Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Технология печатного процесса
ФЛЕКСОГРАФИЯ Флексографию часто считают «непритязательной», «неряшливой» полиграфической технологией, которая предназначена для печати текста и примитивной графики на коробках из гофрокартона и пластиковых пакетах. Это представление родилось в давние годы, когда для флексографии использовали резиновые печатные формы и краски, которые пачкались и текли. В те времена флексопечать называли «причудой Билли» в честь производителя печатных красок - фирмы Billy, Baron, and Sons (Ливерпуль, Англия), которая изобрела новую технологию печати в 1890 году. Даже сегодня многие еще помнят, как флексографию называли «печать резиновым штампом». Если и в вашей голове сложился подобный образ флексографии, забудьте о нем. Используя усовершенствованные печатные формы, новую конструкцию печатных машин, регулируемую подачу краски, анилоксовые валы, специальные компьютерные программы допечатной подготовки, разнообразную рецептуру красок, флексография позволяет воспроизводить сложные изображения (с дизайнерскими изощрениями) на разнообразных предметах - от картонных коробок и гибкой упаковки до этикеток и ярлыков. Этим способом печатают некоторые виды продукции для коммерческого сектора. Некоторые дизайнеры могут вспомнить, что флексографию называли «анилиновой печатью». Когда флексографию только изобрели, для печати использовали краски на анилине - ядовитой бесцветной жидкости, которая применяется в производстве красителей, каучука, взрывчатых веществ. В 1950-х годах анилиновые краски заменили красками на основе нетоксичных полиамидных смол, а печатную технологию стали называть флексографией. Изменилось не только имя, но и сам образ флексографской печати. Сегодня флексография представляет собой быстро развивающуюся полиграфическую технологию, которая отвоевывает долю рынка, тесня высокую, глубокую печать и даже офсет, - особенно в секторе печати на складных коробках и в секторе узкорулонной печати этикеток. Благодаря способности печатать на небумажных материалах, флексография применяется в основном в производстве упаковки, однако она посягает и на определенные сферы коммерческой печати, - это, в частности, производство книжной продукции, изготовление вкладок в газеты, публикация рекламных объявлений. Понимание процесса флексографской печати крайне важно для всех, кто изучает основы полиграфии, поскольку этот способ печати имеет чрезвычайно широкую сферу применения. По данным Flexographic Technical Association. FTA (Техническая ассоциация флексографской печати, США), к концу 1990-х годов четверть общего объема печатной продукции изготавливали «флексографически». В секторе упаковки доля флексографии достигала 65%. Предприятия, которые занимаются флексографской печатью, не всегда называют типографиями. Когда речь идет о печати на упаковке и других изделиях общепромышленного назначения, печать сама по себе является частью производственного комплекса по изготовлению исходного материала (бумаги, картона, пленки, пластика), а также печати на этом материале. Те, кто занят во флексографском производстве, часто называют сферой своей деятельности конвертинг, а себя - специалистами в области конвертинга, поскольку их работа заключается в том, чтобы превратить исходный материал в упаковку. Печать является лишь частью этой работы. В последнее время ситуация изменилась. Руководители американских и канадских компании, занимающихся конвертингом и печатью на упаковке, все чаще относят себя к специалистам полиграфической промышленности, в первую очередь, и только во вторую, к специалистам в области конвертинга. Об том сообщала в июне 2005 г. организация, которая занимается сбором, изучением маркетинговых данных о полиграфической промышленности - PRIMIR (Print Industries Market Information and Research Organization). «Мы задавали респондентам вопрос, считают ли они себя специалистами в области печати на упаковке, упаковочного конвертинга или полиграфистами коммерческой печати, - говорится в отчете. - По всей выборке производителей упаковки полиграфия упоминается чаще, чем конвертинг». Особенности и преимущества флексографии
Типы флексографских машин Выделяют три основных типа флексографских машин: вертикального, планетарного и линейного построения. Листовые машины Менее распространены флексографские машины линейного построения с листовой подачей материала. Этот вариант конструкции чаще всего используют для печати на коробках из гофрированного картона, и такие машины обычно в конце имеют специальные устройства для просечки, резки, cклейки. Машины приспособлены для настройки на обработку материала с различным форматом листа, от 45 см до 255 см и более. Производительность их ограничена не скоростью печати, а скоростью выполнения послепечатных операций. Узкорулонные машины К узкорулонным обычно относят машины с шириной рулона менее 60 см. Их используют для различных видов продукции, включая этикетки, формуляры и бланки, небольшие картонные коробочки, крышки для упаковки продуктов (например, сметаны), ярлыки и бирки, билеты, самоклеящиеся этикетки, отрывные купоны, а также гибкую упаковку. Часто узкорулонные машины ассоциируются с малыми тиражами, причем в связи с быстрой сменой заказов. В действительности все дело в количестве отходов. Чем уже рулон, тем меньше отходов в начале выполнения заказа. Это способствует окупаемости малых тиражей. Рассмотрим заказ на печать в восемь красок, для которого на приладку должно уйти 30 м материала. Для машины с шириной рулона 100 см отходы на приладку составят 100 м. Отходы на приладку = ширина рулона х норма отходов на приладку Ширина рулона = 100 см Отходы на приладку = 100 м При ширине машины 50 см вы получите 166, 7 квадратных футов отходов: Отходы на приладку = ширина рулона х норма отходов на приладку Ширина рулона = 50 см Отходы, на приладку = 50 м. С другой стороны, на 50-сантиметровой машине вы будете печатать эту работу вдвое дольше. Что считать малым тиражом? В этикеточном бизнесе малый тираж это 5000 этикеток. Средний тираж - 25000 этикеток. Большой тираж составит 250000 этикеток и более. Не редкость тиражи 1-4 млн этикеток. Малотиражные работы в изобилии присутствуют в производстве самоклеящихся этикеток. Широкорулонные машины Широким считают формат от 2500 мм и более. Такие машины находят широкое применение в печати на гибкой упаковке. Чем шире полотно рулона, тем большую площадь приходится «опекать» печатнику и тем сложнее получить точную приводку. Различия в применении Границы между сферами применения рулонных флексографских машин разного формата становятся рыхлыми и тают, как снежная крепость. Раньше было принято, что узкорулонные машины должны печатать самоклеящиеся этикетки, складные коробки, лотерейные билеты, в то время как широкорулонные ассоциировались с печатью на гибкой упаковке и складных коробках. Теперь линии на этой схеме становятся размытыми. На любом предприятии все эти виды машин используют для самых разных работ. Решающим фактором выступает не область применения, а технологические параметры - общий объем заказа и его разбивка на тиражи. ФЛЕКСОГРАФИЯ Флексографию часто считают «непритязательной», «неряшливой» полиграфической технологией, которая предназначена для печати текста и примитивной графики на коробках из гофрокартона и пластиковых пакетах. Это представление родилось в давние годы, когда для флексографии использовали резиновые печатные формы и краски, которые пачкались и текли. В те времена флексопечать называли «причудой Билли» в честь производителя печатных красок - фирмы Billy, Baron, and Sons (Ливерпуль, Англия), которая изобрела новую технологию печати в 1890 году. Даже сегодня многие еще помнят, как флексографию называли «печать резиновым штампом». Если и в вашей голове сложился подобный образ флексографии, забудьте о нем. Используя усовершенствованные печатные формы, новую конструкцию печатных машин, регулируемую подачу краски, анилоксовые валы, специальные компьютерные программы допечатной подготовки, разнообразную рецептуру красок, флексография позволяет воспроизводить сложные изображения (с дизайнерскими изощрениями) на разнообразных предметах - от картонных коробок и гибкой упаковки до этикеток и ярлыков. Этим способом печатают некоторые виды продукции для коммерческого сектора. Некоторые дизайнеры могут вспомнить, что флексографию называли «анилиновой печатью». Когда флексографию только изобрели, для печати использовали краски на анилине - ядовитой бесцветной жидкости, которая применяется в производстве красителей, каучука, взрывчатых веществ. В 1950-х годах анилиновые краски заменили красками на основе нетоксичных полиамидных смол, а печатную технологию стали называть флексографией. Изменилось не только имя, но и сам образ флексографской печати. Сегодня флексография представляет собой быстро развивающуюся полиграфическую технологию, которая отвоевывает долю рынка, тесня высокую, глубокую печать и даже офсет, - особенно в секторе печати на складных коробках и в секторе узкорулонной печати этикеток. Благодаря способности печатать на небумажных материалах, флексография применяется в основном в производстве упаковки, однако она посягает и на определенные сферы коммерческой печати, - это, в частности, производство книжной продукции, изготовление вкладок в газеты, публикация рекламных объявлений. Понимание процесса флексографской печати крайне важно для всех, кто изучает основы полиграфии, поскольку этот способ печати имеет чрезвычайно широкую сферу применения. По данным Flexographic Technical Association. FTA (Техническая ассоциация флексографской печати, США), к концу 1990-х годов четверть общего объема печатной продукции изготавливали «флексографически». В секторе упаковки доля флексографии достигала 65%. Предприятия, которые занимаются флексографской печатью, не всегда называют типографиями. Когда речь идет о печати на упаковке и других изделиях общепромышленного назначения, печать сама по себе является частью производственного комплекса по изготовлению исходного материала (бумаги, картона, пленки, пластика), а также печати на этом материале. Те, кто занят во флексографском производстве, часто называют сферой своей деятельности конвертинг, а себя - специалистами в области конвертинга, поскольку их работа заключается в том, чтобы превратить исходный материал в упаковку. Печать является лишь частью этой работы. В последнее время ситуация изменилась. Руководители американских и канадских компании, занимающихся конвертингом и печатью на упаковке, все чаще относят себя к специалистам полиграфической промышленности, в первую очередь, и только во вторую, к специалистам в области конвертинга. Об том сообщала в июне 2005 г. организация, которая занимается сбором, изучением маркетинговых данных о полиграфической промышленности - PRIMIR (Print Industries Market Information and Research Organization). «Мы задавали респондентам вопрос, считают ли они себя специалистами в области печати на упаковке, упаковочного конвертинга или полиграфистами коммерческой печати, - говорится в отчете. - По всей выборке производителей упаковки полиграфия упоминается чаще, чем конвертинг». Технология печатного процесса В упрощенном виде флексографская печатная машина включает четыре главных элемента: дукторный вал, дозирующий, или анилоксовый вал, формный цилиндр, печатный цилиндр. Дукторный вал вращается в красочном корыте и захватывает краску. Далее он перекатывает краску на анилоксовый вал: его также называют иногда накатным, дозирующим, рифленым, гравированным, аппликаторным, краскопередающим. Анилоксовый вал захватывает краску, наполняя крошечные растровые ячейки, выгравированные на его поверхности с частотой от 80 до 1200 на линейном дюйме. Гравирование производят механически или при помощи лазера: ячейки могут иметь форму усеченной пирамиды - трех-, четырех- или шестигранной - со спиральной разверткой линий, образуя спиральную растровую структуру. Чем тоньше детали изображения, тем гуще размещены ячейки. Вместе с анилоксовым валом часто используют ракельный нож, который под острым углом счищает избыток краски с поверхности вала. Таким образом, краска остается, в основном, в растровых ячейках. Глубина ячеек всегда пропорциональна их количеству. Чем грубее, или крупнее растровая структура валика (меньше ячеек на линейный дюйм), тем ячейки глубже. Чем тоньше, или мельче растровая структура валика (больше ячеек на линейный дюйм), тем меньше глубина ячеек и тем точнее ляжет краска на печатную форму. После того, как анилоксовый валик «зачерпнул» краску в ячейки, а ракель счистил лишнюю краску с его поверхности, краска передается (перекатывается) с анилоксового вала на печатную форму Она закреплена на формном цилиндре при помощи специальной двусторонней липкой ленты. Возвышающаяся часть поверхности формы захватывает краску с анилоксового валика и переносит на запечатываемый материал. Печатный цилиндр прижимает запечатываемый материал к печатной форме и обеспечивает нужный уровень давления для того, чтобы получить четкое изображение на оттиске. Изображение будет воспроизведено правильно при условии, что дукторный вал, анилоксовый вал, формный цилиндр и печатный цилиндр вращаются с одинаковой скоростью. Поскольку флексографские машины обычно печатают «из рулона в рулон», спереди и сзади машины оборудованы устройствами для перематывания ленты (полотна) - разматывающим (оно же лентоподающее, или питающее устройство) и наматывающим устройством. Их назначение - поддерживать нужное натяжение и направление движения ленты, пока она проходит через машину. Если лента натянута слабо, она провисает и образует складки, морщины. При излишнем натяжении изображение на оттиске может получиться вытянутым из-за деформации материала, и даже может произойти обрыв ленты. Наматывающее устройство, оно же лентоприемное, расположено в конце машины. Оно работает несколько быстрее, чем подающее, создавая натяжение ленты. Изменяя скорость лентоприемного устройства, оператор (печатник) регулирует натяжение полотна запечатываемого материала на всем его пути в машине. В промежутках между печатными секциями, или красочными станциями, установлены сушильные системы для закрепления краски перед нанесением следующего слоя. Система состоит из газопламенного сушильного устройства и двух вентиляторов (приточного и вытяжного). Под воздействием высокой температуры влага из краски испаряется. Вентиляторы обдувают оттиски, усиливая движение воздуха, что также способствует испарению. Поскольку эти сушильные устройства расположены между красочными станциями, их называют «красочными сушками», или «межсекционными сушками». На каждой стадии закрепления из краски удаляется определенное количество влаги, и это позволяет пропустить полотно через следующую красочную станцию без смазывания предыдущего слоя краски. После нанесения всех слоев краски, окончательного закрепления краски на оттиске, запечатываемый материал проходит через устройство, которое называют «главным туннелем», «туннелем основной сушки» или «дополнительной сушкой». Иногда флексографские машины оснащают устройствами для разрезки лепты на листы и укладки в стопы, в этом случае машина выдает листовую продукцию. Другие машины оборудованы комплексом для раскроя и высечки. Таким образом, изделиями машины могут быть готовые складные коробки, смотанные в рулон этикетки и т.д. Поэтому о флексографии часто говорят, что она выдает готовый товар непосредственно «с печатной машины». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1315; Нарушение авторского права страницы