Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЯЗЫКОВОЙ СОСТАВ И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ УРАЛО ПОВОЛЖЬЯ



Национальные языки. Языки семи народов Урало-Поволжской ИЭО принадлежат к двум языковым семьям — уральской и алтайской. Уральская языковая семья представлена двумя ветвями — пермской и вол-го-финской. Пермскую ветвь представляет удмуртский язык. На нем же говорят бесермяне. К волго-финской ветви уральской языковой семьи принадлежат два мордовских языка (эрзянский и мокшанский) и два марийских (горный и луговой). Правда, некоторые языковеды считают горно-марийский язык диалектом марийского языка.

Алтайская семья языков представлена тюркской ветвью — это башкирский, татарский и чувашский языки. Татарский и башкирский языки входят в кыпчакскую языковую группу (ее наиболее ранние представители—половцы-куманы), а чувашский язык составляет среди тюркских языков особую — булгарскую — группу.

В прошлом — до середины XIX в. и даже позднее — все языки, кроме татарского, оставались бесписьменными. У татар до середины XIX в. существовал старотатарский литературный язык. До наших дней сохранился литературный памятник на этом языке—поэма древнебулгарского автора Кул Гали «Кыйса-и-Йосыф» написанная в XIII в. Татарская письменность вплоть до 1927г. основывалась на арабской графике, затем недолго (в 1928 — 1939 гг.) — на латинской, после чего была переведена на кириллицу. Формирование современного татарского языка происходило во второй по-

 

 

ловине XIX — начале XX в. Тогда же татары Казанской губернии вышли на одно из первых мест среди нерусских народов России по количеству и разнообразию изданных книг.

По-иному складывалась литературно-письменная жизнь других урало-поволжских народов. Во второй половине XIX в. создаются письменности и появляются первые грамматики и буквари у чувашей, марийцев, мордвы. Для башкир еще во второй половине XIX в. книги издавались в Казани на письменно-литературном языке тюрки. Башкирский алфавит был создан — на основе русской графики только в конце XIX— начале XX в.

В настоящее время в национальных республиках 11оволжья и Приуралья функционируют литературные языки, развита профессиональная литература.

 

Хозяйство и материальная культура. В Среднем Поволжье — зоне смешанных лесов, где много земель с хорошими, удобными для агрикультуры почвами, — уже давно сложилось комплексное земледельческое и животноводческое хозяйство. Пахотными орудиями чаще служили плуги, в том числе сабан, с передними колесами — местное изобретение, восходящее к земледельческим традициям еще булгарского времени. (с помощью сабана вспахивались целинные и залежные земли. Постепенно сабан был вытеснен сохой или легким плугом промышленного изготовления. Только у западных башкир, располагавших большим количеством целинных земель и имевших больше, чем другие пароды региона, лошадей, сабан использовался почти до конца XIX в.

Интенсивно развивалось в Поволжье и Приуралье животноводство. У восточных башкир сложилось подвижное (кочевое, отгонное) скотоводство. Башкиры разводили крупные отары овец, табуны лошадей, стада крупного рогатого скота. Им свойственна особая любовь к коню, что соответствовало основному типу их хозяйственной деятельности, имевшей широкое распространение еще в XIX в. Любопытно, что любовь к коню живет также в сердцах татар и чувашей, напоми-

 

ная о далеком кочевническом прошлом их предков — древних булгар и кыпчаков.

Заметное распространение получила в Урало-Поволжье и такая отрасль промыслово-хозяйственной деятельности, как бортничество (сбор меда диких пчел), а в более позднее время — пчеловодство.

В настоящее время народы, населяющие Урало-Поволжский регион, вовлечены, разумеется, и в другие, более современные виды труда: промышленное и аграрное производство с использованием прогрессивной техники и технологий. Татария и Башкирия — крупные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие республики, в Чувашии размещены высокотехнологичные приборосторительные производства. Доля городского населения уже давно приближается к сельскому или превосходит его. И все же в хозяйственно-производственной деятельности сохраняются определенные особенности, отражающие специфику исторического и культурного развития поволжских народов.

Так, чуваши издавна выращивали хмель. Чувашия и сейчас — главный производитель хмеля в России. Башкирия до сих пор славится кумысом (слабоалкогольный напиток из кобыльего молока) и медом. К региональным отраслям Удмуртии и Мордовии относится лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленность, представленная в прошлом лесными промыслами—углежжением, смолокурением, рогожным промыслом и др. Татары занимались обработкой кож, овчин, шитьем обуви, полушубков, шапок. Некоторые поселки превратились даже в специализированные ремесленные центры шубников, рукавичников, валяльщиков (изготовителей валяной обуви). Эти виды производства развиты в Татарии и сейчас.

Сельские жилые постройки удмуртов, марийцев, чувашей, мордвы очень похожи на среднерусские избы. Такие дома — бревенчатые постройки под двускатной или трехскатной крышей с тремя, реже четырьмя окнами по уличному фасаду — по сей день широко распространены в деревнях и селах Поволжья и Приура-лья. К избе примыкают двустворчатые крытые ворота, часто украшенные резьбой.

 

 

Значительную часть избы занимает духовая, или «русская», печь, используемая для отопления, выпечки хлеба и приготовления пищи. В домах татар, башкир и н районах, где ощущается татарско-башкирское влияние, кроме главной печи имеется небольшая печка с отдельной топкой, но общим дымоходом. В эту печку встраивается (вмазывается) котел, используемый для приготовления корма для скота. Кроме того, в избах татар и башкир имелись просторные нары; на них раньше работали, ели, спали и даже принимали тоетой; нередко эти нары сохраняются в жилом интерьере до настоящего времени.

В наибольшей степени древние обычаи, вкусы и привычки сохраняются в пище. Для Волго-Уральского региона типичны разнообразные пироги — открытые и закрытые, с мясной, овощной, картофельной, крупяной и фруктово-ягодной начинками. Своеобразны пироги с черемухой и калиной.

Для тюркских народов характерно умение готовить разнообразные мясные блюда: домашние колбасы (татарская и башкирская казы), чувашский шыртан (коровий желудок, начиненный мясом), фаршированная курица по-татарски, башкирский бешбармак (куски мяса с лапшой).

Среди финских народов Поволжья и Приуралья популярны разнообразные каши (пшенная, гречневая, ячменная) и мучные блюда: блины, лепешки, пироги, ватрушки. Широкое распространение получили пельмени— кушанье, известное, наверно, всем. Многие считают пельмени национальным русским блюдом. Однако своим происхождением они обязаны кухне коми и удмуртов. Удмуртское слово пельнянь переводится как «хлебное ухо». Удмурты делают пельмени не только с мясной, но и с иной начинкой.

Обычай гостеприимства, требующий обязательного угощения гостя или зашедшего в дом путника, со-олюдается и по сей день.

 

Семейные отношения, традиционные обряды и обычаи. Жилой дом у народов Урало-Поволжья условно долился на мужскую и женскую половины. Часть

 

 

избы, примыкающая к печи, считалась женской. Такое деление жилого пространства особенно типично для мусульманских народов — татар и башкир.

В прошлом семейный быт был наполнен многочисленными обычаями и правилами поведения. Широкое распространение имели насильственные браки, заключавшиеся по воле родителей без учета мнения молодых. У удмуртов, марийцев и мордвы нередко встречались браки взрослых девушек с мальчиками. Родители задерживали девушек дома как можно дольше для того, чтобы иметь лишние рабочие руки в семье, а родители женихов стремились поскорее заполучить в дом невесток-работниц. Это нашло отражение в фольклоре.

Среди татар и башкир существовал обычай уплаты калыма (выкупа) за невесту; для мордвы характерен древний обычай избегания молодой невесткой встреч и разговоров с мужчинами — членами семьи мужа; а в татарской и отчасти в башкирской среде молодых людей мужского и женского пола, в соответствии с требованиями мусульманского обычая, вообще старались воспитывать раздельно.

У татар и башкир, как у всех мусульман, допускалось многоженство. Впрочем, оно имело некоторое распространение лишь среди купечества, духовенства или сельских богатеев. В крестьянских семьях оно было очень редким явлением. Вторую жену мужчина брал обычно лишь в случае бездетности или болезненности первой. После 1917г. многоженство в России запрещено законом.

В XIX в. у некоторых народов сохранялась так называемая большая, или неразделенная, семья, состоявшая из 20—30 человек. Входившие в нее родственники вели общее хозяйство, во главе стоял обычно старший мужчина, который выступал руководителем семейного коллектива. Власть хозяина и характер отношений в таких семьях у разных народов различались, но общими были власть главы семьи и зависимое положение женщин (прежде всего от отца, мужа, свекра).

Теперь подобные обычаи отошли в прошлое. Уже давно утвердились малые семьи, состоящие из 3—6 человек. Современные семейные отношения склады-

 

ваются иначе, чем прежде. Положение мужчин и жен-ниш определяется юридическим равноправием и экономической самостоятельностью. Однако до сих пор разделение труда, обязанностей, нагрузки и ответственности между мужчинами и женщинами в семье неравномерны. Большая часть работы по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, обслуживанию семьи ложится на плечи женщин. Мужья, хоть и помогают женам, но далеко не всегда согласны выполнять «женскую» работу — приготовление пищи, уборку, стирку и т. д. Такие явления чаще встречаются в семейном бытy татар и башкир, чем других народов Урало-По-нолжья. В татарских и башкирских семьях также принято подчеркнуто почтительное отношение жены к мужу. И все-таки тенденцию к установлению фактического равенства мужчин и женщин в семье можно считать преобладающей.

 

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Фольклор. В фольклорном (народном) творчестве того или иного народа Поволжья и Приуралья различные жанры представлены в неодинаковой мере. Довольно сильно различаются фольклорные традиции тюркских и финно-угорских пародов: так, в башкирском фольклоре заметное место занимают героико-эпические произведения, например, поэмы «Урал-батыр» (об эпическом предке башкир Урал-батыре) и «Акбузат» (о волшебном крылатом коне, помогающем героям) и др. Широко известны и любимы песни о национальном башкирском герое, сподвижнике Емельяна Пугачева, Салавате Юлаеве,

 

 

который и сам был талантливым поэтом-импровизатором. В татарском фольклоре особенно оригинальны байты — поэтические повествования о различных событиях, близкие по строению к литературной балладе.

Особое место в фольклоре народов Урало-Повол-жья занимают песни. Это песни исторические, что воспевают конкретные события и людей, например, Емельяна Пугачева; песни солдатские, или рекрутские — о тяжелой солдатской службе; песни бытовые, свадебные, плясовые, лирические и др. Большого мастерства в искусстве создания песен различных жанров достигли финно-угорские народы. Марийцы создали особый жанр «песен печали». Среди удмуртов был обычай, согласно которому каждый рекрут, а также девушка, выходившая замуж в другую деревню, должны были сочинить на память о себе песню.

Художественная культура народов тесно связана с пением и его музыкальным сопровождением. Наибольшим распространением пользовались духовые инструменты — дудки, свирели. У финских народов Поволжья и у чувашей был еще один любопытный инструмент — волынка с пузырем. Татары и башкиры отдавали предпочтение кураю — тростниковой флейте с своеобразным мелодичным звуком — и кубызу — небольшой дудочке. На рубеже XIX и XX столетий среди всех поволжских народов широко распространилась русская гармоника, причем татары и башкиры предпочитали гармонику с особым строем.

 

Народное прикладное искусство. Одним из самых развитых и любимых видов прикладного искусства в Урало-Поволжье было вышивание. Вышивки удмуртов, марийцев, чувашей и татар отличаются яркостью, колоритностью, живописностью. В орнаменте вышивки преобладали геометрические узоры в сочетании с растительными. Существовало множество приемов вышивания: например, башкирские женщины знали их более двадцати.

Удмурты, чуваши, марийцы отличались мастерством изготовления тканых предметов: ковров, дорожек, по-

 

крывал, скатертей. Особенно интересны по своим цветовым решениям безворсовые ковры-паласы.

Высокого развития у ряда народов достигло искусство резьбы по дереву. Марийцы большое внимание уделяли украшению посуды, но резьба покрывала и многие другие бытовые предметы — чашки, прялки, мебель, дуги и т. п. Интересные резные узоры мордвы на свадебных сундуках, сделанных в форме кадки (парь, )—хранилищах одежды, украшений, приданого невесты.

Орнаментальные навыки татар и башкир особенно проявились при изготовлении ювелирных украшений, в искусстве чеканки. Эти народы достигли большого искусства в орнаментации кожи тиснением, а также изготовлением орнаментов в технике мозаики и аппликации.

В прикладном искусстве татар определенное место занимала графика, соединенная с каллиграфией. Она применялась в ювелирном деле, в оформлении рукописей и книг, а также шамаилов — изречений из Корана, развешиваемых на стенах жилища.

 

Выдающиеся деятели культуры и культурные достижения. Выходцем из мордовской деревни был выдающийся скульптор с мировым именем Степан Эрьзя (1876—1959). Настоящая фамилия его — Нефёдов, а псевдоним, под которым мастер известен всему миру, это этноним народа, к которому он принадлежал. Эрьзя долгое время работал в Аргентине, где использовал в качестве материала для своих знаменитых скульптурпых фигур редкие породы дерева. Есть в его

 

коллекции и портреты представителей мордовского народа.

В последние годы распространилось мнение о мордовском происхождении известного церковного деятеля XVII в. патриарха Никона (1605— 1681), с церковными реформами которого связывается раскол Русской православной церкви. Так ли это, достоверно не известно, но средимордовских историков эта точказрения имеет активных сторонников.

Один из видов вклада в культуру — работа в области науки. Удмуртская исследовательница Л.С. Христолюбова собрала сведения об удмуртах-ученых, работавших и работающих как в самой Удмуртии, так и за ее пределами. Оказалось, что этот небольшой по численности народ выделил из своей среды (по неполным данным) свыше 400 научных работников, вносивших и вносящих заметный вклад в различные отрасли науки.

Марийский народ прославили такие деятели культуры, как композиторы Яков (отец) и Андрей (сын) Эшпай. Я. Эшпай стал основоположником марийского профессионального музыкального искусства. В течение всей жизни он собирал и издавал народные марийские песни, которые благодаря ему получили.известность в мире. Андрей Эшпай продолжил дело отца. Опираясь, в частности, на марийский музыкальный фольклор, он создал немало ярких музыкальных произведений.

Высокую оценку в свое время получила талантливая игра первого марийского киноактера, Йывана Кырля (К. Иванова) — исполнителя роли беспризорника-Мустафы в первом отечественном звуковом фильме «Путевка в жизнь».

Еще до революции 1917г. во многих странах стала известна марийская народная вышивка, до сих пор пользующаяся спросом на российском и европейском рынках.

 

Заметный вклад в развитие российской науки, культуры, искусства внесли представители чувашского народа. Из Чувашии происходили известный ученый-китаевед Н.Я. Бичурин (в монашестве — Иакинф, 1777 – 1853) и архитектор П.Е. Егоров (1728- 1789) — один из предполагаемых создателей ограды Летнего сада, участник строительства Мраморного и Зимнего дворцов, Смольного монастыря в Петербурге.

К классикам чувашской поэзии причисляют К.В. Иванова (1890—1915). Будучи очень молодым человеком, Константин Иванов написал поэму «Нарспи» о тяжелой судьбе чувашской девушки. В честь столетия со дня рождения поэта решением Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 1990 год был объявлен годом К. Иванова. Чувство национальной гордости вызывают в наши дни у чувашей их земляки — летчик-космонавт Андриан Николаев, солистка Большого театра балерина Надежда Павлова, поэт и переводчик Геннадий Айги.

Народы России познакомились с радостным весенним татарско-башкирским праздником сабантуй — праздником плуга. В последние годы его празднуют даже в Москве. Широкую известность получило имя и творчество татарского поэта, автора знаменитой «Моабитской тетради» Мусы Джалиля (1906—1944), погибшего в фашистских застенках в годы Великой Отечественной войны. Заслуженной славой пользуется исполнительское искусство современного татарского певца Рената Ибрагимова. Далеко за пределами своей республики известен современный башкирский писатель Мустай Карим.

Три парода — башкиры, татары и казахи — считают своим известного поэта-просветителя XIX в. Акмуллу. Дело в том, что он одинаково свободно писал и импровизировал на языках всех трех народов, не считая общего для них для всех литературного языка тюрки. Имея широкое мусульманское образование, Акмулла исповедовал гуманистические взгляды, выступал за мир между народами. В одном из своих стихотворений он писал:

Говорят: если у тебя русский является другом,

То удачными будут у тебя все пути.

 

 

Не зря же избитые в кровь мурзами

Всегда находят у русских милости.

У народов Поволжья и Приуралья развито и профессиональное искусство, создаваемое писателями, художниками, композиторами, актерами и другими деятелями культуры. В республиках этого региона действуют национальные театры: драматические, музыкальные, в том числе театры оперы и балета. Большой популярностью в республиках и за их пределами пользуются ансамбли народных песен и танцев — удмуртский «Италмас», мордовский «Умарина», марийский «Марий Эл» и др.

 

КАЛМЫКИ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

 

Калмыки компактно расселены в Калмыкии (официальное название — Республика Калмыкия, со столицей в городе Элисте), в низовьях Волги, в степной зоне. О Калмыкии можно говорить как о специфическом историко-этнографическом районе Юга России. Географически калмыцкие степи примыкают к таким заметно отличающимся друг от друга историко-этнографичес-ким областям, как Средняя Азия и Казахстан, с одной стороны, Урало-Поволжье — с другой, и Северный Кавказ — с третьей. И это сказывается на хозяйственно-культурном облике калмыков. Так, в недавнем прошлом калмыки вели кочевое и полукочевое скотоводство, что сближает их со многими среднеазиатскими народами. Развитие рыболовства и бахчеводства указывает на их теперь уже прочную связь с Нижним Поволжьем, а наличие земледельческого хозяйства и садоводства — на контакты с народами Северного Кавказа.

Калмыки — единственный монголоязычный народ в Европе. Их предками были ойраты — племена центрально-азиатского происхождения, которые пришли в низовья Волги из Джунгарии (историческая область на Западе Монголии). И у границ России они появились относительно недавно — в начале XVII в., — преодолев огромные расстояния от Прибайкалья и Приангарья, пройдя через Южный Алтай и Приирты-

 

 

шье. Так во второй половине XVII в. возникло обширное Калмыцкое ханство, которое включало и территорию современной Калмыкии.

Центрально-азиатское происхождение калмыков проявляется в особенностях их хозяйственной деятельности. Уже несколько десятилетий, начиная с 20 — 30-х гг. XIX в., они ведут оседлую жизнь, но животноводство, прежде всего овцеводство, остается главной отраслью сельского хозяйства Калмыкии. Широко известна и высоко ценится калмыцкая порода крупного рогатого скота, знаменитая своим вкусным «мраморным» мясом.

Прожив почти четыре века в окружении сильно отличных от них народов, калмыки до настоящего времени остаются представителями центрально-азиатского типа монголоидной расы, мало смешанными в антропологическом отношении и очень близкими к бурягам и монголам.

Историческая принадлежность калмыков к хозяйственно-культурному типу кочевого и полукочевого (отгонного) скотоводства до сих пор отчасти сказывается и на системе их питания. Предпочтение отдается к псломолочным, мучным и мясным продуктам. Особенно ценятся молодая конина и баранина. Фрукты, овощи и зелень употребляются реже и в значительной степени под влиянием соседних народов. Знаменитым национальным блюдом были остается калмыцкий чай джомба, приготовляемый из кирпичного чая с небольшим добавлением жареной муки, соли, масла, молока п мускатного ореха. Такой чай, напоминающий скорее жидкий суп, был основным питанием бедняков, но и сейчас, особенно во время праздничных трапез, нередко предваряет начало всякой еды. Вот какие строки посвятил чаю современный калмыцкий писатель Т. Бембесв: «Наш чай особенный. Джомба! От одного только этого слова во рту появляется особый вкус. Джомба -чудо!.. Одну пиалу выпьешь, от второй уже не откажешься».

Некоторые древние элементы материальной культуры калмыков с изменением их образа жизни утрачены окончательно. Так, их традиционное жилище —

 

юртообразная гер, или кибитка, — в первой половине XX в. было полностью вытеснено русскими и общеевропейскими типами жилища. В настоящее время калмыцкий жилой дом, как городской, так и сельский, утратил этническое своеобразие. Калмыцкую кибитку можно увидеть разве только во время больших праздников или в качестве экспоната в музее.

С центрально-азиатским происхождением связана и религиозная принадлежность верующих калмыков к буддизму в форме ламаизма. Это отличает их не только от соседей, но и от европейских народов в целом. В конце XIX в. в Калмыкии насчитывалось около семидесяти буддийских монастырей-хурулов.

Несомненным культурным своеобразием этого народа является и существование калмыцкой письменности, так называемого «ясного письма» (тодо бичиг), изобретенной буддийским просветителем, ойратом по происхождению, Зая-Пандитой в 1648г. на основе старомонгольского алфавита. «Ясным письмом» написаны наряду с религиозными текстами исторические документы, учебники. Сейчас этого письма никто, кроме узкого круга специалистов, не знает. Однако наличие древней письменности вызывает у калмыков чувство национальной гордости. Современные калмыки пользуются алфавитом, созданным на основе русской графики.

К числу национальных культурных ценностей калмыков относится богатырский героический эпос «Джангар», датируемый серединой XV в. Из поколения в поколение он передавался в устной форме под аккомпанемент щипковых или ударных инструментов народными сказителями-джангарчи. И только в начале XX в. несколько песен эпоса (сейчас их известно несколько десятков) были записаны, переведены на русский язык и опубликованы.

Те или иные строки из «Джангара» знает наизусть, наверно, почти каждый калмык. Широко известен и любим образ мифической страны древних ойратов-калмыков Бумбы, возглавляемой ханом Джангаром:

 

 

1 Для ламаизма характерны множество магических приемов, заклинаний, бытовых обрядов, а также массовое монашество (среди мужчин).

Его страна бессмертна, вечна.

Ее люди всегда в облике двадцати пяти лет пребывают.

Там зимой — по-весеннему.

Летом же — по-осеннему,

Нет холодов, чтобы мерзнуть от них,

Нет изнурительной жары.

С прохладным легким ветерком,

Со слегка моросящим дождем

Бумба-страна.

 

Предметом особой гордости калмыков стали также поэтические и прозаические строки произведений А.С. Пушкина, посвященные калмыкам. Известное стихотворение «Прощай, любезная калмычка», строка из стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», атакже заметки о пребывании великого русского поэта в калмыцких степях в «Путешествии в Арзрум» хорошо известны и дороги многим калмыкам. В центре г. Элисты (столицы Калмыкии) воздвигнут памятник А.С. Пушкину.

Есть еще одно, трагическое, обстоятельство, отли-ч.пощее калмыков от многих других российских народов. Это незаконная насильственная массовая депортация калмыков — выселение в 1943г. из Калмыкии в отдаленные районы, в основном в Сибирь, целого народа по огульному обвинению в пособничестве фашистам. 13 лет калмыки не имели права вернуться на свою родину. И только в 1957г. калмыцкое население было реабилитировано и получило такую возможность.

Современная Калмыкия — республика многонацио-нальная. Калмыки, общая численность которых достигает 180 тыс. человек, составляют в ней немногим более 50% всего населения. Около 40% жителей Калмыкии — русские, а десятая часть — представители кавказских народов, главным образом даргинцы, чеченцы, аварцы. Представители многих национальностей в этом регионе издавна находят мирные способы взаимодействия и сотрудничества.

Т.С. Гузенкова

 

Глава 18


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 3965; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь