Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БОГОСЛУЖЕНИЕ ПО IV гл. АПОКАЛИПСИСА



IV глава Апокалипсиса содержит очень важное в литургическом отношении видение, из которого явствует, что богослужение, совершаемое на земле есть лишь прорыв сквозь время к тому единственному и вневременному богослужению, которое Вселенская Церковь (в том числе и все силы бесплотные! ) совершает на небе:

«И тотчас я был в духе (т. е. в состоянии духовного экстаза) и вот престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий...». Сидящий не назван по имени и никак не описан, т. к. это Первое Лицо Св. Троицы, Личность всецело трансцендентная, которая может только указываться бессловесным мистическим жестом апофатического богословия. Или обозначаться сравнением с драгоценными камнями: «И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.» Камни эти в иудео-христианской символике — всё те же «Урим и Туммим» (Исх. XXVIII, 30); буквально — «Свет и Совершенство», а радуга является знамением милости Божией, как это было после Потопа при заключении Общего Завета с Ноем.

«И вокруг Престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы». Несомненно, что белые одежды есть знак чистоты и святости, а венцы — знак победы над искушениями. Сами же 24 старца в контексте иудео-христианских представлений могут быть только образами всего прославленного человечества, как В-Заветного (по числу 12-ти колен израилевых), так и Н-Заветного (по числу 12-ти апостолов). Но в контексте самого Апокалипсиса эти старцы в коронах суть ещё и «Царственное священство» (Ср. Апок. I, 6: «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу...»).

А так как земная Церковь рассматривается отныне в качестве иконы небесной Церкви, то мы обязаны спросить:

Кто соответствует в земной Церкви конца Апостольской эпохи небесным священнодействующим старцам?

Само слово «старец» по гречески читается «пресвитер». Прот. Николай Афанасьев так и пишет: Троны старцев — пресвитеров Апокалипсиса соответствуют седалищам пресвитеров, как предстоятелей Евхаристического собрания... В Евхаристическом собрании престолы старцев занимали пресвитеры, а престол Сидящего занимал старейший или первый пресвитер». («Церковь Духа Святого» стр. 182; 235).

Этот первый пресвитер очень скоро станет епископом. Но, как мы знаем, в I веке епископов ещё нет. Нет и священников (они появятся только в IV веке). Нет вообще антитезы «священники» и «мiряне», ибо все члены народа Божиего обладают царственно-священническим достоинством. Это достоинство они получают в таинстве крещения и особенно в таинстве миропомазания. Но не забудем, что таинства Священства ещё нет! А что же есть? Есть особое служение предстоятельства. И только.

Давайте вспомним, кто по апостолу Павлу совершает богослужение (1 Кор. XII, 28, 30; Еф. IV, 11)?

Совершителями богослужения являются:

Апостолы, но главная функция их служения — основание Церквей. Кроме того после гонения Нерона (67) большинство из них погибло. Остались:

Пророки, т. е. «говорящие в Духе», имеющие особый дар откровения. («Дидахи» прямо пишет: «Пророки суть ваши архиереи»).

Учители, т. е. имеющие харизму благодатного учительства (ср. с последующими «старцами»). Ещё Ориген ставит их наравне с пресвитерами. И вполне вероятно, что пресвитеры, как таковые произошли именно от учителей.

Они имели дар слова, они учительствовали во время синаксиса (Литургии оглашенных) и вполне логично, что они же возглавляли народ Божий приносящий благодарение. Ибо в Апостольский век благодарение приносил весь Народ Божий, как имеющий священническое достоинство. Преломлял же хлеб и подавал чашу старейший — пресвитер.

Итак, мы можем воотчию представить себе теперь Евхаристическое собрание конца I века:

Агапа уже завершилась.

Первенствует старейший пресвитер, который сидит на тронном возвышении (и с него же учительствует). Справа и слева от него «седалища», т. е. места сослужащих пресвитеров, которые распологаются полукругом. Перед ним уже оформившийся «Жертвенный престол» и семисвечник:

«И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (указание на третью ипостась Св. Троицы и семь даров Духа. Ср. Ис. XI, 2).

«И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу...» так преобразилась в небесах небес Ветхозаветная по происхождению умывальница для священников (и сейчас ещё православный архиерей и католический священник умывают руки перед Евхаристическим служением).

Далее описаны ангельские животные в виде шестикрылых серафимов «исполненных очей», которые являются также эмблемами 4-х евангелистов (Телец — Луки; Лев — Марка; Орёл — Иоанна; Человек Матфея). И животные и старцы «Воздают благодарение», т. е. совершают Евхаристию. Но самое замечательное, что они при этом поют:

«Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель...». Вот вам и будущая Трисвятая песнь или как говорят католики Sanctus. Около 120 г. шестой папа римский Сикст I введёт эту песнь в состав Евхаристической молитвы. И ныне она существует во всех чинах литургии, отделяя т. н. Префацию (благадарение) от Анамнесиса (Воспоминания).

Таким образом к концу I века уже начинает складываться т. н. Евхаристический канон.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛИТУРГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

И в заключение нашей лекции мы уже можем попытаться реконструировать чинопоследование апостольской литургии конца I века:

1. Пение псалмов, а возможно и гимнов. — 1 Кор. XIV, 26

2. Чтение Свящ. Писания — 1 Кор. XIV, 26

3. Поучения (или Проповедь) пресвитеров — 1 Кор. XIV, 26

3а. Высказывания пророков и рассуждения — 1 Кор. XIV, 29.

4. Молитвы о себе и всём мiре — 1 Тим. II, 1—2.

5. Благодарение Бога и хлебопреломление.

6. Преподание Св. Даров под обоими видами.

Я не утверждаю, что эта последовательность элементов соблюдалась каждый раз неукоснительно. 1-й, 3а и 4-й пункты могли блуждать практически по всей литургии. Но в целом схема тяготела именно к этим опорным точкам, подтверждение чего мы увидим в следующих лекциях.

БОГОСЛУЖЕНИЕ II ВЕКА

Сегодня мы будем говорить о богослужении II века, т. е. о том, что нам известно из весьма немногих и разнородных источников. Нам придётся рассмотреть эти источники по порядку на фоне основных событий II века. А он, как известно, открывается гонением имп. Траяна (98—117 гг.)

ЕПИСКОПСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

В это гонение погибли сщмчч. Климент — папа († 101), Симеон еп. Иерусалимский (63—107) и Игнатий Богоносец — еп. Антиохийский († 110). Обратим внимание, что все трое — епископы. Т. е. с самого начала II века мы уже видим т. н. «Монархический епископат». Св. Климент уже вполне типичный Римский папа, который ощущает свою кафедру первенствующей и на этом основании вмешивается в очередной раскол Коринфской Церкви. Он даже пишет собственное увещательное «Послание к Коринфянам» и по жанру это уже типичная папская энциклика, занудная и поучительная. Но для историков она очень важна, ибо освещает (правда очень тусклым светом) момент перехода власти от пресвитеров к епископам. Этот переход совершался отнюдь не безболезненно.

В 1 главе Послания папа Климент хвалит коринфян за послушание своим пресвитерам. А из дальнейшего изложения выясняется, что эти пресвитеры низвергнуты и идёт спор о том кому быть епископом. Самые интересные для нас главы — 62-я и 64-я. В 62 главе, Климент, сам будучи епископом, защищает епископат как якобы установленный ещё в Ветхо-Заветной Церкви (! ). И апостолы «проповедуя по странам и городам, первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли во епископы». В 64-й главе Климент утверждает, что апостолы, якобы, дали «Закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение».

Легенда творится прямо на наших глазах! Не мудрено, что католические интерпретаторы находят здесь учение о «передаче апостольских полномочий», на котором основан догмат о главенстве папы.

На самом деле — это мираж. Климент отнюдь не говорит, что епископское служение продолждает апостольское. Да это и невозможно, ибо это всё-таки разные служения. Апостолы поставлены самим Христом для основания Церквей, А епископы исполняют в них служение предстоятельства. Климент говорит лишь о том, что это служение не должно прерываться (что означало бы перерыв в бытии местной Церкви). В этом смысле он и пишет о преемстве (читаем ещё раз внимательно! ): «Апостолы наши... поставили вышеозначенных служителей (т. е. епископов), и потом присовокупили закон, чтобы когда они (епископы), почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их (епископов, а не апостолов! ) служение».

Т. о. всё становится на свои места. Речь у Климента о епископском преемстве, а не об апостольском. Если бы апостолы могли иметь преемников, то ими были бы, конечно, другие апостолы, а не епископы. Правда, епископы поставляются апостолами (гл. 62-я), но воспринимают от них не служение апостольства, а служение предстоятельства (которое было лишь одной из функций апостольства). Поэтому никакая «передача апостольских полномочий» принципиально невозможна. Ошибка Климента лишь в том, что он ещё не отличает епископов от пресвитеров. Но это как раз не удивительно: ведь епископское служение только ещё зарождалось.

Откроем теперь послание св. Игнатия еп. Антиохийского к Смирнянам, написанное десятилетием позже. И мы сразу увидим, что власть епископа над Церковью уже окончательно упрочилась: «Все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитерству как апостолам. Диаконов же почитайте... Без епископа никто не делай ничего... Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви...» и т. д. (гл. VIII).

Как мы должны комментировать этот текст? Обычно обращают внимание на первое употребление здесь слова «кафолическая» (т. е. Вселенская) Церковь. Но это аспект экклезиологический, а не литургический. В литургическом аспекте замечательна последняя мысль: «Непозволительно без епископа... совершать вечерю любви». Почему? Конечно же потому, что в 110 г. агапы ещё были соединены с Евхаристией. А Евхаристию теперь совершает только епископ. Правда, из текста следует, что он может делегировать это, очевидно, пресвитеру. Но пресвитер будет делать это только с разрешения епископа, т. е. в случае нужды. А какая же могла быть нужда в Антиохии? Дело в том, что Антиохия была одним из крупнейших городов империи. Христианская Церковь в ней существовала с 37 г. (Деян. XI, 22—24), т. е. уже более 70-ти лет. Значит, выросло три христианских поколения и они просто не помещались в доме одного епископа. Поэтому часть общины собиралась в домах пресвитеров. Лишнее доказательство того, что даже в Антиохии ещё не было христианского храма.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь