Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Менеджмент слаженной командыСтр 1 из 16Следующая ⇒
Виктор Владимирович Гуленко
Менеджмент слаженной команды Соционика для руководителей
(2-е изд., 2003 г.)
Книга адресована руководителям, желающим сформировать эффективную рабочую команду. Рассчитана на менеджеров всех звеньев, работников служб социального развития, а также на всех, интересующихся социальной психологией ипсихологией межличностных отношений.
Содержание
Введение Глава 1. Облик новой науки Глава 2. Признаки типов на различных коммуникативных дистанциях Глава 3. Характеристики деловых качеств социотипов Глава 4. Оценка и подбор кадров методами социоанализа Глава 5. Управление с учетом типологических качеств сотрудников Глава 6. Коллектив в целом Глава 7. Отношения между социотипами Глава 8. Как создать работоспособную команду Глава 9. Формирование специализированных рабочих групп Глава 10. Персонология и менеджмент. Использование человеческого фактора в деле Приложение. Рекомендации по совершенствованию социотипов Заключение Литература
Введение
В чем достоинства соционического анализа?
Соционический анализ имеет все шансы преодолеть болезни роста, связанные с трудностями соционической диагностики. Он строится на системе взаимосвязанных параметров, которые многократно, но с разных сторон поддерживают друг друга, снижая тем самым вероятность ошибки до минимума. Что же дает соционический анализ руководителю управленческой команды? Первое. Познакомившись с соционическим анализом, вы узнаете о скрытых возможностях вверенных в ваше руководство людей; ведь нельзя эффективно управлять коллективом, не зная объекта управления. Кроме того, вы получите возможность быстро и эффективно определять профессиональную пригодность каждого нового кандидата на должность. Второе. Слаженная команда должна работать как часовой механизм. И надо знать законы взаимодействия между типами: кто с кем совместим, а кто нет. Соционика готова дать ответ и на этот вопрос. Метод соционического анализа позволяет не только сделать моментальный «снимок» психологического состояния коллектива, но и определить, какими людьми необходимо группу дополнить, чтобы она заработала более плодотворно, а также осуществить дальнейший подбор необходимых людей. Подбор коллектива из работников с прогнозируемыми параметрами позволяет избежать длительной притирки людей в коллективе, который создастся стихийно, методом проб и ошибок. При стихийном подборе и «интуитивной» расстановке кадров на создание работоспособного коллектива обычно уходит около трех лет. Подбирая совместимые группы, можно значительно ускорить этот процесс. При этом затраты на содержание работников, не сработавшихся с коллективом, а также тех, кто в силу природной заданности не может плодотворно справляться с порученной работой, сводятся к минимуму.
Занятия соционикой доставляют радость!
Мы заметили, что два давних стереотипа господствуют среди людей, омрачая их жизнь. Первый — это неизвестно откуда пришедшее деструктивное убеждение, что каждый человек, и я в том числе, должен быть точно таким же, как другие. Отсюда рождается боязнь прослыть «белой вороной». Кто сосчитал, сколько людей, попавших по воле случая или по собственному безволию в чуждую их соционическому типу коммуникативную среду, проклинали тот день и час, когда родились на свет? Они всеми силами пытались подстроиться под процветающий в данном месте тип мышления и поведения, терпя при этом неудачу за неудачей. Но вот парадокс: им и в голову не приходило, что природа создала их совершенно для других вещей! Такая гонка за ложным лидером не просто нивелирует людей, она множит серость и плодит неудачников. Правда, следование престижному шаблону весьма на руку тем счастливчикам, кто верно оценил свои способности и взял правильный курс в соответствии со своим социотипом. На фоне людей, не нашедших себя, они смотрятся очень и очень неплохо. Представьте себе человека с чутким гуманитарным типом личности среди мощных управленцев, обладающих железной хваткой. Контраст, конечно, очень разителен, но тем не менее — это факт нашей жизни. Второй неоправданный стереотип — это убеждение, коренящееся в подсознании многих людей, о том, что абсолютно все можно изменить, стоит только постараться. Это крайняя форма «оптимистического» субъективизма ничуть не лучше первой тенденции к нивелировке личности. Казалось бы, уже давно доказано, что человек — это не чистый лист (tabula rasa), на котором можно написать любой текст, начиная от технической инструкции и заканчивая возвышенной поэмой. И тем не менее нередко находятся охотники, берущиеся за улучшение человеческой природы. Пора нам всем понять, что есть природный каркас личности, зашифрованный в генах, изменить который человеку не дано. Все сложные системы специализированы в отношении выполняемых ими функций. Существует селекция информации, благодаря которой информационный поток воспринимается и обрабатывается глубоко и качественно. Информационные вклады каждого типа объединяются в «капитал» всего социума. Всеядность — признак низкоразвитых, не нуждающихся в совместном функционировании систем. Если эти слова показались вам убедительными, предлагаем вам окунуться в мир соционики. В результате чтения этой книги вы сможете: 1. Принять себя таким, какой вы есть на самом деле — неповторимое творение природы, для которого обязательно существует посильный и увлекательный путь в этой жизни. Книга продемонстрирует вам простую мысль о том, что ваши жизненные удачи и неудачи связаны с умением разумно организовывать коммуникативную среду вокруг вас. Более того, расскажет, как это сделать. 2. Составить себе верный жизненный план. Туман неопределенности рассеется, и вам станет понятно, где ваши оптимальная сфера приложения усилий. Вы будете двигаться к своей цели уверенно и легко. Вас перестанут мучить сомнения, туда ли я иду и той ли дорогой я иду. 3. Вы станете смотреть на мир совершенно иными глазами. Этот эффект можно сравнить разве что с тем удовольствием, которое испытывает человек, увидевший мир в цвете после многих лет черно-белого изображения. 4. Многие надуманные проблемы отойдут сами собой. После овладения соционической типологией вы будете удивляться: как я не знал этого раньше?! Вы станете спокойнее и дальновиднее, перестанете тратить столько нервов на псевдопроблемы, которые сами себе создали раньше в силу неведения. Люди вокруг вас изменятся к лучшему, а вместе с ними — и вы сами. Человек соционически образованный — это уже часть нового времени — эпохи разума и милосердия, которая тем быстрее наступит, чем раньше мы поймем справедливый замысел природы, сотворившей нас.
Глава 1. Облик новой науки
Что такое соционика?
Формы социальной и личной жизни человека к настоящему времени настолько усложнились, что сама сложившаяся ситуация ставит перед исследователями задачу разобраться в том, что происходит вокруг нас. Мы уже привыкли, что к концу XX столетия вызрел целый переворот в мировосприятии и мирообъяснении, отрицающий девальвировавшиеся ценности и выдвигающий вместо них приоритеты грядущей эпохи. В нынешний период как никогда остро исследователи человека ощущают социальный заказ на конструктивную теорию личности. Общество хочет осознать себя, взглянув со стороны. А для этого надо выйти за пределы текущей жизни, стать по крайней мере мыслительно независимым от него — иначе не обеспечить объективности подхода. В коммуникативных процессах — обмене информацией и энергией между участниками увлекательной игры под названием «жизнь» — кроме случайного и сиюминутного есть и что-то закономерное. Это тенденции, которые замаскированы случайным смещением. Но они есть, подобно тому как внутри любого сложно устроенного предмета есть своя сердцевина или каркас, пусть они и не видны снаружи. Это закономерное в случайном и изучает соционика. Следующий вопрос, который требует ответа: а между кем или чем происходит коммуникация? Между людьми? — Да, но не только. Между группами людей? — И это тоже, но не только. Соционику интересует коммуникация между соционическими типами. Поэтому ее еще называют социально-психологической типологией. Соционика с точки зрения социальной практики — это попытка разумных сил общества отреагировать на его социальный заказ, вытекающий из самой логики смены исторических эпох. Суть этого запроса — в переходе от индустриального общества, прошедшего ступени зарождения, воплощения, реформирования и находящегося сейчас в стадии совершенствования, к поиску альтернатив, прокладывающих дорогу к информационному обществу будущего. Соционика — одна из таких альтернатив. Поэтому соционика —. это в первую очередь наука для молодых. Отвергаемая нередко официальными психологическими кругами, большинство среди которых составляют люди старшего поколения, прочно сидящие в своих должностных креслах, она завоевывает умы и сердца молодежи, у которой нет страха перед сложными структурными моделями соционического учения. Архитектуру научного здания «соционика» как совокупность знаний о внешних и внутренних проявлениях психики человека я представляю себе в виде системы многих систем. Что это значит? Во-первых, соционика рассекает весь объем психики человека множеством плоскостей. С каждым новым рассечением выстраивается и новая система дифференциальных признаков личности. Удовлетворительно изучен пока только один срез, а именно тот, который мы называем базисом Юнга. Во-вторых, все базисы-срезы организованы в единый ансамбль, который представляет собой синтез наших знаний об отдельных сторонах человеческой личности.
Социотип — это константа, то есть неизменная часть любой коммуникативной системы, ее невидимая инфраструктура. Следовательно, социотип имеет идеальный характер, но его проявления в жизни реальны и их легко обнаружить. Для усложняющегося развития и без того сложной системы переработки информации, каковой является психика человека, природа использует только путь надиндивидуальной наследственной передачи. Дело в том, что чем более сложно устроена система, тем труднее ее перестраивать. Отсюда вытекает необходимость уровня коллективного бессознательного, открытого Юнгом. Именно там локализуется социотип как идеальный образец организации частей саморазвивающейся системы. Учитывая вклад Юнга, я дал бы следующее определение предмета соционики. Социотип — это структура коллективного бессознательного, управляющая взаимодействием физического, психологического, социального и интеллектуального проявлений личности. Данное определение типа, по сути, подразумевает под ним сумму потенциальной энергии личности, которая может реализовываться на любом из четырех доступных непосредственному наблюдению человеком уровней коммуникативного пространства. Все это «следы» типа. Действительно, каждый из нас оставляет в жизни свой след (книги, продукты труда, отношения...), и то, каким будет этот след, наполовину определяется врожденными социотипными свойствами человека. Другая же половина достижений человека — это воспитание, то есть насколько человек овладел своим природно обусловленным потенциалом.
Примеры опросников
Надеюсь, читателю стало понятно, что формально-анкетный метод социодиагностики не является одним из самых надежных, потому что не имеет обратной связи. И тем не менее таких опросников печатается немало в. разных газетных и журнальных статьях по популярной соционике. Это оправдано лишь тем, что удовлетворяет любопытство читателя, жаждущего как можно скорее оценить свой социотип хотя бы приблизительно. Надежность таких опросников не выше пятидесяти процентов, то есть не менее половины читателей определяет по ним свой тип неправильно. Следует помнить, что точность анкетного метода практически не зависит от количества задаваемых в письменной форме вопросов. Поэтому приводимые здесь в качестве примеров тесты невелики по объему. Однако их вполне достаточно, чтобы прочувствовать на себе все недостатки жестко-логического подхода, но тем не менее получить прикидочную оценку своей психологической структуры. Кстати, вопросы тестов вы можете использовать при диагностике методом интервью, описанном выше.
Идентификатор типов № 1
В каждой паре утверждений выберите лишь одно, с которым вы больше согласны (если сомневаетесь, спросите у людей, давно знающих вас):
01. Расходую энергии больше, чем сохраняю 02. Сохраняю энергию легче, чем расходую ее
03. Нередко сожалею об излишней активности 04. Нередко сожалею о недостаточной активности
05. Контакты с незнакомыми не напрягают меня 06. Контакты с незнакомыми требуют усилий
07. Я — человек открытый 08. Не могу раскрываться полностью
09. Моя деятельность свободно растет вширь 10. Моя деятельность скорее углубляется, чем расширяется
11. Принимаюсь за новые и новые дела 12. Постоянно ограничиваю круг забот
13. Лучше рассуждаю, чем воспринимаю 14. Лучше воспринимаю, чем рассуждаю
15. Последователен и надежен, но не хватает гибкости 16. Гибок и изменчив, но не хватает последовательности
17. Лучше, если продумываю заранее 18. Лучше, если поступаю по ситуации
19. Спокоен лишь тогда, когда все отлажено 20. Не могу без постоянной смены впечатлений
21. Легче концентрируюсь, чем расслабляюсь 22. Легче расслабляюсь, чем концентрируюсь
23. Обладаю равномерной работоспособностью 24. Живу ритмическими подъемами и спадами
25. Получаю ощутимый результат сегодня 26. Повседневные запросы откладываю на завтра
27. Я скорее практик, чем экспериментатор 28. Я скорее экспериментатор, чем практик
29. Успешно занимаюсь тем, что проверено и надежно 30. Эффективен в необычном, непонятном
31. Больше воплощаю, чем задумываю 32. Больше задумываю, чем воплощаю
33. Если ничего не ясно, активно собираю сведения 34. Если ничего не ясно, полагаюсь на свою интуицию
35. С моей практичностью я нигде не пропаду 36. Моя непрактичность беспокоит близких
37. Эмоции никогда не затрагивают меня глубоко 38. Я — человек переживаний и чувств
39. Окружающие больше ценят мою логичность 40. Окружающие больше ценят мою человечность
41. Во всем опираюсь на критерии и расчеты 42. Тонко чувствую отношения и симпатии
43. Сдержанно благодарю 44. Эмоционально откликаюсь
45. Умом живу больше, чем сердцем 46. Сердцем живу больше, чем умом
47. Охотнее анализирую и упорядочиваю 48. Охотнее общаюсь с близкими людьми
Сосчитайте, в каком признаке внутри каждой приведенной ниже пары у вас больше положительных ответов: экстраверсия — 01, 03, 05, 07, 09, 11 интроверсия — 02, 04, 06, 08, 10, 12 рациональность — 13, 15, 17, 19, 21, 23 иррациональность — 14, 16, 18, 20, 22, 24 сенсорика — 25, 27, 29, 31, 33, 35 интуиция — 26, 28, 30, 32, 34, 36 логика — 37, 39, 41, 43, 45, 47 этика — 38, 40, 42, 44, 46, 48
Идентификатор типов № 2
В каждой паре утверждений отметьте лишь одно — то из них, с которым вы больше согласны:
Раздел I
01. Лучше, если продумываю заранее 02. Лучше, если поступаю по ситуации
03. Последователен и надежен, но не хватает гибкости 04. Гибок и изменчив, но не хватает последовательности
05. Спокоен лишь тогда, когда все отлажено 06. Не могу без постоянной смены впечатлений
07. Обладаю равномерной работоспособностью 08. Живу ритмическими подъемами и спадами
09. Мое настроение, если не испортят, будет стабильным 10. Мое настроение неустойчиво само по себе
11. Нормы и обязательства организуют мою работу 12. Свобода от обязательств мне жизненно необходима
13. С трудом меняю принятое решение, если оно обосновано 14. Легко отказываюсь от решения, если условия изменились
15. Постоянно напряжен несколько больше, чем надо 16. Постоянно расслаблен несколько больше, чем надо
17. Лучше объясняю, чем подмечаю 18. Лучше подмечаю, чем объясняю
19. Плохо переношу резкие, непредвиденные повороты 20. Неожиданная смена моих планов для меня обычна
21. Легко придерживаюсь твердого графика 22. Не могу долго заниматься одним, даже если нужно
23. Мои усилия распределяются равномерно 24. Сначала запускаю, а потом наверстываю упущенное
25. Окружающие считают меня последовательным 26. Окружающие считают меня гибким
27. Не затеваю нового, пока не разобрался с предыдущим 28. Обычно затеваю несколько дел сразу
29. Плохое настроение мало сказывается на моей продуктивности 30. Сильно завишу от своих внутренних биоритмов
31. Я — человек долга и дисциплины 32. Окружающим непонятны перепады моего состояния
33. Лучше рассуждаю, чем воспринимаю 34. Лучше воспринимаю, чем рассуждаю
35. Плохо себя чувствую, когда вокруг неразбериха 36. Спокойно лавирую между противоположностями
Утвердительные ответы на преимущественно четные утверждения раздела I свидетельствуют о преобладании иррациональности, на нечетные — рациональности.
Раздел II
37. Завязываю контакты легче, чем расстаюсь 38. Ожидаю контакты от других людей
39. Я — человек действительно широкой души 40. Не могу заставить себя раскрыться
41. Масштабы моей деятельности свободно растут 42. Моя деятельность направлена вглубь, а не вширь
43. Принимаюсь за новые и новые дела 44. Все время ограничиваю круг забот
45. Трачу энергию не задумываясь 46. Легко экономлю энергию
47. С удовольствием рассказываю или показываю 48. Спокойнее, когда слушаю или наблюдаю
49. Я — человек открытый 50. Я — человек сдержанный
51. Моя деятельность разворачивается вширь 52. Не расширяюсь, пока не освою приобретенное
53. Уверенно работаю, когда завязываю контакты 54. Уверенно работаю, когда контактов поменьше
55. Использую информации больше, чем сберегаю 56. Сберегаю информации больше, чем использую
57. Внешние проблемы решаю быстрее, чем внутренние 58. Внутренние проблемы решаю быстрее, чем внешние
59. В деле совершенно забываю о себе 60. Быстро останавливаюсь даже увлекшись
61. Я больше вокруг себя, чем в себе 62. Я больше в себе, чем вокруг себя
63. Отдаю больше сил, чем сохраняю 64. Сохраняю больше сил, чем отдаю
65. Мне бывает легче понять другого, чем самого себя 66. Свои мотивы мне понять легче, чем поступки других
67. Больше трачу энергии, чем накапливаю 68. Больше сберегаю энергии, чем растрачиваю
69. Контакты с незнакомыми не напрягают меня 70. Контакты с незнакомыми требуют усилий
71. Нередко сожалею об излишней активности 72. Нередко сожалею о недопроявленной активности
Утвердительные ответы на преимущественно четные утверждения раздела II свидетельствуют о преобладании интроверсии, на нечетные — экстраверсии.
Раздел III
73. При необходимости легко позабочусь о себе 74. Забочусь о себе с большой неохотой
75. Умело использую то, чем располагаю 76. Больше задумываю, чем получаю реальную отдачу
77. С моей практичностью я нигде не пропаду 78. Моя непрактичность беспокоит моих близких
79. Успешнее занимаюсь тем, что проверено и надежно 80. Более эффективен в необычном, непонятном
81. Получаю ощутимый результат сегодня 82. Повседневные запросы откладываю на завтра
83. Доверяю приобретенному опыту, а не интуиции 84. Полагаюсь на свои предположения и догадки
85. Мои практические навыки сильнее, чем воображение 86. Мое воображение сильнее, чем практические навыки
87. Ощущаю тело, уверенно стою на ногах 88. Погружаясь в свой мир, забываю о самом насущном
89. Я — человек конкретный и реалистичный 90. Идеи и оригинальные предположения — моя стихия
91. Исхожу из фактического положения дел 92. Исхожу из возможностей и перспектив
93. Больше радости получаю от физических движений 94. Больше радости получаю от внезапной мысли
95. Больше осуществляю, чем придумываю 96. Больше придумываю, чем осуществляю
97. Подмечаю все, что происходит вокруг 98. Вижу лишь то, чему придаю значение
99. Мои предложения отличаются надежностью 100. Мои предложения отличаются необычностью
101. Лучше вижу способы достижения цели 102. Лучше вижу цель, чем способы ее достижения
103. Если ничего не ясно, активно собираю сведения 104. Если ничего не ясно, полагаюсь на свою интуицию
105. Когда рассказываю, излагаю все без изменений 106. Когда рассказываю, домысливаю интересные детали
107. Я скорее использователь, чем экспериментатор 108. Я скорее экспериментатор, чем использователь
Утвердительные ответы на преимущественно четные утверждения раздела III свидетельствуют о преобладании интуиции, на нечетные — сенсорики.
Раздел IV
109. Веду себя хладнокровно 110. Глубоко переживаю и чувствую
111. Мою рассудительность ценят больше чувства 112. Мою человечность ценят больше, чем рассуждения
113. Опираюсь на критерии и расчеты 114. Хорошо чувствую отношения и симпатии
115. Сдержанно благодарю 116. Эмоционально откликаюсь
117. Мною движет необходимость, а потом симпатия 118. Мною движет симпатия, а потом необходимость
119. Рассудком живу больше, чем сердцем 120. Сердцем живу больше, чем рассудком
121. Больше внимания уделяю обоснованности и полезности 122. Больше внимания уделяю добру и злу
123. Холодность людей не беспокоит меня 124. Переживаю, если дорогие люди проявляют холодность
125. У меня малоэмоциональный голос 126. В моем голосе много оттенков
127. Больше реагирую на содержание разговора 128. Очень реагирую на интонации говорящего
129. Лучше излагаю мысли, чем передаю настроение 130. Лучше передаю настроение, чем излагаю мысли
131. Лучше докажу, чем буду уговаривать 132. Лучше уговорю, чем буду доказывать
133. Остро реагирую на абсурд и нелогичность 134. Остро реагирую на грубость и неблагодарность
135. Друзей выбираю больше по надежности, чем симпатии 136. Друзей выбираю больше по симпатии, чем надежности
137. Эмоции не затрагивают меня глубоко 138. Чувства и переживания сопровождают мои поступки
139. С удовольствием анализирую и упорядочиваю 140. С удовольствием общаюсь с дорогими людьми
141. Начинаю с анализа ситуации 142. Начинаю с установления хороших отношений
143. Больше завоевываю уважение компетентностью и умом 144. Больше привлекаю людей человечностью и сочувствием
Утвердительные ответы на преимущественно нечетные утверждения раздела IV свидетельствуют о преобладании логики, на четные — этики.
Ролевые функции
Проведя элементарную социодиагностику по учебному опроснику, вы столкнулись с проблемой выбора между двумя альтернативами. Она носит фундаментальный характер и отражает процесс компенсации односторонности своего типа, заложенный в нас природой. Чем больше человек уклоняется в одну сторону, тем сильнее накапливается у него в подсознании энергия противоположного свойства. Обязательно наступает момент, когда происходит разрядка, и человек срывается, внезапно демонстрируя противоположный стиль своего поведения. Более нормальным является случай, когда человек «выпускает пар» частями, поэтапно, не доводя нарастание напряженности до срыва. Это явление называется в социоанализе ролевым поведением, или ролевой функцией. Ролевые «маски» чрезвычайно затрудняют диагностику. Для того чтобы не попасть впросак, если вы решили попробовать свои силы в определении типа знакомых и друзей, усвойте характеристики внешнего проявления ролевых функций у различных типов. 1. Иррациональные интуитивные экстраверты — ИСКАТЕЛЬ и СОВЕТЧИК — любят продемонстрировать в социуме силовую сенсорику — инициативу, решительность, мобилизованность. Причем у ИСКАТЕЛЯ силовые проявления больше носят оборонительный характер, а у СОВЕТЧИКА — наступательный. 2. Иррациональные сенсорные экстраверты — МАРШАЛ и ПОЛИТИК. Свою прагматическую, конкретно-материальную направленность компенсируют ролью эрудированного, широко мыслящего человека, наделенного недюжинной фантазией, умеющего принимать интуитивные решения. Причем ПОЛИТИК своей интуицией пытается проникнуть и понять самого себя, а МАРШАЛ — оценить других людей. 3. Рациональные этические экстраверты — ЭНТУЗИАСТ и НАСТАВНИК. Свою эмоциональность эти типы пытаются уравновесить деловой логикой, то есть технологичностью и предприимчивостью, деловым расчетом и двигательной активностью. Отличие между ними в разной «окраске» деловитости. У ЭНТУЗИАСТА она выражается как желание внедрять передовые технологии, помогать другим людям в новых начинаниях. У НАСТАВНИКА же — как борьба с беспорядком, поддержание на должном уровне собственного хозяйства. 4. Рациональные логические экстраверты — ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ и УПРАВИТЕЛЬ. Эти социотипы пытаются скомпрометировать свой прагматизм и деловую направленность различными проявлениями эмоций. Однако характер их ролевой эмоциональности противоположен. Если ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ охотно демонстрирует положительные эмоции, шутки, оптимизм, то УПРАВИТЕЛЬ гораздо больший пессимист, его эмоции драматичны и раздражительны. 5. Иррациональные интуитивные интроверты — ЛИРИК и КРИТИК. Наделены от природы восприимчивостью к изменениям во времени, философским мировоззрением. Свои отвлеченно-интуитивные состояния компенсируют ролью ощущающего предметный мир человека, умеющего найти в нем удобное место. Однако адаптация к среде у них различная. КРИТИК демонстрирует ассимиляцию (уподобление), гурманство, умение довольствоваться имеющимся. ЛИРИК же, наоборот, контрастирует со средой, проявляет свое умение хорошо выглядеть и чувствовать себя здоровым, несмотря на трудности. 6. Иррациональные сенсорные интроверты — МАСТЕР и ПОСРЕДНИК. Это вовлеченные в предметный мир типы, живущие конкретными ощущениями. Свою сенсорную увлеченность они компенсируют идеалистическим философствованием, связанным с движением времени. Различие между ними в том, как интерпретируют они неизбежные перемены. Для МАСТЕРА все хорошее осталось в прошлом, а будущее окрашено в пессимистические тона. Для ПОСРЕДНИКА в прошлом остаются неудачи, а будущее несет положительные перемены. 7. Иррациональные этические интроверты — ХРАНИТЕЛЬ и ГУМАНИСТ. Будучи внутренне эмоциональными людьми, глубоко переживающими человеческие отношения, эти типы демонстрируют внешнюю бесстрастность и объективность. Однако в этой ролевой логике хорошо различимы противоположные знаки. ХРАНИТЕЛЬ, который является индивидуалистом по своей природе, демонстрирует отрицание отклонений, настаивает на соблюдении какой-то одной логической схемы, справедливой для всех. ГУМАНИСТ же, хотя и является коллективистом, тем не менее отстаивает право человека на собственную логику, индивидуальность, неподчинение одной схеме. 8. Рациональные логические интроверты — АНАЛИТИК и ИНСПЕКТОР. Свою природную приверженность структурам и логическим теориям эти типы компенсируют демонстрацией отношений к окружающим людям. Причем опять-таки этика отношений у них по-разному окрашена. АНАЛИТИК скорее демонстрирует свою отчужденность, далекую психологическую дистанцию, отрицательное отношение. ИНСПЕКТОР же, хотя и является строгим и нетерпимым к нелогичности, проявляемой человеком, разыгрывает вовлеченность, близкую дистанцию, хорошее отношение к человеку.
Различия внутри типа
Этот раздел предназначен для тех читателей, которые уже имеют навыки соционической диагностики и хотели бы сделать следующий шаг в изучении личности человека — научиться различать «промежуточные» типы, связанные с усилением тех или иных качеств по отношению к «чистому» типу. Прежде всего сдвиги заметны в эмоционально-коммуникативных, темпераментных качествах человека. Наряду с ярко выраженными экстравертами встречаются и более «холодные» их варианты, которых по неопытности можно спутать с интровертными типами. Подобные смещения наблюдаются и у интровертов. Некоторые их представители ведут себя довольно экспрессивно, что в определенной степени сближает их с экстравертными типами. Технологически эти эффекты описываются как усиление в типе первой или второй функции. Например, у логико-сенсорного интроверта (ИНСПЕКТОР) первой функцией является логика, а второй — сенсорика. Если коммуникативный акцент сдвинут на первую функцию, то образуется терминальный подтип. Терминальность означает устойчивость и упорство в завершении начатого, относительно медленное включение в новую работу, повышенную активность во второй половине дня. Терминальные варианты личности близки к чистым типам. Если энергия типа «перекачивается» на вторую функцию, форсируя ее работу, то возникает инициальный подтип. Инициальность равнозначна переменчивости в целеполагании, быстроту перехода от размышления к действию, повышенную активность в первой половине дня. Инициальные экстраверты более самоуглублены и импрессивны, чем их терминальные собратья. А инициальные интроверты не столь сдержанны и холодны. Эти эффекты происходят из-за того, что инициальные подтипы умеют лучше пользоваться своей ролевой функцией, которая всегда противоположна основной. Диагностика замаскированных, переходных вариантов личности очень затруднена. Возможности инициальных подтипов шире, чем терминальных, но эта «несправедливость» устраняется тем, что первые совершают гораздо больше ошибок, чем вторые. Вы можете попытаться определить свой тип вместе с подтипом при помощи теста, приведенного ниже.
Идентификатор подтипов
Вкаждой паре утверждений выберите лишь одно — то, с которым вы согласны больше. Номер выбранного утверждения запишите.
01. Расходую энергии больше, чем сохраняю 02. Сохраняю энергии больше, чем расходую
03. Лучше, если продумываю заранее 04. Лучше, если поступаю по ситуации
05. Больше воплощаю, чем задумываю 06. Больше задумываю, чем воплощаю
07. Охотнее анализирую и упорядочиваю 08. Охотнее общаюсь с близкими людьми
09. Моя работоспособность выше в первой половине дня 10. Моя работоспособность выше во второй половине дня
11. Чаще сожалею об излишней активности 12. Чаще сожалею о недостаточной активности
13. Последователен и надежен, но не хватает гибкости 14. Гибок и изменчив, но не хватает последовательности
15. Более эффективен в проверенном и конкретном 16. Более эффективен в необычном и малоизвестном
17. Лучше разбираюсь в технологии и структурах 18. Лучше разбираюсь в чувствах и отношениях
19. Могу легко оставить дело на полдороге 20. Раздражен, когда повисает в воздухе
21. Принимаюсь за новые и новые дела 22. Постоянно ограничиваю круг забот
23. Четче формулирую, чем подмечаю 24. Четче подмечаю, чем формулирую
25. Получаю ощутимый результат сегодня 26. Повседневные запросы откладываю на завтра
27. Эмоции не затрагивают меря глубоко 28. Я — человек глубоких переживаний и чувств
29. Легче включаюсь в работу, чем завершаю ее 30. Легче завершаю работу, чем включаюсь в нее
31. Моя деятельность скорее растет, чем углубляется 32. Моя деятельность скорее углубляется, чем растет
33. Уверенно действую тогда, когда все отлажено 34. Уверенно действую тогда, когда ситуация меняется
35. Если ничего не ясно, активно собираю сведения 36. Если ничего не ясно, полагаюсь на интуицию
37. Рассудком живу больше, чем сердцем 38. Сердцем живу больше, чем рассудком
39. Детали откладываю на потом 40. Внимателен к важным деталям
41. Контакты с незнакомыми не напрягают меня 42. Контакты с незнакомыми требуют усилий
43. Сконцентрирован несколько больше, чем расслаблен 44. Расслаблен несколько больше, чем сконцентрирован
45. С моей практичностью я никогда не пропаду 46. Моя непрактичность беспокоит моих близких
47. Окружающие больше ценят мою логичность 48. Окружающие больше ценят мою человечность
49. Чаще придаю делу новый оборот 50. Чаще привожу дела в равновесие
Ключ к идентификатору: экстраверсия — 01, 11, 21, 31, 41 интроверсия — 02, 12, 22, 32, 42 рациональность — 03, 13, 23, 33, 43 иррациональность — 04, 14, 24, 34, 44 логика — 07, 17, 27, 37, 47 этика — 08, 18, 28, 38, 48 сенсорика — 05, 15, 25, 35, 45 интуиция — 06, 16, 26, 36, 46 инициальность — 09, 19, 29, 39, 49 терминальность — 10, 20, 30, 40, 50 Для того чтобы дать почувствовать разницу между двумя вариантами внутри теоретического типа, пройдем по всем 16 типам личности от начала до конца и узнаем, в чем проявляется тенденция инициального и терминального смещений. Необходимо отметить, что концепция 32 подтипов разрабатывалась автором совместно с его киевскими коллегами Валентиной Мегедь и Анатолием Овчаровым.
ИСКАТЕЛЬ терминальный (Изобретающий — от англ. inventor) Отличается прекрасным чутьем на новое. Нередко становится автором множества изобретений и открытий. Непревзойденный генератор идей. В своих предложениях очень смел. Однако легко бросает наскучившее дело и переключается на новое — более увлекательное. Способен проявить себя и в бизнесе. Для него характерна динамика, быстрая речь, большое количество жестов. У него часто плотное телосложение, мужественный облик, усы, если речь идет о мужчине. Придает большое значение внешнему виду. ИСКАТЕЛЬ инициальный (Извлекающий — от англ. extractor) Самоуглубленный и задумчивый человек. Его привлекают отвлеченные идеи, не имеющие прямой связи с реальностью, например философия, религия, биоэнергетика и т. д. Его излюбленное занятие — сопоставлять между собой разные логические системы. Тип кабинетного ученого. Для него характерна астеническая фигура. Бывает угловатым в движениях, не обращает внимания на внешний вид, мало заботится о здоровье.
ПОСРЕДНИК терминальный (Отбирающий — от англ. selector) Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы