Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О воскресении Христовом и вознесении.



Умерший Спаситель погребен; но в третий день воскрес, а потом вознесся на небо.

Погребение Спасителево есть доказательством, что он истинно умер; но смерти жилище в себе его удержать не могло; как-то о нем сказывает с. Петр: Деян. гл. 2. ст. 24. Егоже Бог воскреси, разрешив болезни смертныя, якоже не бяше мощно держиму быти ему от нея. Будучи погребен в пяток опочивал во гробе субботу, а в третий день воскрес, так, как он сам не однократно о том предрек; да и писание тож самое давно предвозвестило. Ибо Пророки предвидев духом сию Иисуса Христа над смертию и адом победу за благовременно торжественную сию пели песнь: Где ти смерте жало, где ти аде победа? Осии гл. 13. ст. 14. Что Христос воскрес, то чрез то совершенно уверил нас, что он победил смерть, что он есть истинный посланный нам от Бога Спаситель, и что наше на него упова ние есть твердо и несомнительно. Так Апостол о нем пишет; Иже предан бысть за прегрешения наша, и воста за оправдание наше. Рим. гл. 4. ст. 35. На сем воскресении утверждается и нашего воскрешения надежда. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако Бог умершия о Иисусе приведет с ним. 1. Солун. гл. 4. ст. 14. Иисус Христос по воскресении своем явился Апостолам и многим другим, и не сомнительными знамениями уверил их, что он воскрес истинно. Потом дав им Спасительное наставление касающееся до великой должности их Апостольства, объявивши, что им скоро отворится путь во всю вселенную к проповеданию Евангелия во всех народах, и обещав послать им Святаго Духа имеющаго наставить на всяку истинну, вознесся на небо при их очах в четыредесятый от Воскресения своего день, и сел одесную Бога и Отца. Сие седение есть восприятие Божественныя власти и славы, которая хотя ему всегда с самой вечности есть свойственна, но на земли пред людьми под покровом человечества скрыта была, Иоан. гл. 17. ст. 5.

§. 25. О втором Христове пришествии.

Он же паки приидет судити живым и мертвым, его же царствию не будет конца.

Было пришествие первое, будет же и второе: первое было смиренное; второе славное: первое милостиво; второе будет страшное: ибо в первом сын человеческий пришел спасти мир; во втором приидет судити мир. Так о сем самая предвечная истинна засвидетельствовала: Матф. гл. 25. ст. 31. Егда приидет сын человеческий в славе своей, и вси святии Ангели с ним, тогда сядет на престоле славы своея, и соберутся пред ним вси языцы. Вина сего пришествия Христова есть исполнение ненарушимыя правды Божия, чтоб воздать комуждо по делом его; а тем самим совершенно докончить дело спасения нашего; ибо блаженство смертию Христовою сысканное и истинными Христианами ожидаемое не на земли, но на небеси хранится. Праведно у Бога воздати скорбь оскорбляющим вас; а вам оскорбляемым отраду с нами, во откровении Господа Иисуса с небесе, со Ангелы силы своея 2. Солун. гл. 1. ст. 6. Следовательно сей суд страшен токмо будет неверным и нераскаянным грешни кам; а верным и в благочестии до смерти пребывшим желателен и радостен; те вострепещут чувствуя изливаемую на себя чашу ярости гнева Божия; а сии возвеселятся приемля несказанное награждение за подвиг веры, и соединяяся со Христом, котораго любовию чрез всю свою жизнь горели. Каким же образом будет произшествие сего страшнаго и нелицеприятнаго суда? будет нечаянное, внезапу земля потрясется, солнце и луна померкнет, звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся, затрубит Архангельская труба, и мертвии все в едино мгновение ока выйдут из гробов, и предстанут на облаках с чаянием Божияго о себе определения. При сих столь ужасных естества переменах восплачутся все народы сокрушаеми скорбию, какой от начала мира не было и не будет, и издыхающе от страха и чаяния грядущих на вселенную, ни от чего не имея помощи, разве от единой веры добрыми делами засвидетельствованной. После сих знамений сына человеческаго поставится престол, книги разгнутся, в которых и совесть всякаго откроется, и тогда узрят сына человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою, на подобие молнии, которая осветив восток, вдруг досягает и до запада. Тотчас зделается разделение праведных от неправедных, так как бы пастырь разлучал овец от козлищ, и избранныя поставятся по правую сторону; а грешники по левую. В сем суде не будет доносителей, ни свидетелей, ни дальнаго дел испытания. Судия бо сам сердцеведец есть, пред которым ни что утаено быть не может. Он на избранных сынов своих, сынов Воскресения, милым и любовным воззрит оком, назовет их верными своими рабами, другами, чадами, благословенными, объявит свое удовольствие за постоянное пребывание в вере, возблагодарит за исполнение воли своея и за благодеяния, какия они в лице бедных ему самому показывали; потом в награждение за все сие введет их в состояние радости вечныя, и даст им наслаждаться благими, яже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша. Но напротив на грешников яростным воззрит лицем, назовет их неблагодарною тварию, ожесточенными и проклятыми, обличит их в неверствии и злобном окаменении, будет порицать в обидах и в немилосердии, которым они в лице безпомощных людей его самаго оскорбляли; потом в праведное наказание за все злодейства опровержет их от лица своего в мучительнейшее состояние, в место непрестающаго плача, скрежета зубов, в место кромешныя тьмы, в сожитие с демонами: за сим определением немедленное последует исполнение. Ибо небо и земля мимо идут, словеса же Божия не могут прейти. Как о блаженстве праведных, так и о наказании грешных особенно сказано будетЪ после. Когда сие страшное будет пришествие, то с. слово хотя в глубокой содержит сие тайне, и не объявляет нам именно сего времени, чтоб мы всегда готовы были; однако совсем тем открыты нам весьма ясные знаки, из которых узнать можем приближающийся или уже и наступающий день суда. Между многими знамениями, с. писание за главнейшее и не сомнительнейшее почитает быть то, когда видимо будет явное презрение веры и крайнее растление нравов. Оно объявляет, что в близкия к пришествию Христову времена умножится беззаконие, и иссякнет любы многих.Матф. гл. 24. ст. 12. вера будет презираема, да и сам Спаситель мира уничтожаем: ибо, по разсуждению Павлову, не приидет день Христов, аще не приидет отступление прежде, 2. Солун. гл. 2. ст. 3. А отступление сие он же сам полагает в отступлении от веры 2. Тим. гл. 4. Дух явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры: и что притом будет последнее нравов превращение, пренебрежение добродетели, а едино угождение склонностям плотским.Сие веждь, яко в последния дни настанут времена люта; будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горды, хульницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовны, непримирительны, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предатели, нагли, напыщени, сластолюбцы паче, нежели боголюбцы. Сии суть несомнительныя приметы пришествия Христова. Да и подлинно, когда исполнится мера беззаконий человеческих, что более делать останется, как токмо, чтоб правда Божия вступила в свое действие? чему ясным примером служат бывший потоп, раззорение Содома и Гоморра и истребление Амореев. Бытия гл. 15. ст. 16. Нам разсуждающим важное сие благочестия Христианскаго учение должно, по увещанию Павлову, поощрять себя взаимно к любви и добрым делам; и толико паче, елико видим приближающийся день судный. Евр. гл. 10. ст. 25.

§. 26. О сошествии Святаго Духа.

Господь Иисус Христос по вознесении своем послал Апостолам и всем верующим Духа Святаго (а), котораго благодатным действием спасается человек (в).

(а) Сказано выше, что Спаситель при вознесении своем на небо обещал послать Апостолам Духа Святаго, которой имел их наставить на всякую истинну; что и исполнил в пятьдесятый от воскресения своего день, как повествует богоглаголивый Лука. Деян. 2. Сие Духа Святаго послание было боголепное; ибо Дух Святый не есть един из служебных духов, какия суть Ангели, но есть Господь и Бог, третие единосущныя Троицы лице, равное и единое поклонение и прославление с Отцем и Сыном имеющий, но от единаго Отца исходящий. Паписты или Римския церкве держащиися прибавили без всякаго основания и в противность всей древности, и от Сына. Мы об этом много испытовать не хощем; ибо сия тайна есть неиспытанная: да опять же много и спорить не должны. Ибо с. писание ясными словами происхождение С. Духа от единаго Отца, а не и от Сына, утвердило. Егдаже приидет утешитель, его же послю вам от Отца, Дух истинный, иже от Отца исходит. Иоан. гл. 15. ст. 26. Сходно с сим все древние Божественные Отцы не Восточные токмо, но и Западные писали, не дерзая ничего прибавлять в противность явственному свидетельству слова Божияго.

(в) Иисус Христос в лице своих Апостолов Духа Святаго послал всей церкви своей, или всем верующим, в силу онаго пророчества Иоилева. гл. 2. ст. 28. ибудет в последняя дни, глаголет Господь, излию от Духа моего на всяку плоть. Разныя суть действия с. Духа, которыми совершается спасение человеческое. Он человека заблуждающаго и грехами ожесточеннаго или паче мертваго призывает к вере чрез слово свое, разные подает ко обращению случаи; внутренно движет и умягчает сердце, возжигает в мысли свет богопознания, отраждает и очищает грехи в крещении, возобновляет в покаянии, соединяет со Христом таинственно в причащении; а духовно чрез постоянное пребывание в вере; управляет во всяком подвиге благочестия, утешает и ободряет в искушениях и напастях и уверяет нас внутренно о той великой любви, которою нас объемлет Небесный Отец. Действие Святаго Духа называется благодать; и как оное действие бывает различное, то и благодать разныя имеет наименования. Называется бо благодать предваряющая, возбуждающая, оправдающая, содействующая и проч. Понеже сими благодатными Духа Святаго действиями человеку, которой впротчем сам чрез себя по душе есть мертв, возвращается духовный живот; то для сего Дух С. благодати Податель в Символе называется животворящий. А у Исаии, 11. Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия. Отсюду нет трудности узнать, для чего он же именуется глаголавший Пророками. Ибо что они проповедали и писали в книгах, не по своей воли или изобретению писали, но от святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы. 2. Петр. гл. 1. ст. 21. Того ради ветхаго и новаго завета книги, яко слово Божие и богодухновенное писание, яко правило веры и богоугоднаго жития совершенное и непогрешительное, всяк христианин содержать должен. Знаки и плоды живущаго в человеке Святаго Духа, по Павлову разсуждению, Галат. гл. 5. ст. 22. суть следующия: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

§. 27. О проповеди Апостольской и церкви.

Духа Святаго действием Апостолы истинну Евангелия всей проповедали вселенной, и собрали церковь из всех народов состоящую.

Удивительный успех Апостольския проповеди ясно доказал, что она не человеческою, но Божиею силою производима была. Ибо всякое понятие превосходит, что малочисленные Христовы ученики, будучи не знатны, нищии, без всякаго оружия, без всякаго витийства и человеческой мудрости, знатных, сильных, мудрых во всем свете привели в веру; да такую веру, которая прямо противна была всем древним принятым в мире преданиям, все опровергала их отеческия священнослужения, которая гордому понятию вместима быть не могла, и вместо того, чтоб приятствовать человеческим склонностям, объявляла тесное житие и непрестанныя гонения тем, кои ее содержать будут. Возможно ли, кажется, в сем наитруднейшем предприятии благополучнаго ожидать успеха? но невозможная человеку, возможна суть Богу. Ад со всею своею силою вооружился было, чтоб препятствовать сему Спасительному происхож дению; но камня Христова, на котором вера его основана, сокрушить не мог. Один из Христовых проповедников сам удивляется сему чудесному произшествию, и так говорит. 1. Корин. гл. 1. ст. 27. буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит; и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкия; и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит: яко да не похвалится всяка плоть пред Богом. По принятии Евангелия от всех народов на Востоке и Западе и Севере и Юге, составилось святое общество избранных Божиих, то есть, Христова церковь, которая уже не так, как Иудейская, в границах единаго народа заключается, но из многих и разных состоит народов, людей и племен сущих под небесем на всяком месте владычествия Божия: а чрез сие исполнилось, что Бог Аврааму обещал, чтоб о семени его благословить все языки земныя. Бытия гл. 22. ст. 18.

Свойства истинныя церкви.

Сия Церковь есть едина (а), святая (в), соборная (г), и Апостольская (д).

(а) Сказано выше в сей части под §. 5. что церковь Христова при самом начале мира основана, что хотя она под различными была состояниями, но существо веры никогда не было переменяемо, и что онаж самая в пришествие Спасителево чрез Апостолов в большую приведена славу и светлость присоединением к ней всех народов. Следовательно от начала мира до сих времен есть, да и до скончания века будет, единая и таяжде церковь. Единая; ибо всегда едина вера, едино основание веры, и едина глава церкве Христос; един образ спасения, и едина всех надежда. Так о сем пишется к Ефес. гл. 4. ст. 4. Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера. От сего церкви единства отрываются все те, кои или слово Божие не принимают, или к нему непристойныя мнения свои примешивают; почему таких людей общество не так есть церковь, как зборище неправославное, не Духом Божиим, но духом неприязни правимое. В нынешния времена к великому соблазну Христианства видим мы три знатнейшия в Христианстве секты или толки, Папскую, Лютеранскую и Кальвинскую. Оне все себе взаимно противны. Папство, кроме того, что суеверствами самыми вредными наполнено, Папским определениям в предосуждение Божию слову слепо повинуется, догмат о Духе Святом в противность ясному с. писания свидетельству перетолковало, чашу причащения и чтения святаго писания от простаго народа отняло, чистительный некий вымыслило огонь, и присвояя себе неизвестное Евангелию владычество противящихся огнем и мечем обращать предпринимает. Лютераны и Кальвины отторглися не давно и от Папства чрез Лютера и Кальвина, коих больше страсть, нежели другое что к сим новостям возбудила и действовала. Они убегая суеверных Папских излишностей вместе отвергли и святыя предания Апостольския первенствующия церкви. Однако со всем тем согласно с Римлянами содержат о исхождении С. Духа. Но кроме того противно писанию учат о тайне причащения и о прочих тайнах. Лютераны притом присвояют и телу Христову вездесущие, которое есть собственно единому Божеству: а Кальвины некое неминуемое на человеческия дела вводят предопределение. Но наша Грекороссийская православная церковь истинну свою неоспоримыми утверждает свидетельствами. Ибо она от самых Апостольских времен до сих пор как веру ими проповеданную, так и древния первенствующия церкве предания содержит ненарушимо. Грециа будучи обращена от самаго Павла принятую от него истинну чрез все последующия века хранила ненарушимо, и ежели какия случались еретическия вредныя учения, оныя соборами вселенскими и поместными отражала. Сею во всей своей целости соблюденною верою потом благоволил Бог просветить и Россию. Как в Греции, так и в России никакой никогда в вере не было перемены, какая например в Папстве во время Лютерово случилась. Хотя может между держащимися нашей церкви и суть некия суеверства и злоупотребления; но такия непристойности церковь наша не защищает, а паче сожалеет, обличает и исправляет. Неких убо невежд погрешительныя мнения истинну церкве всея опорочить не могут. Из чего видно, что церковь наша православная не токмо есть истинна, но и едина и таже от самаго начала мира. От самаго, говорю, начала мира. Ибо она согласна с Греческою; Греческая никогда не делала отступления от первенствующей церкви Апостольской: Апостольская церковь не различна была по существу веры с Иудейскою ветхозаветною церковию: ветхозаветная церковь утверждалась на истинне Спасительной, которую с верою твердою содержали после потопа и прежде потопа от создания мира бывшие святые Праотцы. И так Евангельская православныя нашея церкви вера до самых начатков мира свое относит начало; да и пребудет, уверяющу Духу Святому, до скончания века.

Почему церковь святая?

(в) Церковь глаголется святая, во первых потому, что все истинно верующие освящаются кровию Христовою. Так пишет Павел к Корин. 1. гл. 6. ст. 11. что и вы такие же были (то есть, как и все нечистые язычники). Но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и духом Бога нашего. Второе, что истинные Христиане стараются при помощи благодати Божия победить грех, умертвить страсти, и упражнением в добродетели соединиться с Пресвятым Богом. Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком наказующая нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей целомудренно и праведно и благочестиво поживем в нынешнем веце. Тит. гл. 2. ст. 11. 12. А хотя в церкви суть и грешники, но которые признают свои пред Богом грехопадения, и чрез истинное покаяние утвержденное верою во Иисуса Христа милостивое приемлют оных отпущение; а ожесточенные и не раскаянные до церкви не надлежат.

Почему соборная?

(г) Церковь соборная, иначе называется Кафолическая, Вселенская и повсюдная: а чрез сие разуметь надобно общество истинных Христиан разсеянных по всему кругу земному. Истинно верующий гдеб он ни был, и в какоеб время ни был, до общества соборной Христовой церкви надлежит. Ибо единым со всеми прочими управляется законом Евангельским, под единым знамем Христовым воинствует, к единому поспешает последнему блаженному концу. В такой церкви по учению Павлову, Галат. гл. 3. ст. 28. Несть Иудей, ни Еллин, несть раб ни свободь: несть мужеский пол ни женский: вси бо едино суть о Христе Иисусе. Чрез сие свойство церковь Христова различествует от Иудейской, которая в границах единаго народа заключаема была. Из коего стеснения выводя церковь свою Искупитель наш так некогда сказал; Иоан. гл. 4. ст. 21. Грядет час, егда ни в горе сей ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу. Но истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истинною: подразумевать надобно: на всяком месте владычествия его.

Почему Апостольская?

(д) Апостольская церковь именуется потому, что Апостольское учение (следовательно и Пророческое, с которым оно согласно было: ) как писанием, так и устно преданное содержит ненарушимо. Свидетельствует о том с. Павел, который учит Ефес. гл. 2. ст. 20. Что истинные Христианы наздани на основании Апостол и Пророк сущу краеугольну самому Иисусу Христу.

О правительстве церковном.

Сия же церковь под единою своею главою Христом управляется служителями новаго завета.

Церковь есть общество благоучрежденное и благочинное; следовательно должно в нем быть правительство. Сие правительство не есть Владычественное и Господское, но Пастырское и Отеческое: ибо сему правительству поручены души. По чему нет тут места приказаниям, но учению и увещаниям: понеже к вере никто силою принужден быть не может. Правительство церковное состоит из пастырей и Учителей духовных, по оному Павлову учению Ефес. гл. 4. ст. 11. Той(Христос) дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же Благовестники, овы же Пастыри и Учители к совершению святых в дело служения, в созидание тела Христова. Пастыри иные суть большие, как то Епископы, иные меньшие, какие суть Пресвитеры, или Священники. Церковнаго сего правительства и служения глава есть един Христос. Ибо как он есть основатель церкви своея; так он един есть главный и ни от кого не зависящий ея Правитель, словом своим и духом своим невидимо ее управляющий. Следовательно в вещах касающихся до существа веры, никому и ничему, кроме его самаго, и явственнаго слова Божияго свидетельства, церковь повинуться не может. О сем ясно пишет Апостол к Ефес. гл. 5. ст. 3. Христос глава церкве, и той есть спаситель тела. И в ст. 9. никтоже когда плоть свою возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь церковь. Должность пастырей и учителей церковных есть 1.) учить. А учение сие состоит в следующем: наставить на истинну; отразить противныя мнения; утверждать в добрых нравах; а безчинных приводить ко исправлению. 2.) Совершать тайны, и общия молитвы; как напр. Крестить, подавать приобщение, принимать покаяние, и проч. Дана еще от Спасителя нашего пастырям цер ковным власть вязать и решить, или власть ключей, которая состоит в том, что они могут, да и должны, неисправнаго Христианина или крайне ожесточеннаго явнаго грешника, по многих увещаниях напоследок именем Христовым от общества церкве Христовы отсечь, и объявить его нехристианином; и сие есть связать. Но ежели таковой умяхчившийся благодатию Божиею потом истинное принесет покаяние, паки в число церкве Христовы принимается; и сие есть разрешить. Важныя сея власти должно быть единственное основание слово Божие. Когда случится в церкви Христовой такой развращенный Христианин, который выдумав некоторыя пагубныя против истинны мнения, оными церковь заразить старается; то в таком случаи бывает Вселенский или поместный собор; то есть, главнейшие Пастыри церковные собираются отвсюду во едино место, где довольно изследывая новое мнение и нашедши оное с словом Божиим несходно, объявляют всей церкве, что мнение то есть истинне Божией противно, и самаго его из числа христиан выключают. Таких соборов, кроме Апостольскаго, о котором упоминается Деян. гл. 15. ст. 6. было Вселенских седмь: 1. Никейской. 2. Константинопольской. 3. Ефесской. 4. Халкидонской. 5. Константинопольской. 6. Константинопольской же. 7. Никейской второй. Сии соборы обыкновенно от благочестивых Государей были собираемы, на которых они некогда сами высокою своею особою присутствовали. Ибо православные Государи суть главные церкве попечители и покровители. Христианский Государь, не меньше о благосостоянии церкве, как и о гражданском обществе труды прилагать обязуется. От него церковь Христова требует 1.) Знать закон. 2.) Иметь страх Божий в пример благочестию. 3.) Смотреть, чтоб правительство церковное было порядочно, и верно труждающихся ободрять. 4.) Раздоры угашать, и защищать от утеснителей ея и ругателей. 5.) Учения распространять и училища содержать щедро. 6.) Иноверные народы приводить к вере. А из сего всяк усмотреть может, сколь есть тесный союз общества гражданскаго с церковию. Ибо, чтоб честный гражданин упражнялся в своей должности и удерживал себя от худова, надобно, дабы он то делал по самой совести: но кто совесть может обязать, кроме Бога, испытующаго сердца и утробы? А наипаче для Государя благочестивая вера есть особливо полезна: ибо она его, яко никакому закону человеческому неподлежащаго, подвергает закону своему; а чрез то содержит его в пределах святыя правды; притом делает, чтоб он без разслабления проходил свою великую должность; понеже, как Государь не имея никого на земли вышшаго себя, ни от кого за труды свои награжден быть не может; то едина вера может Государя ободрить, обещая ему неложно достойную и величайшую на небеси мзду.

О таинствах.

Иисус Христос в церкви своей уставил таинства или священные обряды, в которых под чувствуемыми видами подается верующему невидимая Божия благодать.

Кто приходит к Богу, надобно, чтоб он свое истинное внутреннее обращение чем нибудь видимым засвидетельствовал; так как и сам Бог взаимно, дабы нас более о неложных своих обещаниях уверить, некими знаками оныя подтвердить хощет. Не должно думать, аки бы Бог без сих чувственных знаков не мог усмотреть обращение наше, или не мог бы без того также уверить нас о своих обещаниях и принять в завет милости своея: нет. Но сие делает он, промышляя о большем утверждении церкве своея. Ибо как человек состоит не из души токмо, но и из те ла; и обыкновенно сильнее то в мысли печатлеется, что наши чувства ударяет; а притом и церковь есть общество в свете видимое; то попечительный о спасении нашем Господь благоволил установить видимые обряды, дабы мы их отправлением и свою веру пред всеми засвидетельствовали и утвердили, и о Божиих обещаниях сильнее уверилися, и с собою бы взаимно сими видимыми признаками связалися, а чрез то церковь от всякаго другаго общества явственно отличалася бы. Такие обряды церковь называет таинствами; и то потому, что в них иное видим, иное веруем: напр. вижу в крещении тело омываемое водою; но верую, что вкупе душа омывается от грехов Духом Святым. Таинства иныя сутьветхаго, иныя новаго завета. Ветхаго суть два, Обрезание и Пасха или ядение Агнца Пасхальнаго. Обрезание данное от Бога Аврааму и всему его потомству был святый обряд, которое принимая человек вступал в завет с Богом Бытия гл. 17. ст. 10. Сие видимое обрезание было чувствительным знамением, по толкованию с. Павла, Рим. гл. 2. ст. 29. обрезания внутренняго от страстей, которыя поистинне должно отсечь хотящему верно служити Богу. Отсюду и разуметь можно, для чего все верующие называются детьми Авраамовыми; ибо всегда наблюдать должны они обрезание духовное, котораго знамение принял Авраам. Когда совершитель спасения нашего Иисус Христос на землю пришел, и принесением самаго себе в жертву все наши грехи очистил; то в тож самое время и уничтожено оное плотское Иудейское обрезание. Ибо по пришествии вещи означаемой знак перестает. Так пишет Апостол к Колос. гл. 2. ст. 11. О нем же (о Христе) обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, по обрезании Христове. Вместо ветхозаконнаго обрезания, в новом завете действует ныне Крещение. Второе ветхозаветное таинство есть ядение пасхальнаго Агнца, которое каким образом совершалось, о том обстоятельно описано Исход. гл. 12. Уставлено оно во время исхождения Израиля из Египта, с тем именно намерением, чтоб сие священное действие служило им к незабвенной памяти великаго благодеяния Божия во избавлении их от тяжкия работы Египетския. Исход. гл. 12. ст. 27. Сие таинственное ядение было яственным знамением Агнца непорочна и пречиста Христа, с которым мы верою соединяемся. По чему сие Иудейское торжество окончалось, когда Агнец Божий Спаситель мира вознесся на крест, и когда он отходя к смерти уставил вместо онаго тайную Евхаристическую вечерю. Сии суть тайны ветхаго завета.

§. 31.

Церковь наша в новом завете содержит седмь таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

Два главныя и знатнейшия суть новаго завета таинства, Крещение и Евхаристия или Причащение. Из прочих от всякаго Христианина приемлются, Миропомазание и Покаяние. А Священство, Брак и Елеосвящение не всех обязывают.

О Крещении.

Крещение есть таинство, в котором при омытии тела водою, омывается верующаго душа от грехов кровию Христовою.

Таинство сие уставлено от самаго Господа данною ученикам своим заповедию Матф. гл. 28. ст. 19. Шедше научите вся языцы, крестяще их во имя Отца и Сына и святаго Духа. А совершается оно следующим образом. 1.) При ходящий ко крещению, аще возрастен, должен довольно научен быть вере Евангельской. 2.) По изучении отрещися диавола, мира и самаго себя. Иже хощет по мне итти, да отвержется себе, сказал Спаситель Марк. гл. 8. ст. 34. 3.) Погружен быть в воде при произношении сих от служителя Христова слов: крещается раб Божий во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Сии суть видимыя действия: а невидимыя, но верою постизаемыя суть следующия. 1.) Омывается от всех грехов кровию Христовою, то есть, что Отец Небесный с верою крещаемому оставляет грехи ради заслуг и смерти Ходатая нашего. 2.) Принимается в завет Божий, то есть, вступает в обязательство с Богом, чтоб прочее время живота посвятить на святое служение Богу. Ибо то значит, креститься во имя Отца и Сына и Святаго Духа. А чрез сие самое получает право к наследию живота вечнаго. 3.) Отраждается, по глаголу Христову Иоан. гл. 3. ст. 5. то есть, новыя приемлет склонности и силы духовныя; а именно, в уме просвещенное понятие о Боге, о добродетели, и о истинном человеческом блаженстве, а в сердце страх и горячесть к Богу, и сильное уверение о великой к себе любви Небеснаго Отца. Сия есть сила и действие высокаго сего христианскаго таинства, которое не приняв человек не имеет надежды ко спасению; не для того единственно, что в воде не погрузился, но что не уверовал во имя единороднаго Сына Божия. Тверды бо суть слова Евангельския. Иоан. гл. 3. ст. 5. Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие: В крещении младенцев вместо их собственной веры служит и действительна есть Родителей и приносящих их ко крещению Восприемников вера.

О Миропомазании.

Миропомазание есть таинство, в котором при помазании частей тела миром возливается на крестившагося человека духовное миро, то есть, дары Духа Святаго.

Таинство сие совершается скоро по крещении от служителя Христова, который помазуя миром знатнейшия тела части произносит сии слова: печать дара Духа Святаго. Чрез сие священное действие Дух Святый снисходит на крещаемаго и утверждает его в благодати полученной в крещении его, по примеру тому, как снисшел он на учеников Иисуса Христа, и как теж сами ученики после крещения на верующих возлагали руки, при котором рук Апостольских воз ложении Дух Святый на них сходил видимо, Деян. гл. 8. ст. 17. Церковь наша употребляет еще сие Миропомазание, когда кого из неправоверующих христиан принимает в православие, и сим видимым обрядом причитает его в члены благочестиваго нашего и правоверующаго общества.

О Евхаристии.

Евхаристия или Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба самаго тела Христова, а под видом вина самыя крове Христовы причащается во оставление грехов и в жизнь вечную.

Сие знатнейшее христианское таинство уставлено от самаго Господа следующим образом, по описанию Божественнаго Павла. 1. Корин. гл. 11. ст. 23. Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благословив преломи и рече: приимите ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое: сие творите в мое воспоминание; такожде и чашу по вечери глаголя: сия чаша новый завет есть в моей крови; сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание. Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. По совершении сея тайныя вечери Господь наш сказал своим ученикам. Лук. гл. 22. ст. 16. Отселе не имам ясти от нея, дондеже скончаются в царствии Божии. То есть, вечеря сия есть некое преддверие оныя небесныя вечери, на которой все в меня истинно верующие со мною будут наслаждаться блаженством неизглаголанным. А ученики с благодарностию приняв Учителя своего спасительныя наставления сие священное действие окончали пристойною Божественною песнию. Установление таинства сего надлежит до всея церкви. Ибо оная заповедь Господня: сие творите в мое воспоминание; данная ученикам касается всех христиан; а наипаче, что Спаситель явственно означил, что сие священное действие должно отправляемо быть до самаго того времени, как он сам имеет притти судити живых и мертвых; дондеже приидет. Отсюду ясно видно, что церковь Христова тайну сию не иным образом должна совершать, разве каким совершал глава ея и Господь Иисус Христос. Он принял в свои пречистыя руки хлеб, также и чашу с вином, и хвалу воздав благословил и благодарил Небесному Отцу: потом преломив хлеб на части разделил своим ученикам: подобно и от чаши повелел причаститься всем. Точно таким образом и поступает наша православная цер ковь. Ибо собравшись мы в священный храм яко в Сионскую горницу, начинаем хвалу Божию Псалмопением: потом по чтении некоторых мест из священнаго писания, начинает служитель Христов по примеру его самаго благословить и благодарить Небеснаго Отца, то есть, изчислять все его к роду человеческому благодеяния; а наипаче, что он самаго единороднаго Сына своего для спасения нашего послал и за всех нас предал его. И за сие все усерднейшее именем всея церкви приносит благодарение. После сего освятив святыя дары призыванием Святаго Духа, напоследок как сам причащается, так и других всех причащает под обоими видами. Почему не знаю какой может дать ответ пред страшным судом суемудренный Папа, который к явному нарушению Господних слов отнял чашу причащения от простаго народа; а причащает их токмо одними опресноками. При сем всякий истинный христианин твердо уверить себя должен, что он в сей высокой тайне не простой принимает хлеб, и не простое вино: но под видом того священнаго хлеба причащается самого истиннаго Христова тела, которое за искупление наше на Кресте в жертву принесено, и разными страданиями яко хлеб было раздробляемо: под видом же того священнаго вина причащается самыя истинныя крове Христовы, которая из ребр его святых проистекла, и была очищением всех грехов наших. Ибо подавая Господь хлеб своим ученикам сказал: сие тело есть мое; а подавая вино сказал: сия есть кровь моя. Следовательно, чрез причащение сие человек бывает един Дух с Господем. Ядый бо мою плоть, и пияй мою кровь во мне пребывает и аз в нем, рече Господь Иоан. гл. 6. ст. 56. Намерение, какое имел Спаситель уставляя тайну сию, нам ясными словами объявлено от Евангелистов его и от Апостола Павла; а именно, чтоб мы при сем священном действии воспоминали все его благодеяния и любовь оказанную во искуплении нас и в заслужении нам своею смертию милосердия Божия и вечнаго живота. Сие творите в мое воспоминание; и елижды аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете. А из сего с чистою верою бываемаго смерти Христовой воспоминания прямо следует спасительный плод, а именно, отпущение грехов и получение права к наследию живота вечнаго. Ибо приемляй в себя Христа, приемлет в себя источник благодати. Аще не снесте плоти Сына человеческаго ни пиете крови его, живота не имате в себе. Иоан. гл. 6. ст. 53.

§. 35 Как приуготовляться к причащению.

Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет. 1. Корин. гл. 11. ст. 28.

К духовному таинственнаго причащения учреждению должно быть пристойное предуготовление: а предуготовление сие по Апостольскому учению состоит в искушении, то есть, в изследовании самого себя; как мы свою жизнь препровождаем, как о спасении своем печемся, исполняем ли те должности, какими мы обязалися в крещении. Нашедши себя во многом преступниками, сожалеть о том сердечно,


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь