Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Главные разделы следует располагать в определенной последовательности.
Помимо того, что каждый главный раздел должен способствовать развитию посылки, разделы следует располагать так, чтобы показать последовательность рассуждений. Их порядок может быть тем или иным в зависимости от разных факторов, но определенная последовательность все же должна существовать. У проповедника может возникнуть желание изложить материал в хронологическом порядке или же он может расположить его в соответствии с географическим или пространственным положением. С другой стороны, проповедник может сформулировать разделы, руководствуясь логикой текста, и расположить их в порядке значимости, идя от причины к следствию и от следствия к причине, или же сравнивая и противопоставляя их. Если в качестве разделов выступают утвердительные и отрицательные предложения, то следует помнить, что обычно утвердительные должны следовать за отрицательными. В плане разъяснительной проповеди лучше всего следовать общей логике отрывка, но это не всегда необходимо. Прочтите отрывок из Луки 15: 25-32, а затем отметьте, что главные пункты в плане проповеди " Фарисей: вчера и сегодня" в главе 7 не следуют структуре текста, но, тем не менее, изложены в соответствующей форме. План проповеди можно составить таким образом, чтобы каждый Раздел начинался со слов: " кто", " чей", " кого", " что", " который", " как", " почему", " когда", " где". Вот пример подобного плана: Название: " Жизнь в изобилии". Текст: Римлянам 15: 13 Посылка: Жизнь в изобилии во Христе доступна каждому верующему. Вопросительное предложение. Что говорится в тексте об этой жизни в изобилии? Предложение-связка. Римлянам 15: 13 открывает нам некоторые факты о жизни в изобилии, которая доступна каждому верующему. I Откуда она берется: " Бог же надежды да исполнит вас". II Из чего она состоит: " Исполнит вас всякой радости и мира". III. Как мы можем обрести ее: " В вере". IV Зачем она нужна нам: " Дабы вы... обогатились надеждою". V Как мы можем прожить ее: " Силою Духа Святого". Одним из вариантов такого плана может быть проповедь, в которой каждый раздел является вопросом. Используя тот же текст, Римлянам 15: 13, мы можем расположить пункты плана следующим образом: Название: " Жизнь в изобилии". Текст: Римлянам 15: 13. Посылка: Жизнь в изобилии во Христе доступна каждому верующему. Вопросительное предложение: На какие вопросы верующего, желающего насладиться этой жизнью, отвечает данный стих? Предложение-связка: В Римлянам 15: 13 мы можем найти ответ на пять вопросов о жизни в изобилии. I Откуда она берется? II Из чего она состоит? III Как мы можем обрести ее? IV Зачем она нужна нам? V Как мы можем прожить ее? Начинающие проповедники нередко составляют планы такого рода, но читатель заметит, что мы не использовали этот тип структуры проповеди в предыдущих главах, так как не хотим поощрять частое употребление подобной формы проповеди. Несмотря на то, что она разумна и допустима, проповедник, использующий ее слишком часто, испытывает определенные трудности в поддержании интереса у своих слушателей. Если посылка включает в себя высказывание, требующее подтверждения или доказательства, то главные разделы должны давать исчерпывающие доказательства или настойчивое подтверждение той позиции, которую проповедник предлагает в своем тезисе. В проповеди такого типа, где посылка требует подтверждения или доказательства, слушатели имеют право надеяться, что проповедник приведет соответствующие причины или аргументацию своей позиции. Недостаточные свидетельства или доказательства оставляют проповедь незаконченной и могут произвести неблагоприятное впечатление на слушателей. При таком стечении обстоятельств важно, чтобы все разделы, необходимые для развития проповеднической идеи, были включены в проповедь. Подумайте над таким планом: Название: " Повсеместное миссионерское предназначение церкви". Посылка: Фундаментальные предпосылки миссионерского предназначения церкви накладывают на нее серьезные обязательства. Вопросительное предложение: Какие фундаментальные предпосылки миссионерского предназначения церкви приведены в Писании? Предложение-связка: В Писании приведены две фундаментальные предпосылки миссионерского предназначения церкви. I Все люди одинаково нуждаются в Спасителе (Рим 5: 1-2). II Бог задумал спасение для всех людей (Ин.3: 16). Не упоминая о великом поручении, которое Христос дал Своим ученикам, чтобы они провозглашали Благую Весть о спасении всех людей, мы не можем полностью раскрыть посылку, потому что повеление, данное Христом Своим слугам, проповедовать Евангелие всякой твари несомненно является одним из главных библейских оснований для повсеместной миссионерской деятельности. Поэтому предложение-связка должно выглядеть так: " В Писании приведены три фундаментальные предпосылки миссионерского предназначения церкви", а третьим главным разделом должно стать: III Бог повелел нам проповедовать Евангелие всякой твари (Мк.16: 15). В каждом главном разделе должна содержаться одна основная идея. Ограничение каждого главного раздела одной идеей позволяет обращаться с каждым разделом как с независимым блоком; таким образом все, о чем говорится в этом разделе, концентрируется вокруг одной основной идеи. Следовательно, было бы неправильно говорить в одном разделе о смысле и силе истины, потому что они представляют собой два разных направления мысли, которые нужно рассматривать по отдельности. Формулировки главных разделов не должны быть двусмысленными, а сами разделы должны быть так связаны с вопросительным предложением и предложением связкой, чтобы вместе с ними выразить законченную идею. Все главные разделы необходимо сформулировать так, чтобы слушатели могли сразу понять их смысл. Чтобы добиться этого, проповедник должен быть уверен, что когда он соединяет вопросительное слово и предложение-связку с соответствующим главным разделом, все вместе они выражают законченную идею. В том плане, который проповедник готовил в своем кабинете и который он может взять с собой на кафедру, не следует обозначать разделы длинными предложениями. Напротив, краткие четкие утверждения более предпочтительны, чем пространные высказывания. Иногда чтобы донести до слушателей идею, овладевшую умом проповедника в данный момент, достаточно одного-единственного слова. Например, в тематическом плане по описательным заголовкам Слова Божьего основные разделы могут быть представлены в блокноте проповедника следующим образом: I Хлеб II Светильник III Молот IV Меч Однако, произнося проповедь, проповедник не должен приносить ясность в жертву краткости. Напротив, принимаясь за каждый из главных пунктов, он должен вслух произнести его в виде законченного предложения, используя для этого везде, где нужно, предложение-связку. Поэтому обратившись к плану, о котором мы только что говорили, проповедник может выразить первый главный раздел такими, к примеру, словами: " Одно из названий Слова Божьего, которое мы будем изучать сегодня, - это Хлеб". О втором разделе он может сказать: " Другое название Слова Божьего, которое мы находим в Писании, - Светильник" и так далее. Отрывок из книги Иисуса Навина 1: 1-9 дает материал для плана разъяснительной проповеди " Основы духовного руководства". Прочтите отрывок из Писания, а затем рассмотрите следующий план: Название: " Основы духовного руководства" Посылка: Человек, который является духовным руководителем, должен обладать определенными качествами. Вопросительное предложение: Что это за качества? Предложение-связка: Анализ отрывка из книги Иисуса Навина 1-1-9 открывает некоторые основы духовного руководства. I Уверенность (ст. 1-2). II Обретение (ст. 3-4). III Зависимость (ст. 5-6, 9). IV Послушание (ст. 7-8). Если читатель внимателен, то он заметит, что эти разделы не выражают мыслей, которые высказываются текстом Писания в отношении посылки. Текст не говорит о том, что основой духовного лидерства является просто уверенность. Уверенность без определения, в том виде, в котором она представлена в первом разделе, может быть понята неоднозначно. Можно посчитать, что это ссылка на уверенность Иисуса Навина в своей мудрости, уверенность в силе его армии или еще в чем-нибудь Теперь обратите внимание на следующий план, который, будучи связанным с предложением-связкой, правильно выражает истины текста, открывающие основы духовного руководства. I Уверенность в могуществе Бога (ст. 1-2). II Обретение обетовании Божиих (ст. 3-4). III Зависимость от присутствия Божьего (ст. 5, 6, 9). IV. Послушание Слову Божиему (ст. 7-8). Уже непосредственно во время проповеди проповедник объединит идею, содержащуюся в предложении-связке, с формулировкой каждого главного раздела. Например, первый главный пункт проповедник сформулирует так: " Рассматривая отрывок, который открывает нам определенные характеристики духовного лидерства, мы узнаем из первых двух его стихов, что одна из этих основ - это уверенность в Слове Божием". Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы