Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фонетические (звуковые) процессы



Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, особенно соседние, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения (влияние начала и конца слова, характера слога, положения под ударением или в безударном слоге).

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинато2рные1 изменения, осуществляющиеся в
фонетических процессах аккомода2ции2, ассимиля2ции3, диссимиля2ции4,
диэре2зы5, эпенте2зы6, гаплоло2гии7др._________________________________________

1 Комбинато2рный - от латинского сотЫпЭаге - «соединять», «сочетать».

2 Аккомода2ция - от латинского accomodaBtio - «приспособление».

3 Ассимиля2ция - от латинского ossimila3tio - «уподобление».

4 Диссимиля2ция - от латинского dissimilaBtio - «расподобление».

5Диэре2за - от французского diairese из греческого diairesis - «разрыв», «разделение».

6 Эпенте2за - от французского е1pentheMs из греческого epenthе2sis - «вставка».

7 Гаплоло2гия - от греческого gaplos - «простой» и logos - «знание».

Влияние общих условий произношения вызывает позицио2нные изменения (возникновение

1 9

п р о т е з21 в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, реду2кция2 безударных
гласных и т. п.).___________________________________________________________________________

1 Проте2за - от греческого prothesis - «подстановка».

2Реду2кция - от латинского redudio - «отведение назад».

§ 34. Позиционные изменения. Ударение. Редукция

Вопрос о редукции, т. е. об изменениях звуков (по преимуществу гласных) в безударных слогах, тесно связан с вопросом об ударении.

Ударе2ние- это выделение из группы слогов одного слога. Это в разных языках достигается различными средствами:

1) силой или интенсивностью артикуляции - это динами2ческое1 ударение (иначе:
силово2е, его также часто называют экспирато2рным2 ); ______________________________

1 Динамический - от греческого dynamikos - «силовой».

2Экспираторный, экспирация - от латинского expirare - «выдыхать».


2) долготой произношения - это квантитати2вное1 ударение (иначе: количественное
или долготное); _________________________________________________________________________

1Квантитати2вный - от латинского quantitas - «количество», quantitativus - «количественный».

3) движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне
нейтрального тона прочих слогов - это то2новое ударение (иначе: мелоди2ческое,
музыка2льное).

Эти приемы выделения слога могут действовать самостоятельно, тогда получается чисто динамическое ударение, например в чешском языке, где по силе ударный слог всегда первый, но он обычно краток, а следующий за ним безударный может обладать долготой; например lez%ak [leZa: k] -«лежебока», ср. русское лежак — «койка, колода», или аналогичное явление во французском языке, например enfant [a%: fa%] - «ребенок», где также ударный (последний) слог краток, а предударный долог.

Чисто тоновое ударение - в китайском, дунганском, корейском, японском языках; часто оно соединяется с усилением ударного слога, как в норвежском и шведском языках, то же можно наблюдать в хорватской части сербохорватского языка и в литовском языке. В славянских языках также было когда-то тоновое ударение, остатки чего легко уловить в словах c полногласным корнем, где теперь на месте бывшего нисходящего ударения ударна первая гласная (до рил), а на месте бывшего восходящего ударения ударна вторая гласная (за р и л), например, в словах во2рон - воро2на ухом легко расслышать нисходящий тон на первом слоге слова ворон и восходящий - на втором слоге слова воро2на1.

1 Ср. в литовском, где в подобных случаях качество ударения обратное: var%nas - «ворон» с восходящим, а va2rna -«ворона» с нисходящим.

Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. А. Мейе указывает в качестве
примера современный новогреческий язык. Есть языки, в которых эти явления соединены вместе; таков
русский литературный язык, где ударный слог всегда и самый сильный, и самый долгий и, кроме того,
лишь на ударных слогах может происходить движение тона1 (поэтому правило о «понижении тона на
последнем слоге фразы при повествовательном высказывании» неверно - на последнем ударном
слоге, а если есть еще безударные далее, то они по тону нейтральны).______________________________

1 Это не относится к русским диалектам, где предударный иногда длительнее ударного (владимиро-поволжские говоры), а движение тона может быть и на безударных слогах (вологодские говоры).

Если в русском языке удлинить безударный слог, то возникает иллюзия второго ударения: так, например, Пушкин использовал манеру переклички часовых с растягиванием последнего слога и слово слушай поставил в мужскую рифму:

Ну, женские и мужеские слоги! Благословясь, попробуем: слушай! Равняйтеся, вытягивайте ноги И по три в ряд в октаву заезжай!

(«Домик в Коломне».)

Иллюзия двух слов с двумя ударениями получается и в военных командах: кру: гом! Бе: гом!

При экспираторном и экспираторно-комплексном ударении его место в слове может быть
фикси2рованным1 или нефикси2рованным; так, в чешском языке ударение всегда на
первом слоге, в польском - на предпоследнем, в большинстве тюркских языков - на последнем. Это
одноме2стное фиксированное ударение2. Бывает ударение фиксированное, но
разноме2стное, например в итальянском языке: на предпоследнем слоге casa - «дом», на
последнем libertd - «свобода», на третьем с конца tempera — «темпера» (вид минеральной краски) и
даже на четвертом с конца - recitano.__________________________________________________________

1 Фикси2рованный - от немецкого fixieren - из французского fixer, которое в свою очередь из латинского fixare -
«оставлять неподвижным».

2 В случае прибавления слога в конце слова (например, в склонении) ударение (если оно связано с концом слова)
перемещается, например: польское cztowiek - cztowieka - «человек - человека», киргизское кала2 - калада2 - «город - в


городе».

Примером языка с нефиксированным, разноместным и подвижным ударением может служить
русский, где для тех же слов и корней ударение может быть на любом слоге и даже уходить за пределы
слова (например, на предлог: голова2, голо2вка, го2лову, на2 голову) \ Благодаря способности
передвигаться, ударение в русском языке играет большую роль в грамматике, различая грамматические
формы, например: руки2-ру2ки, насы2пать - насыпа2ть и т. п. (см. гл. IV, § 53).____________________

1Е. Курилович в статье «О структуре морфемы» (см.: Курилович Е. Очерки по лингвистике // Русский пер., 1962) указывает, что «в языках с так называемым постоянным местом ударения оно падает на слог слова, который установлен: а) безотносительно, как начальный или конечный слог слова (начальная или крайняя граница слова); б) относительно, как следующий после начального (то есть второй) или предшествующий конечному (то есть предпоследний) слог слова. В языках же с так называемым свободным и подвижным ударением оно... падает не на отдельные слоги слова, а прежде всего на отдельные морфемы в пределах слова. Различие между польской формой rеkami и ее русским эквивалентом руками заключается в том, что польская форма имеет ударение на предпоследнем слоге слова, а русская форма - на первом слоге окончания» (с. 77). Таким образом, одинаковое оказывается различным как элемент разных систем.

Динами2ческое и динами2чески-ко2мплексное ударение может быть причиной редукции.

Реду2кция - это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов; мы рассмотрим редукцию гласных, так как они чаще всего бывают слоговыми.

Различают количественную и качественную редукцию.

При коли2чественной реду 2кции гласные безударных слогов теряют в долготе и силе
(это условно и называют количеством в гласных), но характерный тембр сохраняют в любом слоге; в
русском языке такой редукции подвергается гласная [у] (ср. бур - бура2в - бура22вой: в первом слове
[у] под ударением, оно сильное и долгое, во втором, где [у] в первом предударном слоге, оно слабее и
короче и в третьем слове, где [у] во втором предударном слоге, оно совсем слабое и короткое); но тембр
[у], обусловленный формой резонатора при верхнем подъеме задней части языка, с вытянутыми в
трубочку губами, остается неизменным1.______________________________________________________

1 В немецком языке, где также экспираторное ударение и есть редукция, все гласные, кроме [е], подвергаются только количественной редукции, а [е] - и качественной, превращаясь в нейтральный звук «murmel-e», поэтому Rose- «роза» и Rosa - «Роза» (имя) звучат в последнем слоге по-разному: первое с нейтральным звуком [=], второе - с коротким [а].

При ка2чественной реду2кции происходит то же, что и при количественной, но слоговые гласные безударных слогов не только делаются слабее и короче, но и теряют те или иные признаки своего тембра, т. е. качества; например, воды [во2ды] - [о] под ударением заднего ряда, среднего подъема, с округленными в колечко губами; вода [вЛда2] - в первом предударном слоге уже не [о], а звук, более похожий акустически на [а], но это «а» среднего, а не нижнего подъема, по ряду задне-среднее (т. е. сдвинутое к центру) и звук, лишенный лабиализации, т. е. обозначенный в транскрипции «крышечкой» [Л]; в слове водовоз [вэдЛвос] в условиях второго предударного слога вместо [о] звучит нейтральный гласный звук [=] среднего ряда, среднего подъема, без лабиализации и с распущенной мускулатурой языка, благодаря чему возникающие в резонаторе характерные тоны не отражаются в пространство, а поглощаются губчатыми рыхлыми поверхностями стенок резонатора (язык, губы), и звук выходит лишенным индивидуального тембра, обезличенным, неопределенным.

Голосовые связки при редуцировании безударных гласных звучат также слабее, что уменьшает их

сонорность.

Соотносительная сила редуцированных безударных слогов в разных языках бывает неодинакова.

Так, для русского языка эту схему вслед за А. А. Потебней, В. А. Богородицким, С. О. Карцевским и

другими можно изобразить упрощенно цифрами в следующем виде:

 

 

 

Положение слога в слове Предударные Ударный Заударные
Степень редукции.......

1 Эта схема может меняться в зависимости от характера слогов; так, конечный открытый слог следует отмечать цифрой


2, а закрытый - по схеме 1 (ср. мама [ма2мЛ], мамам [ма2м^м); 2-й предударный прикрытый сохраняет схему, а неприкрытый должен быть отмечен цифрой 2 (ср. поддавать [п^д: Лва2т'], разобщены [рнзэтщиэны2] и отдавать [Лд: Лва2т'], сообщены [с^Лпщиэны].

Как видно из таблицы, ударный слог в полтора раза сильнее и длительнее первого предударного и в три раза сильнее и длительнее прочих безударных слогов. А, например, в английском языке (где то же динамическое ударение и сильная редукция) наиболее слабыми и короткими будут 1-й предударный и 1-й заударный слоги; слоги же, отстоящие от ударения на два слога, несколько сильнее и длительнее первых, т. е. схема может быть представлена так:

 

 

 

Положение слога в слове Предударные Ударный Заударные
Степень редукции.......

Такое различие резко меняет ритмику речи.

При очень сильной редукции безударные гласные могут доходить до нуля, т. е. переставать произноситься, например, в таких словах, как жа2в[о]ронки, про2в[о]лока, суто2л[о]ка, все-т[a]ки.

Редукция может затрагивать и согласные; этим следует объяснять такие явления в русском, как превращение йота в [и] («и неслоговое») на конце слогов и в безударных слогах, оглушение конечных звонких согласных в слове и некоторые другие.

Причины качественной редукции Л. В. Щерба видел в количественной редукции, и именно в сокращении долготы; он писал: «Что касается причины изменения качества в неударных слогах, то его ставят обыкновенно в связь с их слабостью. Я полагаю, однако, что связь эта не непосредственная. Другое дело - количество гласного: малое количество непосредственно влияет на качество, так как органы речи, не успевая занять положения, необходимого для произведения данного определенного качества, останутся, так сказать, на полпути, а если и успевают, то слишком на короткое время, чтобы

произвести впечатление на наш слух»1.________________________________________________________

1Щ е р б а Л. В. Русские гласные в количественном и качественном отношении, 1912. § 74. С. 103.'

Однако если бы это было только так, то как объяснить различия схемы редукции в разных языках при одинаковом факторе (динамическое ударение и положение в безударных слогах того или другого отстояния от ударного) и почему тогда в пределах одного языка одинаковые позиционные случаи имеют разную произносительную судьбу, например произношение слов поэтому с качественной редукцией [о] в [Л] и поэтами без качественной редукции [о] или произношение союза, но без качественной редукции в любом положении. Вопрос о качественной редукции, очевидно, более сложного порядка и требует исследования.

§ 35. Аккомодации

Аккомода2ции1 (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно
стоящими рядом, и состоят в том, экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии
предыдущего - это прогрессивная2 аккомодация, или же, наоборот, рекурсия
предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего - это регрессивная3
аккомодация; при этом могут возникнуть скользящие переходные звуки, или
г л а й д ы4, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать
между [в] и [о] очень коротенькое [у]: [ву6лЛ].___________________________________________________

1 Аккомода2ция - от латинского accomodatio -«приспособление», от ad- «при», comodare - «делать удобным».

что


Прогресси2вный - от латинского progressus - «движение вперед».

3 Регресси2вный - от латинского regressio - «движение назад».

4 Глайд - от английского glide - «скольжение»; употребление термина glide как обозначение неслоговой части дифтонга,
с нашей точки зрения, неправомерно.

Аккомодации касаются всегда лишь частичного приспособления звуков, так как гласные и согласные относятся к звукам разного типа и до конца, как правило, уподобиться друг другу не могут.

Если встречаются рядом твердые согласные (чаще веляризованные) и гласные переднего ряда (палатальные), то либо артикуляция согласных должна продвинуться вперед, приспособляясь к передней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна отодвинуться назад, приспособляясь к задней артикуляции веляризованных согласных.

Если же встречаются рядом мягкие (палатализованные) согласные и гласные заднего ряда (велярные), то опять же либо артикуляция согласных должна лишиться палатализации, приспособляясь к задней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна продвинуться вперед в зону палатализации, приспособляясь к артикуляции согласных.

Что же чаще аккомодирует: согласные гласным или гласные согласным? Это бывает по-разному в различных языках и даже в разные периоды развития одного языка.

Так, в современном русском языке, как правило, гласные аккомодируют согласным, при этом и
прогрессивно, и регрессивно; прогрессивная аккомодация заключается в том, что гласные [а], [о], [у] и
даже [э] после твердых согласных звучат в своем основном виде, а после мягких аккомодируют,
становясь более передними, а на слух - выше; ср. рад -ряд, ток - тек, лук - люк, нэт - нет. Наоборот,
[и] звучит в своем основном виде после мягких согласных, после же твердых аккомодирует, становясь
более задним звуком, а на слух - ниже (разного типа [ы]); ср. мил - мыл, лик - лык, тигры - отыгран
(без согласной: игры)1. Регрессивная аккомодация также связана с твердыми и мягкими согласными; все
русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно; ср. цел
- цель, бит - бить, пар - парь, кон - конь, дул - дуль.______________________________________________

1 Из всего сказанного ясно, что обычное мнение о смягчении русских согласных перед и является недоразумением: это не фонетика, а правила чтения: если внутри слова после согласной буквы написана буква и, то надо согласные читать мягко (см. ниже, гл. V, § 71, о выражении мягкости согласных в русском письме).

Между мягкими согласными гласные [а], [о], [у], [э] аккомодируют в обоих направлениях (по
отношению к предыдущим мягким согласным - это прогрессивная аккомодация; по отношению к
последующим - регрессивная) и становятся на слух и более высокими, и более напряженными, а по
артикуляции - более передними и закрытыми; ср. мат - мять, тот - теть, тут - тють(ка); Дэн1 -
день.______________________________________________________________________________________

1 Дэн - фамилия учителя М. И. Глинки.

В древнерусском языке была обратная зависимость. Согласные, сами по себе нейтральные к
твердости и мягкости, аккомодировали гласным, откуда в разные эпохи возникала «первая (шипящая)»
и «вторая (свистящая)» аккомодация; так, к, г, х: давали в одну эпоху шипящие перед гласными
переднего ряда, соответственно — ч, ж, ш (пeкоу — печеши, лъгати — лъжь, соухъ— соушити); в
другую же эпоху перед ъ, и (гласные переднего ряда из дифтонга [oi7]) к, г, х давали свистящие,
соответственно - ц, дз, с (ржкд - pжцъ, нога - nosъ1, моуха - мoусъ) - это все примеры регрессивной
аккомодации.______________________________________________________________________________

1 Буква s в кириллице первоначально обозначала звонкую аффрикату [дз].

В современном французском языке согласные так же нейтральны к твердости и мягкости, но они сохраняют более твердый оттенок перед непередними гласными [а], [о], [и] и [а], [о] и более мягкий оттенок перед передними гласными (сильнее перед [I], [у], слабее перед [е], [J] и [Е%], [J%]); ср. tas -«куча», tot — «рано», tout — «все», tant — «столько», ton — «твой» и ti — «а? » (вопросительная частица, народн.), tu - «ты», teint - «окраска» и т. п. - это тоже примеры регрессивной аккомодации.

Ассимиляции

Ассимиля2ции1 (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с


гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т. е. два различных звука в результате ассимиляции могут уподобиться нацело и стать одинаковыми; поэтому следует различать

ассимиляции по2лную и непо2лную._______________________________________________

1 Ассимиля2ция - от латинского assimilaEltio - «уподобление», «отожествление».

Ассимиляции, так же как и аккомодации, основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогресси2вная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регресси2вная; это относится кнаправлению ассимиляции.

Взаимодействовать могут как соседние звуки (тогда это конта2ктная1 ассимиляция), так и
звуки на расстоянии (из соседних слогов, или же вообще разделенные другими звуками, это
диста2ктная2 ассимиляция); данные определения показывают отстояние членов ассимиляции
друг от друга._____________________________________________________________________________

1 Конта2ктный - от латинского contactus - «соприкосновение».

Диста2ктный - от латинского dis - «раз» и tangere, tactum - «касаться»; «расставленный» - составлено по образцу контактный.

Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных - это признаки способа и места образования твердости и мягкости, голоса (ассимилятивное оглушение и озвончение); для гласных - это признаки ряда, подъема, лабиализации.

Каждую ассимиляцию следует охарактеризовать со всех указанных точек зрения, что показано в таблице на с. 137.

§ 37. Диссимиляции

Диссимиля2ции1 (расподобления) возникают между звуками одного типа (одинаковыми или подобными - гласными или согласными) и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее подобных звука.

1 Диссимиля2ция - от латинского dissimilaEltio - «расподобление».

Состав Отстояние Направ- Результат Признак Пример Примечание
    ление        
Ассимиля- Контактная Регрес- Неполная Голос сбить > [з'б'ит'] Озвончение глухой согласной
ция   сивная        
согласных            
То же » То же То же » лодка > [лоткл] Оглушение звонкой согласной
» » » Полная » отдых > [оддых] > Озвончение глухой согласной
          > [6д: ых]  
» » » » Место сшить > [шшыт'] > Изменение зубной соглас-
          У [ Ш. ЬИ J ний с ь небную ш
» » » » Способ медный > [м'эннои)> Изменение взрывной соглас-
          [м'эн: Эи] ной д в носовую и в северно-
            русских диалектах
» » Прогрес- Неполная Мягкость Ванька > Ванькя Смягчение к под влиянием мяг-
    сивная     [ван'к'л] кого н в русских диалектах
» Дистактная Регрес- Полная Способ се[Щчас > [чичас] Изменение фрикативной зуб-
    сивная   и место   ной согласной с в нёбную аф-
            фрикату ч в просторечии
» Контактная Прогрес- Неполная Голос books [b«kz] > [b" ks] Оглушение звонкой согласной
    сивная       после глухой в английском
            языке
Ассимиля- » Регрес- Полная Огубление бывает > бываат Потеря лабиализации у [о]1 и
ция гласных   сивная     [быва: т] переход его в [а]
То же Дистактная То же » » хулиган У'хулюган [и] получает лабиализацию и
          [хул'уга н] превращается в [у] в просто-
            речии
» » » » Огубление ребенок [роб'энок] > [о] теряет лабиализацию и пе-
        и ряд ребенок [р'эб'энок] реходит в [э] (в истории рус-
          позднее > ребёнок ского языка).
          [р'иэб'6нэк]  

В русских говорах (северных) существует «еканье», т. е. произношение безударного е как е ['о], например: будет.


Диссимиляции могут касаться гласных; конта2ктные (у соседних звуков) идиста2ктные (у звуков, разделенных другими звуками); регрессивные и прогрессивные; из одинаковых или из подобных звуков; по разным признакам; для согласных - по месту и способу, для гласных - по подъему.

Из дистактных диссимиляции типичны расподобления так называемых «плавных» [р], [л], когда из двух [р] одно превращается в [л] (в просторечии: коридор > колидор, секретарь > секлетарь; в истории литературного языка: феврарь > февраль) или одно из двух [л] превращается в [р] (в истории русского литературного языка: велблюд > верблюд).

Диссимиляции, как и ассимиляции, надо уметь охарактеризовать по всем указанным рубрикам; образец такой характеристики дан в таблице на с. 138.

Надо уметь отличать ассимиляции и диссимиляции, не основываясь на стилистической оценке, так как она может оказаться одинаковой и для того, и для другого процесса; так, произношение транвай (вместо трамвай) и консомолец (вместо комсомолец) с точки зрения норм литературного произношения - одинаково явления просторечия, но процессы здесь разные. В слове трамвай [м] и [в] различны по способу, оба губные по месту и оба с голосом; когда [м] заменилось на [н], то общим у соседних звуков [н] и [в] остался только голос; в способе образования [н] и [в] то же различие, что и у [м] и [в]; но место образования стало разным: [н] зубная, а [в] губная согласная; общих признаков стало меньше, звуки расподобились по месту - это диссимиляция.

В слове комсомолец [м] и [с] не имеют ни одного общего признака; они разные по способу, месту и голосу: [м] - носовая, губная, с голосом, [с] - фрикативная, зубная, без голоса; когда [м] заменилось на [н], то появился общий признак у соседних звуков: и [н] и [с] оба зубные, звуки уподобились по месту -это ассимиляция.

Иногда ассимиляция и диссимиляция происходят одновременно; например, в слове мягкий, где вместо [гк] произносится [хк]; в этом случае налицо и полная регрессивная ассимиляция по голосу: [гк] превращается в [кк], и регрессивная диссимиляция по способу: первое [к] превращается в [х].

Как же можно понять одновременное сосуществование этих противоположных тенденций?

 

 

 

Состав Отстояние Направ­ление Из чего Признак Пример Примечание
До диссими­ляции После дис­симиляции
Диссимиля­ция согласных Контактная Регрес­сивная Из по­добных Место бомба бонба Изменение губного м в зуб­ное н перед губным б
То же » То же То же Способ доктор, кто дохтор, хто Изменение взрывного к в фрикативное х перед взрывным т
» » » Из оди­наковых » к кому х кому То же перед к
» Дистактная Прогрес­сивная То же » прорубь пролубь Изменение дрожащего р в боковое л (в просторечии)
» » Регрес­сивная » » велблюд верблюд Изменение бокового л в дро­жащее р (в истории русско­го языка)
Диссими­ляция гласных » То же » Подъем вода [вода] вода [вэда] Изменение широкого глас­ного [а] (нижнего подъема) в более узкий [э] (среднего подъема) в предударном сло­ге перед ударным [а] в за­падных русских диалектах

Дело в том, что и ассимиляция и диссимиляция направлены на облегчение произношения, но сами трудности произношения могут быть диаметрально противоположными: с одной стороны, затрудняют


резкие контрасты артикуляции соседних звуков, а с другой - затрудняет и повторяющаяся утомительная монотонность1 артикуляций; в первом случае неудобный контраст сглажен ассимиляцией ([гк] > [кк]), во втором утомительная монотонность повторения одинаковой артикуляции разряжается диссимиляцией ([кк] > [хк]).

1Монотонность - от греческого mono(s) - «один» и tonos - «напряжение» (голоса), «ударение»; «однозвучность», «однообразие».

Ассимиляции не так меняют фонетический облик языка и потому шире допускаются литературным языком; диссимиляции более резко меняют фонетический облик языка и потому чаще встречаются в ненормированной речи (диалекты, просторечие, детская речь).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1240; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь