Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Надеющиися на богатство, силу, разум.



8.) Грешат же против сей заповеди и те, которые чрезмерно уповают на богатство, или полагаются на свою или чужую человеческую силу, или надеются на свой разум и выдумки, и ни мало не помышляя о Божием всемогущем промысле, но единственно ласкаяся тех помощию, всякую себе обещают безопасность и счастие. И для того Бо жий Пророк пишет, Иерем. гл. 17. ст. 5. Проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его. Кратко заключить: против заповеди сей всяк тот согрешает, кто или явно развращенныя и противныя о Божестве питает мысли, или что нибудь содержит, которое не может соглашено быть с честию Величества Божия; или к некоторой твари так себя привязывает, что единственное в ней находит свое услаждение и упование.

Сему не противно призывание святых.

Мы не преступаем заповедь сию, когда призываем святых умерших. Ибо сие призывание святых по разуму благочестивыя нашея церкве есть весьма различно от призывания Бога. Призываем Бога и спасителя нашего Иисуса Христа, яко Верьховнаго Господа, и Всемогущаго всех вещей Содержителя, а святых, яко служителей его, но которыя с ним в блаженной обитают вечности. Призывание Божие состоит в нижайшем духа покорении Величеству Божию и во утверждении всея на него надежды, а призывание святых состоит в соединении наших молитв с молитвами их. Во утверждение сего довольно то, что святые еще будучи в жизни сей за других молились, и сами от других молитв о себе требовали, как-то ясно о том упоминается Рим. гл. 15. ст. 30. 2. Корин. гл. 1. ст. 10. Филип. гл. 1. ст. 4. Деян. гл. 12. ст. 5. То кольми паче приближившись или и соединившись с Богом и непрестанным его наслаждаяся зрением, не возможно, чтоб они самых усердных о спасении всех верующих не имели желаний, открытых Божеству: а когда так, то какая имеет быть противность, молитвы наши, или, что тоже есть, о спасении нашем желание соединить с молитвенным желанием святых, например, с желанием блаженнаго Павла? в чем состоит призывание святых. Сим призыванием не отвергается всесильное ходатайство Иисуса Христа: ибо ходатайство его как молитв наших, так и святых предстательства есть всегдашним и нужнейшим основанием. Однако не должно так худо думать, чтоб сие воздаваемое от нас святым почтение могло нас упользовать, ежели мы в неисправлении и в нераскаянии живем: ибо нет больше угодникам чести сея, как подражать житию их, и так же на единаго Бога надеяться, как они на единаго Бога надеялись.

Почему неизвинительно и зело против сего согрешают, которые угодников Божиих Божескою или почти Божескою честию почитают, на них почти столькож, как и на самаго Бога надеются, моления им больше и чаще приносят, нежели самому Богу, память их и празднования с большим благоговением чествуют, нежели праздники Господни; иконы их в большем почтении содержат, нежели самаго Спасителя нашего. Ибо святые угодники Божии сколь сами по себе ни велики, но Божии суть раби и его рук создание, следовательно по сему между ими и Богом есть безконечное различие. Крепко убо блюсти надобно, дабы не был кто сим заражен заблуждением.

Предосторожности против заблуждений.

Для избежания всех вышепомянутых закона преступлений два суть полезныя средства. 1.) Отвергнуть всякия предприятыя мнения, которыя или от дурной привычки, или от обращения с безпутными людьми, или от чтения вредных книг, или от свободности, по которой мы смело о всем разсуждать дерзаем, в нашу голову входят: отвергнуть все сие, и держаться здраваго и чистаго разума при помощи разумных людей и чтения полезных книг. 2. Покорить себя истинне откровения, то есть, принять за правило всех своих разсуждений Божие слово, и во всем его предводительству последовать. Сие средство есть самое надежное: так как напротив не льзя не заблудить, кто или оное отметает, или во испытании его любопытным своим мыслям много воли дает. Ибо, по учению с. Петра, 2. Посл. гл. 1. ст. 19. Добре творим, когда слову Божию внимаем, яко светильнику сияющу в темнем месте.

§. 6.

Вторая заповедь запрещает Идолослужение, и всякий непозволительный способ богопочтения.

Какия были идолопоклонники?

Некогда всех почти народов (да и ныне некоторых) такое было заблуждение, что они или некоторыя твари, как-то солнце, луну, огнь, и самых скотов, волов, кошек, крокодилов, а иныя и травы, лук и чеснок за богов почитали, и их жертвоприношениями и другою честию божескою чествовали, или делали болванов во образ человека и других животных, и им, как некоему божеству поклонялись. Из сего мерзкаго и страшнаго заблуждения извела нас благодать Иисуса Христа 1. Петр. гл. 4. ст. 3. Подобны сим идолопоклонникам и те, кои работают своей мамоне и чреву, то есть, все свои мысли всегда занятыя имеют тем, чтоб или без конца и без употребления собирать богатство, или единственно угождать и жертвовать своим плотским склонностям. Ибо у таких людей мамона и чрево есть некий идол, которому они все свои услуги посвятили. И потому с. писание сребролюбие, Кол. гл. 3. ст. 5. называет идолослужением; а чрево, Филип. гл. 3. ст. 19. в разсуждении их, богом.

Сия же заповедь запрещает всякий непозволительный Богопочтения способ, то есть, когда кто думает тем Богу угодить, что ему неприятно, и что в слове его непредписано. Такие напр. были те Израильтяны, которые богатыя Богу приносили жертвы, а житие свое вели неисправно: и потому Бог чрез своего Пророка Исаии гл. 1. ст. 11. от такой руки принесенный семидал, то есть, самую чистую муку, почитает суетным, кадило мерзостию, и самаго тучнаго тельца псом. Следовательно заповедь сию преступают.

Лицемерные богомолы.

1) Которые долго молятся, (что само чрез себя есть благочестиво) да и думают, что за самое многоглаголание свое услышаны будут, хотяб притом никакова в себе не чувствовали сокрушеннаго духа. Подобны сим и те лицемеры, кои при всяких случаях оказывают себя ревнителями по имени Божии, ревнителями веры, славы и пользы церковныя, и все свои разговоры растворяют беседами духовными (что подлинно похвально): однако совсем тем делают сие или с намерением тщеславия, или прибытка, или и без сего намерения; но оная ревность состоит только в одних словах; а поступки тому ни мало не соответствуют.

Лицемерные постники.

2) Которые постятся, то есть, воздерживаются от некоторой пищи, а между тем упиваются, и всякия непристойности делают; чрез что истинный пост, который не в воздержании токмо пищей, но паче в воздержании страстей состоит, опорочивается. До сих же надлежат, которые сооружают церкви, или иконы окладывают; а притом обирают неповинных, кои суть церкви Бога живаго, или самых бедных оставляют без пропитания, однако тщетно уверяют себя, что они все надлежащее до спасения исполнили. А по Христо ву слову, сия во первых подобает творити, и онех не оставляти.

Суеверы.

3) Которые чудотворныя и некия явления выдумывают для сквернаго прибытка и по некоторому безумному надеянию спасения души своей; или которые к некоторым местам неизвестно какую святыню привязывают, уверяя себя, аки бы Бог на одном месте скорее слышит молитву, нежели на другом. Кратко: против сей заповеди согрешает всяк, кто, по свидетельству Христову, Матф. гл. 23. ст. 23. в некоторых наружностях свое полагает спасение, оставив вящшая закона; суд и милость и веру. И потому о них же небесная истинна свидетельствует, что только усты своими чтут, сердце же их далече отстоит от мене: всуе же чтут мя учаще учением, заповедем человеческим. Матф. гл. 15. ст. 9.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь