Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как подготовить библейскую проповедь



Джеймс Брага

Как подготовить библейскую проповедь

 

" Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его: Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием"

(2Тим.4: 1-2)

Оглавление

Вступление
Предисловие
Предисловие ко второму изданию

ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ БИБЛЕЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ

Тематическая проповедь

Текстуальная проповедь

Разъяснительная проповедь

ЧАСТЬ II. ТЕХНИКА СОЗДАНИЯ ПРОПОВЕДИ

Структура проповеди

Название

Введение

Посылка

Разделы

Обсуждение

Иллюстрация

Применение

Заключение

Краткий обзор всего материала

Вступление

Если христианская церковь хочет поддержать активное свидетельствование о Боге у нынешнего поколения, а верующие в Христа - духовно вырасти и стать зрелыми и эффективно работающими христианами, то наиважнейшей задачей пасторов, учителей и других руководителей церкви становится обращение внимания на " чистое словесное молоко" посредством проповедей, основанных на Библии и посвященных Библии.

Поэтому я с удовольствием представляю христианскому читателю прекрасный труд Джеймса Браги " Как подготовить библейскую проповедь".

Эта книга не является обычным справочником, описывающим типы проповедей и содержащим пусть лучшие, но схематичные указания, как одному или нескольким людям шаг за шагом составить проповедь.

В книге два больших раздела. В первом Вы найдете определение и обсуждение трех основных типов проповеди - тематической проповеди, текстуальной и разъяснительной - с их основными принципами и примерами, предназначенными для изучения будущими проповедниками.

Второй раздел посвящен механизму построения проповеди, который включает в себя гомилетическую сторону, выбор названия, вступление, план, деление на составные части, обсуждение, использование наглядных пособий, применение к жизни и заключение.

Основные принципы, описанные в книге, выделены и интересно проиллюстрированы, так что данное пособие, безусловно, будет полезно для начинающих проповедников.

Сборник упражнений в конце каждой главы позволит использовать книгу как на занятиях в классе, так и при индивидуальном обучении.

При прочтении книги очень скоро возникает впечатление, что этот труд отражает длительное изучение Библии в сочетании с глубоким преклонением перед священностью задачи и желанием помочь Божиим людям понять и использовать святые истины Писания. С 1949 года мы с автором этой книги преподаем Библию на факультете нашей школы. За эти годы мы стали друзьями и я глубоко уважаю его как внимательного исследователя Библии, чья жизнь и деятельность является подлинным благословением для всех нас. Его труд заслуживает внимания всех, кто стремится улучшить свои навыки в подготовке библейской проповеди.

Портленд, Орегон
3 июня 1968 г.
Тед Л.Бредли
Малтномахская школа изучения Библии

Предисловие

В связи с изучением темы составления плана проповеди я бы рекомендовал использовать Библию, в которой каждый стих выделен в отдельный параграф, тематическую Библию (например, издания Нейва), полный указатель библейских изречений и книгу " Богатство библейского знания" Студент волен в выборе справочной литературы, однако основная работа должна производиться при помощи Писания. Категорически не рекомендуется заимствовать тезисы для проповеди из справочной или учебной литературы, следует вырабатывать свои. Это может сначала показаться сложным и утомительным занятием, но по мере овладения материалом, изложенным в книге, начинающий проповедник будет чувствовать себя все увереннее в подготовке проповеди на гомилетической основе.

Когда-то надо начинать, начинать настойчиво, и главное, с чего следует начинать в подготовке проповеди, - это сердце проповедника. Никакие знания, никакое обучение, никакие природные способности не смогут заменить пылкого, покорного, преданного сердца, жаждущего общения с Богом. Только человек, живущий с Иисусом Христом в сердце, может вдохновить других на истинную веру. Такой человек будет проводить все свое время в беседах с Христом, день за днем, постепенно и неторопливо создавая свой союз с Богом и Словом Божиим.

Проповедником должен быть человек, познавший искусство священной войны на собственном опыте, преклонив колени. Подобно Даниилу, он должен иметь привычку к молитве и находить время для нее, а точнее - проводить все свое время в регулярной каждодневной молитве. Тогда его проповеди будут не результатом интеллектуальных упражнений, но истинными небесными посланиями, явившимися ему в ответ на молитву. И.М.Баундс, великий проповедник, произнес истину: " Молитва вкладывает проповедь в сердце проповедника, молитва вкладывает сердце проповедника в проповедь".

Человек, проповедующий Библию, должен быть слугой Библии. Он должен изучать Писание не только для того, чтобы донести его смысл до прихожан. Он должен жить этой Книгой. Слово Божие должно стать его пищей. На протяжении всей жизни он должен регулярно и упорно изучать Библию. Он должен впитать ее в себя, чтобы она завладела сердцем и душой, чтобы он мог сказать, подобно Иеремии: " Но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и - не мог" (Иер.20: 9).

Так пусть Бог пошлет нам сегодня, в дни необычайной нужды, человека Божьего, любящего Господа нашего Иисуса Христа беззаветно, который проповедовал бы Слово Божие и который мог бы увлечь людей и повести их за собой.

Джеймс Брага

" Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого - Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? Говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? "

(Иер.23: 28-29).

Предисловие ко второму изданию

Со дня опубликования первого издания прошло 13 лет. Книга была написана в дни моей активной преподавательской и проповеднической деятельности. После ее выхода в свет я понял, что некоторые главы требуют пересмотра и дальнейшей разработки.

На протяжении длительного времени я стремился заняться необходимой доработкой отдельных глав и дополнениям к этой книге. И вот, наконец, мне представилась такая возможность, в чем я усматриваю благословение Господа.

Три первые главы изначально предназначались для того, чтобы обучить начинающих богословов некоторым простейшим принципам планирования тезисов проповеди без учета сложностей формулировки суждений и иных специфичных гомилетических тонкостей. Я решил пересмотреть этот подход; поэтому вместо многочисленных поправок содержания I части книги я добавил несколько тем, которые, на мой взгляд, сделают подготовку проповеди проще и интереснее для студентов. В то же время я надеюсь, что новые положения книги будут полезны и более опытным специалистам при подготовке церковной службы по различным библейским текстам.

Хотелось бы обратить внимание на то, что методы подготовки проповеди, изложенные в этой книге, не являются единственно правильными. Существует множество способов, коими можно донести библейские истины до людей. В соответствии с поставленной перед собой целью проповедник должен помнить, что при подготовке службы следует определить, какой метод в данном случае будет наиболее эффективным. Какой бы метод ни был выбран, проповедь должна быть простой и ясной, чтобы всем было понятно, о чем говорит Бог устами проповедника. Только тогда проповедник может стать достойным преемником левитов времен Ездры и Неемии, которые " и читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное" (Неем.8: 8).

Я с молитвой отдаю это издание книги на суд Божий, чтобы Господь вдохновил ею рабов Своих на изучение подготовки посланий Слова Божьего.

Портленд, Орегон
31 июля 1981 г.
Джеймс Брага

ЧАСТЬ I.

Тематическая проповедь

Классификация проповедей

Существует множество типов проповедей и множество методов их классификации. Пытаясь классифицировать типы проповедей, авторы гомилетических трудов используют различные определения, и многие из них совпадают. Одни авторы классифицируют проповеди по их теме или содержанию, другие - по структуре, третьи - по принципу психологического воздействия на аудиторию. Существуют и иные методы классификации, но наипростейший из них - это разделение на тематические, текстуальные и разъяснительные проповеди. Мы будем изучать подготовку библейских посланий, опираясь на эти основные три типа.

Пример тематической проповеди

Для лучшего понимания данного определения давайте рассмотрим простейшую схему тематической проповеди.

Возьмем для примера следующую тему: причины безответных, молитв. Обратите внимание, что мы обратились не к тексту Библии, а к одной из тем. Исходя из выбранного предмета обсуждения, мы должны составить основные тезисы. Для этого нужно определить, в каких главах Библии говорится о причинах безответных молитв.

Размышляя и вспоминая различные библейские отрывки, относящиеся к нашей теме, мы сможем назвать следующие стихи, объясняющие, почему наши молитвы иногда остаются без ответа: Иакова 4: 3, Псалом 65: 18, Иакова 1: 6-7, Матфея 6: 7, Притчи 28: 9 и 1 Петра 3: 7. Здесь неоценимую помощь могут оказать библейские справочные издания, полный указатель библейских изречений, тематическая Библия и иные издания.

С помощью справочной литературы мы находим следующие причины того, почему иногда молящийся не получает ответа от Бога:

I. Просьба материальных благ (Иак.4: 3).

II. Грех в сердце (Пс.65: 18).

III. Сомнения в Слове Божием (Иак.1: 6-7).

IV. Многословие (Мф.6: 7).

V. Непокорность Слову (Пр.28: 9).

VI. Недостойное поведение в супружестве (1Пет.3: 7).

Таким образом, мы имеем схему тематической библейской проповеди, где каждый тезис основывается на теме безответных молитв и каждый тезис подкреплен номером стиха Писания, в котором об этом сказано.

Единство мысли

Как можно заметить, в приведенном примере тематической проповеди содержится одна основная мысль. Иными словами, все тезисы имеют отношение только к одной теме, а именно - к теме безответных молитв. Можно привести и другие понятия, имеющие отношение к молитве, как то: значение молитвы, важность молитвы, сила молитвы, способ молитвы, результат молитвы. Однако, исходя из определения тематической проповеди, мы должны выстраивать схему выступления на базе основной темы. Такие положения, как значение молитвы и важность молитвы, должны быть опущены, ибо наша тема ограничивает нас разъяснением причин того, почему молитвы иногда остаются без ответа.

Разнообразие тем

В Писании содержатся наставления по всем аспектам человеческой жизни и деятельности. Там также говорится о благодати Божией как явленной в определенный момент конкретному человеку, так и вечной. Таким образом, Библия является неистощимым источником тем, которые могут быть использованы проповедником применительно к любому состоянию и положению, в котором может оказаться человек. Постоянно и пытливо изучая Писание, христианин обогатит свою душу драгоценными самородками божественных истин и сможет поделиться своим духовным богатством с другими, чтобы и они могли обладать вечными ценностями.

В огромном разнообразии священных знаний мы можем найти такие темы: влияние добра; ошибки святых; благословение через страдание; результаты неверия; божественное отпущение грехов, формирующее характер; воля Христа; христианское восхищение; дьявольская ложь; отличительные признаки христиан; неудачи, которые нам препятствуют; слава небесная; оковы души; лекарство от духовных болезней; христианские ценности; библейские концепции воспитания детей; важность христианской службы.

Следующие страницы этой главы покажут студентам, как составить схему основных тезисов тематической проповеди. При рассмотрении этих тезисов читатель увидит, что каждый из них не только относится к определенной теме или сюжету, но и имеет название, отличное от основной темы. Определения предмета, сюжета, темы и названия вы найдете в главе 5. В данный момент мы рассматриваем понятия предмета, сюжета и темы как синонимичные. Название же, данное всей службе, должно заинтересовать слушателя, привлечь его внимание.

Выбор темы

Принимаясь за тематическое изучение Библии, студент обнаружит такое разнообразие тем, что у него могут возникнуть затруднения, какую из них выбрать для проповеди. Если мы хотим узнать, какой теме отдать предпочтение, мы должны обратиться за наставлением к Богу. Решение придет к нам во время молитвы и размышлений о Слове Божием.

На выбор темы могут повлиять и другие факторы. Например, проповедь будет произнесена по особому случаю. Определенные настроения прихожан также могут указать на необходимость или желательность той или иной темы в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

Хотя тематическая проповедь не опирается на текст Писания непосредственно, цитата из Библии может стать хорошим началом для составления схемы проповеди. Например, в Послании к Галатам 6: 17 говорится: " Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем". Остановимся на словах " я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем". Для сравнения приведем иной перевод этих строк из Новой Американской Стандартной Библии: " я ношу знаки Господа Иисуса на теле моем". Не вызывает сомнений, что Павел имеет в виду шрамы от ран, нанесенных ему его преследователями за веру, шрамы, являющиеся доказательством того, что он навечно принадлежит Иисусу.

Небиблейские источники повествуют о том, что во времена, когда Павел писал эти строки, существовал обычай клеймить не только животных, но и людей - след от раскаленного железа оставался на теле навсегда. По меньшей мере, три класса людей имели подобные шрамы: рабы, клейменные хозяином; воины, которые иногда ставили себе клеймо с именем полководца, ими командовавшего, в качестве символа преданности его делу; жрецы, живущие в храмах, посвященных божествам, которым поклонялись.

Получив эту информацию, можно составить тезисную схему тематической проповеди:

Название: " Знаки Иисуса".

Тема: Постоянные признаки верного христианина.

I. Подобно рабам, преданные христиане носят на теле своем знаки хозяина, которому они принадлежат (1Кор.6: 19-20; Рим.1: 1).

II. Подобно воинам, преданные христиане носят на теле знаки верности повелителю, которому они служат (2Тим.2: 3; 2Кор.5: 15).

III. Подобно жрецам, преданные христиане носят знаки божества, которому они поклоняются (Флп.1: 20; 2Кор.4: 5).

Основные принципы составления плана тематической проповеди

План может являться анализом темы.

Чтобы произвести анализ темы, мы должны выделить ее составные части таким образом, чтобы каждый тезис являлся этапом раскрытия этой темы. Для примера рассмотрим тему дьявола в Библии, в качестве названия выберем " Наш злейший враг сатана".

Тему можно проанализировать следующим образом:

 

Название: " Наш злейший враг сатана".

Тема: Основные библейские сведения о сатане.

I. Его происхождение (Иез.28: 12-17).

II. Его низвержение (Ис.14: 12-15).

III. Его власть (Еф.6: 11-12; Лук.11: 14-18).

IV. Его действия (2Кор.4: 4; Лук.8: 12; 1 Фес.2: 18).

V. Его судьба (Мф.25: 41).

Если опустить второй пункт этого плана, мы не сможем провести удовлетворительного анализа, так как отсутствовал бы один из основных тезисов темы. Однако возможно, что при дальнейшем изучении библейской темы дьявола к этому плану добавится еще несколько пунктов. Обратите внимание, что в соответствии с предыдущим правилом все тезисы находятся в логическом порядке.

Вероучительная проповедь

Тематическое изучение Библии идеально подходит к подготовке к вероучительной проповеди. Выбранная богословская позиция дополняет тему. Можно ограничить тему одним аспектом богословской доктрины. Например, в качестве темы проповеди можно взять значение искупления людских грехов Иисусом и выбрать несколько ключевых стихов для составления плана. Но если мы будем проповедовать истину целиком, в соответствии с вероучением, необходимо изучить все содержание Библии и найти все упоминания принципов данного вероучения. Проанализировав каждый из принципов в соответствии с контекстом, мы сопоставим, изучим и классифицируем результаты наших изысканий и, таким образом, получим солидную библейскую основу для наших выводов.

Заключение

Мы еще далеко не исчерпали тему подготовки тематической проповеди, но студент, внимательно изучивший эту главу, очевидно, уже освоил основные принципы составления плана тематической проповеди, изложенные в ней.

Упражнения

1. Составьте план проповеди по одной из тем, перечисленных в главе " Разнообразие тем". Убедитесь, что каждый пункт вашего плана раскрывает тему и обоснован библейскими цитатами.

2. Составьте план проповеди по выбранной вами теме, каждый пункт обоснуйте текстом Библии. Следите за соблюдением принципов, изложенных выше.

3. Найдите значимое слово или выражение, неоднократно встречающееся в Новом Завете, и составьте план проповеди на основе этого слова или выражения.

4. Подберите одну обширную тему и 6 подходящих к ней названий для серии проповедей. Составляя список этих названий, подумайте над максимально эффективным порядком их расположения. Составьте план одной из проповедей серии.

5.В соответствии с правилом четырех основных принципов подготовки тематической проповеди составьте план тематической проповеди " Ценности Бога", в котором пункты будут представлять собой сравнение детей Бога и ценностей Бога.

6. Изучите Послание к Филиппийцам и составьте список пяти фундаментальных тем. Составьте тематический план одной из проповедей на какую-либо из этих тем.

7.При помощи приложений к Библии произведите анализ слова " прощать".

Текстуальная проповедь

Определение

Принимаясь за изучение текстуальных планов проповеди, надо отметить, что они значительно отличаются от тематических планов проповеди. В тематической проповеди определяющим пунктом являлась тема, в текстуальной же проповеди мы основываемся на тексте. Обратите внимание на определение текстуальной проповеди: Текстуальная проповедь - это проповедь, составные части которой основываются на тексте, представляющем собой небольшой библейский отрывок. Каждая составная часть ее служит указанием, а текст составляет тему проповеди.

В соответствии с этим определением, основные пункты плана текстуальной проповеди берутся непосредственно из текста. В этом отношении пункты плана должны строго находиться в рамках текста.

Текст может представлять собой строку из библейского стиха или целый стих, или даже 2-3 стиха. Некоторые авторы трудов по гомилетике не ограничивают размеры текста для текстуальной проповеди, но мы возьмем за правило не использовать для одной проповеди более трех библейских стихов.

Вторая часть определения гласит, что каждый тезис, составленный на основе текста, служит " указанием". Это значит, что пункты плана предназначены для указания, какие положения будут упомянуты в проповеди. Иногда текст столь многозначен и насыщен, что можно пропустить некие истины и утверждения, способные помочь раскрытию темы проповеди. Иногда, чтобы раскрыть названную тему, необходимо обратиться к иным библейским отрывкам. Иными словами, основные пункты плана текстуальной проповеди Должны быть составлены на основе текста, но логическое развитие этих тезисов может опираться как на этот текст, так и на другие библейские отрывки.

Далее в определении говорится, что " текст составляет тему проповеди". Это и есть основное отличие от тематической проповеди, где мы начинаем работать, исходя из темы или сюжета. В данном случае мы будем начинать наш анализ с изучения текста, где и указаны основные идеи проповеди.

Примеры планов текстуальной проповеди

В качестве первого примера обратимся к тексту книги Ездры 7: 10, где говорится: " Потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде".

Внимательно изучив этот отрывок, мы заметим, что стих посвящен целям жизни Ездры; таким образом, можно составить следующий план:

I. Он посвятил себя изучению Слова Божьего (" Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень" ).

II. Он посвятил себя исполнению закона Божьего (" и исполнять его" ).

III. Он посвятил себя обучению закону Божиему (" и учить в Израиле закону и правде" ).

Подходящей темой в данном случае будет изучение целей жизни Ездры.

Каждый наш тезис, в соответствии с определением, будет " служить указанием", то есть определять то, что следует рассказать о выбранном тексте.

В первой части проповеди мы будем говорить о цели Ездры изучать Слово Божие. Однако в Ездры 7: 10 не содержится достаточно информации для раскрытия первого тезиса плана, значит, нам надо найти другие библейские источники для нашей проповеди.

Изучив контекст Ездры 7: 10, мы увидим, что в 6м стихе той же главы говорится: " Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев". В стихах 11, 12 и 21 также говорится, что Ездра был " учителем закона Бога небесного". Далее, стихи 14 и 25 указывают на то, что познания Ездры в области закона Божьего были признаны даже Артаксерксом, царем Персии. Таким образом, мы узнаем, что Ездра имел глубокие знания закона Божьего, но не был удовлетворен своими знаниями и посвятил себя более глубокому изучению закона. И делал он это, несмотря на соблазны и безнравственность, царившие в верховном суде, где он, как известно, занимал высокое положение.

Читая Слово Божие, включающее исторические книги и Псалтирь, Ездра, безусловно, получал глубокие впечатления. В книге Иисуса Навина 1: 8 он мог прочитать: " Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно". В Притчах 8: 34-35 он прочитал: " Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа". Затем, в Иеремии 29: 13, он мог прочитать призыв Бога к нему: " И взыщите Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим". Наверняка подобные отрывки запали в душу " учителю закона Бога небесного совершенному" из Вавилона и вдохновили его, со всеми его знаниями закона Божьего, искать всем сердцем более сокровенные знания.

Сравнив вышесказанное с первым тезисом, можно вывести два подпункта. Обратите еще раз внимание на первый основной пункт плана " Он посвятил себя изучению Слова Божьего" и проследите, как ход нашей мысли привел нас к подпунктам, то есть к тому, что мы еще можем сказать по первому тезису:

1. Он сделал это, несмотря на высокое положение в суде.

2. Он стремился к познанию всем сердцем.

Второй основной пункт плана по Ездры 7: 10 гласит: " он посвятил себя исполнению закона Божьего". В соответствии с определением текстуальной проповеди второй пункт плана служит указанием, чему следует уделить внимание при раскрытии этого тезиса. Итак, мы должны обсудить исполнение Ездрой закона Божьего; таким образом, можно предложить следующие подпункты:

1. Посвятил себя исполнению закона Божьего с готовностью.

2. Посвятил себя неукоснительному исполнению закона Божьего.

3. Посвятил себя постоянному исполнению закона Божьего.

В Ездры 7: 10 ничего не говорится о том, кто и как должен был исполнять волю Бога. Это можно узнать из других частей книги Ездры, особенно из глав 8 и 9.

В третий пункт плана, в котором говорится о том, что Ездра посвятил себя обучению закону Божиему, можно выделить следующие подпункты:

1. Он обучал с душевной радостью.

2. Он обучал Божий народ.

В тексте не говорится о том, что Ездра учил Слову, чтобы объяснить всем его смысл, это станет ясным при прочтении книги Неемии 8: 5-12.

Записывая план проповеди по Ездры 7: 10 полностью, мы еще яснее понимаем, что каждый основной пункт этого плана служит указанием. Подпункты представляют собой дальнейшее развитие идеи, указанной в основном тезисе, но материалы, используемые для раскрытия темы, имеют отношение к другим библейским отрывкам.

 

Название: " Тот, кто ставит главное на первое место".

Предмет: Цель жизни Ездры.

Заключение

Завершая изучение текстуальных проповедей, давайте составим еще один план. План проповеди на основе 2 Коринфянам 5: 21, где говорится: " Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом". Читатель заметит, что, в соответствии с определением текстуальной проповеди, основные тезисы основаны непосредственно на тексте, а подпункты могут основываться на других источниках.

Название: " Спаситель грешников".

Предмет: Основные черты нашего Спасителя.

I. Совершенный Спаситель.

1. Он никогда не грешил против Бога и людей (Ин.18: 38; 19: 4, 6; Мф.27: 3-4; 1Пет.2: 22).

2. Он внутренне и внешне совершен (Мф.17: 5; Евр.10: 5-7; 1Пет.1: 19).

Упражнения

1. Подготовьте план текстуальной проповеди по 1 Посланию к фессалоникийцам 2: 8 с указанием названия, темы, основных тезисов. В этом плане и во всех последующих не забывайте указывать номера библейских стихов, использованных вами.

2. Подготовьте план текстуальной проповеди по Посланию к Титу 2: 11-13 с указанием названия, темы, основных тезисов. Как было указано выше, каждый тезис должен быть подкреплен цитатой из Библии с указанием номера стиха.

3. Подберите текст сами и, используя принцип многостороннего подхода, составьте планы двух проповедей на основе одного текста. Выпишите выбранный вами текст и укажите название, тему, основные тезисы каждого плана.

4. Используя только вторую часть стиха 7 из псалма 50 в качестве текста, составьте по нему план с названием, темой и основными тезисами.

5. Подберите подходящий библейский текст (не более трех стихов) для каждой проповеди к следующим случаям:

1) Новогодняя проповедь.

2) Воскресная проповедь.

3) Проповедь на панихиде.

4) Воскресная проповедь.

5) Проповедь по случаю крещения.

6) Миссионерская проповедь.

7) Проповедь на встрече молодежи.

Выпишите все тексты по порядку и подберите к ним подходящие названия.

6. Составьте план по тексту книги пророка Даниила 6: 10, указав название, тему и тезисы.

7. В Бытии 39: 20-21 допущено намеренное противопоставление между стихами 20 и 21. Составьте план проповеди, подобрав название, тему и тезисы.

8. В первой части Исхода 33: 11 читаем: " И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим", а во Второзаконии 34: 10: " И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу". Соединив эти отрывки в единый текст, составьте план проповеди, подберите название, тему, тезисы.

9. В этой главе приведены названия четырех проповедей серии " Хвала недругов Иисуса". Перепишите эти названия и найдите в Библии еще три " хвалы", перепишите их тоже и подберите название к каждому тексту.

10. Назовите пять текстов, на основе которых можно составить серию проповедей для собрания прихожан. Процитируйте каждый текст полностью и подберите подходящие названия. Составьте текстуальный план первой проповеди этой серии, подберите к ней название, тему и тезисы.

Разъяснительная проповедь

I. Поиски Закхея (ст. 1-4).

1. Способ осуществления (ст. 1).

2. Результаты (ст. 2-4).

Библейская беседа.

Библейская беседа - это последовательное толкование какого-либо отрывка из Писания, которое объясняет каждый стих и каждое предложение и показывает связь с действительностью. Обычно библейская беседа не имеет структуры проповеди, а состоит из ряда не связанных между собой замечаний к тексту, в ней не предпринимаются попытки установить связь между отдельными частями текста или между текстом в целом и его какой-либо частью, то есть она не имеет структурного единства или структурной связи.

Экзегетическая лекция.

Экзегетическая лекция - это подробное толкование смысла текста, имеющее логическую упорядоченность и практическое применение или не имеющее таковых. Важно, чтобы составитель проповеди мог найти экзегетический подход к изучению Слова Божьего. Однако для прихожан важен не процесс исследования, а его результат. Экзегезис извлекает скрытый смысл отрывка, разъяснение раскрывает этот смысл в необходимой и эффективной последовательности.

Ряд исследователей, пишущих о гомилетике, весьма язвительно отзывается об использовании библейской беседы и экзегетической лекции. Однако некоторые проповедники, повидимому, обладают даром находить в тексте именно те стороны, которые требуют пристального внимания и разъяснения, поэтому их обращения, хотя и состоящие лишь из не связанных между собой небольших проповедей, являются большим благословением для народа Божьего.

Основные принципы составления разъяснительных планов

I. Жалость Иисуса (ст. 14).

1. Проявившаяся в Его интересе ко множеству людей (ст. 14).

2. Проявившаяся в Его служении множеству людей (ст. 14).

III. Сила Иисуса (ст. 19-21).

1. Продемонстрированная в насыщении множества людей (ст. 19-21).

2. Проявившаяся посредством служения учеников (ст. 14-21).

А сейчас мы трактуем этот отрывок с точки зрения Христа как удовлетворителя наших потребностей:

Название: " Смотрите на дела Божии".

I. Вызов вере (ст. 14-16).

1. Причина вызова (ст. 14-15).

2. Сущность вызова (ст. 16).

II. Работа веры (ст. 17-19).

1. Первое проявление веры (ст. 17-18).

2. Второе проявление веры (ст. 19).

I. Пастырь овец (ст. 1).

1. Божественный Пастырь (ст. 1).

2. Личный Пастырь (ст. 1).

III. Надежды овец (ст. 6).

1. Светлые надежды в этой жизни (ст. 6).

2. Благословенные надежды на грядущее (ст. 6).

 

Название: " Хождение путями любви".

Текст: Ефесянам 4: 31-5: 2.

Предмет: Истинный христианский характер.

I. Вера (1: 1 - 2: 16).

1. Основанная на Слове Божием (1: 2-5, 9-10; 2: 13).

2. Помогающая верующим не сгибаться перед лицом испытаний (1: 6; 2: 14-16).

II. Любовь (2: 17 - 4: 12).

1. Проявляемая верующим к старшим по вере (3: 6).

2. Проявляемая верующими друг к другу (3: 12; 4: 9-10).

III. Надежда (4: 13 - 5: 28).

1. Основанная на возвращении Господа в Свои владения (4: 13-18; 5: 9-10, 23).

2. Стремящаяся к воссоединению с ранее ушедшими любимыми (4: 13-18).

 

В Иоанна 12: 41 мы читаем, что Исаия " видел славу Его [Иисуса] и говорил о Нем". Эта фраза из Евангелия от Иоанна привлекает наше внимание к книге Исаии, по которой мы строим следующий основной план:

Название: " Наблюдая славу Христа".

Предмет: Предсказания в книге Исаии, касающиеся Христа.

I. Мы видим Его в тайне Его воплощения (7: 14; 9: 6).

II. Мы видим Его в чуде Его божественности (9: 6).

III. Мы видим Его в скромности Его служения (42: 1-7; 49: 5- 6; 50: 4-10; 52: 13; 53: 12).

IV. Мы видим Его в агонии Его заместительной жертвы (52: 13 - 53: 12).

V. Мы видим Его в славе Его грядущего царства (11: 1-16; 59: 20 - 66: 24).

Заключение

Учитывая сказанное в этой главе, мы имеем все основания утверждать, что разъяснительный метод - это в каком-то смысле простейший метод составления проповедей. Это можно объяснить тем, что все материалы, необходимые для составления проповеди, содержатся в разъясняемом отрывке и проповедник должен только следовать за текстом.

Но у разъяснительного проповедования есть и другие преимущества. В отличие от других видов проповеди оно гарантирует лучшее знание Писания со стороны как проповедника, так и слушателей. Более того, как сказал доктор Джеймс М.Грей: " В разъяснительных проповедях обязательно бывает больше чистой библейской истины и библейского взгляда на вещи", а еще они помогают проповеднику включать в свои сообщения многие практические указания, которые в ином случае могли бы показаться слишком личными и неуместными.

Есть и еще одно важное преимущество. Учащийся, который обретает способность к разъяснению Слова Божьего, по мере своего совершенствования все отчетливее сознает, что разъяснительное проповедование не раз предоставляет возможность сказать о библейском отрывке то, что в ином случае никогда не прозвучало бы в его проповедях.

Упражнения

1. Назовите, указывая номера стихов, количество разъяснительных блоков в Филиппийцам 4 и скажите, что, по вашему мнению, является в каждом из них основной мыслью.

2. Составьте план разъяснительной проповеди по 1 Коринфянам 3: 1-8, написав название, тему и главные пункты отрывка. Укажите стихи, соответствующие каждому из главных пунктов.

3. Составьте план биографической проповеди о Мариамь, сестре Моисея (учтите все библейские ссылки о ней, включая Исход 2: 1-10). Напишите название, тему и главные пункты и укажите стихи, соответствующие каждому из главных пунктов.

4. Сформулируйте план на материале Чисел 21: 4-9, используя некоторые из подразумеваемых этим отрывком истин в качестве главных пунктов. Запишите название и предмет текста.

5. Выберите два-три не очень коротких и не очень длинных, связанных между собой отрывка из различных мест Писания, и используйте их в качестве основы для плана разъяснительной проповеди. Укажите название, тему и главные пункты, рядом с которыми запишите соответствующие им стихи.

6. Пользуясь методом множественного подхода, составьте план проповеди по Луки 19: 1-10, выбрав для него основную мысль, отличную от приведенной в этой главе. Укажите название, тему и главные пункты, приведите стихи, на которые опираются главные пункты.

7. Самостоятельно выберите разъяснительный блок и составьте два различных плана разъяснительной проповеди по одному отрывку. Укажите тему и главные пункты каждой проповеди.

8. Выберите пять отрывков средней длины, связанных между собой, и дайте названия пяти проповедям цикла. Составьте разъяснительный план для первой проповеди.

9. Приведите пять названий проповедей о жизни Иосифа, опирающихся на Бытие 37 - 50. Укажите разъяснительные блоки, соответствующие каждой проповеди, и сформулируйте разъяснительный план для первой из них.

10. Внимательно изучите Послание Иуды и приведите названия, по меньшей мере, трех проповедей цикла по этому посланию. Изложите первую из них в виде разъяснительного плана с предметом и главными пунктами.

ЧАСТЬ II.

ТЕХНИКА СОЗДАНИЯ ПРОПОВЕДИ

" Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины"

(2 Тим. 2: 15).

Структура проповеди

Название проповеди

Текст: «…….»

Введение

1. __________


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  3. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  4. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  5. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  6. III. Презрение как заколдованный круг .
  7. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  8. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  9. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  10. Role-Play(сокращение RP) - реальная игра, реальное поведение, как в жизни, игра по ролям.
  11. VI.3.3. Наследственная патология как результат наследственной изменчивости
  12. А как же незаменимые аминокислоты?


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1495; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.125 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь