Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ «АПОСТОЛЬСКИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ»
Мы уже знаем Эфиопский извод этой Литургии, который есть в ваших хрестоматиях и занимает там всего 2 страницы. Причём вся анафора умещается в 25 строк. Схема её: PAEJ. «Санктуса» ещё нет, т. е. по-видимому, это действительно середина — вторая половина III века. А сейчас посмотрим во что превращается эта же Литургия к концу IV века. В «Апостольских постановлениях» эта Литургия рассматривается дважды. Сначала — в 57-й главе II книги — со стороны внешней (кто где стоит и кто что делает), причём основное внимание обращено на преанафоральную часть. Затем — в 5—15 глл. VIII кн. даётся само чинопоследование с полным текстом Евхаристического канона. В общем описании неприято поражают наставления к диаконам, которые должны следить, чтобы женщины не болтали, а «пусть они сидят, соблюдая молчание», «Равным образом диакон должен наблюдать за народом, чтобы никто не перешептывался, не дремал, не смеялся и не кивал...» Совершенно ясно, что это уже не первохристиане, для которых Евхаристия была центром и смыслом жизни. Этот болтающий, хихикающий и дремлющий в храме народ — вчерашние язычники, для которых участие в новом государственном культе — всего лишь одна из гражданских обязанностей. Чинопоследование, описываемое с 5-й главы VIII книги, следует непосредственно за описанием поставления во епископа и потому начинается словами: гл. V: «На утро пусть посадят его прочие епископы на принадлежащее ему место, приветствовав его целованием о Господе. И, после чтения из Закона и пророков (т. е. Ветхозаветных чтений), также из посланий наших и деяний и из Евангелий, рукоположенный пусть приветствует Церковь словами: Еп: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и общение Св. Духа (будет) со всеми вами». (2 Кор., XIII, 13). Народ: «И со духом твоим». После же сего приветствия пусть он говорит к народу поучение, а по окончании, когда встанут, диакон, взойдя на некоторое возвышение должен возгласить: «Да никто из слушающих, да никто из неверных». Следовательно, перед нами схема обычного синаксиса Литургии оглашенных: Чтение из Ветхого Завета. Чтение Посланий и Деяний апостольских. Чтение из Евангелия. Апостольское приветствие. Проповедь. Отпуск оглашенных. Вместе с тем, всё уже значительно усложнено. оглашаемые и кающиеся разделены на несколько рязрядов, которые отпускаются по отдельности. Об этом 6-я, 7-я и 8-я главы VIII книги: гл. VI — «Помолитесь оглашенные». Все верные также пусть молятся со вниманием о них, говоря — «Господи помилуй». Диакон же продолжает о них говоря: — «Об оглашенных все усердно помолимся Богу, чтобы Он, благий и человеколюбивый... заступил их и дал им прошения сердец их на пользу, открыл им Евангелие Христа Своего, просветил их и вразумил, научил их богопознанию...» и т. д. «...Встаньте оглашенные. Просите мира у Бога, через Христа Его, мирного и безгрешного дня и всего времени жизни вашей, христианской себе кончины, отпущения грехов... Наклонитесь и примите благословение». Т. о. мы видим, что употребляемая ныне ектения об оглашенных в основных частях уже сформировалась к концу IV века. «Когда же оглашенные наклонят головы, то рукоположенный епископ пусть благословит их таким благословением: — «Боже Вседержитель, нерожденный и неприступный...» После сего диакон пусть скажет: «Оглашенные, выйдите в мире». И по выходе их говорит: «Помолитесь, одержимые духами нечистыми. Усердно все помолимся о них, чтобы человеколюбивый Бог через Христа запретил нечистым и злым духам и избавил рабов своих от власти противника...» Гл. VII приводит молитву епископа об одержимых: «связавший сильного и расхитивший все вещи его (Мф., XII, 29), давший нам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию (Лк., X, 19) ... Сын великого Отца, запрети злым духам и избавь творения рук Твоих...» По выходе одержимых таже процедура повторяется над просвещаемыми, а затем (в VIII гл.) — над кающимися. ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ «АПОСТОЛЬСКИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ» Литургия верных начинается возгласом диакона: «Никто из немогущих да не входит! Одни верные преклоним колена, помолимся Богу через Христа Его: О мире и благосостоянии мiира и святых Церквей помолимся. О Святой Вселенской и Апостольской Церкви, от концов до концов сущей, помолимся, чтобы Господь соблюдал и охранил ее непоколебимою до кончины века, основанную на камне, (Мф., VII, 15) И о здешней святой области (т. е. церковной епископии) помолимся...» и т. д. Т. о. здесь, в X главе мы находим Мирную или Великую ектению, которая, как и ектения об оглашенных сформировалась тоже в IV веке. Просительная ектения сформировалась в следующем V веке, а Сугубая — только в X веке. После Мирной ектении епископ произносит молитву XI главы: «Господи Вседержитель в высоких живущий, Святый, во святых почивающий, Безначальный, преподавший нам через Христа началоведения... Сам и теперь призри через Него на сие стадо Твое и избавь его от всякого неведения и лукавства...» Диак: «Будем внимательны». Еп.: «Мир Божий со всеми вами». Народ: «И со духом твоим». Диак: «Приветствуйте друг друга целованием святым» (Рим., XVI, 16), т. е. лобзание мира, которое совершаеися в таком порядке: клирики —> епископа; мужчины —> мужчин; женщины —-> женщин. Гл. XII: Диак: «Да никто из оглашенных... Да никто против кого-либо! Прямо перед Господом, стоя со страхом и трепетом, будем приносить». Т. е. начинается Приношение: «диаконы должны принести дары епископу к жертвеннику. А пресвитеры пусть станут по правую и по левую стороны епископа, как бы ученики, стоящие при учителе. Два же диакона с той и другой стороны жертвенника пусть держат рипиды из тонких кожиц или из павлиньих перьев, и тихо отгоняют ею маленьких летающих насекомых, чтобы они не попали в чаши...» Впоследстви рипиды сделаются символическими крыльями ангелов, серафимов и херувимов. Причём возникает специальная «Херувимская песнь» во время Великого входа. Само же приношение в Православии раздвоится на Проскомидию (приготовление даров) и Великий вход (перенос их на престол и поминовение). А у католиков останется более древний и цельный порядок. АНАФОРА В «АПОСТОЛЬСКИХ ПОСТАНОВЛЕНИЯХ» Сразу после Приношения в XII гл. следует изложение Анафоры: Еп.: «Благодать Вседержителя Бога и любовь Господа нашего Иисуса Христа и общение Св. Духа — со всеми вами. Народ: «И со духом твоим». Еп.: «Горе ум». Народ: «Имеем ко Господу». Еп.: «Будем благодарить Господа». Народ: «Достойно и справедливо». Еп.: «Поистине достойно и справедливо, прежде всего, воспевать тебя, истинно сущего Бога, существующего прежде всяких порождений... единого, нерожденного и безначального...» и т. д. Это уже Префация, т. е. благодарственная молитва, которой открывается Евхаристический канон. Она огромна. Она в 23 раза больше Префации Эфиопского извода и в 5 раз превышает Префацию Литургии Василия Великого (! ). Её благодарение охватывает всю историю Творения и все благодеяния Божии, известные из Ветхого Завета. Эта молитва традиционным путём (т. е. через упоминание ангелов) переходит в Санктус. Затем следует Анамнесис с установительными словами, Эпиклесис, который просит о ниспослании Духа и Интерцессия. Это тот порядок, которому Будут следовать все Иерусалимско-Антиохийские (Византийские) Литургии. Вместе с тем её величина и перегруженность деталями беспрецедентна и почти необъяснима. Т. е. ясно, что здесь уже нет апостольской простоты, нет элементарного вкуса и меры. Какие-то византийские реформаторы пытаются подражать псалмам, но в результате получается нечто вроде библейского компендиума или лексикона. А может быть это для того и сделано, чтобы даже Евхаристический канон использовать в целях катехизаторских, т. е. учебных? Так думает, например, Краббе. По крайней мере, это очень характерная для Византии, но неудачная попытка. Понятно, что Литургия с таким искуственным и громадным Каноном не могла удержаться в истории. Даже на протяжении IV века мы не находим ни одного свидетельства об её совершении. Многие литургисты считают, что она так и осталась на бумаге, не будучи в силах конкурировать с более совершенными Литургиями ап. Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоустого. О них — в следующей лекции. ЛИТУРГИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ТИПА Итак, в прошлый раз мы с вами говорили о том, что в IV веке (в эпоху государственной парадигмы и церковной централизации) начался пересмотр литургии и выработка окончательной редакции для каждого каждого отдельного патриархата. Вехами этого процесса стали, например, Карфагенские Соборы 397 и 407 годов, которые постановили, что литургии могут употребляться только после предварительного рассмотрения Соборами. Таким образом, это было соборное творчество, в результате которого сложились основные редакции и типы литургий. Сегодня мы рассмотрим Литургии Византийского типа: ап. Иакова, Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Армянского. В существующем виде все они состоят из множества напластований. И, разбирая их, сравнивая их между собой, мы должны прежде всего установить для них некую единую стратиграфическую шкалу. СТРАТИГРАФИЧЕСКИЕ ВЕХИ Вехами этой шкалы являются отдельные литургические элементы, появление которых мы можем датировать с относительной точностью. Например, мы уже говорили, что впервые находим Великую ектению в 10-й главе VIII книги «Апостольских постановлений». Следовательно, она окончательно сложилась к концу IV века и те слои, в которых она содержится, не старше конца IV века. Более сложен вопрос с датированием такого элемента, как Трисвятая песнь («Святый Боже...») после Малого входа. Официальная Византийская историография («Хроника» Иоанна Малалы времён имп. Юстиниана I) связывает его с КПльским землетрясением, которое было чудесно прекращено, когда народ, по примеру некоего отрока, воспел Трисвятую песнь. Дата землятрясения, по разным источникам: 438, 447, 449 годы, т. е. это середина V века. Однако, как доказал наш петербургский литургист проф. Николай Дмитриевич Успенский, «Хроника» Малалы беззастенчиво сфальсифицирована в угоду имп. Юстиниану, а гимн «Святый Боже» составлен, скорее всего, ещё свт. Василием Великим († 379 г.) во время его борьбы с арианами (370-е гг.). Более того: «Такой гимн мог появиться только в IV веке, в разгар арианской смуты». (Успенский Н. Д. «Византийская Литургия» в сб-ке «Богословские труды» N°21, с. 39). Т. о. вполне вероятно, что Трисвятая песнь самим Василием Великим включена в чин Литургии его имени. Просительная ектения сформировалась в V веке. К этому же времени относятся культ Богородицы, возникший в связи с христологическими спорами. Следовательно, и Богородичные молитвы в Литургии не старше V века. Теперь относительно Символа веры. До V века его читали только один раз в году — в Великую Пятницу (при крещении катехуменов). А за каждой Литургией его впервые стали читать в 471 г. КПльский патриарх Тимофей распространил этот обычай на всю империю. Следовательно, если мы в чине какой-нибудь древней Литургии встречаем Символ веры, то это — вставка VI века, не ранее. То же можно сказать о гимне « Единородный Сыне...», который был включён имп. Юстинианом I в чин столичной Литургии в 536 г. Интересно, что уже этот имп. Юстиниан боролся с утверждающейся практикой произносить важнейшие Литургические молитвы тайно. Он даже издал специальное постановление о произнесении их в полный голос (Новелла 137, гл. 6). Но объективный ход процесса сакрализации Византийского богослужения был сильнее. Следовательно, на протяжении VI века (начавшегося правлением имп. Юстиниана) и совершался переход к практике тайного чтения. И если мы в каком-нибудь чине Литургии находим тайные молитвы, то это указывает на время после VI века. То же самое можно сказать о пении Херувимской песни на Великом входе. По свидетельству Георгия Кедрина, она была введена в чин Литургии в царствование имп. Юстиниана II (565—578 гг.), точнее ок. 573 г. Следовательно, если мы встречаем в чине Литургии Великий вход с Херувимской, то это — слой, образовавшийся после VI века. Вообще, функция Херувимской — заполнить паузу во время перенесения Св. Даров с жертвенника на престол. Это косвенно свидетельствует о том, что уже при Юстиниане в КПле начинается формирование Проскомидии. В своём подробнейшем исследовании «Исторический обзор чинопоследования Проскомидии» (М., 1895 г.) Сергей Муретов относит время её повсеместного установления к рубежу VII и VIII веков. Это — характернейший момент Восточной императорской Литургии, и он тесно связан с чином входа императора. На Западе Проскомидии нет. А вот пение Аллилуария между чтением Апостола и Евангелия впервые появилось именно на Западе — в Риме при папе Дамасе (IV в.), а на Востоке было заимствовано лишь в VII века. К тому же VII веку относится пение «Да исполнятся уста наша Твоего, Господи...» в конце Литургии. Антифоны изобразительные, которыми начинается современная Литургия, ещё более поздние. Это VIII—IX века. Сугубая ектения, вставшая у нас на место проповеди после Евангелия, — это X век. Пение «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и пренепорочную...» в ходатайственной части Евхаристического канона Литургии Иоанна Златоустого датируется 980 г. Наконец, к XIV веку относится последняя редакция этой Литургии КПльского патриарха Филофея. Но потом, уже в XV веке появляется тропарь «Господи, иже пресвятого Твоего Духа...», в эпиклесисе Литургии Василия Великого. Таким образом, Литургия развивалась до XIV—XV веков. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы