Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СЕТКА ДЛЯ ТРАФАРЕТНОЙ ПЕЧАТИСтр 1 из 5Следующая ⇒
Трафаретный способ печати является, наверное, самым доступным. Сейчас на мировом рынке можно увидеть значительное количество продукции, напечатанной именно методом шелкографии: это и упаковка, наклейки, этикетки, различная рекламно-сувенирная продукция и
-технологии натяжения формных рам, -технологии выбора наиболее подходящей ситовой ткани, -эмульгирования печатных форм, - использования многих возможностей печати, -выбора краски, -просушки специальным методом и много другого. Классификация различных применений шелкографии 2) Крупноформатная трафаретная печать 3) Печать на мелких предметах 4) Текстильная печать (набивка тканей) 5) Текстильная печать на готовых 6) Трафаретная печать на табличках 7) Трафаретная печать по стеклу 8) Трафаретная печать на флаконах 9) Отрасль печатных плат 10) Дополнительная трафаретная печать Преимущества и слабые стороны трафаретной печати Шелкография - это система технологий, которые позволяют наносить краску значительной толщины на множество подложек различной природы, формы (гладкая, твердая или неправильная) и теоретически безграничного размера. Рассмотрим данное определение подробнее: 1. Система технологий: 2. Толщина краски: 3. Многообразие подложек: 4. Форма подложки: 5. Размер подложки: Таким образом, трафаретная печать имеет следующие преимущества в сравнении с другими видами печати: · относительная простота процесса (это утверждение справедливо, впрочем, только для не сложных работ). · оборудование, доступное по низкой цене (речь, конечно, не идет о дорогостоящем импортном оборудовании). · возможность печатать на материалах различного типа, формы, размера. · яркость, долговечность и устойчивость печатных материалов к воздействию внешней среды. · высокая рентабельность печати, в том числе малых и средних тиражей. · особые решения, которые невозможны с помощью других видов печати (спецэффекты на тканях, термоподъем, термотрансферная печать и др.). КАРУСЕЛЬНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ СТАНКИ Профессиональное оборудование для многоцветной печати на текстильных изделиях (футболки, майки, толстовки, куртки, сумки и т.д.) и изготовления трансфертов. Серия каруселей с микроприводками имеет массивное основание со специальными подшипниками, что обеспечивает плавный ход подвижных частей карусели (нижний " крест" - со столешницами и верхний " крест" - с креплением ТПФ). Станки с микроприводками снабжены регулировкой основания относительно пола. Рекомендуемый формат трафаретной рамы (наружный) - 500 х 600 мм. Формат столешниц - 450 х 540 мм. Особенности станков. § Тяжелая прочная конструкция § Усиленный дизайн § Прочное лакокрасочное покрытие § Высококачественные подшипники Точные регулировки
ВАКУУМНЫЕ КОПИРОВАЛЬНЫЕ РАМЫ Рама является простым и очень надежным устройством для засветки матриц. Высококачественный компрессор (220 В), вакуумная резина специальной марки, пористые резиновые уплотнители, надежные запорные устройства с фиксаторами позволяют, за предельно короткое время, создать в устройстве вакуум и держать его весь срок, необходимый для засветки матрицы. При размере рамы 400х600 мм разряжение воздуха создаётся всего за 1, 5 минуты, а при габаритах 600х800 мм воздух откачивается за 3 минуты. Копировальная рама оснащена поворотными роликами, так что она легко транспортируется по помещению. Также имеются необходимые фиксаторы, которые позволяют удерживать раму со световым стеклом в горизонтальном и вертикальном положении. Открывающаяся верхняя часть рамы снабжена гидравлическим амортизатором, удерживающим его в открытом положении. Кнопка включения компрессора находится у фиксатора горизонтального положения рамы, и позволяет включать и выключать компрессор без дополнительных усилий. Длина электрошнура - 3 метра, что позволяет использовать устройство без дополнительных удлинителей. · · Идеально подходит для печати по любым плоским поверхностям (стекло, металл, пластик, бумага); · Бесшумная работа благодаря использованию пневматического привода; · Станок оснащён всеми необходимыми микрометрическими приводками и имеет печатный стол из нержавеющей стали с вакуумным прижимом; · Регулировка по высоте позволяет печатать даже на очень толстых изделиях; · При необходимости ракель и контрракель могут быть остановлены до или после печати; · Для долговременной работы, а так же для повышения плавности хода используются только высококачественные детали; Возможность установки параметров работы ракеля/контрракеля (давление, скорость и т.п.) для достижения различных эффектов печати; Трафаретная печатная форма (ТПФ), которая может так же обозначаться как матрица, трафарет, шаблон представляет из себя рамку с натянутой особым образом сетчатой тканью, которая затем покрывается светочувствительным веществом и вместе с пленкой-диапозитивом подвергается экспонированию. При экспонировании фоточувствительного слоя под ультрафиолетовым светом происходит отверждение (полимеризация) незакрытых диапозитивом мест печатной формы, так что эти места перестают быть растворимыми в воде. Неэкспонированные места остаются растворимыми, и затем вымываются водой. ТПФ в отличие от печатных форм применяемых в других технологиях печати может после соответствующего процесса восстановления использоваться многократно. Поэтому допечатная подготовка объединяет несколько технологий - технологии подбора рам и сеток, а так же технологии изготовления и регенерации трафаретных печатных форм.
Сетки из моноволокна. Полиэстерная (полиэфирная) ткань Классический материал для трафаретной печати.
Модифицированная полиэстерная (полиэфирная) ткань Моноволокнистая полиэстерная ткань со сниженным относительным удлинением, также известна как " высокомодульная ткань", отличается от обычной полиэстерной ткани своим низким удлинением и механической прочностью.
Полиамидная ткань Нейлоновые (полиамидные) ткани оказались первыми и самыми долгоживущими моноволокнистыми синтетическими тканями, используемыми в трафаретной печати. И хотя эта технология сравнительно стара, нейлоновые ткани все еще используются в некоторых областях современной трафаретной печатной индустрии, так как обладают необходимыми свойствами: § хорошая механическая износоустойчивость § хорошая стойкость на истирание § хорошее поверхностное натяжение § сравнительно высокая эластичность Полиамидные ткани обладают исключительной механической прочностью и эластичностью. Поэтому они очень подходят для печати материалами, вызывающими стирание (например, декольные краски). Высокая эластичность этой трафаретной ткани дает возможность печатать на цилиндрических, круглых, выпуклых предметах. Еще одно преимущество - трафаретные пленки и эмульсии лучше сцепляются с полиамидными тканями, чем с обычной полиэстерной тканью.
Модифицированная полиамидная ткань Этот тип ткани совмещает в себе свойства обычной полиамидной (нейлоновой) ткани - хорошая механическая износоустойчивость, стойкость к истиранию и хорошее поверхностное натяжение - с пониженным относительным удлинением. Польза от этого: улучшенный отрыв и сброс краски, плюс достаточная эластичность для прилегания к неровным поверхностям.
Геометрия шелкографской сетки Основные геометрические факторы для шелкографской сетки - это число ячеек и диаметр нити. Число ячеек определяется как количество нитей на сантиметр. Диаметр нити определяется номинальным значением диаметра нетканой нити. При выборе ткани ее геометрия играет большую роль. Геометрия ткани непосредственно влияет на: § пропечатываемость тонких линий и полутоновых изображений § четкость края отпечатка § максимальную скорость печати (в связи с вязкостью краски) § толщину массы краски (объема краски) § поглощение краски подложкой § высыхание краски Число ячеек и диаметр нити Термины " тип ячеистости" или " номер ткани" характеризуют число ячеек на сантиметр/дюйм, вместе с диаметром нити. Пример: 120-34 обозначает 120 нитей на сантиметр, причем каждая нить номинальным диаметром 34 микрона. Цветные сетки для трафаретной печати При экспозиции трафаретной печатной формы перпендикулярно к свету освещенные области твердеют. Лучи, попадающие на белые нити ткани, отражаются и рассеиваются под черные края пленки. Свет также распространяется по самим нитям, еще больше заходя под обрез. В результате получаются нерезкие края отпечатка, и сдвиги цветов в многоцветной печати. Открытая печатная площадь уменьшается особенно при печати мелких деталей. Чтобы держать эти явления под контролем, необходимо рассчитывать время экспозиции и правильно экспонировать. Эмульсии и пленки чувствительны к ультрафиолетовому цвету приблизительно длинной волны от 350 до 420 нанометров. Защита против рассеивания света, чтобы быть эффективной, должна поглощать УФ-свет именно этих длин волн. Для достижения этого вполне логично использовать дополнительный цвет, который по своему определению поглощает нужные длины волн. Как показывают тесты, наиболее эффективно поглощает 350-420 нанометровые волны теплый желтый цвет. Когда УФ-свет падает на желтую нить, отражается только желтый цвет - а он на эмульсию не воздействует. Поэтому и рекомендуется работать с эмульсией при желтом освещении. Эмульсии чувствительны только к синему УФ-свету. В результате получаются резкие края и открытые детали. К тому же, поскольку рассеяние света уже не является проблемой, теперь возможно давать такое время экспозиции, при котором эмульсия отверждается достаточно сильно. В общем, время экспозиции для крашеных тканей на 75-125% больше чем для простых белых тканей, по причине того, что рассеяние синего УФ-света в этом случае меньше; в результате получаются более прочные и долговечные трафареты. Поскольку переэкспозиции в данном случае можно уже не опасаться, то снижается риск недоэкспозиции. Для печати тонких линий, текста и полутонов всегда следует выбирать крашенную ткань.
Каландрированная сетка для трафаретной печати У каландрированной ткани одна сторона подвергнута специальной обработке и блестит, а другая - матовая. Эти ткани так же окрашиваются. Каландрированная ткань используется обычно в тех случаях, когда необходимо уменьшить толщину слоя краски на запечатываемом материале. В первую очередь это относится к печати УФ-красками и лаками, а так же к многоцветной полутоновой печати. В обычных красках для трафаретной печати содержатся растворители, которые испаряются в процессе сушки и при этом снижается толщина объема краски. Наоборот, краски, твердеющие от УФ-света, содержат очень мало растворителей, или вообще их не содержат. Это означает, что процесс отверждения не уменьшает значительно толщину объема краски. При этом толстая пленка краски часто создает проблему: УФ-свет неравномерно проникает в толстый слой краски, особенно если в ней много пигмента и в результате краска полимеризуется не полностью. Существуют два приема снижения расхода краски при использовании каландрированных тканей: 1. Путем натяжения ткани блестящей стороной к ракелю; ткань OSC снижает таким образом расход краски на 10-15% по сравнения с некаландрированной тканью. 2. Если ткань расположить блестящей стороной к печатному материалу, то расход краски снижается на 15-25%. Степень снижения объема краски зависит от многих дополнительных факторов печатного процесса, и особенно от реологических параметров краски, которые варьируют в зависимости от цвета. Поэтому точные цифры привести не возможно.
Маркировка сетки При покупки сетки обращайте внимание на маркировку производителя. Наиболее часто встречаются следующие сокращения: Шелкографские сетки фирмы SEFAR (Швейцария)
Пример: ESTAL MONO РЕТ 1000 140 - 34Y PW OSC — модифицированная полиэстерная (полиэфирная) ткань, 140 нитей/см., диаметр нити 34 микрона, желтая, простая тканная, каландрированная. Шелкографские сетки фирмы SAATI (Италия)
Пример: Saatilene Hi-Tech 120 - 34 UO PW — полиэстерная (полиэфирная) ткань, 120 нитей/см., диаметр нити 34 микрона, оранжевая, простая тканная. Материалы изготовления В качестве материалов используют чаще всего дерево, сталь, алюминий. Иногда нержавеющую сталь. Дерево самый старый из используемых материалов. Пластичность, удельный вес и низкая стоимость сделали его предпочитаемым материалом на десятилетия. Важным фактором популярности деревянных рам у нас в стране является возможность самостоятельного натяжения, как это делали на заре шелкографии за рубежом. Ситовую ткань можно натянуть на деревянную раму только силой рук и зафиксировать степлером. Такая техника, конечно, не обеспечивает точное и однородное натяжение, но дает шелкографу независимость от сервисных услуг по натяжке сита. Тем более, что такие услуги есть далеко не в каждом городе. Дерево при этом имеет следующие недостатки: § Не прочно, подвержено значительным искривлениям и не обеспечивает безукоризненной стабильности размеров. При больших форматах дерево не гарантирует жесткости, характерной для металлов. § Поглощает воду. Это особенно проявляется во время подготовки и регенерации трафаретных форм. Со временем деревянные рамы коробятся, теряют плоскостность и не могут использоваться для прецизионной печати с приводкой. Впрочем, если покрыть дерево двухкомпонентным лаком, это защитит его от воды и растворителей. Сегодня деревянные рамы широко используют в шелкографских фирмах для работ с достаточно неплохой точностью изображения, обычно малого формата, когда кривизна незначительна. Сталь является широко употребляемым материалом для изготовления рам в трафаретной печати на Западе. В нашей стране распространены пока не очень широко. В качестве материала для изготовления рам сталь обладает многими преимуществами: § Высокая прочность. Даже при больших форматах, имея соответствующее сечение, такие рамы поддерживают высокую стабильность размеров. § Низкая стоимость, как самого материала, так и работ по сварке. § На стальные рамы сетка теоретически может быть натянута бесконечное множество раз, поскольку сито может быть снято и заменено без труда. Перед повторным использованием сталь не требует специальной обработки для натяжки сетки. § Сталь выдерживает очень высокую силу растяжения, не зависит от воздействия воды и очень мало от перепада температуры, что проявляется во время просушки фотоэмульсии в печах для трафаретных форм. § Если стальные рамы окрашены напылением или подходящими эмалевыми красками, они переносят мойку в автоматических ваннах (для России мало актуальное преимущество). Недостатки стальных рам: § Главным недостатком, особенно в случае больших рам, является их общий вес (удельный вес стали около 7, 8). Они являются самыми тяжелыми из всех, что имеются в продаже. § Подвержены коррозии. Они легко могут заржаветь при нарушении защитного слоя краски. § На стальные рамы нельзя натянуть сито вручную, для этого используют специальные натяжные устройства. Алюминий обладает следующими преимуществами: § Он очень легкий. Поэтому при одинаковом формате он весит меньше половины веса соответствующей стальной рамы. Это имеет особое значение при работе с рамами большого формата. § При натяжении сита алюминиевые рамы выдерживают очень высокую силу растяжения и на них можно монтировать любой тип ситовой ткани. Недостатки алюминия: § Стоимость алюминия и работ по сварке достаточно высокая. § Алюминиевые рамы слабее стальных. Поэтому большие рамы следует проектировать с увеличенным поперечным сечением и утолщенными стенками секций. § Алюминиевые рамы только начали распространяться, поэтому сечения профильных труб, имеющихся в продаже, ограничены квадратными и прямоугольными и нет сечений, улучшающих жесткость рамы (Это, конечно, имеет значение только при самостоятельном изготовлении рамы). § Наклеивание сита на алюминий оказывается не легким, требуется специальная обработка рамы или абразивами с последующим покрытием эпоксидными эмульсионными красками до наклеивания, или же покрытие алюминия чистым изоцианатом. Обычно используемый клей может плохо приставать к этому металлу. § Алюминий со временем начнет окисляться. Окисление для алюминия равнозначно ржавлению железа. Поэтому сита, которые были наклеены только клеем для трафаретных форм, со временем отклеиваются из-за образовавшегося окисления. Нержавеющая сталь - это самый прочный материал из имеющихся в продаже. Он весит больше, чем обычная сталь, но не подвержен коррозии. Стоит он дороже алюминия, поэтому его распространение очень ограничено (особенно у нас в стране). Рамы из нержавеющей стали используют в особых случаях, когда требуется абсолютная точность печати, когда прогиб рамы должен быть совершенно незначительным. Нержавеющая сталь не представляет проблем с наклеиванием сита, которое выполняется обычными изоциановыми клеями. Профили На ряду с используемым материалом, в плане стабильности печатной рамы по измерениям решающими являются так же такие факторы, как тип профиля и толщина стенок. Различают два типа профилей - прямоугольные и особые. Прямоугольные профили - с четырьмя стенками одинаковой толщины. Особые профили: § С усиленными вертикальными стенками. Их толщина в 2-2.5 раза превышает толщину горизонтальной стенки. § Профиль с наклонным внутренним краем § Профиль с внутренней перемычкой § Профиль с вогнутым внутренним краем § Профиль с вогнутым краем, клинообразно сужающийся к наружному краю (для текстильной печати) § Уголковый профиль особого назначения - например, для печати на различных предметах § Плоская стальная полоса для рам предназначенных для печати на CD Размер рам Выбор размера рамы зависит от размера изображения и от типа печати. Вне печатной площади всегда должна оставаться свободная область для отвода краски. В машинной печати ракель обычно движется перпендикулярно ширине рамы, а при ручной печати - наоборот. Горизонтальные и особенно вертикальные промежутки между рамой и печатной площадью (место отвода краски) для каждого вида машины должны определяться экспериментально. Слишком маленькие промежутки могут создать трудности в приводке и вызвать потери в качестве печати. Размеры, которые способна обрабатывать каждая данная машина, следует определять путем отдельных экспериментов. Внутренний размер рамы от 510х600 до 2100х2600 Необходимо предупредить, что данная таблица отражает рекомендации зарубежных специалистов по трафаретной печати.
ПРОЦЕССЫ ПЕЧАТИ
Печатный процесс в шелкографии в независимости от используемого оборудования 1. Перед началом работы необходимо выровнять вакуумный стол и установить минимальный отрыв по отношению к верхней раме, посредством регулировки подъемных шарниров, винтов упора и чашек с шариками, расположенных под вакуумным столом. 2. Установите печатную форму в формодержатели посредством ослабления зажимных винтов и регулировки расположения формодержателей относительно размеров ТПФ и расположения запечатываемого материала. 3. Обеспечьте зазор между ТПФ и запечатываемой поверхностью. Величина этого зазора зависит от упруго-эластичных свойств сетки-основы и размеров печатной формы, и по возможности должна быть минимальной, чтобы свести к минимуму искажения изображения. При многокрасочной печати очень важно, чтобы величина зазора была одинаковой при печати всех краскопрогонов. При форматах печати до А3 величина зазора должна составлять от 1 до 3 мм. 4. Приводка, выполняемая в процессе подготовки РПС к работе, обеспечивает заданное расположение изображения на оттиске и совмещение красок. Положение запечатываемой поверхности определяется упорами, по которым устанавливается каждый лист или изделие. Такие упоры оператор изготавливает самостоятельно из кусочков самоклеющейся пленки и закрепляет их на опорной поверхности. Важно в процессе изготовления ТПФ обеспечить правильное расположение диапозитива относительно формной рамы. Непосредственно приводка осуществляется путем перемещения и фиксации запечатываемой поверхности относительно неподвижной печатной формы с помощью ручек приводки по одной ортогональной линейной и двум угловым координатам. 5. Существенным моментом, обеспечивающим высокое качество оттиска, является прочная фиксация запечатываемой поверхности в горизонтальной плоскости. Это обеспечивается вакуумом. Перед началом процесса печати включите пылесос и расположите запечатываемый материал в заранее подготовленных упорах. В шелкографии для продавливания краски через ячейки сита печатной формы на запечатываемую подложку используется специальный инструмент - ракель. Речь идет об очень простом инструменте, состоящем, в основном, из двух частей: рукоятки (или ракеледержателя) и резины ракеля.
Ракельдержатель Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2298; Нарушение авторского права страницы