Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА БОГА



 

" Бог – это существо, вечноживущее, свободное от каких-либо ограниченийвремени или пространства. В Своём существовании (или сущности) Он отличаетсяот нас и от всего остального творения, и, следовательно, непознаваем полностью"

(Брэй, 110).

A. Сущность Бога: невидимый, личностный, живой Дух

 

Бог есть Дух

Иоанна 4: 24: “ Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться вдухе и истине”.

 

“Бог – бесконечный и совершенный Дух, в Котором всё находит свойисточник, свою поддержку и конец” (Стронг, 52)

a. “Дух” – это не атрибут, а субстанция

 

1) Не состоит из физической материи

 

Луки 24: 39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам;

осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как

видите у Меня”.

 

“Называя Бога духовным существом, я имею в виду, что Оннематериален, Его сущность чиста, утончённа, проста: в Нём нетделения на тело и душу, на органы или части” (T.Ватсон).

 

2) Недоступен для прямого восприятия человеческими чувствами

 

Грудем: “Бог существует как Некто, не состоящий из материи, не

имеющий ни частей, ни измерений, Его невозможно различить

нашими телесными органами чувств, и Его существование более

совершенно, чем любой другой вид существования” (188).

 

b. Необъятность

 

3 Царств 8: 27: “Небо и небо небес не вмещают Тебя” (ср. Деян. 17: 24-28)

 

1) Если Бог есть дух, и Бог бесконечен, тогда Он необъятно огромен

2) Бог безграничен в пространственном измерении

ПРИМЕЧАНИЕ: Необъятность можно отличить от вездесущности:

 

c. Вечность

 

Псалом 89: 3 – “...и от века и до века Ты – Бог”

Римлянам 14: 25 – “...по повелению вечного Бога...”

* Бог бесконечен во времени

1) Первая точка зрения: Бог вечен вне времени

 

a) Ее придерживались различные философы и богословы: Пифагор, Плотин, Платон, Августин, Фома Аквинский, Шлейермахер, Чарльз Ходж

 

b) Бог – причина и создатель времени – не имея ни начала, ни конца, независимый ни от какого течения времени.

 

c) Бог живёт вне времени, Его существование не связано с последовательностью событий

 

d) Боэций: “Вечность – это полное обладание сразу всей вечной жизнью”.

 

e) Конечно, время для Бога – объективная реальность, и Бог знает различие между прошлым, настоящим и будущим.

 

f) Но Бог видит прошлое и будущее так же ясно, как и настоящее, потому что Сам существует вне времени.

 

“...С точки зрения Бога, любой самый продолжительный период времени воспринимается как нечто, только что происшедшее. А любой очень краткий период времени (такой, как один день) воспринимается Богом так, словно он длится вечно: в Его сознании он никогда не перестает быть «нынешним»” (Grudem, 172).

 

Проблемы:

· Если Бог находится вне времени, должен ли Он также быть иполностью неизменным?

· Может ли вневременное существо быть личностью? Говорить, радоваться, скорбеть, иметь личные отношения с другимисуществами, реагировать на что-либо?

· Как Иисус мог жить на земле во времени и при том бытьвечным Логосом на небесах вне времени? И так ли это было?

 

2) Вторая точка зрения: Бог вечен во времени

 

a) Точка зрения Джона Файнберга (Feinberg), Роберта Реймонда (Reymond), и сторонников открытого теизма

 

b) Бог всегда был и всегда будет

 

c) Но Бог существует во времени

 

d) Последовательность событий так же характерна для Бога, как идля людей

 

e) Бог знает Свои мысли до, во время и после последовательности

 

f) Подтверждение

 

i) Утверждения Библии, говорящие об участии Бога в последовательности событий.

 

ii) Последовательность в мыслях Бога:

“Если содержание Божьего сознания всегда включает всё, что Он знает, и если Он знает всё, что вневременное существо может знать, не будет ли это значить, что у Бога всегда одна и та же мысль, а именно, что Он всегда думает обо всём сразу, и что в Его мыслях никогда не происходит никакого движения? ” (Feinberg, 429).

iii) Общение:

“Если все члены Троицы в равной мере всеведущи (что действительно так), и если в сознательных размышлениях любого из Них невозможна последовательность, то все Трое всегда имеют ту же мысль, которую Они всегда думают, причем эта мысль в точности такая же, как и у двух других

членов. Но каким образом тогда возможно общение? ” (Feinberg, 430).

 

 

2. Бог есть невидимый дух – 1 Тим. 1: 17; 6: 16

 

a. Мы никогда не сможем видеть сущность Бога.

 

b. Как тогда объяснить тексты, где сказано, что люди видели Бога?

1) Быт. 32: 30; Исх. 3: 1-6; 24: 9-11; 33: 11; Ис. 6: 1-5; Дан. 3: 25; 7: 13-14

2) Сравните с Иоанна 1: 18a

3) Объяснения: Христофания (явления предвоплощённого Христа); видели Божью славу; образы/символы в видениях.

4) Файнберг: “Эти тексты говорят о том... что хотя по сущности Богесть Дух, это не мешает Ему являть Своё присутствие с помощьюнекоего физического феномена, через который Его присутствиестановится заметно тем, кто видит или слышит этот феномен. И этоне так уж удивительно, поскольку Бог, Творец материи и духа, конечно же, способен предоставить материю, необходимую для

проявления Своего присутствия” (Feinberg, NoOneLikeHim, 220).

 

c. Если Бог невидим, как мы можем и должны представлять себе Его? (Заповеди)

 

3. 3. Бог есть невидимый, личностный Дух

Личностный – т.е обладающий строением и свойствами личности.

a. Самосознание Исх. 3: 14

Исход 3: 14 – “Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий»” (буквально «Я естьтот, кто Я есть». – Перев.)

 

b. Разум Рим. 11: 33

Знание: восприятие фактов

Понимание: осознание смысла фактов

Мудрость: применение знания и понимания

 

Римлянам 11: 33-34 – “О, бездна богатства и премудрости и веденияБожия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо ктопознал ум Господень? Или кто был советником Ему? ”

 

1) Мудрость в творении

Псалом 103: 24 – “Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё

соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих”.

2) Мудрость в плане спасения

1 Коринфянам 1: 24-25 – “для самих же призванных, Иудеев и

Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что

немудрое Божие премудреечеловеков, и немощное Божие сильнее

человеков”.

c. Самоопределение (целенаправленная личность) – Еф. 3: 11

Ефесянам 3: 11 – “по предвечному определению, которое Он исполнил во

Христе Иисусе, Господе нашем”

 

d. Эмоции[1] – 1 Иоан. 4: 7; Еф. 4: 30

1 Иоанна 4: 7 – “Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что

любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога”.

 

Ефесянам 4: 30 – “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы

запечатлены в день искупления”.

 

4. Бог есть невидимый, личностный, живой Дух

а. Он Сам – источник жизни, и ничто вне Его.

 

b. Он – единственное самосуществующее существо.

 

с. Он обладает разумом, чувствами и волей.

 

d. Сама Его сущность подразумевает существование. Ему не обязательно

нужно хотеть этого.

1 Фессалоникийцам 1: 9 – “Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели

мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу

живому и истинному”

Иоанна 5: 26 – “Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал

иметь жизнь в Самом Себе”.

B. Святость – качество или природа Бога?

 

Святость: отделённость Бога

 

a.Этимологически, по-видимому, основная идея “святости” – отсечение, отделение.

Некоторые связывают его с ассирийским словом, означающим чистоту, безупречность; большинство же современных ученых склонны считать, что основная идея – это отсечение или отделение. Этимология не даетоднозначного ответа, но идея отделения лучше всего подходит кразличным значениям, в которых употребляется слово ‘святость’” (J.C.Lambert, ISBE, 3: 1403).

 

1) Ветхий Завет: «святость» (qodeŝ )

 

a) В культуре древнего Ближнего Востока: зачастую божественное противопоставляется человеческому

 

b) Это слово в форме существительного " несет в себе главную идею о том, что характеризует Божью природу или действия и отличается от обычного и мирского " (NIDOTTE 3: 879)

 

c) Лев. 10: 10 – " чтобы вы могли отличать священное отнесвященного и нечистое от чистого "

 

2) Новый Завет: «святой» (hagios/hagiazō )

a) " качество, присущее предметам и людям, которые могутприближаться к Богу" (BAGD, 9)

b) Отец свят (Иоан. 17: 11)

c) Сын свят (Мар. 1: 24; Лук. 1: 35)

d) Дух свят (повсюду в Писании, особенно в Рим. 1: 4)

 

b. Два оттенка смысла святости:

 

1) Святость в смысле Божьего величия

 

a) Бог отделён от всего творения и превосходит всё, и это необязательно касается только нравственных вопросов.

Исаия 57: 15 – “Ибо так говорит Высокий и Превознесённый, вечно Живущий, – Святой имя Его: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смирённых и оживлять сердца сокрушённых»”.

 

b) Согласно Библии, идея “отделённости”, или “божественности”, или “неприступности”, или даже “инаковости”, вполне очевидна в Ветхом Завете.

Многие богословы признают, что главный аспект впонятии святости – не нравственная чистота, абожественность, непохожесть.

c) “Святость – это те самоочевидные качества Бога, которыевыделяют Его среди других существ. Этот термин со временемстал неразрывно связываться с Божеством (Ис. 5: 16, cр. 19, 24).Таким образом, говорить о святости Бога значит говорить о Егобожественности. Именно святость отличает Бога от всеготворения (Иез. 40: 25, 26). Это качество отделяет Его от людей (1Цар. 2: 2), от ангелов (Иов. 15: 15) и других так называемыхбожеств (Исх. 15: 11). Богабсолютноуникален” (Roy Beacham, “The Purification Ritual: A Preliminary Study, ” Unpublished paper, Grace Seminary, 1985, с. 22-23).

 

2) Святость в смысле нравственной чистоты

 

a) Бог нравственно отделен от всего и превосходит все по чистоте.

b) В отношении к Яхве в Ветхом Завете этот термин имеет более богатый смысл, чем в отношении к языческим божествам.

Псалом 88: 36 – “Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? ”

 

c) Впоследствии понятие святости стало ассоциироваться с соответствием людей Божьим требованиям.

d) В конечном счёте, святость стала обозначать отделение от нравственной нечистоты, то есть, нравственную чистоту.

1 Петра 1: 15-16: “...но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте

святы во всех поступках. Ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят»”.

 

e) Следовательно, многие богословы признают, что святость применительно к Богу не означает нравственную чистоту в дополнение к ‘божественности’, непохожести. “Святость – это особое качество Бога, характеризующее Его как уникальное существо и отделяющее Его от всего тварного и мирского; это качество применимо как к бытию, так и к характеру Господа. … Его бытие характеризуется несказанным величием. … Его характер – бесконечной чистотой” (G.Vos, BiblicalTheology, 267).

 

3) Как Его величественная святость (не нравственная), так и Его чистаясвятость (нравственная) отражена в Пс. 98.

a) Величественная святость – ст. 1-5

b) Чистая святость – ст. 6-9

 

с. Вывод: Таким образом, Божью святость лучше рассматривать отдельно от Егопрочих атрибутов.

 

“Воспринимая Божью святость в таком ключе, нетрудно увидеть, что этоне отдельное свойство в ряду других свойств, а нечто всеобъемлющее, что относится ко всем характеристикам и проявлениям Бога, равносвятого как в Своей благости и благодати, так и в своей праведности игневе” (G. Vos, BiblicalTheology, 267).

 


 


Поделиться:



Популярное:

  1. AT : химич. Природа, строение, свойства, механизм специфического взаимодействия с АГ
  2. А. Выражение «одна природа Бога Слова воплощённая»
  3. А. Не является ли рыночная экономика эффективной только для богатых?
  4. Ауксины. Химическая природа, биосинтез, физиологическая роль, практическое применение.
  5. Билет № 5. Рынок в системе общественного производства: природа и функции.
  6. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
  7. Богатство подвижности органов движения человека
  8. Богатство, которое можно приумножить
  9. Борьба за богатство и власть
  10. В общем — только пять секунд есть в жизнь христианина для разговора в сатаной. Все остальное время он должен искать Бога и говорить к Богу.
  11. В фонде не только собирают и хранят фильмы - там их реставрируют. Фонд богат собранием архивных материалов по кино и библиотекой по вопросам киноискусства.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1663; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь