Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Употребляющии имя Божие без нужды.
3) Которые употребляют имя Божие без нужды в самых маловажных вещах, и самый негодный имеют обычай, чтоб во всех своих и непристойных разговорах примешивать великолепное имя Господне, и говорить: ей Богу! Бог видит так! по Евангельской заповеди! а иногда и в шутках да еще безчестных часто вопиют непристойно: О небо! о судьба! До сих же безчинников надлежат и те, которые в клятвенных выражениях употребляют сквер ныя имена языческих богов, как то Юпитера, Венеры и прочих, которых слово Божие не велит и воспоминать, разве уничтожая их. Лжепророки. 4) Которые лжепророчествуют, то есть, нечто ложное, но именем Божиим предсказывают, или проповедают, что аки Бог некия зделал им откровения, и те будто бы приказал расказывать другим. От Бога непристойнаго просящии. 5) Которые чево нибудь непристойнаго от Бога просят: как например просят иные Бога, чтоб он отмстил соперникам их; или грабитель молит его, чтоб он в воровстве ему помог, а чрез то хотят иметь Бога страстей своих причастным. Преступники обетов. 6) Которые чем нибудь Богу обещаются, но то не исполняют. Как например делают те, кои за некое благодеяние Божие обещались пред ним, чтоб соорудить в некотором нужном месте храм, и построить для бедных и неимущих богадельню, или нечто дать на содержание училищ, или также обещались от некоторой страсти отстать: а совсем тем своих обетов не исполняют. В каких случаях употреблять имя Господне? Можно же, да и должно употреблять имя Божие. 1) Когда бываем при Его служении и воспеваем славу Его. 2) В некоторых важных и нужных обстоятельствах, как-то бывает в судах, в которых по слову Павлову, Евр. 6. 16. Всякому прекословию кончина есть клятва. 3) Когда законная власть требует от нас присяги в деле законом Божиим утвержденном. При сем памятовать надобно, что и справедливая клятва не должна быть ни чрез какую тварь, разве токмо чрез единаго Бога, яко вездесущаго, и единаго сведущаго советы сердечные. в) Весьма ясно, что запрещая сия заповедь употреблять имя Божие не с подобающим благоговением, предписывает то почтение, каким человек сему высочайшему существу обязан. Богопочтение есть засвидетельствование внутренняго пред Богом духа покорения, и о нем уже несколько сказано в первой части под числом 11. Существенныя, из которых богопочтение состоит, части суть любовь к Богу и страх Божий. Любовь к Богу есть жаркое души нашей стремление соединиться с ним, яко с вещию прелюбезною, или паче с самою любовию. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслию твоею Матф. гл. 22. ст. 37. Сие соединение бывает чрез чистое о Боге размышление и чрез добродетель. Из чего следует, что благочестивая любовию к Богу горящая душа. 1) Поучается в законе Божии непрестанно, и в сем святом упражнении единственное свое находит утешение. 2) Чрез усердныя молитвы восходит к нему мысленно и приближается к престолу благодати. 3) Во всяких случаях прославляет Его имя и проповедует благодеяния. 4) За показанныя к себе милости горячее приносит благодарение, и всякое добро его щедроте восписывает. 5) Всю свою надежду полагает на Бога, и все жизни своея случаи поверяет его святому промыслу. Следовательно 6) с кротостию повинуется всем Господним повелениям, и свое упование терпением растворяет. 7) Наконец любит и ближняго, так, как он сам желает любим быть от Бога. Аще бо кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, лож есть 1. Иоан. гл. 4. ст. 20. Сим помянутым добродетелям противны следующие пороки. 1) Не нависть к Богу, которая состоит в пренебрежении исполнения Его заповедей. 2) Уныние или разслабление душевное, которое есть нерадение о должностях благочестия, то есть, о молитве, о богомыслии, о хождении во храм и проч. 3) Неблагодарствие, которое иногда бывает еще с роптанием на Бога. 4) Сомнение о Божиих обещаниях, или излишнее на Бога упование, или конечное отчаяние. Что есть страх Божий? Вторая существенная богопочтения часть есть страх Божий, который состоит в том, чтоб, разсуждая Его всемогущество и правосудие опасно блюстись не делать того, чрез что он прогневляется. От страха Божия раждается. 1) Нищета духовная, которая есть, чтоб смирить себя пред Богом, и пред судом Его признать себя быть повинным. Сему противна Фарисейская гордость, когда кто своими делами превозносится. 2) Покаяние, или признание своих грехов с упованием на милосердие Божие. Сие признание когда произносится устно, называется исповедание. Противно сему нераскаяние, или некий глубокий во грехах сон. 3) Пост, или воздержание своих склонностей, удерживая их стремление и покаряя разуму. Для воздержания страстей полезно есть воздержание от пищи, дабы сим обуздать играние плоти, которая приятностьми и довольством пищей утучняется и свирепствует, а чрез то душу приводит в разслабление. Противно сему невоздержание, то есть, когда воля дается склонностям телесным; а из того произтекают, объядение, обжирство, пиянство, и всякия роскоши. От сего так увещевает Спаситель Лук. гл. 21. ст. 34. Внемлите себе, да не когда отяхчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той. 4) Отвержение самаго себя, то есть, бросить все то, сколькоб оно впрочем ни льстиво было, что может быть препятствием спасению нашему. Например чести, богатство, сродство и проч. должны почтены быть за ничто, ежелиб они препятствовали нашей к Богу должности. Когда Христианин все вышепомянутыя богопочтения части с прилежанием наблюдает, тогда по справедливости называется, благочестивый. §. 8. Четвертая заповедь повелевает, чтоб мы в день воскресный и в другия известныя времена обще собиралися на Богослужение, для воздаяния той чести, какою тварь обязана Творцу, и для наставления нашего. Должно бы нам непрестанно в богослужении и молитве пребывать: но по слабости существа нашего и по разным житейским нуждам, то есть невозможно. Почему милосердый Бог снисходя немощи нашей для отправления наших житейских правильных дел и работ оставил шесть дней: а один только седьмой день определил на служение себе. Сей седьмой день от начала мира была суббота, что значит покой, который день после по пришествии Спасителеве от всего Христианства пренесен на следующий день за честь воскресения Христова. Ибо как суббота прежде наблюдалася для того, что в оный день почил Бог от всех дел созидания мира: так и воскресения день пристойно от Христиан должен почитаем быть для того, что в сей день Господь наш Иисус Христос опочил, то есть, совершил дело искупления нашего, которое есть другое некое новое твари создание. Почему, чтоб сей благословенный день святить, то есть, богоугодно праздновать, надобно: Чем святится праздничный день? 1) Оставить всякия дела и работы, и дать отдохновение как самому себе, так и рабу своему и рабыне, чтоб хотя мало отводя мысль свою от житейских заботливых сует отправлять безпрепятственно службу Господню, и дабы все, и самыя безсловесныя твари, как-то скоты, могли пользоваться Божиими благодеяниями. И сие должно наблюдать крепко, разве некая необходимая нужда иначе будет требовать: как наприм. пожар, нашествие неприятельское, болезнь ближняго, или какое другое обществу всему полезное и времени нетерпящее дело. И такие случаи не нарушают заповеди сей: ибо чрез них некоторым другим образом Божий же закон исполняется; следовательно, не обезчещивается имя Божие. Сие подтверждает сам Спаситель Марк. гл. 2. ст. 27. Суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради. То есть, законы субботы иногда могут уступить другим спасительным человеческим пользам. 2) Приходить во храмы Божии, чтоб в общем церкви собрании благодарить милосердому Промыслителю за все его благодеяния, а в неисправлениях и грехах с сожалением признаяся исповедывать, и его же благость молить, чтоб и впредь не преставал снабжать своими святыми благословениями: а иногда не редко и Божественных таин причащаться: притом слушать с прилежанием чтения и пения церковнаго, и с усердием внимать проповедуемому Божию слову и духовному поучению. Приходить же во храмы не в воскресныя дни токмо, но и в другия знаменитыя Господни праздники и угодников его, дабы чрез сие душеполезное упражнение больше успевать в благочестии. 3) Которые удалены от церкви, или крайнею некоторою нуждою не допущаются, те должны в тот день на всяком месте святыя свои руки простерши к небу принести молитву, и что нибудь из духовнаго наставления прочесть: а есть ли кто безграмотен, тому другаго искуснаго о том просить. 4) В дому наставлять домашних, и поучать закону Божию, родителям своих детей, господам рабов, учителям учеников, приставникам вверенных их смотрению, да и всякому ближняго своего при всяком случае стараться духовно упользовать. Все бо мы друг другу члены и братия есмы. 5) В сей наипаче день от имения уделить милостыню для бедных, или для содержания других лиц, а именно: содержать со удовольствием духовенство, служителей церкве, да с радостию должность свою отправляют, а не воздыхающе; достоин бо есть делатель мзды своея: давать на нужды церковныя и на сооружение, так же на строение богаделен для больных и престарелых, на содержание училищ, на принятие странных, на искупление пленных. Кто по сему поступает: тот освящает субботу Господню, и он уже в жизни сей начинает оную вечную субботу, то есть, покой, которая празднуется в блаженной жизни. Евр. гл. 4. ст. 8. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы