Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хозяйственно-культурные типы



Многообразие хозяйственной деятельности и связанных с нею особенностей культуры населения Восточной Азии может быть сведено к нескольким хозяйственно-культурным типам, имеющим как пространственные, так и хронологические рамки.

В Восточной Азии отчетливо прослеживается непосредственная связь хозяйственно-культурных типов с географической средой, прежде всего с природно-климатической зональностью, характером ландшафта. С этой точки зрения в данном регионе представлены различные хозяйственно-культурные типы двух географических поясов — теплого (субтропического и отчасти тропического) и умеренного. Существенное влияние на формирование хозяйственно-культурных типов оказывает степень увлажненности: в аридной зоне умеренного пояса исторически сложились совершенно иные типы хозяйственной деятельности, нежели в других зонах того же пояса. Большое значение имеет в этом отношении и вертикальная зональность (в высокогорных районах складываются специфические хозяйственно-культурные типы).

Мы можем проследить, как на протяжении истории народов Восточной Азии в одном и том же районе по мере развития производительных сил общества происходит смена одного хозяйственно-культурного типа другим, основанным на более продуктивных формах хозяйствования. При этом, однако, многие черты прежнего хозяйственно-культурного типа зачастую продолжают сохраняться в трансформированном виде, определяя специфику культуры и быта населения данного района.

В целом большинство хозяйственно-культурных типов, распространенных в прошлом у народов Восточной Азии, претерпели в наше время значительные изменения, а часть из них сохранилась лишь в виде пережитков. Они могут быть объединены в четыре группы.

Хозяйственно-культурные типы охотников, рыболовов и собирателей -исторически самые древние на территории Восточной Азии. Они возникли здесь еще в эпоху мезолита и в чистом виде не сохранились ни у одного народа этого региона. Тем не менее отдельные черты хозяйственно-культурных типов лесных собирателей и охотников теплого пояса можно и в наши дни обнаружить, например, у мон-кхмерских народов КНР (кава, бэнлун, булан). В северо-восточной части региона вплоть до сравнительно недавнего времени существовал хозяйственно-культурный тип собирателей и рыболовов умеренного пояса (у айнов, отчасти - у японцев; в специфическом варианте - у хэчжэ). В качестве пережитка у некоторых тунгусо-маньчжурских народов КНР прослеживаются.отдельные черты хозяйственно-культурного типа таежных охотников.

С этой эпохой связано формирование второй группы хозяйственно-культурных типов, связанных с ручным (или " мотыжным", как принято его называть в этнографической литературе, хотя это не вполне точно) земледелием. Возделывание относительно засухоустойчивых культур, как чумиза и просо, осуществлялось с помощью копательных орудий типа лэй (двузубая деревянная палка с упором для ноги). Для сбора урожая использовались каменные или керамические жатвенные ножи. С земледелием было связано разведение свиней и собак (мясо тех и других дало в пищу).

Если на севере Китая ручное земледелие просуществовало до середины I тысячелетия до н.э., когда оно сменилось пашенным, то в южных районах Восточной Азии не менее древний хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев теплого пояса вплоть до наших дней представлен некоторыми хозяйственными и культурными особенностями у таких народов, как тайваньские гаошань, а также хайнаньского ли, отчасти - мяо и яо. Для этого хозяйственно-культурного типа характерно возделывание различных корнеплодов и клубнеплодов (главным образом, таро и ямса, позднее - сладкого картофеля). Наряду с этим с глубокой древности здесь было распространено рисосеяние. Основными орудиями служили палка-копалка и мотыга, кроме того, у некоторых народов землю перед посевом рыхлили, прогоняя по полю буйволов. У ицзу и отчасти у тибетцев сформировался специфический хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев высокогорий, основанный на возделывании холодоустойчивых культур - овса, ячменя, гречихи.

Третья группа хозяйственно-культурных типов связана с распространением пашенного земледелия. Применение железных орудий труда создавало условия для появления в середине I тысячелетия до н.э. на севере Китая хозяйственно-культурного типа пашенных земледельцев умеренного пояса, ставшего впоследствии господствующим у китайцев, корейцев, маньчжуров и т.д. Основой его является применение пахотных орудий типа рала (позже - плуга) с железными наконечниками. В качестве тяглового животного чаще всего используются быки. Урожай зерновых убирают железными серпами характерной формы (лезвие закрепляется перпендикулярно рукоятке). Помимо зерновых культур (пшеницы, проса, чумизы, в меньшей мере - риса) для этого хозяйственно-культурного типа характерно выращивание бобовых, в особенности соевых бобов, из которых готовят соленый соевый соус и соевый творог. Среди технических культур наибольшее значение имеют хлопчатник, рами, тутовое дерево. Значительную долю в пищевом рационе составляет батат.

У многих народов юга Восточной Азии, а также Японии и на юге Кореи распространен хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев теплого климата. Для выращивания заливного риса - главной сельскохозяйственной культуры - применяется бесполозный плуг, приводимый в движение буйволами. Значительна роль овощеводства и садоводства (цитрусовые, личжи). Среди технических культур преобладают хлопчатник, масличные и чай.

У народов, населяющих горные районы юга Восточной Азии (тибетцев, ну, Дулун, ицзу), сложился хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев высокогорий. Он основан на возделывании гречихи, овса, ячменя с применением в качестве основного пахотного орудия тяжелого плуга с полозом и широким лемехом.

Четвертая группа хозяйственно-культурных типов, экономической базой которых является скотоводство, сформировалось преимущественно у монгольских, тюркских и отчасти у тунгусо-маньчжурских народов. На территории современной Монголии уже в I тысячелетии до н.э. начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-скотоводов аридной зоны умеренного пояса. Исторически с ним так или иначе связаны все народы, населявшие степи и Полупустыни Монголии - сюнну, сяньби, древние тюрки, кидане, монголы. Они занимались разведением овец и лошадей (в меньшей мере - крупного рогатого скота)

Специфика скотоводства высокогорий состоит в преимущественном разведении яков (а также гибридов коровы с яком), хорошо приспособленных к суровым условиям местного климата. Наконец, на северо-востоке КНР у отдельных групп ороченов и эвенков может быть выделен особый хозяйственно-культурный тип таежных оленеводов, возникший под влиянием восточноазиатского очага кочевого животноводства. Однако оленеводство возможно лишь в местах произрастания ягеля, что привело к локализации данного ХКТ в районе Большого Хингана.

Материальная культура

Разнообразие типов жилища у народов Восточной Азии определяется прежде всего особенностями хозяйственно-культурных типов. Образ жизни оседлых земледельцев обусловил распространение у них постоянных, долговременных жилищ, тогда как у кочевников-скотоводов преобладают различного рода разборные и переносные жилища. Специфика хозяйственного уклада и естественно-природной среды сказывается также в конструкции дома и традиционном наборе строительных материалов.

У земледельческих народов Восточной Азии жилище может быть дифференцировано в зависимости от уровня пола относительно поверхности земли. У ручных земледельцев умеренного пояса в IV – III тысячелетиях до н.э. были распространены полуземлянки; позднее на смену им пришли наземные жилища. В то же время у земледельцев теплого пояса преобладали свайные жилища с полом, приподнятым над землей, что было рационально в условиях влажного климата и обилия ядовитых пресмыкающихся.

Другой отличительной особенностью жилища у большинства народов Восточной Азии является так называемая каркасно-столбовая конструкция (основная тяжесть кровли ложится на каркас из столбов и балочных перекрытий, а стены как таковые не несут сколько-нибудь значительной нагрузки и даже вообще могут отсутствовать). Каркасно-столбовая конструкция характерна для заглубленных в землю, наземных и для свайных жилищ древних и современных народов Восточной Азии - китайцев, корейцев, японцев, тайских и мон-кхмерских народов. В противоположность этому, у уйгуров Синьцзяна, а также у тибетцев и ицзу имеют распространение дома с несущими стенами, возводимыми из сырцового кирпича или тесаного камня.

Определенное значение для классификации постоянных типов восточно-азиатского жилища имеет наличие и расположение очага. В свайных домах, типичных для теплого пояса, очаг служит лишь для приготовления пищи (огонь чаще всего разводится в плоском ящике, наполненном землей). В наземных домах южных китайцев и японцев постоянный очаг отсутствует, и в холодное время года здесь обогреваются переносными жаровнями. У северных китайцев и корейцев получили распространение специальные отапливаемые лежанки (" кан" - кит.).

Переносные жилища кочевников-скотоводов не оставались неизменными по своей конструкции на протяжении истории этих народов. Сюнну, насколько можно судить по сообщениям китаеязычных источников, жили в шалашах, остов которых сооружался из ветвей ивы и покрывался сверху войлоком. В середине I тысячелетия н.э. у кочевников Восточной Азии появилась юрта с разборным деревянным каркасом, сохранившаяся в быту современных монгольских и тюркских народов. Основным типом жилища кочевников-скотоводов высокогорий является шатер из кошмы или грубой шерстяной ткани (чаще всего - черного цвета), натягиваемый на каркас из жердей.

На протяжении длительных этнических контактов между народами Восточной Азии происходил процесс заимствования отдельных элементов жилища, приводивший к трансформации его первоначальных типов. Под влиянием китайцев многие тайские народы перешли от свайных к наземным жилищам, а китайцы, живущие на юге страны, стали широко использовать такой нетипичный для севера строительный материал, как расщепленный бамбук. В процессе перехода некоторых групп кочевников к оседлому образу жизни у них стали распространяться постоянные наземные жилища, которые нередко еще сохраняли некоторые черты традиционного разборного дома типа юрты (например, круглую в плане форму). Кан, столь характерный для современного северокитайского жилища, был заимствован китайцами у тунгусо-маньчжурских народов в Х-ХII вв.

Черты одежды кочевников-скотоводов издревле отражали специфику их хозяйственно-культурного уклада. В частности, " изобретением" кочевников были штаны, совершенно необходимые при верховой езде и лишь сравнительно поздно заимствованные земледельческими народами. Помимо штанов основным компонентом костюма кочевников Восточной Азии была наплечная распашная одежда типа халата, причем вплоть до позднего средневековья у них преобладала манера запахивать халат на левую сторону (правая пола наверху). Наконец, неотъемлемой частью костюма скотовода-кочевника были высокие кожаные или войлочные сапоги.

В отличие от них у земледельцев умеренного пояса наплечная одежда запахивалась направо, причем, с точки зрения древних китайцев, эта черта была главным признаком их отличия от " северных варваров" (правый запах сохранился у китайцев вплоть до настоящего времени). Существенные изменения в костюме древних китайцев произошли в IV - III вв. до н.э., когда они заимствовали такой элемент " варварской одежды", как штаны, ранее им совершенно неизвестные. На первых порах их стали носить только воины, но затем они превратились в постоянный компонент как мужского, так и женского повседневного костюма (для состава древней и средневековой китайской одежды вообще было характерно отсутствие различий по признаку пола).

У народов юга Восточной Азии, принадлежавших к ХКТ ручных земледельцев теплого пояса, первоначально были распространены набедренные повязки (у мужчин) и несшитые юбки типа саронга (у женщин), а наплечная одежда и обувь зачастую отсутствовали вовсе. Однако на протяжении веков одежда этих народов значительно изменилась (главным образом, под влиянием китайцев, чему способствовали эпохальные изменения климата - перемещение на юг северной границы субтропиков). В настоящее время у большинства народов КНР распространена правозастежная наплечная одежда, сохраняющая значительные локальные различия в покрое и орнаментации. Своеобразна традиционная одежда корейцев, в особенности женская, состоящая из короткой кофты, широких шаровар и юбки, повязываемой выше талии длинным кушаком.

На фоне прогрессирующей нивелировки особенностей материальной культуры народов Восточной Азии обращает на себя внимание прочное сохранение этнических традиций одежды в такой индустриально развитой стране, как Япония.

В пище народов Восточной Азии противопоставлены друг другу два Различных комплекса. Первый из них характерен для скотоводов-кочевников, второй - для земледельцев. Основу рациона кочевых народов Восточной Азии составляют мясные и молочные продукты. Согласно представлениям монголов, лошади и бараны относятся к животным с " горячим дыханием", поэтому конина и баранина считаются наиболее полезными сортами мяса и им отдается предпочтение перед говядиной. Молоко, которое, кстати, никогда не употребляется ими в сыром виде, используют для приготовления большого числа продуктов - простокваши, кумыса, масла, сыров. Мучные блюда (" борцог" - кусочки теста, сваренные в бараньем жире; " хальмаг" - поджаренное тесто, замешанное на пенках и т.д. - монг.) хотя и популярны, но их доля в общем рационе незначительна.

Напротив, практически у всех земледельческих народов Восточной Азии в той или иной степени существует противопоставление " основной еды", приготовленной из крупы или муки (" чжуши" - кит.; " сюсеку" - япон.), и " второстепенной еды" представляющей собой овощное, мясное или рыбное блюдо (" фуши" – Кит., " фукусеку" - япон.). Среди различных видов " основной еды" абсолютно преобладает рис, сваренный на пару; у северных китайцев вместо риса часто употребляют вареные на пару несоленые хлебцы из пшеничной или кукурузной муки (" маньтоу" и " вовотоу" ), а также разнообразные лепешки. " Второстепенная еда" готовится из мелко порезанных продуктов, приготавливаемых чаще всего путем жарения в глубокой полусферической сковороде. Особенностью японской кухни является употребление в пищу сырой рыбы, сдобренной различными приправами (" сасими" ) Вареный рис подается на стол обязательно в горячем виде и раскладывается по пиалам, а " дополнительное" блюдо (их по возможности стараются готовить несколько) ставится в одной большой общей чашке, откуда участвующие в трапезе достают его с помощью деревянных палочек. Молоко и в особенности кисломолочные продукты большинство восточноазиатских земледельческих народов в пищу не употребляют.

Многие народы юга Восточной Азии (в частности, таи) предпочитают обычному рису клейкие сорта, которые на севере используются только в праздничной пище. Кроме того, в рационе народов Восточной Азии большую роль играет рыба. Из нее приготавливают и специальный соус или пасту, широко используемые для заправки блюд. Несколько особняком стоит пища тибетцев, в которой элементы скотоводческого компонента сочетаются с регулярным использованием мучных продуктов. Наиболее популярное блюдо тибетцев -" цзамба" (поджаренная ячменная мука), которую едят, смешивая с чаем или молоком. Из ячменя тибетцы готовят и " чан" (подобие пива); у других восточноазиатских народов в настоящее время популярностью пользуются различные сорта рисовой водки.

Социальная организация

У многих народов Восточной Азии вплоть до недавнего времени сохранялись пережиточные формы клановой (патронимической) организации, накладывавшей отпечаток на многие стороны общественного сознания и семейного быта. У китайцев патрилинейная группа родственных семей, поддерживающих определенное общественное, идеологическое и отчасти также и хозяйственное единство, в конце XIX - начале XX в. была одной из ячеек социальной структуры деревни. Наличие такой патронимии (" цзунцзу" ) в значительной мере определяло характер земельной собственности (помимо владения участками, находившимися во владении всего клана, его члены были связаны отношениями, в известной мере ограничивавшими право частной собственности отдельных семей). Этим объясняется длительное сохранение в Китае права предпочтительной покупки земли членами клана; перед совершением акта продажи владелец участка обязан был получить согласие на это со стороны сначала близких, а затем и дальних родственников. Единство цзунцзу поддерживалось общим культом предков. Браки внутри такой группы семей были запрещены. Во многих цзунцзу регулярно велись специальные родословные книги. В условиях сохранения патриархальных и феодальных пережитков в деревне предписываемая традицией взаимопомощь членов клана маскировала отношения имущественного неравенства и эксплуатации. Традиционная клановая организация послужила основой объединения китайцев-эмигрантов (хуацяо) в условиях чуждой для них среды обитания. Во всех странах, где сейчас есть более или менее значительные общины хуацяо. повсеместно существуют корпоративные объединения однофамильцев, своей структурой и функциями копирующие цзунцзу. Социальные ячейки, типологически сходные с китайскими цзунцзу, существуют у многих народов Южного Китая, а также у корейцев и в виде отдельных пережитков у японцев.

Особенности социальной организации в известной мере находят свое отражение и в специфике систем личных имен. Внешним признаком принадлежности к определенной группе родственников (клану) у народов Восточной Азии чаще всего является общее клановое имя. Исторически оно восходит к имени или прозвищу первопредка, иногда к названию места первоначального поселения клана. Из клановых имен возникли современные Фамилии, на позднем этапе существования клановой организации, выполняющие функцию общего наследственного имени членов клана. Фамилии у некоторых народов Восточной Азии возникли очень рано (у древних китайцев, например, еще в последних веках до н.э.). У китайцев, корейцев, японцев фамилия является первым компонентом наименования лица. У некоторых народов Восточной Азии фамилий не возникло, и принадлежность человека к тому или иному клану обозначается посредством цепочки имен предков - отца, деда, прадеда и т.д. (такая система существует у современных ицзу).

Личное (индивидуальное) имя, являющееся у китайцев, корейцев, японцев вторым компонентом наименования, нередко не только отличает данное лицо от других, но и указывает на его место в рамках родственной группы. У китайцев родственники одного поколения часто имеют в составе индивидуального имени какой-то общий элемент (аналогичное явление характерно и для монголов). У многих народов Восточной Азии существует табу на употребление личных имен старших родственников или других уважаемых лиц (поэтому к старшему обращаются, употребляя термин родства).

Духовная культура

Многие черты культуры народов Восточной Азии сформировались под воздействием тех или иных религиозных представлений. Хотя ни одна из мировых религий не возникла на территории данного региона, большинство из них в той или иной мере получило распространение у восточноазиатских народов. В меньшей мере это касается христианства; оно было занесено в Китай в VII—VIII вв. в виде несторианства, но не пустило там глубоких корней. Позднее, начиная с XV-XVII вв., в некоторые страны Восточной Азии проникли европейские миссионеры, деятельность которых в целом не привела к значительным результатам.

Гораздо большую роль играло в истории народов Восточной Азии мусульманство, распространившееся среди некоторых народов Китая. Принятие мусульманства способствовало формированию особой этнографической группы китайцев - хуэй (та ее часть, которая в конце XIX в. переселилась в Среднюю Азию, где получила название " дунгане" ).

Наибольшее воздействие на культуру народов Восточной Азии оказал буддизм. Он проник в Китай, а оттуда в Корею и Японию в первых веках нашей эры. Гибко приспосабливаясь к новым условиям, буддизм значительно трансформировался, что нашло свое выражение, в частности, в появлении многочисленных сект. Наибольшее историческое значение имела среди них школа " чань" (" цзен" - япон.). У монголов и тибетцев господствующей религией стал буддизм-ламаизм.

Особенностью религиозных систем, сложившихся у большинства народов Восточной Азии, был их глубокий синкретизм. Пришлые религии впитали в себя различные традиционные местные верования, зачастую причудливо переплетаясь с Развитыми местными религиями. В народных верованиях китайцев, например, сочетаются, с одной стороны, черты буддийских представлений, с другой - элементы морально-этического учения конфуцианства и исконной китайской религии — даосизма, который характеризуется чрезвычайно обширным пантеоном, культом отшельничества и ярко выраженным мистицизмом. В Японии происходил процесс постепенного слияния буддизма и синтоизма - религии, возникшей на японской почве.

Лишь у некоторых народов Восточной Азии религиозные представления не подвергались заметному воздействию буддизма. У маньчжуров, например, вплоть до XX в. был распространен шаманизм (маньчжуры - единственный народ, создавший и сохранивший религиозные сочинения, связанные с практикой шаманизма). Анимистические и шаманистические представления сохранялись до недавнего времени у мяо.

Богатая мифология народов Восточной Азии типологически может быть разделена на несколько отдельных циклов, причем выявление совпадающих или сходных вариантов мифа, существующих у разных народов, нередко может явиться указанием на древние генетические или ареальные связи.

Одним из важнейших является цикл космогонических мифов, повествующих о трансформации первоначального хаоса и появлении из него земли, неба и человеческих существ, созданных богиней Нюйва (китайцы), Аматерасу (японцы) и т.д.

Самостоятельный цикл составляют этногонические мифы, в которых отражаются древние тотемистические представления: древние тюрки вели свое происхождение от волка, народы группы мяо-яо - от пятицветной собаки Паньху; многие мифы этого цикла отражают идею " непорочного зачатия" предка (в одних случаях - прародительница проглотила яйцо Пурпурной птицы; в других - первопредок появился на свет после того, как его мать наступила на след великана, и т.д.). Возможно, что эта группа мифов представляет собой трансформированное отражение древнейшей социальной реальности, связанной с матрилинейной филиацией.

Мифы о культурных героях рассказывают о персонифицированных " творцах" важнейших культурных достижений того или иного народа. Этот цикл особенно полно представлен в мифологическом творчестве китайцев, почитавших Суйжэня как первого человека, добывшего огонь трением; Фуси, сделавшего первый лук и стрелы; Шэньнуна, научившего людей изготовлять земледельческие орудия; Хуанди, открывшего способ варить зерно на пару, и т.д. При этом многие из этих героев представлялись китайцам в виде полулюдей-полуживотных - Фуси с телом змеи, Шэньнун с головой быка и пр.

В устном народном творчестве многих народов Восточной Азии значительное место занимает эпос. Немало сходных сюжетных линий можно обнаружить в героическом эпосе монгольских и тюркских народов - в улигерах о Гэсэр-хане у монголов, в сказании " Манас" у киргизов. При этом некоторые образы героического эпоса обнаруживают параллели с произведениями древнего изобразительного искусства. Так, мотив борющихся богатырей, позади которых стоят их боевые кони, встречается как на декоративных украшениях " звериного стиля" I тысячелетия до н.э., так и в сказании о единоборстве бесстрашного Хан-Хулюга и его соперника Алдай-Мергена; " Заступится за меня лишь мой конь Хан-Шилги! " - восклицает один из богатырей, другой вторит ему: " И за меня никто не заступится, кроме Ак-Сарыг-коня", и т.д. Эпос занимает важное место в фольклоре китайцев (цикл " Троецарствие" ), ицзу (" Ашма" ) и других народов Восточной Азии. Особенностью китайского героического эпоса является своеобразное переплетение устных и книжных версий, легших в основу средневековых народных романов. Высоким уровнем художественных достоинств отличается народная поэзия, наиболее древние образцы которой представлены в антологиях " Шицзин" и " Юэфу" (Китай), " Кокинсю" и др. (Япония). У многих восточноазиатских народов поэтическое творчество по-прежнему неотделимо от музыки; это органическое единство до сих пор характерно для фольклорных произведений мяо (обрядовая и любовная песня), 0аси (любовная лирика) и т.д.

Одной из важных особенностей духовной культуры народов Восточной и Центральной Азии является существование у них длительной письменной традиции. Древней системой письма в этом регионе была древнекитайская иероглифика, возникшая в начале II тысячелетия до н.э. и непрерывно развивающаяся вплоть до настоящего времени. Знаки китайской письменности фиксируют значимые единицы языка прежде всего в плане их смысла, а не звучания. Эта особенность иероглифики облегчила ее заимствование соседними народами. В средние века китайская иероглифика играла в Восточной Азии примерно такую же роль, как латинская письменность в Европе. Вьетнамцы и корейцы, пользовавшиеся иероглифами, перешли затем на собственные системы письма; японцы в настоящее время используют иероглифы наряду со слоговыми знаками (катакана и хирагана). В V1-1Х вв. древние тюрки пользовались руническим письмом, а позднее у многих кочевых народов Центральной Азии распространился уйгурский алфавит, на основе которого затем сформировался монгольский. С 40-х годов нашего века монголы приняли алфавит, большинство букв которого восходит к кириллице.

НАРОДЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Центральная Азия занимает площадь около 4 млн кв. км. На этой огромной территории расположены пять государств - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан с Горно-Бадахшанской автономной областью, Туркменистан, Узбекистан с автономным Каракалпакстаном.

Большую часть поверхности Центральной Азии занимают сухие степи и пустыни с сухим климатом, переходящие на юге и юго-востоке страны в горные массивы Тянь-Шаня, Памира и Копетдага. Климат горных долин, которые издавна были заселены человеком, значительно мягче. В некоторых из них выращиваются даже субтропические растения (долина р. Сумбар в Юго-Западной Туркмении). Центральная Азия не имеет выхода к Мировому океану. Каспийское и Аральское моря являются по существу лишь большими озерами. Рек мало. Достаточно обводнены лишь северо-восточные области современного Казахстана. Главные реки Центральной Азии - Амударья, Сырдарья и Заравшан, причем две последние не имеют стока, разбираются на орошение и теряются в песках.

Вдоль рек и в предгорных районах расположены наиболее освоенные человеком земли - оазисы. Эти природно-хозяйственные зоны не имеют себе аналогов в природе. Границы оазисов непостоянны, они изменялись в различные исторические эпохи в зависимости от природных и социально-экономических факторов.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1471; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь