Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этнический состав и история расселения
В XVII — XIX вв. основными жителями долины р. Ик были племена буляр, юрми, байлар, ирэкте (табл. 1). Источники XVIII в. (гл. II, табл. 2) фиксируют на Ике волости Кыпчакскую, Тамьянскую, Тангуарскую, Бурзянскую, Табынскую, Курпеч-Табынскую, Сынрянскую и др., но к концу XVIII в. остатки этих родо-племенных групп ушли в пределы основных племенных вотчин на Урале или растворились в составе икских башкир. Племя буляр включает два рода — мыгдыга и кадыр, сейчас полностью забытые. Полевыми материалами подтверждается древность рода мышыга. Род кадыр относится к числу образований, возникших лишь в XVIII—XIX вв. вследствие выделения части булярцев в самостоятельную земельную вотчину. Аналогичное происхождение имели в северо-западной Башкирии многие «роды», однако в одних случаях оци наследовали старинные родо-илеменные этнонимы (например мышыга), в других — создавали новые. Племя байлар включает три рода: сураш, салагуш, калмаш. Существование двух первых родов подтверждается как источниками XVIII в. (в формах «Салагушева тюба», «Чураева» или «Чурашева» * тюба), так и полевым материалом. Калмаш, судя по очень широкой распространенности, также древнее название, 1 В списках земельных дач С. И. Руденко транскрипция этнонима иная: «Тураева дача» (Руденко, 1955, стр. 58). но в земельных актах XVIII в. по Байларской волости этот этноним обнаружить не удалось. Племена байлар и буляр расселены на р. Ик смежно, однако центром байларского расселения в прошлом была р. Мензеля (карта 13). В начале XX в. здесь были деревни Верхний Байлар, Подгорный Байлар, -Старый и Новый Байлар, Горный Байлар и др. (Ахмаров, 1908, стр. 340—344). Некоторые из этих названий сохранились и сейчас. Часть байларцев рода салагуш расселялась по правобережью Камы, в низовьях р. Иж и «по другим речкам» (МИБ, 1936, стр. 137). Байларские земли на западе достигали Степного Зая, где еще в XIX в. были байларские аулы. Булярские поселения, напротив, от икской долины вытягиваются на восток до среднего течения р. Сюнь. Большая группа байларцев расселяется южнее, в верховьях Ика. Племя юрми родового деления не имеет. Оно компактно расселяется по среднему течению р. Ик, однако юрмийцы отлично помнят, что их старые родо-племенные вотчины находились на левом берегу реки. Это же подчеркивается и в исторических сказаниях: «р. Ик была границей, к западу от которой жили юрмийцы, а к востоку — ногайцы; через реку они стреляли друг в друга из луков»2. Некоторые правобережные аулы еще в конце XIX в. хоронили своих умерших на кладбищах, которые находились на левом берегу. Далеко на левобережье, например, находилось кладбище древнего юрмийского аула Урманай (Юрманай). К западу от реки юрмийцы были соседями юрматынцев (или жили с ними на одной территории по рекам Степной Зай и Шешма) и, как сказано в гл. IV, в XIII—XIV вв. сдвинулись к Ику. В юр-мийских сказаниях настойчиво повторяется мысль, что на р. Ик юрмийцы жили рядом с катайцами, которым тогда (XIII— XIV вв.) эти земли принадлежали. Это полностью соответствует картине средневековой истории катайцев, воссозданной нами выше. В тех же преданиях юрмийцы рассказывают, что многие из их предков ушли вместе или вслед за катайцами на север и восток, «за Белую». Широкая распространенность на путях предполагаемого движения и на территориях расселения юрмийцев топонимов с элементом юрми заставляет с доверием отнестись и к этому сюжету3. Таким образом, те юрмийцы, которые вместе с юрма- 2 Полевые записи 1960 г., стр. 24. 3 Приведем некоторые примеры. Гидронимы: в бассейне Ика речка тынцами не ушли на Южный Урал, попали в зону катайской миграции. В процессе этих событий юрмийцы вновь разделились: многие из них небольшими группами в общем потоке переселенческого движения направились на север и северо-восток Башкирии; небольшая часть сконцентрировалась на территории по р. Ик, где сохранила компактное расселение и племенную форму организации. Башкиры племени ирэкте являются, как сказано выше, потомками восточных (кара-табынских) и западных табынцев, переселившихся в XV—начале XVI в. на границы Казанского ханства, где они поступили на службу к хану. Это подтверждается ирэк-тинскими шежере4. Родоначальниками ирэктинцев считаются Майкы-бий и его потомок Кара-табын-бий (БШ, стр. 165). При сыне Кара-табын-бия Чулман-бие предки ирэктинскйх * башкир переселились с долины р. Миасс на берега Камы (Чулман) или Ика.' Как генеалогиями (в расчете на число поколений), так и преданиями без существенных расхождений устанавливается дата переселения: конец XV—начало XVI в. В ирэктинскйх шежере имеются сюжеты, раскрывающие некоторые интересные страницы их собственной этнической истории. Одним из предков ирэктинцев был Ахмат-Шайех-бий (или Шайех-Ахмат-бий), который являлся вождем рода в период его расселения на Ике. В шежере имеется любопытная запись: «Ахмат-Шайех-бий имел другое имя — Ирэкте». Каким образом этноним табын (или кара-табын) после переселения на запад, к границам Казанского ханства, мог замениться другим — ирэкте? Это было связано со службой башкир казанскому хану. В недавно найденном ярлыке казанского хана термин ирэк употребляется в значении «крепость», «укрепленное место», «кремль» (Госманов, Мохэммэдьяров, Степанов, (ср. Юрми-у? эн) и Юрмаш — левые притоки р. Уфы в ее среднем и нижнем течении. Оронимы: гора Юрми-тау и хребет Юрмый-тау — на Южном Урале. Микротопонимы и ойконимы: Юрмияз (ср. Юрми-ая? 'Поле юрми') — в Татышлинском районе Б АССР, деревни Юр ми в Ичкиилан-ской волости в XVIII в. (МИБ, 1955, стр. 302) и Юрмин в Дюртюлинском районе БАССР и т. д. 4 Известны три ирэктинскйх шежере. Одно из них обнаружено в 1956 г. в Ермекеевском районе БАССР научными сотрудниками ИИЯЛ БФАН СССР Б. Г. Калимуллиным и Т. Г. Баишевым и частично опубликовано Г. В. Юсуповым (1960, стр. 24—25). Второе шежере в 1955 г. скопировано нами во время полевых работ в Алыпеевском районе (Полевые записи 1955 г., стр. 74—75). Третье —самое подробное и ценное — дважды записано в пересказе информаторов в Татышлинском районе БАССР в 1959 г., а позже, по нашей просьбе, полностью скопировано со старой рукописи в д. Верхне-Кудашево того же района местным учителем. Копия хранится в ИИЯЛ БФАН СССР. 1965, стр. 148). Следовательно, ирэкте (ирэкте, ирэктелэр) означало «несущие службу в крепости» или «обязанные оборонять крепость (кремль)». Подтверждается такое заключение старинной копией с грамоты 1523 г., которая была выдана казанским ханом Сахиб-Гиреем Шейх-Ахмеду-тархану, его семи товарищам и «близким огланам». Шейх-Ахмед, его товарищи и родичи наделялись казанским ханом землей и «тарханским званием» (Юсупов, 1960, стр. 24). Очевидно, Шайех-Ахмат-бий (или Ахмат-Шайех-бий) из ирэктинской генеалогии и Шайех-Ахмед-тархан из ханской грамоты — одно и то же лицо. Казанский хан жаловал тарханные права и привилегии тем башкирским биям, которые вместе с «огланами» и «товарищами» шли к нему на службу. Отношения Казанского ханства и башкир не исчерпывались, таким образом, формулой «господства» и «подчинения», как это рисуется в не-, которых исторических сочинениях. Это была сложная феодальная система вассальной зависимости с предоставлением земельных вотчин, тарханных привилегий, но с одновременной обязанностью вассала нести военную службу. На такой службе у сюзерена — казанского хана и находились кара-табынец Шейех-Ахмат-бий (тархан), его «товарищи» и «огланы», которые в соответствии с новым положением получили новое «родовое» название иржте. С падением Казани и присоединением Башкирии к Русскому государству ирэктинцы, которые были чужаками в икской долинег к тому же очень обжитой и плотно населенной, ищут новые земли и большей частью уходят «за Белую», на лесное правобережье Быстрого Таныпа (карты 13, 14). Переселение произошла в конце XVI в. На Таныпе ирэктинские башкиры, боевые традиции которых были еще свежи, сильно потеснили племя тазг заняв в основном его территорию. Позднее ирэктинцы «идеологически обосновали» захват земель сказаниями с обычным в таких случаях сюжетом о женитьбе ирэктинских батыров на дочерях Таз-баба, за которыми в приданое они получили обширные земли5. В XVI или XVII в. ирэктинцы закрепили занятые на 5 Ниже приводится одно из преданий: «Наш предок Исэн-баба (Исэп-баба) был охотником на р. Ик. Он часто ходил с сыновьями охотиться на Танып, так как там охота была богатой. Однажды в лесу Исэн-баба встретил аксакала племени таз Таз-баба и подружился с ним. Таз-баба пригласил Исен-баба навсегда поселиться на Таныпе и вместе с ним охотиться, ловить рыбу. Исэн-баба так и сделал, а его сыновья женились на дочерях Таз-баба. Таз-баба из бескрайних земель своих, покрытых густым лесом, обильных животными и дичью, отдал ирэктин-цам в приданное большую вотчину» (Полевые записи 1959 г., тетрадь 1, стр. 2—6). В других вариантах предание имеет продолжение: «Исэн-баба ходил в Москву [или в Казань] к великому Белому бию, отвез севере земли получением жалованных царских грамот. Судя по историческим сказаниям, ирэктинцам пришлось отстаивать новые вотчины в борьбе не только с тазларами, но и с «пришельцами» с севера, которых предания называют по-разному: сирмеш, мари, ар. Особенно глубокий след в памяти народа оставило «жестокое нашествие марийских женщин» {мари катын-кы? лар яуы удал яу булран6). С длительной и упорной борьбой башкир с местными племенами и «нашествием» пришельцев, с «войной с черемисами и арами» связывают исторические сказания северных ирэктинцев многие микротопонимические названия: 'кала-урын — городище или укрепленное место на возвышенности берега речки Сикашта; в том же районе и в тех же значениях пала-тау, Ирэк-тау; в окрестностях д. Верхне-Кудашево Тимерсе болон — «Поляна кузнеца», где «деды ирэктинцев ковали оружие», Урман-ятык — «Лесное убежище», где прятались во время набегов женщины и дети, и т. п.7 Сведений о численности икских башкир нет. Бургомистр Юх-нев зафиксировал дворовое число и «годных к службе» башкир лишь в «Юрминской» и «Балярской» (Байларской) волостях: в начале XVIII в. (в соответствии с названной выше методикой расчета) юрмийцев было около 6 тыс., байларцев — 9 тыс. человек. Ирэктинцы на р. Ик ни в одном списке XVIII в. не упоминаются; на Осинской дороге (т. е. на Таныпе) в 1775 г., по данным графа Панина, их насчитывалось 352 двора (гл. II, табл. 7). Булярцев на Ике по списку П. И. Рычкова в середине XVIII в. был 231 двор, однако сведения Панина и Рычкова явно заниженные. Впрочем, в XVIII в. посредством дворового учета установить численность башкир в икских волостях было чревычайно ему подарки — кадушку меда и лыжи, обитые бобровым мехом, и получил грамоту на земли» (Там же, стр. 17, 28). Из сведений, приведенных в преданиях, документально подтверждаются переселение ирэктинцев с Ика на Танып (еще в начале XVIII в. таныпские ирэктинцы имели «общие вотчины» с соплеменниками на Ике и даже участвовали с ними в оформлении «припускных» договоров; МИБ, 1955, стр. 39) и реальность личности Исэн-баба. Во всех ирэктинских шежере и генеалогиях Исэн-баба представлен потомком легендарного Кара-табын-бия, жившим во второй половине XVI в. Могила Исэн-баба находится в окрестностях д. Ст. Чукурово Татышлинского р-на и еще во время проведения наших полевых работ содержалась в порядке и была объектом паломничества ирэктинских стариков (Полевые записи 1959 г., тетрадь 1, стр. 6—7). 6 Полевые записи 1959 г., тетрадь 1, стр. 3—4 и др. Предание, которое 7 Полевые записи 1959 г., тетрадь 1, стр. 4—5, 14—16, 25. 21 Р. Г. Кузеев 321 трудно, так как, по словам Юхнева, «кроме башкир, в них живут татары, мари, чуваши» (МИБ, 1955, стр. 489). Представленный выше анализ истории расселения икских башкир помогает понять их внутреннюю структуру и особенности икской микроэтнонимии. В северо-западной Башкирии вообще и в икском бассейне в особенности родовые подразделения в социальном смысле мало чем напоминали аналогичные организации восточных башкир. Собственно, на западе родовых подразделений в XVIII—XIX вв. уже не было; они распались здесь так же, как исчезли родо-племенные вотчины. Формально родовые вотчины кое-где продолжали существовать, но фактически некогда единые племенные или родовые земли были разделены на множество частей. Основой сельской общины был хозяйственный аул с прилегающими землями. В пределах аула-общины быстро формировалось посемейное владение наделами (по-вытьями), которое с введением в Башкирии ревизского учета (с 1833 г., VIII ревизия) перерастало в периодические переделы общинных земель по «ревизским» душам. В этих условиях всякая связь патронимии с системой землепользования терялась (тогда как в районах устойчивого сохранения полукочевого скотоводства члены родового подразделения продолжали совместно эксплуатировать часть родовой вотчины). В некоторых уголках северо-запада (особенно на севере, в лесных районах) еще существовало сознание принадлежности к мелкой родственной группе с особым названием, тамгой, традицией взаимопомощи, обособленным расселением и т. д., но оно сохранялось исключительно силой инерции. Значение этих пережиточных организаций находилось в сфере общественных взаимоотношений в пределах микромира одного аула; никакой роли в экономической жизни общества они уже не играли. И все же наименования, которые в икских деревнях имели группы родственных семей или просто часть аула, представляют интерес. Они примечательны прежде всего тем, что в большинстве случаев указывают на этническую смешанность деревень в XVIII—XIX вв. Из 50 названий, зафиксированных нами по всем четырем икским племенам, 35 — этнические (точнее социально-этнические) или родо-племенные, в том числе башкорт или асаба в значении «вотчинники» (9), типтэр в значении «малоземельные» (8), казан халкы, казанлар, казан кешесе (8) —'казанские люди', 'казанцы', 'казанский человек' — также обычно ъ подразумеваемым смыслом: малоземельные или безземельные. Многие деревни так и подразделялись на три части: башкир или.вотчинников, типтярей и казанских людей. Это членение было довольно устойчивым, так как между указанными группами различия в размере земельного душевого надела сохранялись вплоть до XX в. Например, в юрмийской деревне Суюндуково душевой надел у башкир в конце XIX в. был около 40 десятин, у типтя-рей — 10—12, у казанских людей— 1—1, 5 десятины8. Другими словами, в икской долине этническое определение приобретало одновременно и социальный оттенок и становилось, если правомерна такая формулировка, этносоциальным определением. Царизм и классовая верхушка башкирского общества использовали эту особенность, всячески подчеркивая «социальные» (в данном случае — земельные) различия между этническими группами и тем самым затушевывая глубокие классовые градации и социальные противоречия внутри этих групп. Впрочем, переход из одной этнической (или этносоциальной) группы в другую был вполне возможен и зависел от изменения размеров земельного надела. Можно было бы привести многочисленные факты, показывающие, как богатые типтяри или мишари, увеличивая тем или иным путем свой надел, становились «башкирами». Так, в ирэк-тинской деревне Мялля-Тамак башкиры делятся на «настоящих», ирэктинских, и тех, которые 100—150 лет назад «стали башкирами, приобретя земли» (otgup алып башкорт булып киткэннэр) 9. В то же время немало башкир, потерявших земли или не получивших наделы (в последнем случае так называемые «новорожденные», т. е. родившиеся после ревизского учета и передела земель), становились «типтярями». Таков был механизм этнического смешения населения икского бассейна в XVIII—XIX вв., который обусловил неопределенность этнического содержания этнонимов башкир и типтяр. Подчеркивая смешанность икского населения и особенно возрастающую с XVII—XVIII вв. тенденцию башкиро-татарской взаимной ассимиляции, мы не склонны приуменьшать и противоположное значение этих процессов. Различия в системе землепользования и в размерах наделов башкир, типтярей и татар были до поры до времени сдерживающим фактором на пути окончательного смешения этих родственных народов. Именно эту сторону процесса отражает тот факт, что различные части икских аулов имели этнические названия. Тамги икских башкир, разнообразные по типам, являются исключительно семейными и отражают не только этническую смешанность населения, но и глубокие процессы социальной дифференциации. По четырем икским племенам собрано 145 тамг, 8 Полевые записи 1960 г., стр. 57—58. 9 Там же, стр. 50. 323 2V Которые группируются более чем в 10 типов. Однако через мозаику тамг достаточно ясно просматриваются основные фигуры древних племенных тамг. Из 145 тамг пять типов, показанных на табл. 2, составляют 120. Оригинальной на Ике является лишь тамга племени буляр (№ 1). Остальные (№ 2, 3, 4, 5) мы видели у тех или других восточных племен. Но как раз этим они интересны. Среди юрмийцев преобладает тамга № 3, совершенно аналогичная одной из юрматынских тамг (см. гл. IV, табл. 2, № 2). Это еще один и весьма существенный аргумент в пользу юрма-тыно-юрмийского этнического родства. Ирэктинцам, как и следовало ожидать, хорошо известна кара-табынская тамга (№ 4). Однако их у ирэктинцев сравнительно немного. Очевидно, кара-табынцы составляли лишь служилую верхушку, ядро ирэктинцев, вокруг которого сплотились этнически разнородные группы. В ирэктинской деревне Мялля-Тамак из 300 (примерно) семей кара-табынская тамга лишь у 60; старики здесь убеждены, что тамга-кольцо (или ковш) принадлежит «настоящим» ирэктинцам, «пришедшим с Миасса». Ирэктинцам известны и некоторые за-паднотабынские тамги. У племени байлар тамга в основном начертании и в вариациях тождественна с усерганской (№ 2). Напомним, что название одного из байларских родов — сураш — повторяет этноним усерганского рода. Из других типов икских тамг укажем, как на наиболее распространенные, катайскую (№ 5) и кара-кыпчакскую (две черты); вариации последней ничем не отличаются от приведенных в предшествующих главах (см. гл. IV, табл. 2, № 1). Распространенность катайских и кыпчакских тамг среди икских племен отражает этническую историю XIII—XIV вв., когда после длительного пребывания на Бугульминской возвышенности ка-тайские роды направились в центральную и северо-восточную Башкирию, а кыпчаки локализовались в западных и юго-восточных районах. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1284; Нарушение авторского права страницы