Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Анализ формального построения



 

Деление действия пьесы может совершаться на:

Акты или Действия Сцены Явления - общее композиционное деление; - деление по событиям; - деление по мере появления персонажей;

 

Обычно пьесы разделяются на 4 или 5 актов, так разделяется практически вся драматургия Нового времени. Но известны случаи и 6-ти актного деления («Мистерия-буфф» Маяковского). Деление на явления так же весьма характерны. Так например в пьесе «Ревизор» Гоголя 5 действий и 67 явлений:

1 - 6; 2 - 10; 3 - 11; 4 - 16; 5 - 14

В «Бесприданнице» Островского в 4-х действиях 44 явления:

1 - 7; 2 - 11; 3 - 14; 4 - 12

Так можно рассмотреть множество пьес, но мы ограничены рамками данной работы, поэтому лишь отметим, что подобная операция является одним из этапов формально-композиционного анализа. Необходимо не только рассмотреть строение или подразделение на акты и действия какой-либо конкретной пьесы, но и соотнести это со всем творчеством автора: сколько пьес им написано, сколько обычно действий используется, явлений, сколько явлений в акте и т.д., то есть, посмотреть, в чем особенность именно этой пьесы. Это отнюдь не является пустым занятием или бесцельным времяпрепровождением, подобный анализ очень многое открывает в изучении замысла автора. Мы попытаемся на примерах нескольких пьес продемонстрировать, что дает нам анализ действий и явлений. Если графически выразить объем каждого действия в явлениях, то можем получить ряд интересных моделей развития действия. Например:

«Ревизор» Н.В. Гоголя

 

 
 

 

 


Явления

 

Действия 1 2 3 4 5

 

Этот метод позволяет нам наглядно увидеть, что действие в данной пьесе развивается с непрерывным нарастанием от первого к четвертому, которому автор уделяет наибольшее внимание. Так же и финал более чем вдвое превышает начало. Это является прямым указанием режиссеру при постановке данной пьесы. Подобную модель мы можем наблюдать и в «Бесприданнице» Островского:

 


Явления

Действия 1 2 3 4

 

 

Но не всегда в пьесах присутствует деление на явления, например у А.П. Чехова. Тем не менее, мы все же можем вычислить примерный объем если не сценического, то текстового материала, если взять за единицу измерения страницы. Естественно этот метод весьма приблизителен, но при всей его грубости, те не менее, он дает некоторую основу для анализа «удельного веса» и объема того или иного действия. Например «Чайка» А.П. Чехова[164].

 

 


Страницы

Действия 1 2 3 4

 

Мы можем отметить, что в данной пьесе большую важность автор придает началу и финалу, т.е. зарождению и окончанию событий составляющих основу данного драматургического произведения. Действие также может строиться и на постепенном, непрерывном убывании (как бы «угасании»), что будет являться главным принципом постановки. Подобную модель мы можем наблюдать в пьесе «Три сестры» и «Вишневый сад» Чехова.

«Вишневый сад

 
 

 


Страницы

Действия 1 2 3 4

«Три сестры»

 

 

 


По композиционному построению интересно будет рассмотреть пьесу Б. Брехта «Мамаша Куражи ее дети», которая демонстрирует нам монтажный принцип действия эпического театра. Пьеса состоит из 12 картин и если мы их изобразим по общему объему, то получим следующую модель:

 

Картины: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

 

Эта пьеса интересна еще тем, что в ней проза сочетается со стихами, так называемыми зонгами (на рисунке они обозначены кружочками). Есть еще в этой пьесе интересные решения, например: перед каждой картиной Брехтдает как бы краткое ее содержание, фабулу, как бы предваряя, а точнее анонсируя действие. Эти приемом он как бы возвращает (отсылает) нас к традициям античного хора.

Наш краткий обзор моделей построения и деления пьес по объему, нам хотелось бы завершить совершенно уникальной пьесой, которую принято называть «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Это произведение состоит из 4 совершенно отдельных друг от друга пьес и здесь нам будет интересно рассмотреть не только их соотношение в объеме каждого отрывка, но и последовательность.

Итак, в «Скупом рыцаре» 3 сцены; в «Моцарте и Сальери» - 2; в «Каменном госте» - 4; в «Пире во время чумы» - 1.

 

Следует отметить и тот факт, что Пушкин стремился рассказать о том или ином пороке (смертном грехе) в каждой пьесе, но из семи смертных грехов, он выбирает четыре и ставит их в следующей последовательности:

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь