Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Население островов Индийского океана



Население Коморских островов смешанного происхождения. Считается, что первые волны мигрантов, заселившие острова в I тысячелетии н.э. были банту-язычные группы из Восточной Африки. Следующую волну составили мигранты с Мадагаскара. С XV в. появились арабские поселенцы, пришедшие с юга Аравийского полуострова.

Маскаренские и Сейшельские острова до их захвата Англией и Францией были необитаемы. Их теперешнее население - потомки переселенцев с полуострова Индостан, французские и английские колонисты, креолы, китайцы, а также потомки африканцев, малагасийцев, коморцев и др.

Основные занятия населения островов связаны с земледелием, скотоводством, рыболовством и ремеслами.

Народы Западной Африки

В регион Западной Африки входит население Бенина (более 4 млн человек), Буркина-Фасо (более 8 млн), Гамбии (670 тыс.), Ганы (около 14 млн), Гвинеи (более 6 млн), Гвинеи-Бисау (около 1 млн), Кабо-Верде (348 тыс.), Кот д'Ивуар (более 11 млн), Либерии (более 2 млн), Мали (около 9 млн), Нигера (более 6 млн), Нигерии (около 102 млн), Сенегала (около 7 млн), Сьерра-Леоне (около 4 млн), Того (более 3 млн человек).

Западная Африка - регион, отличающийся большим многообразием населяющих его народов, языковых семей, антропологических групп, форм хозяйственной деятельности, религиозных представлений.

По территории региона проходит граница расселения представителей двух больших рас - европеоидной и негроидной. В северных областях Мали и Нигера живут туареги, принадлежащие к средиземноморскому типу большой европеоидной расы. Однако большинство народов Западной Африки относится к большой негроидной расе, формирование которой, по-видимому, проходило в бассейнах рек Нигера и Конго.

Большая пестрота этнолингвистической карты Западной Африки - результат длительного исторического развития региона. Постепенно " высыхание" Сахары привело к значительным переселениям народов к югу и юго-западу. Существование в сахельской зоне крупных средневековых государств: Ганы (1У-Х1 вв.), Мали (III-XV вв.), Сонгаи (ХУ1-ХУП вв.) - способствовало интенсификации процессов этнического сближения внутри них. Широкая завоевательная политика сопровождалась переселениями, созданием поселений пленников иной этнической принадлежности и формированием новых, зависимых " племен". Вовлечение Западной Африки в европейскую работорговлю также внесло заметные изменения в этническую карту региона: исчезли одни, переселились другие, ассимилировались третьи. В XVIII—XIX вв. в ходе войн под лозунгами ислама широко (от Сенегала до Камеруна) расселились фульбе с запада региона.

Языки афразийской семьи представлены берберским языком тамашек (туареги) и языками чадской группы (хауса и др.). Большинство же принадлежат к нигеро-кордофанской семье, к нигеро-конголезской группе. Внутри нее выделяют несколько подгрупп. В гвинейскую подгруппу (ква) входят языки народов Кот д'Ивуар (аброн и др.), Ганы (акан, тви, ашанти, фанти), Бенина (фон), Южной Нигерии (йоруба, ибо, нупе). Верховья рек Сенегала и Гамбии - место проживания народов манде: северные (малинке, бамана, сонинке) в Мали и южные (сосо, кпелле, тома и другие) в Либерии и Сьерра-Леоне и некоторые языки южной Нигерии. В одну подгруппу - западноатлантическую объединяют и языки населения Атлантического побережья от реки Сенегал до Либерии: волоф и серер в Сенегале, баланте в Гвинее-Бисау, киси в Гвинее. Население в излучине Нигера говорит на языках вольтской подгруппы: это моей, груси, гурма в Буркина-Фасо, бобо, догон, сенуфо в Мали и на севере Кот д'Ивуар. Еще одна значительная языковая подгруппа - бенуэ-конголезская: тив и другие в средней части северной Нигерии.

На языках нило-сахарской семьи говорят сонгаи; канури в Чаде, Нигере, Нигерии (сахарская группа), маба на границах Чада и Судана (группа маба).

Характерная особенность региона, как и всей Тропической Африки - несовпадение этнических территорий и границ государств, искусственно образованных в период колониализма. Эве живут в Того, Гане; хауса в Нигерии, Нигере и других странах; туареги - в Мали, Мавритании, Алжире; сенуфо - в Мали и Кот д'Ивуар и т.д. Некоторые народы Западной Африки (хауса, фульбе, канури) имели письменную литературу, использующую арабскую графическую основу - письмо аджами. У других народов существовали оригинальные системы передачи информации. Акан широко пользовались " барабанным письмом"; на побережье южной Нигерии было распространено письмо " нсибиди" из упрощенных пиктографических знаков. Близки пиктограммам глиняные барельефы во дворце правителя в Дагомее и барельефы из бронзы, как и резьба на слоновых бивнях у йоруба. Слоговое письмо существовало у ваи, менде, темне в Либерии и Сьерра-Леоне. На гирьках для взвешивания золотого песка у ашанти (Гана) использовалась особая система записи цифр. Однако местные записи информации не получили развития. И они, и аджами после колонизации Западной Африки были вытеснены латиницей. Письмо на основе арабской графики сохранилось только в коранических школах. В некоторых странах Гвинейского побережья (Гане, Кот д'Ивуар) были предприняты попытки возрождения языка барабанов.

Северную часть региона занимает Сахара. Южнее расположен пояс саванн, известный как " сахель" (берег - ар.). Еще южнее, вдоль побережья Гвинейского залива - влажные, почти непроходимые экваториальные леса. Занятия и материальная культура народов Западной Африки тесно зависимы от географических условий зоны проживания. Все они занимаются производящим хозяйством.

Скотоводческие народы Западной Африки разводят крупный рогатый скот, главным образом короткорогие породы (" лагун" на всем Гвинейском побережье и " сомба" в Дагомее), но в Гвинее - длиннорогие " ндама". Повсюду выпас крупного рогатого скота сочетается с выпасом коз и овец. В засушливых зонах распространено верблюдоводство. Кочевым скотоводством продолжают заниматься, в частности, фульбе-бороро, тогда как большая часть фульбе, расселившихся по Западной Африке от Сенегала до Камеруна, перешла к отгонному скотоводству. Общие черты скотоводческого хозяйства: отсутствие выраженной мясной и молочной селекции, исключительно пастбищное содержание скота, отсутствие заготовки кормов, низкая товарность. Для скотовода скот — главное достояние и основа его существования. Это самая высокая ценность, и количество его определяет место человека в обществе. Скот также - одежда, обувь, утварь из кожи и шерсти, пища: молоко и реже мясо. Режут скот редко, по поводу рождения, свадьбы, посещения наиболее уважаемых гостей.

Перекочевки скота сезонные. Они связаны с обеспеченностью пастбищами и водой, а также с движениями в зависимости от сухого и влажного сезона мухи цеце, опасной для крупного рогатого скота. Пути перекочевок складывались в течение веков и традиционно используются и сейчас, невзирая на границы. Так, фульбе-бороро кочуют в Нигере, Нигерии, Буркина-Фасо. В особенно сухие и жаркие месяцы выпас производят по ночам. Сейчас практикуется наем пастухов. За годичную работу полагается обеспечение пищей и одеждой, а в конце срока -годовалый бычок, за заботу об особо крупном стаде - бычок-трехлетка.

Большинство фульбе (как в Гвинее, Сенегале, Камеруне) ведут отгонное скотоводство. После окончания сезона дождей и уборки урожая (кукурузы и проса) фульбе уводят свои стада к югу и проводят там сухое время года. На этот период строятся легкие временные жилища, а в основных поселениях остаются старики и дети. С началом дождей скотоводы возвращаются на север, с тем, чтобы к началу полевых работ оказаться на месте. Мужчины в это время оставляют скот на попечении юношей и занимаются обработкой полей. Юноши ведут пастьбу скота, угоняя стада по утрам до вечера. С окончанием сезона дождей, примерно в ноябре, и взрослые мужчины фульбе возвращаются к пастушеским обязанностям и вновь уходят на юг.

Земледельцы возделывают и местные и завезенные культуры. В Африке окультурены многие зерновые (сорго, просо, рис, ячмень), клубневые (разные виды ямса), бобовые, масличные (карите, кунжут, клещевина), разные виды пальм (масличная, финиковая, кокосовая). Местного происхождения гвинейский перец (мала-гета), кофе (вероятнее всего, из Эфиопии). Из Азии еще в древности сюда попали банан, таро, дагусса (элевзина), во времена арабского завоевания Северной Африки на континент попали гранат, сахарный тростник, лук. Позднее, в XVI в. португальцы завезли маниоку, батат, ананас, кукурузу, а в ХУП-ХУШ вв. - арахис, авокадо, дынное дерево. Еще позднее из Америки появились какао и томаты, из Индии - манго.

Традиционное африканское земледелие было сосредоточено на производстве пищевых продуктов в размерах, необходимых лишь для пропитания. Технические культуры - хлопок, индиго - возделывали немногие народы. По использованию сельскохозяйственных культур и технологии выделяются зона сухих саванн с производством зерновых и зона влажных районов экваториального пояса, где их место занимают корнеплоды.

Типичные представители земледельцев сухих саванн - хауса. Это многочисленный народ, живущий на севере Нигерии, в Нигере, Камеруне, ЦАР, Чаде. За пределами своей прародины - это купечество, а ныне - коммерсанты, офицеры, чица свободных профессий, правительственные чиновники. Сухие саванны между южной границей Сахары и влажными экваториальными лесами обладают достаточной, но не чрезмерной влажностью. Здесь растут лишь отдельно стоящие деревья или галерейные леса, что позволяет обходиться без трудоемких корчевок.

Ассортимент культурных растений разнообразен. На приусадебных участках сажают овощи лук, помидоры, тыквы, бобовые и т.д. На полях в стороне от поселений возделывают преимущественно разные виды сорго и проса. Почти повсюду выращивают кукурузу, бататы, табак, арахис, хлопок, занимаются и рисосеянием. ^издавна здесь разводили индиго для получения синего красителя.

Земли здесь - красноземы с тонким почвенным слоем, что не позволяло пользоваться плугом. Поэтому у хауса (как и у других земледельцев этого пояса - бамбара, сонгаи и др.) главное орудие - мотыга. Однако она разной формы и величины, строго специализирована. Чем тверже почва, тем прочнее и тяжелее рабочая часть мотыги. Мотыга " габдеши" используется для обработки нови. Взрыхляя почву или уничтожая сорняки, берут другую - " кваса дуке" или " магирби". Женщины и дети пользуются легкими " дунга". Особой формы мотыга " сунгулин" служит для выкапывания ямок при посеве. Для работы на рисовых плантациях берут " кваса цайе" или " кумбу". Для прополки полей используют " хауйя тсате" и " кальма кворали". Еще один вид мотыги у хауса, который практически не встречается у других народов - большая и тяжелая мотыга с прорезями в рабочей части, через которые можно просеивать землю.

Другие сельскохозяйственные орудия тоже имеют строгую специализацию. Так, одни серпы используются для срезания злаков, другие для уничтожения сорняков на рисовых полях. Для разных культур (риса, листьев пальмы) используются ножи разной формы. Разнообразны и форма и назначение топоров.

Земли после сбора урожая оставляли на несколько лет под залежь. Для удобрения использовалась зола после расчистки целины и выжигания трав и кустарников. Благодаря соседству с фульбе договариваются о выпасе скота на будущих полях, получая, таким образом, удобрение - навоз. Удобряют почвы и перегнивающие стебли, оставляемые на полях. Еще одно средство сохранения плодородия почвы - высаживание одновременно нескольких культур - кукурузы с бобовыми, сорго с камышевидным просом. В наши дни нет возможности осуществлять перелог, падает плодородие почвы, не успевая восстанавливаться, падает и урожайность. В колониальный период много земель было занято под экспортные культуры (прежде всего арахис). Будучи привязаны к мировому рынку, и современные страны Западной Африки вынуждены продолжать занимать земли под эти культуры, иногда даже в ущерб продовольственным.

Кроме трудоемких работ по подготовке поля, все остальное - дело женщин. Они же занимаются сбором плодов и листьев дикорастущих деревьев. Плоды басия используют для изготовления масла, мазей, свечей; стручки рожкового дерева (белой акации) употребляют как приправу в пищу, варят из них густой сок для обмазки стен; сок тамариндового дерева - прохладительный напиток и средство " Против лихорадки; из плодов баобаба делают муку, семена используют для приготовления соусов, а листья — для приправ. Почки пальмы делеб употребляют в пищу и изготовляют из них желтую краску и т.п.

Влажные южные районы вдоль Гвинейского залива занимают народы, основными сельскохозяйственными культурами у которых являются клубневые и корнеплоды, масличные пальмы, карите, малагета. Народы Гвинеи, Сенегала, Либерии, Сьерра-Леоне еще в средневековье торговали гвинейским перцем - эти Районы на европейских картах отмечались как Перечный берег. А ибибио, кала-бари и другие народы южной Нигерии издавна возделывали масличную пальму Лесные области Ганы, современного Бенина, Кот д'Ивуара поставляли на рынки всей Западной Африки орехи кола, содержащие тонизирующие вещества и до сей поры, составляющие необходимый продукт на столе западноафриканцев и играющие немалую роль в традиционных ритуалах.

Для пищи земледельческих народов сухих саванн типична кухня хауса. Основой пищевого рациона являются зерновые. Самое главное блюдо – жидкая просяная каша " фура", которую едят с молоком, и " туво" - каша из сорго. В районе Сокото ее варят из риса, а в южных областях - из ямса. Эти каши дополняются острыми приправами и подливами с солью, чесноком, помидорами, пряностями, перцем. У йоруба популярен луковый суп с перцем, рыбой, курицей. Из пшеничной просяной и кукурузной муки пекут хлеб и лепешки. Широко распространены у всех народов региона " фуфу" - шарики из вареного риса, которые также едят с соусами и подливами.

Пища скотоводческих народов немногим более разнообразна, в основном за счет молока и молочных продуктов. У фульбе, например, молоко употребляется и в свежем, и в кислом виде. Излюбленное блюдо - простокваша, которую едят с фонио, рисом, кукурузой.

У скотоводов берберов и туарегов важный продукт питания - молоко (овечье, козье, верблюжье). Из него сбивают масло, делают острый овечий сыр. Один из важнейших продуктов питания жителей пустыни - финики. Во время длительных переходов употребляется своеобразный концентрат: мясной порошок, смешанный с просяной или пшеничной мукой, его разводят в воде и пьют.

Наиболее искусные ткачи Западной Африки - хауса. Они не только снабжали своими хлопчатобумажными тканями другие народы этого региона, но и продавали в Северную Африку. Виды тканей были разнообразны, яркие, полосатые. Особенно дорого ценилась хлопчатобумажная ткань с вплетением шелковой нити, Самый популярный цвет - от бледно-голубого до густо-синего, интенсивность к которого зависела от времени окрашивания - краску получали из индиго. Для красного, зеленого, желтого цветов использовали растительные красители из некоторых видов тростника, корней растения турн, лимонного сока и др. Население целых кварталов в Кано и других городах было занято этим промыслом. Окраску проводили в земляных ямах, выдерживая ткани до 10 дней. Ткацкое дело - мужское. Хауса пользовались довольно широким горизонтальным ткацким станком, У народов Гвинейского побережья (йоруба, акан) мужчины-ткачи ткут на горизонтальных станках, позволяющих получать полосы не шире 30-50 см, поэтому при изготовлении одежды сшивали вдоль несколько полос. В 20-30-х годах нашего века местные ткани практически вытеснили дешевые английские, американские, японские ситцы, но после второй мировой войны в связи с сокращением импорта местами вновь возродилось ткачество.

Фульбе, туареги, хауса - искусные кожевники. Они изготовляли большие кожаные сумки, переплеты для них, пояса, седла, сандалии, высокие сапоги Для верховой езды, мешки для перевозки тяжестей и т.п. Кожевники хауса, работающие и ныне, достигли большого мастерства в обработке кожи. Окрашенный в красные, зеленые, желтые цвета, тонко выделанный сафьян был издавна и остается одним из важных товаров для Северной Африки. Из бычьей кожи изготовляют плотные, но очень тонкие, почти прозрачные сосуды " танду" для меДа и масла, коробочки, футляры.

Традиционная одежда всегда не только выполняла чисто утилитарные функции (защита от холода, жары или непогоды), но и являлась, как и прическа этническим и социальным показателем. Ныне, однако, эта смысловая нагрузка утрачена, и одежду одного типа носят представители разных народов. Некоторые виды народной одежды особенно популярны в Западной Африке.

Таковы " кенте" ашанти - несшитая одежда, большое полотнище ткани около 4 м длиной и около 2, 5 м шириной, изготовленное из многих (до 24) полос ткани. Прежде цвет и символика узоров были строго регламентированы. Большие " кенте" - мужская одежда. Им обертывают тело на уровне груди и конец перекидывают через левое плечо. Женское " кенте" состоит из двух кусков - один обертывают вокруг пояса, другой - вокруг груди. Третий кусок используют, чтобы привязывать к спине младенца или в качестве искусно и причудливо завязанного головного платка. Замужние женщины обычно носят одежду из ткани с одинаковым узором, девушки - с разным.

Традиционная верхняя мужская одежда хауса - шаровары и длинная свободная рубаха " тобе" с большим вышитым карманом на левой стороне груди. Поверх нее носят свободное широкое одеяние без рукавов, но сшитое по бокам. Традиционные цвета - от бледно-голубого до темно-синего. Ныне такого рода рубахи под общим названием " бубу" популярны, особенно среди фульбе, волоф, мандинго. Не существует предпочтительных цветов (любые оттенки пастельных или интенсивных тонов) и тканей (от грубой холстины до белого гипюра).

Разнообразны типы мужской одежды у йорубов (более 30 видов). Наиболее распространенный - широкие суженные к икре или щиколотке шаровары, просторная рубаха ниже талии и поверх рубаха ниже колен без рукавов или с широкими рукавами, уложенными мягкими складками на плечах (" агбада" ).

Одно из самых развитых и древних ремесел - металлургия и обработка металлов. Вначале медь, железо и сплавы использовались главным образом для изготовления культовых предметов. Наибольшей древностью отличается обработка металлов в Нигерии (у народов бини и йоруба). Это ритуальные колокольца, топоры, скульптурные изображения людей и животных. Главные центры этого искусства — города Бенин и Ифе. На всем протяжении Гвинейского побережья - зона мелкой пластики. Гирьки для взвешивания золотого песка ашанти (Гана) представляют собой миниатюрные скульптурные изображения, иллюстрирующие пословицы и поговорки. Ныне мелкая пластика, представляющая собой жанровые картинки, популярна в Камеруне. И крупные изделия Бенина и Ифе, и мелкая пластика народов Гвинейского побережья изготавливались техникой «потерянного воска». Орудия труда (рабочие части мотыг, ножи, наконечники стрел и копий, лезвия топоров) делались методом ковки. Ювелиры делали из меди, железа, бронзы, золота, серебра браслеты, кольца, шпильки для волос. Ныне искусство металлургии утрачено, кузнецы, еще сохранившиеся в глубинке, работают на металлическом ломе.

В лесной зоне (особенно у йоруба) кузнечное ремесло было окружено уважением и даже поклонением. Напротив, в сахельской зоне люди, занимавшиеся плавкой и обработкой металла, составляли низшую касту, их презирали и одновременно побаивались. Традиционно жены кузнецов занимались гончарством. Здесь не знали гончарного круга, основная техника - изготовление керамики налепом.

Резьба по дереву — столь же древнее искусство. Из дерева резали табуреты, подголовники, чаши, кубки, разнообразные коробочки. Они украшались зоо- или антропоморфной резьбой, или — в зонах преобладания ислама - геометрическим или Растительным орнаментом. Делали и крупные вещи - барабаны и пироги. Наиболее искусные резчики по дереву - сенуфо, догон, бамбара, ашанти. У бамбара и сенуфо Распространены были прорезные маски-наголовники. Народы лесной зоны изготовляли маски-личины, деревянные основы которых декорировались раскраской, Кожей, металлом, растительными волокнами, раковинами каури.

Тип жилища зависит от хозяйственной деятельности, от этнических предпочтений и от строительного материала. Кочевники пустыни и сахеля сооружают Легкие переносные жилища, крытые шкурами, циновками или ковровыми тканями. В районах полупустынь и земледельцы, и оседлые или полуоседлые скотоводы используют при строительстве жилищ глину, камень, кустарники и низкие травы; В районе саванн — дерево; а для покрытия крыш - стебли проса, хлопка и других растений; в лесных районах основными материалами являются пальма ротац рафия, бамбук, листья банана и фикусовых. Основную работу по постройке дома выполняют мужчины, а завершают (покрывают листьями или соломой, обмазывают и украшают) женщины. У многих народов на севере Камеруна, в средней части Нигерии, в Мали, Буркина Фасо хижины круглые в плане. У хауса, народов группы акан, йоруба отдельные помещения прилепляются друг к другу, выходам» во внутренний двор, и вся усадьба представляет собой замкнутый многоугольник Ив таких жилищах, и в усадьбах из круглых хижин, обнесенных изгородью, часто имеется " проходная" хижина. Так, у манде гостей принимают в такой " бунум", не всегда приглашая их во внутренние помещения " сукала" — жилого комплекса Глинобитные жилища часто украшаются росписью (у ашанти) или барельефами (хауса и нупе). В сахельской зоне сложился особый " суданский" стиль, характеризующийся зубцами по краям крыши: таковы городские жилища хауса и старые мечети городов Дженне, Томбукту, Гао.

Некоторые народы Западной Африки в прошлом имели развитые политические образования. У сонинке, малинке, сонгаи существовали государства Мали, Гана, Сонгаи, которые объединяли и другие народы этой области. Были свои политические объединения у моей, хауса, фульбе, йоруба, фон и других. Однако и у этих, и у народов, не достигших этой стадии общественного развития, сохранялись большие семьи, кланы и линиджи. Клан — довольно крупная группа родственных семей, сохраняющих память об общем предке, в него входит несколько линиджей - более мелких групп. Родство чаще считается по мужской линии, но у ряда народов Гвинейского побережья сохраняется материнский счет родства. И в том, и в другом случае существуют строгие брачные запреты на союзы между родственниками до пятого-седьмого колена. Сохраняются сорорат, левират, отношения " шуточного родства", традиционные полигамные семьи, официально вытесняемые у христиан моногамными. Свадьба - результат договора семей, а то и кланов. Отец или дядя (в матрилинейных обществах) жениха выплачивает выкуп (у скотоводов - скотом, у земледельцев и горожан чаще в денежной форме). Распространен " обменный" брак. В наиболее нетронутом виде долее всего большие неразделенные семьи существовали у народов, не имевших государственности (у северных народов Ганы, тив в Нигерии, гуро и бегие в Кот д'Ивуар и др.). У других народов большие семьи, господствовавшие в прошлом, ныне разделены. Так, у хауса при сохранении значения большесемейной " ганду" выделяется хозяйство малой семьи - " ийяли". Идет заметный переход к преимущественному значению малой семьи у большинства народов региона.

Значительное число жителей Западной Африки сохраняют традиционные верования. Распространены культ предков, племенные культы, вера в духов природы, фетишизм и т.п. Некоторые народы знали и довольно развитые политеистические религии. До наших дней существует политеизм у акан (Кот д'Ивуар и Гана) с сонмом богов во главе с небесным божеством Ньяме. Наиболее развит пантеон у йоруба. У них выделились великие боги: господин неба Олорун, господин земли Обатала, бог воды Олокун, богиня домашнего очага Олораза, бог железа и войны Огун и т.д. В наши дни вера в них трансформируется и модифицируется: так, Огун стал и покровителем механиков и шоферов. У народов, создавших в доколониальный период государства (моей, ашанти, йоруба, фон и др.), складывался культ священного правителя, формировалось жречество. До наших дней сохранились тайные союзы: мужской Поро и женский Банду у народов Либерии, Сьерра-Леоне. Широко распространена вера в магию, обереги, талисманы, колдовство. Местных традиционных культов придерживается большинство населения Либерии (три четверти), Кот д'Ивуар (более двух третей), Буркина Фасо и Ганы (более трех четвертей), Нигерии и Гвинеи-Бисау (около половины) и " языческие" по преимуществу народы догон, акан, баланте, йоруба, моей.

Ислам в Западной Африке имеет длительную историю. Будучи привнесенным 1Х-Х вв. мусульманскими купцами из Северной Африки, с которой у народов Западной Африки существовали давние торговые связи, он довольно быстро распространился по всей сахельской зоне. Во многих доколониальных государствах он стал государственной религией. Ислам здесь не столь ортодоксален, как на Ближнем Востоке и в Северной Африке, он впитал и множество элементов традиционных верований. Мусульмане Западной Африки - сунниты. Они живут в основном в сахельской зоне и на западе региона. В таких странах, как Сенегал, Гамбия, Гвинея, Мали, Нигер, мусульмане составляют подавляющее большинство населения (в Сенегале около 80%, Нигере - 96%, Гамбии - 80% и т.д.). В Нигерии почти половина жителей (в основном на севере), в Буркина Фасо и Гане — около 70%. Волоф, фульбе, хауса, тукулер - народы или полностью, или в большинстве своем мусульманские. За долгую историю ислам стал восприниматься как " своя" религия и был знаменем сопротивления европейским колонизаторам XIX века. Мусульманские марабуты пользуются не только всеобщим уважением, но и играют немалую роль в политической жизни стран с преобладающим исламским населением.

В регионе также представлены разные направления христианства: католичество, протестантизм: евангелизм, англиканство. После второй мировой войны активно (особенно католиками) проводится " африканизация" церкви, появились африканцы-архиепископы и даже кардинал. Ни в одной стране Западной Африки христиане не составляют большинства. Наибольшее их число в Бенине (свыше 10%) и Гане (около 17%). Преобладание католиков или протестантов в христианском населении той или иной страны исторически связано с ее колониальным прошлым: бывшие колонии Франции имеют больше католиков, Англии - протестантов.

В начале века и первой его половине в некоторых районах Западной Африки (на юге Ганы и в южных областях Нигерии) получили распространение афро-христианские секты, синкретически объединившие догматику и культовые ритуалы христианства и местных традиционных религий. Они возникали как своеобразные формы протеста при отсутствии политических партий и сыграли немалую роль в национально-освободительном движении. Ныне они в большинстве своем объединяют по несколько десятков тысяч человек и не играют существенной роли в общественной жизни своих стран.

Народы Западной Африки оставили и памятники культуры. Архитектурная традиция Бенина, Мали и Сонгаи питает и современных архитекторов, старающихся сохранить " суданский" стиль. Они используют и традиции ашанти и хауса, затейливо украшавших стены.

Сказители-гриоты передавали из поколения в поколение исторические предания, эпические сказания, слагали песни и сказки. Их мотивы, творчески перерабатывая, используют современные писатели Леопольд Сенгор, Воле Шоинка, Чинуа Ачебе, Бернар Дадье и др. Во многих странах созданы фольклорные ансамбли. Театры ставят как переводные, так и оригинальные пьесы. Новые направления в современном искусстве - живопись и кинематография. Скульпторы и художники (как, например, Эквенси) известны и за пределами континента, как и молодая кинематография Ганы, Сенегала, Буркина Фасо.

Народы Центральной Африки

В регион Центральной Африки входит население Анголы (более 9 млн. человек), Габона (более 1 млн), Заира (более 32 млн), Камеруна (около 11 млн) Конго (около 2 млн), Сан-Томе и Принсипи (103 тыс.), Центрально-Африканской Республики - ЦАР (около 3 млн), Чада (более 5 млн), Экваториальной Гвинее (410 тыс. человек).

Большинство населения стран, входящих в Центральную Африку, принадлежит к большой негроидной расе. В северных районах у отдельных народов (тубу канури и др.) в той или иной степени заметна примесь европеоидности. Эти народы отличаются от типичных негроидов более светлой кожей, менее курчавыми волосами, более узким носом, реже встречается прогнатизм.

На границах с Западной Африкой внутри региона расселения большой негроидной расы распространен чадский антропологический тип (хауса), восточнее - сахарский (сара). Большинство же принадлежит к лесному, или гвинейскому типу, который характеризуется наиболее ярко выраженными негроидными признаками. В экваториальных лесах живут пигмеи - представители малой центрально-африканской расы. Они отличаются низким ростом (в среднем 145 см), сравнительно светлой кожей желтоватого или красноватого оттенка; меньшим, чем у негроидов прогнатизмом, узкими губами.

Этнолингвистическая карта Центральной Африки однороднее, чем Западной Африки. Большинство народов говорят на языках бенуэ-конголезской группы нигеро-кордофанской языковой семьи (известной как банту).

На языках, принадлежащих к адамауа-восточной группе этой же языковой семьи, говорит население нагорья Адамауа в северном Камеруне, ЦАР, крайнего севера Заира (бамум, банда, азанде, сере-мунду, пигмеи, живущие на границах с Суданом). В Камеруне живут фульбе, язык которых принадлежит к западно-атлантической группе.

На севере распространены языки афразийской семьи (хауса, котоко и др.); нило-сахарская семья языков представлена сахарской группой (канури, тубу), шарй-нильской группой (багирми, сара, мору-мангбету, живущие среди последних пигмеи).

Все языки региона (за исключением канури) до недавнего времени были бесписьменными. Слоговое письмо бамум (Камерун), созданное в начале XX в., просуществовало лишь несколько десятилетий. Ныне разработана письменность на основе латинской графики.

Большое распространение получил ряд языков межэтнического общения. На севере это хауса, в центре региона - лингала, в восточных областях Заира - кингвана, один из диалектов суахили.

Большую часть региона занимают экваториальные леса и обрамляющие их влажные саванны. За ними следует пояс сухих саванн ( к югу, востоку и северу). На севере они вплотную подходят к пустыням. Народы Центральной Африки занимаются как присваивающим хозяйством (пигмеи), так и производящим - земледелием и частично (на севере региона) скотоводством. В традиционном хозяйстве преобладали экофильные черты: у охотников запрещалось убивать без нужды животных; земледельцы следили за восстановлением плодородия почвы; скотоводы разрабатывали твердые маршруты перекочевок, следили за сохранностью пастбищ и колодцев. С введением монокультур в сельское хозяйство колоний Африки, появлением частной собственности на землю, демографическим давлением, приведшими к невозможности перелога, экологическая ситуация ухудшилась. Интенсивно идет опустынивание, падает плодородие почвы, вырубаются леса - легкие не только Африки, но и всей планеты.

Пигмеи представляют собой особый охотничье-собирательский ХКТ. Когда-то пигмеи занимали обширные пространства Центральной Африки, но были оттеснены негроидами-земледельцами к самой границе, а затем и вглубь экваториальных [лесов. Их отдельные группы живут в Заире, Камеруне, Габоне, Конго, Руанде, Уганде, Бурунди. Основными занятиями остаются охота и собирательство. Они знают загонную охоту, охоту вдогон, используют сети и разнообразные ловушки. Основное оружие - небольшие копья и луки со стрелами. Более 70% пищевого рациона составляют продукты собирательства. Охота - мужское занятие у пигмеев, собирательство - женское. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. Основа хозяйственной и общественной жизни - группа из 6-7 малых семей, кочующих совместно. Она может распадаться и возникать вновь в другом составе в зависимости от обеспеченности территории дичью. Наследование и счет родства идут по мужской линии, поселения вирилокальны.

Пигмеи знают лишь коллективную собственность. Обычное право пигмеев экологично: самыми серьезными проступками считаются неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище; рубка деревьев, загрязнение проточной воды, Самая суровая кара — изгнание, запрещение охотиться вместе с группой.

С высокорослыми соседями они связаны отношениями серважа. В раннегосударственных объединениях конго и мангбету их привлекали к военной службе, используя прекрасное знание местности и охотничью ловкость. Попытки наделять пигмеев землей, вовлекать в работу по найму, как правило, не удавались. Большинство пигмеев предпочитает вести традиционный образ жизни. Ныне осложняет положение пигмеев то обстоятельство, что почти во всех странах территории их обитания попали в национальные парки, где запрещена охота на крупных животных. Наиболее изолированными остаются пигмеи в бассейне реки Итури (Заир). В Камеруне и Конго идут попытки вовлечения пигмеев в современную жизнь.

Большинство народов Центральной Африки занимается мотыжным земледелием экваториального пояса. Здесь возделываются и зерновые: просяные культуры, кукуруза; но на первое место все же выдвигаются корнеплоды и клубневые -бататы, ямс, таро, кассава. Широкое распространение имеют и бобовые (фасоль, бобы, арахис), огородные культуры (в том числе огурцы и тыквы), фруктовые деревья и пальмы (кокосовая и масличная), дерево кола, цитрусовые, бананы. В традиционном земледелии существовала разработанная система и целый цикл смены растений на одном поле.

Дифференциации сельскохозяйственных орудий (как у хауса в Западной Африке) здесь не знают. Главное орудие для обработки земли и ухода за посевами - мотыга, вид которой варьируется от народа к народу: у конго с круглой рабочей частью, у мбунду - двуручная с треугольной. Система традиционного земледелия (переложного подсечно-огневого типа) здесь требует больших усилий и затрат энергии: рубка деревьев, корчевка пней, расчистка будущего поля — дело мужчин. Остальные виды работ в земледелии лежат на плечах женщин.

Традиционно использовали чередование культур или, чаще, одновременное высаживание нескольких - так повышалось плодородие почвы, поля меньше засорялись сорняками, повышалась устойчивость к вредителям. Соблюдается строгое чередование работ по сезонам. Конго во время " массанза" (январь и февраль) сажают фасоль и кукурузу, в это же время закладываются плантации бананов. В течение " кунди" (март-апрель) занимаются уходом за посадками, прополкой. Кинтомбу" — самый жаркий сезон (май-июнь) - некоторый перерыв в интенсивности полевых работ. В сезон " сейву" (июль—август) занимаются сбором урожая зерновых, делают посадки во влажных низинах по берегам рек. В сезоне " пиаза" (сентябрь-октябрь) с первыми дождями высаживают черенки маниоки, готовят Землю для новых посевов. Завершается год " нкиала" (ноябрь-декабрь), когда засевают зерновые и бобовые. Как правило, в экваториальной зоне можно получать по Два урожая в год.

Лишь на самом севере Центральной Африки, в Чаде, ЦАР, северной часть Камеруна сара, тубу, фульбе занимаются скотоводством. Здесь выпасают те ж породы крупного рогатого скота, что и пастушеские народы Западной Африки. Вместе с коровами в стаде всегда есть овцы. Встречаются и верблюжьи стада. В остальной части Центральной Африки скотоводство невозможно. Большая част региона покрыта влажными экваториальными лесами. В полосе же саван, особенно к югу от пояса лесов, разводят лишь коз и изредка овец, так как крупный рогатый скот подвержен заболеваниям, переносчиком которых является муха цеце.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 3809; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь