Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Желание немедленных результатов



Общее отношение к делу можно охарактеризовать словами: «Хочу, и хочу прямо сейчас». Однако на то, чтобы стать мастером, уходят годы, а огромное количество ребят не хотят тратить свое драгоценное время на осознание истоков, направления собственного развития и того, что значит «быть мастером». Соответственно, они не могут воспользоваться этим знанием. Нет никакой разницы, насколько хороша ваша техника игры, скорость, с которой вы играете, насколько велико количество музыкальных композиций, которые вы разучили. Поймите, нельзя стать профессионалом за два года.

Джонни Винтер

Многие люди постоянно недовольны скоростью своего продвижения по Пути дзэн-гитары. Они искренне полагают, что если будут заниматься в два раза усерднее, они и черный пояс получат в два раза быстрее. Однако это все равно что сказать: «Если я буду спать в два раза меньше, то смогу прожить год за шесть месяцев». Скорость продвижения по Пути дзэн-гитары должна быть естественной. Год можно прожить только за год.

Слишком много людей в наше время желают немедленных результатов. Некоторые школы и курсы только подливают масла в огонь. Не раз я видел рекламу со словами: «Научим играть на гитаре за сутки! ». Мы хотим добиться результатов, не прикладывая ни малейших усилий. Либо все сразу, либо ничего. Такой подход унижает людей, ставших настоящими мастерами своего дела.

Только зародыш в материнской утробе получает желаемое немедленно. Слишком многие заражены таким инфантильным подходом к делу. Возраст и опыт человека определяется способностью ценить то, чего очень сложно добиться. Не думайте, что в этом додзё вам удастся что-либо постичь, не приложив к этому ни малейших усилий.

Лентяю никогда не постичь Путь дзэн-гитары. Постижение Пути нельзя купить или украсть. Постижение Пути подобно семечку, из которого вырастает дерево. И то и другое требует времени. Вы только что посадили семечко. Дайте ему прорасти.

 

Самомнение

Если мне удастся побороть самого себя, если я стану достаточно чист, избавлюсь от себялюбия, у меня хватит воли отказаться от вздорных и нелепых представлений о самом себе, только тогда я стану тем, кем на самом деле являюсь. Я всего лишь дитя Божье. И когда это все произойдет, я смогу полностью отдаться музыке и тем исполню свое предназначение.

И тогда в мир придет музыка.

Джон Маклафлин

 

Я ни в коем случае не призываю полностью отказываться от самомнения. Уверенность в себе не помешает. Но стоит переборщить — и самоуверенность вскружит вам голову и вы свернете с Пути.

В мире полно людей, страдающих от дисбаланса внутренних сил. Стало даже модно нести околесицу, хвастаться и поносить труды других. Гитаристы, как класс, не являются исключением.

В мире музыки хватает людей, которые не могут удержаться от хвастовства, выставляя напоказ свои таланты. Такой подход присущ некоторым людям, занимающимся восточными единоборствами, которые порой сообщают каждому встречному о том, что они являются обладателями черного пояса. Все дело в том, что их самооценка настолько низка, что они стремятся ее поднять, привлекая к себе всеобщее внимание.

Иногда это помогает во время соревнований, но музыка — это не соревнование. В нашей школе, желающие выставлять свой черный пояс на всеобщее обозрение, далеко не уйдут.

Еще одним проявлением эгоцентризма является ложная скромность. Причина подобного лицемерия кроется в непомерном самомнении. Таким людям не нужно поднимать самооценку, они не высказывают колкие замечания в адрес других. Они великолепно понимают, что они собой представляют, и этого им вполне достаточно.

Самомнение заставляет музыкантов сворачивать с Пути, когда их самоцелью становится слава. Музыка становится только источником денег, высокого положения в обществе. Им хочется лести, и они ее получают. Их композиции продаются, у них стабильный высокий доход. Больше их ничего не волнует.

В нашем додзё — главное музыка. Каждый должен стараться извлечь из гитары звук такой искренности и чистоты, чтобы он был подобен пению птицы в диком лесу. Это и есть Путь дзэн-гитары.

Желающие денег и славы могут много трудиться, чтобы добиться своего, но среди богатых и знаменитых людей хватает таких, чьи души пусты. Путь дзэн-гитары ведет к духовному, а не материальному обогащению. В конечном итоге, власть и деньги всего лишь отпечатки ног, оставленные на берегу океана. Набежала волна, и песок снова чист. Людям, мнящим себя центром вселенной, не дано увидеть простой истины: вселенная заключена внутри них самих, а не в окружающем мире.

Хочу предупредить вас в последний раз. Вне зависимости от того, сколь велики ваши усилия и что представляет собой ваша цель на Пути, свернуть с него, недооценив роль собственного самомнения, очень просто. Стремление побыстрее научиться чему-нибудь новому и желание ощутить прикосновение удачи могут легко вскружить голову. Похвала как критика — если не знать меры, она только навредит. Если вам кажется, что вы чего-то достигли, помните, не время останавливаться, путь еще долог.

Достаточно одной секунды, чтобы потерять направление и свернуть с Пути.

 

Недостаточное усердие

Если вам предстоит подмести пол, делайте это лучше всех.

Если вы хотите научиться играть на гитаре,

отдайте себя этому делу полностью.

Карлос Сантана

 

Когда вы двигаетесь вперед по Пути, ваша походка должна быть бодрой. Сила духа проявляется в каждом вашем шаге.

В жизни очень многое мы делаем спустя рукава. Мы можем сидеть на работе, уроке или обеде, одновременно витая где-то в облаках. Если вы поймаете себя на том, что у вас заплетаются ноги, посмотрите вниз. Возможно, вы свернули с дороги.

Чтобы двигаться вперед по Пути дзэн-гитары, надо полностью посвятить себя занятиям. Единственная возможность полностью отдаться работе — любить ее. Если игра на гитаре не доставляет вам удовольствия, значит что-то не так. Усилия, которые вы прикладываете на занятиях, должны доставлять вам радость.

Когда я сомневаюсь в силе духа учеников, я вызываю их к доске. Некогда учителя так наказывали учеников, заставляя их десятки раз писать одно и то же предложение, например: «Я больше никогда не буду разговаривать на уроках». В додзё дзэн-гитары я вызываю учеников к доске, чтобы помочь им, а не наказать их.

Где-то в глубинах вашей души скрываются слова, воплощающие вашу сущность, слова, раскрывающие ваши идеалы. Эти слова могут сложиться в банальную фразу, например «Я здесь». В них может быть заключена философская мысль: «Единственный противник — внутри меня». Найдите слова, воплощающие вашу сущность, и напишите их на доске 10 000 раз. Чтобы задача была вам под силу, вы должны всем сердцем в них верить.

Эти слова помогут вернуться вам на путь, с которого вы свернули.

 

Чрезмерное усердие

Смотри на вещи проще. Главное, смотри на них.

Вуди Гасри

 

Чрезмерно усердное отношение к делу является противоположностью недостаточного усердия. Вы должны следовать по Пути дзэн-гитары с открытым сердцем. Бежать сломя голову ни к чему.

Некоторые гитаристы готовы пойти на все, чтобы выигрышно смотреться в глазах слушателей. Они допускают ту же ошибку, что и некоторые люди, когда закручивают роман — они слишком торопятся. Они не дают времени слушателям, чтобы приспособиться к ним. В таком случае мы постепенно начинаем терять уважение к исполнителю, даже если он еще в начале пути и произвел на нас положительное впечатление.

Другие гитаристы слишком торопятся. Их можно сравнить со спортсменами, которые могут надорваться, если с чрезмерной поспешностью приступят к тренировке. Они никак не могут выбрать правильный темп. Их дух похож на пиво, которое слишком быстро наливают в кружку, в результате чего пена начинает литься через край. Таким людям надо научиться наполнять бокал своего духа строго до краев.

Один из показателей чрезмерного усердия - слишком сильная громкость музыки. Несомненно, некоторые музыканты, исполняют композицию лучше, если играют громче. Однако очень часто исполнители пугают громкость музыки с ее яркостью и глубиной. Их можно сравнить с недалекими людьми, которые считают, что если будут говорить с иностранцами громче, то их лучше поймут.

Музыканта, виртуозно управляющего силой звука, можно сравнить с жокеем, который, в случае необходимости, может придержать лошадь. Новичок с гитарой подобен неопытному наезднику на необъезженной лошади. Со временем мы все лучше и лучше управляем силой звука, и гитара в наших руках уподобляется проверенной скаковой лошади, реагирующей на каждое движение опытного жокея. Мы чувствуем мощь, но нам под силу ее обуздать.

Занимайтесь не покладая рук, но не дайте косности овладеть вами. Научитесь ощущать мощь, которая скрывается внутри вас. Даже если вы сильны духом, вам все равно надо работать над собой. Степень вашего мастерства проявляется не в том, что выставляется напоказ, а в том, что остается скрытым. Ключ к тому — искусство владеть собой.

Владейте собой всегда. И в жизни, и во время игры на гитаре. Чтобы следовать по Пути дзэн-гитары, надо сдерживать себя.

 

Скорость

Я все не мог освоить быстрого гитарного боя. И тогда я решил сконцентрироваться не на скорости, а на своем внутреннем мире.

Я уже давно усвоил, что одна правильная нота значит гораздо больше, чем двадцать неправильных.

Лес Пол

 

Очень многие исполнители, в особенности молодые, буквально одержимы скоростью исполнения. Они считают, что скорость — мера их способностей: чем быстрее двигаются пальцы, тем лучше гитарист. Такая точка зрения лишь свидетельствует о незрелости.

Не надо путать музыку с гонками. Вы не получите призовых очков, если сыграете сольную композицию быстрее другого исполнителя. Скорость — это побочный продукт техники игры, но никак не самоцель. Скорость в отрыве от музыкального контекста ровным счетом ничего не значит. Музыканту гораздо важнее чувствовать темп и ритм, соблюдать синхронность исполнения. Сконцентрируйтесь на этих четырех вещах, и вы познаете хёси, чувство естественного ритма.

Темп

Каждой песне присущ определенный темп исполнения. Ее можно сравнить с машиной, мчащейся по шоссе. Если будете играть слишком быстро, слушатели сразу это почувствуют. Точно так же как двигатель начинает захлебываться, если вы слишком сильно нажимаете на газ. Будете играть медленно, и темп мелодии станет вихляющим, словно колеса, готовые вот-вот соскочить с оси. Если вы играете в правильном темпе, вас можно сравнить с профессиональным водителем, который уверенно выполняет самые невероятные маневры. Прочувствуйте музыку, которую вы собираетесь исполнять, и темп станет очевиден.

Ритм

Зная темп, вы знаете и ритм. При исполнении в медленном темпе некоторые гитары будут звучать слишком громко, а при быстром темпе — наоборот, слишком тихо. Научитесь действовать как подающий в бейсболе, который обставляет выбивающих за счет того, что постоянно меняет скорость. Вы должны знать, когда играть быстрее, а когда медленнее.

Время

В данном случае речь идет о чувстве момента, того самою момента, когда нужно ударить по струнам. Представим, что вы рассказываете анекдот. Если пауза перед кульминационным моментом окажется слишком короткой или слишком длинной, шутка будет безнадежно испорчена. То же самое и с нотами. Разница между правильным и неверным моментом может уложиться в один миг. Если вы это поймете, вы обретете власть над временем.

Быстрота

В дзэне гитары быстрота важнее скорости. Быстротой можно назвать промежуток времени, разделяющий мысль и действие. Сколь часто мы слышим от людей: «Мне на самом деле надо было сказать...». То же самое происходит в процессе игры на гитаре. Если мы достаточно быстры, мысль и действие одновременны.

Если вы играете так, как того требует от вас музыка, вам не надо беспокоиться о скорости вашего исполнения. Выбор произойдет сам собой.

 

Тяга к соперничеству

Расхождения во взглядах — неотъемлемая часть процесса общения с людьми.

Но в музыке не место соперничеству.

Я не желаю иметь дело с человеком, соперничающим со мной.

Я хочу дружно работать и вместе творить музыку.

Эдвард Ван Хален

 

Во время работы очень многим просто необходим сам момент соперничества. Соперничество играет роль дополнительной мотивации. Даже в тренажерном зале, где каждый тренируется самостоятельно, в некоторых велотренажерах, степлерах и беговых дорожках предусмотрена опция забег, активировав которую человек создает себе электронного соперника. Очень многие переносят дух соперничества на музыку. Существует множество музыкальных конкурсов, в ходе которых победителем выходит один человек; музыканты конкурируют между собой, чтобы получить место в оркестре, играющем на Бродвее. Мир музыки, как и мир в целом, полон духа соперничества.

Здоровое соперничество никогда не повредит. Исполнители джаза придерживаются аксиомы: «В ходе соперничества на музыканта может снизойти озарение. Выставляя напоказ свое мастерство, соперничая с другим музыкантом, мы можем многое узнать о себе: увидеть предел своих возможностей, понять, над чем нам надо поработать.

Однако, как правило, соперничество в музыке не приводит ни к чему хорошему. Тяга к соперничеству часто говорит лишь о неуверенности музыканта в себе. Очень многие исполнители участвуют в музыкальных конкурсах не для того, чтобы проверить свои силы, а чтобы доказатьих наличие. Если у вас возникла необходимость доказывать кому-то наличие сил, поработайте над уверенностью в себе. Задумайтесь, что вы хотите доказать и зачем.

На Пути дзэн-гитары нет места соперничеству. Каждый, проходящий у нас обучение, должен рассматривать свои силы и возможности, в первую очередь исходя из своей собственной точки зрения. В душе каждого из нас звучит своя музыка. Нам предстоит ее сыграть. К чему здесь соперничество? Ведь это все равно что сравнивать детскую мазню и шедевры французского импрессионизма. Каждый творит в меру сил и возможностей.

Я не отрицаю существование таланта. Некоторые люди обладают врожденным даром и склонностью к занятиям музыкой, тогда как другим приходится работать и работать. Чем бы мы ни занимались, нам всегда будут встречаться более одаренные и менее одаренные люди. Мы должны с благодарностью принимать то, чем нас одарила природа и гнать от себя зависть и самодовольство. Если мы столкнемся с гением, эта встреча должна вдохновить нас на поиск своей собственной дороги в жизни, а вовсе не расстроить из-за того, что мыне можем воспользоваться путем, предназначенным другому человеку.

Игроки в гольф часто говорят, что они соревнуются с площадкой для гольфа, а не друг с другом. То же самое и с дзэн-гитарой. Вы не должны исключать соперничество из процесса обучения. Его надо направить внутрь. Если на Пути дзэн-гитары вы проявите решимость, вам все будет по плечу.

Единственный соперник — внутри вас самих.

 

Одержимость

Я считаю, что единственная опасность кроется в чрезмерном увлечении

игрой на гитаре. Важнее всего музыка. Гитара — всего лишь инструмент.

Джерри Гарсиа

 

На некоторых курсах преподаватели настаивают, чтобы ученики думали, дышали, жили игрой на гитаре двадцать четыре часа в сутки. Это я и называю одержимостью. В нашей школе вы должны думать, дышать, жить и уже только потом браться за гитару.

«Познав одну вещь, познаешь десять тысяч вещей». Эта фраза указывает нам направление движения от частного к общему, дает нам возможность увидеть истину в широком плане, совершив одно-единственное действие. Игрок в гольф, который воспринимает деревья, песок и воду на поле исключительно как помехи, может владеть хорошей техникой игры, но виртуозом ему не стать.

Если вы кроме гитары ничего не знаете и не видите, музыка, что вы играете, будет лишена внутреннего содержания. Вам надо прочувствовать, как соотносятся гитара и внешний мир. Посмотрите, как весной цветет вишня. Послушайте, как ветер шелестит облетевшими лепестками цветов. Прочувствуйте, как от бутона отрывается лепесток, когда ему приходит время пасты на землю. Так вы сможете обрести Путь дзэн-гитары.

В музыке вы воплощаете самого себя.

 

Неверная работа с критикой

Я слышал историю о том, что когда Боб Дилан приехал в Австралию,

один человек стал критиковать его творчество.

Мол, новые песни Боба гораздо хуже старых.

А Дилан ему просто ответил: «Слушай, я хотя бы песни пишу,

а ты чем занимаешься?

Том Петти

 

Ученик, следующий по Пути дзэн-гитары, должен знать о критике две вещи: как критиковать других и как воспринимать критику самому. Если вы хотите кого-нибудь поправить, делайте это с намерением созидать, а не разрушать. Ломать просто. Путь дзэн-гитары — путь созидания, а созидать всегда крайне сложно.

Если вас кто-то поправляет, желая при этом вам добра, слушайте и учитесь. Игнорируйте попытки вывести вас из душевного равновесия, никому не позволяйте пробить вашу броню. Критиковать просто, найти альтернативу куда сложнее.

Нет никакого значения, что вы делаете и сколь вы уважаемы. Всем угодить не удастся. Критика бывает разной. Научитесь чувствовать эти различия.

Есть люди, которые вас критикуют, потому что ваши вкусы не совпадают. Если вкусы не совпадают, это вовсе не означает, что у вашего оппонента вкус лучше.

 

Есть люди, которые критикуют, не разобравшись в ситуации. Одно дело обсуждать игру защитника сборной, а совсем другое — выйти на поле и отражать атаку противника.

 

Есть люди, которые критикуют вас, потому что их к этому подталкивает самомнение. Люди могут критиковать вас из чувства собственной неуверенности или же просто желая показать, какие они умные. Раздавая уколы направо и налево, они стремятся выглядеть лучше, чем они есть на самом деле.

 

Используйте занятия в нашем классе так, чтобы лучшим вашим критиком были вы сами. Тогда уже никто не сможет вам сказать то, чего вы сами еще не знаете.

 

И в заключение о самокритике: не занимайтесь самобичеванием. Даже если вы знаете свои промахи и ошибки, вовсе необязательно выставлять их напоказ. Подавляющее большинство их не заметит.

 

Неумение приспосабливаться

Иногда все может уладиться случайно, само собой.

Но вы же не можете устраивать такие случайности.

Джефф Бек

 

Мир полон неожиданностей. Струна может лопнуть в самой середине выступления. В самый неподходящий момент перегорает предохранитель в усилителе. Вы едете в кабриолете, и неожиданно начинается ливень. Всех возможностей не предусмотреть, поэтому нам приходится приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. В таких случаях смотрите на жизнь с оптимизмом. Пусть наполовину пустой стакан будет для вас наполовину полон. Попытайтесь извлечь из создавшегося положения максимум пользы.

Японское слово «кризис» — кики, дословно означает «опасный момент», но и «возможный риск».

В случае непредвиденных обстоятельств ищите возможность выхода из сложившейся ситуации. Ваша реакция на непредвиденные обстоятельства показывает окружающим, что вы представляете собой на самом деле. В этом додзё мы будем учится падать как кошка — на четыре лапы.

На одном из концертов я видел, как у группы полетела вся аудиосистема в середине их лучшей песни. Замолчали микрофоны и гитары, работали только ударники. Не задумываясь, ансамбль закончил песню, заставив весь зал им подпевать.

Потом аудиосистема заработала снова. Однако именно эта единственная песня запомнилась лучше других. Когда все рушилось и катилось под откос, ансамбль не опустил руки и продолжал творить.

Иногда нам везет, иногда нет. Удачу очень часто определяет ваше отношение к жизни.

 

Утрата концентрации

Помню однажды пришел на концерт, а там был накрыт шикарный стол, ешь не хочу. Я подошел к Майлзу и сказал: «Слушай, ты бы пошел поглядел, какой там стол накрыли! », на что Майлз ответил: «Я сюда не есть пришел.»

Гэри Бартц,

о разговоре с Майлзом Дэвисом

 

Есть такая японская поговорка: «За двумя зайцами не угнаться>. Она напоминает людям о необходимости концентрации сил на одном конкретном деле. Мы не должны распыляться по мелочам. Очень часто люди носятся за двумя зайцами, не озаботившись тем, чтобы поставить перед собой задачу схватить хотя бы одного.

Если мы теряем точку концентрации, виной тому либо недостаток концентрации, либо недостаточная сила воли.

Недостаток концентрации

Мир современной музыки подвержен резким изменениям. В нем становится все сложнее и сложнее придерживаться намеченной цели. Верша Путь дзэн-гитары, необходимо научиться концентрироваться на определенном моменте.

Многие учителя дзэн предлагают своим воспитанникам следующее упражнение на развитие концентрации. Надо спокойно сесть и сосчитать до десяти. Если хоть что-то прервет ваш счет (случайные мысли, посторонний шум или даже звук вашего собственного дыхания), вам надо начать считать сначала.

Когда в следующий раз вы почувствуете, что утрачиваете концентрацию, попробуйте выполнить это упражнение. Как только вы произнесете про себя «один», концентрация начнет к вам возвращаться.

Если вам удастся сосчитать о десяти, вы познаете Путь дзэн-гитары.

Недостаточная сила воли

Проблемы с концентрацией очень часто связаны с недостаточной силой воли. В наши дни мы видим, как многие постоянно меняют место работы, друзей, начинают дела и никогда не доводят их до конца. Причина кроется в недостатке силы воли. Люди бредут по жизни, выбирая дорогу полегче, вместо того чтобы хоть как-то улучшить качество той дороги, которая им предназначена.

Когда мы глядим на других людей, смотрим на то, что они имеют и в каком направлении следуют, мы перестаем концентрироваться на самом важном: что имеем мы и в каком направлении следуем мы.

Да, к вершине горы ведет много тропинок. Но выйти к вершине можно только по одной-единственной тропке. По той, что предназначена вам. Не надо с завистью смотреть на тропинки, по которым идут другие. Сосредоточьтесь на своей дороге, сконцентрируйтесь на ней. Чем дальше вы уйдете по своей дороге, тем более понятными станут дороги, по которым идут другие.

А в самом конце все дороги сливаются в один Путь.

 

Мнительность

Да я вообще ни о чем таком не думаю. Просто говорю, мол,

врубай гитару и лабай!

Пол Вестерберг,

«The Replacements»

Не надо анализировать все подряд. Иногда лучшую стратегию можно выразить словами: «Готовьсь! Цельсь! Пли! ». Сделайте сперва что-нибудь, а уже потом вносите поправки. Ответ скрывается в действии, ане в словах.

 

 

Черный пояс

Ответственность

Некоторые люди обладают повышенным чувством ответственности, но как ни печально, они не обладают музыкальным вкусом. У других — чудесный музыкальный вкус, однако практически нет чувства ответственности. Людей обладающих и тем и другим качеством крайне мало.

Эрик Клэптон

 

Те, кто много и усердно тренируется, в конечном итоге достигает того момента, когда тело, сознание и дух приходят в состояние равновесия друг с другом. Тело приобретает определенные навыки, сознание доверяет телу, открывая доступ к самовыражению. Человек начинает играть быстро, и кажется, что мысль и действие уже не разделены промежутком времени.

Чтобы достичь этого уровня на Пути дзэн-гитары, вы должны быть хорошим исполнителем. Однако чтобы воистину познать Путь, хорошо играть на гитаре недостаточно. Вы должны пойти еще дальше. Одной техникой игры черного пояса не заслужишь. В нашей школе даже самые выдающиеся способности не дают права повязать черный пояс. Человек может виртуозно овладеть тем или иным приемом, знать все стили и направления, играть так, что слушатели рты разинут. Однако если этот человек с червоточинкой, черного пояса ему не видать.

Путь дзэн-гитары требует от исполнителя ответственности и преданности музыке. Если мы примем как данность тот факт, что мы в долгу перед миром и что наша игра этот долг оплачивает, только тогда наша музыка наполнится смыслом.

Тут нам снова может помочь японский язык. Само слово «человек» — нингэн подразумевает связь с окружающим миром. Слово нин означает «человек», а гэн — «пространство». Иными словами, мы становимся людьми только тогда, когда соотносимся с миром, который нас окружает.

Быть ответственным означает способность отвечать за себя, за свои поступки и действия, посредством которых мы меняем окружающий мир. Сейчас очень много безответственных людей. Мы не обращаем внимания на проступки детей, а потом, став взрослыми, они с легкостью сваливают свою вину на других, притворяются невиновными или, заварив кашу, умывают руки. Есть музыканты, которые, прикрываясь свободой творчества, призывают к насилию, расовой ненависти, дискриминации женщин, а потом отказываются признать, сколь пагубно воздействуют на людей те идеи, которые они несут в своем творчестве. Есть масса музыкантов, которые идут на все, чтобы прославиться, отказываясь признать, что их поступки становятся примером для подражания среди молодежи.

Все это не является Путем дзэн-гитары. Тот,. кто хочет получить черный пояс, должен принять на себя как минимум пять типов ответственности:

Ответственность перед собой

Работайте и развивайте свой талант в полную силу, не ленясь и не придумывая себе оправданий.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь