Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Количество главных разделов должно быть минимальным.
Мы уже говорили, что нельзя не включать в проповедь разделы, необходимые для законченного развития посылки. С другой стороны, составитель проповеди должен соблюдать осторожность, чтобы не ввести в план ненужные разделы. Как правило, он должен стремиться ограничиться наименьшим количеством разделов. Однако очевидно, что разделов должно быть не меньше двух по той простой причине, что при разделении чего-либо появляется, по меньшей мере, две части. Количество разделов в плане зависит от предмета обсуждения и содержания отрывка. Некоторые предметы требуют довольно большого количества разделов, тогда как другие можно обсуждать, используя лишь два-три раздела. При составлении плана полезно ограничить себя максимум семью главными разделами. Вообще-то говоря, трех, четырех или пяти разделов будет достаточно для развития посылки относительно текста Писания. Даже разъяснительную проповедь, основанную на длинном отрывке из Писания, в зависимости от его содержания, можно разбить на два, три или четыре главных раздела. 8. Каждую неделю нужно вносить разнообразие в план проповеди. Хотя многие проповеди имеют только три главных пункта, не следует пользоваться все время одним и тем же планом. Напротив, нужно изменять количество разделов в зависимости от содержания текста или характера рассматриваемого предмета. Во время прочтения также разумно разнообразить манеру представления разделов. Нередко к переходу от одного раздела к другому внимание привлекают, произнося вслух номер раздела. Однако вместо того чтобы использовать числительные " первый", " второй", " третий" и так далее, каждый раз представляя новый раздел, мы можем начать разговор о нем словами " начнем с того", " кроме того", " более того", " и еще" и " наконец". Другие подобные выражения проповедник легко придумает сам, переходя от посылки к первому главному разделу и от него к следующему. Нет необходимости всегда указывать порядковый номер главного раздела. Вместо этого мы можем ссылаться на посылку каждый раз, когда представляем новый заголовок. В других случаях проповедник может провести черту между разделами в сознании людей, повторив формулировку предыдущего главного раздела прежде, чем представить следующий. Существуют также определенные условия или обстоятельства, при которых бывает разумно вообще отказаться от произнесения вслух формулировок главных разделов. Не существует твердого правила, указывающего проповеднику, когда ему нужно отказаться от оглашения разделов. Иногда общий план проповеди бывает настолько очевидным, что изложение структуры плана могло бы придать проповеди механический, высокопарный вид. Неофициальная проповедь о благочестии, выступление на погребении или же ситуация, когда глубоко затрагиваются эмоции людей - вот те случаи, когда не должно сложиться впечатление, что мы читаем формальную проповедь. В таких обстоятельствах было бы разумно отказаться от изложения формулировок разделов. Главные разделы должны следовать параллельной структуре. Параллельная структура - это расположение плана в симметричной форме, то есть его разделы должным образом сбалансированы и соответствуют друг другу. Под этим подразумевается, что главные пункты проповеди следуют единой форме. Например, если название первого раздела имеет форму словосочетания, то другие разделы должны состоять из словосочетаний, а не из предложений или отдельных слов; или если первый пункт - вопрос, то и другие пункты также должны быть вопросами. Такое же единообразие должно распространяться и на акцентированные слова. Например, если первый раздел начинается с определенной части речи, то и другие разделы должны, как правило, начинаться с той же части речи. Существительным должны соответствовать существительные, предлогам - предлоги, а глаголам, - глаголы, их форма должна быть одинаковой. Таким образом, если первый пункт начинается с предлога, то каждый следующий пункт в плане должен также начинаться с предлога. Следует сказать о двух исключениях из этого общего правила. В одном случае единообразие пунктов может быть слегка нарушено. В другом - посылка может позволить проповеднику немного отойти от параллельной структуры проповеди. Эти исключения иллюстрирует следующий план, составленный по отрывку из Послания к римлянам 5: 1-11. Название: " Когда Бог оправдывает грешника". Посылка: Оправдание приносит благословенные плоды тем, кто верует. Вопросительное предложение: Какие плоды? Предложение-связка: Эти стихи говорят о плодах, приносящих оправдание тем, кто верует. I. Мир с Богом (ст. 1). II. Доступ к Богу (ст. 2). III Радость в Боге (ст. 2). IV Торжество во Христе (ст. 3-4). V Свидетельство Святого Духа (ст. 5). VI Совершенную безопасность (ст. 6-11). Посылка призывает к обсуждению плодов оправдания, и хотя последние два раздела не следуют параллельной структуре остальной части плана, они все же гармонируют с другими разделами, поскольку также являются плодами дел Божиих, направленных на оправдание человека. Некоторые проповедники идут на крайние меры, стараясь добиться симметрии плана. Используя аллитерацию, они иногда находят слова, которые соответствуют по звучанию словам из других разделов, но несколько искажают мысль, заложенную в священном тексте. Посмотрите на следующий план по псалму 22, в котором использована аллитерация: " Семь чудесных " п" в псалме 22" I Пастырство: " Господь - Пастырь мои". II Покой: " Он покоит меня на злачных пажитях". III Продвижение: " Направляет меня на стези правды ради имени Своего". IV Присутствие: " Ты со мною". V Предусмотрительность: " Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих". VI Преимущество: " Умастил елеем голову мою". VII Перспектива: " Я пребуду в доме Господнем многие дни". Подробное рассмотрение псалма 22 ясно показывает, что слово, использованное в третьем главном разделе, не соответствует мысли священного текста. Идея текста в третьем пункте - не продвижение, а водительство. Аллитерация может способствовать запоминанию проповеди и быть очень полезной для ее структуры, но проповедник должен избегать такого приема, если он искажает смысл текста. Связки Предложение-связка необходимо для плавного перехода от посылки к основной части проповеди, и для перехода от одного главного раздела проповеди к другому тоже необходимы тщательно составленные связи. У прихожанина в церкви нет письменного текста проповеди, который помог бы ему лучше воспринимать ее, единственный доступный ему способ следить за ходом мысли проповедника - это слушать то, что он говорит. Связки помогают ему в этом. Слушатель время от времени легко теряет нить обращения, особенно когда проповедник переходит от одного главного пункта проповеди к другому. В момент перехода сознание среднего слушателя начинает отставать от хода мыслей проповедника. Связка дает прихожанам понять, что священник готов перейти к следующему положению своей проповеди. Эффективная связка должна ясно показать слушателям каждый шаг развития проповеди. Кроме того, она должна подготовить их сознание и разбудить в них интерес к дальнейшему сообщению. Связку следует выражать таким образом, чтобы облегчить переход идей из одной части проповеди в другую. Резкие смены направления мыслей имеют тенденцию рассеивать внимание или запутывать прихожан, хорошая связка облегчает передачу последовательных мыслей. Так, действенная связка может соединить раздел с посылкой или с главным предложением-связкой, она может даже повторить мысль одного или нескольких разделов плана, она может вызвать у слушателя интерес к следующей мысли проповеди или же, сославшись на предыдущий главный раздел, показать переход от предшествующей мысли к следующей. Связка должна также соединять последний главный раздел проповеди с ее заключением. Один из наиболее эффективных способов составления связки заключается в использовании ключевого слова, содержащегося в главном предложении-связке (см. главу 7). Если главное предложение-связка сформулировано правильно, оно всегда содержит ключевое слово, применимое ко всем главным разделам. Каждый раз, когда проповедник приступает к очередному разделу своей проповеди, он должен иметь возможность сослаться на главное предложение-связку, воспользовавшись ключевым словом. Таким образом, если бы он использовал приведенный выше план по Римлянам 5: 1-11 со следующим предложением-связкой: " Эти стихи говорят о плодах, приносящих оправдание тем, кто верует", то ключевое слово - " плоды" - или его эквивалент применялось бы последовательно к каждому главному разделу, по мере того как проповедник рассказывал бы об одном результате оправдания за другим. Иногда связка может быть выражена даже небольшим абзацем, но обычно вполне достаточно будет одного-двух предложений или даже словосочетания. Следующий ниже план приведен в качестве примера использования связок в проповеди. Название: " Лучший Друг". Текст: Иоанна 11: 1-6, 19-44. Введение: 1. Куда бы мы ни пошли, мы везде находим одиноких людей, ищущих истинного, настоящего друга. 2. В Притчах 18: 24 говорится, что " бывает друг, более привязанный, нежели брат". Посылка: Иисус - лучший из друзей, которые только могут у нас быть. Вопросительное предложение: Какие характеристики Его указывают на то, что Он - лучший из друзей, которые могут у нас быть? Предложение-связка: Рассматриваемый отрывок открывает нам три характеристики Иисуса, указывающие на то, что Он - лучший из друзей, которые могут у нас быть. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 951; Нарушение авторского права страницы