Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 2 Православное Христианское Богослужение



Литургика (экзамен)

Билет 1 Введение в Литургику. Предварительные понятия

" Литургикой" именуется богословская наука, имеющая своим предметом учение о христианском богослужении, в котором первое место занимает Божественная Литургия. Слово " Литургика, " как производное от " Литургия, " происходит от греческих слов: " λ ε ι τ ο σ, " что значит народный, общественный, " общий"; и " ε ρ γ ο ν " " дело." Таким образом, слово λ ε ι τ ο υ ρ γ ι α у древних эллинов означало " общее дело, " общее служение, совершаемое для народа или при участии народа. Термин этот употребляется и в Ветхом и Новом Завете, хотя и не в одном и том же смысле. В Ветхом Завете словом литургия определялось общественное служение в скинии в честь Бога и на пользу народа (см. 2 кн. Паралип. 35: 3). В Новом Завете этот термин прилагается к служению Захарии в храме Иерусалимском (Лук. 1: 23); далее к служению в Скинии, в которой сосуды окроплены кровию Христовой (см. послание к Евреям); к служению Христа Спасителя, Который есть священнодействующий посредством всякого Своего служения ближнему (1 Коринф. 9: 1; Евр. 12: 24). Особенно ясно слово литургия прилагается к Евхаристии у Климента Римского (2-й век), в его 1-м послании к Коринфянам, где служение апостолов, епископов и пресвитеров обозначается термином π ρ ο σ φ ε ρ ι ν τ α δ ο ρ α (совершать приношения и литургии). Отсюда этот термин был принят для обозначения евхаристического нашего богослужения Божественной литургии. Этим названием указывается на " общественный" характер христианского богослужения, как " общего дела, " в котором все должны принимать участие. В более обширном смысле слово λ ε ι τ ο υ ρ γ ι α означает всякую службу, установленную Святою Церковью во славу Триипостасного Бога.

К науке Литургике могут быть разные подходы. Поскольку наука Литургика охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода, она разделяется на несколько отделов. В учебниках, в пособиях по Литургике можно наблюдать: 1. историко-археологический подход; 2. ритуалистический или уставной; и 3. богословский.

1. Историко-археологический метод науки Литургики, имеет дело с твердо установленными как формами, так и строем богослужения, которые Литургика должна объяснить. Исторический подход старается указать откуда известная форма ведет свое начало, как она изменялась и когда она окончательно установилась. Пользуясь историко-археологическим методом, нам легче понять внутренний смысл богослужебных форм, которые подтверждаются авторитетом древности. Далее, этот подход освещает постепенное развитие и изменение богослужебных чинов и песнопений, церковной утвари, облачений, разных стилей храмостроительства, иконописи и т. д.

2. Второй подход уставной, или ритуалистический, ставит своей целью изучение нашего православного богослужения исключительно в рамках теперешнего церковного устава или Типикона, с применением тех правил и обрядов, которыми мы пользуемся и руководствуемся для благолепного, уставного и молитвенного совершения богослужения. Часто бывает так, что этим ограничиваются, а в то же время, по возможности необходимо здесь также обратить внимание и на историю развития самого Устава, Типикона, как он постепенно складывался, обогащался и наконец, как он сложился и утвердился в теперешнем своем виде.

3. Богословский подход к науке Литургике состоит в том, чтобы Литургику рассматривать не только как предмет исторического или археологического происхождения и содержания, и даже не только как свод правил, регулирующих совершение богослужений по указанию Типикона, но чтобы воспринимать учение о нашем богослужении и относиться к нему как к богословской дисциплине. Почему именно нужно так воспринимать Литургику? Потому, что богослужебные тексты, в особенности " троичны" каноны, живо и образно повествуют нам о великой истине " Троичной Единицы" Триединого Божеского Существа; а " Богородичны, " среди которых особенно выделяются " догматики, " повествуют нам о великом таинстве воплощения Сына Божия от Безневестной и Пречистой Девы Марии, говорят они об исповедуемом Церковью догмате " приснодевства" Пресвятой Богородицы и содержат другие богословские истины.

Седмичный круг.

В седьмой день Бог почил от дел своих, лунный календарь, седмичный круг ветхозаветного богослужения и др.

Первый день седмицы и одновременно ее вершина – это воскресенье или, говоря церковным языком, неделя.

Литургические темы дней седмицы:

• Воскресенье (неделя, «День Господень») – малая Пасха

• Понедельник – служба Бесплотным силам

• Вторник – пророку и Предтечи Иоанну

• Среда и Пятница – Животворящему Кресту

• Четверг – свв. Апостолам и свт. Николаю

• Суббота – всех святых; поминовение усопших

Божия Матерь прославляется во все дни. Каждая группа песнопений заканчивается Богородичным или Крестобогородичным (в среду и пятницу), а в воскресенье, среду и пяток один из канонов посвящен Ей.

Седмичному кругу времени соответствует книга Октоих, в ней и заключается материал служб этого круга. Материал этот практически всецело гимнографический, т.е. представляет собой церковное песнотворчество. Тексты распределяются по дням седмицы, основные темы которых мы уже назвали.

Годовой.

Один год отличается от другого явлениями физического порядка.

Внутри годичного круга существуют два цикла праздников: подвижный и неподвижный. Центром подвижного цикла является Пасха. Центром неподвижного – Рождество и Богоявление.

Первая часть годового круга – это богослужения месяцеслова. Это система неподвижных или, иначе говоря, непереходящих, связанных с определенной календарной датой (число и месяц) праздников, памятей святых и связанных с ними периодов пред- и попразднства, а также постов. Богослужение месяцеслова состоит не только из отдельных праздников, а включает в себя некие циклы, некие части года, например, Рождественский пост: это период года, имеющий свои богослужебные законы. Также и праздник занимает не один день, а некий период: у нас в богослужении есть «предпразднство» и «попразднство», т.е. ожидание праздника и многодневное его переживание, заканчивающееся «отданием» праздника. Материал служб этого круга находится в Минее месячной, разделенной по числу месяцев на 12 книг (практически их больше, каждый месяц может быть распределен по нескольким томам).

Следующая составляющая годового круга – это богослужения великопостного цикла. Не одного лишь Великого поста, а целого круга, целого периода, потому что особенный характер служба приобретает не с первого дня Поста, а задолго до него. В этот богослужебный цикл входит, прежде всего, три подготовительные седмицы к Великому посту и четыре воскресенья: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде, Прощеное воскресенье или воспоминание изгнания Адама и Евы из рая (на следующий день после этого воскресенья начинается Великий пост). Однако, хотя великопостный цикл и начинается в Неделю о мытаре и фарисее, но и до этого есть особый день – это Неделя о Закхее. Богослужение этой недели не содержится в Постной Триоди, там нет специальных стихир или тропарей, только на литургии читается Евангелие о Закхее. Это еще не приготовительный период к Великому посту, а сигнал: «Скоро начнется! » Чада Церкви постепенно вводятся в новый ритм жизни. Итак, в великопостный круг входят три подготовительных седмицы и шесть седмиц Поста. Совершенно ясно, что Пост не понимается в данном случае только как воздержание в пище. Так, в пятницу 6-й седмицы Великого поста, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, на вечерни поется стихира, в которой есть такие слова: «Душеполезную совершивше четыредесятницу...» т.е. окончив этот путь, окончив Великий пост в узком смысле слова. Великий пост кончается в пятницу 6-й седмицы, но не в том смысле, что на следующий день можно разговляться, а в том, что всякое приготовление окончилось и настала цель Поста, настало совершенно особое время: Лазарева суббота, Неделя ваий и Страстная седмица. Нельзя сказать, что это Пост в собственном смысле – это цель Поста, это то, к чему мы готовились; в богослужебном смысле это время особенное и ни с чем не сравнимое.

Итак, великопостный период: три подготовительные седмицы, шесть седмиц Поста и Страстная седмица. Материал этой части годового богослужебного круга находится в книге Триодь Постная.

Следующая часть годового круга – богослужения пасхального цикла: опять цикл, целый промежуток времени. В него входит богослужение Пасхи, пасхальной седмицы и всего периода до Недели Всех святых. Требуется пояснение. Известно, что отдание праздника Пасхи происходит в среду накануне Вознесения, которое всегда приходится на четверг, на 40-й день после Пасхи; однако, когда уже совершилось отдание Пасхи, мы все равно говорим о пасхальном цикле, т.к. все это время определено Пасхой и отсчитывается от нее. Весь период до Пятидесятницы называется пасхальным периодом, а, кроме того, сама Пятидесятница имеет свое попразднство. Следующее воскресенье после Пятидесятницы называется Неделей Всех святых, и богослужебная книга пасхального периода – Триодь Цветная – как раз содержит изменяемые части богослужения от первого дня Пасхи до Недели Всех святых. Но это своеобразное попразднство, заданное еще в рамках Триоди Цветной, продолжается, когда Триодь Цветная уже не употребляется: следующая неделя – это уже Неделя Всех русских святых, а если откроете календарь, то заметите, что и дальше действует это попразднство: вспоминаются Владимирские, Ярославские святые и т. д.

Материал служб всего годового круга не может быть так легко назван, как материал служб суточного или седмичного кругов. Материал суточного круга – библейский, материал седмичного круга – гимнографический; богослужения же годового круга содержат материал как библейский, так и гимнографический.

Проскомидия. Часы.

Первая часть литургии называется проскомидией, что значит приношение. Называется она так потому, что вещество для таинства причащения в древности выбиралось из добровольных приношений христиан. Совершает ее священник, облаченный во все священные одежды своего сана.

Веществом для таинства служат хлеб и вино. Хлеб для этого должен быть из пшеничной муки, свежий, замешанный простой водой, квасный. Хлебы эти называются просфорами, то есть приношениями. Просфора состоит из двух круглых хлебов, сложенных вместе; этим указывается, что в Иисусе Христе соединены два естества — божеское и человеческое. Наверху каждой просфоры делается знак креста с надписью: IС. ХС. HI. KA., что значит: Иисус Христос побеждает. Для литургии обычно употребляется пять просфор. Вино должно быть чистое виноградное, цветом красное.

Взяв первую просфору, священник изображает на ней копием знак креста и говорит: « В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», — затем он копием вынимает из нее кубическую часть в величину всей печати, при чем произносит слова пророка Исаии о Спасителе, как Агнце, берущем на Себя грехи мира. Часть эта называется агнцем, так как она представляет образ страждущего Христа, прообразом Которого был ветхозаветный пасхальный агнец.

Священник полагает агнец печатью вниз на середину дискоса, надрезает его крестообразно, воспоминая, что Христос, как агнец, принес Себя на заклание за грехи всего мира, и потом, обернув его печатью вверх, прободает в правую его сторону копием, воспоминая слова Евангелия: « Един от воин копием ребра Ему прободе, и абие (тотчас) изыде кровь и вода ». После этого он вливает в потир вино с водой. Из второй просфоры священник вынимает небольшую (треугольную) часть в честь и память Богоматери и полагает ее на дискос с правой стороны агнца; просфора эта называется богородичною. Из третьей просфоры вынимаются девять частиц в честь разных ликов святых, удостоившихся жилища на небе подобно девяти чинам ангелов, отчего и просфора эта называется девятичинною; вынутые частицы полагаются на дискос в три ряда с левой стороны агнца. Из четвертой просфоры, называемой заздравною, вынимаются частицы с молитвою за здравие живых членов Церкви и полагаются внизу под агнцем; а под этими частицами полагаются частицы, вынутые из пятой просфоры, которая называется заупокойною, с молитвою об упокоении умерших. Положив частицы на дискос, священник поставляет над ними звездицу для того, чтобы сохранить порядок, в котором они положены, и при этом воспоминает звезду, которая остановилась над домом в Вифлееме, где был Младенец Иисус. После этого священник покрывает дискос и потир покровами и воздухом в знак того, что Христос с первой минуты Своего явления в мир облекся славою и что слава Его покрывает весь мир, и с молитвою о том, чтобы Он покрыл нас Своею благодатью. Во время службы покровы эти напоминают нам и младенческие пелены Христа в пещере и погребальную Его плащаницу; жертвенник изображает собой и пещеру, и Голгофу, а дискос — ясли и гроб.

Таким образом, в обрядах проскомидии воспоминается рождество Господа Иисуса Христа, Который с первой минуты Своего воплощения был Агнцем, готовым для принесения Себя в жертву за грехи людей, и в то же время Царем, собравшим около Себя верующих, как Своих подданных; воспоминается, что, несмотря на видимое уничижение Христа, слава Божества покрывала Его.

Приготовив вещество для таинства, священник совершает каждение и произносит молитвы, чтобы Господь благословил приносимые дары и принял их в память тех, кто их принес и за кого они принесены, а его самого сохранил достойным совершителем святого таинства.

Чтение часов. Во время проскомидии читаются 3 и 6 часы, как приготовление к слушанию литургии. Если же литургия совершается после вечерни, то во время проскомидии читается и 9-й час.

Литургия оглашенных

Понятие о литургии оглашенных, состав ее. Вторая часть литургии называется литургией оглашенных, потому что при ее совершении могут присутствовать не только верные, то есть принявшие крещение, но и оглашенные, готовящиеся к крещению, а также и кающиеся, то есть те христиане, которые за грехи свои на время отлучены от причащения. Эта часть литургии состоит из молитв, песнопений и чтения слова Божия, и в своих обрядах воспоминает события от воплощения Сына Божия до страданий Его.

Начало литургии и великая ектения. Начинается она прославлением царства Пресвятой Троицы, того царства правды и мира, которое Христос основал на земле. Затем произносится великая, или мирная, ектения, в которой мы просим, чтобы Господь даровал нам Свой мир свыше, без чего нельзя войти в царство Его, и умирил жизнь всех людей на земле.

Изобразительные псалмы и антифоны. Испросив у Бога милости, мы поем песни, в которых говорится о величайшей милости Божьей — воплощении Сына Божия. Песни эти поются попеременно на два хора, отчего называются антифонами. Двумя малыми ектениями они разделяются на три части в честь Пресвятой Троицы. После второго антифона всегда поется песнь в честь воплотившегося Сына Божия -«Единородный Сыне...».

Антифоны бывают различные. Вседневные антифоны состоят из стихов 91, 92 и 94 псалмов. В воскресенья и в дни праздников поются стихи Пс 103 и 145, которые называются изобразительными, потому что содержат в себе изображение милосердия Божия к людям. Вместо третьего антифона при изобразительных поются блаженны, то есть изречения Иисуса Христа о блаженствах. В дни великих праздников антифоны состоят из пророческих стихов и псалмов, соответствующих празднуемому событию. Все антифоны поются с припевами, указывающими на сущность праздника; между стихами блажен положено петь тропари.

Малый вход. По окончании песнопений в честь Пресвятой Троицы начинается приготовление верующих к чтению Св. Писания. В древности книгу Священного Писания выносили из сосудохранительницы. Этот выход совершается ныне как указание на явление Христа в мир с евангельской проповедью. Диакон, отворив царские врата, несет напрестольное Евангелие через горнее место и выносит его через северную дверь в предшествии светильника; за Евангелием следует священник. Светильник при этом шествии напоминает явление перед пришествием Христа и указывает нам, что слово Божье есть свет для нашего ума, что закон Божий освещает путь нашей жизни и что от нас требуется свет веры и теплота любви, без которых учение Христа так же непонятно для нас, как наставления родителей чужды тем детям, которые не верят им и не любят их. Остановившись перед царскими вратами, священник благословляет на восток, говоря: « Благословен вход святых Твоих », — затем диакон произносит: « Премудрость, прости», — указывая этим на премудрость, заключающуюся в значении входа, и приглашая к благоговейному вниманию. В великие праздники Господни после этого произносится диаконом входное — краткий стих из псалмов, содержащих пророчество о празднуемом событии. Верующие в переносимом Евангелии видят Самого Христа, явившегося в мир на проповедь, и поклоняются Ему с пением торжественной песни: « Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, поющие Ти: аллилуиа ». Затем поются тропари и кондаки храма, дня и праздника.

Пение Трисвятаго. После пения тропарей и кондаков священник возглашает: « Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу воссылаем», — и этим приглашает к прославлению Пресвятой Троицы, на что молящиеся отвечают пением Трисвятаго, то есть песни: « Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас».

Когда в служении литургии участвует диакон, то пение Трисвятаго заметнее выделяется из хода службы; по окончании последнего кондака диакон испрашивает благословение у священника: « Благослови, Владыко, начало Трисвятаго», — и, приняв благословение при возгласе: « Яко свят еси, Боже нас... », — обращается лицом к народу и произносит: « Господи, спаси благочестивыя и услыши ны». Певцы повторяют эту молитву диакона. Тогда диакон возглашает: « И во веки веков ». Певцы отвечают: « Аминь », — и затем поют Трисвятое.

Во дни Рождества Христова, Крещения Господня, в субботы Лазареву и Страстную, в Пасху, во все дни Светлой седмицы и в день Пятидесятницы вместо Трисвятаго поется: « Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся: аллилуиа». Такая замена произошла от того, что в древности преимущественно в эти дни оглашенные принимали таинство крещения. Церковь сохранила обычай петь эту песнь, чтобы нам, принявшим крещение, напоминать о тех обетах, которые мы дали при крещении. В день Воздвижения Креста (14 сентября) и в третье воскресенье Великого поста, когда бывает поклонение кресту Господню, вместо Трисвятаго поется: « Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Чтение Апостола и Евангелия. По окончании пения Трисвятаго священнослужащие отходят на горнее место. Епископ становится на самом горнем месте, а священник — за престолом подле горнего места. В это время на середину храма выходит чтец с Апостолом и произносит прокимен. Чтобы обратить внимание молящихся на прокимен, как такой стих, который указывает содержание чтения, диакон возглашает: « Вонмем », — после чего священник благословляет народ с пожеланием ему мира ( мир всем ), а диакон возглашает: « Премудрость ». По окончании прокимна чтец говорит, из какой именно книги Св. Писания он будет читать, а диакон еще раз приглашает ко вниманию: « Вонмем ». Затем начинается чтение зачала, то есть отдела из Апостола, который положен на этот день.

За чтением Апостола следует чтение Евангелия, то есть положенного на этот день зачала из книги четырех евангелистов. К внимательному слушанию Евангелия молящиеся приготовляются таким образом: сначала поется торжественное аллилуиа с избранными стихами из псалмов, имеющими связь с предстоящим чтением Евангелия. Это аллилуиа со стихами называется аллилуарий и имеет такое же значение, как прокимен перед Апостолом. Во время пения аллилуиа совершается каждение, как указание на благодать Божию, дарованную в слове Его. Затем священник возглашает: « Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия », — и благословляет народ с пожеланием мира, а диакон говорит, из книги которого евангелиста будет чтение. Молящиеся выражают свою сердечную радость, что могут выслушать Евангелие, пением: « Слава Тебе, Господи, слава Тебе ». После нового приглашения со стороны священника к вниманию ( вонмем ) диакон читает Евангелие. По окончании Евангелия поется опять: « Слава Тебе, Господи, слава Тебе », — и царские врата затворяются.

Ектении и выход оглашенных. Выслушав слово Христа Спасителя, присутствующие в храме приносят молитвы за всех членов Церкви, живых и умерших, словами сугубой ектении. Если за литургией бывает приношение за усопших, то после сугубой ектении произносится еще особая ектения об упокоении их, которая называется заупокойной ектенией. Если служение литургии соединено с молитвами об избавлении от народных бедствий: повальной болезни, голода, войны или о спасении кого-либо из христиан от болезни, от беды во время путешествия и тому подобное, то прошения об этих потребностях верующих или присоединяются к прошениям сугубой ектении, или произносятся особой ектенией. После общих молитв произносится ектения об оглашенных, в которой мы молимся, чтобы Господь «огласил их словом истины, открыл им Евангелие правды, присоединил их к Своей Церкви, спас, помиловал, заступил и сохранил их Своею благодатью так, чтобы и они (да и тии) вместе с нами прославляли пречестное и великолепное имя Божье».

По окончании молитв об оглашенных бывает выход оглашенных из храма. Диакон несколько раз произносит: « Елицы оглашеннии, изыдите ». В древности христиане начинали молитвы верных только тогда, когда диаконы удостоверялись, что в храме нет никого из оглашенных. В настоящее время, когда крещение принимают обыкновенно в младенчестве, редко бывают в храме оглашенные и, следовательно, не везде и не часто бывает выход оглашенных из храма. Но указание на такой выход остается в богослужении для того, чтобы напоминать верным об обетах, которые они дали при крещении, и возбуждать в них смиренное сознание своих грехов и своего недостоинства.

5. Литургия верных.

Понятие о литургии верных, начало ее и главные действия, входящие в ее состав. Третья часть литургии называется литургией верных, потому что при ее совершении могут присутствовать только верные, то есть принявшие таинство крещения и старающиеся жить согласно с христианским законом.

При выходе оглашенных из храма диакон произносит: « Елицы вернии и паки миром Господу помолимся ». Этим приглашением к молитве начинается литургия верных, во время которой христиане воспоминают страдания Господа Иисуса, Его смерть, погребение и Воскресение, вознесение на небо и извещение о втором пришествии Его и молятся, чтобы Господь принял дары их и освятил, а нас, приносящих, сделал участниками Своей Тайной вечери. Сообразно с этими воспоминаниями и молениями располагается порядок молитв и обрядов литургии.

Литургия верных разделяется на четыре части: а) окончательное приготовление даров и верующих к принесению жертвы; б) принесение жертвы, то есть совершение таинства и воспоминание членов Церкви; в) приготовление к причащению и самое причащение; г) благодарение за причащение и окончание службы.

а) Приготовление даров и верующих к принесению жертвы.

Херувимская песнь и Великий вход. После двух малых ектений о верных, которые оканчиваются возгласом диакона: « Премудрость », — отворяются царские врата и певцы поют песнь перенесения даров, которая называется херувимскою, потому что мы высказываем в ней, что желаем служить при престоле Божьем на земле так, как херувимы служат при престоле небесном.

Во время пения херувимской, после каждения фимиамом, совершается торжественное перенесение даров, приготовленных для таинства, с жертвенника на престол. На половине песни пение прерывается; в это время священнослужащие, диакон с дискосом на голове, а священник с потиром в руках, в предшествии светильников, выходят через северные двери и, остановившись перед царскими вратами лицом к народу, поминают сначала Государя Императора и Дом Его, потом Святейший Синод, местного епископа, присутствующих и всех православных христиан с молитвою: « Да помянет их Господь Бог во царствии Своем ». Этим поминанием членов Церкви священнослужащие высказывают, за кого и с какими прошениями будет приноситься жертва. Христиане с благоговением встречают переносимые дары, живо представляя себе Христа, идущего на добровольно принятые страдания и смерть, и молят Его словами покаявшегося разбойника: « Да помянет Он и их всех во царствии Своем ».

Предписывая христианам с благоговением встречать вход с дарами, устав Церкви не дозволяет в это время делать земных поклонов перед дарами, дабы неверные не имели права говорить, будто христиане поклоняются хлебу и вину, как Богу.

По окончании поминовения членов Церкви священник и диакон входят царскими вратами в алтарь; священник ставит дискос и потир на развернутом антиминсе и покрывает их воздухом, воспоминая снятие тела Христова с креста, положение его в гроб и сошествие Господа Иисуса Христа в ад. Диакон закрывает царские врата и завесу, напоминая этим камень, закрывший гроб, и приложенную к нему печать. В это время на клиросах оканчивается пение херувимской песни (начиная со слов: Яко да Царя).

Прошение о духовных благах, внушение мира и любви и исповедание веры. По окончании херувимской песни диакон произносит просительную ектению, к обыкновенным прошениям которой прибавляется моление о предложенных честных дарах.

После ектении напоминается верным о том, что необходимо требуется от каждого из них, дабы жертва, приносимая ими, была приятна Богу, а именно: о мире душевном, взаимной любви и единстве веры. Священник, благословляя народ, говорит: « Мир всем », — на что присутствующие отвечают: « И духови твоему ». Затем диакон возглашает: « Возлюбим друг друга (В древности при этом возгласе верующие взаимно целовали друг друга с приветствием: «Христос посреди нас» и «есть и будет». Но так как впоследствии не все сохраняли христианское братолюбие, а многие притом забывали, что Христос посреди их в эти минуты, то этот древний обычай отменен и сохранился только между священнослужителями.), да единомыслием исповемы (согласно исповедуем)», — а певцы от лица всех продолжают возглас диакона о том, кого исповемы: « Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную », — и потом поют самое исповедание, Символ веры. Так как вера открывает нам тайны Божества и возвещает о воскресении Христа, принявшего за нас крестную смерть, то завеса храма в эту минуту открывается, как камень от гроба, и священник приподнимает покров и веет им над Святыми Дарами, воспоминая при этом землетрясение, бывшее при воскресении Господнем.

Это веяние покровом, имея свое духовное знаменование, совершается и для охранения Святых Даров от насекомых. Посему священник перестает колебание воздухом, когда входит диакон и «приим рипиду (или покровец) веет святая благоговейно, яко не сести мухам, ни иному чесому таковому (Служебн.)».

В древности христиане не открывали тайн своей веры язычникам и иудеям, а потому перед началом пения Символа веры диакон говорил придверникам: « Двери, двери », — приказывая внимательно смотреть, чтобы не вошел в храм кто-либо из некрещенных, а также из еретиков и оглашенных, и потом обращался к предстоящим со словами: « Премудростию вонмем (будем внимательны к премудрости)». Эти возгласы в настоящее время, когда за входными дверями храма уже не повелевается наблюдать так строго, относятся и к горним дверям, то есть к завесе, которая в это время открывается и изображает камень, отваленный от дверей гроба, и бегство стражи; относятся и к внутренним дверям души каждого человека, напоминая верным, чтобы они смотрели за дверями души своей и не допускали в нее мыслей, желаний и чувств, недостойных святыни великого таинства.

Приглашение к вниманию. Когда молящиеся окончат, исповедание своей веры, дающей им право присутствовать при литургии верных, тогда диакон приглашает их к благоговейному вниманию, чтобы достойно принести жертву Господу: « Станем добре (будем стоять хорошо), станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире (примирившись со всеми и с душою умиротворенною) приносити ». На это приглашение молящиеся, указывая, в чем будет состоять их жертва, отвечают пением: « Милость мира, жертву хваления (то есть приносим дары мира и жертву славословия)». Тогда священник благословляет их намерение, возглашая: « Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие (общение, участие в дарах) Святаго Духа буди со всеми вами ». Верующие, приняв это благословение, с наклонением головы в знак благоговения, отвечают: « И со духом твоим ». Священник еще раз приглашает верующих к полному вниманию и удалению от всего земного: « Горе имеим сердца (будем иметь сердца, устремленные от земного к горнему, к Богу)». Ответом верующих: « Имамы ко Господу (имеем сердца, устремленные к Господу)», — оканчивается приготовление к совершению таинства причащения.

б) Совершение таинства.

Молитва благодарения, возношение даров, освящение их и поминовение членов церкви. Совершение таинства начинается возгласом священника: « Благодарим (возблагодарим) Господа ». В ответ на такое приглашение священника верующие с чувством благодарности поклоняются Господу и, воспоминая все благодеяния Его, поют песнь: « Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней ». Чтобы и отсутствующие могли в эти торжественные минуты богослужения присоединить свои благодарственные молитвы к молитвам людей, находящихся в храме, бывает звон, называемый к достойно.

Звон к достойно начинается при пении: « Достойно и праведно есть покланятися...», —и бывает до пения: «Достойно есть, яко во истину... »

После поклонения Пресвятой Троице священник, сняв звездицу с дискоса, приглашает верующих выразить Господу благодарность не только поклонением, но и пением победной песни: « Победную песнь, поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще (то есть возблагодарим Господа, воспевая Ему от всех сил души, победную песнь)», — и верующие отвечают на это приглашение пением победной песни, составленной из песни ангелов, окружающих престол Божий на небе, и песни иудеев, с которой они встретили Христа во время торжественного входа Его в Иерусалим: « Свят, свят, свят, Господь Саваоф (Господь воинств), исполнь (наполнены) небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних! ».

Слова — поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще победную песнь — указывают, что мы воспеваем славу Божью вместе с теми высшими ангелами, окружающими престол Божий, которых пророк Иезекииль видел в откровении под образом четырех животных, имеющих по четыре лица: орла, тельца, льва и человека. Так как лица эти есть символы душевных качеств или сил ангелов, то славословие, произносимое четырьмя лицами ангела, есть славословие от всех сил души его. Сообразно различному способу славословия сих лиц ангельских, употребляются выражения: поюще (славословие орла), вопиюще (тельца), взывающе (льва), глаголюще (человека).

Осанна — еврейское благожелание, значит: дай спасенье, спаси. Осанна в вышних значит: да спасет, да поможет Всевышний.

Возблагодарив Бога за все Его благодеяния поклонением и хвалебною песней, священник произносит слова, которыми Христос установил таинство причащения, служащее памятником высочайшей любви Божьей к людям: « Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (которое за вас раздробляется) во оставление грехов, и пийте от нея (из чаши) вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов ».

Кровь Ветхого Завета есть кровь животных, которых приносили в жертвуи которые были прообразами Христа; кровь же Нового Завета есть Кровь Христова, пролитая за наше спасение. Так как в кровь Христову таинственно претворяется вино, приносимое на литургии, то новозаветная жертва называется бескровною.

Верующие произносят: « Аминь ». Тогда диакон возносит, то есть приподнимает дискос и потир, а священник, воспоминая, как спасительную, заповедь Христа: « Сие творите в Мое воспоминание », — так и все Им совершенное для нашего спасения: крест, гроб, Воскресение, на небеса восхождение, одесную селение и славное второе пришествие, по всему этому и для всего этого, возглашает: « Твоя от Твоих (Твое от Твоих даров) Тебе приносяще о всех и за вся ».

О всех (по всему), то есть по всем выраженным причинам; и за вся (для всего), то есть для всех вышесказанных целей.

Верующие, продолжая возглас священника, поют: « Тебе поем (Тебя воспеваем), Тебе (Тебя) благословим, Тебе благодарим (Тебе приносим благодарность), Господи, и молимтися (молимся Тебе), Боже наш ».

Во время протяжного пения этой песни священник молится, чтобы Господь ниспослал Духа Святаго на принесенные дары, освятил их и претворил хлеб этот в истинное Тело Свое, а вино в истинную Кровь Свою, и затем благословляет дары. Сначала он благословляет хлеб (агнец), говоря: « И сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего », — потом благословляет вино в чаше, говоря: « А еже в чаше сей, честную кровь Христа Твоего », — и затем благословляет хлеб и вино вместе, говоря: « Преложив Духом Твоим Святым ». В эти минуты силой Божьей хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь