Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


За учебный год учащийся должен исполнить



1 полугодие 2 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд, термины) Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерные пьесы) Февраль – технический зачет (гамма, термины) Апрель - Май – академический концерт (2 разнохарактерные пьесы и пьеса - аккомпанемент).

 

Третий год обучения

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах 4–7 позиций. Развитие техники барре. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-12 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио с фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование вокалу.

Первый уровень сложности

Рекомендуемые последовательности аккордов

Am-C-Am-C-Am-C-Em, Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E,

Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am,

Am-C-Am-Dm-Am-E-Am, Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,

G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am,

отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C-A7-Dm-G7-C, Am-A7-Dm-E7-Am,

C-E7-Am-A7-Dm-G7-C, Am-G7-C-E7-Am,

Рекомендуемые упражнения и этюды

упражнения М.Каркасси, 100 упражнений из «Школы игры» М.Джулиани, этюды Н.Паганини, Ф.Молино, М.Каркасси и т.д.

Рекомендуемые ансамбли

В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр. Д.Лермана; М.Теодоракис «Сиртаки»; В.Козлов «Неаполитанские ночи»; А.Виницкий «Лирическая мелодия»

Примерные исполнительские программы

1 вариант

А.Рамирес «Странники»

М.Каркасси Прелюд

М.Джулиани Этюд

2 вариант

М.Каркасси Этюд

В.Козлов Вальс

«Клен ты мой опавший», обр.П.Иванникова

3 вариант

Дж.Леннон -П.Маккартни «Yesterday»

Ф.Карулли Этюд

Л.Шумеев «Испанские мотивы»

4 вариант

Д.Агуадо Этюд

А.Виницкий «Маленький ковбой»

А.Варламов «То не ветер ветку клонит»

5 вариант

Я.Френкель Вальс

А.Иванов-Крамской Прелюдия

Х.Сагрерас Этюд

Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий

уровень сложности программных требований.

Второй уровень сложности

Рекомендуемые последовательности аккордов

Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые последовательности, например:

A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,

Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am.

Рекомендуемые упражнения и этюды

упражнения из «Школы игры» Н.Кирьянова, М.Каркасси, П.Агафошина, Э.Пухоля, а также современных гитаристов: А.Веселова, В.Волкова, В.Борисевича;

этюды Ф.Тарреги, Ф.Сора, Э.Пухоля, М.Джулиани, М.Льобета, Ф.Молино, М.Каркасси.

Рекомендуемые ансамбли

В.Асеведо «Маленький бразилец», С.Руднев «Деревенская зарисовка», И.С.Бах «Сицилиана», В.Ерзунов «Ночная дорога»

Примерные исполнительские программы

1 вариант

Ф.Сор Этюд

Р.Бартольди Романс

А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»

2 вариант

Альберт «Чувства»

Ф.Таррега Этюд

Н.Кост Баркарола

3 вариант

Э.Пухоль Этюд

Аргентинская нар. мелодия, обр. М.Л.Анидо

Н.Кост «Меланхолия»

4 вариант

М.Джулиани Этюд

А.Виницкий «Сюрприз»

Б.Калатаунд Болеро

5 вариант

Д.Агуадо Этюд

Ф.Карулли Рондо

Роч Хабанера

По окончании третьего года обучения учащийся:

- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;

- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;

- использует приемы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;

- подбирает по слуху;

- играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;

- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.

За учебный год учащийся должен исполнить

1 полугодие 2 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд, термины) Декабрь – академический концерт (1 пьеса и 1 пьеса-аккомпанемент) Апрель – прослушивание выпускной программы Май –выпускной экзамен (этюд, 2 разнохарактерные пьесы).

 

III. Требования к уровню подготовки учащегося

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах

музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом

исполнительстве, подборе аккомпанемента;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.

Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ

И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература

1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1983, 1985

2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003

3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999

4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009

5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009

6. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991

7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009

Методическая литература

1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002

2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004

3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010

4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003

Нотная литература

1. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко.- М., 1989

2. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л., 1962

3. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004

4. Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983

5. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997

6. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998

7. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002

8. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1966

9. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. - М., 1967

10. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005

11. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004

12. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011

13. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983

14. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976

15. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985

16. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972

17. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986

18. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983

19. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984

20. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984

21. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985

22. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь