валы Ново-Закамской и Самарской укрепленных линий.

Знавал наш край пожары крестьянских войн. Помнит великая ре­ка Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачева, вольницу Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Богдана Барбошу, героев " сибирского взятия", заунывные бурлацкие песни, легенды о " голытьбе", которой Волга грезилась колыбелью свободы.

Веками текла на Волге жизнь во всем своем разнообразии. Крестьянский труд землепашца и скотовода, полная опасностей жизнь стрельца и казака, воина-кочевника, бурлацкие ватаги, тянувшие огромные баржи, и безымянные могилы по всему волж­скому берегу... Громадные потоки зерна, шедшие по Волге снизу вверх – к Нижнему Новгороду, Ярославлю, к Петербургу и за рубеж. И огромные ярмарки, на которых волжские деловые люди демонстрировали свою растущую силу, а рабочие и ремесленники -свое удивительное профессиональное мастерство...

Волжские " пышные воды" (так говорил о них А.С.Пушкин), пейзажи волжских берегов, их лиричность и покоряющий простор, бы­товые устои и вековые трудовые навыки волжан – все это многогранно, прямо или косвенно, отражалось в русский культуре, вошло в нее крепким примечательным звеном. Здесь ярко проявляются исконно национальные, из самых глубин народной жизни и быта идущие культурные традиции и эстетические нормы.

С дедовских стародавних времен Поволжье – страна зодчих, художников, людей неутомимого творческого труда и неукротимой фантазии. На страницах истории края – десятки имен выдающихся писателей и поэтов, художников и артистов, которые были тесно связаны с Волгой жизнью своей и творчеством.

Едва ли есть в России другой район, где бы народное искус­ство во всем его многообразии форм, во всей его устойчивости было бы представлено так широко и полнокровно, как здесь.

В народном искусстве волжан широко используются дерево и керамика, металл и лаки, камень и ткани, кожа... Диапазон ху­дожественной изобретательности, масштабы применения этих мате­риалов, способы их обработки – необозримы.

Народная культура Поволжья необычайно многолика. Веками крестьяне-резчики украшали жилые дома огромными плоскостями монументальной и фантастически затейливой в деталях резьбы. А мастера-хлебопеки переносили те же приемы на пряничные доски, наивные и исполненные мягкого, доброго юмора, поразительно точные в передаче множества бытовых подробностей. А вышивка народов Поволжья? А чудесная керамическая и деревянная игрушка? А величественные деревянные храмы – по 300-400 лет стоявшие в глухих приволжских селах...

Очевидно, что между столь развитым на берегах Волги народ­ным творчеством и российской " большой культурой" искони сущест­вовали прочнейшие связи. Все крупнейшие явления национальной культуры восходят к народным истокам, питаются ими. Это глубинный процесс, который нельзя сводить к сюжетным сопоставлениям или формальным заимствованиям, к созвучию мотивов и интонаций. Речь идет о типе художественного сознания и осознания мира, об общем гуманистическом строе культуры, о ее эстетическом фунда­менте. И в этом смысле литература и искусство России предстают непоколебимо верными традиционным народным истокам.

 

Литература и Самарский край.

 

Великая река веками воспевалась в стихах, в полных лиричес­кого очарования очерках и зарисовках, в романах и драматичес­ких произведениях, в музыке и картинах... Поэты и писатели вы­соко ставили меткость поволжской народной речи, свежесть кресть­янского языка.

Самарские наблюдения отразились в творчестве А.С.Пушкина, А.Н.Островского. Самарская действительность дала обширный ма­териал А.М.Горькому, Г.И.Успенскому, А.Н.Толстому, А.С.Неверо­ву, К.А.Федину, Н.Г.Гарину-Михайловскому, С.Г.Скитальцу, С.Т. Аксакову, А.В.Ширяевцу (Абрамову), Е.Н.Чирикову, А.Я.Дорогойченко, Артему Веселому (Н.И.Кочкурову), В.Багрову (В.А.Бестеменникову), В.Н.Мясникову, Е.В.Лазареву, Б.З.Сиротину, В.А.Евсеичеву, В.А.Столярову и многим другим художникам слова.

А.С.Пушкин путешествовал по территории Самарского края в 1833 г. Проездом был в Красном Яру и Смышляевке. Поэт собирал материалы о пугачевском восстании для книги " История Пугачева" и повести " Капитанская дочка".

В январе-феврале 1849 г. около месяца в Самаре провел А.Н.Островский, закончивший здесь свою первую комедию " Банкрот" (" Свои люди – сочтемся" ) и здесь же впервые публично ее читав­ший.

Т.Г.Шевченко, возвращавшемуся из ссылки в Петербург осенью 1857 г., Самара не понравилась хотя он ее и назвал " приволж­ский Новый Орлеан". Но полвека спустя, летом 1916 г. Б.Пастер­нак нашел город восхитительным: " Самара – лучший, греховнейший, элегантнейший и благоустроенный кусок Москвы, выхваченный и пересаженный на берега Волги".

В Сергиевском районе около деревни Гундоровки до недавнего времени существовали остатки усадьбы Н.Г.Гарина-Михайловского (1852-1906), автора известной тетралогии " Детство Темы", " Гим­назисты", " Студенты", " Инженеры". Многократно он бывал в селе Богдановка Кинельского района, принадлежавшем его тестю, са­марскому помещику В.И.Чарыкову. В 1890-е гг. Н.Г.Гарин-Михай­ловский финансировал издание газеты " Самарский вестник".

Уроженец с.Новиковка Ставропольского уезда А.С.Скобелев (А.Неверов), ставший прозаиком, драматургом, литературно-об­щественным деятелем с 1903 по 1915 гг. учительствовал в селах Ставропольского и Самарского уездов. Его рассказы и очерки пе­чатались в столичной периодике. Самая знаменитая – повесть " Ташкент – город хлебный". Она была переведена на ряд европей­ских языков, а также на китайский и японский.

В с.Ширяево родился и вырос замечательный поэт, друг С.А. Есенина – А.В.Ширяевец (Абрамов). Все его литературное насле­дие связано с Волгой и Жигулями.

Кинельский район связан с именем Г.И.Успенского (1843-1902). Здесь в селе Сколково он жил с семьей с марта 1878 по август 1879 г.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) впервые посетил Самар­ский край в мае 1851 г. по дороге на Кавказ. В 1872 г. по настоянию врачей приехал на полтора месяца в самарские степи для лечения кумысом. Здесь он приобретает имение площадью 2500 де­сятин. В 6 км к востоку от села Гавриловна Алексеевского района находился его хутор. Жил Л.Н.Толстой в этом районе и на Сухом Тананыке. В 1978 г. в связи с 150-летием со дня рождения Л.Н. Толстого на месте обеих усадеб были установлены памятные знаки. В 1870-е начале 1880 гг. – Лев Николаевич почти ежегодно приез­жал с семьей в свое самарское имение, занимался земледелием и коневодством. Знакомство с жизнью местных крестьян имело боль­шое значение для развития общественных и религиозно-философских взглядов писателя. В 1871-1874 гг., в период засух и не­урожаев, Л.Н.Толстой организовал сбор средств в помощь голода­ющим. В 1873-1874 гг. поступило 1, 867 млн. рублей частных по­жертвований и 21 тыс. пудов хлеба.

И после продажи имения Л.Н.Толстой не прерывал связи с Са­марской губернией. Крестьяне часто писали ему. В период голода 1899 г. лично им было отправлено переводов более чем на 7 тыс. рублей.

После смерти Л.Н.Толстого и 14 верстах от Самары образо­валась колония его последователей. Она получила название Зубчаниновка по имени основателя – Евгения Зубчанинова, главного инженера Самарско-Златоустовской железной дороги. Центральная улица поселения была названа в честь Л.Н.Толстого. Она была обсажена в четыре ряда самыми красивыми деревьями.

В Самаре к 80-летию русского гения была опубликована целая серия материалов в местных газетах. По решению городской Думы ул.Москательная была переименована в ул. Льва Толстого. В дни болезни писателя в 1910 г. в самарской прессе печатались бюл­летени о состоянии его здоровья. После смерти Л.Н.Толстого в городском театре состоялся траурный вечер, длившийся более 4 часов (25 ноября 1910 г.).

Свою литературную деятельность М.Горький (А.М.Пешков) на­чал в Самаре. В 1895-1896 гг. он работал в " Самарской газете", где вел обзор печати и регулярно публиковал фельетоны за под­писью " Иегуднил Хламида" на самые разные темы: от проблем зерноторговли до новостей театральной жизни города. Здесь им написано около 100 фельетонов, свыше 40 рассказов, очерков и на­бросков. На страницах " Самарской газеты" впервые были опубликованы поэмы " Песня о Соколе", цикл рассказов " Старуха Изергиль". Рассказ " Челкаш", написанный в Самаре, был опубликован в журнале " Русское богатство". Сохранились дома, где жили А.М.Горький (ул. Степана Разина, 126, и дом на улице Куйбышева, 91). В одном из домов (ул. Степана Разина, 126) был открыт лите­ратурный музей. В подвальном этаже музея была воссоздана обста­новка, где жил писатель. Два этажа – занимает экспозиция с ма­териалами, посвященными самарскому периоду творчества М.Горького и других известных русских писателей: Н.Г.Гарина-Михайловского, Г.И.Успенского, Л.Н.Толстого, А.С.Неверова, А.В.Ширяевца (А.Аб­рамова).

На самарской земле прошли детские годы известного русско­го писателя А.Н.Толстого (1883-1945), Детство его прошло на ху­торе в имении отчима А.А.Бострома (ныне с.Павловка Красноармей­ского района). Этому периоду жизни писателя посвящена ав­тобиографическая повесть " Детство Никиты" (1920). В 1897-1898 гг. А.Н.Толстой учился в Сызранском, а в 1898-1902 гг. – в Самар­ском реальных училищах. Продолжил образование в Санкт-Петербург­ском технологическом институте (1901-1905) и в Королевской саксонской высшей технической школе в Дрездене (1906). Каникулы в годы учебы проводил в Самаре.

После смерти матери (1906) приезжал в Самару и Самарскую губернию в 1908, 1909, 1910, 1913, 1930 и 1936 годах. Послед­ний раз был в Самаре (Куйбышеве) в январе-феврале 1942 г. В этот приезд участвовал в пленуме Комитета по Сталинским пре­миям, в совещании " Искусство в дни Великой Отечественной вой­ны", присутствовал на репетиции 7-й симфонии Д.Шостаковича в исполнении оркестра Большого театра.

По самарским впечатлениям были написаны рассказы и повести заволжского цикла, которые сразу принесли писателю известность. Затем последовали повести " Детство Никиты" и сказка " Золотой ключик, или приключения Буратино", трилогия: " Хождение по му­кам" и роман " Петр I".

Действие трилогии " Хождение по мукам", повествующей о судь­бах людей в период революции и гражданской войны (1918-1920) частью происходит в Самаре. Для исторической достоверности эпизоды одноименного фильма (1973) снимались в старой части города.

К столетию со дня рождения писателя в январе 1983 г. был открыт музей А.Н.Толстого в бывшей усадьбе, которая была по­строена в 1881 г. архитектором Д.Вернером. С 1899 г. до рево­люции 1917 г. она принадлежала отчиму писателя – А.А.Бострому.

Для миллионов людей Волга стала окном в жизнь, средством познания мира, его бескрайности и красоты. Наверное, поэтому Волга всегда представляется нам весенней рекой. Песни звучали над ней всегда: нежные и грустные, буйно-развеселые и безза­ботные, геройские и шутливые – разные, но всегда задушевные, исполненные жизни и веры в счастье и человеческую красоту.

Начало собиранию и изучению народного творчества положил фольклорист, писатель, педагог Виктор Гаврилович Варенцов (1824-1867), опубликовавший в 1862 г. уникальный для того вре­мени " Сборник песен Самарского края".

Подлинным певцом Волги был симбирянин-фольклорист, этнограф и поэт Дмитрий Николаевич Садовников (1847-1883), составивший самый полный и лучший в научном отношении сборник " Загадки рус­ского народа". В 1884 г. увидел свет его сборник " Сказки и пре­дания Самарского края".

А.А.Коринфский (1868-1937) – один из самых плодовитых ав­торов в дореволюционной России, неоднократно путешествовал по Самарской губернии и опубликовал о ней интересные сведения в сборниках " Бывальщина и картины Поволжья" (1899), " Волга. Ска­зания, картины и думы" (1903), " Народная Русь..." (1901).

Волга подарила песенное слово и великую судьбу Федору Ива­новичу Шаляпину (в Самаре – могила его матери) и Лидии Андреев­не Руслановой.

Величием и красотой Волга очаровывала не только русскую ду­шу, но и души гостей из других стран. Автор " Трех мушкетеров" и " Графа Монте-Кристо" Александр Дюма после путешествия в Россию выпустил в 1859 году книгу " От Парижа до Астрахани". В путевых заметках он; в частности, писал: " Каждая страна имеет свою на­циональную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Ев­ропе, царицу наших рек, и я поспешил поклониться ее величеству Волге".

Волжская могучая раздольная песня " Эй, ухнем! " покорила композитора Гуно, автора оперы " Фауст". Недаром он признавал­ся: " Скорее бы я выпил всю воду в Волге, чем охладел бы к чуд­ным звукам этой русской песни".

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1204; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь