Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РАМЫ ДЛЯ ТРАФАРЕТНЫХ ПЕЧАТНЫХ ФОРМ
Рама в шелкографии - часть трафаретной печатной формы (ТПФ). Она предназначаются для того, чтобы удерживать сильно натянутый кусок сетчатой технической ткани. Рамы для ТПФ должны как можно лучше противостоять механической деформации, как во время изготовления формы, так и при печати. Ее поверхность также должна обладать сопротивляемостью к химикатам, используемым при изготовлении шаблона, печатным краскам, растворителю и чистящим веществам. Традиционно рамы выполняют в форме параллелограмма. Материалы изготовления В качестве материалов используют чаще всего дерево, сталь, алюминий. Иногда нержавеющую сталь. Дерево самый старый из используемых материалов. Пластичность, удельный вес и низкая стоимость сделали его предпочитаемым материалом на десятилетия. Важным фактором популярности деревянных рам у нас в стране является возможность самостоятельного натяжения, как это делали на заре шелкографии за рубежом. Ситовую ткань можно натянуть на деревянную раму только силой рук и зафиксировать степлером. Такая техника, конечно, не обеспечивает точное и однородное натяжение, но дает шелкографу независимость от сервисных услуг по натяжке сита. Тем более, что такие услуги есть далеко не в каждом городе. Дерево при этом имеет следующие недостатки: § Не прочно, подвержено значительным искривлениям и не обеспечивает безукоризненной стабильности размеров. При больших форматах дерево не гарантирует жесткости, характерной для металлов. § Поглощает воду. Это особенно проявляется во время подготовки и регенерации трафаретных форм. Со временем деревянные рамы коробятся, теряют плоскостность и не могут использоваться для прецизионной печати с приводкой. Впрочем, если покрыть дерево двухкомпонентным лаком, это защитит его от воды и растворителей. Сегодня деревянные рамы широко используют в шелкографских фирмах для работ с достаточно неплохой точностью изображения, обычно малого формата, когда кривизна незначительна. Сталь является широко употребляемым материалом для изготовления рам в трафаретной печати на Западе. В нашей стране распространены пока не очень широко. В качестве материала для изготовления рам сталь обладает многими преимуществами: § Высокая прочность. Даже при больших форматах, имея соответствующее сечение, такие рамы поддерживают высокую стабильность размеров. § Низкая стоимость, как самого материала, так и работ по сварке. § На стальные рамы сетка теоретически может быть натянута бесконечное множество раз, поскольку сито может быть снято и заменено без труда. Перед повторным использованием сталь не требует специальной обработки для натяжки сетки. § Сталь выдерживает очень высокую силу растяжения, не зависит от воздействия воды и очень мало от перепада температуры, что проявляется во время просушки фотоэмульсии в печах для трафаретных форм. § Если стальные рамы окрашены напылением или подходящими эмалевыми красками, они переносят мойку в автоматических ваннах (для России мало актуальное преимущество). Недостатки стальных рам: § Главным недостатком, особенно в случае больших рам, является их общий вес (удельный вес стали около 7, 8). Они являются самыми тяжелыми из всех, что имеются в продаже. § Подвержены коррозии. Они легко могут заржаветь при нарушении защитного слоя краски. § На стальные рамы нельзя натянуть сито вручную, для этого используют специальные натяжные устройства. Алюминий обладает следующими преимуществами: § Он очень легкий. Поэтому при одинаковом формате он весит меньше половины веса соответствующей стальной рамы. Это имеет особое значение при работе с рамами большого формата. § При натяжении сита алюминиевые рамы выдерживают очень высокую силу растяжения и на них можно монтировать любой тип ситовой ткани. Недостатки алюминия: § Стоимость алюминия и работ по сварке достаточно высокая. § Алюминиевые рамы слабее стальных. Поэтому большие рамы следует проектировать с увеличенным поперечным сечением и утолщенными стенками секций. § Алюминиевые рамы только начали распространяться, поэтому сечения профильных труб, имеющихся в продаже, ограничены квадратными и прямоугольными и нет сечений, улучшающих жесткость рамы (Это, конечно, имеет значение только при самостоятельном изготовлении рамы). § Наклеивание сита на алюминий оказывается не легким, требуется специальная обработка рамы или абразивами с последующим покрытием эпоксидными эмульсионными красками до наклеивания, или же покрытие алюминия чистым изоцианатом. Обычно используемый клей может плохо приставать к этому металлу. § Алюминий со временем начнет окисляться. Окисление для алюминия равнозначно ржавлению железа. Поэтому сита, которые были наклеены только клеем для трафаретных форм, со временем отклеиваются из-за образовавшегося окисления. Нержавеющая сталь - это самый прочный материал из имеющихся в продаже. Он весит больше, чем обычная сталь, но не подвержен коррозии. Стоит он дороже алюминия, поэтому его распространение очень ограничено (особенно у нас в стране). Рамы из нержавеющей стали используют в особых случаях, когда требуется абсолютная точность печати, когда прогиб рамы должен быть совершенно незначительным. Нержавеющая сталь не представляет проблем с наклеиванием сита, которое выполняется обычными изоциановыми клеями. Профили На ряду с используемым материалом, в плане стабильности печатной рамы по измерениям решающими являются так же такие факторы, как тип профиля и толщина стенок. Различают два типа профилей - прямоугольные и особые. Прямоугольные профили - с четырьмя стенками одинаковой толщины. Особые профили: § С усиленными вертикальными стенками. Их толщина в 2-2.5 раза превышает толщину горизонтальной стенки. § Профиль с наклонным внутренним краем § Профиль с внутренней перемычкой § Профиль с вогнутым внутренним краем § Профиль с вогнутым краем, клинообразно сужающийся к наружному краю (для текстильной печати) § Уголковый профиль особого назначения - например, для печати на различных предметах § Плоская стальная полоса для рам предназначенных для печати на CD Размер рам Выбор размера рамы зависит от размера изображения и от типа печати. Вне печатной площади всегда должна оставаться свободная область для отвода краски. В машинной печати ракель обычно движется перпендикулярно ширине рамы, а при ручной печати - наоборот. Горизонтальные и особенно вертикальные промежутки между рамой и печатной площадью (место отвода краски) для каждого вида машины должны определяться экспериментально. Слишком маленькие промежутки могут создать трудности в приводке и вызвать потери в качестве печати. Размеры, которые способна обрабатывать каждая данная машина, следует определять путем отдельных экспериментов. Внутренний размер рамы от 510х600 до 2100х2600 Необходимо предупредить, что данная таблица отражает рекомендации зарубежных специалистов по трафаретной печати.
ПРОЦЕССЫ ПЕЧАТИ
Печатный процесс в шелкографии в независимости от используемого оборудования 1. Перед началом работы необходимо выровнять вакуумный стол и установить минимальный отрыв по отношению к верхней раме, посредством регулировки подъемных шарниров, винтов упора и чашек с шариками, расположенных под вакуумным столом. 2. Установите печатную форму в формодержатели посредством ослабления зажимных винтов и регулировки расположения формодержателей относительно размеров ТПФ и расположения запечатываемого материала. 3. Обеспечьте зазор между ТПФ и запечатываемой поверхностью. Величина этого зазора зависит от упруго-эластичных свойств сетки-основы и размеров печатной формы, и по возможности должна быть минимальной, чтобы свести к минимуму искажения изображения. При многокрасочной печати очень важно, чтобы величина зазора была одинаковой при печати всех краскопрогонов. При форматах печати до А3 величина зазора должна составлять от 1 до 3 мм. 4. Приводка, выполняемая в процессе подготовки РПС к работе, обеспечивает заданное расположение изображения на оттиске и совмещение красок. Положение запечатываемой поверхности определяется упорами, по которым устанавливается каждый лист или изделие. Такие упоры оператор изготавливает самостоятельно из кусочков самоклеющейся пленки и закрепляет их на опорной поверхности. Важно в процессе изготовления ТПФ обеспечить правильное расположение диапозитива относительно формной рамы. Непосредственно приводка осуществляется путем перемещения и фиксации запечатываемой поверхности относительно неподвижной печатной формы с помощью ручек приводки по одной ортогональной линейной и двум угловым координатам. 5. Существенным моментом, обеспечивающим высокое качество оттиска, является прочная фиксация запечатываемой поверхности в горизонтальной плоскости. Это обеспечивается вакуумом. Перед началом процесса печати включите пылесос и расположите запечатываемый материал в заранее подготовленных упорах. В шелкографии для продавливания краски через ячейки сита печатной формы на запечатываемую подложку используется специальный инструмент - ракель. Речь идет об очень простом инструменте, состоящем, в основном, из двух частей: рукоятки (или ракеледержателя) и резины ракеля.
Ракельдержатель Ракельдержатели изготавливается из дерева или алюминия. Если это ручной ракель, то форма его рукоятки делается достаточно удобной для руки. При этом учитывается, что во время печати необходимо прилагать определенное давление для того, чтобы краска смогла перейти на другую сторону сита. Имеются также и чисто металлические рукоятки, более характерные для ракелей, используемых в основном для шелкографских машин. Этот второй вид рукояток может иметь различные формы в зависимости от типа и марки станка.
Ракельное полотно Резина (полотно) является наиболее важной частью ракеля. Именно эта часть контактирует с ситом и определяет прохождение краски. Одним из назначений резины является небольшое изменение вязкости краски с целью обеспечить желаемое и контролируемое ее нанесение. В настоящее время резина ракеля изготавливается только из синтетических каучуков или полиуретановых эластомеров. Сейчас поставщики расходных материалов предлагают широкий выбор ракельных полотен различных фирм-производителей и технических характеристик. Эластомеры устойчивы к бензину без примеси спирта, бензолу, смазкам на немасляных основах, кислороду и т. д., и в то же время не очень устойчивы к разрушающему воздействию горячей воды, технических масел, концентрированных кислот, спирта, хлорированных углеводородов, сернистого ангедрида, аммиака. Кроме того, он разбухает в ароматических растворителях, которые содержатся в шелкографских красках. Именно по этому ракеля нужно менять в течение рабочего дня или в крайнем случае не использовать на следующий день, дав ему возможность как следует просохнуть. Не соблюдение этого правила приводит к тому, что резина деформируется и быстро скалывается. Кроме того, эластомеры чувствительны к ультрафиолетовым лучам, которые делают их более хрупкими. Резина производится с различной степенью твердости, обозначаемой термином по Шору. Обычно используется шкала Шора D ( от 40D до 70 D) и шкала Шора А ( от 50А до 90А). В области шелкографии обычно используется шкала А, с помощью которой индивидуализируют изделия с твердостью от 50 до 90. В шелкографии применяют в основном, резины с твердостью между 60 и 85 по Шору (А). Наиболее часто используемые типы резин, имеющиеся на рынке, распределяют по трем общепринятым шкалам твердости: Тип твердости совершенно не зависит от профиля или толщины, поэтому идентичные эластомеры различной толщины будут иметь различную суммарную твердость. С твердостью резины напрямую связано понятие наклона ракеля. Наклон ракеля (не путать с косым положением ракеля во время печати) дает небольшое изменение количества наносимой на подложку краски в зависимости от угла отклонения от перпендикулярной оси по отношению к оси печатания. Чем угол наклона ракеля будет ближе к 90° (прямое положение), тем меньше будет наноситься краски. При наклоне в 70° будет наноситься среднее количество краски, при наклоне в 60° и меньше количество наносимой краски будет возрастать. Например, если мы возьмем ракели твердостью 90/95 по Шору, т.е. очень твердые, то мы заметим, что под каким бы углом мы их ни наклоняли, количество наносимой краски существенно не изменится. Явление большего нанесения краски становится очевидным только при низкой твердости резины. Причину этого нужно искать в деформации ракеля с более мягкой резиной в зависимости от давления, под которым он оказывается во время печатания и, следовательно, в различной опорной поверхности на сите.
Положение ракеля при печати Работа ракелем по продавливанию краски на другую сторону сита должна выполняться строго по определенным правилам. Поверхность контакта с ситом должна быть абсолютно прямой при однородном и постоянном давлении по всей длине. Это означает, что ракель не должен иметь никаких перекосов при движении во время печатания по так называемой " оси печатания", а только легкий прогиб, который установится на протяжении всего абсолютно прямолинейного пути. При печати большеформатной продукции, как на автоматических станках, так и ручных станках с держателем ракеля, нужно принять во внимание, что при надавливании на ракель резина будет испытывать большее давление, а следовательно и деформацию, по направлению от центра к краям. Это вызвано тем, что по направлению к центру давление имеет тенденцию к увеличению из-за эффекта краев, которые не одинаково поддерживаются равным количеством резины. Края всегда более подвержены большему изгибу, чем центр, и это относится не только к резине. Поэтому существуют ракельные полотна, которые эффективно противодействуют такой деформации. Это относится к двух- и трехслойным ракелям, у которых резина во избежание однородной твердости делается слоистой из материалов различной твердости. Например, существует трехслойное полотно 75/95/75. Слой резины твердостью 95 по Шору вставляется в центр между двумя слоями эластомера 75 по Шору. Такое решение служит для уменьшения изгиба резины, оставляя ту же самую твердость при контакте с ситом. Под изгибом понимается продольный изгиб по " оси печатания", а не поперечный по " оси ракеля".
КРАСКИ ДЛЯ ШЕЛКОГРАФИИ Общие сведения Краски - это жидкие или пастообразные вещества различного химического состава, используемые для печати на самых разнородных материалах. Трафаретная краска, в частности, - это химический продукт, на котором отражается необходимость применения на разнообразных подложках, поэтому она имеет специфический химический состав, позволяющий достичь адгезии (прилипания) по отношению к материалам различной природы. В первую очередь трафаретная краска должна иметь тиксотропные характеристики. Тиксотропией - называется способность жидкости изменять свою вязкость при перемешивании или изменении температуры и возвращаться к прежней вязкости в состоянии покоя при прекращении перемешивания и возвращении к первоначальной температуре. Чтобы лучше понять это явление, возьмем, к примеру, офсетную краску. Если мы поместим любую офсетную краску алкидного семейства в шнековый смеситель и будем ее перемешивать в течение 5 минут при 1000 оборотах в минуту, измерив вязкость как до операции, так и после перемешивания, мы заметим, что показатели мало изменились. Вязкость краски будет примерно такой же, как и в начале. Как перемешивание, так и последующее повышение температуры не производят больших изменений. Это логично также и потому, что краска в офсетной машине постоянно перемешивается " растиранием" цилиндрами. Трафаретная же краска не должна иметь этих характеристик, поскольку главным является то, что она должна " фильтроваться" через ячейки сита трафаретной печатной формы быстро и, следовательно, при минимально возможной вязкости, не причиняя ущерба точности деталей линий. Трафаретная краска при тех же испытаниях, что и офсетная, дает совершенно другие результаты. Прежде всего, вязкость значительно меняется, понижаясь в значениях в зависимости от типа смолы и от количества градусов достигнутой температуры. Когда перемешивание завершено и краска возвращена в первоначальные температурные условия, она восстанавливает свою исходную вязкость. Тиксотропия может влиять на распределение краски, поскольку трафаретная краска должна пройти через маленькие квадратные отверстия сита и выровниться на запечатанной подложке без затеканий. Кроме того, тиксотропия влияет на покрывную способность краски так же, как и на четкость изображения растровой точки. В случаях печатания деталей в негативном изображении, когда краска запечатывается на больших поверхностях и детали пункта или линии должны быть безукоризненными, тиксотропия играет очень важную роль. Антагонистами тиксотропии являются силиконы и разбавители, которые явно понижают вязкость. Считая, что тиксотропный компонент краски является основой механизма трафаретной печати, рассмотрим физический состав самой краски. Разница в силе сцепления объясняется использованием различных смол, которые не могут реагировать одинаковым образом, потому что имеют различные химические свойства, влияющие на печать. Например, очень вязкая смола с большим трудом пройдет через тонкое сито, из-за чего нужно использовать сита с большими отверстиями.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы