Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Собственно богословие: учение о Боге



Собственно богословие: учение о Боге

I. ВВЕДЕНИЕ В СОБСТВЕННО БОГОСЛОВИЕ

 

A. Первостепенное значение Собственно богословия

“Важнейший вопрос, который всегда стоял перед церковью, заключается в том, Кто такой Бог; а самый важный вопрос о любом человеке заключается не в том, что он в конкретное время может сказать или сделать, но что он в глубине своего сердца думает о Боге.... Всегда решающим фактором в состояниицеркви является её представление о Боге” (А.В. Тозер, TheKnowledgeoftheHoly, 7).

 

B. Определение:

Собственно богословие – это раздел систематического богословия, которыйизучает природу и существование Бога. С целью особенно выделить изучениеБога (в отличии от изучения Иисуса Христа, Святого Духа, церкви и т.д.)термин собственно используется для определения изучения вопросов о Боге отвсего богословия в общем” (Пол П. Еннс, TheMoodyHandbookofTheology, 1997).

 

C. Основные точки зрения на существование Бога

 

a) Атеизм: вера в то, что Бога нет.

b) Агностицизм: вера в то, что не существует знания о Боге.

c) Политеизм: поклонение более чем одному богу, распределение совершенств и действий единого бесконечного Бога между ограниченными в возможностях и качествах богами.

d) Пантеизм: вера в то, что всё – это бог.

e) Деизм: вера в то, что есть один бог, который отсутствует в мире со времени его сотворения и не поддерживает с ним никаких взаимоотношений.

f) Модализм (Савеллианский унитаризм): вера в то, что Бог – это однасущность и одна личность, которая может принимать различные формы(отец, сын, дух) в разные времена в согласии со Своим планом.

g) Дуализм: вера в то, что существуют два бога, обладающие примерноравной силой, один из которых добрый, а другой злой, и вовлеченныемежду собой в вечный конфликт.

h) Бинитаризм: вера в то, что Бог Отец и Бог Сын – это две личности, обладающие одной божественной сущностью.

i) Троебожие: вера в существование трех богов и поклонение им.

j) Монотеизм: вера в единого истинного Бога и Высшее существо, но не обязательно существующего в трех лицах.

Библейская точка зрения на существование Бога:

Триединство Бога: вера в то, что Бог – это три личности в одной сущности.

 

 

D. Современный противник Собственно богословия – ОТКРЫТЫЙ ТЕИЗМ:

 

1. Бог есть любовь (Например: Ричард Райс):

a)“...любовь – это наиболее важное качество, которое мы связываем с Богом...” (Richard Rice, The Openness of God, 15).

b) “Любовь – это сущность божественной реальности, основополагающий источник, из которого проистекают все другие качества Бога. Это значит, что утверждение «Бог есть любовь» охватывает все, что только можносказать о Боге” (Openness, 21).

 

Бог НЕ является неизменным

a) Классическое представление о неизменностиБожьей природы скорее происходит изгреческой философии, чем из учения Писания.

b) Бог находиться «в процессе».

 

Бог «открыт» к будущему

a) Бог НЕ контролирует все мелочи во вселенной.

a. Грегори Бойд: “Нет единой, все в себя включающей Божьей воли, которая бы принудительно направляла все в мире...”

b. Бойд: “... ни Иисус, ни Его ученики, кажется, не считали, что Божья абсолютная власть все контролирует. Они молились о том, чтобы Божья воля была на земле, как на небе, но это подразумевает, что они считали, что Божья воля ещё не исполнилась на земле (Мф. 6: 10). Отсюда вывод, что ни Иисус, ни Его ученики не считали, что за всеми событиями истории стоит божественная цель. Скорее в их понимании космос был наполнен бесчисленным количеством свободно действующих личностей, среди которых одни – это люди, а другие – ангелы, и многие из них порочны”.

c. Бойд: “...Бог, какие бы ни были на то причины, задумал космос так, чтобы в нем не обязательно все шло Его путями...”.

b) Бог НЕ знает будущего во всей полноте.

Ричард Райс: “Бог многое знает о том, что произойдет в будущем. Он знает все, что произойдет в результате прямого влияния уже существующих факторов. Он непогрешимо знает содержание Своих будущих действий, в той мере, в какой они не связаны с решениями людей. Поскольку Богу известны все возможные варианты, Он знает все, что может произойти, и что Он может сделать в ответ в каждом случае. И Он знает конечный результат, к которому Он направляет ход истории. Что Богу не известно, так это содержание будущих решений, потому что решения не могут быть известны раньше момента их принятия”.

 

II. СУЩЕСТВОВАНИЕ И ПОЗНАВАЕМОСТЬ БОГА

 

A. Непостижимость Бога

 

Определение

" Поскольку Бог бесконечен, а мы – конечны, или ограничены, мы никогда

не постигнем Бога до конца" (Grudem, 149).

a) “ Бог – личность, существующая в вечности, свободная от всехограничений времени и пространства. В Своем существовании (илисущности) Он отличается от нас и от всего остального в сотворенноммире, и, следовательно, Он в Своей основе непознаваем” (Брэй, TheDoctrineofGod, 110).

b) Пс. 144: 3; 146: 5; 139: 6; Рим. 11: 33

Пс. 144: 3 – " Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо"

Рим. 11: 33-34 – " О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто позналум Господень? "

 

Богословское основание

a) Бог в Своей сущности отделен от человека.

b) Человек, как творение, мыслит на другом уровне.

c) У человека и Бога нет точек соприкосновения

a. В отношении сущности

b. В отношении эпистемологии (способа познания)

 

Объяснение

a) Это не означает, что о Боге вообще ничего нельзя узнать.

b) Мы никогда не сможем в полной мере понять Божьего величия, разума, знания.

c) Знание о Божьей сущности и бытии нам доступно, но мы никогда несможем познать Его вполне.

d) В то же самое время, то, что мы узнаем из Писаний, - истинно.

e) Наши знания не исчерпывающие, но мы знаем истину.

 

B. Существование Бога

 

Мистический подход

Самые ранние классические мистические произведения принадлежатнеизвестному монаху, жившему в шестом веке. Его творения дошлидо нас под именем Дионисия Ареопагита.

 

3. Библейский подход

«Ответ можно дать в двух частях: во-первых, всем людям присуще внутреннеепредставление о Боге. Во-вторых, мы верим в доказательства, предоставленныеПисанием и природой» (Грудем, 141).

 

Истинное постижение существования Бога начинается с веры в Быт.1: 1.

 

«Наконец, необходимо помнить, что если Бог Сам не убедит нас, то мы, находясь в этом греховном мире, никогда Ему не поверим.... В этомгреховном мире человеческой мудростью Бога не найти. Поэтому Павел ипроповедовал «в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не намудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2: 5). Мы нуждаемся в том, чтобы Бог избавил нас от слепоты и иррациональности, вызванной грехом, ипомог нам непредвзято взглянуть на факты, поверить Писанию и обрестиспасительную веру в Христа» (Grudem, 144).

 

C. Источники познания Бога

 

Общее откровение Бога

a) Что такое общее откровение?

Общее откровение – это раскрытие Бога в природе и в устройстве человека, через которое все люди получают начальное знание о Боге.

 

b) Воздействие на неверующего – Рим. 1: 18-21

· Все люди повсюду получают элементарные знания о Боге

· Божьи вечные невидимые качества ясно видны в творении

· Эти качества говорят человеку, что Бог – вечное и могущественноесущество

· Бог требует от человека должной реакции на полученнуюинформацию

· Хотя человек знает Бога, он решает не благодарить и не прославлятьЕго

· Греховное сердце человека подавляет истину

· Бог в результате этого гневается на человечество

· Человек в результате этого не имеет извинения

 

c) Воздействие на верующего – Псалом 18: 2-7

· Оно постоянное (ст. 2-4)

· Оно повсеместное (ст. 5-7)

· Ведет к прославлению Бога-Творца

· Для спасения необходимо особое откровение (ст. 8 и далее)

Никто не может лично познать Бога и обрести спасение через общееоткровение. Для этого нужно другое откровение – особое!

 

 

Особое откровение Бога

a) Определение:

Личное раскрытие Богом Самого Себя для нас через живое и череззаписанное Слово, чтобы мы могли познать Его в спасении ипрославлять Его в своей жизни.

b) Формы особого откровения

 

· Живое Слово, Иисус Христос

1) Полное откровение

Колоссянам 2: 9 – “ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно”.

2) Совершенное откровение

Евреям 1: 1-3 – “Бог, многократно и многообразно говорившийиздревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и векисотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и державсе словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте”.

3) Исчерпывающее откровение

Иоанна 14: 8-9 – “Филипп сказал Ему: «Господи! Покажи нам Отца, и

довольно для нас». Иисус сказал ему: «Столько времени Я с вами, и

ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты

говоришь, покажи нам Отца? »”

 

· Написанное Слово

Писание содержит следующие разновидности откровения:

a) Речь Бога – “Так говорит Господь”

b) Сны и видения – Быт. 28: 10-17

c) Теофания и христофания – Быт. 16: 7-13

d) Чудесные действия Бога – Исх. 14: 13-31

e) Мысли пророков или апостолов – 1 Кор. 2: 6-13

f) Действия ангелов – Дан. 9: 20-27

g) Жизнь и учение Иисуса – Ин. 20: 30-31

· Божьи чудеса как особое Божье откровение

1. Какие отношения между библейскими чудесами и законами природы? Чудеса нарушают “законы природы”.

 

a. С исторической точки зрения чудесами считались события, которыенарушают законы природы:

Пример – всплывший топор (4 Цар. 6: 1-5)

 

b. Некоторые богословы пытаются дать определениечудесам в связи с провидением.

1) Чудеса как разновидность провидения “Под чудесами мы подразумеваем особые сверхъестественныепроявления Божьего провидения, необъяснимые с точки зренияобычных законов природы” (Эриксон).

2) Чудеса как явление, не связанное с провидением “Чудо – это прямое и непосредственное вмешательство Господа впространственно-энергетически-временной континуум. Провидение, с другой стороны, есть Божье … непрямое вмешательство вестественных ход вещей через воздействие вторичных факторов”(МакКун).

 

d. Вывод: Приведенные выше объяснения предлагают почти деистическийвзгляд на Бога

1) Обратите внимание на удачное замечание Грудема: «Фраза “законы природы” в бытовом понимании означает, что каждой вещи присущи неотъемлемые характеристики, действующие независимо от Бога, и что Бог должен непременно “нарушить” эти законы, чтобы произошло чудо. Опять-таки, подобное определение не вполне соответствует библейскому учению о провидении».

2) Определение чуда, предложенное Грудемом: “Чудо – это менее

распространенное действие Божье, повергающее людей в изумление

и свидетельствующее нам о Боге” (Grudem, 355).

2. Библейские термины

1) Силы (или могущественное явления силы) – Лук. 1: 35

‘Силы’ – это необычно могущественное Божье действие …

 

2) Чудеса – Матф. 24: 24; Деян. 2; и др.

Чудом называется «невероятное или удивительное явление». Обычноэто слово используется для описания реакции наблюдателей начудеса (ср. русское слово «диво»).

‘Чудо’ – это необычно могущественное Божье действие, изумляющеелюдей …

3) Дела и знамения – Евр. 2: 4

a) Они указывают на Божье действие – Евр. 2: 4: “призасвидетельствовании от Бога знамениями…”

b) Они подтверждают или служат удостоверением подлинности Иоанн часто использует слово “дела” применительно к чудесам, почти всегда подразумевая идею удостоверения подлинности.

Иоан. 5: 36: " Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо

дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною

творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня".

‘Знамение’ – это необычно могущественное Божье действие, которое изумляет людей и удостоверяет подлинность как самогоБожьего откровения, так и его носителя …

 

3. Итоговое определение...

Чудо – это необычно могущественное Божье действие (т.е. силы), которое производит удивление людей (т.е. чудо) и подтвержает (т.е. знамение) Его откровение и глашатая этого откровения.

 

4. В чем недостатки чудес как откровения?

a. Доступность — ограниченна для:

1) Тех, кто видел (очевидцы и современники)

2) Тех, кто слышал (устная традиция)

3) Тех, кто читал (записанная традиция – Пророк/Апостол, напр. И.Н.2: 10-11).

b. Содержание —ограниченно

1) Заметьте, что мы не относим чудеса к категории общего откровения, потому что они не наблюдаемы абсолютно всеми и не доступныабсолютно всем

2) Заметьте, что чудеса зачастую были неправильно истолкованы (напр., Иоанна 11 — ответ фарисеев Иисусу, воскресившему Лазаря измертвых; Ин. 12: 27-29 — голос с небес; Деян. 4: 11-12 — Павел иВарнава в Листре: исцеление привело людей к выводу, что они боги).

3) Поэтому, есть необходимость в безошибочном толкователе (т. е.Пророк Божий).

 

5. Каковы отличительные особенности библейских чудес?

a. Зрелищность (ср. Деян. 3: 1-9)

b. Неопровержимость (cр. Деян. 4: 16): «мы не можем отвергнуть сего»

c. Необычайность – «не часты» в истории откровения

 

6. Всегда ли в библейской истории присутствовали чудеса?

В основном, чудеса происходили в четырех эпохах:

a. Установление Царства Божьего на земле в период Исхода (Исх. 19: 6, Моисей и Иисус Навин)

b. Защита Царства Божьего от угрозы идолопоклонства (3 Цар. 18, культВаала, Илия и Елисей)

c. Призыв войти в Царство Божье во время первого пришествия Мессии иво время основания Церкви (Матф. 9: 6; 11: 2-6; 12: 28; 2 Кор. 12: 12; Евр.

2: 4; 6: 5, Иисус Христос и Его апостолы)

d. Тысячелетнее Царство на земле (Ис. 35: 5-7)

 

7. Какие были цели у библейских чудес?

a. Обозначить наступление новой эры откровения.

b. Подтвердить полномочия вестников нового откровения.

c. Подтвердить истинность вести нового откровения.

d. Обеспечить успех теократии

 

8. Сатанинские и бесовские «чудеса»? (Матф. 24: 24)

Бог допускает их, чтобы святые уповали не на чудесные события, а на нечто

более твердое и неподдельное – на Божье Слово и внутреннее свидетельство

Святого Духа.

 

9. Происходят ли в наши дни такие же чудеса, какие описаны в Библии?

a. Теоретически это возможно, так как Бог никуда не исчез!

b. Множество так называемых «чудес» имеют естественнонаучное илимедицинское объяснение.

c. В последние дни резко возрастет сатанинское обольщение (Матф. 24: 24).

d. Чудеса не обязательно указывают на Божье присутствие или действие(Матф. 7: 22-23).

e. Некоторые места Писания позволяют полагать, что уже в новозаветныевремена наблюдалось постепенное прекращение чудес (2 Тим. 4: 20; 1Тим. 5: 23).

f. С завершением Нового Завета исчезла нужда в чудесах, подтверждающих истинность откровения (Откр. 22: 18; I Кор. 13: 9 идал.). См. РобертЛ. Томас, UnderstandingSpiritualGifts (GrandRapids: Kregal Publications, 1999), 154-72.

g. Нужда в чудесах отпала, когда апостольская церковь достигла

«совершеннолетия» (Томас, 123-132).

h. Излишний упор на чудесах в некоторых кругах подрывает учение одостаточности Писания.

Конечно:

i. По-прежнему происходит сверхъестественная Божья работа: рождение свыше (2 Кор. 5: 17).

j. Бог посылает сегодня Свои провиденциальные благословения, которыечасто являются результатом молитв.

Но их сложно назвать чудесами в библейском смысле этого слова:

1) Без исцелителей

2) Без зрелищных сопровождений – не заставляет неверующих поверить

3) Происходит внутри семьи - действенная молитва (Иакова 5)

 

Бог есть Дух

Иоанна 4: 24: “ Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться вдухе и истине”.

 

“Бог – бесконечный и совершенный Дух, в Котором всё находит свойисточник, свою поддержку и конец” (Стронг, 52)

a. “Дух” – это не атрибут, а субстанция

 

1) Не состоит из физической материи

 

Луки 24: 39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам;

осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как

видите у Меня”.

 

“Называя Бога духовным существом, я имею в виду, что Оннематериален, Его сущность чиста, утончённа, проста: в Нём нетделения на тело и душу, на органы или части” (T.Ватсон).

 

2) Недоступен для прямого восприятия человеческими чувствами

 

Грудем: “Бог существует как Некто, не состоящий из материи, не

имеющий ни частей, ни измерений, Его невозможно различить

нашими телесными органами чувств, и Его существование более

совершенно, чем любой другой вид существования” (188).

 

b. Необъятность

 

3 Царств 8: 27: “Небо и небо небес не вмещают Тебя” (ср. Деян. 17: 24-28)

 

1) Если Бог есть дух, и Бог бесконечен, тогда Он необъятно огромен

2) Бог безграничен в пространственном измерении

ПРИМЕЧАНИЕ: Необъятность можно отличить от вездесущности:

 

c. Вечность

 

Псалом 89: 3 – “...и от века и до века Ты – Бог”

Римлянам 14: 25 – “...по повелению вечного Бога...”

* Бог бесконечен во времени

1) Первая точка зрения: Бог вечен вне времени

 

a) Ее придерживались различные философы и богословы: Пифагор, Плотин, Платон, Августин, Фома Аквинский, Шлейермахер, Чарльз Ходж

 

b) Бог – причина и создатель времени – не имея ни начала, ни конца, независимый ни от какого течения времени.

 

c) Бог живёт вне времени, Его существование не связано с последовательностью событий

 

d) Боэций: “Вечность – это полное обладание сразу всей вечной жизнью”.

 

e) Конечно, время для Бога – объективная реальность, и Бог знает различие между прошлым, настоящим и будущим.

 

f) Но Бог видит прошлое и будущее так же ясно, как и настоящее, потому что Сам существует вне времени.

 

“...С точки зрения Бога, любой самый продолжительный период времени воспринимается как нечто, только что происшедшее. А любой очень краткий период времени (такой, как один день) воспринимается Богом так, словно он длится вечно: в Его сознании он никогда не перестает быть «нынешним»” (Grudem, 172).

 

Проблемы:

· Если Бог находится вне времени, должен ли Он также быть иполностью неизменным?

· Может ли вневременное существо быть личностью? Говорить, радоваться, скорбеть, иметь личные отношения с другимисуществами, реагировать на что-либо?

· Как Иисус мог жить на земле во времени и при том бытьвечным Логосом на небесах вне времени? И так ли это было?

 

2) Вторая точка зрения: Бог вечен во времени

 

a) Точка зрения Джона Файнберга (Feinberg), Роберта Реймонда (Reymond), и сторонников открытого теизма

 

b) Бог всегда был и всегда будет

 

c) Но Бог существует во времени

 

d) Последовательность событий так же характерна для Бога, как идля людей

 

e) Бог знает Свои мысли до, во время и после последовательности

 

f) Подтверждение

 

i) Утверждения Библии, говорящие об участии Бога в последовательности событий.

 

ii) Последовательность в мыслях Бога:

“Если содержание Божьего сознания всегда включает всё, что Он знает, и если Он знает всё, что вневременное существо может знать, не будет ли это значить, что у Бога всегда одна и та же мысль, а именно, что Он всегда думает обо всём сразу, и что в Его мыслях никогда не происходит никакого движения? ” (Feinberg, 429).

iii) Общение:

“Если все члены Троицы в равной мере всеведущи (что действительно так), и если в сознательных размышлениях любого из Них невозможна последовательность, то все Трое всегда имеют ту же мысль, которую Они всегда думают, причем эта мысль в точности такая же, как и у двух других

членов. Но каким образом тогда возможно общение? ” (Feinberg, 430).

 

 

2. Бог есть невидимый дух – 1 Тим. 1: 17; 6: 16

 

a. Мы никогда не сможем видеть сущность Бога.

 

b. Как тогда объяснить тексты, где сказано, что люди видели Бога?

1) Быт. 32: 30; Исх. 3: 1-6; 24: 9-11; 33: 11; Ис. 6: 1-5; Дан. 3: 25; 7: 13-14

2) Сравните с Иоанна 1: 18a

3) Объяснения: Христофания (явления предвоплощённого Христа); видели Божью славу; образы/символы в видениях.

4) Файнберг: “Эти тексты говорят о том... что хотя по сущности Богесть Дух, это не мешает Ему являть Своё присутствие с помощьюнекоего физического феномена, через который Его присутствиестановится заметно тем, кто видит или слышит этот феномен. И этоне так уж удивительно, поскольку Бог, Творец материи и духа, конечно же, способен предоставить материю, необходимую для

проявления Своего присутствия” (Feinberg, NoOneLikeHim, 220).

 

c. Если Бог невидим, как мы можем и должны представлять себе Его? (Заповеди)

 

3. 3. Бог есть невидимый, личностный Дух

Личностный – т.е обладающий строением и свойствами личности.

a. Самосознание Исх. 3: 14

Исход 3: 14 – “Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий»” (буквально «Я естьтот, кто Я есть». – Перев.)

 

b. Разум Рим. 11: 33

Знание: восприятие фактов

Понимание: осознание смысла фактов

Мудрость: применение знания и понимания

 

Римлянам 11: 33-34 – “О, бездна богатства и премудрости и веденияБожия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо ктопознал ум Господень? Или кто был советником Ему? ”

 

1) Мудрость в творении

Псалом 103: 24 – “Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё

соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих”.

2) Мудрость в плане спасения

1 Коринфянам 1: 24-25 – “для самих же призванных, Иудеев и

Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что

немудрое Божие премудреечеловеков, и немощное Божие сильнее

человеков”.

c. Самоопределение (целенаправленная личность) – Еф. 3: 11

Ефесянам 3: 11 – “по предвечному определению, которое Он исполнил во

Христе Иисусе, Господе нашем”

 

d. Эмоции[1] – 1 Иоан. 4: 7; Еф. 4: 30

1 Иоанна 4: 7 – “Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что

любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога”.

 

Ефесянам 4: 30 – “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы

запечатлены в день искупления”.

 

4. Бог есть невидимый, личностный, живой Дух

а. Он Сам – источник жизни, и ничто вне Его.

 

b. Он – единственное самосуществующее существо.

 

с. Он обладает разумом, чувствами и волей.

 

d. Сама Его сущность подразумевает существование. Ему не обязательно

нужно хотеть этого.

1 Фессалоникийцам 1: 9 – “Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели

мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу

живому и истинному”

Иоанна 5: 26 – “Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал

иметь жизнь в Самом Себе”.

Святость: отделённость Бога

 

a.Этимологически, по-видимому, основная идея “святости” – отсечение, отделение.

Некоторые связывают его с ассирийским словом, означающим чистоту, безупречность; большинство же современных ученых склонны считать, что основная идея – это отсечение или отделение. Этимология не даетоднозначного ответа, но идея отделения лучше всего подходит кразличным значениям, в которых употребляется слово ‘святость’” (J.C.Lambert, ISBE, 3: 1403).

 

1) Ветхий Завет: «святость» (qodeŝ )

 

a) В культуре древнего Ближнего Востока: зачастую божественное противопоставляется человеческому

 

b) Это слово в форме существительного " несет в себе главную идею о том, что характеризует Божью природу или действия и отличается от обычного и мирского " (NIDOTTE 3: 879)

 

c) Лев. 10: 10 – " чтобы вы могли отличать священное отнесвященного и нечистое от чистого "

 

2) Новый Завет: «святой» (hagios/hagiazō )

a) " качество, присущее предметам и людям, которые могутприближаться к Богу" (BAGD, 9)

b) Отец свят (Иоан. 17: 11)

c) Сын свят (Мар. 1: 24; Лук. 1: 35)

d) Дух свят (повсюду в Писании, особенно в Рим. 1: 4)

 

b. Два оттенка смысла святости:

 

1) Святость в смысле Божьего величия

 

a) Бог отделён от всего творения и превосходит всё, и это необязательно касается только нравственных вопросов.

Исаия 57: 15 – “Ибо так говорит Высокий и Превознесённый, вечно Живущий, – Святой имя Его: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смирённых и оживлять сердца сокрушённых»”.

 

b) Согласно Библии, идея “отделённости”, или “божественности”, или “неприступности”, или даже “инаковости”, вполне очевидна в Ветхом Завете.

Многие богословы признают, что главный аспект впонятии святости – не нравственная чистота, абожественность, непохожесть.

c) “Святость – это те самоочевидные качества Бога, которыевыделяют Его среди других существ. Этот термин со временемстал неразрывно связываться с Божеством (Ис. 5: 16, cр. 19, 24).Таким образом, говорить о святости Бога значит говорить о Егобожественности. Именно святость отличает Бога от всеготворения (Иез. 40: 25, 26). Это качество отделяет Его от людей (1Цар. 2: 2), от ангелов (Иов. 15: 15) и других так называемыхбожеств (Исх. 15: 11). Богабсолютноуникален” (Roy Beacham, “The Purification Ritual: A Preliminary Study, ” Unpublished paper, Grace Seminary, 1985, с. 22-23).

 

2) Святость в смысле нравственной чистоты

 

a) Бог нравственно отделен от всего и превосходит все по чистоте.

b) В отношении к Яхве в Ветхом Завете этот термин имеет более богатый смысл, чем в отношении к языческим божествам.

Псалом 88: 36 – “Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? ”

 

c) Впоследствии понятие святости стало ассоциироваться с соответствием людей Божьим требованиям.

d) В конечном счёте, святость стала обозначать отделение от нравственной нечистоты, то есть, нравственную чистоту.

1 Петра 1: 15-16: “...но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте

святы во всех поступках. Ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят»”.

 

e) Следовательно, многие богословы признают, что святость применительно к Богу не означает нравственную чистоту в дополнение к ‘божественности’, непохожести. “Святость – это особое качество Бога, характеризующее Его как уникальное существо и отделяющее Его от всего тварного и мирского; это качество применимо как к бытию, так и к характеру Господа. … Его бытие характеризуется несказанным величием. … Его характер – бесконечной чистотой” (G.Vos, BiblicalTheology, 267).

 

3) Как Его величественная святость (не нравственная), так и Его чистаясвятость (нравственная) отражена в Пс. 98.

a) Величественная святость – ст. 1-5

b) Чистая святость – ст. 6-9

 

с. Вывод: Таким образом, Божью святость лучше рассматривать отдельно от Егопрочих атрибутов.

 

“Воспринимая Божью святость в таком ключе, нетрудно увидеть, что этоне отдельное свойство в ряду других свойств, а нечто всеобъемлющее, что относится ко всем характеристикам и проявлениям Бога, равносвятого как в Своей благости и благодати, так и в своей праведности игневе” (G. Vos, BiblicalTheology, 267).

 


 

A. Самодостаточность

Определение: Существование Бога не зависит ни от чего другого, но

Он вечно существует без какой-либо внешней или предшествующей

причины.

 

Иоанна 5: 26 – “Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал

иметь жизнь в Самом Себе”.

 

B. Вездесущность

Классическое определение: Бог присутствует всем Своим существом в каждой точкепространства.

 

“Бог не имеет размера или пространственных измерений иприсутствует в каждой точке пространства всем Своим существом, ивсе же Бог действует по-разному в разных местах” (Grudem, 173).

 

Библейское учение

a) Невозможно укрыться от Божьего присутствия

Иер. 23: 23; Пс. 138: 7-12; ср. Рим. 10: 6-8

 

b) Бога невозможно ограничить каким-то одним местоположением(3Цар. 8: 27)

3 Царств 8: 27 – “Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небонебес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил”.

 

Вопросы:

a) Как Бог может занимать какое-то пространство, когда у Него неттела?

 

b) Присутствует ли Бог в аду и внутри неверующих?

 

Уточненное определение: Каждая точка пространства находиться в присутствии Бога.

 

C. Всеведение

Определение: Бог бесконечен в знании. Он знает Себя и всё остальное всовершенстве всю вечность, будь то действительность или лишьвозможность, будь то прошлое, настоящее или будущее.

 

Библейское учение:

a) Бог в совершенстве знает Себя (1 Коринфянам 2: 10-11)

 

b) Бог в совершенстве знает всё существующее:

· Неодушевлённое творение – Пс. 146: 4-5

· Животный мир – Матф. 10: 29-30

· Люди и их дела – Пс. 32: 13-15

· Мысли и сердца людей – Пс. 138: 1-4

· Бремена и нужды людей – Исх. 3: 7; Матф. 6: 8, 31-33

 

c) Бог знает всё, что могло бы произойти (1 Цар 23: 11-13; Матфея 11: 21-24)

 

d) Бог знает всё, что произойдёт в будущем (Втор. 31: 20 и далее; Исаия 44: 28; 45: 1; 46: 9-10)

 

e) Бог никогда не узнаёт ничего нового, никогда ничего не забывает,

и объём Его знания никогда не изменяется

 

Вопрос: Как быть с текстами, где Писание показывает, как будто Богчего-то не знает?

Втор. 8: 2 – “И помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытатьтебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его, или нет”.

 

Быт. 22: 12 “[Он] сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и неделай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и непожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня»”.

 

a) Но Писание утверждает, что Бог знает сердца людей.

1 Пар. 28: 9 – “...ибо Господь испытует все сердца и знает все

движения мыслей”.

 

b) Авраам уже раньше выразил свою веру в Бога, и Бог уже раньшезасвидетельствовал о Своей уверенности в Аврааме.

Бытие 18: 19 – Бог свидетельствует о Своей уверенности вАврааме: “...ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынамсвоим и дому своему после себя, ходить путём Господним, творяправду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал онём”.

На самом деле, о вере Авраама до и после испытания в Бытие 22ясно говорится в Евреям 11: 8-12 и 17-19.

 

c) Божье предузнание какого-либо события не исключает Егосоответствующей реакции непосредственно на него.

 

d) Это испытание в действительности служило лишьподтверждением того, о чем Бог уже знал, и что Авраам долженбыть проявить.

 

e) Посредством этого испытания Авраам сталпримером доверия и послушания Богу для всех верующих всехпоследующих поколений.

 

Вопрос: Как насчёт того знания, которое Бог не может иметь попричине отсутствия у Него физического тела?

 

“Поскольку у Бога нет физического тела, то кажется невозможнымдля Него иметь пять человеческих чувств; но тогда есть много того, что может быть известно, но чего Бог не может знать.... Он не знает, что значит чувствовать холод или зной, влагу или сушь. Он не знает, как выглядит закат, по крайней мере, так же, как это знает обладательфизических глаз. Поскольку у Него нет ушей, также, кажется, Он неможет слышать песнопения в Его славу. Кроме того, Он не можетзнать вкуса пищи, и для Него также кажется невозможнымчувствовать физическую боль” (Feinberg, NoOneLikeHim, 306).

 

a) У Бога есть информационное (теоретическое) знание опереживаемом нами опыте.

Различия между теоретическим знанием и знанием через опыт:

· В первом случае это знание фактов, а во втором их ощущение.

· У нас тоже может быть теоретическое знание о фактах, пережитых кем-то на личном опыте.

· Можно ли считать это недостатком? – Это небольше недостаток, чем отсутствие у Бога личного знания о грехе.

 

b) Мы созданы по образу Бога и поэтому все, что мы можем испытать и узнать, является лишь отражением того, что испытывает и знает Бог. (Более совершенное лучше менее совершенного).

 

c) Иисус в точности испытал человеческие переживания.

 

D. Всемогущество

Определение: Бог силен и способен сделать всё что Он решил сделать.

 

“Бог способен делать всё, о чём сказано, что Он делает, в Писании”(Feinberg)

Библейское учение:

Иов 42: 2 – “знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не можетбыть остановлено”.

 

Матфея 19: 26 – “А Иисус, воззрев, сказал им: «Человекам этоневозможно, Богу же всё возможно»”.

 

Уточнения:

1. Поскольку Божья воля ограничивается Его природой, Он можетсделать всё, что согласуется с Его превосходными качествами.

 

2. Бог не может делать то, противоречит Его божественной природе.

a) Он не может одобрять зло.

Аввакум 1: 13 – “Чистым очам Твоим не свойственно глядеть назлодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь[одобрительно]”.

b) Он не может быть неверным или отречься от Себя (т.e. не можетотказаться от Своих обещаний).

2 Тимофею 2: 13 – “если мы неверны, Он пребывает верен, ибоСебя отречься не может”.

c) Он не может лгать.

Титу 1: 2 – “в надежде вечной жизни, которую обещал неизменныйв слове Бог прежде вековых времен” (по переводу NASB: “Бог, который не может лгать”. – Перев.)

d) Он не может искушать кого-либо ко греху.

Иакова 1: 13 – “В искушении никто не говори: «Бог меняискушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушаетникого”.

3. Бог не может делать чего-то абсурдного или внутреннепротиворечивого (квадратный круг, женатый холостяк, и т.п.)

 

Второзаконие 28: 1-2, 15

d) В некоторых случаях изображаются изменения вовзаимоотношениях и восприятии Богом человека из-за греха

Бытие 6: 3

Царств 15: 35

e) Некоторые обусловлены воплощением Божьего искупительногоплана

 

Вывод: Бог неизменен в Своей сущности, характере и воле.

 

F. Бесстрастность

Объяснение:

a) Бесстрастный (в пер. с греч.) имеет лексическое значение “неспособный страдать” (BAGD, 79).

 

Вопрос: являются ли “эмоции” Бога антропопатизмом(Антропопатизм – приписывание Богу и предметам неживой природычеловеческих чувств и страстей. –Перев.)?

 

а) В прошлом многие сторонники классического богословия считалитакие термины образными выражениями.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ВВЕДЕНИЕ В СОБСТВЕННО БОГОСЛОВИЕ
  2. II. Изучение нового материала
  3. III. Изучение геологического строения месторождений и вещественного состава полезного ископаемого
  4. III. Изучение геологического строения месторождения и вещественного состава руд
  5. IV. Изучение технологических свойств руд.
  6. V. Изучение гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и других природных условий месторождения
  7. АНАЛИЗ ФОРМЫ № 4 «ОТЧЕТ О СОБСТВЕННОМ КАПИТАЛЕ»
  8. Атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
  9. Библейское учение о Божьей неизменности
  10. Борьба с чувством собственной важности
  11. БУФЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ БУФЕРНЫХ И НЕБУФЕРНЫХ СИСТЕМ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУФЕРНОЙ ЕМКОСТИ РАСТВОРА.ОПРЕДЕЛЕНИЕ рН ПОТЕНЦИОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ В БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ.
  12. В каких формах собственности находятся земли особо охраняемых природных территорий?


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.294 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь