Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава одиннадцатая: Первоочередность знания перед словом и действием.
Имам Бухари в своем " сахих" е (сборник достоверных хадисов) в книге знания употребил следующий заголовок " Изначальность и первоочередность знания перед словом и действием" и под ним привел аят: " Так знай же, что нет божества, кроме Аллаха и проси прощения твоему греху и для верующих – мужчин и женщин". (Мухаммад(47), 19)
В этом аяте сначало упомянуто знание, а уже затем действие.
Ибн Хаджар в шархе " сахих" а сказал следующее: Вот, что сказал ибн Мунир про этот заголовок, использованный имамом Бухари: " Бухари, давая этот заголовок, хотел сказать, что знание есть необходимое условие для действительности слов и деяний. Потому, что они имеют ценность только при наличии знания. Знание наполняет смыслом и жизнью оболочки слов и действий". Калямисты используют это в качестве доказательства того, что каждый обязан обладать знанием. Это верно, но они также утверждают, что также необходимо знание логических доказательств. Эту тема более подробно объяснена в книге веры (вторая книга сахиха). (Фатх аль-Бари, 1/192-193)
Ибн Хаджар здесь ясно выражается, что обязательным условием приемлемости слов и деяний является знание, и в этом никаких разногласий нет. Разногласия лишь в том, является ли условием знать доказательства.
Имам Науауи в шархе Муслима говорит: Глава: " Кто умрет, будучи обладателем таухида, непременно попадет в Рай". В этой главе приведено много хадисов. Знай, что в этом вопросе истинное мнение, которого придерживаются салаф и их последователи, следующее: Каждый, кто умрет, будучи единобожником, в любом случае войдет в Рай. Единобожник может быть в одном из двух положений: либо он совершил большие грехи (кроме ширка и куфра), либо таковых не совершил. Перечислим тех, кто не является обладателем больших грехов: это могут быть дети, безумцы, покаявшиеся и отрекшиеся от грехов и собственно вообще не совершающие грех. Те, кто совершал грехи, но затем покаялся и исправился, они точно такие же, как и те, кто вообще не совершал грехаz: \User\Мои документы\c 2.11.html - pr_1. Так вот с этой группой все ясно. Все они не могут войти в Ад и непременно войдут в Рай. Все те хадисы, где говорится, что они войдут в Ад нельзя понимать в прямом смысле. Там подразумевается, что они пройдут по мосту через Ад, да упасет нас Аллах от него. Но это не означает, что они войдут туда для мучений. Теперь перейдем к положению единобожников – обладателей грехов (кроме куфра и ширка). Убеждение салафа состоит в том, что в данном случае может быть два варианта. Аллах если захочет, может простить все его грехи и присоединить к первой группе. Также Аллах может временно ввести в их в Ад за их грехи. Но затем, рано или поздно, Аллах все равно введет их в Рай. Те, кто умер, находясь в таухиде, обязательно войдут в Рай, даже если они совершали грехи. Те, кто умер, находясь в ширке или куфре, ни в коем случае не войдут в Рай, даже если они совершали некоторые добрые дела. Подобно тому, как добрые дела не вводят в Рай мушриков и кафиров, точно также некоторые грехи не вводят в вечный Ад обладателей единобожия. Вот вкратце истинное убеждение, которое основывается на доказательствах книги, сунны и единогласия салафа и авторитетных исламских ученых. Предания на эту тему, дошедшие до нас, достигли тауатура (стали мутаватир – абсолютно достоверными). Поэтому все хадисы, которые внешне противоречат этому правилу, должны истолковываться (брать не прямой смысл, а корректно придать ему другой – косвенный смысл, насколько это позволяют правила арабского языка) в свете этого правила. Цель истолковывания не в том, чтобы искажать смысл хадисов, а в том, чтобы избежать противоречий между хадисами, ибо в шариате противоречий быть не может. В соответствующих местах мы приведем некоторые толкования таких хадисов. Затем Науауи цитирует судью (къади) Ияда и говорит: " Кто умрет, зная смысл " Ля иляха илля Аллах", войдет в Рай" (Муслим) Что касается этого и ему подобных других хадисов, то у судьи Ияда есть замечательное объяснение этих хадисов. Я передам вкратце его объяснение и добавлю некоторые пояснения:
Судья Ияд сказал: Люди находятся в разногласии относительно обладателей таухида, которые совершают грехи (ниже ширка и куфра). Приведем убеждения некоторых групп в этом вопросе: Мурджия : Они говорят, что если человек обладатель единобожия и веры (т.е. не совершает ширк и куфр), то грех не принесет вреда его единобожию и вере. Вера его не уменьшится и он такой же верующий, как и другие богобоязненные верующие, которые грехов не совершают. Хауаридж : Эти утверждают, что грех полностью лишает человека веры и делает его кафиром. Муътазиля : Совершающий большой грех вечно в Аду, но он и не кафир, и не муслим. Он нечто среднее между этими двумя категориями – фасик (распутник). Ашъариты : Таковой верующий. Если Аллах не простит его грехи, то он подвергается адским мучениям, но затем выходит из Ада и вводится в Рай. Рассматриваемый нами хадис ( " Кто умрет, зная смысл " Ля иляха илля Аллах", войдет в Рай" ) опровергает убеждения хариджитов и муътазилитов, которые говорят, что грешные единобожники вечно в Аду. Может показаться, этот хадис подтверждает мнение мурджиитов, которые говорят, что грехи единобожника не приносят вреда его вере, и он ни в коем случае не войдет в Ад. В качестве ответа Мурджиитам мы говорим следующее: " Это хадис истолковывается как " он (единобожник) входит в Рай после того как грехи его простятся или после того как он ответит за свои грехи, помучавшись некоторое время в Аду". Мы непременно должны истолковать хадис таким образом, ибо до нас дошло много хадисов, где передается, что грешники будут подвергаться мучениям за свои грехи. Чтобы устранить противоречия между хадисами и достичь единства в суждениях мы должны придать этому хадису именно такой смысл. Кроме этого этот хадис содержит в себе опровержение крайней мурджии (гулат мурджия), которая говорит, что простое произношение слова единобожия вводит человека в Рай, даже если он в сердце не верит в это слово. Есть много хадисов опровергающих это ложное убеждение, где на слово " Ля иляха илля Аллах" накладываются определенные условия, например " Кто скажет " Ля иляха илля Аллах", без какого-нибудь сомнения в сердце войдет в Рай". (Муслим) Также некоторые привели этот хадис в качестве доказательства того, что для того, чтобы свидетельство дало пользу необязательно произносить его языком, достаточно знать его смысл. Но убеждение ахлю-сунны таково, что и произношение языком и знание свидетельства оба есть необходимые условия, накладываемые на это слово. Наличие одного условия не приносит пользы и не спасает от ада, без наличия другого. Но конечно если человек не может произнести свидетельство, из-за какого нибудь недостатка, например если у него отрезан язык, то это его не касается. ... Науауи говорит: Здесь заканчиваются объяснения судьи и все в этих объяснениях верно и к месту. (Шарх Науауи к Сборнику Муслима, 1/217-219)
Обратите внимание на слова судьи " Но убеждение ахлю-сунны таково, что и произношение языком и знание свидетельства оба есть необходимые условия, накладываемые на это слово. Наличие одного условия не приносит пользы и не спасает от ада, без наличия другого". Имам Науауи подтверждает и хвалит объяснения судьи. Вот убеждение ахлю-сунны. Они считают произношение и знание взаимосвязанными. Знание, без произношения также негодно, как и произношение без знания и не спасает от ада.
Имам Науауи, в толковании одного из последующих хадисов говорит: " Обрадуй Раем того, кого найдешь за этой стеной из тех, кто свидетельствует " Ля иляха илля Аллах" со спокойным сердцем (без сомнений)". (Муслим)
Этот хадис является одним из ясных доказательств сторонников истины в том вопросе, что нет пользы от веры в единобожие без произношения ее языком. Точно так же нет пользы от произношения слова единобожия без уверенности в этом. Они оба должны иметь место. Это уже было объяснено ранее. (Шарх Науауи, 1/237)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы