Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 7. Становление науки о народах мира.
Этнографические знания в Древнем Египте. Древнеегипетские памятники письменности: «Палермский камень», «Приключения Синухета» и др. Развитие науки египтологии в XIX – XX вв. Этнография в Междуречье. Вавилонская клинопись. Законы Хаммурапи. Наука ассириология. Библия как этнографический источник. Библейская генеалогия народов – первая этнографическая концепция. «Библейские» народы в труде Д. Фрезера «Фольклор в Ветхом завете». Народы мира в трудах древнегреческих авторов: Гомер «Илиада» и «Одиссея»; Геродот «История в 9 книгах»; Фукидид «История»; Ксенофонт «Анабасис»; Платон «Тимей» и «Критий» (предание об Атлантиде); Страбон «География»; Полибий «Всеобщая история»; Гиппократ «О воздухах, водах и местностях». Принцип географического детерминизма в изучении культуры греками. Римские авторы о народах мира: Гай Юлий Цезарь «Записки о Галльской войне»; Плиний Старший «Естественная история»; Корнелий Тацит «Жизнеописание Юлия Агриколы», «О происхождении германцев и местоположении Германии», «История», «Анналы»; Аммиан Марцеллин «История» (18 книг). Этнография в эпоху Средневековья (VI-XVII вв.) Кризис римской империи и упадок этнографических знаний. Религиозный характер средневековой культуры. Труд готского историка Иордана (VI в.) «О происхождении и деяниях готов». Славяне и другие народы России в изображении Иордана. Византийские источники о народах Восточной Европы: Прокопий Кесарийский «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» (VI в.); Константин Багрянородный «О фемах», «О народах («Об управлении империей») (Х в.); Анна Комнина «Алексиада» (XII в.). Скандинавские саги о походах викингов IX-X вв., о народах: «скрелингах» - эскимосах Гренландии, об индейцах Америки и т.д. Крестовые походы европейских феодалов на восток. Политика «Drang nach Osten» Ф. Барбароссы. Создание Орденов на Ближнем Востоке. Мусульмане «сарацины», восточные народы – «язычники» в изображении церковных писателей: «Хроника» Титмара, «Гамбургская церковная история» (XI в.), «Описание Саксонии» Адама Бременского. Путешествия европейцев в восточные страны; этнографические сведения в трудах путешественников XIII в.: «Записка» монаха Юлиана; «История монгалов» Дж. Плано Карпини; «Путешествие в восточные страны» В. Рубрука; «Об азиатских народах (монголах, китайцах) и их обычаях» М. Поло. Великие географические открытия и этнографические знания об открываемых народах: О. Дапперт «Umschtandliche und eigentliche Beschreibung von Afrika» (1670 г.); испанские хроники «О западных Индиях». Путешествия в Московию, русская культура и менталитет в трудах путешественников: С. Герберштейн «Записки о московитских делах» (1517, 1526 гг.); Дж. Флетчер «О государстве русском» (1588-1589 гг.); И. Масса «Краткое известие о начале и происхождении современных смут в Московии» (начало XVII в.); А. Олеарий «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» (1634-1636 гг.); альбом А. Мейерберга (1661-1663 гг.). Этнография в средневековой России. Этнографические материалы в «Повести временных лет» (1113 г.), «Слове о полку Игореве» (XII в.), в исторических литературных памятниках монгольского периода – «Слово о погибели русской земли», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Казанская история» и др. Этнографические сведения о народах России в «Житиях святых»; о народах зарубежных стран в «Хожении» игумена Даниила (XII в.); в «Хожении за три моря Афанасия Никитина» (1466-1472 гг.). Накопление этнографических знаний о народах Сибири в конце XVI – XVII веках; этнографический материал русских летописей; «Чертежная книга Сибири» С. Ремезова (1689 г.); Географический справочник XVII в. «Книга большому чертежу»; «Космография фламандца Ортелиуса» (1571 г.) и этнографические знания о зарубежных странах. Этнография в XVIII веке. Колониальное освоение мира. Отличие английской и французской систем управления колониями. Создание эмпирической базы для дальнейших научных исследований: американские индейцы в исследовании французских иезуитов – П. де Шарльвуа, Ж.Ф. Лафито; жители Марианских островов (чаморро) в «Истории» Ле Гобиена; проблемы острова Пасхи в открытиях Я. Роггевена; Л.А. Бугенвиль об островитянах Новых Гебрид, Новой Британии, Таити; Д. Кук об островитянах Таити, маори Новой Зеландии, туземцах Австралии в работе «Путешествие к Южному полюсу и вокруг света»; Ж.Ф. Лаперуз о малайско-индонезийско-полинезийском родстве; Босман о фетишизме в «Путешествии в Гвинею»; готтентоты в «Описании мыса Доброй надежды» П. Кольбе; Ж.Б. Дюгальд о Китае (1760 г.); исследования Индии в трудах Тиффенталера «Описание Индии», А.А. Дюперрона «Исторические и географические исследования об Индии»; изучение Ближнего Востока: «Описание Аравии» и «Путешествия по Аравии и другим странам» Карстена Нибура; Австралия и Полинезия, фетишизм аборигенов в исследованиях Шарля де Бросса. Сравнительный метод первых исследований о народах колонизуемых территорий. Отец сравнительного метода Жозеф-Франсуа Лафито и его труд «Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних времен». Французские просветители о специфике культурного развития народов мира: идеи «золотого века», образ «доброго дикаря» в трудах «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми» (1754 г.) Ж.Ж. Руссо; «Добавление к путешествию Бугенвиля» Д. Дидро. Теория закономерного прогресса в трудах «Дух законов» Монтескье; «Опыт о нравах и духе наций» Ф.М. Вольтера. Три ступени развития человеческого хозяйства в «Очерке исторической картины прогресса человеческого духа» (1791 г.) Ж.А. Кондорсе. Схема всемирно-исторического развития «дикость – варварство – цивилизация» в «Опыте истории гражданского общества» (1768 г.) Адама Фергюссона (Англия). Апогей развития европейской исторической мысли XVIII века в трудах немецкого мыслителя И.Г.Гердера: «Идеи к философии истории человечества»[1], «Письма для поощрения гуманности» (1790 г.). Идеи И.Г. Гердера об общем и особенном в развитии народов мира, «национальном духе», необходимости изучения народного творчества (фольклора). Зарождение интереса к народному творчеству в публикациях «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки старого времени» Ш. Перро (1697 г., Франция); арабские сказки «1001 ночь» А. Галлана (1704-1717 гг., Париж); «Поэмы Оссиана» (1760 г., Англия). Российская этнография. Освоение новых земель, первые научные исследования в России в петровскую эпоху: «Краткое описание о народе остяцком» Григория Новицкого (1715 г.); путешествия по Сибири Д. Мессершмидта, В. Беринга, Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, Я. Линденау, С.П. Крашенинникова, Г.- В. Штеллера. Национально-государственная политика Екатерины II и освоение новых территорий Поволжья и Приуралья, Средней Азии. Деятельность руководителей и участников Оренбургской экспедиции (комиссии) – И. Кириллова, В.Н. Татищева, П.И. Рычкова – по изучению края. Труды научной («академической») Оренбургской экспедиции 1768-1774 гг.: «Путешествие по разным провинциям Российской империи» П.С. Палласа, «Материалы по этнографии Сибири XVIII в.» В.Ф. Зуева, «Дневные записки путешествия по провинциям Российского государства» И.И. Лепехина, «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» И.Г. Георги. Изучение русского народа М.В. Ломоносовым, М.Д. Чулковым, А.С. Кайсаровым, Г. Глинкой, Н. Озерецковским. Популяризация этнографических знаний в России в публикациях журналов, словарей, «Месяцесловов». Мифологическая школа в этнографии. Рост этнического самосознания народов Европы в условиях наполеоновских войн в начале XIX в. Развитие фольклористики. Народная сказка как этнографический источник. Публикации фольклорных сборников в европейских странах в первой половине XIX века: Людвиг Ахим фон Арним и Клеменс Брентано «Волшебный рог мальчика» (1806-1808 гг.), Якоб и Вильгельм Гримм «Детские и домашние сказки» (1812, 1814 гг.), древнеисландский эпос «Эдда» под редакцией братьев Гримм (1815 г.), средневековая поэма «Песнь о Роланде» (1837 г.), «Народные песни и напевы Франции» (1843 г.), «Провансальский букет, или Воскресение трубадуров» (1823 г.). Издание Клода Шарля Фориэля сборника новогреческих народных песен ( 1824 г.), баллады и поэмы Вальтера Скотта (1802-1803, 1805-1815 гг.), «Стародатские исторические песни» (1811 г.), «Шведские народные песни» (1844 г.), «Старинные народные песни Дании» (1853 г.), «Датские саги» (1854 г.), сказки Г.Х. Андерсена, «Калевала» Э. Леннрота (1835 г.). Критическая литература о средневековом германском эпосе «Песнь о нибелунгах». Исследования мифологии и религии древних народов в первой половине XIX в. Мифологическая школа ученых: братья Гримм, Адальберт Кун, Вильгельм Шварц, Макс Мюллер, Вильгельм Маннгардт (Германия); Эжен Бюрнуф, Мишель Бреаль (Франция) Анджело де Губернатис (Италия); Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, И.М. Снегирев, И.П. Сахаров, А.В. Терещенко, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, О.Ф. Миллер (Россия). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы