Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рациональный подход (Фома Аквинский)
a. Суть подхода: Разум выступает единственным и достаточным источником познания Бога. Для того, чтобы человек поверил в Бога, необходимо убедить его разум. Другими словами: вера следует за разумом. b. Критика: Не учитывается испорченность(греховность) и ограниченность разума. c. Выводы: рациональные доводы нельзя отвергать полностью, так как Бог разумен и дал разум человеку для познания мира и Его Самого, но необходимо учитывать библейское учение о испорченности и ограниченности разума. Джон Стотт: “Поэтому в благовестии нам нужно будет признать, что люди, которым мы проповедуем, имеют разум. Мы будем просить их не отбросить свой разум, но открыть его, и открыть его именно для того, чтобы принять божественное просвещение для понимания божественного откровения. Мы не будем стараться убить их интеллект (поскольку он был дан им Богом), но мы и не будем ему льстить (поскольку он ограничен и испорчен). Мы будем стараться рассуждать с ними, но только на основании откровения, признавая свою и их нужду в просвещении Святого Духа” (цитируется по Дж. Пакер, FundamentalismandtheWordofGod, 137). Мистический подход Самые ранние классические мистические произведения принадлежатнеизвестному монаху, жившему в шестом веке. Его творения дошлидо нас под именем Дионисия Ареопагита.
3. Библейский подход «Ответ можно дать в двух частях: во-первых, всем людям присуще внутреннеепредставление о Боге. Во-вторых, мы верим в доказательства, предоставленныеПисанием и природой» (Грудем, 141).
Истинное постижение существования Бога начинается с веры в Быт.1: 1.
«Наконец, необходимо помнить, что если Бог Сам не убедит нас, то мы, находясь в этом греховном мире, никогда Ему не поверим.... В этомгреховном мире человеческой мудростью Бога не найти. Поэтому Павел ипроповедовал «в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не намудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2: 5). Мы нуждаемся в том, чтобы Бог избавил нас от слепоты и иррациональности, вызванной грехом, ипомог нам непредвзято взглянуть на факты, поверить Писанию и обрестиспасительную веру в Христа» (Grudem, 144).
C. Источники познания Бога
Общее откровение Бога a) Что такое общее откровение? Общее откровение – это раскрытие Бога в природе и в устройстве человека, через которое все люди получают начальное знание о Боге.
b) Воздействие на неверующего – Рим. 1: 18-21 · Все люди повсюду получают элементарные знания о Боге · Божьи вечные невидимые качества ясно видны в творении · Эти качества говорят человеку, что Бог – вечное и могущественноесущество · Бог требует от человека должной реакции на полученнуюинформацию · Хотя человек знает Бога, он решает не благодарить и не прославлятьЕго · Греховное сердце человека подавляет истину · Бог в результате этого гневается на человечество · Человек в результате этого не имеет извинения
c) Воздействие на верующего – Псалом 18: 2-7 · Оно постоянное (ст. 2-4) · Оно повсеместное (ст. 5-7) · Ведет к прославлению Бога-Творца · Для спасения необходимо особое откровение (ст. 8 и далее) Никто не может лично познать Бога и обрести спасение через общееоткровение. Для этого нужно другое откровение – особое!
Особое откровение Бога a) Определение: Личное раскрытие Богом Самого Себя для нас через живое и череззаписанное Слово, чтобы мы могли познать Его в спасении ипрославлять Его в своей жизни. b) Формы особого откровения
· Живое Слово, Иисус Христос 1) Полное откровение Колоссянам 2: 9 – “ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно”. 2) Совершенное откровение Евреям 1: 1-3 – “Бог, многократно и многообразно говорившийиздревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и векисотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и державсе словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте”. 3) Исчерпывающее откровение Иоанна 14: 8-9 – “Филипп сказал Ему: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас». Иисус сказал ему: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? »”
· Написанное Слово Писание содержит следующие разновидности откровения: a) Речь Бога – “Так говорит Господь” b) Сны и видения – Быт. 28: 10-17 c) Теофания и христофания – Быт. 16: 7-13 d) Чудесные действия Бога – Исх. 14: 13-31 e) Мысли пророков или апостолов – 1 Кор. 2: 6-13 f) Действия ангелов – Дан. 9: 20-27 g) Жизнь и учение Иисуса – Ин. 20: 30-31 · Божьи чудеса как особое Божье откровение 1. Какие отношения между библейскими чудесами и законами природы? Чудеса нарушают “законы природы”.
a. С исторической точки зрения чудесами считались события, которыенарушают законы природы: Пример – всплывший топор (4 Цар. 6: 1-5)
b. Некоторые богословы пытаются дать определениечудесам в связи с провидением. 1) Чудеса как разновидность провидения “Под чудесами мы подразумеваем особые сверхъестественныепроявления Божьего провидения, необъяснимые с точки зренияобычных законов природы” (Эриксон). 2) Чудеса как явление, не связанное с провидением “Чудо – это прямое и непосредственное вмешательство Господа впространственно-энергетически-временной континуум. Провидение, с другой стороны, есть Божье … непрямое вмешательство вестественных ход вещей через воздействие вторичных факторов”(МакКун).
d. Вывод: Приведенные выше объяснения предлагают почти деистическийвзгляд на Бога 1) Обратите внимание на удачное замечание Грудема: «Фраза “законы природы” в бытовом понимании означает, что каждой вещи присущи неотъемлемые характеристики, действующие независимо от Бога, и что Бог должен непременно “нарушить” эти законы, чтобы произошло чудо. Опять-таки, подобное определение не вполне соответствует библейскому учению о провидении». 2) Определение чуда, предложенное Грудемом: “Чудо – это менее распространенное действие Божье, повергающее людей в изумление и свидетельствующее нам о Боге” (Grudem, 355). 2. Библейские термины 1) Силы (или могущественное явления силы) – Лук. 1: 35 ‘Силы’ – это необычно могущественное Божье действие …
2) Чудеса – Матф. 24: 24; Деян. 2; и др. Чудом называется «невероятное или удивительное явление». Обычноэто слово используется для описания реакции наблюдателей начудеса (ср. русское слово «диво»). ‘Чудо’ – это необычно могущественное Божье действие, изумляющеелюдей … 3) Дела и знамения – Евр. 2: 4 a) Они указывают на Божье действие – Евр. 2: 4: “призасвидетельствовании от Бога знамениями…” b) Они подтверждают или служат удостоверением подлинности Иоанн часто использует слово “дела” применительно к чудесам, почти всегда подразумевая идею удостоверения подлинности. Иоан. 5: 36: " Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня". ‘Знамение’ – это необычно могущественное Божье действие, которое изумляет людей и удостоверяет подлинность как самогоБожьего откровения, так и его носителя …
3. Итоговое определение...
4. В чем недостатки чудес как откровения? a. Доступность — ограниченна для: 1) Тех, кто видел (очевидцы и современники) 2) Тех, кто слышал (устная традиция) 3) Тех, кто читал (записанная традиция – Пророк/Апостол, напр. И.Н.2: 10-11). b. Содержание —ограниченно 1) Заметьте, что мы не относим чудеса к категории общего откровения, потому что они не наблюдаемы абсолютно всеми и не доступныабсолютно всем 2) Заметьте, что чудеса зачастую были неправильно истолкованы (напр., Иоанна 11 — ответ фарисеев Иисусу, воскресившему Лазаря измертвых; Ин. 12: 27-29 — голос с небес; Деян. 4: 11-12 — Павел иВарнава в Листре: исцеление привело людей к выводу, что они боги). 3) Поэтому, есть необходимость в безошибочном толкователе (т. е.Пророк Божий).
5. Каковы отличительные особенности библейских чудес? a. Зрелищность (ср. Деян. 3: 1-9) b. Неопровержимость (cр. Деян. 4: 16): «мы не можем отвергнуть сего» c. Необычайность – «не часты» в истории откровения
6. Всегда ли в библейской истории присутствовали чудеса? В основном, чудеса происходили в четырех эпохах: a. Установление Царства Божьего на земле в период Исхода (Исх. 19: 6, Моисей и Иисус Навин) b. Защита Царства Божьего от угрозы идолопоклонства (3 Цар. 18, культВаала, Илия и Елисей) c. Призыв войти в Царство Божье во время первого пришествия Мессии иво время основания Церкви (Матф. 9: 6; 11: 2-6; 12: 28; 2 Кор. 12: 12; Евр. 2: 4; 6: 5, Иисус Христос и Его апостолы) d. Тысячелетнее Царство на земле (Ис. 35: 5-7)
7. Какие были цели у библейских чудес? a. Обозначить наступление новой эры откровения. b. Подтвердить полномочия вестников нового откровения. c. Подтвердить истинность вести нового откровения. d. Обеспечить успех теократии
8. Сатанинские и бесовские «чудеса»? (Матф. 24: 24) Бог допускает их, чтобы святые уповали не на чудесные события, а на нечто более твердое и неподдельное – на Божье Слово и внутреннее свидетельство Святого Духа.
9. Происходят ли в наши дни такие же чудеса, какие описаны в Библии? a. Теоретически это возможно, так как Бог никуда не исчез! b. Множество так называемых «чудес» имеют естественнонаучное илимедицинское объяснение. c. В последние дни резко возрастет сатанинское обольщение (Матф. 24: 24). d. Чудеса не обязательно указывают на Божье присутствие или действие(Матф. 7: 22-23). e. Некоторые места Писания позволяют полагать, что уже в новозаветныевремена наблюдалось постепенное прекращение чудес (2 Тим. 4: 20; 1Тим. 5: 23). f. С завершением Нового Завета исчезла нужда в чудесах, подтверждающих истинность откровения (Откр. 22: 18; I Кор. 13: 9 идал.). См. РобертЛ. Томас, UnderstandingSpiritualGifts (GrandRapids: Kregal Publications, 1999), 154-72. g. Нужда в чудесах отпала, когда апостольская церковь достигла «совершеннолетия» (Томас, 123-132). h. Излишний упор на чудесах в некоторых кругах подрывает учение одостаточности Писания. Конечно: i. По-прежнему происходит сверхъестественная Божья работа: рождение свыше (2 Кор. 5: 17). j. Бог посылает сегодня Свои провиденциальные благословения, которыечасто являются результатом молитв. Но их сложно назвать чудесами в библейском смысле этого слова: 1) Без исцелителей 2) Без зрелищных сопровождений – не заставляет неверующих поверить 3) Происходит внутри семьи - действенная молитва (Иакова 5)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы