Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поиски прямого пути в искусстве и в религии ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Многое из того, что кажется современному человеку естественным и вечным, возникло в человеческой культуре относительно недавно. В частности, в конце XIX — начале XX в. существенно изменилось наше понимание искусства и религии. О том, как это происходило, пойдет речь в нашем мини-курсе. Мы будем использовать антропологический и искусствоведческий подходы для анализа двух эпизодов в истории еврейской и мировой культуры: — формирования образа великого раввина Исраэля Салантера в еврейской литературе и фольклоре конца XIX — начала XX в.; — поговорим о том, как родился супрематизм Эля Лисицкого и что в нем еврейского; — какие приемы «искривления» и «выправления» реальности использует Марк Шагал в своих работах. Мы проанализируем рассказы о р. Салантере и о его сыне, рано умершем талантливом математике, чтобы понять, как изменило наши представления об иудаизме происходившее в то время разделение еврейства на светское и религиозное. Мы посмотрим, как устроен наш главный инструмент зрителя — человеческий глаз и как знания о нем влияли на восприятие искусства. Почему в начале ХХ века многие художники стали обращаться к правильным геометрическим формам, а вместо прямой перспективы стали использовать обратную. Наш курс построен как диалог между двумя исследователями, работающими в разных научных дисциплинах. Мы ожидаем от слушателей участия в этом диалоге и помощи в поисках того, что объединяет два столь разнородных, на первый взгляд, предмета.
Анна Молчанова (Санкт-Петербург — Иерусалим) «Поди туда, не знаю куда...»
Ясно, что речь пойдет о сказках. Во всяком случае, две из трех историй, с которыми мы познакомимся в ходе наших занятий, вполне сказочные. А третью совсем реалистическим произведением тоже не назовешь. Эти истории рассказаны тремя еврейскими авторами в разное время в разных странах: одна в начале XIX века в Российской империи, другая на рубеже XIX–XX веков в Германии, третья — в середине ХХ века в Израиле. Герои этих произведений находятся в пути, они отправляются в дорогу, не зная, куда она их приведет, — петляющая, водящая по кругу, сбивающая с пути. Найдут ли они правильную дорогу, узнаем ли мы, куда каждый из них в конце концов пришел?
Миша Вогман (Москва — Санкт-Петербург) Красота и Другой: проблемы еврейской эстетики
Вина категорий прекрасна, и сладко сравнять всё со всем, Так солнце рождает желанье делить бесконечную ветвь... Хочешь, я всё позабуду, и свет переварит мой взгляд — Но что же делать с твоим? (Гр. Полухутенко)
«Красота спасёт мир! » — утверждал один Master of Petersburg. Понятия «прекрасное» или «уродливое», «образ» и «внешность» возникают при созерцании искусства/чтении книг и, главное, в повседневной жизни. Что бы мы ни делали, о чём бы ни думали, мы воображаем себе некую зримую действительность. Но что она такое? Почему непременно зримая? По каким законам мы её воображаем? В нашем курсе мы попытаемся посмотреть на еврейские тексты/картинки от древности до наших дней с точки зрения эстетики — тех правил/принципов, по которым в них создаётся картина мира. Ведь, на самом деле, сообщение, которое мы из них получаем, сообщает себя именно через способ изображения! О чём должна говорить нам пластичность греческой статуи? Чьими глазами смотрит на мир художник? Зачем возлюбленной царя Соломона «нос, как Ливанская башня», а поварёнку Сутина — ухо размером с тарелку? Вместе мы будем учиться «читать» художественные/литературные образы мира/человека — и, помимо прочего, попытаемся сами разобраться для себя: что такое «красота»? Исправит ли она мир? И если не она, то кто?
А Т Р К Е Кроме Факультета с тремя курсами, Вы также можете выбрать одну из трёх мастерских: — Журналистскую «Прямая речь — кривое зеркало» (мастер — Полина Мохова) — Театральную «Кривые еврейские тени на пуримской белой стене» (мастер — Тамара Карпова) — Музыкально-танцевальную «Выпрямление звучащих стен» (мастера — Наталия Учитель и Давид Жарницкий). Ниже приводятся их аннотации. Прямая речь — кривое зеркало? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы