Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Для чего дан закон письменный?



(в) Великие непорядки человеческие и крайнее забвение честности и добродетели, коих чувствие всякому на сердце напечатано, Бога премилосердаго побудили, чтоб Он подал падающему человеческому роду подкрепление; а оное подкрепление было закон письменный. Сей закон содержал в себе истиннейшия правила действий человеческих, и был он явственнейшим представлением внутренняго сердечнаго закона человеческими делами потемненнаго. Для вручения сего закона избрал он ревностнейшаго мужа Моисея, чрез котораго закон тот сообщил непосредственно Иудейскому народу, а посредственно всему роду человеческому. Но как и сего закона сила не могла преодолеть склонности человеческия, посылал Бог Пророков, которые как страхом гнева Божия, так и великими исполнителям закона обещаниями старались исправить человечество. Так вот и началось второе состояние церкве от Моисея до Христа, управляемое законом письменным и пророческими учениями. Притом памятовать надобно, что как закона Моисеева и пророков всех, так и всех живших в том законе основанием был Иисус Христос, яко единственная надежда человеческая ко спасению. Так пишет Павел в 1. к Корин. гл. 10. ст. 4. яко отцы наши вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пия ху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос.

(г) Третие состояние церкве великолепнейшее и совершенное наступило с самым пришествием Спасителя нашего, когда истинна Евангельская, начав от него самаго, чрез Апостолов по всему проповедана свету; которую неисчислимое множество мучеников кровию своею запечатали. В сем состоянии церковь утверждается на светлейшем Евангельском слове, и укрепляется тайнами: несте под законом, но под благодатию, восклицает Павел к Рим. гл. 6. ст. 14. и ныне мы не чрез скрытыя предречения и темныя прообразования, но откровенным лицем славу Господню взираем 2. Корин. гл. 6. Сие состояние будет продолжаться до скончания веков, егда Иисус Христос предаст Царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко начальство и всяку власть и силу. 1. Корин. гл. 15. ст. 24.

О гонении церкве.

Церковь Иисуса Христа всегда гонима была, да и будет гонима до скончания века (а), хотя никогда не возможет победима быть (в).

(а) Как церковь истинну веры в себе содержащая началась при самых начатках мира, так в то же время началася она и гонима быть. Ибо между истинною и суеверством, между благочестием и нечестием, между добродетелию и пороком есть вечная непримиримая брань. Первый Каин убил неповинно брата своего Авеля, Бытия гл. 3. все убо гонители путем Каиновым ходят. Иуд. гл. 11. От Каина пошел нечестивый род; а от Сифа благочестивый, которой с. писание называет сынами Божиими, Бытия гл. 6. ст. 2. Первые последних сих злобные были неприятели, Бытия гл. 6. ст. 11. но потом погублены были потопом, а церковь в малом ковчеге от пожирающей вся бездны вод сохранена была. После потопа при умножении человеческаго рода умножалось число злых людей, которых как будто предводителем был нечестивый Хамов род, Бытия гл. 9. ст. 25. Авраам, Исаак, Иаков чрез огнь искушений и напастей доблественно прошли. Тож пострадал Лот от Содомлян, Иосиф от братиев, Израильтяне от Египтян, Моисей от Израильтян, Давид от Саула. Все Пророки понесли прекословие и озлобление, и все крепкия от Израиля и мужи чрезвычайныя святости питаемы были от самого тогдашняго времени хлебом оскорбления и пили чашу горести. Кратко сказать: кровь праведная начала проливаема быть от Авеля, Матф. гл. 23. ст. 35. а окончалась на Крестителе Иоанне предвозвестнике благодати, Матф. гл. 14. ст. 10. И сие в ветхом завете. А в новой благодати сам Спаситель предначал сей святейший подвиг, и своею Божественною особою освятил для всех нас Спасительное ношение креста. Он свою жизнь начал от гонения, продолжал в крайней нищете, поношениях и ругательствах, а окончал на кресте. Евр. гл. 12. ст. 2. Своему учителю последовали ученики, которые посланы были от него в мир, яко агнцы посреде волков. Они о себе говорят, что мир их почел за сор, и что позор были миру, Ангелом и человеком. 1. Корин. гл. 4. ст. 9. и 13. И как Апостольская кровь была некоторым семенем, из котораго нечаянно произрасло неисчислимое множество Христиан, то все они как овцы закалаемы были, и как пшеница были пожинаемы. Ибо Императоры Римские и все во всем свете властители всею силою против их вооружилися. Таких гонениев история церковная считает десять. 1. При Нероне; 2. при Домитиане; 3. при Траяне; 4. при Адриане; 5. при Антонинах; 6. при Севере; 7. при Максимине; 8. при Декии; 9. при Валериане; 10. при Диоклитиане. Сердце содрогает, разсуждая оныя ужасныя мучения. За легкое почитаемо было лишиться чести и всего имения, в изгнание для копания руд сослану быть, палицами биту быть, до исторжения зубов и глаз, претерпеть отсечение языка, рук, ног и сосец: сверьх сего зашитыя в зверския кожи бросаемы были зверям на растерзание; по изломании всех членов вешены были на крестах; зашитыя в куль потопляемы были в воде, огнем сожигаемы были, живые в землю были зарываемы, или побиваемы камением, в раскаленых медных волах были затворяемы, до костей и до внутренностей были растерзаемы, растопленныя смолы или олова в рот влиянием умерщвляемы были, с высоких гор были опровергаемы, на мелкия части разсекаемы были. Что много? Всякое претерпели мучение, какое только лютость человеческая выдумать может. Здесь мимоходом приметить надобно, как непобедимое мучениями мучеников постоянство, так и то, что они все сие с удивительным великодушием ни малаго не зделав против гонителей своих смущения претерпели. Ибо сие сильно доказывает превосходную истинну благочестия Христианскаго. Сии явныя гонения продолжались до времен Константина Великаго. Престали при сем благочестивом Государе оныя указами повелеваемыя гонения; но не перестали скрытыя, какия во всякое время благочестивые люди от нечестивых претерпевают. Кроме того, что Христианы по всей вселенной от частых набегов неверных народов оскорбляемы и убиваемы были: кроме сего, говорю, чрез несколько веков церковь Христова паки увидела возгоревший против себя гонения пламень, когда при внутреннем раздоре Восточныя церкве и Западныя, Востоком завладел Магомет, утеснитель христианства; а Запад подвержен стал игу суевернейшаго Папы.

Домашние гонители.

Кроме вышеобъявленных гонителей, которых можно назвать внешними или посторонними, были, так сказать, домашния, о коих с. Иоанн пишет. 1. Посл. гл. 2. ст. 19. От нас изыдоша, но не беша от нас. Такие гонители суть еретики, то есть, которые под видом защищения истинны странными своими и погибельными мнениями истинну подавляют. Такими чудовищами все века были обезчещены, и от них наиболее утроба церкви Христовой раздиралася. По пришествии Спасителя нашего сии были знатнейшия ереси: Симонианская, Валентинианская, Монтанская, Манихейская, Арианская, Пелагианская, Несторианская, Евтихианская и прочих. Но что нужды их всех изчислять? Гонения как внутренния, так и внешния будут продолжаться до скончания века, то есть, до онаго времени, в которое послет Сын человеческий Ангелы своя и соберут от царства Его вся соблазны и творящих беззакония, и ввергнут их в пещь огненну. Матф. гл. 13. ст. 41. Гонителей оных с. писание называет антихристами, или противниками Христу. 1. Иоан. гл. 2. ст. 18. которых тем более будет умножаться число и злоба, чем ближе будет наступать день суда. 2. Солун. гл. 2. ст. 7. Попечительный Божий промысл попущает сим гонениям быть для явления избранных своих: ибо лютость мучений открывает постоянство в вере; и тем и других к оной привлекает, и им усугубляет награждения на небеси: а развратныя мнения в большее блистание приводят тех, кои истинны не нарушимо держатся; как то пишет с. Павел, 1. Корин. гл. 11. ст. 19. Подобает и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас. Но горе тому! им же соблазн приходит. Должно молить Небеснаго Отца, чтоб не ввел нас во искушение, истребил бы соблазны и ереси, дабы и мы сею смертоносною язвою заражены не были, а наипаче в сие печальнейшее время, в которое самое христианство на разныя секты видим раздираемое.

(в) Всех оных гонителей единственное намерение было истребить истинну. Но сие-то есть одно из невозможных. Ибо церковь Иисуса Христа основана на нем самом, яко на твердейшем камени, против котораго и врата адова не одолеют. Матф. гл. 16. ст. 18.

§. 7.

Все до спасения надлежащее учение священными книгами нам предаемое и церковию содержимое, святые Отцы для удобнейшаго всякому понятия, и чтоб различить правоверующаго от неправославнаго, сократили.

Священнаго писания книг, в коих учение церкве содержится, число есть не малое, которыя по содержащимся в них тайнам не от всякаго могут совершенно уразуметы быть; а к томуж разсуждая различныя человеков состояния и свойства, не всяк удобно может упражняться в чтении с. писания, хотяб то и желать сего надобно: то неотменно польза простейших Християн требовала, чтоб все необходимо нужное учение представить в сокращении, как в некотором зеркале, в котором всяк бы мог видеть, что ему для своего спасения содержать надобно, и оное без дальней трудности всегда памятовал бы.

§. 8. Что есть Символ веры?

Оное сокращение называется Символ веры, и есть следующий:

1. Верую во единаго Бога Отца вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век: света от света, Бога истинна, от Бога истинна рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша.

3. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечьшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, его же царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.

9. Во едину Святую соборную и Апостольскую церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века, аминь.

Символ веры сложен на первом Вселенском Никейском соборе, который был против Ариа, от трех сот и осьмнатцати с. Отцев там сошедшихся. Он в восьмом члене дополнен от втораго Вселенскаго Константинопольскаго собора, а потом от всех последующих Вселенских соборов всею силою подтвержден и христианству всему предан, яко драгое веры сокровище. Сей Символ тем более должен обстоятельно изъяснен быть, и от всякаго с несомнительною верою содержан, что в нем заключаются главнейшие веры и надежды христианския догматы; и естьли кто которой из них упрямо отвергает, тот бедствует во уповании спасения.

Что есть вера?

Символ начинается от веры (а); а вера есть сердечное принятие Евангелия (в).

(а) Основательно начинается Символ от веры: ибо единая вера показывает человеку способ к примирению с Богом; и без веры не возможно угодити Богу. Евр. гл. 11. ст. 6.

(в) Под именем Евангелия, как уже и выше сказано, разумеется радостнейшее учение о спасении человеческаго рода чрез единороднаго Сына Божия Ходатая нашего Иисуса Христа. Кто сие учение с кающимся сердцем принимает, тот верует; как напротив, кто оное отвергает, тот в числе неверных полагается. А принятие сего высокаго учения по тому называется вера, что мы до него не разсуждением своим доходим, как о том объявлено в самом начале сея части; но сам Бог не посредственно чрез слово нам оное открывает. Подтверждается то из слова Божияго. Марк. гл. 16. ст. 15. Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари: иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет. Вот здесь как вера поставляется в принятии Евангелия, так напротив неверствие во отвержении онаго. А чтоб принять Евангелие, или истинно уверовать, необходимо всякому человеку надобно 1) Признать свою пред Богом бедность, что он находится под Его праведным гневом, и сам чрез себя не может оправдиться пред судом Его. Для сего бо и Предтеча и сам Спаситель и Апостол Петр проповедь свою начинали сим словом: покайтеся, Матф. гл. 3. ст. 2. и гл. 4. ст. 17. 2.) За несомнительное приняв учение Пророческое и Апостольское, крепко самаго себя уверить, что благовествуемый оным учением Господь Иисус Христос есть искупитель человеческаго рода. И в сем наипаче состоит существо веры Евангельския, как о том свидетельствами наипаче послания Павловы наполнены. Правда Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих. Рим. гл. 3. ст. 22. и следующая глава вся: мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона. к Галат. гл. 2. ст. 16. Сия вера называется вера оправдающая, для того, что чрез нее человек от Бога почитается за праведнаго, почитается же по Павлову учению. Рим. гл. 11. ст. 6. без дел закона. Ибо как может человек во оправдании своем иметь какия нибудь дела, когда иначе и оправдиться не может, разве наперед признает быть себя повинна и гнева Божия достойна? Однако оправдившися верою должно оную засвидетельствовать, и свое оправдание цело хранить соблюдением святаго Божияго закона. Вера бо, по Павловуж учению, любовию поспешествуема быть должна. Галат. гл. 5. ст. 6. И такая вера называется живая: ибо нелицемерныя сея веры искра всегдашним успеванием в добродетели возжигается. А естьли кто своея пред Богом бедности не признает, и всю надежду спасения в Спасителе своем не полагает, или недостойно христианскаго звания живет: того вера есть мертва, лицемерная и суетная. Из преждереченнаго видно, что вера занимает и мысль человеческую и сердце. Мысль; ибо пленяет всяк разум в послушание Христово, 2. Корин. гл. 10. ст. 6. Сердце: верующий бо с Павлом должен говорить: еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго себе по мне, Галат. гл. 2. ст. 20. Вера, по высокому Павлову мудрствованию, в сей токмо жизни есть, а в будущей места иметь не будет: ибо там узрим Бога лицем к лицу, и полный возсияет славы Его свет, 1. Корин. гл. 13. ст. 12. Сие о вере изъяснение твердо памятовать надоб но; ибо на оном все утверждается христианство.

О таинстве Святыя Троицы.

Августейшая Евангельская вера во первых научает нас, что Бог един есть по существу (а), но в трех лицах: Отец нерожденный, Сын от Отца предвечно и неизреченно раждаемый, и Дух Святый от тогожде Отца непостижимо происходящий, единым нераздельным поклонением и служением почитаемый и прославляемый (в).

(а) Разум наш познает, что есть Бог, что есть един и прочия его свойства: но и вера нас тому же научает; ибо вера здравому разуму противна быть не может. Между познанием, какое разум имеет о Боге, и между познанием веры есть то различие, что оное утверждается на доказательствах, какия разсуждение наше в союзе вещей находит; а сие имеет основание на истиннейшем Божием слове. Познание веры есть совершеннейшее и удаленно от всякаго сомнения: ибо скорее всякое наияснейшее человеческое разсуждение обмануть нас может, нежели чтоб слово Божие солгало когда. Здесь бы надлежало доказывать бытие Божие, и пространное о свойствах Его иметь разсуждение: но о сем уже довольно объявлено в первой части с самаго начала.

(в) Святая вера открывает нам высочайшую тайну Святейшия Троицы, то есть, что Бог единый существом есть в трех лицах, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый; однако не три Боги, но един Бог, ибо едино существо. Отец есть Господь, Сын есть Господь, Дух Святый есть Господь; однако не три Господа, но един Господь: Отец всемогущий, Сын всемогущий и Дух Святый всемогущий; однако не три всемогущия, но един всемогущий Бог: верую в Бога Отца, верую в Бога Сына, верую в Бога Духа Святаго; однако не три веры, но едина вера: служу Богу Отцу, служу Богу Сыну, служу Богу Духу Святому; однако не три служения, но едино служение, едино почитание, едино поклонение, едино прославление Святыя Троицы. Отец есть ни создан, ни рожден; Сын есть не создан, но от Отца рожден; Дух Святый ни создан, ни рожден, но от Отца исходящ. Предвечное есть рождение Сына Божия, предвечное есть исхождение и Духа Святаго. Не вместителен уму нашему образ рождения Сы на Божия, не вместителен образ и исхождения Духа Святаго: но просто без испытания верую покаряя себя с глубочайшим благоговением истинне откровения Божияго. Сие таинство есть из сокровеннейших; однако слово Божие в том нас наисильнейше уверяет. Крещаемся мы Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Матф. гл. 28. ст. 19. При крещении Спасителеве Отец Небесный свидетельствовал о единородном Сыне своем, который совершал на земли дело спасения нашего; а Дух Святый в виде голубине Егож покрывал своим осенением. Матф. гл. 3. ст. 16. и 17. В Евангелии у Иоанна пишется гл. 15. ст. 26. Егда приидет утешитель, Его же аз послю вам от Отца, Дух истинны, иже от Отца исходит, той свидетельствует о мне. Но и в прочих с. писания ветхаго и новаго заветов книгах на многих местах Сыну Божию и Святому Духу приписываются и имя и честь и премудрость и сила и прочия свойства единому Богу пристойныя. Впротчем не должно удивляться, что сия высокая тайна нашему слабому разуму не совсем понятна. Ибо понятие наше столь тесными ограничено пределами, что должны с Соломоном признаться, Прем. гл. 9. ст. 16. Что едва разумеваем, яже на земли, и яже в руках обретаем с трудом: а яже на небесех, кто изследи? волю же твою, Боже! кто позна? Аще бы не ты дал еси премудрость, и послал еси Духа Святаго твоего от высоты. Однако во удовольствие наше и ко успокоению наших мыслей Дух Cвятый нас утешает тем, что обещает некогда в блаженной жизни полным и явственнейшим ум наш осиять познанием. Что теперь познаем темно и в гаданиях, тогда ясно и откровенно; и тогда возрадуемся приемля довольнейшее награждение за претерпение нашея веры. Ныне разумею от части, тогда же познаю, яко же и познан бых. 1. Корин. гл. 13. ст. 12. Вемы, егда явится, подобни ему будем; ибо узрим Его, яко же есть 1. Иоан. гл. 3. ст. 2.

Сей в трех лицах покланяемый Бог создал мир сей и все содержимыя в нем вещи видимыя и невидимыя.

Ангелы суть добрые и злые.

О создании мира и о протчих до создания надлежащих обстоятельствах сказано прежде в первой части под §. 6. Здесь только помянуть надобно о невидимых вещах, Ангелах. Ангели суть двоякие, добрые и злые. Добрые светлым зрением Бога, яко чистейшаго духа, всегда наслаждаются. Ангели на небесех выну видят лице Отца небеснаго. Матф. гл. 18. ст. 10. Исполняют совершенно Его волю. Псал. 102. ст. 21. и употребляемы бывают в служение спасения человеческаго. Евр. гл. 1. ст. 14. Не вси ли суть служебнии дуси в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? А злые Ангелы, которые созданы будучи добрыми, своевольным грехопадением свою началородную святость погубили, и из блаженнаго в печальнейшее опровержены состояние. Ангелы не соблюдшие своего начальства, но оставльшие свое жилище, на суд великаго дне узами вечными под мраком соблюде Господь. Иуд. гл. 6. После чего всей лишенные надежды, отраду себе окаянные находят в прельщении человеческаго рода, привлекая искушениями своими в ту же с своею погибель: как то объявляет с. Петр 1. посл. гл. 5. ст. 8.Супостат ваш диавол яко лев рыкая ходит иский кого поглотити. Сей род, по слову Христову, ничим же изгонится, разве молитвою и постом.

§. 12.

О созданном от себя мире промышляет, и все вещи управляет премудро.

О промысле Божии также сказано уже в первой части. А здесь повторяется для знания, что и вера (которая есть основанием Символа) томуж самому, что касается до сих пунк тов, из слова Божия нас научает, до чего мы дойти можем здраваго разума разсуждением. В подтверждение сего памятовать надобно Евангельския слова: не две ли птицы ценятся единым ассарием, и ни едина от них падет на земли без Отца вашего: вам же и власи главнии вси изочтени суть. Матф. гл. 10. ст. 29.

§. 13.

Как в создании превосходной благости (а), так и по создании особеннаго Божияго промысла сподобился человек (в).

(а) Благость, какую в создании своем получил человек, состояла в том, что с. книги называют образом и подобием Божиим. Бытия 1. Ибо не может быть большее твари достоинство, как чтоб удостоенной быть носить напечатанный в себе высочайшаго и неприступнаго Божества образ. С сим бо образом соединен был в человеке чистейший свет в разуме, непорочная в воли святость, совершеннейшее между склонностями телесными и душевными согласие, ни чем не смущаемое спокойство, безсмертие, владычество над тварями, и протчия богоподобныя дарования, которыя делали человека совершенно блаженным. В сем состоянии человек наслаждался чистым зрени ем совершеннейшаго Божества: но и Богу самому человек был любезнейшее создание. Сие щастливое состояния человеческаго начало, кажется, самые язычники дознавали, и называли златым веком. С. писание на многих местах о том говорит; как то между прочим поется во псалме 8. Что наибольше Бог величества и благости своея оказал в создании человека, котораго умалил малым чим от Ангел, славою и честию венчал его.

(в) Какова человек по создании своем сподобился особеннаго Божияго промысла, покажет то параграф следующий.

Блаженный человека конец.

Особеннаго промысла дело было, что Бог создавши человека блаженным, хотел, чтоб он в том блаженном состоянии был всегда непременен (а). А для сего предписал ему заповедь содержащую в себе средство, как оное первородное благополучие сохранить всегда ненарушимо (в).

(а) Ни мало не сомнительно, что Бог, создавши человека блаженным, действительное хотение имел, чтоб он в блажен ном состоянии пребывал вечно. Ибо доказывает то самое души нашей безсмертие, кое требовало, чтоб и благополучие, в котором создан был человек, по намерению Божию было безсмертное. Тоже доказывают и те слова Бытия гл. 2. ст. 17. которыми грозил Бог, что по преступлении закона последуют вся злая и самая смерть: следовательно благополучие оное было бы безсмертное, ежелибы преслушанием закона пресечено не было. Но ктоб то мог и подумать, чтоб преблагий Бог создал человека с тем, дабы он чрез краткое время повеселившись лишился всего, да и сам бы напоследок совсем изчез? А. с. книги явственно говорят: яко Бог созда человека в неистление. Прем. Сол. гл. 2. ст. 23. то есть, чтоб ему благополучия своего никогда не лишиться. Из сего заключается, что ежели бы человек союз, которым тесно связан был с Богом, не прервал, то сладчайшую на земли поживши жизнь, напоследок, как бы судьбами определено было, пренесен бы был на небо, дабы вечно Богом наслаждаться. На что мы пример имеем в лице Еноховом. Бытия гл. 5. ст. 24.

(в) Человек состоит из тела и души, которыя оба существа имеют свои склонности. Душа, яко чистое духовное существо, стремится до того, что ей предписывает разум и единственное наслаждение находит в соединении чрез добродетель с Богом. Но телесныя склонности больше себя привязывают к тому, что приятно чувствам. Телесныя склонности безгрешны и безвредны, ежели они управляемы бывают разумом и не производятся в действо, разве поколику они не препятствуют успеху добродетели. В сем склонностей телесных с душевными согласии состоит и хранится им благополучие человеческое. Пока сие согласие пребывает ненарушимо, блаженство человеческое в своей остается целости. Но когда склонности телесныя преодолеют разума силу, то сие есть заблудить с прямаго пути, и такой случай есть удар, которым храмина блаженства разрушается. Преодолевающия разум склонности называются страсти; и по елику они в хуждшее приводят состояние нашу душу, называются пороки; а поелику ими преступается Божий закон, называются грехи. До благополучия, в котором создан был первой человек, особенным образом надлежало то, что в нем совершеннейшее склонностей телесных с душевными было согласие, и разум над всем владычествовал. Всяк видит, что первому человеку, дабы не погубить своего блаженства, надобно было, яко разумной и свободной твари, все силы употреблять, не попустить себе от склонностей чувств своих против закона разума победиму быть. Иначе видимая опасность была, чтоб опровержену быть в печальнейшее нещастие. Вот же преблагий промыслитель Бог и предписывает человеку такия спасительныя предосторожности, как повествует Божественная История, Бытия гл. 2. Он создавши его, поселил на изобильнейшем и прекраснейшем месте, как то и пристойно было превосходнейшему рук Божиих созданию. То место по неописанной веселости, по изобилию, по красоте древ, по благоразтвореннейшем воздухе с. писание назвало раем. Бытия гл. 2. ст. 8. Сия райская красота и веселость хотя была явственным доказательством благости Божия, но кроме намерения Божия могла она быть случаем, чтоб как человек прельстившись не предпочел сию видимую телесную красоту паче оной, которую чистый разум находит в добродетели и в Боге. Для предупреждения сего вреднаго следствия, по особенному о человеке промыслу, Бог его предостерегает, объявляя ему явственно, что Божественная его воля есть, дабы он к чувственным вещам не прилеплялся, в предосуждение разуму, и всегдаб то предпочитал, что приносит ему духовное услаждение с Богом. Сия объявленная ему Божия воля была законом и заповедию, из границ которыя, для благополучия своего, он выступать был не должен. Сия заповедь в с. писании изображается сими словами: от всякаго древа, еже в Раи, снедию снеси, от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него. Бытия гл. 2. ст. 17. чтоб сия заповедь в человеке действительнее была, заблаговременно Бог извещает его, что как скоро он заповеди сея явится преступником, то опровергнет все свое блаженство, впадет в горестное состояние, будет невольником своих страстей, игралищем всех напастей, тело многими трудами и болезнями изнурившися напоследок разорвавшись от души, истлеет, а сама душа навсегда от Бога отвержена будет. Все сие с. слово означает сими словами. А в онь же аще день снесте от него, смертию умрете. Бытия гл. 2. ст. 17. Вот какое было промысла Божия о благополучии человеческом пекущагося произшествие!

§. 15. О преступлении Божия заповеди.

Данную Богом Спасительную заповедь человек преступил; (а) а чрез то оное Богоподобное блаженство, в котором создан был, опроверг и погубил (в).

(а) Милосердаго Бога спасительная предосторожность желаемаго в человеке успеха не получила. Склонности телесныя преодолели силу разума; приятности ласкающия чувствам, опровергли здравое разсуждение; а красота и услаждение телесное предпочтено услаждению духовному и Божественному. Вот же каким образом смертоносное сие для человеческаго рода поражение случилось, как в том нас уверяет Божественное писание; Бытия гл. 3. Рай изобилующий всеми красотами имел в себе все то, что чувства человеческия поразить может. Но более всего прельщала человека красота и сладость того древа, которое и законом Божиим запрещено было и разумом не дозволяемо; ибо чрез то, как сказано, услаждение чувственное предпочтеноб было услаждению духовному, то есть, блаженному Божия заповеди исполнению. Ева, яко слабейшая, на сие прелестное, но пагубное предприятие покусилася первая; а наипаче когда искуситель (котораго с. слово дает нам знать под именем хитрейшаго змия, Бытия гл. 3. ст. 1.) хитростно протолковал ей, что не только из того не может произойти никаких опасных следствий, но напротив гораздо совершеннейшее получат состояние: будете яко Бози. Бытия гл. 3. ст. 5. Сие жены преступление было вредительным примером и для самаго Адама, которой со всеми своими превосходнейшими душевными дарованиями прелестям чувственным покорился. Сказано, что благополучие человеческое не иначе было бы ненарушимо, разве естьлиб разум всегда владычествовал в человеке; но вот свержен с своего престола сей верьховный правитель человеческих поступок; а вместо того воцарились склонности плотския, и зделали разум своим рабом и пленником. Такова страшнаго превращения следствия не могли быть, разве смертоносныя.

Следствия преступления.

(в) После как человек преслушал разум и преступил заповедь, из благополучнаго в горестное впал состояние. Ибо сила разума стала преодоленна и свет его потемнен; святость воли опорочена, спокойство души нарушено, отворилася страстям дверь всегда разуму противящимся; и человек сам сея внутренния войны плачевным зделался театром: вместе с страстями взошли пороки, а пороки причиною были различных напастей и болезней: болезни приводят тело в слабость, а скорби и напасти и со всем сокрушают. Так вот и последовала телесная смерть, которою Бог за преступление грозил. Но сия телесная смерть привлекала за собою жесточайшую смерть духовную, которая состоит в том, чтоб отверженну быть от Бога. Ибо союз, которым человек связан был с Богом, то есть, ничем не помраченная светлость разума и безпорочная воли святость, чрез оное же преступление разорван был. Такое состояние с. писание на разных местах называет состоянием падения, состоянием греха, плоти, нещастия, тьмы, неведения, рабства и состоянием смерти. При сем случае грехопадения человеческаго от Богапроклята и земля, Бытия гл. 3. ст. 17. то есть, подверженна стала нещастию: а нещастие сие состояло в том, что земля уже с того времени чрез леность и нерадение человеческое не могла украшаться таким изобилием, какое в создании своем получила; и что ея все впрочем добрыя вещи безразсудность или злость человеческая на зло употреблять станет.

§. 16. О следствиях первоначальнаго греха.

Чрез оное преступление отворилася дверь ко греху (а), который заразивши весь человеческий род в последнейшую привел его бедность (в).

(а) В первой части под §. 14 показано, какому человеческий род подвержен был превращению, но начала и источника, откуда все сие зло произошло, не видали. Теперь видим всему тому начало; ибо священное писание извещая нас о благополучии, в котором создан первой человек, не молчит и о том, как сие блаженство потеряно, и сия гибель зделалась смертоносною для всех человек. Ясно и сильно подтверждает то с. Павел к Рим. гл. 5. ст. 12. Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша. Самое язычество, сколь в прочем ни потемненно, не может не признать общаго человеческаго повреждения; но в том особенное преимущество имеет одно христианство, что показывает и самый источник, из котораго проистек сей поток беззакония.

Со временем усиливался грех.

(в) Первой человек хотя и подвержен стал греху, однако еще в нем сила греховная не столько свирепствовала, сколько в его потомстве. Ибо свет первосозданный еще несколько в нем сиял, и добрая сердца склонность первым тем ударом не со всем опровержена была. Но чем далее продолжалось время, и чем более умножалось число людей, тем более усиливался грех и возрастала неправда. Вот в скором после падения времени Каин в крови роднаго своего и неповиннаго брата Авеля омочил свои руки, Бытия гл. 4. ст. 8. а чрез несколько веков столь умножилось беззаконие, по уверению с. писания, Бытия гл. 6. ст. 12.Что наполнися вся земля неправды, и что растли всяка плоть путь свой на земли. Божественный Павел согласно с сим разсуждая, еще и изчисляет Рим. гл. 1. ст. 18. самыя безместныя и срамнейшия дела, в которых род человеческий себя погружал. Кратко сказать: в сей по образу Божию созданной твари не можно было усмотреть ни следов образа Божияго; но некоторый страшный мрак, коим потемнившись блудила по стезям непроходимым, последуя одним своим непристойным склонностям. Кажется нет нужды присем изъяснять, сколь такое человека состояние есть бедное и горестное. Ибо потемнить свет разума, удалиться от добродетели, следовательно удалиться от Бога, от онаго величайшаго добра, есть такое нещастие, коего больше мысль человеческая представить себе не может.

§. 17.

В таком состоянии разсуждаемый человек подпадал всей строгости гнева Божия.

Никто не смеет сказать, чтоб Бог любить мог равно как праведнаго, так и нечестиваго. Сие бо с его совершеннейшею правдою и святостию ни каким образом вместимо быть не может. Почему самая истинна требует, чтоб Бог того, который есть упрямым и нераскаянным презрителем Его святой воли, отвращался: а сие Божие от человека отвращение есть самое жесточайшее нещастие; а наипаче, что за отвращением сим вся злая неотменно последовать должны. О сем так говорит с. писание Рим. гл. 2. ст. 9. Ярость и гнев, скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое.

§. 18. Человек сам себя спасти не силен был.

Из сей крайнейшей бедности род человеческий сам чрез себя избавиться ни какой надежды иметь не мог.

Мертвой не может сам себя воскресить, так как и впадший в преглубокую яму без помощи другаго оттуду вытти. Но человек, по Павлу, Ефес. 2. 5. был мертв грехами; а по уподоблению Христову Матф гл. 12. ст. 11. Ввержен в яму нещастия. Почему не было ему возможности из сея погибели избавиться. Доказано прежде в 1 й части под §. 18. что по нашему понятию моглиб служить два средства к получению Божияго милосердия; а именно, делать добро и покаяние. Но сии средства хотя по видимому и по человеческому разсуждению, кажется, должныб быть действительными; но совершеннее разбирая их и прилежнее вникая в самую внутренность Божественнаго писания, находим оныя средства не сильными. Ибо что касается до перваго, чтоб делать добро, то надобно для сего человеку быть безпорочным закона Божия исполнителем и никакого греха никогда не быть причастну. Но кто из человек такою святостию похвалиться может при том повреждении человеческаго естества, какое нами прежде описано? Я здесь не говорю о человеке обращенном ко Христу, но о пребывающем в неверствии. Чтож надлежит до покаяния, оно в человеке растленном и неотрожденном не может быть истинное: ибо до конца жизни продолжаемыя греховныя дела делают оное безсильным и не действительным, и предъидущее покаяние в тот же час последующими преступлениями опорочивается. Не разумею я покаяние Евангельское и Христианское. Оно инаго рода, и по чему оно есть сильно, скоро узнаем. Да не подумает кто, что Бог будучи милосердия неисчерпаемаго, или паче самое милосердие, не смотря на оныя человеческия недостатки и грехопадения, по единой благости простил бы и удостоил бы его быть блаженныя своея славы причастным. Но такое разсуждение есть низкое и погрешительное. Оно делает милосердие Божие слепым, оно воображает себе Бога не имеющаго вечной и ничем не нарушаемой правды: оно за<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь