Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Богатство, которое можно приумножить



Живые декорации: четыре человека со склоненными кор­пусами, покрытые зеленой скатертью, изображают стол президиума; живая трибуна, вступающая в «конфликт» с докладчиком-болтуном; один из участников этюда «Ша­кал», встав на четвереньки, изображает нору шакала; двое, встав на корточки, изображают печной фундамент, а третий, стоя на их спинах, - печь…

 

И это может служить миму

1. Для изображения попеременно различных персонажей:

a. Маски – (у древних, используя маски, мим мог однов­ременно изображать три-четыре персонажа). Например, в то время как на лице мима находилась, скажем, мас­ка старца, остальные воедино слитые части маски по­коились на затылке и темени - стоит миму сдвинуть комбинированную маску - новый тип персонажа;

b. Мгновенной трансформации армянских гусанов-мимосов помогали специальные халаты, разрезанные вдоль попо­лам. Когда актер в таком халате, надетом на правое плечо, поворачивался к зрителю, он изображал, напри­мер, богача или священнослужителя - но вот актер по­вернулся к зрителю левым плечом (на котором нет ха­лата), и он уже иной персонаж, («принцип полухалата»).

2. Ходули:

a. Аист, жирафа...;

b. Великан, беседующий с карликом-толстяком, которого изображает человек, сложившийся пополам;

c. Длинноногая женщина, юбка которой скрывает ходули.

Некоторые вопросы драматургии пантомимы

«Мим чаще всего сам является исполнителем и драматургом своего репертуара; поэтому ему нужно изучать природу пост­роения безмолвной драмы. Он должен знать ее возможности, уметь пользоваться различными ее жанрами, производить от­бор присущих ей выразительных средств. Мим безусловно обя­зан владеть и техникой написания либретто пантомимы».

 

Главная цель

Исполнителю необходимо постоянно помнить: «о чем он ведет разговор», «с какой целью».

Понятие «сверхзадача», «подтекст» - критерий - общест­венная значимость, мысль, идея, тема, сюжет, «сквозное действие», современность.

Препятствия

Понятие «конфликт» - в действии, социальный конфликт.

«...преодоление героем препятствий способствует раскры­тию идеи пантомимы, выявлению характеров действующих лиц и в конечном итоге - активности воздействия пантомимы на зрителей».

 

Отбор

Отбор тем, выразительных средств, которые обладают «пантомимовыносливостью» - емкость темы, ее значительность и ее способность быть раскрытой в образной пантомимической форме.

«Как в песне не может быть ни одного лишнего слога, так и в пантомиме - ни единого необязательного жеста. Мим дол­жен учиться поискам и отбору выразительных средств, выра­зительных деталей».

 

Жанры

Юмористическая сценка, шутка, остросатирическая миниа­тюра, гротесковый портрет, пародия, драматическая новелла.

1. Рассказ от первого лица - обращен непосредственно к зрителям. Мим «вот какая история произошла со мной однажды (или сегодня)».

2. Действие в образе - зарисовка, штриховой набросок.

3. На примере Марсо – (этюды Бипа): перетягивание ка­ната, подьем по лестнице - демонстрация «архитекто­ники жестов», технических достижений.

4. Мимодрамы – например «Шинель» по Гоголю из репертуа­ра Марсо («Ломбард»).

5. Публицистический памфлет - «Париж смеется, Париж плачет» Марсо.

6. Пародии - например, масхарабоз (актер таджикского народного театра), изображая бая на соколиной охоте, выскакивал верхом на палке с кури­цей вместо сокола.

7. Шарады - все слоги и слова исполняются на языке же­стов.

8. Басни-иносказания.

 

Движение времени (показ сжатого хода времени)

1. На фоне часового цифертблата действие мима (дейст­вие целого дня).

2. «Четыре времени года» - на фоне деревца, одевающего­ся листвой «по весне» и сбрасывающего свой наряд «осенью».

3. Работа Марсо «Краткая история культуры» дает худо­жественный обзор чуть ли не всей истории человечест­ва при помощи простого приема: каждая эпоха характе­ризуется креслом соответствующего стиля.

4. В «Шинели» по Гоголю Марсо использовал для показа чередования дней и ночей приходом и уходом механи­ческих приходов и уходов на работу чиновников, в то время как Башмачкин остается и согнувшись скрипит пером (шинель-мечта маячит невдалеке).

 

Наплывы

(Мечты, воспоминания, сны героев, картины их прошлого...)

1. В спектакле «Пьеро с Монмартра» -...Нож гильотины уже занесен над головой Пьеро, и... в глубине сцены вспыхнул световой круг (свет «пистолета») и в нем на фоне плывущих облаков силуэтно проходят картины прошлого -пропущено- Пьеро...

2. «Ломбард» Марсо - действие героев переносится в прошлое - это подчеркивается сменой ритма, световым потоком и характером музыки - герои зрители собст­венных воспоминаний и их участники.

3. Могут быть использованы варианты силуэтно-теневой проекции, иллюзионные возможности черного бархата, тюля или подвижных ширм.

 

Либретто

Это краткое изложение сюжета пантомимы - ее чертеж.

Работу рекомендуем строить в таком порядке:

1. Замысел, его детальное обсуждение: идея, сюжет, образы, логика поведения и т.п.

2. Этюдная работа на площадке: поиски наиболее вырази­тельного решения замысла. Внимание - завязке и финалу - краеугольным камням пантомимы.

 

Название и концовка

1. Название направляет фантазию зрителей в определенное русло, помогает понять ход событий, восприятие за­мысла.

2. Концовка должна быть «ударной», подводит итог дейст­вия. Рекомендуем начинать работу над пантомимой с финала. Финал - обобщение. Концовка должна быть брос­кой, запоминающейся, логичной.

 

Тема любви

1. При построении лирической линии важно: «повод», «завязка» - в какой момент происходит встреча геро­ев, знакомы они или нет.

2. Уточнение характеров героев: застенчивы, уверенные в себе, суровые, легкомысленные и пр.

3. Отношение героев к знакомству - «конфликт» (например, «Барышня и хулиган»).

4. Свежее, оригинальное решение. Например, сцена из истории любви принца Ясовармана с мячом («Приключе­ния принца Ясовармана» из репертуара индийского ан­самбля «Дарпана» - ход использован в пантомимической миниатюре Кирюшкиных) (см. - репертуар мима).

Обличительный смех

Смех - стихия пантомимы. Необходимо знать его виды: юмор, шутка, ирония, сарказм, гротеск, буффонада, пародия, памфлет, карикатура...

1. Сатирические пантомимы из репертуара Аркадия Райкина: «Жизнь пьяницы». Прием «рефренного построения» - повтор одного и того же движения, положения в начале пантомимы и в конце.

2. Гротесковые Фигуры у мима Н.Павловского на концер­тах Великой Отечественной войны - персонажи из полит, памфлета «Те, кого мы били» - Карл XII, Напо­леон, Гитлер.

3. Трюки помогают созданию атмосферы комедийного дейст­вия. Его характерный признак - элемент неожиданности»

4. Эксцентрическая форма построения пантомимы - «Эксцентрики» используют способность зрителей к образному восприятию». Пример: «Накачивание» мимов-комиков Ю.Никулина и М.Шуйдина.

5. Карикатура - использование сюжетов рисунков-кадриков, последовательно излагающих событие. «Смешные картинки карикатуристов порой содержат готовые сюжеты пантомим». «Подталкивают фантазию автора пантомимы...» «учат точности художественного отбора, лаконичности выразительных средств».

«Задумывая смешную пантомиму, необходимо прежде всего решить: какова ее цель, ее идея? Какими средствами должен быть реализован замысел? В какой форме? В каком жанре? »

«Начинать тренировку следует с простейших этюдов, содер­жащих зерно комизма. Выстраивая комедийные ситуации, созда­вая комедийные образы, пользуясь комедийными приемами, не­обходимо все комедийнее действие подчинять жизненной прав­де».

 

Еще несколько замечаний

1. Не загромождайте действие второстепенными персонажа­ми и ситуациями. Все, что не имеет непосредственного отношения к фабуле, без чего можно обойтись, не при­чиняя ущерба замыслу, безжалостно отсекайте.

2. Строя сюжет, следует избегать изображения персонажей в бездейственном состоянии. Идея и сюжет должны раз­ворачиваться в сфере пластического движения. Статика губит пантомиму. Сюжет должен быть абсолютно ясным, сразу же вводить зрителей в круг действия. Все это требует поисков и отбора. На первых порах лучше избегать сложных сюжетных ходов. Нужно тщательно «взве­шивать» каждое положение, и особенно завязку. Мысль, движение, эмоции - вот сущность пантомимы.

3. Намного усиливает звучание произведения выразительное раскрытие подтекста, выявляющее внутренний смысл действия. Раскрытие подтекста в зримом действии делает героя полнокровнее и объемней. (Характер)

 

Приложение

Литературные записи трех пантомим: «Письмо» из книги Н.Чуковского «Последняя командировка», «Ломбард» из репер­туара Марселя Марсо, сделанная режиссером С.Юткевичем («Искусство кино - 1960 - №5), «Осенняя река» - класси­ческая пантомима китайского театра» из книги С.Образцова «Театр китайского народа», (см. раздел «Репертуар мима»).

Особенности пантомимы

Преувеличение.

Вообще сгущение, концентрированность действия харак­терны для всего строя пантомимы. Подчеркнутыми мо­гут быть и жесты и мимика актера. Они не будут выг­лядеть нарочитыми, когда исполнительская техника до­статочно высока. К преувеличениям мим прибегает по­стоянно ради большей выразительности действия, худо­жественности характеристик. Подобное преувеличение свойственно и карикатуре. Небезынтересно отметить, что карикатурист становится настоящим мастером своего дела только тогда, когда в совершенстве овладеет техникой обычного рисунка. То же самое можно сказать и о пантомимисте: использование приема художе­ственного преувеличения требует от него особой отра­ботки пластической выразительности тела.

Всесторонняя подготовленность к самостоятельному творчеству даст миму право свободно прибегать к преувеличению без риска впадать в дешевый наигрыш. Учитывать это крайне важно потому, что пантомима по своему характеру принадлежит к одному из самых ус­ловных искусств. А чем условнее искусство, тем боль­шего технического мастерства оно требует.

 

· Пантомима требует действия, согретого правдой жизни и логикой. Оно должно быть строго подчинено четырем непременным условиям:

 

1. Пантомима обязана нести определенную идею. Только четкая, точно и эмоционально выраженная мысль спо­собна вдохнуть жизнь в пантомиму.

2. Правильный выбор обстоятельств действия, оправдыва­ющих органичность молчания. Зритель не должен замечать безмолвия. Иначе ему по­кажется, что он видит нечто вроде жестикуляции глу­хонемых.

3. Понятность действия. При всей своей условности каж­дая пантомима обязана быть совершенно ясной. Панто­мима - не кроссворд. Нельзя заставлять зрителей нап­ряженно отгадывать, что хотел сказать мим.

4. В замысле пантомимы должен содержаться повод для
эмоциональной игры, чтобы мим имел возможность про­являть себя в ярком действии. Таким поводом станет какое-либо событие, побуждающее героя совершать ак­тивные поступки.

 

· Обучение мима начинается с тренировки устойчивого внимания. Сценическое внимание - это абсолютная сосредоточенность на той задаче, которую вы в данный момент выполняете.

 

· Одновременно необходимо развивать умение добиваться мышечной свободы. В творчестве мима важнейшее значение имеют фантазия воображение. -Пропущено- Однако сколь ни плодотворна для тво­рчества наблюдательность, а без развитого воображения мим достигнет немногого. Наблюдательность лишь собира­ет впечатления, воображение же превращает их в зримые образы. Своим воображением мим непрерывно «оживляет» предлагаемые обстоятельства пьесы...

 

· Научиться определять сквозное действие произведения в целом и роли - главная задача будущего исполнителя пантомимы.

 

Образ - характер мима

Обычно мим действует не от своего лица, а в образе. Каждый вид искусства выработалсвои приемы, свою технику создания образа. Но есть и общие принци­пы, характерные для всех сценических искусств, и в первую очередь это связано с перевоплощением.

Перевоплотиться - значит не тольконай­ти своеобразный внешний облик персонажа, пластический рисунок роли. Куда важней - и, прямо скажем, трудней - отыскать внутреннее движение образа.

Перевоплотиться - значит уметь жить чужой жизнью, жизнью того лица, которое вы изображаете. Это, значит, сделать все поступки, помыслы, волнения, горести героя - вашими поступками, вашими помыслами, вашими волнениями и горестями. Перевоплотиться - это действовать как че­ловек, чей образ вы создаете, смеяться его смехом, желать его желаниями, иметь только ему присущий темперамент.

А значит - и жить и двигаться в его ритме, ибо каждому темпераменту присущ свой ритм[1]. Для мима процесс перевоплощения осложняется тем, что ему образ не принесет драматург, как актеру театра. Чаще всего мим создает сам образ и драматургический и сценический. Это либо образ, который проходит через весь творческий путь мима, как, например, образ Чар­ли, созданный Чаплиным, как образ Пьеро, рожденный гением Дебюро, и как Бип - Марселя Марсо. Такой об­раз может действовать в различных предлагаемых обсто­ятельствах. Чарли - бродяга и Чарли - полисмен. Чар­ли - индустриальный рабочий и мнимый миллионер; Пьеро - мельник и Пьеро в роли колонизатора; Бип - укротитель хищников, продавец фарфора, ваятель масок, канатоходец... Предлагаемые обстоятельства меняются, а образ в своей основе неизменен.

 

...чувства ни играть, ни закреплять нельзя. Закрепляется действие - логичное психофизическое действие.


Поделиться:



Популярное:

  1. ERP и управление возможностями бизнеса
  2. II. Способ, которым можно получить примирение (7:11-15,28-32).
  3. А. Можно ли применить теорию потребительского поведения в практической деятельности фирмы?
  4. Анализ внутренних возможностей
  5. Анализ ресурсных возможностей.
  6. Без этого справочника обойтись невозможно: все позиции, включаемые в товарно-сопроводительные документы, акты о выполнении работ и т.п. в обязательном порядке должны быть в него внесены.
  7. Безграничность потребностей. Проблема редкости. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей общества. Графическая трактовка.
  8. Безграничные возможности применения
  9. Благоприятные возможности вокруг вас
  10. Более того, Вам предоставится возможность лично общаться с теми людьми, кто уже прошел этот путь.
  11. Большой старый портфель также очень 'понравится малышу. Кроме того, если больше ничего не найдется под рукой, можно использовать пластмассовую коробку с ручками.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь